Правило 4. Что такое – честь Богу, и что – бесчестие Глава. Чтит и прославляет Бога, кто исполняет волю Его; а бесчестит Бога, кто преступает закон Его. (Иоан 17:4): «Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить» . (Матф.5:16): «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» . (Фил.1:10—11): «были чисты и непреткновенны в день Христов, исполнены плодов праведности Иисусом Христом, в славу и похвалу Божию» . (Рим.2:23): «Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога?» Правило 5. О взаимной любви друг к другу и о свойствах ее Глава 1. Очистившись от всякой ко всем ненави­сти, должно любить и врагов, а за друзей, когда потре­бует сего нужда, полагать душу, имея такую же лю­бовь, какую возымел к нам Бог и Христос Его. (Мф. 5:43—44): «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших» . И вскоре потом (Мф. 5:48): «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небес­ный» . (Ин. 3:16): «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного» . (Ин. 15:12—13): «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» . (Лк. 6:35—36): «и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к небла­годарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» . (Рим. 5:8): «Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» . (Еф. 5:1—2): «Итак, подра­жайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу» . Глава 2. Признак учеников Христовых — взаим­ная друг к другу любовь во Христе. (Ин. 13:35): «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» . Глава 3. Сделать какой-либо вред ближнему или оскорбить его к ущербу веры, хотя бы поступок по особенной какой причине дозволяем был Писанием, значит не иметь Христовой любви к ближнему.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4075...

2. Нашего собственного креста. « Чашу, которую Я пью, будете пить », предсказывает Господь Своим ученикам в дневном евангелии. а) Крест наш — вина греха (Осии 9:9). Но почему он так тяжел? (Иоан. 15:8). Он есть наказание Божье (Исаии 28:7; Иер. 2:13 ). б) Крест — любовь и благодеяние Божье. Многие видят благодетеля только в том, если он снимет с них крест. Для таких слова апостола, сказанные в Послании к Евреям (12:6), кажутся сокровенной истиной (Осии 13:14). Однако Бог посылает нам благодеяния, если возлагает на нас крест (Лук. 15:16–17 ; Исаии 28:19; Гал. 6:14; Рим. 6:6 ). Благо тому, кто знает тайну креста. Мы должны знать более других (Мат. 13:11 ). Многие мудрецы не имеют об этом никакого понятия (Мат. 11:25 ). Крестоносцы, замечайте, как Бог любит вас, и чего вы не понимаете сегодня, то узнаете завтра (Псал. 118:71 ). Узкий и скорбный путь к небу « Чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься » (ст.39). По поводу просьбы учеников — дать им первые места в царстве небесном, Иисус Христос указывает им на страдания и крест, как единый истинный путь к славе: « чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься » (Матф. 20:23). Широкий путь ведет к погибели (Мат. 7:13). Бог не хочет ничьей погибели, однако же Он представил нам свободный выбор (Иер. 21:8). Обычный человек охотно идет по широкому пути (Псал. 94:10). Тут встречают большое общество. Но исход — худой (Притч. 16:25). Напротив, узкий путь ведет к жизни (Деян. 14:22). 1. Он по истине узок. а) Потому что наш разум его не замечает. Мы замечаем пути звезд небесных, но о нашем собственном пути к небу мы ничего не знаем (1Кор. 2:14; Мат. 16:17 ). Иисус Христос указывает нам на писание (Иоан. 5:39). б) Потому что должны веровать многому, чего не понимают. Много тайн! Тут соблазняется иудей и еллин (1Кор. 1:23). К тому же, многие ложные учители хотят соблазнить, если возможно, и избранных (Мат. 24:24). в) Потому что мы должны делать многое, что нам не нравится. Отвергнуться себя (Мар. 8:34); распять плоть (Гал. 5:24); не сообразоваться с миром (Рим. 12:2); любить врагов (Мат. 5:44). Кто тут не вздохнет и не скажет, как те ученики, о которых говорится у святого апостола Матфея (12:25)?

