Архимандрит Петр (Афанасьев) 6 мая 2016 г. 12:00 Архимандрит Петр (Афанасьев) (20.11.1938–11.04.2016) Отец Петр (в миру Александр Николаевич Афанасьев) родился 20 ноября 1938 года в курском селе Реп-Плата и в младенчестве был крещен в местной церкви Архангела Михаила. С ранних лет, как и его родители Николай Иванович и Евдокия Григорьевна Афанасьевы, пел на клиросе. В его семейной родословной было ни одно поколение церковнослужителей, а дома — благочестивые устои и сердечная вера. Переезд в 1945 году в Москву не изменил внутреннего уклада семьи. Не повлияла на него и советская власть: все четверо детей молились и ходили в храм. В 1952 году, обучаясь в Доме пионеров игре на домре, он познакомился с Евгенией Андреевой. В 1960 году их повенчал схиархимандрит Амвросий (Иванов). В лице Евгении Дмитриевны он обрел не только верную супругу, но и настоящего друга, разделявшего его интересы и помогавшего в трудах. В зрелые годы она, как и отец Петр, приняла монашество с наречением имени Анастасия. В 1961 году у них родилась дочь Ольга. В 1963 году будущего священника призвали в армию. К этому моменту он закончил музыкальное училище, успел поступить в Саратовскую консерваторию и перевестись из нее в Московскую. Уже будучи молодым отцом и не желая бросать учебу, Александр обратился в Министерство обороны СССР с ходатайством, чтобы ему позволили служить рядом с семьей и одновременно с воинской службой обучаться в Московской консерватории. Его прошение было удовлетворено, благодаря чему в 1965 году уже сержантом ракетных войск он окончил консерваторию по классу контрабаса. Десять лет спустя, в 1975 году — по классу дирижирования. Музыка на долгие годы стала для А.Н. Афанасьева главным делом жизни. Как дирижер и педагог он приложил немало усилий, чтобы повысить уровень исполнения классических произведений, привлечь должное внимание к русскому хоровому и инструментальному наследию. С 1972 по 1989 год дирижировал многими ведущими оркестрами страны, включая Большой симфонический (1977), гастролировал по России и за границей, около 20 лет был художественным руководителем Московской государственной филармонии, получил звание профессора, заслуженного деятеля искусств. Но именно эти неизменные атрибуты публичной жизни представителя мира искусства тяготили больше всего: его интересовали не награды или звания, а глубокое духовное содержание исполняемых произведений. Вполне закономерно, что Александр Николаевич подружился с близким ему по духу ценителем хоровой музыки — регентом архимандритом Матфеем (Мормылем). Итогом их совместной работы в 1960–1970-е годы стали записи первых дисков хора Троице-Сергиевой лавры с церковными песнопениями. Плодами трудов отца Петра на музыкальной ниве стало создание нескольких коллективов, каждый из которых обрел свою творческую жизнь и по сей день востребован слушателями. Это и «Московская инструментальная капелла», созданная в 1975 году при Московской областной филармонии, и основанный в 1997 году мужской камерный хор «Благозвонница».

http://e-vestnik.ru/obituaries/petr_afan...

