А.В. Попов Речь при вручении посоха Епископу Бруклинскому Рафаилу Преосвященный Епископ Рафаил, возлюбленный о Христе Брат! Приветствую тебя с радостным и великим событием в твоей жизни. Ныне вся исполнишася света и радости зде. Веселится о тебе Церковь Американская, ибо с твоим посвящением во Архиереи умножается число столь вожделенных делателей на ниве Господней. Ликуют сродники и земляки твои православные Сирийцы, ибо ныне они получают то, о чем, быть может, только мечтали. Радощами играет и твое сердце, ибо ты днесь призываешься к высшему служению в Церкви Божией, символ которого – архиерейский жезл – принимаешь ныне от моей руки. Но радуяся и благодаря Бога, благоволившего о тебе сице, вникни умом и сердцем в то, что хотя ты и облекаешься высокою властью, но символ её дается тебе простой и скромный – жезл, напоминающий пастырский посох. Пастыреначальник Христос изрек Своим ученикам: князи язык господствуют ими и велииыи обладают ими; не тако же будет в вас; но иже аще хощет в вас вящший быти, да будет вам слуга, и иже аще хощет быти в вас первый, буди вам раб, якоже Сын человеческий не прииде да послужат ему, но послужити ( Матф.20:25–28 ). Значит, власть духовная есть служение другим, низшим, и «архиерейство есть не безответственное господство, не подавляющее самовластие, а отеческое попечение». Это отеческое попечение о людях чаще всего в Слове Божием представляется под образом пастыря, пасущего стадо свое, почему и знаком оного является пастырский посох. Сам Христос называет Себя пастырем добрым ( Иоан.10:11 ), и в Ветхом Завете сия глаголет Адонаи Господь: якоже присещает пастух паству свою в день, егда есть облачен и мглян, среди овец своих разлученных, тако взыщу овец, Моих и избавлю я от всякаго места, аможе суть разсыпаны в день облачен и примрачен, и изведу я от язык и соберу я от стран и введу я в землю их и упасу я на пажити блазе, и будут ограды их тамо, и успнут и почиют тамо в пищи блазе и на пажити тучне, погибшее взыщу, и заблудившее обращу, и сокрушенное обяжу, и немощное укреплю, и крепкое снабдю (Ие-зек.34:12–14,16). Вот образец и для твоего подражания, возлюбленный брат, тем паче, что многое из вышереченного приложимо и к твоим пасомым. Родные тебе сирийцы, нуждою гонимые, прибыли сюда из далекой родной земли искать счастья. Но сколько и здесь приходится им видеть «облачных и примрачных дней»! Как овцы, не имевшие пастыря, рассыпались они по лицу всей земли здешней. Бесхитростные, детски доверчивые, они часто делались добычею «зверей сельных», и не было у них «взыскающего и обращающего» до самого прибытия твоего сюда. Отселе настают и для них лучшие времена: рассыпанные по разным местам, они собираются в приходы, для них строятся церкви, отыскиваются пастыри, которые пасут их «на пажити блазе»; а ныне для дальнейшего успеха сего пастырского делания облекаешься ты и властью Архиерейскою.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

А.В. Попов Речь при вступлении в Ситхинский Собор Не без волнения душевного вступаю я впервые в сей святый храм и думаю, что волнение это понятно и вам, братие. Сей храм был некогда кафедральным собором; здесь – в Ситхе – жили алеутские святители, от них же первый приснопамятный Митрополит Иннокентий; здесь было средоточие церковной жизни и управления поместной церкви; здесь же было и средоточие гражданского управления краем. Но, по слову Премудрого, всему свое время, и время всякой вещи под небом (Екклез.3:1); и у вас в Ситке теперь уже не то, что было лет тридцать тому назад. Правда, и доныне здесь находится средоточие гражданского управления краем, но сама правящая власть уже не русская, как прежде, а американская. А что же церковь православная, – останется ли и устоит ли она здесь при переменах и разных течениях? Находятся предвещатели, которые говорят, что через двадцать пять лет не останется в Аляске и следа