13. Может быть, возразишь мне и следующее: если Отец, равно как и Сын, все наполняют, то какое же место остаетея для силы враждебной? Ибо вместе с собою иметь врага — Богу не приличествует. А если там, где находится князь злобы, Бога нет: то Бог окажется ограниченным и объемлющим только часть всего. Отвечаю, что Он вездесущ, и нет места, где Бога нет, хотя в каком либо месте и находится князь злобы. Ибо лучи солнца не оскверняются падая на грязь и нечистоты, но даже уничтожают их, иссушая своим жаром: так и Бог наш именуется «огнем поядающим» (Евр. 12:20); и еще: «огнь пред Ним возгорится» (Пс. 49:3), дабы для возлюбленных служить светильником и светом, а для врагов пламенем поядающим; ибо «попалит,» сказано, «окрест враги Его» (Пс. 96:3). Посему и князь злобы, желая избегнуть огненосных стрел Божиих, бегает по всем местам. Всюду находя Бога, проходит по всем людям; когда находит пламенеющих Духом, бежит и от их пламени. А найдя в ком нибудь, не имеющем Духа Божия, выметенное и убранное убежище (Матф. 13:44), он, по кратком отдохновении, погибнет вместе с радушно принявшим его; ибо одинаково окажется врагом и принявший его, соделав своим другом противника Божия. 14. Думаю, что для утверждения истины достаточно и сих рассуждений. Но пусть не оставлено будет мною по забвению или подобно пловцу, увлеченному в другия места сильным ветром, разсмотрение и того, почему, вместе со всеми, не знает (последняго) дня и Сын (Мк. 13:32), имеющий в Себе Отца и Сам сущий в Отце? И это означает избыток Его смирения. Ибо Сыну Божию надлежало по преимуществу смирить Себя, потому что Он по преимуществу совершенно восприял и весь образ человеческаго бытия. Сказав, что Он не знает, Он явил слушателям Свое смирение. А дабы не оказаться сказавшим неправду, Он прибавил: «токмо Отец един» весть; по букве Он отрекся от ведения, а по силе таинственнаго выражения исповедал оное, ибо когда знает один Отец, то знает и Сын, поелику Он и Отец едино суть. От сего проистекли два блага для рода человеческаго, — урок смирения и неведение конца мира, полезное для жизни. Что труднее было бы знать, день кончины, или самаго Бога и Отца? Если же Отца познал Сказавший: да знаете Мене, «якоже знает Мя Отец и Аз знаю Отца» (Иоан. 10:15): то как же Ему не знать дня, котораго Он Сам был и Создателем? Ибо «без Него ничтоже бысть» (Иоан. 1:3). Наше слово, в котором предложены кратко сии доказательства, каково бы ни было само по себе, да не послужит ни для кого препятствием к (приобретению) правой веры! Итак вы, последователи Савеллия и Ария, столь между собою различающиеся, познав из сказаннаго всю истину, войдите со мною в согласие, и шествуя между той и другой сети; обретете путь истины, идя по которому, узрите вечную жизнь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3119...

