Фото: АР Как на Майдане – множество священников в облачении явились служителями междоусобной брани, и, вместо того, чтобы удерживать людей от кровопролития, ободряли их продолжать в том же смертоубийственном духе. Если бы они вместо этого увещевали людей идти по домам или хотя бы воздерживаться от насилия, многие люди из «небесной сотни» были бы живы и здоровы. Но политические интересы оказались куда важнее пастырской ответственности. К счастью, у нас, в России, нет майдана – но есть люди, которые видят подстрекательство к убийству вполне совместимым со званием христианина. Когда Бог говорит «не убий», а политическая вражда кричит «смерть гадам», человек оказывается перед необходимостью решать, кто для него более авторитетен – ревущая толпа или Господь Бог. Может ли христианин участвовать в «политике ненависти»? На это есть простой и ясный ответ – нет. Божия заповедь «не убий» воспрещает, среди прочего, подстрекать к убийству. Изъявления ненависти (а глумливые насмешки и издевательства, пожелания всяческих бедствий и смерти, наконец, прямые призывы к убийству – это именно изъявления ненависти) – несовместимы с истинной верой. «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей» (1Иоан. 3:15). Может ли христианин быть политиком в первом смысле – дипломатом, ведущим переговоры о мире и сотрудничестве, общественным лидером, представляющим интересы сограждан? Да, и в некоторых случаях – должен. Мы слышим на каждой Литургии, «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Матф. 5:9) Миротворчество, усилия по поддержанию гражданского и международного мира – это именно политическая деятельность. Мы читаем у Пророка «научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову» (Ис.1:17) – и это тоже политика, как бы мы сказали сейчас, “общественная деятельность, направленная на защиту интересов наиболее уязвимых групп граждан». Противостояние бессмысленной и разрушительной ненависти, забота об интересах людей, особенно наиболее уязвимых – это и есть христианская политика. Неистовое злословие в сетях – это, на самом деле, и не политика, и уж точно не христианство. Это то бедствие, о котором сказано «злоречивые… Царства Божия не наследуют» (1Кор. 6:10).

http://pravmir.ru/hristianin-i-dve-polit...

А где ангелы небесные живут, не на небе ли? И вот мы подбираемся к главному, – небо может еще восприниматься как высокий предел вселенной. И даже как нечто запредельное – как «место, где» Бог живет. Небо и Бог… Посмотрите, в Евангелии на равных правах существуют выражения Царство Божие и Царство небесное. Откроем первые строки Нагорной проповеди: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Матф. 5:3). У евангелиста Матфея смиренным людям обещано Царство небесное. Еще раз перечитаем ту же Нагорную проповедь, по другому Евангелию: «Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие» (Лук. 6:20). Здесь Царство небесное названо Божиим. У слова «небо» есть много значений, обнаруживается несколько смысловых слоев. И эта «небесная многозначность» проступает в русском слове «небеса» («небо» во множественном числе) и в древнееврейском слове «шамаим» («небо» в двойственном числе). Вознесение и обожение – Куда же вознесся Господь Иисус Христос? – На небо, к Богу. – Подождите, Христос ведь и Сам – Бог? – Да. – Значит, Он всегда присутствует на небе? – Правильно. Как Бог Он всегда на небе, но Он же не только Бог. – Не только, Он еще и Человек, Богочеловек… – Христос вознесся именно как Человек – «туда, где» всегда пребывал как Бог. – И что это означает? – Что человеческая природа Христа получила в Вознесении несказанную славу, которую имеет только Божественная природа. – О славе Христос молился перед Пасхой… – И это прямо относится к нашей теме. Христос в Гефсимании говорит Богу Отцу: «Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» (Ин. 17:4–5). Извечно Сын Божий имел небесную Божественную славу, и Он после Пасхи ее получает уже как Сын Человеческий. – В Евангелии Христос молится о небесной славе, и наш Символ веры тоже исповедует Христа «восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца; и паки грядущаго со славою…» Между Вознесением и Вторым славным Пришествием Христа есть «промежуточный» момент. Что он означает? Что такое седение одесную Отца?

http://pravmir.ru/kuda-voznessya-hristos...

