Святой Иоанн Златоуст полагает, что Ангелы присутствовали, когда Бог вручал Моисею на Синайской горе каменные скрижали с 10-ю заповедями, и сии-то Ангелы, которым вверен был избранный народ Божий, производили на горе Синай трубные звуки, огонь и мрак. Они же принимали участие во всем сказанном и сделанном в Ветхом Завете. Видимо, память об этом участии Ангелов хранилась в иудейском предании. " Ибо не Ангелам Бог покорил будущую вселенную, о которой говорим " (ст. 5) — здесь под " будущей вселенной " надо понимать новооткрывшееся царство Мессии, или " будущую жизнь " , как толкует блаженный Феодорит. В следующих стихах 6-9 [ 6 ] Апостол Павел слова Псалмопевца о естественных преимуществах человека, поставленного во главе подчиненных ему земных тварей, относит к Бого-Человеку Иисусу, Который в Своем лице восставил падшее человеческое естество и вознес человека на ту высоту, для которой он и был первоначально сотворен Богом. Этот 8-ой псалом вообще есть пророческий, ибо из него Сам Господь привел изречение о хвале из уст младенцев и грудных детей при Своем торжественном входе во Иерусалим (Пс. 8:3 [ 7 ] и Матф. 21:16 [ 8 ]). " Но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех " (ст. 9) — здесь под " унижением " надо понимать крестные страдания и смерть Иисуса (ср. Исаии 53:3 [ 9 ]). Это было лишь временное унижение — " не много был " , которое потом привело к славе и самое человеческое естество Господа, превознесенное выше всякой твари. Сам Апостол толкует это унижение в том смысле, что любовь Божия к людям определила Ему " вкусить смерть за всех " . В 10 ст. Апостол устраняет соблазн смерти Иисус Христовой: " Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все (то-есть Богу Отцу), приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил через страдания " . Это значит, что Начальник нашего спасения Христос должен был пройти тем именно путем страданий, которым должны были идти согрешившие люди сами, без Спасителя, если бы только могли дойти сами до своей славы, ради которой они созданы Богом. " Ибо и освящающий и освящаемые, все — от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями " (ст. 11). Смысл здесь тот, что спасение людей чрез Искупителя Христа стало возможным только вследствие того, что Христос принял нашу человеческую природу на Себя. Эту мысль о единстве природы Господа Иисуса Христа и искупленных Им людей или о братстве их по человечеству Апостол Павел подкрепляет ссылками на слова Псалмопевца (Пс. 21:23 [ 10 ]) и пророка Исаии (8:17-18 [ 11 ]), дабы сделать ее для евреев более убедительной.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   Вопрос 43. Как должно относиться к тому, кто будит на молитву? Ответ. Если кто знает тот вред сна, что душа во время оного не сознает сама себя, а также пользу бодрствования, и особенно ту преимущественную славу, когда человек предстает Богу в молитве, то, как к благодетелю, который делает великое и все пожелания превосходящее добро, будет относиться к тому, кто будит на молитву, или на исполнение какой бы то ни было заповеди.    Вопрос 44. А если тот, кого разбудили, огорчится, или разгневается, то чего он достоин? Ответ. На первый раз отлучения и лишения пищи, если способен, пришедши в сокрушение, познать, скольких и каких благ лишает себя по своему неразумию, и таким образом обратившись, возрадуется с благодарностью сказавшего: «помянух Бога и возвеселихся» ( Псал. 76, 4 ). Если же останется бесчувственным, то да отсечется, как загнивший и поврежденный член от тела. Ибо написано: «ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» ( Матф.5, 30 ).    Вопрос 65. Каким образом иной содержит истину в неправде ( Римл.1, 18 )? Ответ. Когда дарованный от Бога блага употребляет во зло по собственным своим хотениям, от чего отрекся Апостол, сказав: «мы не повреждаем слова Божия, как многие» ( 2Кор. 2,17 ); и еще: «никогда не было у нас перед вами ни слов ласкательства, как вы знаете, ни видов корысти: Бог свидетель! Не ищем славы человеческой ни от вас, ни от других» ( 1Сол. 2, 5–6 ).    Вопрос 158. С каким расположением должно принимать наказание? Ответ. С таким, какое прилично больному и находящемуся в опасности жизни, врачуемому отцем и врачом; сколько ни горек и ни мучителен способ врачевания – с полным доверием к любви и опытности наказующего, и с желанием уврачевания.    