Глава 5. Не от явных только грехов, как то: блуда, убийства, татьбы, чревоугодия, осуждения, лжи, сребролюбия, любостяжания и тому подобных надлежит быть чистою душе - деве, возжелавшей сочетаться с Богом, но гораздо более, как сказали мы выше, от грехов тайных, то-есть, от похоти, тщеславия, человекоугодия, лицемерия, любоначалия, лести, злонравия, ненависти, неверия, зависти, самолюбия, кичения и других сим подобных. Ибо Господь, как говорит Писание, сии тайные грехи души поставляет наравне с грехами наружно явными. Сказано: разсыпакости человекоугодников (Псал. 52, 6); и: мужа кровей и льстива гнушается Господь (Псал. 5, 7), чем показывается, что Бог равно гнушается и лестию, и убийством. И еще сказано: глаголющими мир с ближними своими, и так далее (Псал. 27, 3); и также: ибо в сердце беззаконие делаете на земли (Псал. 57, 2); и: горе вам, егда добре рекут вам человецы, то-есть, когда в вас есть желание слышать о себе доброе от людей, и вы привязаны к славе и к людским похвалам. Ибо делающим добро возможно ли совершенно утаиться? Притом же и сам Господь говорит: да прославится свет ваш пред чаловеки (Матф. 5, 16). Впрочем, как сказано, старайтесь делать добро во славу Божию, а не ради собственной славы, и не как любящие людскую похвалу; ибо таковых Господь назвал неверными, сказав: како вы можете веровати, славу друг от друга приемлюще, и славы, яже от единаго Бога, не ищете (Иоан. 5, 44)? Смотри, как и Апостол заповедует все делать, даже есть и пить, во славу Божию; ибо говорит: аще ясте, аще ли пиете, аще ли ино что творите, в славу Божию творите (Кор. 10, 31); а божественный Иоанн, поставляя ненависть в одном ряду с убийством говорит: ненавидящий брата своего человекоубийца есть (1 Иоан. 3, 15). Глава 6. Любы вся покрывает, вся терпит. Любы николиже отпадает (Кор. 13, 7. 8). Словами: николиже отпадает означается, что те, которые получили сказанные выше дарования Духа, но не сподобились высшей свободы от страстей за самую полную и действенную духовную любовь, - не пришли еще в безопасность; а напротив того, дело их еще в опасности и под страхом от лукавых духов. Сия же мера, по указанию Апостола, не подлежит уже падению и нет другого подобного состояния; почему и Ангельский язык, и пророчество, и всякое ведение, и дарование изцелений в сравнении с любовию ничто.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/16/f...

6. Желая же нашего спасения, Он в другом месте воскликнул так: огонь пришел Я вергнуть на землю (Лук. 12, 49), — Желатель милосердия, жаждавший быть предметом жажды, Собою Самим поклявшийся, что не желает смерти грешника, так чтобы обращался и жил он (Иез. 33, 1). Огонь пришел вергнуть Спаситель на землю, которую образовал Своими руками и освятил Божественным дуновением. Огонь пришел вергнуть Спаситель на нее (т. е. на человека) и снова возжечь свободную волю ея (человека), которою почтена была она от Него из начала, которую отнял от нея и поработил в страстях безчестия изобретатель зла и обмана. Огонь пришел вергнуть Спаситель на нее, этот просветительный огонь, животворный, огонь богопознания, истребитель терний нечестия, возраститель благочестивых семян, губитель и искоренитель всего противоприродного, но насадитель и возделыватель соответствующих природе благ благочестивых семян, чтобы как добровольно был увлечен человек обманом и самовольно навлек на себя непослушанием ранее предвозвещанную (ему Богомъ) смерть, так опять, освободившись от угара (заблуждения), познал должное и приобщился к Богу чрез исповедание и устремление к Нему. 7. Этот божественный и просветительный огонь Господь воспламенил и возжег ко спасению Иудеев и в Лазаре, как бы представляя им для спасения достойное веры доказательство (знание). Ведь не для верных, а для неверующих, всегда даются зhaмehiя для начала спасения (1 Кор. 14, 22). Так, когда они прекословили и противоборствовали истине, Он делами Своего всемогущества являл о Себе, что Он есть беспрекословно Бог, как Сам в одном месте говорит: если Мне не веруете, делам Моим поверьте, да уразумеете, что во Мне Отец и Я в Отце (Ioah. 10, 38), то есть, как сияние солнца в солнце и как солнце в луче нераздельно и неизменно, по причине единосущия и равносильности ( δι τ μοοσιον α ατοσϑενς); И в другом месте: buдebшiй Меня, видел Отца (Иоан. 14, 9), — как в плоде узнается дерево (Матф. 12, 33; Лук. 6, 44), — и в ином месте: Я и Отец одно есмы (Иоан. 10, 30), указуя на равночестность и равносильность. Но возвратимся к предмету.