Закрыть itemscope itemtype="" > Риза златотканная 28.11.2016 584 Время на чтение 12 минут Батюшка-регент В редакцию зашёл молодой благожелательный священник и попросил последние номера «Веры». - Издалека приехали? - спрашиваю гостя, складывая в стопку газеты. - Из Йошкар-Олы, - ответил отец Евгений Самойлов и, сообщив, что читает «Веру» давно, сказал много добрых слов о газете. - В Сыктывкаре есть где остановиться? - интересуюсь. - Спаси Господи. У меня супруга отсюда родом. - Возможно, я знаком с нею. Как зовут вашу матушку? - В девичестве она Елена Шулепова. - Знаю, конечно! Помнится, познакомились мы во время восстановления Крестовоздвиженского Кылтовского монастыря. Будучи ещё студенткой СГУ, Елена и несколько её сокурсниц по благословению игуменьи Стефаниды (Запорощенко) решили помогать монахиням. Разбирали деревянные перекрытия в Зосимо-Савватиевском соборе, откапывали фундамент монастырской стены, взялись проводить в городе и монастыре благотворительные ярмарки, продавая свои изделия ручной работы. Вырученные средства шли на восстановление обители. Елена была и одной из устроительниц молодёжного лагеря «Добрые побуждения». Далее выясняется, что сам батюшка не из Йошкар-Олы, а из Петрозаводска, из семьи протодиакона Евгения Фёдоровича Самойлова. В школьные годы пел с отцом в хоре Крестовоздвиженского храма, затем, когда учился в Петрозаводском музыкальном училище, был уставщиком Александро-Невского кафедрального собора, певчим архиерейского хора. А потом, живя в Сергиевом Посаде, руководил братским будничным хором Лавры при старшем регенте отце Филиппе (Неседове). Сейчас отец Евгений служит в Благовещенском кафедральном соборе Йошкар-Олы. Стал я дальше расспрашивать отца Евгения о его жизни, и оказалось, что наши пути неоднократно пересекались, да и общих знакомых, кроме матушки Елены, немало. Петь всем храмом - Получается, что я прямиком пошёл по стопам своего отца, - отметил молодой батюшка. - Он учился в Московской духовной семинарии, затем в академии, а в 60-70-е годы пел в братском хоре под руководством «регента всея Руси» архимандрита Матфея (Мормыля), получил учёную степень кандидата богословия. Так что, учась в Лавре, частенько во время прогулок с отцом Матфеем вспоминали товарищей отца. Мы шли вместе и беседовали о прошлом Лавры, благо я благодаря воспоминаниям отца знал немало. Говорили о духовном пении. Я просил советов, которые отец Матфей охотно давал, пояснял мне, как с хором нужно работать, как снисходить к певчим, как правильнее исполнить ту или иную стихиру либо тропарь.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/n...

Фото веб-сайта stsl.ru 9 октября 2019 г. 14:59 Нота как мишень КАСТРЮЛЯ С КИПЯТКОМ, ПАДАЮЩАЯ ШАРИКОВАЯ РУЧКА И ДРУГИЕ СЕКРЕТЫ БОГОСЛУЖЕБНОГО ПЕНИЯ НА МАСТЕР-КЛАССЕ РЕГЕНТА ВЛАДИМИРА ГОРБИКА Для немногочисленных посвященных музыкантов узкий длинный зал в первом ярусе лаврской колокольни в Сергиевом Посаде — место поистине легендарное. Это постоянная репетиционная база основанного архимандритом Матфеем (Мормылем) братского хора Троице-Сергиевой лавры . Дождливым осенним вечером в гости к хористам впервые приехал регент Московского подворья — старший преподаватель Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Владимир Горбик. Не один — с десятком певчих своего клиросного хора. И не просто так, а для пользы дела — провести мастер-класс со студентами Московской духовной академии . Яркая, наполненная экспрессивными образами преподавательская манера Владимира Александровича помогла молодым людям за одну репетицию понять, при помощи какого приема клирошане создают атмосферу вечности, почему им категорически не рекомендуется петь «консерваторским» звуком и какую фразу знаменитого Шаляпина следует помнить в любое время дня и ночи. «Вступаем не вместе, и это обидно, - маэстро морщит лоб, столкнувшись с первейшим «бичом» больших хоров. Он достает из нагрудного кармана шариковую ручку. - Простейшее упражнение, исправляющее недостаток: поем, когда ручка падает — не раньше и не позже!» С первого раза не получается, со второго не совсем, но — о чудо! – всего минуту спустя в начальный аккорд «Херувимской песни» Виктора Калинникова практическим одновременно удается вступить всем хористам. Хор закрепляет успех под обычный дирижерский жест и параллельно узнает, что отвесное падение ручки — это имитация взмаха руки регента. Поняли, как держать «вертикаль» (синхронное вступление и снятие звука) на учебном «броске» - значит, освоят и верную реакцию на взмах дирижерской кисти. Тем более далеко не у всех современных регентов «ясные руки» (так на профессиональном хоровом жаргоне именуется качество тактирования, то есть обозначения сильных долей в дирижерском жесте). А значит, в клиросной жизни этот навык уж точно пригодится.

http://e-vestnik.ru/db/nota_kak_mishen_1...

