Вероятно, однако, что в них – Иисус Галилеянин сиял всесовершенной праведностию (Праведнику тому), а Пилат то терзал Его чело венком терновым, то бил по главе Его тростию, то пригвождал Его ко кресту. Невыносимая боль сжимала сердце жены Пилата, совесть терзала и ужас гнал ее – за муки праведного Страдальца. Она пробуждалась, но потом, заснув, снова видела тот же сон. Она много пострадала во сне за страдания этого Праведника. В то время, как посланный от жены Пилата передавал слова ее, иудейские начальники наущали народ, чтобы он просил у Пилата отпустить Варраву. И этот народ, свидетель чудес Христовых, всего только шесть дней тому назад исповедавший Его сыном Давида и царем Израиля, поддался внушениям своих нечестивых пастырей. Когда правитель, повторяя вопрос, спросил ( Матф. 21 ): кого хощете от обою отпущу вам? они реша: Варраву. Что убо сотворю Иисусу, глаголемому Христу? спрашивал Пилат (22): народ кричал: смерть Ему! гибель Ему ( αρε τοτον, слав. возмы сего,. Лук. 18 ), да распят будет ( Матф. 22 )! Пилат возгласи, возвысил голос, желая отпустить Христа ( Лук. 19 ) и говоря: кое убо зло сотвори? Они же излиха вопияху, глаголюще: да пропят будет ( Матф. 23 ) Христу народ предпочел Варраву, о котором евангелисты сообщают следующие черты: он был известный разбойник: он собрал шайку сообщников, произвел возмущение в городе Иерусалиме с целию грабежа и совершал убийства ( Матф. 16 , Иоанн. 40, Лук. 19 и Марк. 7 ). После того, как попытка Пилата освободить Иисуса не как человека ни в чем неповинного, но как человека, хотя и виновного, однако освобождаемого по иудейскому обычаю ради праздника Пасхи, не имела успеха, – Пилат, по ев. Иоанну, поят Иисуса и би его (19, 1). Повествование о бичевании находится у всех евангелистов и слагается из следующих отдельных черт. 1 . Воины Пилата взяли Иисуса в преторию (по слав. на судище, Матф. 27 ) или (по Марк. 16 ) отвели Его внутрь двора претории, вероятно с тою целию, чтобы иметь более простора, так как пред этим двором была, напротив, теснота от толпы иудеев; собрали против Него весь полк, спиру или когорту.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

Не сказал: разорите божество мое, и треми денми оно воздвигнется. Я хотел бы опять и здесь более говорить, но удерживаюсь от того, припоминая свое обещание. Буду говорить коротко о том, что необходимо мне сказать. – В священном Писании, везде, где только говорится о божественном домостроительстве, передается нам о рождении и страдании человеческого естества во Христе, а не божеского. А потому вернейшее наименование святой Девы должно быть не Богородица, а Христородица. Выслушай, как говорят об этом евангелия: «Книга родства Иисуса Христа, сына Давидова, сына Авраамля» ( Матф. 1, 1 ). Ясно видно, что Слово Бог не был сыном Давида. Но вот тебе и другое доказательство: «Иаков же роди Иосифа, мужа Мариина, из нееже родися Иисус, глаголемый Христос» ( Матф. 1, 16 ). Вникни и в другие еще слова, дающие тот же смысл: «Иисус Христово рождество сице бе: обрученей бо бывши матери Его Марии Иосифови, обретеся во чреве имущи от Духа Свята» ( Матф. 1:18 ). Из слов сих ужели кто выведет мысль, что божество единородного есть творение Духа? Также какой смысл и в сих словах: «бе мати Иисусова ту» ( Иоан. 2, 1 )? Также: «с Мариею, материю Иисусовою» ( Деян. 1, 14 ); «рождшееся в ней, от Духа есть Свята» ( Матф. 1, 20 ); еще: «поими отроча и матерь его, и бежи во Египет» ( Матф. 2, 13 ). Также: «о Сыне своем, бывшем от семени Давидова по плоти» ( Римл. 1, 3 ); и о его страдании: «Бог Сына своего посла в подобии плоти греха, и о гресе осуди грех во плоти» ( Римл. 8, 3 ). И: «Христос умре грех ради наших» ( 1Кор. 15, 3 ); «Христу пострадавшу плотию» ( 1Петр. 4, 1 ). Также не сказал Он: сие есть «божество мое», но «тело мое», еже за вы ломимо во оставление грехов ( Лук. 22, 19 ). Есть много и других слов в Писании, которыми прямо возвещается роду человеческому, что не божество явилось во времени и подверглось телесным страданиям, но плоть, соединенная с естеством божественным. Поэтому