Вопрос 159. Каков тот, кто огорчается против подвергнувшего его наказанию? Ответ. Он не познал ни опасности греха, особливо-со стороны Бога, ни выгоды покаяния, и не поверил сказавшему: «Искренни укоризны от любящего» ( Притч. 27,6 ), и сам себя лишил пользы, какую имел сказавший: «Пусть наказывает меня праведник: это милость» ( Пс.140,5 ). Таковой вредит братству своим сожительством, развлекая подвизающихся.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Вопрос 43. Как должно относиться к тому, кто будит на молитву? Ответ. Если кто знает тот вред сна, что душа во время оного не сознает сама себя, а также пользу бодрствования, и особенно ту преимущественную славу, когда человек предстает Богу в молитве, то, как к благодетелю, который делает великое и все пожелания превосходящее добро, будет относиться к тому, кто будит на молитву, или на исполнение какой бы то ни было заповеди. Вопрос 44. А если тот, кого разбудили, огорчится, или разгневается, то чего он достоин? Ответ. На первый раз отлучения и лишения пищи, если способен, пришедши в сокрушение, познать, скольких и каких благ лишает себя по своему неразумию, и таким образом обратившись, возрадуется с благодарностью сказавшего: «помянух Бога и возвеселится» (Псал. 76, 4). Если же останется бесчувственным, то да отсечется, как загнивший и поврежденный член от тела. Ибо написано: «ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» (Матф.5, 30). Вопрос 65. Каким образом иной содержит истину в неправде (Римл.1, 18)? Ответ. Когда дарованный от Бога блага употребляет во зло по собственным своим хотениям, от чего отрекся Апостол, сказав: «мы не повреждаем слова Божия, как многие» (2 Кор. 2,17); и еще: «никогда не было у нас перед вами ни слов ласкательства, как вы знаете, ни видов корысти: Бог свидетель! Не ищем славы человеческой ни от вас, ни от других» (1 Сол. 2, 5—6). Вопрос 158. С каким расположением должно принимать наказание? Ответ. С таким, какое прилично больному и находящемуся в опасности жизни, врачуемому отцем и врачом; сколько ни горек и ни мучителен способ врачевания, — с полным доверием к любви и опытности наказующего, и с желанием уврачевания. Вопрос 159. Каков тот, кто огорчается против подвергнувшего его наказанию? Ответ. Он не познал ни опасности греха, особливо—со стороны Бога, ни выгоды покаяния, и не поверил сказавшему: «Искренни укоризны от любящего» (Притч. 27,6), и сам себя лишил пользы, какую имел сказавший: «Пусть наказывает меня праведник: это милость» (Пс.140,5). Таковой вредит братству своим сожительством, развлекая подвизающихся.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

5, 20). Посему Сын — истинный Бог и прежде нежели соделался человеком, и после того, как стал Ходатаем Бога и человеков, человеком Иисус Христом. Это значат слова: Егоже послал еси Иисус Христа, Который в единении со Отцем по духу, а с нами по плоти, и таким образом стал Ходатаем Бога и человеков. Один и тот–же есть не просто человек, но и Бог, как говорит и Иеремия: Сей Бог наш, не вменится ин к Нему. Изобрете всяк путь хитрости, и даде ю Иакову отроку Своему, и Израилю возлюбленному от Него. Посем на земли явися, и с человеки поживе (Варух. 3, 36–38). Когда же поживе с человеки? не тогда ли, как подобно им родился от жены, был младенцем, возрастал, вкушал пищу? И в другом месте говорит Иеремия: глубоко сердце Ему паче всех, и человек есть, и кто познает Его (Иер. 17, 9)? А подобно сему и Исаия говорит: яко Отроча родися нам, и Сын дадеся нам, Егоже начальство бысть на раме Его: и нарицается имя Его: велика совета Ангел, Чуден, Советник, Бог крепкий, Властелин, князь мира, Отец будущаго века (Иса. 9, 6); и в другом месте: се Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог (Матф. 1, 23; Иса. 7, 14). Итак, Родившийся от Девы и Соделавшийся человеком от Богородицы Марии есть Бог. И еще в другом месте говорит Исаия: и видехом Его, и не имяше вида, ни доброты (Иса. 53, 2). Ибо Его же видел он прежде в божеском и преславном образе, седящаго на престоле высоком и превознесенном, и славословимаго Серафимами, которые взывали: свят, свят, свят Господь Саваоф (Иса. 6, 3); а после сего видит Его приявшаго зрак раба и в подобии человеческом. Потому говорит: видехом Его, и не имяше вида, ни доброты: но вид Его безчестен, умален паче есех сынов человеческих: человек в язве сый, и ведый терпети болезнь, яко отвратися лице Его, безчестно бысть, и не вменися. Сей болезни наша носит, и о нас болезнует, и мы вменихом Его быти в труде, и в язве, и во озлоблении. Той же язвен бысть за грехи наша, и мучен бысть за беззакония наша (Иса. 53, 2–5); и в другом месте говорит о Нем: се Бог наш суд воздает, и воздаст, Той приидет и спасет нас.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

