Среди многочисленных свидетельств о действительности и непререкаемости будущего Всеобщего суда (Иоан. 5:22, 27-29; Матф. 16:27, 7:21-13, 11:22 и 24, 35 и 41-42, 13:37-43, 19:28-30, 24:30, 25:31-46; Деян. 17:31; Иуд. 14-15; 2 Кор. 5:10; Рим. 2:5-7, 14:10; 1 Кор. 4:5; Еф. 6:8; Кол. 3:24-25; 2 Сол. 1:6-10; 2 Тим.4:1; Откр. 20:11-15) наиболее полно представлен образ этого последнего суда Спасителем в Матф. 25:31-46 ( Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей…). По этому образу можно заключить и о свойствах суда. Он будет: – всеобщий, т. е. простирающийся на всех людей, живых и умерших, добрых и злых, а по иным указаниям слова Божия — и на самих даже падших ангелов (2 Пет. 2:4; Иуды 6); – торжественный и открытый, ибо Судия явится во всей славе Своей, со всеми святыми ангелами, перед лицом всего мира; – строгий и страшный, совершаемый по всей правде Божией, и «день тот будет днем гнева и откровения праведного суда Божия» (Рим. 2:5); – последний и окончательный, определяющий на всю вечность судьбу каждого судимого. Результатом Суда будет вечное мздовоздаяние — блаженство праведных и мучения осужденных злых. Изображая в самых светлых и самых радостных чертах вечную жизнь праведных после Всеобщего суда, слово Божие говорит с той же утвердительностью и несомненностью о вечных мучениях злых. Идите от Меня проклятые в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его, — скажет Сын Человеческий в день суда… и пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Матф. 25:41-46). Это состояние мучения представлено в Священном Писании образно, как место мученья и именуется «геенной» (образ огненной геенны взят с эномской долины возле Иерусалима, где совершались смертные казни, а также сваливались всякие нечистоты, вследствие чего для предохранения от заразы там всегда поддерживался огонь). Господь говорит: если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает (Map. 9:43-46, также 45-49) Там будет плачь и скрежет зубов — не раз повторял Спаситель о геенне (Матф. 8:12 и др.). В Откровении Иоанна Богослова это место или состояние называется озеро огненное (Откр. 19:20). И у ап. Павла: В пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа (1 Сол. 1:8). Образы: червь неумирающий и огонь неугасающий, очевидно, символичны, и указывают на тяжесть мучений. Св. Иоанн Дамаскин замечает: «грешники преданы будут огню вечному не такому вещественному, как у нас, но такому, какой известен одному Богу» (изложение православной веры).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

1:14), тот зачем в плоти гонит слово, ставшее плотью, — зачем гонит воплотившееся слово? Сказанное Господом: «понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших (верующих в Мя), Мне сотвористе» (Матф. 25:40), означает, что зло не действует в плоти Христа, т. е. в рабах Его, так как Господь и Церковь — одна плоть. И если кто верует, что человек пребывает в этой плоти, то почему не любит, или, что еще более жестоко, почему ненавидит, по написанному: «не любяй брата, пребывает в смерти, и: ненавидяй брата своего, человекоубийца есть» (1 Иоан. 3:14—15)? He сказал, что из признаков, по которым можно узнать антихриста, нет иного, более явного, чем тот, что, кто отвергает (Христа) во плоти, ненавидит также брата? Если однако такой смысл нужно придавать словам: ибо тот, кто отверг Христа во плоти, не есть от Бога (1 Иоан. 4:3), то какой смысл имеет изречение: «никтоже может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым» (1 Кор. 12:3), когда Господа Иисуса называют многие, по свидетельству самого Господа: «не всяк глаголяй ми, Господи, Господи, внидет в Царствие небесное» (Матф. 7:21)? Но что никто не может назвать Господа Иисуса Христа иначе как только Духом Святым, это апостол говорит здесь по совести, по внутреннему человеку, а не по одному только исповеданию, чтобы показать именующим Господа «Иисусом», что они имеют нисколько не менее тех, которые величаются разного рода духовными дарами, и что одним и тем же Духом обладает всякий, кто верует в Господа Иисуса и веру свою доказывает на деле. «Никто же, — говорит, — может рещи Господа Иисуса точию Духом Святым: разделения же дарований суть, а тойжде Дух. И разделения служений суть, а тойжде Господь» (1 Кор. 12:3—5). Разорять же (solvere) Иисуса значит не делать того, что, по признанию разоряющего, делал Иисус, как о том же говорит и Господь: «Иже аще разорит едину заповедей сих малых, и научит тако человеки, мний наречется в Царствии небеснем» (Матф. 5:19). Α что означает: «разорит», это открывает далее, говоря: «а иже сотворит и научит (тако)» (Матф.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4028...