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Но как придет? Не другую восприняв ипостась, а в плотском образе, в человеческом виде; однако же, не перенося уничижения, как прежде, не засыпая в корабле, не испытывая тягостной жажды у колодца, не сидя « на молодом осле » (Иоан. 12:15), но устремляясь на осленке облачном; не рыбарей ведя с Собой, но сопровождаемый ангелами; не стоя возле судейской кафедры, но Сам судя, и самим рыбарям даруя судейскую власть, как и Сам учит, говоря Своим ученикам: « когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых » (Матф. 19:28). А иудеям — « если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют? Посему они будут вам судьями » (Матф. 12:27), потому что, будучи из иудеев, не мыслили по–иудейски, но своим сродникам, убийцам Господа, предпочли страдания Христовы и Его язвы. Великое чудо, необыкновенное судилище! Странно видеть, что рыбарь судит, фарисей же судится, что делатель палаток сидит с дерзновением, архиерей же со стенаниями дает отчет. А зачем ударяли Господа по ланите, били по главе и, наконец, Наследника убили вне виноградника? Зачем ввергали Петра в темницу? Зачем наносили Павлу « пять раз по сорок ударов без одного » (2 Кор. 11:24)? Но достойный удивления в глазах иудеев архиерей Анания повелел своим слугам ударять по устам Павловым, по устам Павла, по устам благодати, по устам истины, по органу жизни, который звучит громче всякой трубы, стройнее всякой гармонии, по органу Христову, по флейте Духа. Павел своим языком возвещал то, что было угодно Святому Духу. Поэтому думаю, что Давид говорил от лица Павла: « язык мой — трость книжника скорописца » (Пс. 44:2). Что же говорит Анании Павел, заранее созерцая грозящее ему наказание? « Бог будет бить тебя, стена подбеленная! » ( повапленная ) (Деян. 23:3). « Стена подбеленная » ( повапленная) — гроб украшенный, снаружи — враг, внутри — мертвец. Так как нам предлежит дать отчет во всем, что сделано нами во время своей жизни, так как предстоит всемирный суд, на котором спросят о том, что мы сделали со вверенными нам талантами, взыщут за отвержение таинственного брака, спросят о светильниках брачной горницы, о возрастании семени, о плоде виноградника и обо всем, что Он открыл нам через Свои притчи, то взвесим свою жизнь, переменим ее дела, не занимаясь более меною серебра, не добывая себе золота, не ссужая деньгами за большие проценты, потому что Судья гнушается этого, но доставляя пропитание бедным, проявляя страннолюбив, призывая Бога и делая все, что может смягчить гнев Судьи.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

490).    Ориген. in Math. lib. 1, у Евсев. церк. истор. кн. VI, 25.    Афинаг. legat. pro Christ, n. 32 — Math. 5; n. 11—12 — Лук. 5; n. 33 — Матф. 19 и Лук. 16.     Иероним. Catalog, viror. illustr., под словом: Theophilus; также Иероним. Commentar. in Math, in proem, oper. tom. IV, p. 1 et 3, edit. Martinay.    Ad Avtolic. lib. III, 11. 13 и 14-Матф. 5:32. 44. 46; 6, 3. Ibid. lib. II, n. 13 — Лук. 18:27. Ibid. lib. II, n. 22 — Иоан. 1:1-13.    Constituimus inprimis, evangelicum instrumentum apostolos auctores habere, quibus hoc munus Evangelii promulgandi ab ipso Domino sit impositum, sic apostolicos viros, non tamen solos, sed cum Apostolis et post Apostolos. Quoniam praedicatio discipulorum suspecta fieri posset de gloriae studio, si non adsistat illi auctoritas magistrorum, immo Christi, qui magistros apostolos fecit. Denique nobis fidem ex Apostolis Johannes et Matheus insinuant, ex Apostolicis Lucas et Marcus instavrant (Adversus Marcion. lib. IV, c. 2). In summa, si constat, id verius, quod prius, id prius, quod et ab initio, id ab initio, quod ab Apostolis; pariter utique constabit, id esse ab Apostolis traditum, quod apud ecclesias apostolorum fuerit sacrosanctum... Dico itaque apud illas, nec solas jam apostolicas, sed apud universas, quae illis de societate sacramenti confoederantur, id evangelium Lucae ab inilio editionis suae stare, quod cum maxime tuemur... Eadem auctoritas ecclesiarum apostolicarum caeteris quoque evnngeliis patrocinabitur, quae proinde per illas et secundum illas habemus, Johannis dico et Mathaei; licet et Marcus, quod edidit, Petri adfirmetur, cujus interpres Marcus: nam et Lucae digestum Paulo adscribere solent (Ibid. c. 5).    Non enim per alios dispositionem salutis nostrae cognovimus, quam per eos. per quos evangelium pervenit ad nos; quod quidem tunc pracconaverunt, postea vero per Dei voluntatem in scripturis nobis tradiderunt, fundamentum et columnam fidei nosirae futurum... Ita Mathaeus in Hebraeis ipsorum lingua scripturam edidit evangelii, cum Petrus et.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3599...