А.Г. Долженко Скачать epub pdf «Спасай душу свою» Пояснение цитаты из Библии Трое людей купались в реке, конец течения которой представлял собой водопад. Увлекшись купанием, они незаметно приблизились к водопаду, и заметили, что их начало сносить водой, потому что с приближением к водопаду течение начало ускоряться. Два человека, увидев эту опасность, вовремя выбрались на берег. Они звали с собой и своего товарища. Однако он, отказавшись вернуться на берег, обозвал их трусами. Немного позже этот человек почувствовал, что его затягивает течение реки, но его напряженных усилий уже не хватало, чтобы приплыть к берегу и вода увлекала его в бездну. Мы, люди, подобны этим пловцам. Очень часто мы, не задумываясь плывем по течению жизненных наслаждений, не замечая как нас затягивает в бездну греха. «Спасай душу свою» ( Быт.19:17 ) – говорится в Ветхом Завете. В Новом Завете Спаситель наш, Иисус Христос, указывая нам на путь спасения, сказал: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» ( Матф.6:19–21 ). Между указанными словами из Ветхого и Нового Завета существует неразрывная взаимосвязь, потому что в этих словах речь идет о спасении души человеческой. Путь к спасению, согласно учению Христову, есть отказ от собирания земных сокровищ, то есть приобретения богатств, но есть собирание сокровищ небесных. Сокровища небесные можно приобрести праведной жизнью, совершением добрых поступков, соблюдением Закона Божьего и исполнением иных добродетелей. Именно для этой цели человеку и дана Богом земная жизнь. И если мы, люди, вовремя не одумаемся, как одумались два благоразумных пловца, и не станем на путь добродетели, то можем оказаться в водовороте греха, ведущего к гибели, как это произошло с третьим неразумным пловцом. Помните об этом. Кайтесь и исправляйтесь пока не поздно! Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

А.Г. Долженко Скачать epub pdf «А ты, когда постишься...» Продолжая излагать свои мысли о посте, Иисус Христос провозгласил: «А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.» ( Матф.6:17–18 ). Как нужно понимать эти слова Спасителя? Для того чтобы разобраться в этих словах, нужно знать о том, что в древнееврейском государстве люди очень часто совершали омовение своих тел (то есть купались). А также очень часто мазали волосы различными пахучими маслами. Об этой процедуре говорили так – умащать волосы маслом. Это увлажняло волосы и одновременно заменяло собой духи. Совершение этих гигиенических процедур было вызвано жарким климатом Палестины. Книжники и фарисеи, чтобы показать свою чрезмерную набожность во время поста, как правило, не умывали своих лиц, не купались, не смазывали волосы маслом и не расчесывали их. Временная неряшливость помогала им выглядеть более унылыми и печальными. Их тоскливый вид дополнялся также рваной старой одеждой или рубищем, которое они одевали во время поста, и волосами, посыпанными пеплом. Завершающим штрихом внешности постящихся фарисеев была умелая актерская игра с унылым выражением лица, печальными жестами, мимикой грусти и печальным голосом. Именно с таким внешним видом, якобы убитых горем и страданием людей, фарисеи и книжники отмечали все дни поста. Как уже говорилось, фарисеи и книжники это делали для того, чтобы выглядеть постящимися людьми и продемонстрировать народу свое чрезмерное благочестие, за которым скрывалось лицемерное служение Богу. Потому что искренние чувства осознания своей греховности и раскаяния в сердцах этих комедиантов, какими были фарисеи и книжники, отсутствовали. Говоря в Своих проповедях о том, что у них есть Отец Небесный, Господь Бог, фарисеи и книжники во время поста из-за своего жалкого вида выглядели как несчастные сироты о которых некому позаботиться. То есть своим внешним видом они не походили на служителей Бога у которых есть Отец Небесный, проявляющий свою отцовскую заботу об этих людях.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

