Менее широкое, но вместе с тем наиболее употребительное в слове Божием то понятие церкви, по которому в состав ее входят все истинно-верующие, пребывающие здесь на земле. О такой церкви – речь в послании к Римл. гл. XII, 4 – 5; 1 Кор. XII, 13, ср. ст. 27 – 28; Еф. V:23 – 27; Кол. I:24 и др.    Далее церковию называется общество верующих одной какой-либо местности, града, даже дома или семейства. Так – в слове Божием упоминается церковь иерусалимская (Деян. VIII:1), антиохийская (Деян. XIII, 1), лаодикийская (Кол. IV:16), солунская (1 Сол. I:1; 2 Сол. I:1), домашняя церковь Акилы и Прискиллы (1 Кор. XVI:19), церковь Нимфана (Кол. 15) и др.    Иногда церковию именуются одни только пасомые или одни только пастыри. В первом смысле слово „церковь“ употреблено, напр,, в гл. XX „Деян. Апостольских “ (ст. 28), где ап. Павел увещевает ефесских епископов быть внимательными в деле спасения „церкви Господа Бога“ (Ср. 1 Тим. III:4 – 5).    Со вторым значением слово „церковь“ употреблено в XVIII гл. Ев. Мф. (ст. 17), в словах: „повеждь церкви: аще же и церковь преслушает (брат твой), буди тебе, якоже язычник и мытарь». „Повеждь церкви», сиречь – повеждь ее председящим, толкует слова Спасителя св. Златоуст (Бес. 50 на Ев. от Матф. ср. „Благовестник» зач. 75). У св. отцов церковию именуются иногда только не— которые свойства, принадлежащие церкви, как собранию верующих. В этом смысле св. Златоуст, напр., говорит: „церковь не стены и по— кров: но вера и житие“... „Церковь – не стены церковные, но законы церковные“ (Маргар. сл. 5, л. 519; Кн. о вере, л. 19). Словом „церковь“ определяется иногда богослужебное или молитвенное собрание верующих, как в Деян. XI:26; XIV, 27; 1 Кор. XI:22 ср. ст. 20 и др.    Наконец, церковию называется в слове Божием собрание и нечестивых людей: „Возненавидех церковь лукавнующих и с нечестивыми не сяду“, свидетельствует о себе псалмопевец, св. прор. Давид (Пс. XXV:5).    Кроме κκλησα, греческое νς (храм) часто переводится на славянский язык также словом „церковь». В этом, смысле церковию называется храм, т. е. дом молитвы и общественного богослужения, известным образом устроенный (Деян. III:2 – 3; XXII, 17; XXIV, 11 – 17).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

Яко Ты еси даятель благ и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков». После сей молитвы читается евангелие от Иоанна: ( Ин.20:10–23 ). Потом Архиерей говорит: «Мерность наша, благодатию всесвятого и началосовершителя Духа пророчествует тебя благоговейнейшего (имя рек) духовным в служение духовного отцовства. Во имя Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков, аминь». В Сербской рукописи начала 15 века есть чин на поставление духовника. Состоит из одной молитвы и евангелия от Матф.эач. 67, т. е. ( Мф.16:13–19 ). Духовником поставляется Иеромонах (см. описание Славянских рукописей отд. третий, книги богослужебные М. 1869 г. стр. 170). В рукописном требнике нач. XVI века есть форма грамоты, даваемой духовному отцу (там же стр. 225). В требнике митрополита Петра Могилы так о сем говорится: «Хотяй исповедатися и истинно каятися грехов своих, предуготовав себе добре и испытав опасно свою совесть, и вспомянув вся согрешения и злая деяния своя, яже сопротив Бога и ближнего своего содея, себе же самого и умилив сердце свое сокрушив, жалея си, и сердечне болезнуя, яко грехами и злыми делы своими, преступлением святых Божественных заповедий, преблагого Бога создателя и благодетеля своего прогнева, и благодать Его теми от себе прогна, известно предлагает покаянием преблагого Бога, его же злыми своими делы прогнева, примирити и еже по повелению его исповедати предуставленным от него судиею иереем, власть связати и разрешати имущим, вся согрешения своя: надежду тверду и веру несумненну имея, яко исповеданием всех своих грехов, разрешением же иерейским, Божиего милосердия и оставления грехов воистину сподобится, со страхом и трепетом приходит ко иерею: и приступив к нему (аще в церкви пред святыми царскими враты, пред святым евангелием на аналой поставленном: аще же на ином особом месте, пред иконою, тамо сущею) лицем к востоку долу зря, да стоит. Иерей же глаголет к нему: поклонися Богу грешные на покаяние призывающему к немуже прибегл еси.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Fivejsk...

