16:23; Марк. 8:33). То есть, Иисус Христос хочет сказать, что Петр думает не о том, что угодно Богу, что Он определил относительно страданий и смерти Мессии, но о том, что выгодно иудеям: будто Мессия — просто человек, хотя и могущественный царь-завоеватель. Человеку свойственно беречь свою жизнь, избегать страданий и стремиться к благополучию, к жизненным удовольствиям и наслаждениям. Но это — путь, на который стремится увлечь людей дьявол, желая их погибели. Не таков путь Христа и Его истинных последователей. «Кто хочет идти за Мною» [быть истинным последователем], — говорит Христос, — «отвергнисъ себя [отрекись от себя, откажись от своей естественной воли и стремлений] и возьми крест свой [настрой себя так, чтобы ради Христа быть готовым на все лишения и страдания, вплоть до смерти] и следуй за Мною [подражай Христу в Его подвиге самоотречения, самоотвержения]. Ибо кто хочет душу [жизнь] свою сберечь [в смысле своего жизненного благополучия], тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня [кто не пожалеет себя ради Христа], тот обретет ее [сохранит свою душу для жизни вечной]. Какая польза человеку, если он приобретет весь мир [достигнет всех почестей и наслаждений мира, приобретет все тленные его сокровища в свое распоряжение], а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Матф. 16:24-26; ср. Марк. 8:34-37 и Луки 9:23-25). Душа человека драгоценнее всех сокровищ мира, и погубленную душу уже ничем нельзя выкупить, никакими земными богатствами. С мыслью о вечной гибели людей, старающихся сохранить себя лишь для этого мира, Господь соединяет мысль о втором и страшном пришествии Своем, когда каждый получит возмездие «по делам его» (Матф. 16:27). Мысль важная, опровергающая утверждения протестантов и сектантов, отрицающих значение добрых дел для спасения. Евангелисты Марк и Лука передают также и другие важные слова Господа: «Кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном [кто сочтет для себя постыдным находиться в числе учеников Христовых и, в частности, исполнять заповедь о несении креста своего], того постыдится и Сын Человеческий [откажется признать его своим последователем], когда придет во славе Отца Своего со святыми Ангелами» [когда грянет страшный суд] (Марк.

http://sedmitza.ru/lib/text/430493/

(И. Смирнова: «Св. пр. Даниил». Рязань, 1879 г., стр. 17, 18...). Так–то рассуждали и поступали в те отдаленные времена благочестивые и верующие люди! ... (ср. Дан. 10:3 )... О пище Спасителя нашего мы уже говорили. Что же касается Его св. Апостолов, то их пищей обыкновенно был хлеб… По крайней мере, в большей части библейских мест, где говорится мимоходом об их пище, называется таковой хлеб [напр., Матф. 15:2 ; Марк. 6:8 ( Лук. 9:8 ); Марк. 8:14; 7:2,5 ; Лук. 25:35 ; Деян. 2:42,46 (20:7 ср.); 2Сол. 3:8 и т. под.]. Хлеб называется и вообще всего чаще в новозаветных библейских книгах – как именно пища [ Марк. 3:20 ; Лук. 14:1 : ср. 7:33; ср. 11:3 (ср. Мф. 6:11); ср. Лук. 12:18 ...42; 14:15; 11:11 (ср. Мф. 7:9 ): ср. Иоанн. 6:7,23,26,32,33,34,35 (и 48),41, 50,51 (и 58); 13:8; ср. Мф. 4:3,4; 15:26 (ср. Марк. 7:27 ): ср. Мф. 26:26; ср. Лук. 15:17 и т. п. и т. п.]. Это несомненно, хотя в некоторых местах слово «хлеб» можно понимать и не в строго буквальном смысле, а в более или менее общем, чего игнорировать, разумеется, нам нельзя. Нельзя игнорировать, конечно, и того, что, будучи рыбарями, некоторые св. Апостолы (уже как такие) могли вкушать и вкушали рыбу (ср. Мф. 4:18. Мрк. 1:16 . Лук. 5:2 ...,11... Иоанн. 21:13. Лук. 24:42 . Иоанн. 21:3...) и, следовательно, не были вегетарианцами... в строгом смысле слова, по крайней мере, вначале. Но что они, по крайней мере, некоторые из них, будто бы не сделались вегетарианцами и потом, этого утверждать мы не можем. Скорее можем утверждать противоположное, основываясь на некоторых, сохраненных нам историей, свидетельствах. Так, в памятнике – несомненно древнем (Bardenhewer: «Patrologie»: 2 Aufl. Freib. im Breisg. 1901: S. 73...) – «псевдо–Клементинах» – сообщается, что св. Ап. Петр – бывший рыбарь – «питался только хлебом, оливами и изредка – овощами (Recogn. 7:6)» (Zockler: «Askese und Monchthum». 2 Aufl. 1 Band. Frankf. a. M. 1897. S. 151). Климент Александрийский («род. около 150 г.», а умер до «215 или 216» г.г.: Bardenh. S. 114) – древний христианский учитель передает, что «Ап. Матфей воздерживался от» употребления в пищу «мяса» («Paedag. 2:1») (Zockler: ibid.). Егезипп – из второго христианского века (Bardenh. S. 104) говорит «об Иакове Праведном, брате Господнем, епископе иерусалимском, председательствовавшем на Апостольском соборе» (А. Иванов: «Руков. к изъяснит. чтению апост. посл.»: изд. 4; СПб. 1893 г., стр. 7), что он не употреблял «вина» и «совершенно воздерживался от мяса» (Zockl. S. 152)... Как бы мы ни смотрели на историческую достоверность этих и подобных им свидетельств, которой всецело отрицать не имеем достаточных оснований, – они, т. е., свидетельства, в высшей степени поучительны и красноречивы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