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

   Дошло у нас слово до занимающего многих вопроса, для многих из людей нерадивых неприятного, о вечном и безконечном наказании, и об нем далее необходимо нам сказать, хотя многократно и многими из святых об этом было говорено и разсуждаемо хорошо. Но и нам нужно сказать немного, если уж коснулись его. Итак с первого приступа нападаю на них, чтоб легко одолет их и в прочем. Бог сам сказал, что «мучение вечно и жизнь вечна» (Матф. 25:46), что «червь... грешников не скончается и огнь не угаснет» (Мк. 9:44). А услышав Бога, ничего более не изследуй; ибо знал Творец, что устроить! А лучше: сам себя гоня к наказанию, ни в чем не обвиняй Его и не требуй, чтобы Он был относительно тебя человеколюбивее тебя. Ибо, если б ты не ведал, то извинение имело бы основание. А если ты, детоводствуемый (Гал. 3:24—25) пророками, вразумляемый апостолами, самим Господом научаемый о всем будущем, пребываешь в зле, то что бы ты делал, скажи мне, если бы не так было на самом деле? Ибо, если тогда, как угрожает наказание, и такое наказание, ничто не отвращает тебя от стремления к худому, как бы ты перестал делать зло, ожидая легчайшего наказания? Посему и уготовал Бог наказание и грозит им издали по несказанному человеколюбию и благости, чтобы мы, сдерживаемые страхом, не легко так набрасывались на грехи. Кроме того помышляй, что Бог не человеколюбив только, но и праведен, поелику имеет много и имен, и сил, как сказано нами 18 , и имеет всегда свободою направляемые силы и проводимые к действию. Посему благость и человеколюбие соединил с настоящею жизнию, многоразлично направляет нас к добру и отвращает от зла: дал закон в помощь, приставил ангелов хранителей, прежде того всеял в нас совесть — домашнего, так сказать, ценителя дел, посылал пророков, знамения и чудеса творил чрез них по временам, и наконец отдал за нас единородного Сына своего. Какое величие благости! Он, пришедши в мир сей, «на земли явился и с людьми жил» (Вар. 3:38), не ангельское какое естество восприняв, но «семя Авраамово» (Евр. 2:16), по апостолу, и это наше смешение ( φραμα ); и закаливши его огнем Божества, как кроплением железо 19 , сделал неприступным для пагубных врагов, и, возшедши на небеса, сел (на престоле) с Отцем «превыше всякого начальства и власти» (Ефес. 1:20—21, Мк. 16:19). Кто достойно оценит величие такового дара (Иоан. 4:10)? и для нас всех, ставши «Главою» нашею (Ефес. 1:22; Кол. 1:18), и соделавши верующих в него членами своими (1 Кор. 6:15), послал благодать и силу Духа Святаго, и чрез крещение даровал возрождение, и таким образом соделал сынами Божиими и сонаследниками царства Его (Рим. 8:17).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3642...

Миссия Апостольской Церкви 13.07.2023 17:28:50 Сергей Львович Худиев Празднование памяти святых первоверховных Апостолов Петра и Павла напоминает о многом — и, в частности, о нашей вере в апостольскую природу Церкви. Церковь не только «утверждена на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным [камнем], на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе» (Еф.2:20,21) Церковь продолжает миссию Апостолов. Как говорит Господь, «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Матф.28:19), или, у Евангелиста Марка, «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мар.16:15,16) Церковь есть длящееся присутствие Христа в этом мире. Христос проповедует и отпускает грехи устами ее клириков, и преподает спасительные Таинства их руками. В Церкви и через Церковь Христос преподает верующим жизнь вечную и блаженную. Как говорит Он сам о Таинстве Евхаристии, «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Иоан.6:54) Вечная жизнь — это благо, бесконечно более важное, чем любые земные блага; вечное осуждение — бесконечно худшая беда, чем все земные беды. Если мы верим словам Господа — то Церковь бесконечно важнее любого другого человеческого сообщества, и на нее возложена миссия, несопоставимо более важная, чем что бы то ни было еще. Спасение душ для вечности. Как говорит Господь, «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его» (Матф.16:26,27) Царство Небесное — это такое сокровище, ради которого можно (и нужно) отказаться от всего остального: «Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то» (Матф.13:44)

http://radonezh.ru/2023/07/13/missiya-ap...

