Скачать epub pdf Глава 10 Послание двенадцати Апостолов на проповедь в Иудею и наставления им. Мф.10:1 . И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь. «Призвав»: не об избрании учеников речь идет, а о посольстве их на проповедь в Иудее. – «Двенадцать»: «по числу двенадцати колен израильских... Дал Он им силу чудотворений, дабы, удивляя чудесами, они приобретали внимательных своему учению слушателей» (Феофил.). Мф.10:2–4 . Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его. «Апостолов»: апостол значит посланник, так как 12 избранных учеников были посланы). Господом на проповедь Его Евангелия сначала в Иудее, а потом и во всем мире. Вероятно, название учеников своих апостолами было употребляемо самим Господом ( Ин.13:16 ; Лк.6:13 ) и чрез то постепенно сделалось отличительным наименованием именно Его учеников, избранных Им для проповеди Евангелия. – «Первый Симон, называемый Петром»: не случайно, конечно, во всех перечислениях имен апостолов Симон Петр поставляется на первом месте ( Мк.3:16 и дал. Лк.6:14 и дал. Деян.1:13 ), но частью потому, что он и его брат Андрей были прежде других призваны к апостольству – первозванные ( Ин.1:41 ), частью потому, что по своим качествам он действительно был «первый между равными» (ср. Мф.16:16 и дал. Мф.17:1,24, 19:27, 26:37,40 ; Лк.8:45, 9:32, 22:31 и дал. Ин.21:15 и дал. Деян.1:15, 2:14, 5:3 и дал. Гал.1:18, 2:7 ). – «Называемый Петр»: название это значит камень), равно как и его сирохалдейское имя – Кифа ( Ин.1:42 ; 1Кор 1:12, 3:22, 15:5 ; Гал.2:9 ), каковое имя дано ему, без сомнения, в предзнаменование особенной твердости его в вере и проповеди евангельской. – «Варфоломей»: значит – сын Фоломея, а собственное его имя было Нафанаил ( Ин.1:45, 21:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Добавлено на опознание: 2015-01-22 08:33:39 Владелец: STARYI Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов: 2. Последний ответ: Скорее всего, апостол и евангелист Матфей. См. http://pravicon.com/image-12691 Добавлено на опознание: 2015-01-22 08:32:22 Владелец: STARYI Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Здравствуйте,ТАКУЮ ИКОНУ УВИДЕЛ У РОДСТВЕННИКОВ МОЕЙ ЖЕНЫ .Налицевой стороне изображен святой старец?рядом сним справа ангел,старец читает книгу на одной половине книги написано[авраам родил Исаака,ИСААК РОДИЛ ИАКОВА],на другой части книги надпись непонятна.подскажите пожалуйста как называется икона ,КТО ИЗОБРАЖЕН НА НЕЙ И ПОЧЕМУ ОНА ИМЕЕТ КРУГЛУЮ ФОРМУ, ДИАМЕТР ОКОЛО 35СМ.ВОЗРАСТ ЕЕ И ЦЕНА ТОЖЕ ИНТЕРЕСНА. Ответов: 6. Последний ответ: Это икона апостола и евангелиста Матфея, ангел или человек символ его евангелия. Кроме того со слов " Авраам родил Исаака " начинается именно евангелие от Матфея Добавлено на опознание: 2015-01-19 23:45:13 Владелец: Roman87 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Далекого предка. Говорила еще пробабушка что благодаря этой иконе ее бабушка лечила людей. Кажется на ней стоит 1563г. Может ли такое быть или нет? Что за икона кто может помочь? Ответов: 1. Последний ответ: Икона: ИЗБРАННЫЕ СВЯТЫЕ (МУЧЕНИКИ КИРИК И ИУЛИТТА, СВЯТИТЕЛИ ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ И ИОАНН ЗЛАТОУСТ, МУЧЕНИЦЫ ПАРАСКЕВА, ЕВДОКИЯ И ВАРВАРА) - в среднике. На полях - Деисус и святые. 19 век. Медное литье. http://mednolit.ru/photo/obrazy_svj [...] Добавлено на опознание: 2015-01-18 13:57:10 Владелец: TOR154 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов: 2. Последний ответ: Спасибо большое. Добавлено на опознание: 2015-01-18 13:54:05 Владелец: TOR154 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов: 1. Последний ответ: Святитель Феодосий, архиепископ Черниговский и всея России чудотворец. Конец 19 века. http://pravicon.com/icon-3091

http://pravicon.com/unknown/50

