Участники III Семинара преподавателей церковного пения духовных заведений и регентских школ Русской Православной Церкви. Свято-Троице-Сергиева Лавра, 29.04.1999 г. Несмотря на самую различную тематику каждого семинара, присутствие на них «ревнителей древлего благочестия» многократно возвращало участников к упомянутым выше вопросам. В кулуарах между заседаниями отец Матфей добродушно шутил, вспоминая историю с апостолом Павлом (Деян. 23. 6), который, как известно, почувствовав по разговорам в зале суда, что между саддукеями и фарисеями нет полного взаимопонимания, решил углубить раскол между ними, заявив, что является фарисеем, которого судят за веру в воскресение мертвых. Саддукеи, разумеется, отрицали воскресение, а также существование духов или ангелов. Т. е. апостол Павел в каком-то смысле использовал мирскую уловку с целью разделить своих слушателей. Подобным образом иногда складывалась ситуация и на семинарах между сторонниками древнерусской и партесной богослужебно-певческих традиций. Отец Матфей прекрасно понимал: достаточно ведущему выбрать позицию одной из сторон, дискуссия, а то и работа целого заседания могла зайти в тупик. Поэтому, отвечая на вопросы и комментируя порой абсолютно категорические суждения некоторых из присутствовавших, отец Матфей занимал взвешенную позицию, избегая всякого рода крайностей. Таким же взвешенным был его подход к выбору репертуара своего собственного хора, включавшего в себя немало песнопений знаменного распева: воскресные стихиры на «Господи, воззвах», догматики, стихиры на Литии, песнопения служб Великого Поста (Великого Повечерия, песнопений Страстной Седмицы) и др. 1-е печатное издание Всенощного бдения, составленное архимандритом Матфеем (Мормылем), с дарственной надписью: «Глубокочтимому отцу иеромонаху Лазарю на молитвенную память от составителя. Архимандрит Матфей. 26 июня/9 июля 1999 г. Св. Тр. Сергиева Лавра» Наконец, отметим еще один момент. В бытность регентом академического хора я стал постепенно включать в репертуар немало песнопений знаменного распева, ранее до этого не звучавших в академическом и лаврских храмах.

http://bogoslov.ru/article/6195138

Разумеется, что, размышляя о культуре, о. Александр обращается прежде всего к наследию отечественных писателей, мыслителей, и не только по ряду акцентов, на его взгляд, весьма сомнительному (Л. Толстой, В. Соловьев), но и безусловно (хотя и очень по-разному) по-христиански положительному. Таковы, к примеру, Пушкин, Гоголь, Достоевский, а из современных авторов — Распутин. Если христианский гений одних чудесным образом целокупен (зрелый Пушкин, о чем бы он ни писал), то у других (Гоголь, Достоевский) обретен в борениях. Строит о. Александр и предположения о неосознанном христианстве творчества тех писателей (Платонов), которые как правило христианскими не считаются. Один из самых тонких пассажей книги о. Александра, по нашему мнению, посвящен А. Солженицыну, первому советскому писателю, который, как говорит о. Александр, открыто призвал отказаться от жизни по лжи (этот его духовно-нравственный призыв сохраняет свою силу и сегодня, в атмосфере новой исторической лжи, утверждения греха как нормы жизни), а также «на общепопулярном уровне, понятном для советского человека», высказался в романе «Раковый корпус» о Боге. С конкретикой всех этих характеристик, и очень метких (теория Фрейда — источник анти-исповеди, общественного любования грехом), лучше познакомиться напрямую, чем через пересказ. Вместе с тем, любой читатель, взявший в руки книгу о. Александра, обратит внимание, что мозаика ее образов и оценок, направляет от выявления историко-культурного недуга к его преодолению. При описании тех случаев, когда это в современной культуре происходит, о. Александр не обязательно говорит об именах (поэт С. Бехтеев, автор пронзительных стихов о св. Царственных мучениках), которые известны всякому читателю, а также ссылается на свой личный опыт общения с архимандритом Матфеем (Мормылем), на протяжении ряда десятилетий самим певческим голосом Троице-Сергиевой Лавры, или с Анастасией Цветаевой. Означает ли это, что все высказанное о. Александром по поводу культуры и антикультуры безусловно? На наш скромный взгляд, это так, если иметь в виду главный духовный посыл книги.