Истина неоспоримая, слушатели, что не наследит тот царствия Божия, кто не по образу Христову ходит, но по образу мира сего. Все учение Христово на любви основано, и ничего так не заповедывал Христос, как любить ближнего. Заповедь новую даю вам, говорит Он, да любите друг друга; якоже Аз возлюбих вы, да и вы любите себе. О сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою ( Иоан. 13:34:35 ). Всяк ненавидяй брата, своего, человекоубийца есть ( 1Иоан. 3:15 ). Итак, чьи же это ученики, которые дышут ненавистью друг к другу, которые питают злобу в сердцах своих, хранят яд аспидов под устнами своими ( Псал. 139:3 ), которые не седмьдесят крат седмерицею готовы отпустить согрешения брату своему ( Матф. 18:21:22 ), но за единое слово, неосторожно сказанное, простирают убийственные руки свои на отмщение и расставляют коварные сети, да увязнет в них нога ближнего? Чьи это ученики, поставленные судити людем в правде ( Псал. 71:2 ), и судящие на мзде и сребре ( Мих. 3:11 )? Чьи ученики, поставленные на земле домувладыками, и долженствующие быть око слепым, нога хромым и не смотря на то, объядающие плоти людей, и кожи их от костей сдирающие? Чьи это ученики? Ах! Это чада тьмы, служители сатаны, иже от начала человекоубийца есть ( Иоан. 8:44 ). Ей гряду скоро, глаголет Вседержитель, и мзда Моя со Мною (Ап. 22:12). И не возопиет ли в слезах притесненная вдовица седящему на престоле правосудия: гряди, Господи, и рассуди прю мою! Я умоляла сего неправедного судию, да сотворит со мною суд и милость, проливала пред ним слезы умиления, да бедствием моим подвигну его сердце к состраданию; повергалась к стопам его, да покроет меня щитом правды и защитит меня от злобных гонителей моих, ищущих уловить мою душу: но он не сотворил со мною милости, сребро ослепило ему очи, и свет Твой не воссиял пред ним, – он не внял молению моему, затыкал уши от вопля и стенания сердца моего, – он отверг меня, и воды горести внидоша до души моея ( Псал. 68:2 ). Гряди, Господи, и суди суд мой.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Скачать epub pdf I. «Господь Бог твой, Господь един есть» ( Втор.6:4 ; Иоан.1:1–4,15,26 ; Евр.1:1–10 ; 1Иоан.5:7 ), познаваемый во Отце, Сыне и Святом Духе; во Отце нерожденном, в рожденном безначально, безлетно, безстрастно Сыне – Слове, которое, сообщив помазание восприятому от нас, наименовано Христом, и в Духе Святом нерожденном, но исходящем от Отца. Это Бог единый, Бог истинный, Господь единый в трех Лицах, нераздельный по естеству, хотению, славе, власти, силе и всем свойствам божественным. Его одного возлюби, и Ему единому служи всем помышлением твоим, от всего сердца твоего и от всея силы твоея ( Втор.6:13 ; Мф.22:37 ; Мк.12:29–30 ; Лук.4:8,10,27 ). Да пребывают в твоем сердце глаголы и веления Его, да отражаются они в мыслях, словах и делах твоих, когда ты дома и в пути, когда отходишь ко сну и встаешь; непрестанно памятуй о Господе Боге твоем; страшись Его единого; не забудь о Нем и заповедях Его. За сие Он дарует тебе силу исполнять волю Его. Ибо он не требует от тебя ничего другого, кроме благоговения и любви к Нему и хождение во всех путях Его. Он – слава твоя, Он – Бог твой. Если тебе придется слышать о премирных духах безстрастных и безтелесных, о ниспавшем из лика их всезлобном духе, хитром и коварном обольстителе, не подумай, что они равночестны Богу. Созерцая величие небес, разнообразные движение небесных тел, сияние солнца, свет луны, мерцание звезд, благотворные