Они ограничивали свое религиозное служение формальным исполнением обрядов, что почиталось за праведность, а сами стремились к земной власти, удовольствиям, богатству и почестям, проявляли высокомерие и гордыню. Молитва фарисея «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди» (Лука 18:11) наглядно выражает настроения и мысли всего их класса и демонстрирует национальное высокомерие иудеев. Однако были и такие иудеи, которые считали себя несчастными и жалкими, слепыми, нищими и нагими духовно. Они то и жаждали чтобы явилась «Благодать Божия, спасительная для всех человеков» ( Тит.2:11 ). Эти люди, сознавая свои недостатки и греховность, просили Бога подобно мытарю в его молитве: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лука 18:13). Именно таким людям, которые искренне каются в своих грехах, осознают и ценят помощь Иисуса Христа и желают идти по пути создания добра, Иисус Христос предлагает сменить тяжесть их греха на Богатство Его праведности, говоря: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» ( Матф.11:28 ). Таким людям Христос предлагает счастливую жизнь. Счастье по учению Иисуса Христа -это Царство Божие. Для того, чтобы быть счастливым, нужно быть членом Царства Божьего, то есть жить с Богом в душе, то есть служить Богу, жить по Его заветам, делать добрые дела. Царство Божие начинается на земле (в земной жизни человека) и продолжается на небе в Вечности. По учению Иисуса Христа, Царство Небесное есть Блаженство, Совершенное Благо, Добро, Красота и Любовь. Это Царство вечно. Оно не зависит от случайностей. Его никто не может отнять у человека. Именно это Царство Небесное унаследуют нищие духом, от имени которых сказал Апостол Павел: «Мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем» ( 2Кор.6:10 ). Потому, что их духовное богатство открывает им (а их пример и другим людям) путь в Царство Небесное. Таким образом, в первой заповеди говорится о людях, которые сознают свои недостатки и свою греховность, и каются в этом, сами понимая, что без помощи Бога ничего не достигнут. Такие люди не проявляют гордыни, эгоизма, похвальбы, а становятся кроткими и смиренными, то есть нищими духом. За это они получат награду от Бога в виде того, что станут блаженными, то есть счастливыми, радостными. Поэтому первая заповедь Блаженства представляет собой главное условие жизни человека, и говорит о том, что христиане должны оставить соблазны и земное богатство, и в нищете духа следовать за Христом по жизни, творя добро, проявляя смирение и кротость, и освобождаясь от греха и вожделений бренного мира. Так как: «Кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» ( 1Иоан.2:15–17 ). Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

Вера в якобы грядущее благоденствие человечества еще здесь на земле – так называемый «хилиазм»  – решительно осуждена Христовою Церковью на 2-м Вселенском Соборе, ибо для нее нет никаких оснований в Евангелии, учащем лишь о все большем и большем, с течением времени, «умножении беззакония» и «изсякновении любви», так что от «великой скорби», которая -тогда настанет, «не спаслась бы никакая плоть» ( Матф. 24, 12, 21–22 ), если бы пришествие Христово не положило всему этому конец. Таково ясное учение христианской Церкви о судьбах мира. Как православные русские люди, любящие свое отечество – святую Русь, – можем мы, конечно, питать в глубин души, несмотря на явные знамения времен, тайную надежду на спасение, возстановление и возрождение нашей Родины России, но твердым основанием для такой надежды должны быть  мы сами  – есть ли в нас истинное покаяние, стремление к исправлению греховной жизни, способны ли мы к такому духовному возрождению, какою ждем от нашей Родины? Если все это есть, слава Богу! Тогда мы сможем заслужить милость Божию еще в этой жизни и дождемся великой радости спасения нашей Родины и возстановления Святой Руси. Тогда получим мы благостную оторочку всеобщего конца от долготерпеливого Господа. Но только не для того, чтобы опять начать жить беспечно, не помышляя об ожидающем нас конце. Мысль о близости и внезапности Второго Пришествия Христова никогда, и в несчастии и в благоденствии, не должна оставлять нас, ибо она заповедана нам Словом Божиим. И никто не вправе относить сроки кончины мира и Второго Пришествия Христова к какому-то далекому, неопределенному будущему, убаюкивая этим себя и других и ослабляя свою духовную бодренность несбыточными надеждами на установление какого-то мнимого рая на земле. К таким проповедникам, поблажающим страстям людским и в то же время внушающим надежду на какое-то светлое будущее, вполне применимы строгие прещения на лживых пророков, которые мы находим в книге св. пророка Иеремии. Они говорят: «мир! мир! когда нет мира». (Иерем. 6, 14) и тем вводят народ в заблуждение (Иезек. 13, 10). Они, по словам пророка, проповедуют «ложь и обман своего сердца. Господь Саваоф говорит о таких пророках: не слушайте слов их: они обманывают вас, разсказывают мечты сердца своего, а не от уст Господних. Они говорят: «мне снилось, мне снилось»... Вот, Я – на пророков ложных снов, говорит Господь, которые разсказывают их в вводят народ Мой в заблуждение своими обманами и обольщением. Никакой пользы не приносят они народу своему» (Иерем. 23, 16–17, 25–32).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