православия... Судьбы мира, царств и народов в руках Божиих. Он, Вседержитель, возводит и низводит, богатит и убожит, живит и мертвит. В Его руках и судьбы православной церкви в Аляске, и нам остается смириться под крепкую руку Божию, всю печаль нашу возвергше Нань, яко Той печется о нас и вознесет нас в свое время ( 1Петр.5:6–7 ). Но, возлагая упование на Господа, не будем, братие, сами духом лениви и разслабленни. Вы слышали в ныне чтенном Евангелии, что церковь Христова построена и утверждена на недвижимом камени исповедания веры в Христа Сына Божия ( Матф.16:18 ). И в чьих сердцах крепко живет вера Христова, там, хотя бы и были неблагоприятные обстоятельства и разные беды, однако, твердо стоит церковь Христова. Перенесемся ли мы мыслию к первым векам христианства или вспомним времена ближайшие к нам, как сто лет тому назад насаждалась христианская вера в пределах дикой Аляски, мы всюду увидим, что у людей, бедных имущественно, но богатых верою, любовию и терпением, росла, крепла и богатела и церковь Христова. Памятуя это, и вы, братие, созидайте в своих сердцах прочное основание для веры Христовой, будьте камнями твердыми и живыми ( 1Петр.2:5 ). Вкусивши в православной церкви благого глагола Божия и проявивши в ней труд любви, оказывайте, по слову Апостола, такую ревность до конца ( Евр.6:5,10–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Иллюстрация: OFTO, www.flickr.com      Все мироздание создано и поддерживается в бытии по воле Божией; но нам важно избежать некоторых ложных ассоциаций - с механизмом, или чем-то вроде огромного автоматизированного завода, который Бог запустил - и дальше все крутится само собой, без Его надзора и участия. Такая точка зрения была популярна среди образованных людей где-то в конце XVIII столетия, и называлась она деизмом. Но мы исповедуем теизм - Бог не просто создал мир, но и активно участвует в его жизни, направляя мироздание к предначертанным Им целям. И это внимание Бога относится не просто к общей картине, но к каждому конкретному творению. Как говорит Господь Иисус, " Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без [воли] Отца вашего " (Матф.10:29) Это тем более так в отношении каждого человека. Как говорит псалмопевец, " Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это. Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было " (Пс.138:13-16) Вы - не продукт конвеерного производства. Вы у Бога один такой. Ваша жизнь стоит того, чтобы быть прожитой. Вы созданы для уникальных, глубоко личных отношений с Богом. Люди говорят о великих художниках, поэтах или композиторах, что их вклад в культуру уникален. Весь наш мир был бы другим - и был бы гораздо беднее - если бы их не было. Откровение говорит, что каждый человек - не только гениальный - уникален и вносит в мироздание свой неповторимый вклад. Бог призвал каждого человека - Вас и меня - в Его мироздание с определенной целью, потому что без Вас, меня, Вашего соседа, Вашего случайного попутчика в метро, Его мироздание не полно. Это значит, что каждый человек обладает достоинством и ценностью в очах Бога. И тут с христианством - и еще раньше, с Ветхозаветной верой в единого Бога-Творца связан настоящий переворот. В языческом мире достоинство человека - dignitas, как говорили римляне, определялось тем, как он выглядел в глазах других людей. Почтенный отец семейства, украшенный подвигами на поле брани, приобретший влияние в обществе, богатый, сильный, верный своему слову, имел много dignitas. Его почтительно приветствовали на улицах, внимательно выслушивали, сажали на почетные места. Какой-нибудь раб или бедняк не имел dignitas - никто не относился к нему с уважением, ни закон, не обычай не признавал за ним никаких прав. Рабов обязательно пытали, когда допрашивали по судебному делу - считалось, что рабы по природе своей лживы и без пытки правду говорить не станут.