   Столь великие плоды апостолы производили не от внешнего омовения водою, но от видимого действия благодати Св. Духа (Тит. III:5; 1 Кор. 11). И потому от крещаемого требовались истинное покаяние (Деян. II:38), живая вера во Христа (Мрк. XVI:16; Деян. VIII:37) и твердое намерение вести жизнь святую богоугодную (1 Петр. III:21; Рим. VI:4, 12 – 13). (Сн. „Опыт библ. словаря собствен. имен» – прот. П. Солярского. Т. IV, стр. 698 – 699).   2. Церковно-исторические примеры, показывающие, что никто не может войти в царствие Божие без крещения    Корнилий сотник имел добродетели в самом язычестве: он удостоился видения ангельского; он уже уверовал во Христа и получил с прочими домашними благодать Всесвятого Духа, так что все в его доме стали говорить на разных языках; однако ж апостол Петр не признал довольным остановиться ему на этом, но повелел ему креститься и крестил его (Деян. X:45 – 48).    Подобным образом и равноапостольный царь Константин еще до крещения своего удостоился нескольких небесных видений, – еще не будучи христианином, глубоко уважал крест Христов: однако ж не отклонил от себя крещения, хоть долго медлил креститься.    И не только доброта сердца какого-либо язычника; но даже и подвижническая жизнь его в язычестве не спасет без крещения. Так, в житиях святых, говорится об одном язычнике, что он желал быть иноком. Прозорливый старец Сергий объявил ревнителю, что он, как сын язычника, сам не знает о том, что остается еще не крещеным. Поэтому прежде всего вели ему креститься («Луг дух.“ гл.    Таким образом св. отцы и учители церкви утверждают: „кто хотя бы добр был по делам, но не получил запечатления водою, не войдет в царство небесное» (св. Кирилл Иерусал.); „никто не входит в царство небесное иначе, как только чрез таинство крещения» (св. Амвросий Медиол.).   3. Что требуется от того, кто желает принять крещение?    Покаяние и вера – необходимые условия для того, кто желает крестится. Об этих условиях крещения апостол Петр в своей проповеди так говорить: „покайтеся, и да крестится каждый из вас во имя И. Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» (Деян. II:38). Покаяние – исповедание грехов с решимостью переменить жизнь греховную на праведную – есть перемена всего духовного религиозно-нравственного и умственного направления жизни, совершенный переворот в жизни. Апостол вышеприведенными словами требует того же, чего требовали от Иудеев Предтеча Христов и Сам Христос, первою проповедию которых по вступлении в дело общественного служения была проповедь о покаянии (Матф. III:2; IV, 17 и парал.). Таковое покаяние есть необходимое условие для вступления в царство Христово или церковь Его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

  3. Необходимость веры для спасения человека    Вера есть первое из условий необходимым для оправдания; она есть начало спасения людей, основание всего оправдания. Без веры невозможно угодит Богу (Евр. II:6). Благодатию есте спасени чрез веру (Еф. II:8,9). Все, еже не от веры, грех есть (Рим. XIV:23) . Вера не в том только состоит, чтобы несомненно веровать, что благодатию Божиею верующему во Христа прощены грехи ради заслуг Его, но вера оправдывающая состоит в искреннем принятии всех истин откровения, как преподает и разумеет их вселенская Церковь. В особенности необходимо веровать, что есть Бог, Милосердый Отец и верховный Судия всего. Веровати подобает приходящему к Богу, яко есть, и взыскающим Его мздовоздатель бывает (Евр. XI:6). Также необходима вера в таинства Пресвятой Троицы и воплощения. Се есть живот вечный, да знают Тебе единого истинного Бога, и Его же послал еси Иисус Христа (Иоан. XVII:3; Марк. XVI:16; Матф. XXVIII:19). Аще не имете веры, яко Аз есм, умрете во гресех ваших (Иоан. VIII:24). Несть иного имене под небесем, данного в человецех, о немже подобает спастися нам (Деян. IV:12).    