Иисус Христос признавал Давида богодухновенным мужем ( Марк.12:36 = Пс.109:1 ), нередко прилагал к Себе псаломские пророчества ( Пс.8:3 = Матф.21:16 ; Пс.117:22–23 = Матф.21:42 ; Пс.109:1 = Марк.12:36 ; Пс.81:6 = Иоан.10:34 ; Пс.40:10 = Иоан.13:18 ; Пс.108:17 = Иоан.17:12 ) и признал, что в псалмах находится о нем не мало пророчеств, наравне с законом и пророками ( Лук.24:44 ). Точно также евангелисты и апостолы очень часто прилагали к Иисусу Христу псаломские пророчества ( Пс.68:10 = Иоан.2:17 ; Пс.21:19 = Иоан.19:24 ; Пс.68:22 = Иоан.19:28 ; Пс.15:8–11 . Пс.131:11 = Деян.2:25–31 ; Пс.117:22 = Деян.4:11 ; Пс.2:1–2 = Деян.4:25–26 и мн. др.). Вообще, по вычислению специалистов в Новом Завете до 50 цитат приводится из Псалтири, и после Исаии она чаще всех других ветхозаветных книг цитируется 225 . Согласно учению Иисуса Христа и апостолов, Псалтирь в христианской Церкви всегда составляла неизменную часть канона и помещается во всех соборных и отческих исчислениях священных ветхозаветных книг. В христианском богослужении она употребляется чаще других книг. В православном богослужении она еженедельно вся прочитывается, а в великий пост дважды в неделю прочитывается. Вообще, с древнего и до настоящего времени, Псалтирь – наиболее употребительная у христиан священная книга и в своей каноничности никогда ни в ком не вызывала сомнения. Значительная разность в частных выражениях между переводом 70 и еврейским текстом Псалтири – ныне общепризнана. Решение вопросов, какое чтение должно иметь преимущество, зависит в каждом частном случае от специального экзегеса. Монографий по этому вопросу не знаем 226 . Несомненно, лишь мессианские пророчества (напр. пс. 15:10;21:17;109:3 и др.) исправнее в тексте перев. 70, о других же – задача детальной экзегетики. Ожидаем ее выполнения в Cursus scripturae sacrae (Paris, 1885), в коем еще не вышло толкование на Псалтирь. У других же толковников этот вопрос решается мимоходом и случайно. Толковательная литература на Псалтирь своим обилием превосходит все ветхозаветные книги и едва ли уступает даже толкованию на ветхозаветные книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

27) Текст испорчен. Принимаем чтение Rig.: curiosus tecum. 28) Критические издания Н. 3. дают для Тит. 3,10 " после первого и второго вразумления " . В тексте, которым пользовался Тертуллиан, отсутствовали слова " и второго " . 29) См. Пс. 108,8; Деян. 1,20. 30) См. Иоан. 13,25-26; 19,26; 21,20; Матф. 17,1 сл.; Лук. 9,28 сл. 31) Например, манихеи, Маркион, возможно, эвиониты. 32) См. Галат. 2,11 сл. 33) См. 1 Кор. 15,9. 34) См. Иоан. 5,31. 35) См. Деян. 16,3. 36) О том, что Маркион происходил с Понта (область на северо-востоке М. Азии), сообщают Юстин (Апология 26; 58) и Ириней (Против ересей IV 6). Что он был корабельщиком, известно также из сообщения Евсевия (Церковная история V 13,3). 37) Валентин и Маркион жили при императоре Антонине Пие (138-161), а, возможно, и при Марке Аврелии (161-180). 38) Точнее, Элевтер - епископ Римский в 177-192. Упоминание Элевтера в данном контексте является анахронизмом. 39) См. Марк. IV 4. 40) Маркион запрещал брак. 41) Нигидий - видимо, гностик; известен только из данного упоминания. Гермогену Тертуллиан посвятил специальный трактат. 42) Текст испорчен. Принимаем чтение Rig.: Sic enim apostohis descripsit, solet facere... 43) Апостольские церкви были основаны самими апостолами - в Коринфе, Филиппах, Фессалонике, Эфес и Риме. (См. ниже, гл. 36.) Евсевий (Церковная история VII 10) присоединяет к ним еще кафедру апостола Иакова в Иерусалиме. О Поликарпе и Клименте см. Евсевий V 20,5; III 15,34. 44) Саддукеи - влиятельная (наряду с фарисеями) религиозно-политическая группировка в Иудее в I в. д.Х. - I в. Объединяла по преимуществу высшие слои жречества. Считалось, что саддукеи отрицали воскресение мертвых и грядущий Суд (см. Матф. 22,23; Деян. 23,8; Терт. Воскр. 2; 36 и др.). 45) См. Герм. 2-3; 6. 46) Caiana haeresis Н. Щеглов переводит неверно как " ересь Гая " . Между тем речь несомненно идет о " Каиновой ереси " (см. Крещ. 1, прим. 2). Основателем ереси николаитов считался Николай Антиохийский, поставленный в диаконы самими апостолами (Деян. 6,5). Николаиты сурово осуждаются в " Откровении " Иоанна (2,6; 14; 20) за то, что призывали " любодействовать " и есть " идоложертвенное " (ср. Марк. I 29; Климент Александрийский. Строматы II 20,118; III 4,25). Впрочем, Евсевий (Церковная история III 29,2) и другие считали невозможным, чтобы ересиархом оказался преемник апостолов, и были склонны оправдывать Николая.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/555/...