http://pravoslavie.ru/68742.html

Письмо Патриарха Тихона последователям протестантского вероисповедания в России Скачать epub pdf ответ на их обращение от 3/16 марта «С душевным умилением восприняли Мы и Священный Собор Православной Российской Церкви исполненное глубоким христианским чувством послание последователей протестантского вероисповедания по поводу постигшего Русскую землю лихолетья и угнетающих Церковь Православную «тесноты и гонения» ( Рим.8:35 ); по выслушании в заседании 26 марта (8 апр.) сего послания Священный Собор постановил благодарить Вас через наше смирение. Повинуясь велению сердца, выражаем Вам и Вашим братьям по вере искреннюю благодарность за любовь и пожелание успеха трудам Священного Собора Православной Российской Церкви и молим Господа, да не оставит Вас Благий Человеколюбец без небесной награды за сострадательный отклик на скорби чающих Христова утешения. В печалях и бедах постигшего Православную Церковь гонения Мы непрестанно памятуем о Христе Иисусе, ублажающем «плачущих и изгнанных за правду» ( Матф.5:4, 10 ), и твердо уповаем, что Небесный Пастыреначальник «не попустит нам быть искушаемыми сверх сил» ( 1Кор.10, 13 ), но «Сам искушен быв, может и искушаемым помощи» ( Ebp. II,18 ). В совершенном с Вами единомыслии исповедуем, что на всем протяжении своего нередко скорбного исторического пути русский народ лишь под знаменем Креста и сению Церкви мог достигать духовного развития и исполнять свое мировое призвание; и ныне Мы несокрушимо уверены, что лишь положив в основу своего возрождения духовного и государственного животворные начала Христова Евангелия, русский народ преодолеет испытания, навлеченные им на себя отступлением от исторических заветов веры и правды. Православная Церковь , всегда отдававшая Свои силы и достояние на спасение Своих чад и благо родной земли, и теперь не останавливается даже до мученической крови Своих служителей и впредь не остановится ни перед какими жертвами для возрождения Родины и для обновления в сознании и сердцах русских людей духа Христова. Труды Священного Собора, основанные на Слове Божием, как на краеугольном камне, полагают твердое основание устроению и укреплению жизни церковной и, объединяя в ограде Церкви верных чад Ее, окажут могучее содействие воссозданию единства и мощи Родины. В Вашем любезном послании Мы желали бы видеть также верный залог того, что христиане всех вероисповеданий вместе с нами положат свои силы во благо Родины и подвигнутся за едино противостать «во всеоружии Божием» ( Еф.6, 11 ) «вратам ада» ( Матф.16, 18 ) и светом Христовым разогнать объявшую Россию тьму христоборчества, дабы «в лето Господне благоприятное» ( Лук.6,19 ) на общей пажити единого стада Христова ( Ин.10:9, 16 ) совершать свое спасение во славу Божию. Аминь». Церк. Вед., 1918, 17–18 Читать далее Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Первая заповедь закона Божия Аз есмь Господь Бог твой: да не будут тебе бози инии, разве Мене 1. Библейские изречения о первой заповеди 1 . Аз есмь Господ Бог твой: вспомните прежде бывшее, от начала века, ибо Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне. Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось, говорю: Мой советь состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю (Исаии XLVU, 9 – 10). – Так говорит Господь, Царь Израиля, и Искупитель его, Господь Саваоф: Я первый, и Я последний; и кроме Меня нет Бога. (Исаии XLIV, 6). – Но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им. ( 1Kop. VIII, 6 ). – Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и пославного Тобою Иисуса Христа. ( Uoah. XVII, 3 ). II. «Да не будут Тебе бози инии, разве Мене». Грубое идолопоклонство как тягчайший грех: не делай себе кумира, и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не покланяйся им и не служи мм; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня ( Исх. ХХ, 4 – 5 ). – Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана; ибо написано: Господу Богу твоему покланяйся, и Ему одному служи. (Второв. 6, 13). (Матф. 10). III. Мы должны бояться Бога, а) сущность страха Божия: да боится Господа вся земля; да трепещут пред Ним все, живущие во вселенной. Ибо Он сказал, – и сделалось; Он, повелел, – и явилось. (Псал. XXXII, 8 – 9). Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, которым взываем: Авва, Отче! Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы дети Божии (Римл. VШ, 15 – 16). – Да боится Господа вся земля; да трепещут пред Ним все, живущие во вселенной ( Ncaл. XXXII, 8 ). – Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека. Ибо всякое дело Бог приведет в суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо (Екклез. 13 – 14). – Благоволит Господь к боящимся Его, к уповающим на милость Его (Псал. 11).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

1 Сост. по «Опыту библейского словаря собственных имен» прот. П. Солярского, т. IV, с. 701—703 и «Опыту православного догматического Богословия» епископа Сильвестра т. IV, с. 419—423. 2 Благов. на Иоан., зач. 23, 104 и на об. 3 л. 34 на об., см. также л. 297 и на об. 4 («Книга о вере», л. 50 на об. п. 51) 5 («Книга о вере», л. 248 об.; сн. Златоустн. л. 96) 6 (Собор, л. 118) 7 Прол. 1 апреля. 8 Прол. 9 ноября. 9 Слово II о иноческом житии, с. 494—495, Казань, 1857г. 10 л. 356 об. 11 Нравоучение 46 на Евангелие от Иоанна 12 «Благовест.» От Иоан. зач. 24 13 («Благов.», л. 103—104). 14 Ивановский. Сн. кн. «Руководство к обличению русского раскола» К. Плотникова, 2-е изд., с. 291—298. 15 Gelas. Cyzicen. Comment. in Acta Concil. Nic. с. XXXI, Diatyp. 5. 16 Concil. Ephes. р. II, Act. 1 (р. 121 ap. Binim). (сн. Кирилл Александрийский, Орр. Т. V, р. 11, р. 72, Lutet. 1638. 17 Concil. Nic. II, Act. VI, Lect. Epiphan. Diac. (Сн. «Православно-догматическое богословие» Макария, 1852 г., т. IV, с. 199—201). 18 Epist. Ad Smyrn. n. 7. 19 Apolog. 1, n. 61, в «Хр. Чт.», 1825, XVII, 99. 20 Adv. haer. IV, с. 34. 21 «Поуч. тайновод.», 1, п. 7, с. 440 по русскому переводу. 22 («Поуч. тайнов.», IV, п. 1, 2, 3—6, с. 434—456) 23 In Ioann. VI 24 In Marc. XIV 25 («Точное изложение православной веры», кн. IV, гл. 13, с. 250, 251, 252, 255). 26 («Точное изложение православной веры», кн. IV, гл. XIII, с. 252). 27 («Послание восточных патриархов», чл. 17). 28 на Матф. беседа LXXXN, п.4 и 5, в т. III, с. 421. 29 («Послания восточных патриархов», чл. 17). 30 Златоуст в беседе 2, на 2-е послание к Тимофею. 31 сн. соч. «Историч. догм. и таинств, изъяснение литургии» Ив. Дмитревского, изд. 1884 г., с. 238. 32 Четьи-Минеи, 12 марта. 33 («Достоп. сказ. о подв. св. и блаж. отец», с. 57, 65). 34 Четьи-Минеи, 23 декабря. 35 Пролог, 26 ноября. 36 Пролог, 25 декабря; «Поучение о пречистых тайнах». 37 («Послания восточных патриархов», чл. 17). 38 («Послания о православной вере», гл. 17). 39 («Православное исповедание», ч. 1, ответ 56, 107).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3072...