(Матф. 16:21-28; Марк. 8:31-38 и 9:1; Луки 9:22-27). Вызвав учеников на исповедание Его Мессией и Сыном Божиим, Господь возвещает им о страданиях, ожидающих Его в Иерусалиме, чтобы приготовить их к мысли о земной судьбе Мессии, опровергнуть также чувственные представления иудеев о Мессии и посвятить учеников в великую тайну Своего искупительного подвига. Уже глубоко преданный Господу, но все еще не освободившийся от иудейских представлений о Мессии, как о земном царе, пламенный и решительный Петр не мог вынести этого откровения своего горячо любимого Учителя, но, не решаясь при всех противоречить Ему, отозвал Его в сторону и сказал: «Будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» (Матф. 16:22). Эти слова выражают мысль, что страдания и смерть несовместимы с достоинством Иисуса Христа, как Мессии, как Сына Божия. Господь отвечает на это с негодованием: «Отойди от Меня, сатана!» (Матф. 16:23; Марк. 8:33). Он явно почувствовал, что не Петр говорит Ему, пытаясь отклонить Его от предстоящих страданий, но сам искуситель-сатана, воспользовавшись чистыми чувствами Петра, чтобы привести человеческое в природе Иисуса к колебанию перед подвигом искупления человеческого рода. Замечательно то, что Господь, совершенно недавно назвавший Петра «камнем,» вдруг называет его «сатаной»; этим опровергается ложное учение римо-католиков, будто Церковь Христова основана Господом на человеческой личности Петра. Может ли быть столь изменчиво, непостоянно и неустойчиво основание Церкви Христа, которую «не одолеют врата ада?» И уж если понимать все слова Господа буквально, то пришлось бы сделать совершенно нелепый и невозможный, однако строго логичный, с точки зрения католиков, вывод, будто Церковь основана на сатане! «Ты Мне соблазн!» (Матф. 16:23), —говорит далее Господь Петру. Здесь Иисус имеет в виду то, что Петр, «противодействуя Ему и желая, чтобы не исполнилось то, зачем Господь пришел и на что есть вечное определение Божие, он становится препятствием» (Евф. Зигабен). «Думаешь не о том, что Божье, но что человеческое,» — добавляет Господь (Матф.