“А ты, когда постишься...”    Продолжая излагать свои мысли о посте, Иисус Христос провозгласил: “А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.” (Матф.6:17-18). Как нужно понимать эти слова Спасителя?     Для того чтобы разобраться в этих словах, нужно знать о том, что в древнееврейском государстве люди очень часто совершали омовение своих тел (то есть купались). А также очень часто мазали волосы различными пахучими маслами. Об этой процедуре говорили так – умащать волосы маслом. Это увлажняло волосы и одновременно заменяло собой духи. Совершение этих гигиенических процедур было вызвано жарким климатом Палестины.    Книжники и фарисеи, чтобы показать свою чрезмерную набожность во время поста, как правило, не умывали своих лиц, не купались, не смазывали волосы маслом и не расчесывали их. Временная неряшливость помогала им выглядеть более унылыми и печальными. Их тоскливый вид дополнялся также рваной старой одеждой или рубищем, которое они одевали во время поста, и волосами, посыпанными пеплом. Завершающим штрихом внешности постящихся фарисеев была умелая актерская игра с унылым выражением лица, печальными жестами, мимикой грусти и печальным голосом. Именно с таким внешним видом, якобы убитых горем и страданием людей, фарисеи и книжники отмечали все дни поста.    Как уже говорилось, фарисеи и книжники это делали для того, чтобы выглядеть постящимися людьми и продемонстрировать народу свое чрезмерное благочестие, за которым скрывалось лицемерное служение Богу. Потому что искренние чувства осознания своей греховности и раскаяния в сердцах этих комедиантов, какими были фарисеи и книжники, отсутствовали.    Говоря в Своих проповедях о том, что у них есть Отец Небесный, Господь Бог, фарисеи и книжники во время поста из-за своего жалкого вида выглядели как несчастные сироты о которых некому позаботиться. То есть своим внешним видом они не походили на служителей Бога у которых есть Отец Небесный, проявляющий свою отцовскую заботу об этих людях.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Для получения спасения первое условие – вера, как равно вера же нужна и для получения всего, просимого вами у Бога. «Веруете ли, что Я могу исцелить вас?» Спрашивал Иисус Христос слепцов, просивших Его о исцелении. Евангелие восьмой недели по пятидесятнице Какое евангелие восьмой недели? О чудесном насыщении пятью хлебами и двумя рыбами пяти тысяч человек. Матф. 14, 14–22 . Зач. 58 14 Иисус увидел множество людей, и сжалился над ними, и исцелил больных их. 15 Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его, и сказали: место здесь пустынное, и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения, и купили себе пищи. 16 Но Иисус сказал им: не нужно им идти; вы дайте им есть. 17 Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы. 18 Он сказал: принесите их Мне сюда. 19 И велел народу возлечь на траву, и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, переломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу. 20 И ели все, и насытились: и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных. 21 А евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей. 22 И тотчас понудил Иисус учеников своих войти в лодку, и отправиться прежде него на другую сторону, пока Он отпустит народ. Ст. 19. Что значит, что Иисус Христос, перед раздачей хлебов народу, воззрел на небо и благословил? Т.е. произнес молитву и, как у иудеев было в обычае главе семейства благословлять трапезу, благословил ее. Ст. 22. Для чего Иисус Христос понудил учеников в лодке отправиться вперед Его? У еванг. Ионна (6, 15) говорится, что Иисус Христос узнал, что по поводу чуда насыщения 5 хлебами 5 тысяч народа, хотят нечаянно взять Его и сделать царем. Почему, чтобы не дать народу войти в сношение со своими учениками и поселить в них такую же мысль, столь несогласную с планом божественного домостроительства, тотчас удалил их отсюда. С другой стороны, эти Господь научает, не гоняться за людской славою и не привлекать к себе толпы. Что особенно поучительного в сем евангельском чтении? Иисус Христос перед насыщением народа хлебами молился. Вот для нас пример молитвы перед вкушением пищи, чтобы Господь благословил вкушение ея на пользу. Пусть обратят внимание в сие обстоятельства особенно те, кои оставляют святое обыкновение молиться перед вкушением и после вкушения пищи. Евангелие девятой недели по пятидесятнице