Иоанну, взошел на гору и сидел там со Своими учениками, когда увидел, что множество народа идет к Нему. День уже начал склоняться к вечеру. Тогда все Апостолы подошли к Нему и сказали: «Место здесь пустынное, и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и там купили себе пищи» (Матф. 14:15; ср. Марк. 6:35-36; Луки 9:12). Но Господь не захотел отослать народ от Себя и сказал ученикам: «Не нужно им идти, вы дайте им есть» (Матф. 14:16; ср. Марк. 6:37; Луки 9:13). Тут же испытывая веру Апостола Филиппа, Господь спросил его: «Где нам купить хлебов, чтобы их накормить?» (Иоан. 6:5), на что Филипп ответил: «Им на двести динариев недовольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось, хотя понемногу» (Иоан. 6:7). Подобное говорили и остальные ученики. Тогда Господь сказал: «Сколько у вас хлебов? Пойдите, посмотрите» (Марк. 6:38). Они узнали, и Андрей ответил Ему: «Здесь есть у одного мальчика [вероятно, торговца съестными припасами, сопровождавшего толпу] пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества?» (Иоан. 6:9). Тогда Иисус сказал: «Рассадите их рядами по пятидесяти» (Луки 9:14; ср. Марк. 6:39-40). И народ сел тут же на зеленой траве по сто в одном направлении и по пятидесяти — в другом, поперечном первому. Таким образом, удалось сосчитать их всех, и оказалось, что кроме женщин и детей, набралось 5 000 (Матф. 14:21; Марк. 6:44; Луки 9:14; Иоан. 6:10). Взяв, пять хлебов и две рыбы, Господь воззрел на небо, воздал благодарение (Иоан. 6:11), благословил их (Луки 9:16), переломил и дал ученикам, чтобы они раздали народу; так же разделил Он и две рыбы на всех (Марк. 6:32; Иоан. 6:11). «И ели все и насытились» (Матф. 14:20; Марк. 6:42; Луки 9:17). Когда же все насытились, Господь велел ученикам Своим собрать оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало; и было собрано 12 полных коробов. Евангелист Иоанн сообщает нам, что люди, видевшие это чудесное насыщение пяти тысяч народа, сказали: «Это истинно Тот Пророк, Которому должно прийти в мир» (Иоан.

http://sedmitza.ru/lib/text/430490/

Это — Бескровная Жертва, Которая сменила собою ветхозаветные кровавые жертвы тельцов и агнцев, только прообразовавших собою Единую Великую Жертву Агнца Божия, вземлющего на Себя грехи мipa. Сам Господь Иисус Христос заповедал Своим последователям совершать установленные Им таинства (Луки 22, 19; Матф. 28, 19), творить молитву частную и общественную (Матф. 6, 5—13; Матф. 18, 19—20), проповедовать повсюду в мipe Его Божественное Евангельское учение (Матф. 28, 19—20; Марка 16, 15). Из этого совершения таинств, молитвословий и проповеди Евангелия и составилось новозаветное христианское богослужение. Состав и характер его полнее определили св. Апостолы. Как видно из книги Деяний Апостольских, при них уже стали являться особенные места для молитвенных собраний верующих, называвшиеся по гречески εκκλησια — «церквами», потому что в них собирались члены Церкви. Так Церковь собрание верующих, объединенных в единый организм Тела Христова, дало свое название месту, где происходили эти собрания. Как в Ветхом Завете, начиная с времен Моисея, богослужения совершались определенными, установленными на то лицами: первосвященником, священниками и левитами, так и в Новом Завете богослужение стало совершаться особыми поставленными через возложение рук Апостолов священнослужителями: епископами, пресвитерами и диаконами. В кн. Деяний и Посланий Апостольских мы находим ясные указания на то, что все эти основные три степени священства в новозаветной Церкви ведут свое начало от самих Святых Апостолов. После святых Апостолов богослужение продолжало развиваться, пополняясь все новыми и новыми молитвословиями и священными песнопениями, глубоко–назидательными по своему содержанию. Окончательное установление определенного порядка и единообразия в христианском богослужении было совершено преемниками апостольскими по данной им заповеди: « вся благообразно и по чину вам да бывают» (1 Кор. 14, 40). Новозаветная христианская религия, по тесной исторической связи с ветхозаветной, удержала некоторые формы и весьма многое из содержания ветхозаветного богослужения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=899...