http://moral.ru/anticulture/

Обычно семинар продолжается три рабочих дня. В программу входит теоретическая и практическая часть. Теоретическая состоит из докладов, которые затем обсуждаются при­сутствующими. Практическая часть – открытые уроки, или, точнее, мастер-классы. Помню, на четвертом семинаре, проводив­шемся в юбилейном 2000 году и посвященном Рождеству Христову, отец Михаил вместе с регентом хора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и Московских Духовных школ архимандритом Матфеем (Мормылем) «лик сово­купльше» из всех участников знакомили нас с очень интересными и неизвестными в России песнопениями из Рождественской службы. Кроме знакомства с интереснейшей музыкой это была еще и возможность " в живую " посмотреть на работу с хором замечательных регентов. Другое практиче­ское занятие на этом семинаре посвящалось вопросу, казалось бы, несколько отвлеченному: как устроить детский праздник на приходе. На деле это актуальнейшая тема для регента и для священ­ника, которые, чаще всего, этим и занимаются. На конкретном примере подго­товки к празднованию Рождества Христова объяснялось, как организовать само действо, как составить программу. Разумеется, шла речь и о певческом наполнении этого детского торжества, а именно, какие из песнопений туда можно включать, а какие не стоит, как сделать, чтобы праздник был действительно праздником. На нынешнем семинаре,  темой которого был избран Октоих, также уделялось большое внимание практической стороне дела. Открытые уроки посвященные технике дирижирования обиходным осмогласием и методике разучивания подобнов провели преподаватели Московских православных регентских курсов при храме Трех Святителей на Кулишках Е.С.Кустовский  и ваш покорный слуга. Надо сказать такие практические занятия всегда встречают очень живой отклик – бывает с чем-то не соглашаются, начинают рассказывать о своем опыте, своей методике и так происходит реальное взаимообогащение. Неизменно вызывают большой интерес доклады, звучащие на пленарных заседаниях. В семинарах принимали участие профессора Московской Государственной Консерватории Андрей Николаевич Мясоедов, Ирина Евгеньевна Лозовая, Николай Григорьевич Денисов, а также представители епархий, которые ведут серь­езную исследовательскую работу по данной тематике.

http://pravoslavie.ru/4585.html

Архив Пн Патриаршее поздравление архиепископу Верейскому Амвросию с 15-летием архиерейской хиротонии 26 марта 2020 г. 10:00 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил архиепископа Верейского Амвросия с 15-летием архиерейской хиротонии. Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Амвросию, архиепископу Верейскому, викарию Патриарха Московского и всея Руси Ваше Высокопреосвященство! Сердечно поздравляю Вас с 15-летием архиерейской хиротонии, а также с грядущим 50-летним юбилеем со дня рождения. От юности возлюбив Господа и Его Святую Церковь, Вы направили свои стопы в Московские духовные школы , где под покровом преподобного аввы Сергия насыщали разум Божественными глаголами, приняли монашество, диаконский и иерейский сан и несли послушание регента академического хора. Спустя годы Премудрый Вседержитель судил Вам в епископском достоинстве возглавлять долгое время Санкт-Петербургскую духовную академию , затем — Московскую, а ныне принять руководство Сретенской семинарией , которое Вы сопрягаете с наместническими трудами в Сретенском ставропигиальном мужском монастыре . Отрадно отметить Ваш весомый вклад в дело подготовки будущих священно- и церковнослужителей, в развитие богословского образования в России и сохранение замечательных певческих традиций, заложенных выдающимся регентом хора Троице-Сергиевой лавры архимандритом Матфеем (Мормылем). Во внимание к Вашим трудам и в связи со знаменательными датами в Вашей жизни полагаю справедливым удостоить Вас ордена святителя Макария, митрополита Московского, III степени. Молитвенно желаю Вам доброго здравия, мира и неоскудевающей помощи от Пастыреначальника Христа в дальнейшем делании в Его Винограднике. Многая и благая Вам лета. С любовью о Господе +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Календарь ← 9 апреля 2024 г. (27 марта ст.ст.) вторник 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/5614310.ht...