Именно грех делает людей враждебными Богу и друг другу, именно он делает земную жизнь несчастной и именно он воспламеняет огонь геенны — ибо люди, которые устраивают ад на земле, тем более устроят  его в вечности. Поэтому Царство нельзя просто навязать людям сверху; они должны глубоко перемениться изнутри, чтобы войти в него. И вот Бог сам нисходит на землю, чтобы спасти людей своих от грехов их (Матф.1:21). Именно как Богу Младенцу и приносят Ладан. Задолго до Его рождения ветхозаветный Пророк Исайя возвестил: «Ибо младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. (Ис.9:6)». На Рождество это пророчество читается в Церкви. Таинственный младенец, который должен родиться — это «Бог крепкий» и «Отец Вечности». Как новорожденный младенец может быть Богом? Для язычников тут не было бы проблемы — для них слово «бог» было не очень большим, богов было много, люди могли поклоняться силам природы, выдающимся людям, да кому угодно. Но в библейском контексте эти слова звучали поразительно — единственный Бог, которого признает Библия, это Творец неба и земли, всего видимого и невидимого. Не «один из», но единый и единственный Бог, и именно Он становится Младенцем, принимает на Себя человеческую природу. Церковь называет это событие боговоплощением, опираясь, в частности, на слова Евангелия от Иоанна «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог... И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.(Иоан.1:1-14)». Иисус Христос, как единая личность, обладает двумя природами — с одной стороны, Он целиком и полностью Бог, Творец мироздания, Тот, кто создал его и поддерживает в бытии, как сказано, например, в послании к Колоссянам, «ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит. (Кол.1:16,17)», предвечный, пребывающий вне времени и пространства. С другой — Он целиком и полностью человек, во всем подобный нам, кроме греха, младенец, родившийся в определенное время и в определенном месте.

http://radonezh.ru/analytics/zoloto-lada...

Что было причиной грехопадения в мире ангельском? Из того же Божественного Откровения заключаем, что причиной была гордыня. «Ибо начало греха – гордость,» говорит сын Сирахов ( Сир. 10:15 ).. Ап. Павел, предостерегая ап. Тимофея от поставления в епископа из новообращенных, прибавляет: «чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом» ( 1Тим. 3:6 ). О злых духах в Ветхозаветном Откровении упоминается только в некоторых местах. Эти места следующие. В третьей главе книги Бытия читаем о «змее,» искусителе первых людей. В первой главе книги Иова рассказывается о действиях «сатаны» в жизни праведного Иова. В 1-ой Царств сообщается о Сауле, что им владел дух лукавый, когда отступал от него «дух Господень.» В 1-ой Паралипоменон (21 гл) читаем по поводу возникшему царя Давида мысли сделать перепись народа, что это «Восстал сатана на Израиля, и возбудил Давида сделать счисление израильтян». В книге пророка Захарии сказано о видении Захарий первосвященника Иисуса, что Иисусу противодействовал «диавол.» В книге Премудрости Соломона говорится: «завистью диавола вошла в мир смерть» (Прем. Сол. 2:24). (Также во Второзак. 32:17: «приносили жертвы бесам, а не Богу» Псал.105:37 : приносили.....в жертву бесам). Несравненно полнее представлены действия сатаны и его ангелов в Новозаветном Откровении. Из него знаем, что сатана и злые духи неустанно влекут людей к злу. Сатана дерзал искушать самого Господа Иисуса Христа в пустыне. Злые духи вторгаются в души и даже в тела людей, о чем свидетельствуют многие события Евангелия и учение Спасителя. О вселении злых духов в людей знаем из многочисленных исцелений Спасителем бесноватых. Злые духи, как бы подстерегают беспечность человека, чтобы увлечь его к злу. «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным, тогда идет и берет с собой семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого» ( Матф. 12:43–45 ). По поводу исцеления скорченной женщины Спаситель сказал начальнику синагоги: «сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?» ( Луки 13:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Для того, говорит, посети и меня, Господи, чтобы мне увидать во время благодеяния новому народу твоему, т. е. христианам, те таинства и духовные блага, которые увидят и они. Потому то и Господь говорил ученикам своим, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видали и слышать, что слышите, и не слыхали ( Матф. 13:17 ). И чтобы радоваться и мне вместе с народом твоим – христианами. О сей то радости и Ангел сказал пастырям: я возвещаю вам радость великую, которая будет всему народу ( Лук. 2:10 ), и сверх того чтоб и мне, говорит, иметь участие в упомянутых благах и похвалу среди жребия нового народа – христиан, имеющего уверовать во Христа.