Глава 2 1–12. Поклонение волхвов Спасителю. – 13–15. Бегство Иосифа и Марии с Младенцем в Египет. – 16–18. Избиение Иродом младенцев в Вифлееме. – 19–23. Возвращение из Египта в Назарет. Мф.2:1 .  Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: При объяснении этого стиха нужно прежде всего обратить внимание на вероятность быстрой смены событий первоначального детства Спасителя. Мы с трудом можем предполагать, чтобы пребывание Его в Вифлееме после рождения было продолжительным, что протекло много времени от рождения Его до принесения в храм и от бегства в Египет до возвращения из этой страны. Вероятнее всего, на все эти события потребовалось лишь несколько месяцев. Общепринятое в настоящее время мнение о порядке событий Рождества Христова таково: отправление Иосифа и Марии в Вифлеем ( Лк.2:4–5 ); Рождество Христово ( Мф.1:18–25 ; Лк.2:6–7 ); поклонение пастухов и сретение ( Лк.2:8–39 ); поклонение волхвов и бегство в Египет ( Мф.2:1–18 ), а затем возвращение в Назарет ( Мф.2:19–23 ; Лк.2:39 ). Слова: «когда Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим»... можно было бы понимать в греческом тексте двояко, если бы он соответствовал русскому, – т.е. что или Иисус родился во дни Ирода, или волхвы пришли во дни Ирода. Но последнему пониманию препятствует слово δο – «вот» (в русском переводе пропущено; в славянском – «се»), которое разделяет речь и заставляет относить слова «во дни царя Ирода» к слову «родился». Почему слово «вот» или «се» выпущено в русском переводе, нам неизвестно. Для такого опущения в существующих кодексах нет никаких оснований. «В Вифлееме Иудейском». Что Иисус Христос родился в Вифлееме Иудейском, – в этом согласуются два евангелиста – Матфей и Лука ( Лк.2:4 ). Вифлеем, где родился Спаситель, называется в Евангелии Иудейским, в отличие от другого Вифлеема, который находился в колене Завулоновом недалеко от озера Галилейского ( Нав.19:15 ), хотя евангелист и не хотел здесь сообщать географических сведений.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В декабре 2012 года в Абаканской епархии прошли X Свято-Иннокентьевские чтения. Мы предлагаем вам текст доклада игумена Арсения (Соколова) «Слово Божие — реальность, созидающая церковную жизнь». Источник — «Татьянин день» Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — все воинство их. (Пс 33/32:6). В новозаветной Книге Деяний Апостолов, по единодушному свидетельству Предания написанной евангелистом Лукой и представляющей собой не что иное, как первую историю Христианской Церкви, мы дважды читаем слова, которые могут представлять определенную трудность для понимания. Первый раз — в 6-й главе: «Слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме» (Деян 6:7); второй раз — в 12-й: «Слово же Божие росло и распространялось» (Деян 12:24). Нет сомнений, в обоих этих местах Лука говорит о росте апостольской Церкви, об увеличении числа уверовавших во Христа и ставших Его последователями. Но почему автор Деяний, говоря о количественном росте христианских общин, предпочитает описывать его именно этими словами — «слово Божие росло»? Какая реальность стоит за этим? Каково значение божественного слова в рождении и формировании церковных общин? И какое значение придаем ему мы, православные христиане XXI от Рождества Христова века? На эти вопросы я постараюсь ответить в сегодняшнем докладе. Для того чтобы понять, о чем хочет нам сказать автор Деяний, следует обратиться к другой составленной им книге — к Евангелию от Луки. Внимательный структурный и содержательный анализ этих двух книг говорит нам: Евангелие от Луки и Деяния Апостолов — единое произведение в двух частях. Обе книги так тесно между собой связаны, что, составляя предисловие ко второй, автор напоминает о первой: «Первую книгу написал я, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала до того дня, в который Он вознесся» (Деян 1:1-2). С описания вознесения, то есть, с того, чем завершается Третье Евангелие, начинается и книга Деяний. Итак, обратимся к Евангелию от Луки. В последней главе этого Евангелия содержится пространный эпизод, отсутствующий у других евангелистов: явление воскресшего Христа двум путникам, возвращающимся домой из паломничества в Иерусалим (Лук 24:13-35). Из других Евангелий только эпилог Марка (текстологи этого эпилога, Мк 16:10-20, заставляет предположить знакомство автора эпилога с Евангелием от Луки) кратко, как бы вскользь упоминает о том, чтó Лука описывает столь подробно: «Явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение. И те, возвратившись, возвестили прочим» (Мк 16:12-13). Матфей и Иоанн вовсе об этом не упоминают. Прочтем этот прекрасный рассказ, оставленный нам евангелистом Лукой (Лк 24:13-35):

http://bible.predanie.ru/igumen-arsenij-...