В Северной Осетии прошел I Международный пасхальный фестиваль духовной музыки памяти архимандрита Матфея (Мормыля) 25 апреля 2012 г. 16:08 С 21-го по 23 апреля 2012 года в Северной Осетии проходил I Международный фестиваль духовной музыки «Тебе поем…», посвященный памяти выдающегося регента, композитора и педагога архимандрита Матфея (Мормыля). Официальная церемония открытия фестиваля состоялась 21 апреля в стенах Государственного театра оперы и балета г. Владикавказа. С приветственным словом к гостям обратился архиепископ Владикавказский и Махачкалинский Зосима . Владыка поделился своими воспоминаниями об отце Матфее и его необыкновенном таланте, благодаря которому даже в годы гонений на Церковь хор Троице-Сергиевой лавры производил неизгладимое впечатление на верующих и неверующих, приезжавших со всех уголков Советского Союза. За помощь и поддержку в организации фестиваля владыка Зосима поблагодарил присутствовавшего на концерте Главу Республики РСО-Алания Таймураза Мамсурова, генерального директора ОАО «Холдинг МРСК» Николая Швеца, наместника Троице-Сергиевой лавры архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста и многих других. Музыкальную программу форума в этот вечер открыл концерт хора московского Сретенского ставропигиального мужского монастыря . 22 апреля в станице Архонской, уроженцем которой являлся архимандрит Матфей, состоялось открытие памятной доски в честь великого регента. Церемонию открытия памятной доски, установленной на Александро-Невском храме, возглавил архиепископ Зосима. Перед собравшимися выступили хор регентской школы Ставропольской духовной семинарии под управлением протоиерея Владимира Сафонова, хор «Алания» (руководитель Агунда Кокойти) и хор Лицея искусств (руководитель Ольга Джанаева). Обработка многих из прозвучавших духовных песнопений была выполнена приснопамятным архимандритом Матфеем. Также 22 апреля во многих городах Северной Осетии — Владикавказе, Дигоре, Моздоке, Ардоне, Беслане, Алагире, а также в с. Хидикус — прозвучали выступления всех участников фестиваля. Помимо титулованных республиканских коллективов, в храмах епархии выступили гости Северной Осетии — хор Никольского собора г. Прохладного (Кабардино-Балкария) и хор Ставропольской духовной семинарии.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/2...

В рамках программы мероприятий памяти архимандрита Матфея (Мормыля) в Московском концертном зале «Зарядье» выступил хор Троице-Сергиевой лавры 16 сентября 2019 г. 19:48 15 сентября 2019 года в  Троице-Сергиевой лавре и Московской духовной академии   отметили десятую годовщину преставления главного регента и уставщика хора Свято-Троицкой Сергиевой лавры заслуженного профессора МДА архимандрита Матфея (Мормыля). В рамках памятных мероприятий вечером 15 сентября в Московском концертном зале «Зарядье» состоялся концерт с участием хора Троице-Сергиевой лавры. Торжественные мероприятия памяти отца Матфея организовал фонд «Наследие архимандрита Матфея (Мормыля)» при поддержке Свято-Троицкой Сергиевой лавры и Московской духовной академии. Репертуар концерта был составлен на основе дискографии, созданной отцом Матфеем за годы его служения; в программу вошли не все известные песнопения концертного хора Троице-Сергиевой лавры, но самые значимые в творческой деятельности отца Матфея и его коллектива. В начале концерта хор пропел «Вечную память» приснопоминаемому регенту. На экране демонстрировался фрагмент из фильма, где отец Матфей спрашивает певчих: «Как слышно, братья? Удобно ли стоять?» По взмаху руки отца Матфея на экране хор на сцене запел «Приидите, поклонимся», и все песнопение было пропето под управлением отца-архимандрита. С приветственным словом к зрителям обратился ректор Сретенской духовной семинарии , наместник Сретенского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы архиепископ Верейский Амвросий . Далее хор исполнил песнопения «Днесь благодать Святаго Духа нас собра» (музыка иеромонаха Нафанаила), «Союзом любве» (музыка Петра Турчанинова) и «Уне тебе бяше, Иудо» (музыка Александра Кастальского). Все песнопения были обработаны архимандритом Матфеем (Мормылем) для мужского хора. В продолжение концерта на экране демонстрировались фрагменты интервью с Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием , хоровым дирижером народным артистом СССР Владимиром Мининым и руководителем Московского Синодального хора заслуженным артистом России Алексеем Пузаковым.