(1) (1) Златословесного: Под благостью к избранным разумей оказанное Богом избранным то великое человеколюбие, по которому Он принял в избрание (к числу избранных) блудников и мытарей и грешников и нищих и рыбарей. Сие-то (избрание) желал увидеть пророк. Ибо сие чудо достойно было зрения; он желал также веселиться при веселии народа, чтобы насладиться участием в таинствах. Пс.105:6 .  Согрешихом со отцы нашими, беззаконновахом, неправдовахом Сии, а равно и вышесказанные слова, должно думать, сказываются от лица тех, которые имели уверовать во Христа из евреев. Ибо от лица их говорит Давид по наставлению от благодати всесвятого Духа; почему и исповедуется во грехах Иудеев, учиненных ими до уверования во Христа. (1) Феодорита: Отцами называет не святых патриархов, но потомков их, ибо это объяснил следующими за сим словами. Златоуста: Это говорит, не желая клеветать на отцов, но желая привлечь милость Божию. Пс.105:7 .  Отцы наши во Египте не разумеша чудес Твоих, ни помянуша множества милости Твоея, и преогорчиша восходяще в Чермное море Предки, говорит, наши Иудеи не уразумели чудес, которые Ты сделал для них,(1) и не поняли милости, которую Ты оказал им; посему Давид говорит как бы так, что предки наши забыли все сие, т. е. когда, приблизившись к Чермному морю, увидели позади себя египтян, от великого страха они стали говорить Моисею с ропотом: потому ли что не было гробов в Египте, ты извел нас, чтобы умертвить (нас) в пустыне? (Исход. 14:11); также: (не говорили ли мы) оставь нас работать египтянам? Ибо лучше нам работать египтянам, нежели умереть в пустыне сей (там же 12). Посему такими исполненными ропота словами своими они преогорчили Бога у Чермного моря. Или они говорили это при восхождении к Чермному морю. А сказал: восходя, потому что Египет, из которого восходили к Чермному морю, по своей местности ниже Чермного моря.(2)

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Нам кажется, что в наши дни не бывает чудес… Неправда! И исцеление болезней есть!  Множество чудес происходит и сегодня. Господь дает силу и благодать через своих угодников, которые носят на себе иго Христово, которое называется благо Его и бремя Его легко есть. («Иго бо Мое благо и бремя Мое легко есть” (Мф. 11, 30). «МНОГОЕ ЗЛО ПРОИСХОДИТ В МИРЕ ИЗ-ЗА ЗАВИСТИ» Какой, по-вашему, самый коварный и опасный грех? Зависть. Многое зло происходит в мире из-за зависти. Это причина многих бед. Зависть подвела Адама и Еву к грехопадению. Зависть заставила Каина убить Авеля. Зависть приводит к войнам. Печерский Патерик рассказывает о том, что происходило из-за зависти между монастырской братией и между светскими людьми, которые, например, замечали расположение преподобных к тому или иному человеку. Зависть – страшный грех, который влечет за собой скорби и болезни. Иногда человек старается погасить зависть внутри себя, но не всегда это получается и может проявиться в другом. Например, человек не выскажет что-то, но сделает зло другому. Вспомните армянина и преподобного Агапита Печерского, который исцелял зельями. Преподобному дали яд, но ничего ему не повредило. Помните житие Иоанна Богослова, которому тоже давали смертоносное? Евангелие свидетельствует о том, что Господь говорит своим ученикам: «Аще что смертное испиете, не повредит вам» (Мк. 16, 17–18). Отчего люди могли бы дать апостолам яд? От зависти! От того, что не было веры. Если человек имеет веру, имеет терпение, Господь посылает ему все необходимое. Завистников мучит зависть, которая приносит много вреда, как им самим, так и обществу. «КАЖДЫЙ СЕГОДНЯ ЖИВЕТ КАКИМ-ТО МГНОВЕНИЕМ, ЗАБЫВАЯ О ВЕЧНОСТИ» Многие люди сегодня участвуют в дискуссиях, декларируя свои взгляды на происходящее в Украине и в мире. Но не всегда эти мнения совпадают с точкой зрения окружающих. Как избавиться от душевных состояний, влекущих за собой печальные последствия, когда человек совершает грехи? Как молиться в минуты уныния? Молиться очень просто. Спаситель мира сказал, молитесь так: «Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь. (Матф.6:9-13)

http://pravmir.ru/namestnik-kievo-pecher...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010