(Рим. 14:15): «Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер» . Глава 4. Христианин по мере сил всеми способами должен смягчать того, кто огорчен против него. (Мф. 5:23—24): «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой перед жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» . (1 Кор. 4:12—13): «Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим» . Глава 5. Кто любит во Христе, тот любимого им иногда и огорчает к его же пользе. (Ин. 16:5—7): «А теперь иду к Пославшему Меня, и никто из вас не спрашивает Меня: куда идешь? Но оттого, что Я сказал вам это, печалью исполнилось сердце ваше. Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел» . (2 Кор. 7:7—9): «я еще более обрадо­вался. Посему, если я опечалил вас посланием, не жалею, хотя и пожалел было; ибо вижу, что послание то опечалило вас, впрочем на время. Теперь я радуюсь не потому, что вы опечалились к покаянию; ибо опе­чалились ради Бога, так что нисколько не понесли от нас вреда» . Правило 6. О дерзновении в исповедании Бога и Христа Его Глава. Без страха и стыда с дерзновением должно исповедывать Господа нашего Иисуса Христа и Его учение. (Матф.10:27—28): «Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях. И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» . (Матф.10:32): «всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным» . (Лк. 9:26): «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда придет во славе Своей и Отца и святых Ангелов» . (2Тим.1:8): «не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его; но страдай с благовестием» (2Тим.2:3): «как добрый воин Иисуса Христа» . Правило 7. О том, что исповедание Господа преступающим заповеди Его недостаточно ко спасению

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4075...

Правило 4. Что такое – честь Богу, и что – бесчестие Глава. Чтит и прославляет Бога, кто исполняет волю Его; а бесчестит Бога, кто преступает закон Его. (Иоан 17:4): «Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить» . (Матф.5:16): «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» . (Фил.1:10—11): «были чисты и непреткновенны в день Христов, исполнены плодов праведности Иисусом Христом, в славу и похвалу Божию» . (Рим.2:23): «Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога?» Правило 5. О взаимной любви друг к другу и о свойствах ее Глава 1. Очистившись от всякой ко всем ненави­сти, должно любить и врагов, а за друзей, когда потре­бует сего нужда, полагать душу, имея такую же лю­бовь, какую возымел к нам Бог и Христос Его. (Мф. 5:43—44): «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших» . И вскоре потом (Мф. 5:48): «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небес­ный» . (Ин. 3:16): «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного» . (Ин. 15:12—13): «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» . (Лк. 6:35—36): «и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к небла­годарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» . (Рим. 5:8): «Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» . (Еф. 5:1—2): «Итак, подра­жайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу» . Глава 2. Признак учеников Христовых — взаим­ная друг к другу любовь во Христе. (Ин. 13:35): «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» . Глава 3. Сделать какой-либо вред ближнему или оскорбить его к ущербу веры, хотя бы поступок по особенной какой причине дозволяем был Писанием, значит не иметь Христовой любви к ближнему.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4075...

Причем речь идет не только о народе в целом – но и об отдельных людях. Как говорит псалмопевец, «Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это. Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» ( Пс.138:13–16 ) В Новом Завете эта личная любовь Бога к каждому человеку подчеркивается самим Господом Иисусом: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» ( Матф.18:10 ) В Евангельских притчах говорится о том, что Бог настойчиво ищет вечного спасения каждого грешника – потому что каждый ему бесконечно дорог. «кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее? А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу. Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии. Или какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет, а найдя, созовет подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму. Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» ( Лук.15:4–10 ) По словам святого Апостола Павла, эта любовь Христа к нам простирается до того, что Христос умирает на Кресте ради каждого человека лично: «[я] живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» ( Гал.2:20 ) Благая Весть говорит о том, что Бог знает вас лично – с вашим лицом и именем, характером и памятью, радостями и бедами, персональной историей и отношениями с другими людьми – и именно вас лично Он хочет привести к жизни вечной и блаженной. Потому что Он любит Вас, как Отец (и Мать) ребенка, или как Жених – невесту.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