http://sedmitza.ru/lib/text/430493/

466 Четьи-Минеи, марта 23 дня. 467 Четьи-Минеи, января 8 дня. 468 Четьи-Минеи, марта 1 дня. 469 Четьи-Минеи, декабря 24 дня. 470 Четьи-Минеи, июня 25 дня. 471 Четьи-Минеи, июня 19 дня. 472 Слово 2. 473 По объяснению блаженного Феофилакта Болгарского. 474 Лествица, слово 4, гл. 43. 475 Преподобного Макария Египетского, беседа 7, глава 5. 476 Святого Исаака Сирского, слова 43 и 48. 477 При изображении отношения бумаги, воды и масла употреблены здесь технические выражения физики. 478 Требник, Последование венчания. 479 Благовестник. Матф. XIX:12. 480 Преподобный Макарий Великий, Слово 1, гл. 13. 481 Преподобный Кассиан Римлянин, Книга IV, гл. V. 482 Преподобный Варсонофий Великий, Ответ 255. 483 Благовестник. Матф. VII:8. 484 Histoire du Christianisme, Fleury, livre 26, chap. 5. 485 Таковы были Савва Освященный (декабря 5), Симеон Дивногорец (мая 24), и многие другие. 486 Так случилось с преподобным Силуаном. Четьи-Минеи, житие преподобного Пахомия Великого, мая 15 дня. 487 Слово 47 488 Лествица, Слово 27, гл. 29. 489 Лествица, Слово 1, гл. 18 и 19. 490 Алфавитный Патерик. 491 Книга 11, гл. 3. 492 Лествица, Слово 1, гл. 4. 493 Предание. 494 Предание. 495 Предание. 496 Предание. 497 Добротолюбие, ч. 4. О святых Отцах, иже в Ските, и о рассуждении. 498 Предание. 499 Предание. 500 Ответ 603. 501 Предание. 502 Предание. 503 Преподобный Симеон, Новый Богослов, Слово о вере, Добротолюбие, ч. 1. 504 Слово III, стран. 42. Издание Оптиной Пустыни 1852 года. 505 Святые Каллист и Игнатий Ксанфопулы, гл. 16, Добротолюбие, ч. 2. 506 Житие преподобного Паисия Великого. Четьи-Минеи, июня 19 дня. 507 Страдание святого мученика Филимона. Четьи-Минеи, Декабря 14 дня. 508 Преподобный Симеон, Новый Богослов, гл. 1. Добротолюбие, ч. 1. 509 Благовестник. 510 Преподобный Марк Подвижник, Слово 1 о покаянии. 511 Благовестник. 512 Слово 4 513 Преподобный Марк Подвижник. О законе духовном, гл. 32. Добротолюбие, ч. 1. 514 Мф.5:29—30. Благовестник 515 Мф.5:33—37. Благовестник 516 Благовестник. 517 . По объяснению Преподобного Симеона, Нового Богослова, Слово 10.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3187...

ж) Слава: ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы ( 1Кор. 2:8 ; срав. Иак. 2:1 ). 4) Божеские действия и власть над всем существующим. Сын Божий называется: а) Творцом мира. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть ( Иоан. 1:3 ). Ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит ( Кол. 1:16–17 ; срав. Евр. 1и 10). 6) Промыслителем. Он есть прежде всего, и все Им стоит ( Кол. 1:17 ); держа все словом силы Своей ( Евр. 1:3 ). в) Совершителем чудес собственной силой: как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет ( Иоан. 5:21 ). Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы ( Марк. 16:17–18 ). г) Владыкой всего, Царем царствующих и Господом господствующих. Он послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир чрез Иисуса Христа; Сей есть Господь всех ( Деян. 10:36 ; срав. Иуд. 4 ). Они будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их; ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей ( Апок. 17:14 ). На одежде и на бедре Его написано имя: «Царь царей и Господь господствующих» ( Апок. 19:16 ). 5) Божеское почтение. Эту мысль выражает Священное Писание, когда – а) заповедует вообще: дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его ( Иоан. 5:23 ); и когда вслед за тем повелевает, в частности: 6) веровать в Сына: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал ( Иоан. 6:29 ). А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа ( 1Иоан. 3:23 ; срав. Иоан. 3:18; 6:40 ; Деян. 16:31; 20:21 ). в) надеяться на Него. Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте ( Иоан. 14:1 ). Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир ( Иоан. 16:33 ). Павел, Апостол Иисуса Христа по повелению Бога, Спасителя нашего, и Господа Иисуса Христа, надежды нашей ( 1Тим. 1:1 ; срав. Матф. 12:11 ; Кол. 1:27 ),