Св. Климент Римский пишет: „мы, по воле Божией во Христе Иисусе призванные, оправдаемся не сами собою и не своею мудростью, или разумом, или благочестием, или делами, но верою, которою Вседержитель Бог всех от века оправдывал (Посл. к Коринф. 30).   4. Верою ходим, а не видением (2 Кор. V:7)    Что будем делать мы, желая только видеть, а не верить? Мы будем подобны тем детям, которые, закопав зерно в землю, каждую минуту возвращаются посмотреть, выросло ли оно. Что станется с разными предприятиями и добрыми делами, если люди будут домогаться лишь такого успеха, который был бы для них осязателен и видим? Нет, Бог благословляет только тех, которые имея достаточно к Нему доверия, относят к Нему и каждый успех, говоря словами ап. Павла: Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению (Филип. II:13). Известно, что один знаменитый астроном, всеобъемлющий гений которого открыл законы движения планет, видел свои громадные труды непризнанными современниками. Доведенный до крайней нищеты, он находился на пороге смерти. Один друг спросил у него: „не тяжело ли ему умирать, видя, что открытия его непоняты? „Друг мой“, отвечал ему Кеплер: „Бог ждал пять тысяч лет, прежде чем одно из Его творений открыло удивительные законы, данные Им светилам небесным. Разве я не могу ждать также, пока мне воздадут должное?“ Заметьте эти слова, вы, также составляющие творение Божие! Действуйте, если это нужно, без успеха, говорите, не будучи слышимы, любите, не будучи понимаемы, бросайте свой хлеб неблагодарным, но чтобы победить мир для истины, ходите верою, а не видением! (Из Бесед Берсье, т. I, стр. 154).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

Братие, не дети бывайте умы, но злобою младенствуйте (1 Кор. XVI, 20); и тех, кто питает страх к этим вещам, освобождайте от этого неуместнаго страха, и вразумите, что должно страшиться и бояться, - не ковчега этого, но того, чтобы не разрушить храм Божий хождением в синагогу, привязанностию к иудейству, этим безвременным соблюдением (иудейских обрядов). Ибо сказано: иже законом оправдастеся, от благодати отпадосте (Гал. V, 4). Вот чего нужно бояться, как бы вам в тот день не услышать от Того, Кто будет судить вас: отступите, не вем вас (Лук. XIII, 27); потому что вы сообщались с распявшими Меня, вопреки Моей воле, возстановляли праздники, которые Я отменил, и бегали в синагоги иудеев, которые беззаконно поступили со Мною. Я разрушил их храм, превратил в развалины это святилище, содержавшее в себе страшныя вещи; а вы оказывали почтение таким храминам, которыя ничем не лучше корчемниц и разбойничьих вертепов. Если уже тогда, когда были херувимы, когда был ковчег еще, когда обитала (в храме иудейском) благодать Духа, Господь говорил, в одном месте: вы сотвористе и вертеп разбойником (Матф. XXI, 13), в другом: дом купли (Иоан. II, 16), (и назвал его так) за беззакония и убийства иудеев; то теперь, когда оставила их благодать Духа и уничтожена вся их святыня, а они между тем, вопреки воле Божией, совершают свое беззаконное служение, чем назвать (их) синагоги, как найти достойное их имя? Если (храм) был вертепом разбойников уже тогда, когда еще содержал свой устав; то теперь, назовешь ли его любодейным домом, местом ли беззакония, жилищем ли демонов, крепостию ли диавола, губителем ли душ, пропастью ли и рвом совершенной погибели, или как бы то ни было, все не назовешь так, как он заслуживает. Желаешь видеть храм? Не беги в синагогу, но будь сам храмом. Бог разрушил один храм в Иерусалиме, и воздвиг тысячи храмов, которые гораздо досточтимее того: вы есте храм Бога Живаго, сказано (2 Кор. VI, 16). Укрась этот дом, изгони (из себя) всякий злой помысл, чтобы тебе соделаться почетным членом Христовым, чтобы быть храмом Духа; сделай и других такими же.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1048...