   Когда Церковь возвещает восклицание детей «осанна в вышних» (Матф. 21:9) и до моего слуха достигает звук этого громкого и боголепного приветствия, я всецело проникаюсь радостным расположением духа (ибо радость способна обновить природу, и печаль, при благоприятном условии, исчезает) и с благочестивым трепетом приближаюсь своими богоугодными помыслами к Вифании (Мк. 11:1), радостно рукоплещу и веселюсь вместе с младенцами, восклицая согласно с ними Господу: «благословен грядый во имя Господне: осанна в вышних» (Матф. 21:9). И опять, когда я созерцаю взявших ветви и вышедших на встречу Христу (Иоан. 12:13), во множестве стоящих и постилающих свои одежды (Матф. 21:8), я, с одной стороны, также радуюсь, видя, как дети свободно, сознательно и с успехом устраивают торжественную встречу царю (Матф. 21:15), а с другой — начинаю больше негодовать на иудеев и ненавидеть их злобу, потому что дети являются справедливыми, а отцы замышляют гибель Христу (Лук. 19:47), младенцы богословствуют, а старцы враждуют против Бога. Тогда я созерцаю и гибель мудрости их книжников, которые, достигнув, по ложному их предположению и мнению, высоты знания, лишились истинной и божественной жизни и мудрости. Тогда я оплакиваю ожесточение сердца их учителей (Иоан. 12:40), которые, хотя и получили право учить других, но не удостоились собрать около себя учеников, коим должны были принести вред своим учением: призванные врачевать душевные недуги других, они сами страдали совершенным невежеством, до крайности взволновали свою душу страстью самомнения и поистине болели двойною болезнью, так как, во первых, находились в болезненном состоянии, а во вторых, перенося крайне опасную болезнь, они не сознавали, что больны. И конечно, если бы они приняли явившегося к ним и жившего среди них Врача, то, хотя и были поражены болезнью, однако легко и без материального лишения могли бы почерпать из протекавших пред ними источников исцелений и таким образом очистились бы от скверны страстей. Но они, добровольно закрыв чувства и ум на собственную порочность, отвернулись от своего исцеления и не пожелали познать своего Отца и Творца.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

1, 14), тот зачем в плоти гонит слово, ставшее плотью, — зачем гонит воплотившееся слово? Сказанное Господом: понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших (верующих в Мя), Мне сотвористе (Матф. 25, 40), означает, что зло не действует в плоти Христа, т. е. в рабах Его, так как Господь и Церковь — одна плоть. И если кто верует, что человек пребывает в этой плоти, то почему не любит, или, что еще более жестоко, почему ненавидит, по написанному: не любяй брата, пребывает в смерти, и: ненавидяй брата своего, человекоубийца есть (1 Иоан. 3, 14–15)? He сказал, что из признаков, по которым можно узнать антихриста, нет иного, более явнаго, чем тот, что, кто отвергает (Христа) во плоти, ненавидит также брата? Если однако такой смысл нужно придавать словам: ибо тот, кто отверг Христа во плоти, не есть от Бога (1 Иоан. 4, 3), то какой смысл имеет изречение: никтоже может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым (1 Кор. 12, 3), когда Господа Иисуса называют многие, по свидетельству самого Господа: не всяк глаголяй ми, Господи, Господи, внидет в Царствие небесное (Матф. 7, 21)? Но что никто не может назвать Господа Иисуса Христа иначе как только Духом Святым, это апостол говорит здесь по совести, по внутреннену человеку, а не по одному только исповеданию, чтобы показать именующим Господа Иисусом, что они имеют нисколько не менее тех, которые величаются разнаго рода духовными дарами, и что одним и тем же Духом обладает всякий, кто верует в Господа Иисуса и веру свою доказывает на деле. Никто же, — говорит, — может рещи Господа Иисуса точию Духом Святым: разделения же дарований суть, а тойжде Дух. И разделения служений суть, а тойжде Господь (1 Кор. 12, 3–5). Разорять же (solvere) Иисуса значит не делать того, что, по признанию разоряющаго, делал Иисус, как о том же говорит и Господь: Иже аще разорит едину заповедей сих малых, и научит тако человеки, мний наречется в Царствии небеснем (Матф. 5, 20). Α что означает: разорит, это открывает далее, говоря: а иже сотворит и научит (тако) (Матф.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=878...