и Христос называет себя и Господом Давида и сыном его: «что вам мнится о Христе, чий есть сын? Глоголаша ему: Давидов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Евангелист Марк передает нам, что к этому сроку и Апостолы собрались к Господу, поведав Ему обо всем, что успели сделать и чему научили. Узнав о насильственной смерти Крестителя, Господь удалился в пустынное место. По-видимому, в тот момент Он находился где-то поблизости от Геннисаретского озера, так как Он «удалился оттуда на лодке» (Матф. 14:13). Это пустынное, то есть мало обитаемое, место находилось, по св. Луке, близ города Вифсаиды. Св. Лука также добавляет, что Ирод под влиянием слухов и толков подумал, будто Иисус Христос — это Иоанн Креститель, воскресший из мертвых, и «искал увидеть Его» (Луки 9:9). Чудесное насыщение пяти тысяч людей (Матф. 14:15-21; Марк. 6:32-44; Луки 9:10-17; Иоан. 6:1-15). Об этом чудесном событии рассказывают все четыре Евангелиста, причем св. Иоанн увязывает его с учением Господа о хлебе небесном и о таинстве причащения Тела и Крови Его и дает нам важное хронологическое указание, что все это происходило в то время, когда «приближалась Пасха, праздник Иудейский» (Иоан. 6:4), третья Пасха служения Господа. Получив известие о смерти Иоанна Крестителя, Господь Иисус Христос удалился из Галилеи вместе с Апостолами, только что возвратившимися из своего проповеднического путешествия. Они переплыли на лодке на восточную сторону Тивериадского озера в пустынное место близ города Вифсаида. Так как одна Вифсаида находилась на западном берегу, около Капернаума, то здесь, надо полагать, подразумевается другой город, Вифсаида-Юлия, располагавшийся на востоке от впадения Иордана в Геннисаретское озеро. По рассказу Евангелиста Марка, народ, разглядев, куда направляется Господь со Своими Апостолами, «бежали туда пешие из всех городов и предупредили их, и собрались к Нему» (Марк. 6:33). Увидев множество народа, какое собралось к Нему, Господь сжалился над ними, «потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря; и начал учить их много» (Марк. 6:34), рассказывал им о Царствии Божием (Луки 9:11) и исцелял больных (Матф. 14:14). Спустя некоторое время, Он, согласно св.

http://sedmitza.ru/lib/text/430490/

Автором 1-го последовательного толкования на Евангелие от Луки был Ориген, посвятивший этому тексту 39 гомилий (CPG, N 1451). Последние сохранились целиком в лат. переводе блж. Иеронима Стридонского; известны неск. греч. фрагментов. Кроме того, Ориген выступил автором комментария на Евангелие от Луки, к-рый сохранился фрагментарно. О влиянии гомилий Оригена на последующую традицию комментирования Евангелия от Луки свидетельствует то обстоятельство, что отдельные толкования Оригена воспроизводятся (без указания авторства) в поздневизант. экзегетических произведениях, обобщающих наследие греч. патристики I тыс. Так, комментарий блж. Феофилакта Болгарского на притчу о милосердном самарянине точно воспроизводит соответствующие замечания Оригена. Др. полностью сохранившимся толкованием на 3-е Евангелие является комментарий на Евангелие от Луки свт. Кирилла Александрийского (CPG, N 5207), не сохранившийся на языке оригинала, за исключением 3 бесед и фрагментов в катенах ; полный текст свт. Кирилла известен по сир. переводу. Как показал митр. Волоколамский Иларион (Алфеев), греч. текст толкования свт. Кирилла мог быть известен еще блж. Феофилакту Болгарскому, к-рый резюмирует объяснение притчи о блудном сыне наблюдениями и ремарками, близкими к тексту свт. Кирилла (ср.: Theoph. Bulg. In Luc.//PG. 123. Col. 961 и Cyr. Alex. In Luc. 107; Иларион (Алфеев), митр. Иисус: Жизнь, учение, наследие. Т. 4: Притчи Иисуса (в печати)). Все остальные известные тексты, к-рые, судя по их содержанию, были комментариями на Евангелие от Луки, сохранились фрагментарно, как правило в составе катен. Так, известны 2 фрагмента комментария на Лк 22. 42 и Лк 22. 