Комментарии Женевской Библии на евангелие от Марка Введение Автор Авторство Марка обосновывается некоторыми соображениями, лежащими за пределами евангельского текста. Во-первых, название «Евангелие от Марка», хотя и не является оригинальным, встречается во всех древних канонических списках и во многих древних рукописях, и потому полагают, что оно принадлежит к очень раннему преданию. Во-вторых, ранние церковные авторитеты, такие, как Папий, который писал, что Марк был переводчиком апостола Петра, Иустин Мученик (150 г.), Ириней (185 г.) и Климент Александрийский (195 г.), единодушно утверждают, что автором второго Евангелия является Марк. Наконец, достоверность этих утверждений подкрепляется тем фактом, что на протяжении II и III вв. по Р.Х. неканонические книги всегда приписывали хорошо известным апостолам, а не таким малоизвестным лицам, как Иоанн Марк. Также и само Евангелие содержит признаки, свидетельствующие в пользу авторства Марка: это и таинственное упоминание о юноше, который бежал от воинов, пришедших арестовать Иисуса (см. ком. к 14,51), и упрощенная хронология событий, как бы иллюстрирующая проповедь Петра, изложенную в книге Деяния святых апостолов ( Деян. 3,13.14; 10,36–43 ). Время и обстоятельства написания Если считать, что Марк написал свое Евангелие при жизни Петра (со слов которого он описывал события, не будучи их свидетелем), то сделать это он мог не позднее 64–68 гг. Если же согласиться с тем, что Матфей и Лука пользовались Евангелием от Марка, то это Евангелие окажется самым ранним из синоптических Евангелий, поскольку Евангелие от Луки предшествует книге Деяния, которая является вторым томом сочинений Луки, а Деяния были закончены около 62 г. (когда обрывается их рассказ). Принято считать, что Марк писал свое Евангелие для Римской церкви или для христиан всей Италии. Это подтверждается тесным сотрудничеством Марка с Петром, который в 1Пет. 5,13 обращается к христианам в «Вавилоне» (вероятно, подразумевая под «Вавилоном» Рим), многими «латинизмами» в греческом тексте Евангелия и упоминаниями возможных членов Римской церкви (15,21; ср. Рим. 16,13 ). Кроме того, перевод семитских выражений (3,17; 5,41; 15,22) и объяснение иудейских обычаев (7,2–4; 15,42) свидетельствуют о том, что автор предполагал, что его читателями будут неевреи.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Содержание История Иисуса Христа до первой пасхи служения. Ин.1:19–51, 2:1–11. а) Свидетельства Предтечи о Иисусе. б) Первые последователи Иисуса. События с первой пасхи до второй. а) Изгнание торжников из храма. б) Беседа с Никодимом, Ин.3:1–21. в) Последнее свидетельство Предтечи, Ин.3:22–36. г) Беседа с самарянкой. Ин.4:1–42 д) Второе чудо в Кане, Ин.4:43–54. Третье отделение: проишествия от 2-й до 3-й пасхи, гл. 5 и 6. а) Исцеление расслабленного (Ин.5:1–16) с учением о Сыне Божием, ст. 17–47. б) Насыщение 5 хлебами и 2 рыбами народа. Ин.6:1–13 в) Чудо на озере и беседа о небесном хлебе. Ин.6:16–71 Четвертое отделение: дела Христовы после третьей пасхи до четвертой а) Удаление из Галилеи и проповеди в храме в праздник, Ин.7:1–53. б) Новое прибытие Иисуса Христа в храм и проповедь его. Ин.8:1–59. в) Исцеление слепорожденного, Ин.9:1–41. г) Беседа о пастыре. Ин.10:1–42. д) Вечеря в дому Симона и вход в Иерусалим, Ин.12:1–50     Ни один евангелист не начинает так евангелия своего, как начинает св. Иоанн. Другие евангелисты начинают то с родословия Иисуса Христа (Матфей), то с рождения Его (Лука), то с крещения (Марк). Иоанн прежде, чем говорит что-либо о земной жизни Мессии Иисуса, предлагает учение о Слове. Тем более нужно особенное внимание к началу евангелия Иоаннова. В начале бе слово Кто это Слово у Иоанна? Вопрос разрешает сам св. Иоанн, когда в ст. 14 говорит о воплощении Слова и прямо называет Его единородным Сыном Божиим. Тем не менее? видно и то у св. Иоанна, что в ст. 1–4 Слово показывается нам в ином отношении, чем в ст. 5–18. В последнем