Вот почему он и говорит: «Оному, т.е. Христу, подобает расти, мне же малитися», как блеск утренней звезды постепенно меркнет, по мере того, как восходит солнце. Исповедуя превосходство над собою Христа, Иоанн говорит, что Христос есть «грядый свыше» и потому «над всеми есть» — превосходит всех других людей и даже посланников Божиих, каков он; что он, Иоанн, имеющий земное происхождение, возвещал Божественную истину лишь настолько, насколько может возвещать ее сущий от земли, а приходящий с неба Христос свидетельствует о небесном и Божественном, как о таком, что Он Сам непосредственно видел и слышал, и никто из земных, без благодати Божией, не в состоянии принять свидетельства Его (Матф. 16:17; Иоан. 6:44). С грустью замечая в своих учениках недобрые чувства, Иоанн восхваляет тех, кто принимает свидетельство Христово, ибо Христос возвещает людям слова Самого Бога: кто признает истинными Его слова, тот признает истинными слова Бога Отца. Бог Отец во изобилии даровал Своему Сыну Иисусу Христу дары Святого Духа, выше всякой меры, ибо Он любит Сына и все предал в руки Его. Поэтому, кто верует в Сына Его Господа Иисуса Христа, тот имеет жизнь вечную, а кто не верует в Него, тот не увидит жизни вечной, «но гнев Божий пребывает на нем». Так, оканчивая свое служение, Иоанн в последний раз торжественно засвидетельствовал Божество Христово, убеждая всех следовать за Христом. Эти слова его надлежит рассматривать, как завещание величайшего из пророков. 4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ СВ. ИОАННА В ТЕМНИЦУ (Матф. 14:3-5; Марк. 6:17-20; Лук. 3:19-20) Вскоре после этого Иоанн был схвачен и заключен в темницу за то, что обличал незаконное сожительство царя Ирода Антипы с Иродиадой, женой своего брата Филиппа. Об этом повествуют нам только первые три Евангелиста. Ирод Антипа, сын Ирода Великого, совершившего избиение Вифлеемских младенцев, управлял Галилеей и Переей. Будучи женат на дочери аравийского царя Ареты, он вступил в любовную связь с Иродиадой, недовольной своим браком с Филиппом, которая открыто перешла жить в его дворец, удалив оттуда законную жену Ирода.

http://pravmir.ru/rukovodstvo-k-izucheni...