45-46, принадлежащие сщмч. Дионисию Александрийскому (CPG, N 1586); этот незначительный по объему текст является тем не менее важным свидетельством того, что традиция комментирования Евангелия от Луки в александрийской школе была продолжена в 1-м поколении учеников Оригена. Первым представителем антиохийской богословской школы, написавшим комментарий на Евангелие от Луки, был Тит Бострийский. Его сочинение сохранилось в составе катен в значительном объеме (CPG, N 3576; Sickenberger J. Titus von Bostra: Stud. zu dessen Lukashomilien. Lpz., 1901). Фрагменты утраченных комментариев на Евангелие от Луки принадлежат свт. Афанасию Александрийскому (схолии на Евангелие от Луки; CPG, N 2141. 9), свт. Амфилохию Иконийскому (CPG, N 3248. 1), Евсевию Кесарийскому (CPG, N 3469. 11), Феодору Гераклейскому (CPG, N 3563), Аполлинарию Лаодикийскому (CPG, N 3692), Епифанию Констанцскому (атрибуция считается сомнительной; CPG, N 3785), Феодору Мопсуестийскому (CPG, N 3842), Виктору Антиохийскому (CPG, N 6534), Евлогию Александрийскому (CPG, N 6974; 3 фрагмента), Севиру Антиохийскому (CPG, N 7080. 3) и прп. Иоанну Дамаскину (CPG, N 8087. 10).

http://pravenc.ru/text/2110770.html

Изумленный отец Нектарий попросил показать ему журнал регистрации. Напротив фамилии мальчика стояли фамилии хирургов, делавших ему операцию и последней в ряду была запись, сделанная от руки по-русски: «Архиепископ Лука». По рассказу о. Нектария Прославление святителя Луки Еще при жизни архиепископа Луки были замечены случаи чудесного исцеления больных по его молитвам, безошибочного диагноза заболеваний и его прозорливости. И после его кончины молитвами святителя Луки продолжали совершаться многочисленные чудеса исцелений душевных и телесных недугов. В 1996 году в Симферополе состоялось обретение честных останков святителя Луки. 25 мая 1996 года по решению Синода Украинской Православной Церкви Московского Патриархата в Свято-Троицком кафедральном соборе Симферополя состоялся торжественный акт причисления Высокопреосвященного архиепископа Луки к лику местночтимых святых как святителя и исповедника веры. Протоиерей Георгий Северин составил молитвы святому Луке. Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь принял участие в работе II Международной конференции, посвященной 50-летию со дня преставления святителя Луки, которая прошла в Афинах 11–12 ноября 2011 году. В своем докладе он рассказал о событиях, связанных с прославлением святителя Луки и обретением его честных мощей. «…Еще до Крыма я был наслышан о нем, о том, что он связан с медициной и прекрасно оперировал, будучи архипастырем. Но более детально я познакомился с ним именно на этой кафедре, когда стал изучать историю святой крымской земли. Хотя материала о святителе было очень мало, а именно его автобиография и, конечно же, проповеди, в рукописях и напечатанные на машинке еще при его жизни, но, несмотря даже на это, не остановиться на столь великой личности и его вкладе в дело возрождения Православия на полуострове было невозможно. В дальнейшем мы по крупицам стали собирать материал об этом дивном архипастыре земли Крымской, что и привело меня к мысли о его канонизации, хотя она появилась у меня еще тогда, когда я только узнал о своем назначении на Крымскую кафедру. Данную инициативу в первую очередь поддержал Предстоятель Украинской Православной Церкви, Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины, который впоследствии и возглавил торжество прославления святителя Крымского Луки (Войно-Ясенецкого), а также местные власти Автономии и мэр города Симферополя Валерий Федорович Ермак. И вот после долгих и упорных трудов по сбору необходимых материалов для канонизации определением Синода Украинской Православной Церкви от 22 ноября 1995 года архиепископ Симферопольский и Крымский Лука причислен к лику местночтимых святых. А мне было дано разрешение Священного Синода на поднятие его честных останков.