1Ин.4:15 .   Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге. 1Ин.4:16 . И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. Это относится к сказанному немного выше (ст. 2): всякий дух, который исповедует Господа Иисуса, пришедшего во плоти. Апостол достаточно доказал, что верующие суть дети Божии и что Бог в них пребывает; а доказал это любовью друг к другу, потому что дан им Дух Святый. После сего и возвращается к упомянутой речи и говорит: кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том Бог пребывает, потому что, как выше сказано, всякий дух, исповедающий Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога. Этими словами апостол выражает и другую истину, что те, которые так исповедуют и имеют в себе пребывающего Духа, то есть Бога, и сами пребывают в Боге. Каким образом? Чрез любовь друг к другу. А вспомнив о любви, он повторяет все высказанное им о любви, для того, чтобы более утвердить учение о любви. 1Ин.4:17 .   Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он. 1Ин.4:18 . В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Бог есть свет, и святые Его, по изречению Евангелия ( Матф. 5,14 ), суть свет мира и чужды страха мучения, потому что исполнены любовью к Богу. Хочу, говорит апостол, чтобы вы усовершились в любви так, чтобы в день суда нам иметь дерзновение пред Богом, потому что и Он есть Судия, по собственному Его изречению: «Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну» ( Иоан. 5,22 ). И что наше дерзновение будет пред Богом вочеловечившимся, апостол выразил в следующих словах: «поступаем в мире сем, как Он», то есть когда уже доказали, что Бог в нас и мы в Нем, то мы сами себе свидетели о совершенстве любви. Как Он в мире был непорочен и чист, почему и говорил: «идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего» ( Иоан. 14,30 ); так и мы будем в Боге и Бог в нас. Если Он есть учитель и податель нашей чистоты, то мы должны носить Его в мире чисто и непорочно, «всегда нося в теле своем мертвость Его» ( 2Кор. 4,10 ). Если будем так жить, то будем иметь дерзновение пред Ним и будем свободны от всякого страха. Ибо, достигши добрыми делами совершенства в любви, будем далеки от страха. В подтверждение сего и прибавляет: совершенная любовь изгоняет страх. Какой же страх? Сам он говорит, что страх мучения.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

2, 19). Итак, не глава растет, которая одна и та же от начала, но тело растет из главы. Возвратимся к предмету. Написано о Господе и Его теле, и умом нужно решить, что к чему относится: ангелом своим заповесть о тебе (mandavit, заповедалъ) сохранити тя во всех путех твоих: на руках возмут тя, да не… преткнеши о камень ногу твою. На аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на мя упова… избавлю и, покрыю и, яко позна имя мое. Воззовет ко мне (invocavit me, призвал меня) и услышу его, с ним есмь в скорби и изму его и прославлю его. Долготою дней исполню его и явлю ему спасение мое (Псал. 90, 11–16). Ужели Бог являет спасение Свое Тому, слугами Котораго Он заповедал быть ангелам, а не Его телу Еще: яко на жениха возложи на мя венец и яко невесту украси мя красотою (Псал. 60, 1. 10). Одному телу приписываются оба пола, об одном теле говорится как о теле жениха и невесты. Но умом познаем, чтó относится к Господу, и чтó к Церкви. То же самое говорит Господь и в Апокалипсисе: глас жениха и невесты  (Апок. 18, 23). Еще: изыдоша в сретение жениху (и невесте) (Матф. 25, 1). И еще чрез Исаию возвещается, причем дело ума решить, чтó соответствует главе и чтó телу: сице глаголет Господь Бог помазанному моему Киру , его же удержах за десницу, повинути пред ним языки (Ис. 45, 1). Но то, чтó говорится далее, может относиться только к телу: И дам ти сокровища… сокровенная (и) невидимая отверзу тебе, да увеси, яко аз Господь… прозывая имя твое, Бог Израилев, ради раба моего Иакова, и Израиля избраннаго моего (Ис. 45, 3). Ибо вследствие завета, который Он поставил отцам, для познания Его, Бог открывает телу Христову сокровища невидимыя, ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша (1 Кор. 2, 9), и не на сердце ожесточенному человеку, который не принадлежит к телу Христову, но именно Церкви, которой Бог открыл то чрез Святаго Духа, хотя, впрочем, это зависит от благодати Божией. Иногда, однако, при помощи разсуждения, дело уясняется легче (а иногда труднее).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=878...

