33. Букв. (у Порф.) построил ( κοδμησε) ребро в жену. 34. Προσκολληθσεται — слав. прилепится; оставляем, хотя и не особенно красивое, слово, оставленное в синодальном переводе здесь и в Евангелии (Матф. 19:5). 35. Греч. ρονιμτατος — у Шлейснера: callidissimus, в синод. и у Штэйнберга: хитрее, у Макария хитрейший, слав. мудрейший; бл. Феодорит: «Моисей назвал мудрым змея, как самого хитраго». 36. Греч. τ τι — слав. что яко? 37. Т. е. знать добро и зло после вкушения его плодов. 38. Греч. ξλου — слав. древа, переводится обычно в множественномъ ч. и в синод. и у Порфирия также мн. ч. 39. Слав. Бог соотв. греч. Θες- ват., text. recept., а в алекс. и др. нет, у Феотоки даже Κριος Θες. 40. По согласному изъяснению христианских богословов, в 15 ст. заключается обетование первоевангелия: вечная вражда злого духа с людьми и конечная победа над ним Семени жены, иже есть Христос (Гал. 3:16; Рим. 16:20; Ефес. 6:12). 41. Слав. в болезнех соотв. вульг. dolore, а по греч. λπαις — скорбях. 42. Т. е. полная зависимость от мужа, лишение главенства (Златоуст) и подчинение обманувшей обманутому. 43. Слав. Бог — соотв. text. recept., ват., лук. Θες, а в алекс. Κριος Θες. 44. Греч. ξβαλεν — выкинул; «насильственно удалил» (Иннокентий Херсон.); слав. изрине. 45. Слав. ед. ч. Херувима нет соотв., по греч. τ χερουβμ и по евр. мн. ч. и по отеческому пониманию Златоуста, Дидима, Евсевия, Иоанна Дамаскина, были херувимы приставлены, у Макария и Порфирия множ. число, только Феодорит разумеет «некое страшное» существо (ед. ч.). У Иоанна Дамаскина блюстители положил еси падшему древа животного херувимы (Октоих 2 гл. канон 6-я песнь 1-й тропарь воскр.). Но оставляем единственное число, принятое в слав., синодальном, и перев. Петербургской академии. 46. Греч. ρομαα — меч, сабля. 47. Слав. прич. зачат соотв. лук., text. recept., ват. συλλαβοσα, а об. συνλαβε. 48. Греч. δια το Θεο — по воле Божией о разыножении людей (Быт. 1:28) и об Обетованном Семени (Быт. 3:15). (Златоуст и Прокопий Газский).

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

35-36). Но что за этим следовало, не походило на прежнее. Ядоша, сказано, вси и насытишася, и взяша избытки укрух, седмь к о шниц исполнь. Ядших же бяше четыре тысящи муж е й, разве жен и детей (ст. 37-38). Но почему тогда от пяти тысяч осталось двенадцать коробов, а здесь от четырех тысяч осталось семь корзин? Итак, для чего и почему остаток был меньше, хотя и евших было меньше? Можно сказать, что или корзины были больше коробов, или если не то, надобно думать, что Господь опять, чтобы сходство чуда не довело их до забвения, таким различием пособляет их памяти, чтобы, помня сделанное иначе, помнили то и другое чудо. Поэтому-то в первом случае число коробов с остатками делает равным числу учеников, а теперь число корзин равным числу хлебов. И в этом Он обнаруживает неизреченную силу и свободу могущества, показывая, что и так и иначе может творить чудеса. Подлинно, делом не малого могущества было то, что Он соблюл число как тогда, так и теперь: тогда было пять тысяч, а теперь четыре тысячи, остатков же было ни больше, ни меньше, в первом случае — числа коробов, а во втором — корзин, хотя число евших было различно. И что далее следует, подобно прежнему. Как тогда, оставив народ, Христос вошел в корабль, так и теперь. И Иоанн тоже говорит (Иоан. VI, 17). Так как никакое чудо не располагало столько народ следовать за Ним, как чудо хлебов, — даже хотели не только за Ним следовать, но и сделать Его за это царем, — то Христос, избегая даже и вида властолюбия, удаляется после этого чудотворения; и не пеший уходит, но, чтобы не мог следовать народ, входит в корабль. И отпустив, говорит евангелист, народы, влезе в корабль, и прииде в пределы Магдалински (Матф. XV, 39). И приступивше Фарисее и Саддукее, просиша Его знамение с небесе показати им. Он же ... рече ...: вечеру бывшу глаголете в е дро, чермнуетбося небо! и утру! днесь зима, чермнуетбося дрясел у я небо. ... Лице убо небесе умеете разсуждати, знамений же времен о м не можете. Род лукав и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, токмо знамение Ионы пророка.