случае описывается воплощение Сына Божия, как Мессии, Спасителя людей; а в ст. 1–4, показывается Сын Божий в Его божественной природе, без связи со званием Мессии. Откуда у Иоанна Слово его? Не у мудрости ли человеческой занял он Слово? Цельс, враг христианства, прямо говорит, что христиане выдумали называть Сына Божия Словом. Ориген , сколько ни спрашивал у учителей иудейских, известно ли у них наименование Мессии Словом, получал в ответ, что у них ни в книгах, ни в школах, ничего нет подобного (Cont. Cels. Lib. 2. с. 3). Так Слово Иоанна есть собственность его, его, как ученика откровения Божия. Об этом он и сам говорит. Прежде чем писал он евангелие, в своем апокалипсисе свидетельствовал: и увидел я отверзстое небо и се, конь белый, и седящий на нем называется верным и истинным… Он был облечен в одежду обагренную кровию. Имя Ему: Слово Божие ( Откр.19:11,13 ). Вот откуда, из откровения Божия, научился Иоанн о Слове! Он передает учение о Нем не человеческое. Это надобно твердо помнить и для того, чтобы при объяснении учения Иоаннова о Слове не справляться с учением мудрости людской.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Глава 14 1–2. Тревоги Ирода Антипы. – 3–12. Казнь Иоанна Крестителя. – 13–21. Возвращение учеников и насыщение пяти тысяч человек пятью хлебами. – 22–33. Утишение бури на озере. – 34–36. Возвращение в землю Геннисаретскую. Мф.14:1 .  В то время Ирод четвертовластник услышал молву об Иисусе (Ср. Мк.6:14 ; Лк.9:7 ). В этом и следующем стихах евангелист помещает то, что должен был бы поместить после 12-го стиха, если бы рассказывал в порядке времени, потому что слова 2-го стиха Ирод мог произнести уже после того, как Иоанн был казнен. «Молва об Иисусе» и замечание Ирода служат для евангелиста поводом припомнить об обстоятельствах казни Крестителя, о которых еще не было рассказано в Евангелии. Оба другие евангелиста рассказывают о тревогах Ирода гораздо позже, чем Матфей. При этом последовательность рассказа у Марка одинакова с Матфеем, но у Луки совсем нет рассказа о казни Крестителя. Евангелист Лука ограничивается только замечаниями по поводу его смерти, сходными с замечаниями Матфея, но с тем различием, что (как и Марк) влагает слова о воскресении Иоанна из мертвых в уста не самого Ирода, а окружающих его лиц, Ирод же только повторяет мнения о Крестителе, высказанные ими. В существенном же сообщения синоптиков об этом предмете сходны. «В то время» здесь, как и во многих других местах, неопределенное обозначение времени. Марк и Лука относят события ко времени после посольства апостолов ( Мф.10:5 ), вследствие которого молва о Христе сильно распространилась. «В то время услышал Ирод (дословно) слух ( τν κον) об Иисусе». Это был Ирод Антипа, родной брат Архелая и сын Ирода I, избившего вифлеемских младенцев, родившийся от Малфаки самарянки. Часть царства Ирода, назначенная Антипе во втором завещании его отца (в первом он был назначен царем), была Галилея и Перея, где он был утвержден Августом в достоинстве тетрарха. Он был женат на дочери арабского царя Арефы, которую отверг из-за Иродиады. Имя Ирод было первоначально чисто личным, но потом перешло к двум сыновьям Ирода, Ироду Боэту и Ироду Антипе, а потом к царю Агриппе I и другим младшим членам Иродова дома. Слово «тетрарх» по-гречески следует читать τεραρχης, а не τετρρχης, т.е. без элизии первого a (см. Бласс, Gram., § 28, 8). Вместо этого точного титула ( Лк.3:1, 19 , Лк.9:7 ; Деян.13:1 ; Иосиф Флавий, «Иудейские древности», XVII, 8, 1; XXIII, 2, 3) Антипе дается в народной речи, как и другим правящим Иродам, еще неточный титул «царя» ( Мф.14:9 ; Мк.6:14, 22 ). Подобная же неточность встречается и у иудейского историка Иосифа Флавия («Иудейские древности», XVIII, 4, 3; «Жизнь», 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Скачать epub pdf 19 августа – праздник Преображения Господня. Его очень любят в народе. Около храмов обычно собираются огромные толпы людей. Все