97 Гейдельбергский университет – старейшее (основан в 1386 г.) и наиболее престижное учебное заведение Германии. 98 Марковников Владимир Васильевич (1837–1904) – русский химик, основатель научной школы, преподавал в том числе в Московском университете. 99 Схиархимандрит Серафим (Романцов, 1885–1976) – один из старцев Глинской пустыни, бывший с 1946 по 1961 г. духовником братии в монастыре и продолжавший свое служение духовника и старца, в том числе и для мирян, до своей кончины в Сухуми. Ныне прославлен в лике преподобных Украинской Православной Церковью МП. 100 Архимандрит Матфей (Мормыль, 1938–2009)– духовный композитор, член Синодальной комиссии РПЦ по богослужению. В течение многих лет был главным регентом и руководителем объединенного хора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, а также Московской духовной академии и семинарии. 102 В декабре 1959 г. профессор Ленинградской духовной академии (ЛДА) Александр Осипов (1911–1967) публично заявил об отречении от религии. 103 См.: Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле? ( Лк. 18:7–8 ). 104 См.: ...и тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою. Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше ( Лк. 21:27–28 ). 105 С июля 1941 по апрель 1943 г. в Алитусе на территории казарм действовал концентрационный лагерь военнопленных «Шталаг-343». С мая 1943 по июль 1944 г. здесь же находился лагерь для перемещенных лиц, главным образом из западных областей России. 106 Протоиерей Георгий Хаджийский (род. 1963) – настоятель храма Нерукотворного Образа Всемилостивого Спаса в селе Воронове Московской области. 107 Семья священника Владимира Соколова, который 45 лет был настоятелем храма свв. мчч. Адриана и Натальи в Бабушкине. Его матушка Наталья – дочь известного духовного писателя Николая Евграфовича Пестова . Она описала жизнь своей семьи в популярной книге «Под кровом Всевышнего». В семье было пятеро детей, три сына и две дочери. Все сыновья стали священниками. Отец Николай сейчас настоятель храма Святого Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее. Отец Федор настоятель Спасо-Преображенского храма в Тушине, отец девяти детей погиб в автокатастрофе в день своего Ангела в 2000 году. Владыка Сергий, в миру Серафим, был епископом Новосибирским и Берским, скончался в том же году.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В Александро-Невском храме архиепископ Герасим совершил заупокойную литию по архимандриту Матфею. Богослужебные песнопения исполнил объединенный хор Троице-Сергиевой лавры и Московской духовной академии, многие из участников которого были учениками отца Матфея. По окончании литии владыка Герасим обратился к присутствующим: «Отца Матфея хор звал просто " Батя " , потому что он действительно был великим отцом, наставником и учителем. Дело, на которое он положил всю свою жизнь, живет и радует сердца многих поколений людей. Так будет и впредь, потому что то дело, которое делается не во славу себя, а во славу Божию, во славу Церкви Христовой, никогда пресечься не может. Дело, которое совершается во имя Христово, уподобляется дому, который зиждется на твердом камне. И когда, как говорится в Евангелии, «пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне» (Мф.7:25), то есть, основан был на Христе. Так и все дело отца Матфея строилось на Христе. Все, чему он учил и хор свой, и семинаристов, и академистов, и братию Лавры, осталось в наших сердцах навсегда». Затем в Доме культуры станицы Архонской состоялся концерт объединенного хора Троице-Сергиевой лавры и Московской духовной академии под управлением иеромонаха Нестора (Волкова). Перед началом выступления архиепископ Герасим сказал: «Учась 30 лет назад в Московских духовных школах, я знал о родине отца Матфея, о станице Архонской, что она находится на Кавказе. И вот ныне я стою здесь, перед земляками отца Матфея, и вспоминаю нашего дорогого Батю, отца Матфея, с которым мы вместе жили много лет в одном монастыре, в одном корпусе. Часто мы встречались с ним не только в семинарских аудиториях, но и на службе. Память отца Матфея, его слава, пронеслась по всему миру. Может, и не стал бы он таким гениальным творцом церковных песнопений, если бы не впитал в себя дух родной земли. Ученые мужи рассуждают о том, что такое есть гений места. Человек часто очень тесно связан с тем местом, где он родился, питался его живительными соками. Действительно, отец Матфей — плоть от плоти и кровь от крови Архонского казачества, нашей аланской, осетинской земли. Те напевы, которые он слышал здесь, в храме, в котором он с детства молился, во многом вдохновляли его на творение тех песнопений, что сейчас славятся во всем мире.

http://patriarchia.ru/db/text/6070937.ht...