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   Слово к иноку Николаю. Добротолюбие, ч. 1.    Священномученик Петр Дамаскин. Книга 1. Добротолюбие, ч. 3.    Стих 33 и далее.    Алфавитный Патерик и Достопамятные Сказания о авве Исхирионе.    Преподобный Марк Подвижник. Слово 4.    Преподобный авва Дорофей. Поучение 1.    Cassiani Collatio XVIII, cap. V.    Lib. 11. De Nocturnis orationibus caput. V.    Четьи-Минеи, 24 декабря.    Hisoire du Christianisme, par Fleury, livre 2, chap. 6.    Vies des peres des deserts d " Orient.    Четьи-Минеи, марта 1 дня.    Слово 55.    Страдание святого мученика Гордия. Четьи-Минеи, января в 3 день.    Слово 4    Слово 2, гл. 9.    Преподобный авва Дорофей. Поучение 1.    Лествица. Слово 2, гл. 9.    Четьи-Минеи. Житие преподобного Антония Великого, января 17 дня.    Требник. Последование малой схимы.    Четьи-Минеи, января 19 дня.    Четьи-Минеи, мая 15 дня.    Преподобный Кассиан. Слово о рассуждении, Добротолюбие, ч. 4.    Четьи-Минеи, марта 23 дня.    Четьи-Минеи, января 8 дня.    Четьи-Минеи, марта 1 дня.    Четьи-Минеи, декабря 24 дня.    Четьи-Минеи, июня 25 дня.    Четьи-Минеи, июня 19 дня.    Слово 2.    По объяснению блаженного Феофилакта Болгарского.    Лествица, слово 4, гл. 43.    Преподобного Макария Египетского, беседа 7, глава 5.    Святого Исаака Сирского, слова 43 и 48.    При изображении отношения бумаги, воды и масла употреблены здесь технические выражения физики.    Требник, Последование венчания.    Благовестник. Матф. XIX:12.    Преподобный Макарий Великий, Слово 1, гл. 13.    Преподобный Кассиан Римлянин, Книга IV, гл. V.    Преподобный Варсонофий Великий, Ответ 255.    Благовестник. Матф. VII:8.    Histoire du Christianisme, Fleury, livre 26, chap. 5.    Таковы были Савва Освященный (декабря 5), Симеон Дивногорец (мая 24), и многие другие.    Так случилось с преподобным Силуаном. Четьи-Минеи, житие преподобного Пахомия Великого, мая 15 дня.    Слово 47    Лествица, Слово 27, гл. 29.    Лествица, Слово 1, гл. 18 и 19.    Алфавитный Патерик.    Книга 11, гл. 3.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3187...

   Преп. авва Дорофей. Поучение 7. С. 97.    Преп. Марк Подвижник. Слово 1, § 175.    Цветник духовный. Ч. II. С. 55.    Преп. Марк Подвижник. Слово 1, § 92; иером. Алексий Шепелев//Свет Печерский. 1918, 23. С. 364.    Свт. Тихон Задонский. Творения. Т. II. О истинном христианстве, § 335, п. 6. С. 104; свт. Василий Вел. Творения. Ч. I. М., 1853. С. 384; преп. Нил Синайский. Творения. Ч. III, п. 165. C. 93—94; п. 186. С. 108—109; Ср.: Преп. Марк Подвижник. Слово 2, § 9.    Иером. Арсений. Маргарит. С. 164.    Там же.    Тертуллиан. О молитве Господней, XXII.    Свт. Иосиф Волоколамский//Цветник духовный. Ч. I. С. 55.    В житии схиархм. Гавриила.    Помещается в Большом Требнике и в некоторых старых изданиях Молитвослова Киево-Печерской Лавры.    Игум. Антоний. Письма, п. 88. С. 98; см. у него же о молитве в скорбях (п. 11. С. 12); еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. Т. 1. С. 275—276; свт. Димитрий Ростовский. Творения. T. I. С. 102.    Часослов Тропарь, гл. 8-й на 3-м часе.    Триодь Постная. Среда 1-й седм. Тропарь на 6-м часе.    Ирмосы 4-й и 5-й Воскресные, 8-го гласа.    Игум. Антоний Оптинский советует читать эту молитву, находясь в унынии (п. 2. С. 34).    Тропарь праздника в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали».    Тропарь иконе Божией Матери Казанской.    Иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к монашествующим. С. 330, 53; свт. Тихон Задонский. Творения T. I. Изд. V, п. XIX. С. 236 и 223.    Он же. Письма к мирянам, п. 94. С. 192.    Иеросхм. Амвросий Оптинский. Письма. Ч. 1, п. 202. С. 194; ср.: п. 25. С. 36.    Иеросхм. Амвросий Оптинский. Письма. Ч. 1, п. 20. С. 32—33.    Иеросхм. Амвросий Оптинский. Письма. Ч. 1, п. 183. С. 180.    Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. III. С. 163—164.    Там же. С. 463.    Преп. Ефрем Сирин. Творения. Ч. I. С. 336.    Еп. Феофан Затворник. Письма.//Санкт-Петербурский Духовн. Вестник. 1891. 41. С. 812—813.    Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. VII. Толков. 11 на Матф. С. 108—109; см. также: Беседа 39 на Быт.    Филарет, митр. Московский. Сборник мыслей и изречений. М., 1897. С. 42.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