дыхания ветров, производительные силы моря и суши, не боготвори их. Ибо все сие – слуги и создание одного Бога, словом Его воззванные из ничтожества к бытию. Яко Той рече, и быша; Той повеле, и создашася. И так Его одного, Владыку и Содетеля мира, почитай Богом, с Ним соединяйся любовию, и Ему исповедуйся день и ночь в вольных и невольных согрешениях. Ибо Он щедр и милостив, долготерпелив, многомилостив и благ на век. Чтущим Его и поклоняющимся Ему, любящим и хранящим заповеди Его, Он обещает и дарует царствие небесное, нескончаемое, живот безсмертный и свет в невечернее наслаждение. Но Он и Бог ревнитель, Судие праведный и страшный отмститель. Нечествующим против Него, непокоряющимся Ему и отметающим заповеди Его блюдется наказание вечное, огнь неугасающий, мучение непрестающее, скорбь безутешная, одеяние из тьмы непроницаемой, страна мрака и стенаний, ужасный скрежет зубов и червь неусыпающий. Все это уготовал Он исконному злому отступнику, а с ним и всем прельщенным им, служившим ему и отвергшимся Творца своего в делах, словах и помышлениях ( Матф.24:51 , Матф.25:41 , Мк.9:44 , Ис.66:24 ). II.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Оружие для борьбы человека с диаволом в исполнении святых заповедей Божиих, данных от Христа Спасителя нашего, для соединения в любви с Ним, по слову Его: «аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет; не любяй Мя, заповедей Моих не соблюдает» ( Иоан. 14:23–24 ). По этому слову Господню, если возлюбит человек Господа, т. е., если сохранит заповеди Его, живя на земле и борясь со злобным врагом Его диаволом и со всеми страстями, то Бог, видя труды его, более и более, как сына возлюбит его, о чем Сам свидетельствует: «имеяй заповеди Моя и соблюдаяй, их, той есть любяй Мя: а любяй Мя, возлюблен будет Отцом Моим: и Аз возлюблю его и явлюсь ему сам» ( Иоан. 14:21 ). Сими словами Господь учиняет нас сынами Своими и наследниками Божественного царствия своего. 3. О добродетели и грехе. Вопрос. Как могу разуметь, что есть добродетель и что есть грех? Ответ: «Добродетель есть исполнение заповедей Божиих, а грех есть нарушение их. Вопр. Каковы плоды добродетели? Отв.: Первый плод добродетели есть презрение вещей земных, радость же о небесных, по слову Апостола: «ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его ( 1Кор. 2:9 ); а чтобы все сие получить, нужны плоды добродетели, указанные в словах Господа о блаженствах: «Блажени нищие духом», то есть сознающие свою нищету и лишение добродетелей; блажени плачущии, то есть, о том, чтобы ради нищеты (доброделания), не лишиться милости Господней. И еще: «Блажени милостивии, блажени чистии сердцем, блажени миротворцы, блажени изгнаны правды ради и проч.» ( Мф. 5:3–10 ). И опять Христос говорит: «любите враги ваша, и добро творите ненавидящим вас» ( Мф. 5:44 ). И еще: «научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем» ( Мф. 11:29 ). И еще: «Взалкахся бо, и дасти Мя ясти; возжадахся, и напоисте Мя; странен бех, и введосте Мене; наг, и одеясте Мене; болен и посетисте Мене; в темнице бех, и приидосте ко Мне» ( Матф. 25:35–36 ). К этому и Божественный Апостол Павел присовокупляет, говоря: «плод духовный есть: любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» ( Гал. 5:22 ). А иже Христовы суть, плоть распята со страстьми и похотьми (ст. 24), и этим выражает добровольное распятие, особенно для монашествующих.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/starch...