198 Состоялся в 1893 г. 199 Эти слова по своему смыслу передают содержание выступлений на конгрессе Вивекананды (настоящее имя — Нарендранатх Датта) — индийского мыслителя-гуманиста и общественного деятеля (см.: Swami Vivekananda. The complete works. Mayavati, 1947. V. I. P. 12 — 18). 200 Ефес. 5, 32. Ос. 3, 1. Иоан. 3, 29. Откр.; Апок. 21, 2. 201 Откр.; Апок. 1, 18. 202 Быт. 11, 1 — 9. 203 Марк. 10, 18. 204 1 Коринф. 1, 20. 205 Иоан. 15, 19; 17, 14. 206 Рим. 7, 19. 207 Колос. 2, 9. 208 Иоан. 5, 36, 23, 30. 209 Иоан. 20, 21. 210 Деян. 10, 5 — 6, 33. 211 Деян. 10, 34 — 44. 212 Деян. 10, 2. 213 злоупотребление не отменяет употребление (лат.). 214 Вергилий. Энеида VI 851. 215 Деян. 10, 4. 216 Марк. 6, 6. Иоан. 17, 12. 217 Матф. 5, 17 — 18. 218 Деян. 5, 1 — 3. 219 Ср.: Откр.; Апок. 2, 6, 15. 220 1 Коринф. 5, 1. 221 Полн. собр. русских летописей. М., 1962. Т. 1. С. 277. 222 Матф. 9, 13. 223 сила дает право (нем.). 224 Матф. 2, 16. 225 Jhering R. von. Geist des romischen Rechts auf den verschiedenen Stufen seiner Entwicklung. 5 Auf. T. 1 — 2. Leipzig, 1891 — 1894 (Дух римского права в разные периоды его развития). 226 См.: Островский А.Н. Гроза. Акт II. Сцена I. 227 Матф. 4, 23; 9, 35. 228 по обязанности (лат.). 229 королевский указ о изгнании или заточении без суда и следствия (фр.). 230 данное (лат.); потому что (греч.); искомое (лат.). Эта фраза почти дословно взята из А.Шопенгауэра: Die beiden Crundprobleme der Ethick. Leipzig, 1860. P. 137 — 138. Рус. пер.: Шопенгауэр А. Две основные проблемы этики?? Полн. собр. соч. Т. IV. С. 1 43. 231 животным (лат.). 232 нераздельным началом (лат.). 233 Это определение альтруизма Соловьев берет у Шопенгауэра (см.: Критика отвлеченных начал. Гл. IV?? Т. 2 С. 26, а также: Шопенгауэр А. Полн. собр. соч. Т. IV. С. 143). Поделиться ссылкой на выделенное Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