8, ст. 5. †) Великий Потребник в чине миропомазания. Матф. 27 . зач. 105, ст. 26, 27 и 29. Иоанн 6, зач. 28, ст. 58. Марк., 13, зач. 62, ст. 31. Древлепеч. Служебники, содержащие чин Василия Великого , Иоанна Златоустог о и Григория папы Римского. †) Потребник великий и древлепечатные Служебники. Великие же не по количеству, но по действу. Симеон Селукский во главе 68 книги его. Иоанн 1, зач. 8, ст. 29. 2 Моис. 12, ст. 3, 6 и 15. †) Иоанн 19, яач. 3!, сг. 31. ††) 2 Монсей гл. 12, ст. 11 в Григорий Богослон в слов на пасху. †††) Матф. гл. 26, зач. 108, ст. 20. Иоанн гл. 18, ст. 4 и 11. Лука гл. 22, ст. 15. Златоуст в беседах 11 и 18 на послан. Коринф. Матф. гл. 26, зач. 108, ст. 26. Марк гл. 14, ст. 20. Лука гл. 22, ст. 19. 1 Кор. гл. 11, ст. 23 и 24. Матф. гл. 26, зач. 108, ст. 17. Марка гл. 24, ст. 12 и Лук. гл. 22, ст. 7. 2 Моис. гл. 12. ст. 3 и 6. гл. 18, ст. 28 и 29. Матф. гл. 27, ст. 15 и 17. †) Иоанн. гл. 19, зач. 61, ст. 31. ††) Мар. гл. 15, зач. 68, ст. 25, 33, 34, 37. †††) гл. 19, ст.31. 2 Моис. гл. 12, ст. 6, 18 и 19. 1 Коринф. гл. 5 зач. 133, ст. 7 и 8. Матф. гл. 13, зач. 58, ст. 33, и Лука гл. 13, ст. 81. Во многосложном послании л.2-й.. В Октаи 3 го гл. в среду и пяток на утрен. Седалнах. Манеи служебн. Сентяб 14 на литии стихера 6. †) В 8-м гласе ирмосов песнь 5. ††) Собирник гл. 31, л. 104. †††) Триод, 4-й недели поста во вторн, в 8-й песни, и св. Григорий Синаит в крестн, каноне. Минея служебная, Сент. 14 в утренних стихерах. 1 Моисей гл. 8, ст. 10 и 11. 2 Моис. 17, ст. 11, 12 и 13. 2 Моис. 14, ст. 21 и 27, и в 8 гласе ирмосов песнь 1. В Октаи догматик 2-го гласи. Книга минея праздничная,, печат. в Москве 7158-го года, и особо древняя о явлении на Тихвине Богородичной иконы история. Во Псалтырех со возследованием, напечатанных при древних московских патриархах. Книга пролог и летописныя святцы 17 дек. †) Св Иоанн Дамаскин . Книга Стоглавник, составленная на Стоглавнем соборе в лето 7059. Великия Псалтири со возследованием в великие Потребники, напечатанные в Москве, при древних царях и патриархах, до Никона бывших.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