http://predanie.ru/book/68213-tolkovanie...

( Иоан.2:13 ; Матф.21:31 ), сказал Господь; а св. Апостол Павел учит, чтобы в церкви, особенно во время общественной молитвы, все было благообразно и по чину ( 1Кор.14:40 ). А потому, если кто, то совершающие во храме Божием службы Богу – в особенности должны вести себя благочинно, чтобы все верующие, смотря на них, входили в храм как в чертог Царя Небесного, где по словам Иоанна Златоустог о, предстоят и служат ангелы, где отверзается самое небо, где Христос на престоле Своем (Бесед. 16 на послан, к Евр.) «В храме стояще, на небеси стояти мним». 35 . И по гражданским нашим законам все должны входить в храм Божий с благоговением, без усилия; пред иконами стоять так, как благопристойность и святость места требуют, никаких разговоров не чинить, с места на место не переходить, и вообще не отвращать внимания православных от службы ни словом, ни деянием, ни движением, но пребывать со страхом в молчании, тишине и во всяком почтении. Во время совершения божественной службы запрещается прикладываться к чудотворным и местным иконам, но исполнять сие пред начатием, или по окончании службы (т. XIV уст. о пред. и прес. прест, ст. 3, 6, 7 и 8 изд. 1890 г.). 36 . Во время присутствия в церкви Императорской фамилии, пространство от места, где духовенство священнодействует до мест, для нее назначенных, никому не занимать (там же ст. 5). 37 . За пред алтарною решеткой и на солее не дозволяется во всякое время никому стоять (II. С. З. 2 окт. 1805 г. 21931). Во время службы запрещается подавать Государю и иным властям просьбы. (Там же ст. 9). 38 . Вовсе воспрещается входить в храм еретикам во время богослужения (Тим. Алекс, пр. 2), юродивым, одетым в кощунное одеяние (II. С. З. 25 июля 1732 г. 6136) и жене находящейся в очищении и родившей до истечения сорока дней от рождения младенца (св. Дион. пр. 2). 39 . Нищие не должны бродить по церкви и просить милостыню, во всяком случае их не следует выводить из церкви во время службы или брать под арест (II. С. З. 14 авг. 1731 г. 5832). Примечание.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но Гал. Ев. и другие списки первых двух ред. (кроме Карпинского) приб. пршьдъ же въ обрте – соответственно некототорым греч. кодексам, также прибавляющим ες Βηθαναν. б) перевод: Мф.5:9 бл (ο ερηνοποιο). Гал. Ев. и все древние списки: съмирющеи. 5:32 и аще иушеницю (πολελυμνην) Гал. Ев. и все древние списки: и иже потьбгоу помлеть. прелюбы дть. 19:12 су бо скопц (ενοχοι). Гал. Ев. и все списки первой, второй и четвертой ред.: соуть. бо 26:39 преше мал. паде на свое (πεσεν π πρσωπον ατο). Гал. Ев. и все списки первых двух редакций переводят свободнее: и прешьдъ мало паде ниць. 27:15 на праздни же б игемн (κατ δ ορτν, нын. на вскъ же праздникъ). Гал. Ев. и другие списки первых двух ред.: на вскъ же днь б игемоноу. Мк.15:28 и с безаконники (λογσθη). Гал. Ев. и все списки первой, второй и четвертой ред.: и съ бы. Лук.11:50 да взищеть кро вс прр (να κζητηθ). Гал. Ев. и другис древние списки: да кръвь всхъ прркъ. Ин.4:6 б же ту сточнии (πηγ). В древних слав. списках πηγ перев. в одних стоуденьць (Гал., Ассем., Map., Никол. и др.), в других в – кладзь (Зогр., Арх. 1092 г., Юр. и др.). 4 . Наконец, не мало имеет Алексиевский список Нового Завета и так сказать личных, только ему принадлежащих особенностей перевода, но встречающихся в предшествующих ему славянских списках и не принятых в нынешнюю печатную Библию. Таковы а) варианты: —194— Мф.6:15 ин оц же ка (с опущ. вамъ) согршен У Тишендорфа φσει читается в тексте без приб. μτν, каковое прибавление указано в вариантах. 8:25 и (с опущ. ег). взбдиша и. И в греч. только некоторые списки·после ο μαθητα приб. ατο. 9:35 и вс неду вску зю (с опущ. въ людехъ). В греч. прибавление ν τ λα указано у Тишондорфа в вариантах, – сл. Матф. 4:23 . 16:2–4 он кща ре и. ро лкавыи и т. д. Слова 2-го стиха: вечер бывш и т.д. и весь 3-й стих в Алексиевском списке опущены, согласно с многими греч. кодексами. У Тишендорфа соответствующие греческие слова в тексте поставлены в скобах.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