И потому, прошу вас, братия, поучайтесь в чтении слова Божия: при чтении или слушании слова Божия душа может скоро очиститься от худых дел, слов и помышлений, как и Господь сказал Своим ученикам: вы уже очищены чрез слово, которое Я проповедал вам ( Иоан. 15:3 ). Потому и нам нужно очищать себя от грехов чрез слово Божие, чтобы получить жизнь вечную, ибо туда (то есть в царствие небесное) ничто не войдет скверное ( Апок. 21:27 ), сказано в Писании. Итак, будемте и мы внимать словам ап. Павла, говорящего всем нам: слово Христово да вселяется в вас обильно со всякою премудростию. И будем потому назидать друг друга псалмами, славословием и песнопениями духовными ( Кол. 3:15–16 ). И потому, кто читает слово Божие, с верою в него, тот так же, как и гора Сион, по слову прор. Давида, не подвижется во век. А если есть у вас привязанность к земным вещам или к деньгам, то просите Господа со слезами, чтобы Он избавил вас от привязанности к земным стяжаниям, но уязвил бы сердца ваши любовию к Нему. «Ибо», говорит св. Максим Исповедник : «чей ум привязан к какой-либо вещи, тот не любит Бога». А царствие небесное уготовано только любящим Бога ( 1Кор. 2:9 ). Поэтому, со страхом и трепетом совершайте свое спасение ( Фил. 2:12 ). 6. «Если есть у кого что лишнее», говорил о. Стефан, «то надо отдавать нищим, и тогда получите великую радость духовную, когда отдадите нищим лишнее имение, а в день судный получите милость от Господа; ибо милостивые будут помилованы ( Матф. 5:7 ). Где бы вы ни жили, не имейте привязанности ни к чему земному, в особенности не копите деньги: чрез это будете мирны и покойны духом, и Господь вас ни в чем не оставит. Тяжело мне, поэтому, видеть, как многие люди не обращают внимания на повеление Господне – оставить ради Господа имение свое: они были бы покойны и получили бы сторицею здесь и наследовали бы жизнь вечную. Но все обратили ум и сердце к исканию видимых благ, и от этого души их умирают в печали мирской, ибо Апостол говорит: «печаль мира сего смерть соделовает» ( 2Кор. 7:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/starch...

– от Валента, как защитника арианской ереси (Григорий Бог. пох. сл. Вас. В.); Либерий отверг дары Констанции (Феод. 2, 16). ), потому что это значило бы иметь с ними некоторое общение, в видах корыстолюбия; она не хотела даже удерживать у себя и тех даров, которые свободно принесены были отлученными во время их общения с нею (Так, по свидетельству Тертуллиана , Маркион был извержен из церкви и с двумястами сесторсов, которые он прежде внес в церковь (Прещение прот. еретиков в русск. переводе Карнеева, ч. 1, гл. 30, стр. 175, 176). ). Относясь так строго к отлученным, сама церковь в то же время и верным членам своим предписывала не иметь ничего общего с такими людьми, дабы не заражалась я верные их болезнию ( Вас. Вел. пр. 84 и 85. См. объясн. этих пр. в кур. ц. закон. арх. Иоанна). Верующим не безызвестны были преданные церковью отлучению, потому что отлучение составляло гласный суд церкви, а с другой стороны, соборные послания по местным церквам с оповещением последних о лицах, подвергшихся отлучению, были читаемы повсюду ( «Он, т. е. совершенно отлученный от церкви, становится, по выражению св. Василия Великого , известен всей церкви. Отлучение его провозглашается повсюду и он обличается пред всеми и своими, и чужими» (См. изд. твор. св. Вас. В. в русск. пер. част. 6, стр. 161 в част. 7, стр. 285 и 296). ), и таким образом соборное отлучение делалось известным всему христианскому обществу (Iid. Bingh. ог. eccel. 1. VII, lib. XVI, сар. 2, § VIII, IX, р. 85, 86. ). Верующие должны были отказывать отлученным в своем сообществе не только, как мы уже сказали, в делах веры (Ап. пр. 10 и Антиох. соб. 2), но и в обыкновенном житейском быту. В таком случае отлученный был для членов церкви тоже, что язычник и мытарь ( Матф. 18, 17 ). Его чуждались как прокаженного; считали достойным презрения, с ним избегали жить под одною кровлею, в одном доне, иметь общую трапезу ( Synesii ер. 58. Св. Василий Вел.; «Все признают его совершенно отлученного от церкви, достойным презрения, не хотят иметь с ним общения ни в жилище, ни в пище и ни в чем“ (В русск.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