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

Теперь же, предложив вам надлежащую беседу о проклятии и показав важность этого зла, считаемого ничтожным, я через это загражу необузданные уста и открою вам недуг тех, которые употребляют проклятие, как случится. У нас дошло дело до такого бедственного состояния, что, находясь в крайней опасности, мы не сознаем этого, и не преодолеваем гнуснейших из страстей, так что на нас исполнилось пророческое изречение: « неочищенные и не обвязанные и не смягченные елеем » (Ис. 1:6). С чего же я начну говорить об этом зле? С постановлений ли заповедей Господних, или с вашей неразумной невнимательности и бесчувственности? Но, когда буду говорить об этом, не станут ли некоторые смеяться надо мной, и не покажусь ли я исступленным? Не возопиют ли против меня, что я намереваюсь беседовать о таком прискорбном и достойном слез предмете? Что же мне делать? Я скорблю и сокрушаюсь душой и терзаюсь внутренне, видя такую бесчувственность, когда наши дела превзошли преступления иудеев и нечестие язычников. Я встречаю на дороге людей, не имеющих ума, научившегося божественному Писанию, и даже вовсе ничего не знающих из Писания, и с великим стыдом молчу, видя, как они беснуются и пустословят, « не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают » 1 Тим. 1:7), невежественно дерзают преподавать одно только свое учение и проклинать то, чего не знают, так что и чуждые нашей вере смеются над нами, — людей, не заботящихся о доброй жизни, ни научившихся делать добрые дела. 2. Увы, какие бедствия! Увы мне! Сколько праведников и пророков « желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали » (Матф. 13:17); а мы обращаем это в шутку! Вникните в эти слова, увещеваю вас, дабы нам не погибнуть. Ибо, если через ангелов возвещенное учение было твердым, и всякое преступление и преслушание получало справедливое наказание, то, как мы избежим его, не радея о таком спасении? Какая, скажи, цель евангелия благодати? Для чего совершилось явление Сына Божия во плоти? Для того ли, чтобы мы терзали и снедали друг друга? Заповеди Христовы, которые во всем совершеннее повелений закона, особенно требуют от нас любви.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

    Открой уста твои и съешь, что Я даю тебе. Яви себя, говорит, достойным слов Моих, и прими духовную пищу, так что как в Евангелии говорится: имеяй уши слышати, да слышит (Лук. 8:8), подобным же образом и здесь говорится: кто имеет открытые уста, чтобы есть, пусть ест. Поэтому и псалмопевцу Господь говорит: разшири уста твоя и исполню я (Псал. 80:11), а он отвечает: уста моя отверзох и привлекох Дух (Псал. 118:131). И апостол Павел, который имел в себе сокровища мудрости и знания и в котором вещал Христос Господь, пишет. Коринфянам: уста мои отверзошася к вам, Коринфяне (2 Кор. 6:11). И о Спасителе сообщает Матфей: отверз уста Своя учаше учеников (Матф. 5:2).    Ст. 9. И увидел я, и вот рука послана ко мне.    Вместо посланной руки LXX перевели простертая. Она сокращается теми, которым Он говорит чрез пророка: „разве стала сокращенною и уменьшенною рука Господня“ (Исаии 50, 2)? И в Псалме: вскую отвращаеши руку Твою и десницу Твою от среды недра Твоего в конец (Псал:73, 11)? Наконец при страдании Он простер крылья Свои и принял учеников и нес их на плечах Своих и сказал: прострох руце Мои вес день к людем неверующим (Исаии 65, 2), чтобы собрать сынов Израилевых, как курица собирает птенцов под крылья свои, — и простертием рук Моисея Израиль побеждает Амалика (Исх. гл. 17).    Ст. 9—10. В ней была свернута книга, и Он развернул ее передо мною, и она была исписана внутри и снаружи, и были написаны в ней плачь, и песнь и горе. И сказал мне: сын человеческий, съешь, что найдешь [в ней].    Вместо свернутой книги LXX перевели глава книги. [Она находилась] в посланной и простертой руке Господа, сидящего на престоле. О Нем и в псалме говорится: в главизне книжне писано есть о Мне (Псал. 39:8). Под главизной мы должны понимать начало. Книга эта, свернутая и запечатанная, исписанная внутри и снаружи или спереди и сзади, была столь трудною, что никто ни на небе, ни на земле, ни под землею не мог открыть и прочитать ее, кроме льва из колена Иудина, корни Давидова и Иессеева, о котором Иоанном в Откровении сказано, что он съел ее (Апок.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