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Труды и жизненый путь воистину врача от Бога- Святителя Луки, пускай будет светлым примером каждому медику! Любовь 25 августа 2013, 15:06 Спаси Господи! Какая радость - услышать живой голос святителя Луки! Впервые я узнала о нем(только как о враче, авторе " Очерков гнойной хирургии " ), когда болел мой сын - позднее сыну благополучно сделали операцию;во время болезни и 3-х тяжелых онкоопераций отца я ежедневно молилась, читала акафист святителю Луке, читала отцу его удивительное житие - он выжил, сейчас ему 83года.Кстати,мой крещеный, но раньше считающий себя атеистом отец тогда впервые со слезами исповедывался и причастился в больнице, слава Богу. В сентябре мы с мужем поедем в Симферополь поклониться мощам святого владыки - нашего любимого батюшки и семейного покровителя. Святитель Лука, моли Бога о нас! Димитрий 21 августа 2013, 21:54 Святителю отче Луко моли Бога о мне грешном. виктор 21 августа 2013, 16:17 как будто постоял рядом со святым и слушал его простые проникающие в душу слова.моли Бога о нас Святитель Лука! АЛЛА 21 августа 2013, 14:36 Я ДАЖЕ НЕ ДУМАЛА ЧТО ЭТО ВОЗМОЖНО УСЛЫШАТЬ ГОЛОС СВЯТИТЕЛЯ ЛУКИ! ДИВНЫ ДЕЛА ТВОИ ГОСПОДИ! СПАСИ ГОСПОДИ ВСЕХ! lyudmila toll 20 августа 2013, 23:53 СЛАВА БОГУ за все какое чудо услышать сильный красивый Божественный голос отца святаго епископа Луки отче Луко спасибо тебе за молитвы о нас поминаю тебя и знаю ты о нас молишься тоже. слезы... слезы.... но не печали а слезы радости что я читала о святителе Луке о теперь как голос родного человека услышала Ольга 20 августа 2013, 14:10 Очень сильная проповедь святителя Луки. Красивый мощный голос этого святого человека взывает к каждому из нас. Каждое его слово проникает в сердце и преображает душу. ksenija 20 августа 2013, 00:23 Святый отче, Луко! Просвети на светом веры Христовой и твоими святыми молитвами настави нас на путь истинный! Gheorghii 19 августа 2013, 23:59 Спаси нас Господи молитвами святителя Луки. Александр 19 августа 2013, 23:09 Спаси нас Господи молитвами святителя Луки.

http://pravoslavie.ru/63515.html

9:24 и Марк. 5:39). Эти слова нельзя понимать буквально, так как и о Лазаре, пролежавшем четыре дня в гробу и уже начавшем разлагаться, Господь сказал, что он «уснул» (Иоан. 11:11-14), и лишь потом добавил: «Лазарь умер.» Действительная смерть девицы был столь очевидна для окружающих, что они принялись смеяться над Иисусом. Так как свидетелями великого чуда воскрешения могли быть только люди достойные, способные оценить эту великую тайну Божественного всемогущества, Господь повелел всем выйти вон, оставив лишь трех Своих Апостолов — Петра, Иакова и Иоанна — и родителей умершей. Взяв девицу за руку, Господь говорит ей: «Талифа — куми,» что значит: «Девица, тебе говорю, встань!” (Марк. 5:41; ср. Матф. 9:25 и Луки 8:54) и мгновенно воскресил ее, при этом она настолько окрепла, что последствия тяжелой болезни нисколько не помешали ей сразу начать ходить, как вполне здоровой. Все изумились, а Господь повелел дать воскрешенной тут же поесть, чтобы убедить родителей, что перед ними их настоящая дочь, а не призрак умершей. По обычаю, Господь запретил разглашать о чуде. Исцеление двух слепцов Затем Иисус вновь пришел «В отечество Свое» (Матф. 13:54; Марк. 6:1), то есть в Назарет — в отечество Матери Своей и Своего мнимого отца, Иосифа, и в место, где Он был воспитан. Там Господь учил соотечественников Своих в синагоге так, что они изумлялись и говорили: «Откуда у Него такая премудрость и силы?» (Матф. 13:54; ср. Марк. 6:2). То не было изумление, какое выказывалось Ему в других местах, — оно было смешано с презрением: дескать, «не плотников ли Он сын? Не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда?» (Матф. 13:55; ср. Марк. 6:3). Назаретяне либо не знали, либо не верили чудесному воплощению и рождению Иисуса Христа, считая Его просто сыном Иосифа и Марии. Но это нельзя считать простительным, так как и в прежние времена у незнатных родителей рождались дети, ставшие в последствии знаменитыми. Таковыми, для примера, были Давид, Амос, Моисей и другие. Они, назаретяне, должны были бы благоговеть перед Иисусом именно за то, что Он, имея простых родителей, обнаруживал такую премудрость, которая ясно показывала, что она не от человеческого обучения, а от Божественной благодати.