О праздновании 40–летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. и об участии в нем РПЦ. – 1985, 2, 4. 4202. ЛЕХТОНЕН А. К 40-летию освобождения Эстонии. – 1985, 3, 50. 4203. ПОСЛАНИЕ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена и Священного Синода к Преосвященным архипастырям, боголюбивым пастырям, честному иночеству и всей возлюбленной пастве РПЦ к 40-летию славной Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. – 1985, 5, 4. 4204. КУРЕНКОВ А. Русская Православная Церковь в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. (К 40–летию Великой Победы). – 1985, 5, 37. 4205. СПЕРАНСКАЯ Е. Участие женщин – христианок в Великой Отечественной войне. – 1985, 5, 42. 4206. БАСЮК И., прот. Епископ, воин, гражданин. – 1985, 5, 44. 4207. ТРОФИМОВ С. Связной партизанского отряда. – 1985, 5, 45. 4208. ВСТРЕЧА ветеранов. – 1985, 5, 47. 4209. ВСТРЕЧА религиозных деятелей Москвы и Московской области, посвященная 40-летию Великой Победы. – 1985, 5, 54. 4210. ВСПОМИНАЮТ ветераны. (К 40-летию Великой Победы). – 1985, 6, 56. 4211. БОГОСЛУЖЕНИЕ в патриаршем соборе в связи с 40-летием Великой Победы. – 1985, 7, 7. 4212. СЛОВО Святейшего Патриарха Пимена в патриаршем соборе за богослужением в связи с 40 – летием Великой Победы. – 1985, 7, 5. 4213. ПИМЕН, архиеп. Памяти военных лет. – 1985, 7, 42. 4214. Г. Г. Празднование 40-летия Великой Победы в Волоколамске. –1985, 7, 46. 4215. ПРАЗДНОВАНИЕ 40– летия Великой Победы в епархиях. – 1985, 8, 47. 4216. НОВИКОВ А., прот. Памяти военных лет. Говорят ветераны. – 1985, 8, 52. 4217. ПРАЗДНОВАНИЕ Великой Победы в епархиях. – 1985, 10, 53. 4218. ПОЛТОРАЦКИЙ Н. Русские люди во французском Сопротивлении. – 1985, 11, 75. 4219. ГЕНОВЕФА, монахиня. Воспоминания об архимандрите Афанасии (Нечаеве) . – 1985, 11, 76. 4220. 40 ЛЕТ мирному небу. – 1985, 12, 41. 4221. ПРАЗДНОВАНИЕ 40-летия Великой Победы в епархиях. – 1985, 12, 41. 4222. ИЛЬИЧЕВСКИЙ К., прот., Феофилакт, монах. Вспоминают ветераны. – 1985, 12, 45.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

А когда повелительно глаголет: «Лазаре, гряди вон» (Иоан. 11:43), и четверодневный мертвец, еще связанный, восстает жив, чего не бывало от начала твари, — это есть знамение Божества. Когда, «утруждся от пути дневного, сидит на источнице» (Иоан. 4:6), — утруждение свойственно телу. А когда говорит: «приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы» (Матф. 11:28), это есть дело Божества — врачевать от телесных болезней и трудов, и от душевных бед. Когда крещается от Иоанна «Иже греха не сотвори, ниже обретеся лесть во устех Его» (1 Петр. 2:22), — за нас совершается очищение тела. А когда повелевает апостолам крестить все народы во имя Отца и Сына и Святого Духа (Матф. 28:19), сие прилично Божественной Его силе. Когда преклоняет колена и молится как человек, это за нас приносимое исповедание тела. А когда во время преображения Его на горе Петр, Иаков и Иоанн не в состоянии сносить славу и от славы Божества преклоняют на землю и лица и колена (Матф. 17:6), это есть сила Слова. Когда укрепляет апостолов, говоря: «не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити» (Матф. 10:28), это есть сокровенное и твердое утешение Божества. А когда отрекается умереть, это есть болезнь тела. Ибо до преступления Адамова не было ни печали, ни боязни, ни утомления, ни глада, ни смерти. 25) «Аз есмь , — говорит, — путь» для спасаемых, «и живот» для мертвых, «и истина» для убегающих лжи (Иоан. 14:6). Глаголя «сущим во тме, открыйтеся» (Иса. 49:9), «Аз есмь свет миру» (Иоан. 8:12). Ибо во Адама, нареченного Иисусом, облекшись с Адамовыми немощами, кроме греха, — Им привел к Отцу погибшую овцу, «яко овча на заколение веден, и яко агнец пред стригущим его безгласен» (Иса. 53:7). О Нем пишет Павел: «человек Христос Иисус, давый Себе избавление за нас и за грехи наши» (1 Тим. 2:5, 6). И в другом месте говорит апостол: «человеком смерть бысть, и человеком жизнь. Якоже бо о Адаме вси умираем, такожде о Христе вси оживем» (1 Кор. 15:21, 22). И еще в другом месте пишет: «первый человек от земли, перстен: вторый человек...

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2581...