А.Г. Долженко Скачать epub pdf О Духе Святом (разъяснение понятия, фигурирующего в статье «Просите и дано вам будет») В статье «Просите и дано вам будет» говорится о том, что Евангелист Лука написал «Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него» ( Лук.11:13 ). Дар Духа Святого является одним из главных Даров Господа Бога, потому что при помощи Духа Святого человек может получить все блага и все сокровища земные и небесные. Чтобы разобраться в словах Евангелиста Луки, нужно понять, Кто такой Святой Дух, и что Он Собой представляет? В Библии выражение «Дух Святой» или «Дух Божий» используется для обозначения Третьей Ипостаси (лица) Троицы, Святой Единосущной Животворящей и Нераздельной. Дух Святой есть истинный Бог. «Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? ... Ты солгал не человекам, а Богу» ( Деян.5:3–4 ). Святой Дух, как Бог, проницает всё. «А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии» ( 1Кор.2:10 ). Святой Дух есть Животворящий Бог. «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» ( Иоан.3:5 ). Святой Дух исходит от Бога-Отца. «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» ( Иоан.15:26 ). Духа Святого, как Бога, люди одинаково прославляют и поклоняются Ему, как равному Богу-Отцу и Богу-Сыну. «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» ( Матф.28:19 ). Святой Дух единосущен Богу-Отцу и Богу-Сыну. «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино» ( 1Иоан.5:7 ). Святой Дух, или Дух Божий, был предвечен и существовал всегда. «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» ( Быт.1:2 ). Дух Божий входил в контакт с людьми. «И сказал Господь [Бог]: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими]» ( Быт.6:3 ). Из приведенных цитат видно, что Дух Святой является Богом и исходит от Бога-Отца. А также может исходить от Бога-Отца по ходатайству Бога-Сына и во имя Его. «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины» ( Иоан.14:16–17 ). «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» ( Иоан.14:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

Предисловие на изъяснение Псалтири почтеннейшего из философов Г. Евфимия Зигабена, монаха, и похвала пророку Давиду, разделенные на главы для пособия памяти и разумения читателей. Глава 1. Кто дал бытие Псалтыри, или книге Псалмов? Глава 2. Задача и цель псалмов Глава 3. Высокое значение и польза Псалтири Глава 4. Кто написал псалмы? Глава 5. Объяснение разных терминов, употребляемых в Псалтири Глава 6. О собрании псалмов в одну книгу, о начальниках хоров и о музыкальных еврейских инструментах Глава 7. Порядок псалмов Глава 8. О переводах Псалтири Глава 9. О пении псалмов Псалом 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150     Предисловие на изъяснение Псалтири почтеннейшего из философов Г. Евфимия Зигабена , монаха, и похвала пророку Давиду, разделенные на главы для пособия памяти и разумения читателей. Глава 1. Кто дал бытие Псалтыри, или книге Псалмов? Бытие настоящей книге псалмов, говоря вообще, дал пророк Давид, отрок Божий, как именует его сам Бог: «и защищу город сей ради меня и Давида отрока моего» ( 4Цар. 20:6 ), отец Сына Божия по плоти, как сказано: «книга родства Иисуса Христа Сына Давидова» ( Матф.1:1 ). А чтобы в кратких словах заключить другие частные его названия, скажем так: отец книги сей есть Давид, который один после Авраама был отцем народов, – наш собственный Орфей – певец; первый краснописец добродетелей; – Давид, первый провозвестник трех лиц в едином Божестве, пастырь и отличный воин, пророк и вместе царь, – Давид, сделавшийся сердцем, языком и пером первого Царя – Царя неба, снискавший все добродетели, которые делают человека Богом и относятся к человеку. 1