25 ...облачить вас в святое и ангельское одеяние.— Пострижение волос и сложение мирской одежды — подготовительный этап посвящения в монахи. 26 Воски— особый вид подвижников в Месопотамии и Палестине. Они жили в горах и пустынях без крыши над головой, почти без всякой одежды и питались только дикорастущими травами и корнями. 27 ...как научил Давида, когда при стадах своих тот жил в пустыне.— Согласно Ветхому завету, иудейский царь Давид в отрочестве пас овец своего отца. 28 Сколько драгоценных камней ...“лежат на земле его”.— Захар. 9, 16. 29 Не забывай нерадивых работников...— Матф. 20, 6 ел. 30 Под пророкомподразумевается Моисей — см. Исх. 3, 2. 31 Просите, и получите.— Иоанн 16, 24. 32 ...направь ноги рабов Твоих и стопы их на путь мира —ср. Пс. 36, 23; 39, 3 и Лук. 1, 79. 33 Будьте просты, как голуби.— Матф. 10, 16. 34 ...упование всех концов земли и находящихся на чужбине далеко.— Ср. Пс. 64, 6. 35 Возьми щит и латы...— несколько измененная цитата из Пс. 34, 2—3. 36 ...сам пошлет ангела Своего пред лицом вашим...— Ср. Марк 1, 2. 37 Избавивший пророка Своего из пасти львиной...— речь идет о библейском пророке Данииле, по наветам врагов ввергнутом в ров со львами, но чудесно спасенном Богом.— Дан. 6, 23. 38 ...не попустит вам быть искушаемыми сверх сил.— I Коринф. 10, 13. 39 Никто, возложивший руку свою на плуг...— Лук. 9, 62. 40 ...начали строить, и не достало сил и охоты довершить основание.— Ср. Лук. 14, 30. 41 Било— на Востоке о начале службы оповещали ударами деревянного била, или молотка, которым стучали в двери монастырских келий. Это заменяло неизвестные до X в. колокола. 42 Давай повернем в правую сторону, ибо правая сторона благая.— Правая сторона в отличие от левой считалась благой и счастливой. Впрочем, оказать здесь влияние могла и описанная Матфеем сцена: во время Страшного суда Христос ставит праведников по правую руку, а грешников — по левую.— Матф. 25, 33. 43 ...желание боящихся Его Он исполняет...—Пс. 144, 19. 44 Беспечальна— т. е. смертью избавлена от мирских печалей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=913...

Христианская жизнь есть жизнь благодатная, и в этом ее коренное отличие от всякой, хотя бы и высоконравственной жизни вне Церкви. Потому-то Господь говорит: “Иго Мое благо и бремя Мое легко” ( Матф. 11,30 ). 29. Узкий путь христианина. Несение креста. Умирание и воскресение со Христом Иго Христово действительно благо и бремя Его воистину легко. В них сокрыто блаженство всегда свободной любви, но, вследствие греховной испорченности человека, в Царство Божие ведет трудный, узкий путь. Нужно отречься не только от всего злого, от напрасных развлечений и забот, но иногда и от всего своего имущества: “если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах” ( Матф. 19,21 ). Господь говорит и о больших жертвах: “Если кто приходит ко Мне, и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником” ( Лук. 14,26 ). Как понять это, когда Господь Сам призывает к почитанию родителей ( Матф. 19,19 )? Слова эти означают, что любовь к близким не должна препятствовать любви к Богу, или иначе, она не должна быть корыстной. Надо любить людей самих по себе, а не ради пользы или удовольствия, которые они нам приносят, чтобы любимые не оказались лишь средством к самоублажению. Такая любовь не прочна и удаляет от Бога. Господь ждет наконец от человека полного отречения от всего и от самого себя, это и есть сораспятие Христу. “Всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником” ( Лук. 14,33 ), говорит Христос; и еще: “если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною” ( Лук. 9,23 ; Марк. 8,34 ). Но все эти жертвы сами по себе цены не имеют; они только путь к высшему благу – к любви. Апостол Павел пишет: “Если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы” ( 1Кор. 13,3 ). Необходимость полного самоотречения проистекает оттого, что грех, удаливший нас от Бога, есть крайнее самоутверждение, самозамыкание и эгоизм. Чтобы вновь принять в себя Бога, надо до конца распахнуть двери своего сердца. 30. Бог принимает наши жертвы

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Seme...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010