http://patriarchia.ru/db/text/5500446.ht...

Архив Пн В Северной Осетии открылся фестиваль духовной музыки памяти архимандрита Матфея (Мормыля) 24 октября 2023 г. 12:46 23 октября 2023 года в Северной Осетии открылся фестиваль духовной музыки, посвященный 85-летию со дня рождения выдающего регента и церковного композитора, заслуженного профессора Московской духовной академии, уроженца станицы Архонской архимандрита Матфея (Мормыля). В этот день на территории храма благоверного князя Александра Невского в станице Архонской состоялось открытие музея имени архимандрита Матфея. Церемонию возглавил архиепископ Владикавказский и Аланский Герасим . В мероприятии приняли участие представители администрации Архонского сельского поселения и духовенства Владикавказской епархии , а также многочисленные станичники. «Сегодня большой день в истории станицы Архонской и всей республики. Мы собрались здесь почтить память нашего земляка, уроженца станицы Архонской, великого регента Русской Православной Церкви архимандрита Матфея (Мормыля). Наверное, нет такого человека, который, зная хотя бы понаслышке о церковной музыке, не был бы знаком с именем отца Матфея. И тем более это имя дорого нам, его землякам, и тем людям, которые были с ним в Свято-Троицкой Сергиевой лавре . Поэтому сегодня мы открываем музей памяти отца Матфея, и к этому празднованию присоединился хор Троице-Сергиевой лавры и Московской духовной академии , который был создан трудами отца Матфея. Сегодня он будет здесь петь, сегодня мы вместе будем молиться на этом месте и сегодня, наверное, наши сердца почувствуют ту особую благодарность и радость, которую всегда церковные песнопения вносят в наши души, а тем более песнопения, созданные нашим земляком отцом Матфеем», — сказал архиерей в приветственном слове. От лица родственников архимандрита Матфея (Мормыля) собравшихся приветствовал А. Перевозников, а от лица администрации Архонского сельского поселения — заместитель главы администрации М.А. Кулюшин. В состав экспозиции музея вошли личные вещи отца Матфея, его церковные облачения и музыкальные инструменты.

http://patriarchia.ru/db/text/6070937.ht...