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Как уже говорилось, земной мир твориться для человека и все в нем устроено таким образом, чтобы быть ему неким училищем премудрости и благочестия. В этом смысле творение можно рассматривать как воплощенное подобие человеческой природы, а шесть дней как шесть степеней, отражающих ее важнейшие свойства. Развивая далее мысли преподобного Макария о видении пророка Иезекиля, где он называет льва царем зверей, можем сравнить льва с человеческой волей, которая призвана царствовать над чувствами и влечениями души человеческой, и следовательно, животных - олицетворениями чувств. Среди них, вол, являясь по преподобному Макарию «царем кротких животных», изображает человеческий разум, а плоды мыслительной деятельности уподобляются прочим травоядным животным. Эти подобия прямо и косвенно подтверждается и в других творениях святых отцов православной Церкви, и составляют основу для богатой палитры поэтических образов Священного Писания. Отражение в облике и характерах скотов и зверей некоторых свойств человеческого характера засвидетельствовано самим Богом. Неоднократно Господь упоминает в своих проповедях различных животных, используя их образы для сравнения с человеком. «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями , чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» - учит Сын Божий, предостерегая учеников от доверчивого и открытого отношения с людьми нечестивыми, с сожженной совестью (Матф.7:6). Некоторому юноше, намекая на свойства его характера, Иисус сказал: «лисицы имеют норы и птицы небесные - гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Матф.8:20). В проповеди о Страшном Суде Господь говорит о разделении христиан: «поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую» (Матф.25:33). Посылая апостолов на проповедь, Иисус Христос говорит им: «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков : итак будьте мудры, как змии , и просты, как голуби » (Матф.10:16). Упоминают животных в своих посланиях и апостолы. Апостол Павел, говоря о необходимости материального содержания проповедников слова Божьего общиной , пишет: «В Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог?» (1Кор.9:9). И, конечно, множество примеров использования образов животных можно найти в художественной литературе.

http://ruskline.ru/analitika/2016/09/26/...

Пребывай в храме Божием, находись при общественном Богослужении и с светлою верою и незазорною совестию приобщайся Св. Тела и Крови Христовой. Положи начало жизни совершеннейшей и обнови себя, уготовляя себя к приятию будущих вечных благ, ради коих и в другие дни тебе не должно чрезмерно прилепляться к земным, в день же Господень ты должен воздержаться от всех, чтоб непрестанно пребывать с Господом, кроме самых необходимых и таких, без которых жить невозможно. Таким образом, ходя пред Богом, ты избегнешь поводов ко греху, не преступишь закона, не воспламенишь огня страстей, не подымешь на себя бремени греха ( Исх.12:16 ; Иер.17:24 ; Неем.13:15 ; Матф.12:2 ; Иоан.5:10 ), и освятишь день субботный, субботствуя бездействие относительно грехов. Подобно дню Господню проводи и прочие установленные Церковию великие праздники, соблюдая относительно их вышеизложенные наставления и предостережения. V. «Чти отца твоего и матерь твою» ( Исх.20:12 ; Втор.5:16 ; Матф.19:19 ). Ибо чрез них Бог даровал тебе жизнь, и после Бога они виновники твоего бытия. Посему и ты почитай и люби их после Бога, если любовь к ним споспешествует любви к Богу. Если же она не ведет к любви Божией, убегай от них вовсе. А если они будут тебе препятствовать (служить Богу), особенно если они будут действовать ко вреду истинной и спасительной Веры, держась чуждых ей мнений, не только убегай, но и возненавидь их, и не их одних, а и всех родных, всех друзей и близких, все твои члены со всеми их похотениями, самое тело твое с его расположением к страстям, памятуя слова Христовы: «аще кто... не возненавидит отца своего, и матерь, и жену, и чад, и братию, еще же и душу свою,... и не приимет... креста своего, и в след Мене грядет, несть Мене достоин» ( Лук.14:26,27 ; Матф.10:37 ; Втор.13:6 ; Втор.33:9 ). Так сказано об отцах, друзьях и братьях по плоти. Но присных в вере, не препятствующих спасению, почитай и люби. Если же ты обязан почтением и любовию плотским отцам, то тем более отцам, родившим тебя духовно. Из бытие они пересоздали тебя в благобытие, озарили светом ведения, возвестили откровение истины, возродили банею пакибытия, окрылили тебя надеждой воскресения, безсмертия, нескончаемого царствия и наследия и соделали тебя из недостойного достойным вечных благ, из земного – небесным, из временного – вечным, сыном и учеником не человека, а Богочеловека Иисуса Христа, давшего тебе дух сыноположения и рекшего: «отца не зовите себе на земли,...

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010