Молитвы Иисуса Христа, обращенные к Отцу Его небесному, не были одним внутренним обращением души к Богу, но и сопровождались соответственными движениями и положениями тела. Так св. евангелист Матфей повествует следующее о молитве нашего Спасителя пред Его крестными страданиями: отошел немного от учеников, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия, впрочем, не как Я хочу, но как Ты ( Мф. 26, 39 ). Молился И. Христос и вместе с учениками Своими, при чем молитвенное настроение Божественного Учителя и Его апостолов выражалось и в пении священных гимнов и псалмов ( Матф. 26, 30 ). Спаситель наш посещал храм во время общественного богослужения особенно во дни иудейских праздников ( Иоан. 2, 13 и др.) и видел в храме не иное что, как дом Божий (ст. 16). Ученикам Своим Он внушал возможно чаще молиться ( Лук. 18, 1 ). Мало того: Господь Иисус Христос прямо указывал на преимущество общественной молитвы пред единоличною. Так, Он говорят каждому из нас в лице Своих учеников: если двое из вас согласятся на земле просит о всяком деле, те, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего небесного, ибо где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их ( Матф. 18, 19 – 20 ). Что касается поста, то Спаситель не только Сам продолжительное время постился ( Лук. 4, 2 и др.), но завещал поститься и нам в лице Своих учеников ( Матф. 9,16 ). Вообще Спаситель Сам выполнял и ученикам Своим внушал выполнять то, что. требовалось и ветхозаветным религиозным богопочтением ( Матф. 23,3 ) 52 . (Сост. по брош. проф. Каз. Д. Ак. А. Гусева : «Необходимость внешнего богопочтения против гр. Л. Толстого»). г) Библейские изречения о внешнем выражении внутреннего богопочтения. О видимых действиях, в коих выражается стремление нашего духа в невидимому, духовному или, что тоже, о внешнем выражении внутреннего богопочтения христианина, вопреки учению штундистов, мы находим ясные свидетельства в св. Писании. 1) И оне (мироносицы), приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему ( Мф. 28, 9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Когда Господь задает Своим ученикам прямой вопрос: «А вы за кого почитаете Меня?» (Матф. 16:15; Марк. 8:29; Луки 9:20). От лица всех Апостолов ответил «всегда пламенный Петр,» как назвал его Златоуст, «уста Апостолов:» «Ты — Христос, Сын Бога Живого» (Матф. 16:16; ср. Марк. 8:29 и Луки 9:20). Евангелисты Марк и Лука этим и ограничивают этот эпизод, сообщив лишь, что Господь запретил Апостолам кому-либо говорить о Нем, но св. Матфей добавляет, что Господь похвалил Петра, сказав ему: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах!» (Матф. 16:17). Этим Господь как бы указал Симону-Петру, чтобы тот не считал, будто вера его есть плод наблюдений ума, поскольку она — драгоценный дар Божий. «И Я говорю тебе, — добавляет Господь в том смысле, что, мол, ты Мне высказал, и Я тебе выскажу: Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Матф. 16:18). Еще при первой встрече Господь нарек Симона Петром по-гречески или Кифой по-сирохалдейски, что значит «камень» (Иоан. 1:42), а теперь Он как бы свидетельствует, что Петр действительно оправдывает данное ему имя, что он, по твердости веры своей, действительно, камень. Но можно ли утверждать, будто этими словами Господь обещает основать Свою Церковь на личности Петра, как это делают римо-католики, желая оправдать свое ложное учение о главенстве Папы Римского, как преемника Апостола Петра над всею христианскою церковью? Конечно же, нет! Если бы Господь имел в виду самою личность Петра, Он бы сказал что-нибудь вроде: Ты есть Петр, и на тебе создам Церковь Мою! Но сказано было совсем иначе, что особенно видно в греческом тексте Евангелия, к которому всегда необходимо обращаться в случаях недоумений. Слово Петрос не повторяется там, хотя оно тоже означает камень, но употреблено другое слово — петра, что значит скала. Отсюда ясно, что Господь, обращаясь к Петру, обещает основать Церковь Свою не на нем, а на той вере, которую выказал Петр, то есть на великой истине, что «Христос есть Сын Бога Живого.» Так понимали это место св. Иоанн Златоуст и другие великие отцы Церкви. Под «камнем» разумели они исповедание веры в Иисуса Христа, как Мессии, Сына Божия, или даже просто веры в Самого Иисуса Христа, Который в Священном Писании нередко называется камнем (примеры: Исх. 28:16; Деян. 4:11; Римл. 9:33; 1 Кор. 10:4).

http://sedmitza.ru/lib/text/430493/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010