приходят освящать фрукты, а некоторые до этого дня вообще не едят плоды нового урожая. Сам же праздник посвящен евангельскому событию, о котором рассказывают три Евангелиста – Матфей ( Мф. 17, 1–13 ), Марк ( Мк. 9:2–13 ) и Лука ( Лк. 9:28–36 ). Кратко их описание выглядит так: Как-то Господь взошел с избранными учениками Петром, Иаковом и Иоанном на высокую гору 1 и преобразился перед ними. Во время молитвы Его лицо просияло как солнце, одежда просветлела и стала бела как свет. Евангелисты не указывают, что это была за гора. В греческом оригинале у Матфея и Марка слово употреблено без артикля – просто, какая-та гора, одна из гор, у Луки – с артиклем, т. е., определенная известная гора, но тоже без имени. В параллельном месте 2-го соборного послания Петра ( 2Пет. 1, 16 ) о горе вообще не упоминается. Молчат об этом и древние комментаторы св. Иларий Пиктавийский (+ 367), св. Иоанн Златоуст (+407), Евфимий Зигабен (+1118). Но кое-где у Оригена (+254), св. Кирилла Иерусалимского (+386) и блаженного Иеронима (+420) все-таки, можно прочитать, что это была гора Фавор 2 . Уже в шестом и седьмом веках Фавор был местом оживленного паломничества, Сохранились свидетельства, что в то время на вершине горы стояли три церкви. Они были круглые и заросшие цветами и травой 3 . Но даже не так важно, где это происходило. Гораздо важнее разобраться, что такое тот таинственный Свет, о котором говорится в Евангелии. Обычно объясняют так. Свет (phos) 4 или озарение (ellampsis) – видимый признак Божества, Его «лучи», творческие силы, пронизывающие мир. Именно в них Бог открывает Себя 5 . Слабой аналогией этого божественного света, его тусклым подобием может быть наш земной свет или зеркало. В зеркале лицо одновременно отражается и остается невидимым. Так и Невидимый Бог являет Себя в свете, как бы в зеркале 6 . Только свет, который апостолы видели на Фаворе, существует вне времени и пространства и независимо от нашего сознания. Сам по себе он неизменен, но с момента Воплощения сосредоточился в теле Христовом, в котором обитала вся полнота Божества 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

В. Чернов Преображение Господне События праздника Преображение Господа Иисуса Христа празднуется Церквовью 6/19 августа – за сорок дней до праздника Воздвижения честного и животворящего Креста. Этим символически указывается на то, что Господь преобразился перед своими учениками именно накануне Своего пути на страдания и крестную смерть, дабы явлением Своей небесной славы укрепить их ввиду грядущих испытаний. Праздник Преображения всегда приходится на время Успенского поста, однако церковный устав дозволяет в этот день употреблять рыбу. В русском народе этот день известен как «Яблочный Спас», поскольку на Преображение, по традиции, совершается освящение плодов нового урожая. Священная гора О чудесном преображении Спасителя повествуют три евангелиста – Матфей, Марк и Лука ( Мф. 17:1–13 , Мк. 9:2–13 ‚ Лк. 9:28–36 ), причем все они связывают это событие со сказанными накануне словами Господа о предстоящих Ему страданиях, о несении креста Его последователями и о скором открытии Царствия Божиего, приходящего в силе. Иисус взял ближайших учеников, которые были с Ним в наиболее торжественные и важные моменты Его земной жизни – Петра, Иакова и Иоанна – «и возвел их на гору высокую одних» ( Мф. 17:1 ). Евангелисты не называют эту гору, однако существует предание, что это была гора Фавор к югу от Назарета. Господь «преобразился перед ними», явился перед учениками в Своей небесной славе, отчего «просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» ( Мф. 17:2 ). Евангелист Лука делает важное дополнение, указывая на то, что целью восхождения была молитва , и что Господь преобразился «когда молился» ( Лк. 348 Преображение Господне  9:29). Так же Лука доносит до нас‚ что апостолы во время молитвы «отягчены были сном» ( Лк. 9.32 ) и, только проснувшись, узрели славу преобразившегося Господа и