176. 177. 225. М. 1846. Св. Григ. д. Бес. на еванг. 7 и 20: кн. 1 с. 61–62. 202. 203. Спб. 1860. Сн. Илар. поат. Толк. на Матф.: тв. с. 148. Кельн, 1617. Св. Вас. вел. О Св. Дух. гл. 15 и Бес. 13: тв. ч. 3 с. 285. ч. 4 с. 225–226. М. 1846. Пр. Иерон. Разг. прот. люциф.: тв. т. 4 ч. 2 с. 293–294. Пар. 1706. Бл. Авг. Пис. 44, Ручн. кн. к Лавр. гл. 48–49, О крещ. прот. донатист. кн. 5 гл. 9–10 и Прот. пис. Петил. кн. 2 гл. 37: твор. т. 2 с. 79–80. т. 6 с. 157. т. 9 с. 99–100. 166–167. Антв. 1700–1. Св. Кир. ал. Толк. на Иоан. гл. 10: тв. т. 4 с. 110–111. Пар. 1838. Св. Лев. вел. Пис. 16 гл. 6: тв. т. 1 с. 235. Лион, 1700. Св. Иоан. дам. Точн. изл. прав. Вер. с. 238. М. 1844. Бл. Феофил. Толк. на Матф. с. 73. Каз. 1855. Толк. на Лук. с. 323. 545. Пар. 1631. 349 Тертуллиан: «Крестили апостолы, как служители Иисусовы, по предсказанию Иоаннову, и они сообщали не иное крещение, как Иоанново. Не надобно полагать, чтоб они могли тогда преподавать какое-либо другое крещение. Сие другое крещение было единственно то, которое Иисусом Христом было установлено уже впоследствии, и которого ученики Его не могли в то время совершать; потому что Господь не достиг еще высочайшей своей славы, и что Он не утвердил еще действительности крещения своими страстьми и своим воскресением. Мы не иначе могли истребить в себе смерть, как Его страстями, не могли иначе восстановить в себе жизнь, как Его воскресением». Св. Златоуст: «Почему, скажешь ты, не крестил Он (Иисус Христос) сам? Еще прежде Иоанн сказал: той вы крестит Духом Святым и огнем ( Мф. 3:11 ); но Духа Св. Он тогда еще не подавал. Потому, конечно, и не крестил. Но ученики делали это, желая многих привести к спасительному учению. А если бы кто захотел узнать, имело ли какое-нибудь преимущество крещение учеников (Иисуса) пред Иоанновым? – мы скажем, что никакого. Ибо то и другое крещение равно не имело благодати Духа, и целию того и другого было только приведение крещаемых ко Христу». Терт. О крещ. гл. 11: тв ч. 1 с. 17–18. Спб. 1847. Св. Злат. Бес. на Иоан. 29 : ч, 1 с. 342. Спб. 1854. 350 Бл. Феодор. Толк. на п. к рим.: тв. ч. 7 с. 49. М. 1861. Св. Амвр. мед. Толк. на п. к рим.: тв. т. 2 ч. 2 с. 84. Пар. 1845. 351 Св. Ирин. Прот. ерес. кн. 4 гл. 16: тв. с. 246. Пар. 1710. Св. Иуст. муч. Разг. с Триф. с. 173. 181. М. 1862. Терт. Прот. иуд. гл. 2: тв. ч. 3 с. 176. Спб. 1850. 352 Снес. Св. Кипр. Свид. прот. иуд. кн. 1: тв. т. 2 с. 20. К. 1861. Св. Амф. икон. Слов. в д. обрез. Госп. наш. И. Христ.: хр. чт. 1837 г. ч. 1 с. 6–9. Св. Епиф. О ерес. 8 гл. 4. 6, о ерес. 30 гл. 28. 33: тв. т. 1 с. 17. 19. 153–154. 160. Кельн, 1682. Св. Злат. Бес. на кн. быт. 27. 39. 40: ч. 2 с. 86. 378–379. 381. 382. 383. 385. 397. Спб. 1852. Св. Кир. ал. Прот. Юлиан. кн. 10: тв. т. 6 с. 350. 351. 353. Пар. 1678. Бл. Феодор. Толк. на кн. быт. вопр. 68: тв. ч. 1 с. 67–69. М. 1855. Св. Иоан. дам. Точн. изл. прав. Вер. кн. 4 гл. 25 с. 297–298. М. 1844.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Но не так показывает Евангелие. Здесь говорится, что Христос преломил пять хлебов и насытил пять тысящ, и не оставил избытков от них, но соберите, говорит, их, и ничего не оставляйте от укрух. И собраша дванадесяте коша (Иоан. 6, 12–13), и сложили вместе в кошницы; однако укрухи не повелел соединять с хлебами, как они были до того времени. Собрали множество хлеба, но во многих укрухах, и Он повелел их сложить в одно собрание кошниц. Не предполагая совершенного сходства, мы иносказательно изложили это, равно как и вышеприведенный пример солнца. Ибо мы не называем душ ни хлебами, ни укрухами: да не будетъ! И ни Бога мы не приравниваем к солнцу, Им созданному, ни Единородного — к лучу, испускаемому солнцем на паклю. Подобным же образом и рожденные души не соединяются в одном слиянии; да не будетъ! но в обителях Божиих, о которых написано, что у Отца обители многи суть (Иоан. 14, 2), не в одну кучу сложенные, но каждая по одиночке исчисляется. Также и говоря, что Бог родил единородного Своего Сына, мы не приписываем Ему страсть, согласно их злохулению. Ибо всякий раждающий удручен страстью, и не должно называть Сына ни созданием, ни порождением, по их учению, дабы нам не признать Бога удрученным или страждущим. Итак, где мы нашли, чтобы в таком смысле Он был назван Сыном, и почему в таком случае Он имеет имя Бога? Но это — мудрования человеческие и происходят от земных помышлений. Ибо наши человеческие страсти приписывать Богу не следует, когда Бог ясно говорит: не как помышления ваша мысль Моя (Ис. 55, 9). И еще: не яко человек, тако и Бог (1 Цар. 16, 7). 49. Итак, да престанут от богохульства, и да научатся они от Отца, говорящего: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих (Матф. 3, 17; 17, 5). Еще как бы о будущем говорит: Ты Сын Мой возлюбленный, Его же избрах (Ис. 44, 2). И затем в книге Песнь Песней: избран от тем (5, 10). Итак, откуда это избрание, пусть скажут нам. Ибо когда говорится: избрах, то эти пустословы думают, что Он по благодати называется Сыном, а не по естеству.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010