В Москве состоится презентация книги «Рыцарь регентского служения отец Матфей (Мормыль)» 21 апреля 2017 г. 14:43 27 апреля 2017 года в читательском клубе «Православная книга» на Погодинской состоится презентация книги «Рыцарь регентского служения отец Матфей (Мормыль): Материалы. Воспоминания. Исследования», вышедшей в свет в издательстве «Пушкинский дом». Составители издания: доктор искусствоведения, доцент Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, член Союза композиторов, заместитель начальника управления гуманитарных наук РФФИ Н.Г. Денисов и клирик Храма Христа Спасителя протодиакон Николай Филатов. Ответственный редактор — монахиня Елена (Хиловская). В презентации примут участие священнослужители, специалисты в области церковного хорового пения, известные регенты, деятели искусства, профессора и преподаватели Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского и Российской академии музыки им. Гнесиных, искусствоведы. Ведущий встречи — А.О. Висков, композитор, член-корреспондент Международной академии творчества. Как ожидается, в мероприятии примут участие: Имя архимандрита Матфея (Мормыля) — богослова, регента хора Троице-Сергиевой лавры — широко известно не только в России, но и в мире. Более сорока лет отец Матфей руководил пением в обители святого преподобного Сергия. За это время им была создана своя школа церковного пения, сделаны переложения большого числа песнопений на распевы, которые принято считать лаврскими, под его началом пели сотни студентов Московской духовной академии и семинарии . Многие из них, будучи в настоящее время священниками и архиереями, продолжают дело своего учителя в разных уголках России и всего мира. В книгу «Рыцарь регентского служения отец Матфей (Мормыль): Материалы. Воспоминания. Исследования» вошли беседа с отцом Матфеем, воспоминания о нем его певчих и учеников, священнослужителей и звукорежиссера, а также исследование центрального богослужения Страстной седмицы — службы Великого Пятка — в редакции отца архимандрита. В книге широко представлены фотоматериалы, посвященные отцу Матфею.

http://patriarchia.ru/db/text/4875618.ht...

«Его служение было драгоценным для Церкви» Памяти архимандрита Матфея (Мормыля) Я беседую с монахиней Еленой (Хиловской), сотрудницей издательства «Православная энциклопедия». Нашу сегодняшнюю беседу мы посвятили приснопамятному архимандриту Матфею (Мормылю) , регенту Объединенного хора Свято-Троице-Сергиевой лавры и Московских духовных школ. Матушка Елена также принимала участие в подготовке и издании недавно вышедшей в свет книги «Рыцарь церковного пения», посвященной отцу Матфею (Мормылю). Отец Матфей отошел ко Господу 15 сентября 2009 года, прошло уже восемь лет... Мы часто с тех пор поднимали в своих интервью тему церковного пения, лаврского хора, говорили о личности отца Матфея в разных ее аспектах, приглашали для этого разговора многих людей, кто знал его лично. Сегодня, я считаю, у нас появился еще один уникальный шанс: поговорить, повспоминать, прикоснуться еще раз мысленно к этому времени церковной жизни – такому, казалось бы, близкому, но, к сожалению, все дальше и дальше уходящему от нас… Архимандрит Матфей (Мормыль) – Матушка Елена, насколько вы были близко знакомы с отцом Матфеем? – С отцом Матфеем я не была близко знакома. Работая в 1980-е годы в библиотеке Московской духовной академии, я, естественно, была прихожанкой лаврских и академических храмов. Дело в том, что в свое время я профессионально занималась музыкой, поэтому, само собой, не могла быть и равнодушной к тому качеству, с каким исполнялись церковные песнопения. Для меня было важно, и что поют, и как поют. И я сразу отметила для себя, что разница в качестве между семинарским пением и пением лаврских хоров (которые в то время, я считаю, вообще могли быть поставлены на один уровень с профессиональными хорами), конечно, была велика. Другое дело, что в каждом таком опыте прикосновения к музыкальному сопровождению богослужения был какой-то свой, особый смысл и свои положительные моменты. Что касается хоров, которыми руководил непосредственно отец Матфей (Мормыль)… Конечно, нельзя было не поддаться исполнительскому обаянию тех хоров, которыми он руководил! Конечно, это было совершенно другое качество, другой масштаб, другой подбор церковных песнопений!..