Все это напечатлевая в уме и всегда представляя, чтобы и нам не потерпеть того же, удержим в свежей памяти страх смерти, чтобы избежать наказания за наши грехи и получить вечные блага, которых и да сподобимся все мы благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу и святому и животворящему Духу слава ныне и присно, и во веки веков. Аминь. БЕСЕДА 54 ТВОРЕНИЯ святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского Толкование на святого Матфея Евангелиста БЕСЕДА LIV Пришед же Иисус во страны Кесарии Филипповы, вопрошаше ученики Своя, глаголя: кого Мя глаголют человецы быти, Сына человеческаго (Матф. XVI, 13)?       1. Для чего евангелист упомянул об основателе города? Для того, что была другая Кесария, именно Стратонова; а Иисус Христос спрашивал учеников не в Стратоновой, а в Филипповой, отведши далеко от иудеев, чтобы они, освободившись от всякого опасения, смело высказали все, что у них было на мыслях. Для чего же Он спросил сначала не об их мнении, а о мнении народа? Для того, чтобы они, сказавши народное мнение, потом, будучи спрошены: вы же кого Мя глаголете быти? - самым порядком вопросов были возведены к высшему разумению, и не стали о Нем так же низко думать, как и народ. По той же причине спрашивает их не в начале проповеди, но когда сотворил много чудес, беседовал с ними о многих и высоких истинах и многократно доказал Свою божественность и единство с Отцом, тогда уже предлагает им этот вопрос. И не говорит: за кого Меня почитают книжники и фарисеи? - хотя они часто приходили к Нему и беседовали; но желает знать непритворное мнение народа: кого Мя глаголют человецы быти? Мнение народа было хотя гораздо ниже надлежащего, но без всякого лукавства; мнение же книжников и фарисеев внушено было сильною злобою. И показывая, как сильно желает, чтобы исповедывали Его воплощение, говорит: Сына человеческаго, - разумея под этим и божество, как нередко и в других местах Он делает. Так говорит: никтоже взыде на небо, токмо Сын человеческий, сый на небеси (Иоан.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

XXVIII:18); и: Отец не судит никому же, но суд весь даде Сынови (Иоан. V:22); и: Отец любит Сына и вся даде в руце Его. Веруяй в Сына имать живот веч­ный (Иоан. III:35—36); и еще: вся Мне предана суть Отцем Моим.... ни Отца кто знает, токмо Сын, и ему же аще восхощет Сын открыти (Матф. XI:27); и еще: все, еже даст Мне Отец, ко Мне приидет» (Иоан. VI:37)? Потом еретеки присовокупляют: «если бы Он был, как утверждаете, Сыном по естеству, то не имел бы нужды приимать, но, как Сын, имел бы сие по естеству. Или, как может быть по естеству истинною силою Отчею. Кто во время страданий говорит: ныне душа Моя возмутися, и что реку? Отче, спаси Мя от часа сего, но сего ради приидох на час сей. Отче, прослави имя Твое. Прииде же глас с небесе: и прославих, и паки прославлю (Иоан. XII:27—28)? Подобно также сему сказал Он: Отче, аще возможно есть, да мимоидет чаша сия (Матф. XXVI:39). И сия рек Иисус возмутися духом, и свидетелствова и рече: аминь, аминь глаголю вам, яко един от вас предаст Мя» (Иоан. XIII:21). И при сем говорят зломудренные: «если бы Он был силою, то не страшился бы, но и другим подавал бы силу». Потом говорят: «если бы Он был по естеству истинною и собственною Отчею Премудростию, то почему написано: Иисус преспеваше премудростию и возрастом, и благодатию у Бога и чело­век (Лук. II. 52)? И пришедши во страны Кесарии Филипповы, спрашивал учеников: кого Мя глаголют человецы быти (Матф. XVI:13)? И пришедши в Ви­фанию, спрашивал: где лeжim Лазарь (Иоан. XI. 34)? Сверх того, говорил ученикам: колико хлебы имате (Марк. VI:38)? Почему же, говорят, Тот есть Премудрость, Кто преспевает премудростию, и не знает того, о чем желал узнать от других?» Еще же говорят они и следующее: «как собственным Отчим Словом, без Котораго, как мудрствуете вы, Отец никогда не был, и чрез Котораго все творит, может быть Тот, Кто на кресте говорит: Боже Мой, Боже Мой, вскую Мя ecu оставил (Матф. XXVII:46)? И прежде сего молится Он: Отче, про­слави имя Твое (Иоан. XII:28); прослави Мя, Ты, Отче, славою, юже имех у Тебе прежде мир не бысть (Иоан.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3698...

28 В статье Smit’s Dict. Of the Bibly ad voc. Possaver р. 716. Статья Гоусона (Hovson) со ссылкой. на Талмуд тр. Песахим и на тракт. Маймонида de Fermentato et Azymo. 34 Норов (Вт. пут. Изд. 1878 стр. 22) заметает, что быть может надо читать верхняя комната. Он еще указывает, что писатели времен крестовых походов думали, что в нижней комнате сего дома совершено было омовение ног, а в верхней совершилась Тайная Вечеря и сошествие Св. Духа. 35 Посему то наша церковь употребляет квасной хлеб для бескровной жертвы на основании древнейшего христианского предания. Любопытно, что ученый Dom Calmet art. Azymes (в Библ. Слов.), хотя католик не говорит, что если Господь совершал Пасху 13-го, то конечно на столе был квасной хлеб. 36 Фаррар в прилож. X «жизнь Иисуса Христа может быть не без основания сомневается, была ли совершена в день 13-го Низана в великий Четверг настоящая Пасха Иудейская, т. е. был ли на столе агнец с опресноками и горькими травами (стр. 497–98 изд. 1885). Это была новая пасха, пасха любви, учреждаемая Господом. Что так понимала это место церковь , явствует и из кислого хлеба, на котором совершается у нас св. Евхаристия. 39 Иоанн Злат. на Иоанна бесед. 70 о 71 стр. 300 и 312 (1862, ч. II). Его же на Матф. бесед. 81 и 82 стр. 480 и 496 (1864 ч. III). Св. Кирилл Иерусалим. (в изд. 1855) слово XIII, стр. 197. Феофилакт Болг. (в изд. 1748) на Uoahha XIII , лист 101-й на обороте. 92 Ср. вопросы Фомы и Филиппа XIV, 5, 8 и Иуды Иаковлева ст. 22 и недоумение учеников XVI, 17–18, 29–30. 101 Мы не знаем, где его начало, но полагаем, что он заимствовал у Персов, хотя прямых на то указаний нет. 106 И апостолы никогда не требовали общежития и продажи или отдачи имения обязательно, как напр. Пифагорейцы. Апостол Петр прямо говорит лгущему Анании: „владеемое не твоим ли оставалось...“ для чего ты солгал? Дeяh. V, 4 . 107 Мы приводим с небольшим изменением слова св. Августина на это место Иоанна: erat autem nox, et ipse qui exivit erax not. 108 См. в 1-й главе на ст. 32–34 и в отделе о Сыне человеческом (об искушении) слова св. Отцев вселенских.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