– указывает на Свое единосущие с Отцем ( Иоан. 10, 30, 14, 10, 11 ) и совершенное равенство с Ним (5,17. 19, 21. 16, 15. 17, 10), а при таком единосущии и равенстве Сына с Отцем – никтоже знает Сына, токмо Отец, ни Отца кто знает, токмо Сын, и емуже аще волит Сын открыти ( Матф. 11, 27 . Иоан. 8, 19 ); – усвояет Себе Божеские свойства, а именно – вечность ( Иоан. 8, 58. 17, 5 ), самобытность (5, 26), вездесущие (3, 13. 14, 24. Матф. 18, 20 ), всемогущество, выразившееся в совершении чудес, ихъже ин никтоже сотвори ( Иоан. 15, 24 ), и показавшее, что Он, – Бог, имеет власть не над телом только, но и над душею ( Матф. 9, 6 ); – как Бог, Иисус Христос дает ученикам Своим силу чудес ( Марк. 16 17, 18. Лук. 10, 19 ), обещает им премудрость ( Лук. 21, 15 ), ободряет их надеждою на получение просимого ( Иоан. 14, 13, 14. 16, 23 ), утешает обетованием Святого Духа (15, 26); – Христос Спаситель постоянно и с особенною силою доказывает иудеям Свое Божество и при этом ссылается на свидетельства: Иоанна Крестителя, который свидетельствова о истине (5, 33), назвав Иисуса Христа Сыном Божиим, сшедшим с неба и сущим над всеми (3, 31–36), – Отца небеснаго, сказавшего о Нем: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих (5, 37, Матф. 3, 17 ), – Своих чудесных дел ( Иоан. 5, 36 ) и ветхозаветных писаний (ст. 39). – Наконец Господь утверждает истину Своего Божества славным Своим воскресением из мертвых. б) Эту веру в Божество Господа I. Христа ап. Петр, от лица всех апостолов, исповедывал пред Самим Господом, когда на вопрос Его: вы же кого Мя глаголете быти? – отвечал: Ты еси Христос, Сын Бога живого ( Матф. 16, 15, 16 ). На этой вере, как на краеугольном камне, Господь обетовал непоколебимо основать Свою церковь (ст. 18). в) Чему учил Господь Иисус Христос, что проповедали апостолы, тому веровала древняя христианская церковь , хранительница истинно-апостольского предания, признавая Божество Господа, и свою веру выражала в изречениях пастырей и учителей, в исповеданиях мучеников, в символах, употреблявшихся в поместных церквах, и в определениях соборов.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Прежде всего: кто эта «другая Мария,» о которой дважды так выражается св. Матфей, повествуя о погребении Господа (Матф. 27:61), а затем — о воскресении (Матф. 28:1). По древнему преданию Церкви, изложенному в Синаксарии на день Пасхи, это была сама Божья Матерь. Почему же этого не сказано с полной определенностью? Как объясняет Синаксарии, «чтобы не показалось сомнительным» (из-за того, что свидетельство о таком величайшем событии присвоено Матери), евангелисты говорят: Иисус явился сперва Марии Магдалине (Марк. 16:9), которая видела Ангела на камне. Саломия была матерью «сынов Зеведеевых» — апостолов Иакова и Иоанна. Иоанна, упоминаемая св. Лукой (24:10), была жена Хузы, домоправителя царя Ирода. Остальные жены-мироносицы поименно не упоминаются, но св. Лука ясно говорит, что были «И прочие с ними» (Лук. 24:10). В числе этих «прочих» церковное предание указывает еще: Марию и Марфу, сестер Лазаря, воскрешенного Господом, Марию Клеопову и Сусанну, а также и многих других, «Яко же Лука божественный повествует: служащие Христу и ученикам Его своими имениями» (Синаксарий в неделю Жен-Мироносиц). Жены-мироносицы ожидали окончания субботнего покоя, причем некоторые из них купили ароматы еще в пятницу вечером, как говорит св. Лука (23:56), а другие — уже «по прошествии субботы,» то есть вечером в субботу (Марк. 16:1). В разных выражениях затем говорят Евангелисты о времени прихода мироносиц ко гробу. Св. Матфей — «По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели...» Св. Марк — «весьма рано, в первый день недели,... при восходе солнца...» Св. Лука — «В первый же день недели, очень рано...» Св. Иоанн — «В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно...» Таким образом, все эти указания времени совпадают, говоря только о разных моментах наступления утра, из чего видно, что жены-мироносицы не все сразу пришли в одно и то же время. Более всего отличается от других Евангелистов описание св. Иоанна, что и понятно, ибо он, как и всегда, опускает рассказанное первыми тремя Евангелистами и восполняет их повествования тем, что относится только к Марии Магдалине и двум ученикам.