http://pravoslavie.ru/107505.html

В станице Архонской (Северная Осетия) увековечили память архимандрита Матфея (Мормыля) 23 апреля 2012 г. 15:39 22 апреля 2012 г., в рамках проходящего в Северной Осетии I Международного фестиваля духовной музыки им. архимандрита Матфея (Мормыля), в станице Архонской (Пригородный район Республики Северная Осетия — Алания) состоялось открытие памятной доски, посвященной бессменному регенту хора Свято-Троицкой Сергиевой лавры . Отец Матфей был уроженцем Архонской и до конца своих дней регулярно посещал родную станицу. На малой родине он пользовался большой любовью и уважением — чтобы отдать дань памяти знаменитому земляку, в этот день у стен храма святого Александра Невского собралось более тысячи станичников, многие из которых специально приехали из Владикавказа и других мест Северной Осетии. Церемонию открытия памятной доски, установленной на Александро-Невском храме, возглавил архиепископ Владикавказский и Махачкалинский Зосима . После молебна владыка Зосима подчеркнул важность произошедшего события не только для станицы и Владикавказской епархии , но и для всей Русской Православной Церкви. «Я часто разговаривал с отцом Матфеем, он мне рассказывал про Архонскую. Я тогда и представить не мог, что буду служить на его родине, а он, будто предвидя это, относился ко мне с особым вниманием», — поделился своими воспоминаниями архипастырь. Регент лондонского Успенского собора Евгений Тугаринов в своей речи особо подчеркнул значимость отца Матфея для православной духовной музыки: «Он создал свой стиль — высокий, музыкальный, духовный и одновременно очень лирический, тонкий. Он был музыкант и личность огромного масштаба, равного которому трудно найти. Его можно поставить в один ряд только с самыми выдающимися церковными музыкантами». В церемонии открытия памятной доски также приняли участие хор регентской школы Ставропольской духовной семинарии под управлением протоиерея Владимира Сафонова, хор «Алания» (руководитель Агунда Кокойти) и хор владикавказского Лицея искусств (руководитель Ольга Джанаева). Обработка многих из прозвучавших духовных песнопений принадлежит приснопамятному архимандриту Матфею.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/2...

Его служение было драгоценным для церкви 02.07.2018 13:17:51 Николай Бульчук Памяти архимандрита Матфея (Мормыля) Я беседую с монахиней Еленой (Хиловской), сотрудницей издательства «Православная энциклопедия». Нашу сегодняшнюю беседу мы посвятили приснопамятному архимандриту Матфею (Мормылю), регенту Объединенного хора Свято-Троице-Сергиевой лавры и Московских духовных школ. Матушка Елена также принимала участие в подготовке и издании недавно вышедшей в свет книги «Рыцарь церковного пения», посвященной отцу Матфею (Мормылю). Отец Матфей отошел ко Господу 15 сентября 2009 года, прошло уже восемь лет... Мы часто с тех пор поднимали в своих интервью тему церковного пения, лаврского хора, говорили о личности отца Матфея в разных ее аспектах, приглашали для этого разговора многих людей, кто знал его лично. Сегодня, я считаю, у нас появился еще один уникальный шанс: поговорить, повспоминать, прикоснуться еще раз мысленно к этому времени церковной жизни – такому, казалось бы, близкому, но, к сожалению, все дальше и дальше уходящему от нас… – Матушка Елена, насколько вы были близко знакомы с отцом Матфеем? – С отцом Матфеем я не была близко знакома. Работая в 1980-е годы в библиотеке Московской духовной академии, я, естественно, была прихожанкой лаврских и академических храмов. Дело в том, что в свое время я профессионально занималась музыкой, поэтому, само собой, не могла быть и равнодушной к тому качеству, с каким исполнялись церковные песнопения. Для меня было важно, и что поют, и как поют. И я сразу отметила для себя, что разница в качестве между семинарским пением и пением лаврских хоров (которые в то время, я считаю, вообще могли быть поставлены на один уровень с профессиональными хорами), конечно, была велика. Другое дело, что в каждом таком опыте прикосновения к музыкальному сопровождению богослужения был какой-то свой, особый смысл и свои положительные моменты. Что касается хоров, которыми руководил непосредственно отец Матфей (Мормыль)… Конечно, нельзя было не поддаться исполнительскому обаянию тех хоров, которыми он руководил! Конечно, это было совершенно другое качество, другой масштаб, другой подбор церковных песнопений!..

http://radonezh.ru/2018/07/02/ego-sluzhe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010