Серг. П., 1992. С. 23, 51, 51-52, 101; Триодь Цветная. М., 1992. [Нот. прил.]: Песнопения Триоди Цветной; «Благослови, душе моя, Господа»: Песнопения всенощного бдения/Сост.: Л. Боровлева, А. Ратников, И. Соловьев. М., 1995. С. 34-36, 65, 70; «Тебе поем»: (Песнопения Божественной литургии): Для смеш. хора/Сост. А. Ратников, Л. Боровлева, И. Соловьев. М., 1997. С. 54; Великий пяток/Ред.: О. А. Бычков. М., 1999. Ч. 2. С. 27; Всенощное бдение/Ред.: архим. Матфей (Мормыль). Коломна, 1999. С. 9, 178, 208-231; Воскресные службы Постной Триоди/Ред.: Е. С. Кустовский. М., 2000. С. 117, 119, 146; Песнопения Постной Триоди/Ред.: архим. Матфей (Мормыль). Коломна, 2000. С. 37-39, 153, 257-259; Песнопения Страстной седмицы/Сост.: архим. Матфей (Мормыль). Коломна, 2002. С. 79-80, 253-254, 379-384). Поскольку обозначения «лаврский распев/напев» и «лаврское» могут относиться к неск. крупнейшим обителям - Троице-Сергиевой, Александро-Невской, Киево-Печерской, Почаевской, Святогорской,- происхождение этих мелодий требует исследования в каждом конкретном случае. Обработки напева Троице-Сергиевой лавры делали иером. Нафанаил (Бачкало) («Милость мира», «Тебе поем» и «Достойно есть» 11: (Из лаврской литургии). М., б. г.; «Покаяния отверзи ми двери»// Нафанаил (Бачкало), иером. Духовно-муз. соч. М., 1912. 20; «Благослови, душе моя, Господа» (Пс 103)//Всенощное бдение/Ред.: архим. Матфей (Мормыль). Коломна, 1999. С. 12-16), Н. В. Матвеев («Блажен муж»//Всенощное бдение/Ред.: архим. Матфей (Мормыль). Коломна, 1999. С. 75-77), диак. С. З. Трубачёв (Ирмосы 2-го канона на Пятидесятницу: Глас 4, Ирмосы канона Св. Пасхи: Глас 1, Задостойники и припевы на 9-й песни//Ирмологий. М., 1983. Ч. 3: Нот. прил. С. 339-347, 421-477), архим. Матфей (Мормыль) (Ирмосы 4-го и 6-го гласов, Ирмосы канонов Пресв. Богородице: Глас 8, [Ирмосы] на Сретение Господне: Глас 3//Ирмологий. М., 1983. Ч. 3. С. 126-136, 179-183, 305-310; «Свете тихий»//«Благослови, душе моя, Господа»: Песнопения всенощного бдения/Сост.: Л. Боровлева, А.

http://pravenc.ru/text/2564102.html

Самородок нашего времени Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 56, 2009 27 ноября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 56, 2009 Архимандрит Матфей (Мормыль), — † 15.9.2009) Архимандрит Матфей на заседании Богослужебной комиссии В утренней предрассветной мгле 15 сентября 2009 года двенадцать ударов лаврского колокола печально возвестили о кончине насельника Троице-Сергиевой обители, знаменитого регента архимандрита Матфея, заслуженного профессора Московской Духовной академии. Он отошёл ко Господу на 72-м году жизни после продолжительной болезни. Архимандрит Матфей, в миру Лев Васильевич Мормыль, родился 5 марта 1938 года в станице Архонской в Северной Осетии в семье крестьян. Крещён был 15 апреля 1938 г. в православном Ильинском храме города Орджоникидзе. В сентябре 1945 года поступил в среднюю школу в станице Архонской, которую окончил в 1955 году с оценками “хорошо” и “отлично”. С 20 июля 1955 года по 25 июля 1956 года он был псаломщиком в Александро-Невском молитвенном доме станицы Архонской Ставропольской епархии. Начало духовному образованию архимандрита Матфея было положено в Ставропольской Духовной семинарии, в которую он поступил в 1956 году сразу во второй класс. Окончил он Семинарию по первому разряду, в его характеристике говорится: “Хо­роший нравственный юноша. Старательный. Способный. Был регентом семинарского хора”. По окончании Семинарии он короткое время был псаломщиком в Никольском храме города Ессентуки и в том же 1959 году поступил в Московскую Духовную академию. 11 сентября 1961 года студент III курса Академии Лев Мормыль подал прошение ректору Академии протоиерею Константину Ружицкому, испрашивая благословение перейти “в число братии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, оставаясь в то же время студентом родной нашей Академии”. Он поступил в Лавру вместе с Сергеем Лозинским 1 . Монашеский постриг студента Л. Мормыля совершил 19 декабря 1962 года наместник Лавры архимандрит Пимен (Хмелевский), назвав его во имя апостола Матфея (†60; пам. 16 нояб.). Отец Матфей особо чтил своего небесного покровителя и всегда в день памяти апостола Матфея торжественно совершал Всенощное бдение и Божественную литургию, а на клиросе пел хор, мастерством которого он жил.