явившихся во славе Моисея и Илию. Они беседовали с Иисусом Христом об исходе Его, который надлежало Ему совершить в Иерусалиме. Как поясняет святи- тель Иоанн Златоуст , явились именно Моисей и Илия, потому что в народе Господа Иисуса Христа почитали то за Илию, то за одного из пророков. Моисей явился, чтобы показать, что Иисус не был нарушителем ето законов, каким Его пытались представить книжники и фарисеи. Ни Моисей, через которого был дан закон Божий, ни Илия не предстали и не повиновались бы Тому, Кто не был на самом деле Сыном Божиим. Учеников Спасителя охватила такая радость, что Петр воскликнул: «Наставник! Хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи, одну Тебе, одну Моисею и одну Илии» ( Лк. 9:33 ), чем как бы говорил Учителю: лучше не возвращаться в дольний мир злобы и коварства, где ожидают Тебя страдания и смерть.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

( Мф.21:12–17 ; Мк.11:11–12, 15–19 ; Лк.19:45–48 ; Ин.2:13–23 ) Евангелист Иоанн Богослов повествует о событии изгнания торгующих из Храма Иерусалимского, происшедшем в самом начале общественного служения Иисуса Христа – после брака в Кане галилейской и посещения Капернаума ( Ин. 2:13–23 ), в то время как три других евангелиста повествуют о таком же событии, происшедшем, наоборот, в завершении деятельности Господа, вскоре после Его торжественного входа во Святой город ( Мф.21:12–17 ; Мк.11:11–12, 15–19 ; Лк.19:45– 48 ). При согласовании повествований синоптиков с Евангелием от Иоанна встает вопрос: идет ли речь о двух разных событиях, или об одном и том же? Святитель Иоанн Златоуст 1 и его многочисленные последователи как в древности 2 , так и в Русской Церкви синодального периода 3 видят здесь два разных события. Они руководствуются, прежде всего, принципом историчности четвертого Евангелия, который, в свою очередь, проистекает из определенного взгляда на цели написания св. ап. Иоанном Богословом своего Евангелия. Этот взгляд заключается в том, что св. ап. Иоанн был знаком с произведениями первых трех Евангелистов и в своем Евангелии опускал многое из описанного ими, восполняя то, что по каким-то причинам они пропустили. Отсюда происходит ряд серьезных отличий в евангельской истории у него и у синоптиков 4 . Данная точка зрения впервые была высказана Оригеном : «[Иоанн], чтобы говорить о Том, чьё родословие описали другие, начинает с того, чего в нём нет» 5 ). Особенно ясно и подробно указанную мысль раскрывает Евсевий Кесарийский в «Церковной истории»: «Уже и Марк, и Лука дали людям свои Евангелия, а Иоанн, говорят, все время проповедовал устно и только под конец взялся за писание вот по какой причине. Когда первые три Евангелия разошлись повсюду и дошли до него, он, говорят, счел долгом засвидетельствовать их правдивость, но заметил, что в них недостает рассказа о первых деяниях Христовых, совершенных в самом начале Его проповеди . И это верно. Трое евангелистов знали, по-видимому, только то, что совершил Спаситель в течение года после заключения Иоанна Крестителя в темницу. Об этом они написали и с этого начали свое повествование. Иоанна, говорят, стали поэтому упрашивать поведать в своем Евангелии о том времени, о котором молчат первые евангелисты, и о делах, совершенных Спасителем тогда, а именно – до заключения Крестителя. Иоанн в своем Евангелии повествует только о том, что свершил Христос до того, как Иоанн был брошен в темницу; остальные же три евангелиста – о том, что было после заключения Крестителя. Вот почему человеку, который это учтет, не придет в голову, что они разногласят между собой; Евангелие от Иоанна охватывает первоначальную деятельность Христа, остальные дают историю последних Его лет. Иоанн, видимо, умолчал о родословной по плоти Спасителя нашего потому, что Матфей и Лука ее уже изложили, и начал с учения о Его Божественности, которое для него, как более достойного, словно оберегал Дух Божий» 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010