ст. 40). И отошед немного (Матф. ст. 39), на вержение камня (Лук. ст. 41), пал на лицо Свое (Матф. ст. 39), на землю (Марк. ст. 35), молился и говорил (Матф. ст. 39): Отче Мой! все возможно Тебе (Марк. ст. 36); о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня (Лук. ст. 42) впрочем, не как Я хочу, но как Ты. И приходит к ученикам, и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со мною? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение. Дух бодр, плоть же немощна. Еще отошед, в другой раз молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ея, да будет воля Твоя! И пришедши, опять находит их спящими, ибо у них глаза отяжелели. И оставив их, отошел опять и помолился в третий раз, сказав то же слово (Матф. ст. 39–44).Явился же Ему ангел с небес, укрепляя Его; и, находясь в борении (factus in agonia, т.е. почти при смерти), прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю. Встав от молитвы, Он пришел к ученикам и нашел их спящими от печали (Лук. ст. 43–45) и говорит им: вы все еще спите и почиваете (Матф. ст. 45); кончено (Марк. ст. 41); вот приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников. Встаньте, пойдем; вот приблизился предающей Меня» (Матф. ст. 46). Так повествуют евангелисты о Гефсиманской молитве. Несомненно, они сохранили для нас только основной смысл ее и не передали нам ее в буквальной точности и полноте содержания. Это видно из упрека Спасителя, обращенного к Петру: «так и одного часа вы не могли побыть со Мною» ( Mamф. XXVI, 40 ), тогда как для произнесения слов молитвы, приведенных в евангелии, требовалось гораздо меньше времени 12 . Согласимся, что в этом упреке Спасителя слово: «час» нужно понимать не буквально. Во всяком случае, объятые непонятною сонливостью, предоставив Учителя полному и страшному, более страшному, чем когда-либо, одиночеству, апостолы, конечно, могли слышать только начальные или более громкие возгласы молитвы. Впрочем, Дух Святой, обещанный ученикам Христовым для наставления их «на всякую истину» ( Ин. 14:16, 17–26, 15:26, 16:13 ), несомненно, сообщил бы нам их устами и более подробностей о Гефсиманском молении, если бы это было для нас нужно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Матф. 22, 35–46 . Зач. 92 35 Некоторый законник подошел к Иисусу Христу, и искушая Его, спрашивал, говоря: 36 Учитель! Какая наибольшая заповедь в законе? 37 Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. 38 Сия есть первая и наибольшая заповедь. 39 Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. 40 На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. 41 Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их: 42 Что вы думаете о Христе? Чей Он сын? Говорят Ему: Давидов. 43 Говорит им: Как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: 44 Сказал Господь Господу моему: седи одесную меня доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? ( Псал. 109.1 ) 45 И так, если Давид называет его Господом; как же Он сын ему? 46 И никто не может отвечать Ему ни слова: и с того дня никто уже не смел спрашивать Его. Ст. 35. 36. Что за вопрос: какая наибольшая заповедь в, законе? который однажды предложил Иисусу Христу иудейский законник, и почему законник предложил Ему такой вопрос? Иудейские ученые различали в законе большие и меньшие заповеди, и вопрос, какая из заповедей наибольшая, был спорным, т. е. ими не было окончательно решено это: одни заповедь о обрезании, другие о жертвах считали самою большою. Предложен же был Иисусу Христу этот вопрос не одним известным законником (т. е. знатоком законов и гражданских и религиозных), а через него всеми иудейскими учеными, и предложен с целью – искусить Его, т. е. поставить в затруднение, или довести до того, не скажет ли Он чего несогласного с законом Моисеевым, чтобы иметь повод обвинить или унизить Его. Ст. 37. Что значит, что любить Бога должно всем сердцем, всею душой и всем разумением своим? Т. е. любить Бога должно больше всего и любить всецело: всем сердцем, – чтобы сердце не любило ничего земного больше Бога, всею душой, – всем существом своим, со всеми его стремлениями, желаниями и делами, всем разумением, – любить разумом своим. Ст. 38. Почему заповедь о любви к Богу есть первая и наибольшая заповедь? Потому что Бог есть существо, высшее всех существ.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