http://sedmitza.ru/lib/text/430490/

4 У св. Матфея исцеленный хотя и называется « πας – отрок», что может обозначать и сына (17, 18 ср. Лк. 8, 51, 54 , – Иоан. 4, 51 ) и слугу (14, 2 ср. Лк. 12, 45 . – 15, 26). Но на основании слишком будто бы сильной для слуги просьбы сотника (что за масштаб для определения душевных явлений по отношению к людям, стоящим в разных степенях близости кровной?) следует видеть здесь сына сотника, дабы чрез это поставить рассказ Матфея в противоречие с показанием Луки и, отождествив с повествованием Иоанна об исцелении сына Капернаумского царедворца ( Иоан. 4, 47 – 54 ), внести противоречие во все евангельские рассказы и все их лишить исторической достоверности. Но эта затея разбивается а) о δολος Луки и пояснительное: ς ν ατ ντιμος, – б) параллельными с πας у Матфея (17, 15. 18) и Иоанна (4, 47. 49. 51, 53) ις т. е. употреблением πα в значении дитяти – сына только тогда, когда это значение ясно из контекста, – в) настойчивым πας у Матфея, причем πας μον в первом обращении сотника ко Христу было бы странно, если бы это был сын сотника, следовало бы ожидать: παιδονμον, как у Иоанна 4, 49 , или ιςμον, как Матф. 17, 15 . Таким образом Матфей употребляет πας вместо δολος ввиду возраста больного и особенной любви к нему сотника, – а может быть дитя и не было δολος в социально-юридическом смысле, а только слугой, сыном свободного гражданина или отпущенника. 5 Чтение λγ удостоверяется Син. Ват. и мн. др. майюскулами, больш. Итал. Вульг. Саг. Копт. Сир. Кур. Гот. др. и у Лук. 7, 7 у тех же авторитетов, – вм. λγον нек. Менее авторит. у Мф. Луки и Слав. Русск.: слово. Древне-слав.:словом Ассем. и св. Алексий у Мф. и Остром. Мар. Зогр. Гал. Мет. Св. Ал. и др. у Лк. но поздн. попр: слово. 7 Матф. 27, 54 . Примечательно у св. Матфея это соответствие силы веры у язычника – сотника Капернаумского и Голгофского. Ввиду этого нет слишком большой опасности предполагать здесь одно лицо, – тем более, что Ирод, правитель Галилеи, коему служил Капернаумский сотник, находился в Иерусалиме на пасхе страданий и Пилат имел с ним сношение по делу Христа, как служителя Галилеи и подданного Ирода ( Лук. 23, 5 след.) Ирод мог услужливо предложить Пилату своих воинов-телохранителей, – или же сотник, как римлянин, от Ирода мог перейти на службу к Пилату.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

559. «Сила моя в немощи совершается» : духов. беседы [Текст]/архиеп. Лука (Войно-Ясенецкий) . Москва: Отдых христианина, 2001. 414, с. 2002 560. Днесь слово воплощается [Текст]/свт. Лука Крымский (Войно-Ясенецкий). Москва: Изд-во им. свт. Игнатия Ставропольского. 2002. 48 с. 561. [Проповеди] [Текст]/архиеп. Лука//Крымский альбом: ист. краевед. и лит.-худож. альманах. Феодосия: Москва, 2002. Вып. 5. Фрагмент из машинописного VI тома «Проповедей архиепископа Луки в Симферополе. 1949–1952». 2003 562. Дух, душа и тело [Текст]/свт. Лука (Войно-Ясенецкий) . – Москва: Сиб. благозвонница, 2003. 125, с. 563. Проповеди архиепископа Луки [Текст]/архиеп. Лука. – Симферополь: Таврида, 2003. 327 с. 564. Принесём Тебе любовь нашу [Текст]: беседы в дни Великого поста/свт. Лука Крымский (Войно-Ясенецкий) Москва: Изд-во Сестричества во имя свт. Игнатия Ставропольского, 2003. 256 с. То же 2007. 