И пошлет ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их (Матф. XXIV – 30:31).    Суд страшный совершится для всех народов и людей: Он будет судить вселенную по правде, и народы по истине Своей (Псал. XCV, 13). – Пусть воспрянут народы и низойдут в долину Иосафата, ибо там Я воссяду, чтобы судить все народы отовсюду (Иоил. III:12) . – И увидел я мертвых малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни, и судимы были мертвые по написанному в книгах сообразно с делами своими (Апок. XX:12).    Слово, возвещенное Христом, будет судит нас на суде страшном: отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судию себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день (Иоан. XII, 40).    Суд страшны и будет произведен с правдою и истиною: нет лицеприятия у Бога (Рим. II:11). – А кто неправо поступит, тот получит по своей неправде: у Него нет лицеприятия (Кол. III:25). – И если вы называете Отцом Того, Который нелицеприятно судить каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего (1 Nemp:I, 17). Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд (Еккл. XI:9). – Придет Сын человеческий во славе Отца Своего с ангелами Своими; и тогда воздаст каждому по делам его (Матф. XVI:27).    На суде страшном будет потребован от каждого отчет в словах: говорю (И. Христос) же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда (Матф. XII, 36);    в мыслях: не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке, и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога (1 Коринф. IV:5);    в употреблении вверенных даров: раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много. А который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

I:10);    разрушить смерть: Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои, Последний же враг истребится – смерть (1 Кор. XV:25, 26).    Второе пришествие Иисуса Христа должно быть ожидаемо как близкое: долготерпите и вы, укрепите сердца ваши; потому что пришествие Господне приближается (Иак. V:8);    блаженны готовые ко второму пришествию Иисуса Христа: блаженны рабы те, которых господин, пришедши, найдет бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется, и посадит их, и, подходя, станет служить им. И если придет во вторую стражу, и в третью стражу придет, и найдет их так, то блаженны рабы те (Лук. XII:37, 38).   3. Библейские тексты о суде страшном    Суд страшный предсказан пророками: да ликуют вместе все деревья дубравные пред лицом Господа, ибо Он идет судить землю (I Парал. XVI, 33). – Он будет судит вселенную по правде, и народы – по истине Своей (Псал. XCV, 13). И сказал я в сердце своем: праведного и нечестивого будет судить Бог, потому что время для всякой вещи и суд над всяким делом там (Еккл. III:17), – Огненная река выходила и проходила пред Ним, тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели и раскрылись книги (Дан. 10). – Пустите в дело серпы, ибо жатва созрела: идите, спуститесь, ибо точило полно, и подточилия переливаются, потому что злоба их велика. Толпы, толпы в долине суда! ибо близок день Господень к долине суда! Солнце и луна померкнуть и звезды потеряют блеск свой. И возгремит Господь с Сиона и даст глас Свой из Иерусалима; содрогнутся небо и земля; но Господь будет защитою для народа Своего и обороною для сынов израилевых. Тогда узнаете, что Я Господь Бог ваш, обитающий на Сионе, на святой горе Моей, и будет Иерусалим святынею, и не будут уже иноплеменники проходить чрез него (Иоил. III:13 – 17).    Страшный суд возвещен И. Христом: тогда придет Сын человеческий во славе Отца Своего с ангелами Своими, и тогда воздаст каждому по делам его (Матф. XVI:27). – Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия, и, услышав, оживут.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010