Оттого и таким образом, что оно отвлекает человека от добродетелей христианских, которые ведут в царство небесное, какова любовь к Богу и ближнему и располагает к порокам, влекущим к вечной погибели, каковы: гордость, скупость, жизнь роскошная, рассеянная, и проч. Что особенно поучительного в сем евангельском чтении? То, что не должно домогаться богатства не имеющим его и не должно иметь привязанности к немцу богатым: оно погибельно для души. Евангелие тринадцатой недели по пятидесятницы Какое евангелие 13 недели? Притча о винограднике и виноградарях (работниках в винограднике), избивших слуг и убивших сына хозяина виноградника, в которой незадолго до своих страданий Иисус Христос предсказал, что иудеи, о которых Бог так заботился и которых так приготовлял к принятию Спасителя, убьют Его. Матф. 21, 33–42 . Зач. 87. 33 Был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню, и, отдав, его виноградарям, отлучился. 34 Когда же приблизилось время плодов; он послал своих слуг к виноградарям, взять свои плоды. 35 Виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. 36 Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили также. 37 Наконец послал им своего сына, говоря: постыдятся сына моего. 38 Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его, и завладеем наследством его. 39 И, схватив его, вывели вон из виноградника, и убили. 40 И так, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? 41 Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти; а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои. 42 Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла; это от Господа и есть дивно в очах наших? ( Псал. 117. 22. 23 ). Объясните притчу эту. Ст. 33. Кто разумеется под хозяином, насадившим виноградник? Что означает устроенные хозяином: самый виноградник, ограда вокруг него, точило и столп, среди него, отдача его виноградарям и отлучка хозяина?

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

Проекты «Правмира» Мы ответили на 15922 вопросов Опубликованы ответы на 2464 вопросов Какие добрые дела должен творить христианин? Доброго времени суток. Батюшка, будьте любезны, какие добрые дела должен творить христианин? Спасибо. Анна. Отвечает священник Филипп Парфенов: Здравствуйте, Анна! В Священном Писании, как Ветхого, так в особенности Нового Завета, об этом говорится во многих местах. Ну хотя бы в данном евангельском отрывке (Матфея, гл. 25): Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, 32 и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; 33 и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. 34 Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: 35 ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; 36 был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. 37 Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? 38 когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? 39 когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? 40 И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Также Христом озвучено так называемое «золотое правило» в расширенной формулировке: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Матф.7:12). С уважением, священник Филипп Парфенов. Поделиться Похожие вопросы: Популярные вопросы Вопросы с некорректным обратным адресом Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter © 2003-2024 АНО «Православие и Мир» Лицензия Минпечати Эл ФС77-44847 Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения Редакции.

http://pravmir.ru/vopros-otvet/kakie-dob...