http://pravmir.ru/samorodok-nashego-vrem...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В казачьей станице Осетии появилась улица Архимандрита Матфея (Мормыля) 20.07.2011 В Северной Осетии , в станице Архонской , появилась улица имени архимандрита Матфея (Мормыля) , который более 30 лет руководил хором Троице-Сергиевой лавры. Решение о переименовании приняло собрание представителей станицы, прежнее название - улица Далибанды. Тем самым архонцы отдали дань уважения своему знаменитому земляку, скончавшемуся 15 сентября 2009 года на 72-м году жизни, сообщает сайт " Православная Осетия " . Издание отмечает, что имя отца Матфея хорошо известно не только специалистам по церковной музыке, священникам, светским музыкантам. Для многих людей как в России, так и во всем мире русское церковное пение ассоциируется именно со звучанием хора Троице-Сергиевой лавры. За время руководства хором отец Матфей создал свою школу церковного пения, переложил большое количество песнопений на распевы, которые принято считать лаврскими. Сотни учеников московских семинарии и академии пели под его началом. Многие из них, будучи ныне священниками и архиереями, в разных местах страны и мира продолжают дело своего учителя - несут людям красоту православного пения. Архимандрит Матфей, в миру Лев Васильевич Мормыль, родился в казачьей станице Архонской. Его дед отличился на фронтах первой мировой войны и был награжден Георгиевскими крестами, но в 1930-е годы был репрессирован и сослан. Отец архимандрита пропал без вести на фронте в 1942 году. В своем роду отец Матфей представлял уже четвертое поколение певчих. В 1945 году, когда ему было семь лет, Лев Мормыль пошел в храм, на клирос. Стал приобщаться к пению, подсказывал и помогал слепым певчим в станице Архонской. Лев Мормыль хотел стать священником, но очень любил клирос, поэтому практически сразу после пострижения в монахи, летом 1961 года, началась его регентская жизнь в Троице-Сергиевой лавре.

http://drevo-info.ru/news/11077.html

В Северной Осетии открыли памятную доску регенту хора Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандриту Матфею (Мормылю) 29 мая, 2014. Новостная служба Отдать дань памяти знаменитому земляку, в этот день на улице архимандрита Матфея собралось более тысячи станичников. 29 мая. ПРАВМИР. 25 мая 2014 года в станице Архонской, на улице носящей имя архимандрита Матфея (Мормыля), состоялось открытие памятной доски, посвященной бессменному регенту хора Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Архимандрит Матфей был уроженцем Архонской и до конца своих дней регулярно посещал родную станицу, — сообщает Православная Осетия . Отдать дань памяти знаменитому земляку, в этот день на улице архимандрита Матфея собралось более тысячи станичников, многие из которых специально приехали из Владикавказа и других мест Северной Осетии. Церемонию открытия и освящения памятной доски, возглавил архиепископ Владикавказский и Аланский Зосима. Родные и близкие архимандрита Матфея высказали слова благодарности всем участникам торжества, всем тем, кто помнит его доброе имя. Отдельно поблагодарили авторов мемориальной доски Арсена Дзбоева и Руслана Калухова Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 7 октября, 2021 2 сентября, 2021 22 июля, 2021 28 мая, 2020 26 мая, 2020 20 мая, 2020 15 мая, 2020 3 сентября, 2018 19 января, 2018 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/v-severnoy-osetii-otkr...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010