2004 565. Проповеди архиепископа Луки, 1952–1954 гг. [Текст]/архиеп. Лука (Войно-Ясенецкий) . Симферополь Таврида, 2004. 260 с. 566. Послание верующим Тамбовской епархии архиепископа Луки 1944 г. [Текст]/архиеп. Лука//Чеботарев, С. А. Тамбовская епархия 40–60 гг. ХХ в. Тамбов, 2004. С. 291–292. Первая публикация «Послания верующим...» из рассекреченного личного дела архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) из фондов Государственного архива Тамбовской области. 567. Последняя проповедь архиепископа Луки в Тамбове (19 мая 1946 года) [Текст]/архиеп. Лука//Чеботарев, С. А. Тамбовская епархия 40–60 гг. ХХ в. Тамбов, 2004. С. 292–294. Первая публикация «Последней проповеди...» из рассекреченного личного дела архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) из фондов Государственного архива Тамбовской области. 568. Проповеди святителя Луки [Текст]/Б. Колымагин//Крымская экумена. Религиозная жизнь послевоенного Крыма. Санкт-Петербург, 2004. С. 161–238. 569. Рождество Христово [Текст]/свт. Лука Симферопольский//Наедине. 2004. 7–13 янв. С. 4. 2005 570. Господня Пасха: проповеди: беседы в дни Великих праздников [Текст]/свт. Лука Крымский (Войно-Ясенецкий). Москва: Изд-во Сестричества во имя свт. Игнатия Ставроп., 2005. 159 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие ( Ин.20:19–29 ). Мы видим, что начало истории у обоих евангелистов практически совпадает: Иисус является неожиданно и приветствует учеников словами мир вам. В обоих Евангелиях Иисус показывает ученикам части Своего тела: у Луки – руки и ноги, у Иоанна – руки и ребра. Это свидетельствует о реальности тела воскресшего Иисуса, которое сохраняет признаки материального тела, хотя и приобрело способность проходить сквозь запертые двери (впрочем, и до воскресения Иисус мог ходить по воде). Однако отличия между двумя рассказами весьма существенны. У Луки речь идет об одном явлении, у Иоанна – о двух. У Луки присутствуют одиннадцать учеников и бывшие с ними, у Иоанна – одиннадцать без Фомы. У Луки ученики принимают Иисуса за духа, у Иоанна об этом не говорится. У Луки Иисус ест рыбу и сотовый мед, у Иоанна об этом умалчивается (впрочем, в Ин.21:9–13 мы увидим, как Иисус предлагает ученикам рыбу и хлеб). У Луки Иисус отверзает ученикам ум к разумению Писаний, у Иоанна этой темы нет. Зато только у Иоанна Иисус посылает учеников на проповедь, дарует им Духа Святого и право отпускать грехи : этой темы нет у Луки, а у двух других синоптиков она выражена иначе и в ином контексте ( Мф.28:18–20 ; Мк.16:15–18 ). Наконец, весь эпизод с Фомой присутствует только у Иоанна. Рассказ Луки о явлении одиннадцати продолжает ту же тему, что была затронута в повествовании о двух учениках на пути в Эммаус. Там Иисус говорил: Не так ли надлежало (δει) пострадать Христу и войти в славу Свою? И начав от Моисея, из всех пророков изъяснил им сказанное о Нем во всем Писании. Здесь Иисус говорит: надлежит (δε) исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах; после чего отверзает ученикам ум к уразумению Писаний и доказывает, что так надлежало (δει) пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день. Тема исполнения ветхозаветных пророчеств о страждущем и воскресающем Мессии в обоих случаях стоит в центре повествования.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010