Так и было сделано. Христиане, узнав о такой жестокой казни Иакова, все остались у себя в домах и молили Господа о помощи ему перенести казнь, И сам он попросил позволения помолиться пред казнию. Казнь началась, и св. мученик мужественно терпел жестокие страдания, и, после отсечения каждого члена, произносил или краткую молитву или поучение и утешение себе. „Изведи из темницы душу мою, чтобы славить Имя Твое, Господи. Аминь», сказал, наконец, Иаков пред отсечением главы. Члены и кровь мученика христиане собрали и честно погребли (Ч.-М. 27 ноября).   9. Библейские тексты о Боге    Бог есть един только: слушай, Израиль, Господь, Бог наш, Господь един есть (Втор. VI:4). – И молился Езекия пред лицом Господним, и говорил: Господи, Боже Израилев, седящий на херувимах! Ты один Бог всех царств земли, Ты сотворил небо и землю. (4 Цар. XIX:15). – Ибо Ты Велик, и творишь чудеса; Ты, Боже, Един Ты (Псал. LCXXV, 10). – Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, Единого Истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа (Иоан. XVII, 3). – Итак, об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого (1 Кор. VIII:4). – Один Бог и Отец всех, Который над всеми, и чрез всех, у во всех нас (Еф. IV:6).    Един Бог в тех лицах: итак идите, научите все народы, крестя их во Имя Отца и Сына и Святого Духа (Матф. XXVIII, 19). – Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами. Аминь (2 Кор. XIII, 13) – Три свидетельствуют на Небе: Отец, Слово и Святой Дух; и сии три суть Едино (1 Uoah:V, 7).    Нет никакого иного Бога, кроме Единого: тебе дано видеть сие, чтобы ты знал, что только Господь (Бог свой), есть Бог, (и) нет еще кроме Его (Втор. IV:35). – Видите ныне (видите), что это Я, Я – и нет Бога, кроме Меня: Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю: и никто не избавит от руки Моей (Втор. XXXIII:39). – Нет столь святого, как Господь; ибо нет другого, кроме Тебя; и нет твердыни,, как Бог наш (1 Цар.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

Аминь.  . БЕСЕДА 65 1. Не тотчас по выходе из Галилеи Иисус пришел в Иерусалим. Во время пути Своего Он произвел много чудес, посрамил фарисеев и рассуждал с учениками — о нестяжательности: " если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое " (Матф. 19:21); о девстве: " кто может вместить, да вместит " (Матф. 19:12); о смиренномудрии: " если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное " (Матф. 18:3); о воздаянии в настоящей жизни: " всякий, кто оставит дома, или братьев, или сестер, получит во сто крат " (Матф. 19:29) в настоящем веке, и о наградах в будущей: " и наследует жизнь вечную " (Матф. 19:29); тогда уже приближается к этому городу, и перед вступлением в него опять беседует с ними о страдании Своем. Не желая, чтобы страдание это совершилось, ученики легко могли забывать о нем. Поэтому Христос непрестанно напоминает им, чтобы частым напоминанием приучить их ум помышлять об этом и смягчить их скорбь. Не без причины Он рассуждает с ними об этом и наедине. Не нужно было распространять об этом молву в народе и говорить открыто, потому что отсюда не произошло бы никакой пользы. Если ученики, слыша о страданиях, возмутились, то гораздо более возмутился бы простой народ. Но что же, — скажешь ты, — разве это не было открываемо народу? Было открываемо и народу, но не так ясно. " Разрушьте " , говорил Он народу, " храм сей, и Я в три дня воздвигну его " (Иоан. 2:19); или еще: " род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка " (Матф. 12:39); и еще следующими словами: " еще недолго быть Мне с вами; будете искать Меня, и не найдете " (Иоан. 7:33-34). А к ученикам говорил не так, но открыл им и эту истину, равно как и другие, гораздо яснее. Для чего же Господь и говорил, если народ не понимал силы слов Его? Для того чтобы он узнал впоследствии, что Иисус Христос предвидел Свое страдание, и добровольно шел на него, а не так, как бы не знал этого, или против воли. Ученикам же предсказывал не только с этой целью, но, как я сказал выше, и для того, чтоб они, укрепленные ожиданием, тем удобнее перенесли Его страдание, и чтобы нечаянное приближение последнего не привело их в крайнее смущение.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1904...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010