И явися Ангел укрепляя Его» ( Лк. 22:43–44 ). Но не только это, а и вопрошал как человек: «где положисте Лазаря» ( Ин. 11:34 )? И о кровоточивой: «кто есть коснувыйся Мне?» ( Лук. 8, 45 ). И об искавших Его: «кого ищете?» ( Иоан. 18, 4 ). И учеников как человек вопрошал: «кого Мя глаголют человецы быти, Сына человеческаго?» ( Матф. 16, 13 ). Также говорил: «колико хлебы имате с собою?» ( Мк. 6:38 ). Утрудившись от пути, Он сел при студенце в Самарии ( Иоан. 4, 6 ). Равно и «отроча растяше и крепляшеся духом» ( Лук. 2, 40 ). «И преспеваше возрастом и премудростию Иисус» ( Лук. 2, 52 ). И еще: «прежде неже разумети отрочати назвати отца или матерь, приимет силу Дамаскову, и корысти Самарийския» ( Ис. 8, 4 ). Будучи премудростию и научая людей «разуму, насаждей ухо» человеку ( Псал. 93, 9–10 ), даровавший сынам человеческим членораздельную речь и сделавший ясным язык гугнивых ( Прем. 10, 21 ), все таковое претерпел за нас, чтобы, сохранив весь порядок устроенного ради нас вочеловечения, не изгладить образа истины. 32. Но чтобы свидетельств, которые мы привели, собрав их из Божественных Писаний, по мнению противников как бы противоречащие истине, и худо разумеваемые ими, не оставить таким образом не истолкованными, мы изложим умозрительную сторону силы, заключающейся в каждом из них, по какой причине каждое сказано как бы человекообразно, и за тем еще многое скажем, когда будем говорить о выражении: «Бог Мой и Бог ваш», именно, что это сказано благословно, как то можно узнать всякому, имеющему ум, из самого порядка речи. Ибо «человек есть, – сказано, – и кто познает его?» ( Иер. 17:9 ) – В одном и том же изречении Божественное Писание являет нечто двоякое, видимое и невидимое, в отношении к видимому благословно сказано: «Бог Мой», в отношении же к невидимому сказано: «Отец Мой», причем нет никакого противоречия смыслу. Ибо каким образом Он не был бы познаваем, если был человек? Если же Он не был человек, то каким образом назывался человеком? Во всяком случае кто бы то ни был произшедший от людей познается от людей, от родившей, например, от сродников, от домашних, от соседей, от сожителей или от сограждан.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

op. cit. Gesta Pil. A. 1, 3 pag. 210); ατν καθμενον π νου, κα ο παδες τν βραων κλδους κατεχον ν τας χερσν ατν κα κραζον, λλοι δε πεστρννυον τα μτια ατν λγοντες. σσον δ, ν ψστοις. ελογημνος ρχμενος ν νματι κυρου. Ср. Μф. 21:1–11; Марк.11:1–10 ; Лук.19:29–44 ; Иоанн. 12:14–19. Особенно ясный и убедительный пример сокращений нашего канонического текста в позднейших апокрифических обработках его представляют главы 10 и 11; о распятии, смерти и погребении Господа (Tischendorf, р. 231–235). Кроме того предлагаем сравнить следующие места: Acta Pil. III, 2 Tischend. р. 219 и Иоан. 18:37 ; Acta Pil. 13:3 Tischendorf р. 241–242 и Матф. 28:12–15 ; Acta Pil. 1:2 Tisch. 208 и Ин.19:21–22 ; Acta 2:1 Tisch. 214 и Матф.27:19 ; Acta 3:1 Tisch. 218 и Ин.18:30–32 ; Acta 4:1 Tisch. 220 и Ин.18:38 . Мы так долго остановились на этих параллелях не столько для доказательства того, что файюмский фрагмент мог принадлежать позднейшей апокрифической обработке канонического текста, подобной одной из вышеуказанных, – сколько для того, чтобы яснее раскрыть произвольность тех приемов, которыми руководствуется современная модная критика наших Евангелий на западе. Биккель и Гарнак в настоящем деле представляют не единичные какие-либо и исключительные явления, но следуют по торной дороге, какою уже целое столетие идет немецкое богословие в критике как наших Евангелий, так и всех вообще древнехристианских исторических памятников. Внимательное сравнение приведенных выше параллелей даст каждому возможность воочию увидеть, как ненадежна эта дорога и какую цену имеют все эти новейшие теории о генетическом и постепенном образовании древнехристианских письменных памятников. Во всяком случае мы имеем все права сказать, что на основании неполного семистрочного фрагмента, хотя бы он даже и принадлежал сочинению исторического характера (апокрифическому Евангелию), строить столь существенно важные теории, какова теория первозаписей евангельских, в самом корне изменяющая вековые церковные воззрения на характер и происхождение наших Евангелий, а вместе с тем и на всё христианство – по меньшей мере легкомысленно.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010