" Тогда ты становишься якобы судия ближняго, и хощешь воссесть на престол единаго Судии — Христа; потому за гордое безумие твое ты и применяешься ко антихристу. (ПРП. ЛЕВ ОПТИНСКИЙ) Авва Моисей: «Умереть для ближнего значит: ощущать грехи свои и не помышлять ни о ком другом, хорош ли он или худ. — Не делай никому зла и ни о ком не мысли зла в сердце твоем. Не презирай того, кто поступает худо. Не входи в общество с человеком, вредящим своему ближнему, и не радуйся с тем, который делает зло другому. Не укоряй никого, но говори: Бог знает каждого. Не соглашайся с клеветником, не забавляйся его злоречием; но и не питай ненависти к тому, кто поносит ближнего своего. Вот что значит не осуждать, по Писанию: не судите, да не судими будете». Послушайте меня, послушайте, злые судии чужих деяний: если истинно то, как в самом деле истинно, что имже судом судите, судят вам (Матф. 7, 6); то, конечно, за какие грехи осудим ближнего, телесные или душевные, в те впадем сами; и иначе не бывает. (прп. Иоанн Синайский, 10:9) Дмитрий 17 ноября 2011, 12:04 Дорогой о Христе Валентин. Я не согласен с Вашей точкой зрения. И вот почему - 1. Христос, сшедший с небес, говорит о Себе - " И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир " (Ин. 8, 47). И где же и кого Он судит в Евангелиях - прокаженных? мытарей? блудниц? бесноватых? Даже фарисеев он не судит, но сожалеет о них и гневается на их ожесточение! 2. При том Христос - действительно грозный Судья мира, Бог, Иже грядет судити живых и мертвых, дана Ему вся власть на небеси и на земли, Он - один Судья, праведный и справедливый. Вы же, Валентин, так же, как и я - " только малое и скороисчезающее зловоние и худший всей твари " (преп. Петр Дамаскин), потому что, - увы! - будучи сами под судом и страхом вечного наказания, мы имеем безумие искать недостатки в других, и при этом не видим разницы между собой и апостолами и даже Господом. Конечно, вы все это понимаете, и, я думаю, неаккуратно используете термин " суд " и " судить " .

http://pravoslavie.ru/49872.html

10 . Усиль свое внимание и не тяготись длинной речи. Когда Он является, то является не тем, что Он есть, является не открытая сущность Его (никто не видел Бога так, каков Он есть, потому, что когда он является со снисхождением, то трепещут херувимы; снисходят и дымятся горы; снисходит и иссыхает море; снисходит и колеблется небо; а если бы Он явился без снисхождения, то кто перенес бы это?) – Он не является тем, что Он есть, а тем, что может видеть взирающий; почему иногда является ветхим, иногда новым, иногда в огне, иногда в ветре, иногда в воде, иногда в оружии, не изменяя Своей сущности, а переменяя вид применительно к разным обстоятельствам. Так точно и тогда, когда хочет сказать что-нибудь о себе, Он употребляет человеческие образы. Например: (Господь) взошел в гору – « и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет » ( Матф 17:2 ). Он открыл, говорится в Писании, немного Божества, показал ученикам обитающего в Нем Бога, « и преобразился пред ними ». Вникните тщательно в эти слова. « и преобразился пред ними », говорится, и заблистала одежда Его как свет, а лицо Его как солнце. Я сказал: Он столь велик и столь высок, и прибавил: помилуй меня, Господи; (впрочем я не настаиваю на этом выражении, но недоумеваю и не знаю другого соответственного выражения). И теперь хочу внушить тебе, что я научился этому от Писания. Евангелист хотел показать блеск Его и сказал: « просияло ». Скажи мне: как Он просиял? Очень светло. Как именно? « как солнце? » Да Почему же? Потому, что я не знаю другого более яркого светила. И был Он « бел, как свет » Почему же – « бел как свет »? Потому, что я не знаю другого более белого вещества. Но что Он не так только блистал, это видно из дальнейшего. « ученики пали на лица свои » ( Матф.17:6 ). Если бы Он блистал, как солнце, то ученики не пали бы: ведь на солнце они смотрели ежедневно и однако не падали; ясно, что он блистал светлее солнца и света, и ученики, не перенесши этого блеска, упали.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010