http://sedmitza.ru/lib/text/430499/

Важно, что для библейских Пророков – и Самого Господа Иисуса – отношение к бедным было проявлением завета с Богом. Поклонение Богу и заботу о «бедном, пришельце, сироте и вдове» невозможно было разделить. Для людей Ветхого Завета богопочитание подразумевало существенные материальные издержки и пожертвования. Скиния, а потом и храм, должны были быть украшены «искусной работою» (например, Исх.36:8 ), с использованием драгоценных материалов (положим, Исх.25:18 ). Пророк Аггей выражает негодование Бога на людей, которые пренебрегают обустройством Храма ( Агг.1:4–10 ). Пересмотрена ли эта забота о поклонении Богу в Новом Завете? Господь Иисус нередко резко порицает религиозных людей своего времени, но что Он не критикует, так это Храм. Иерусалимский храм был чрезвычайно величественным сооружением, которое недавно перестроил царь Ирод Великий. Как Господь относится к этой дорогостоящей постройке, воздвигнутой явно не добродетельным царем, да еще на деньги налогоплательщиков? Он говорит о том, что этот Дом принадлежит Его Отцу ( Лук.2:49 ). Он называет Храм «домом Отца» и, подобно ветхозаветным Пророкам, ревностно негодует о злоупотреблениях в Нем ( Иоан.2:16,17 ). Он одобряет вдовицу, которая отдала на Храм последние деньги ( Лук.21:2–4 ), говоря, что то, что она отдала на Храм, она отдала Богу. Он обличает фарисеев, в частности, в том, что они позволяли неблагоговейно клясться храмом ( Матф.23:16–19 ), и упоминает при этом, что Храм – место, где пребывает Бог ( Матф.23:21 ). Можно, конечно, полагать, что деньги, потраченные на строительство и содержание Храма, лучше было раздать бедным вдовицам, но при этом невозможно ссылаться на Господа Иисуса. Он так явно не считал. Кроме того, мы знаем, что Иисус принимал пожертвования. В Евангелии упоминается денежный ящик ( Иоан.12:6 ). Он также принимал то, что мы бы сейчас назвали спонсорской помощью от состоятельных сторонников. Евангелие называет некоторых из них. «Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим» ( Лук.8:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010