В рамках программы мероприятий памяти архимандрита Матфея (Мормыля) в Московском концертном зале «Зарядье» выступил хор Троице-Сергиевой лавры 16 сентября 2019 г. 19:48 15 сентября 2019 года в  Троице-Сергиевой лавре и Московской духовной академии   отметили десятую годовщину преставления главного регента и уставщика хора Свято-Троицкой Сергиевой лавры заслуженного профессора МДА архимандрита Матфея (Мормыля). В рамках памятных мероприятий вечером 15 сентября в Московском концертном зале «Зарядье» состоялся концерт с участием хора Троице-Сергиевой лавры. Торжественные мероприятия памяти отца Матфея организовал фонд «Наследие архимандрита Матфея (Мормыля)» при поддержке Свято-Троицкой Сергиевой лавры и Московской духовной академии. Репертуар концерта был составлен на основе дискографии, созданной отцом Матфеем за годы его служения; в программу вошли не все известные песнопения концертного хора Троице-Сергиевой лавры, но самые значимые в творческой деятельности отца Матфея и его коллектива. В начале концерта хор пропел «Вечную память» приснопоминаемому регенту. На экране демонстрировался фрагмент из фильма, где отец Матфей спрашивает певчих: «Как слышно, братья? Удобно ли стоять?» По взмаху руки отца Матфея на экране хор на сцене запел «Приидите, поклонимся», и все песнопение было пропето под управлением отца-архимандрита. С приветственным словом к зрителям обратился ректор Сретенской духовной семинарии , наместник Сретенского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы архиепископ Верейский Амвросий . Далее хор исполнил песнопения «Днесь благодать Святаго Духа нас собра» (музыка иеромонаха Нафанаила), «Союзом любве» (музыка Петра Турчанинова) и «Уне тебе бяше, Иудо» (музыка Александра Кастальского). Все песнопения были обработаны архимандритом Матфеем (Мормылем) для мужского хора. В продолжение концерта на экране демонстрировались фрагменты интервью с Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием , хоровым дирижером народным артистом СССР Владимиром Мининым и руководителем Московского Синодального хора заслуженным артистом России Алексеем Пузаковым.

http://patriarchia.ru/db/text/5500446.ht...

А к Академии и вообще к духовному образованию как он относился? К духовному образованию он хорошо относился, но очень откровенно не высказывался. Единственное, что ему нравилось, — когда ректором был митрополит Владимир (Сабодан), при нем Академия цвела и строилась. И когда мы приходили, обаяние и умение митрополита Владимира принять Патриарха всегда ему были очень приятны. Приятным были также встречи, когда был ректором митрополит Филарет (Вахромеев). У Патриарха тогда была тема для разговора с папой митрополита Филарета (Вахромеева), я забыл его имя, он был и композитором, и дирижером. И мама была очень обаятельной. Они с Патриархом всегда вели очень приятные беседы для взаимного удовольствия. Расскажите, пожалуйста, подробнее о его отношении к церковному пению в целом и в частности к отцу Матфею (Мормылю). Может, какие-то точки соприкосновения между отцом Матфеем и Патриархом? Он очень любил церковное пение и всегда с удовольствием общался с отцом Матфеем. Он его всегда приглашал к столу, когда мы находились в Троице-Сергиевой Лавре, в патриарших покоях: «Позовите отца Матфея!» И тот присутствовал на обедах. Вы знаете, Патриарх Пимен жил церковным пением. Он любил регентовать и прислушивался — если где-то что-то пели плохо, он это чувствовал, замечал и высказывал, делал замечания. И что может быть лучше и дороже для христианина, как не любовь к церковному пению! Это та же молитва, поэтому, слушая церковное пение, мы молимся, благодарим Бога, просим Господа быть милостивым к нам. И Патриарх гордился тем, что отец Матфей так хорошо поет, он всегда приглашал его хор петь на службах, на каких-то конференциях, на мероприятиях. Всегда пел лаврский хор под руководством отца Матфея, иначе бы Патриарх не разрешал, он любил. Но он строгий, а быть нестрогим, не требовать — значит, хор будет плохо петь, плохо все получится, мне так кажется. Спасибо большое, Владимир Гаврилович! Дай Бог! Я извиняюсь, я небольшой оратор. Хорошая беседа! Беседовал священник Анатолий Колот Комментарии ( 0):

http://bogoslov.ru/article/6171025

Но в личном общении он был мягок и внимателен. Протоиерей Александр Шаргунов рассказывает, как принимал с отцом Матфеем экзамен по Новому Завету: «Было три группы четвертого курса семинарии, более семидесяти человек, и к каждому отец Матфей обращался не по фамилии, а по имени: Саша, Сережа, Костя, Володя. Меня это поразило: чтобы знать всех по имени, надо, по крайней мере, иметь достаточное общение с ними, а на занятиях с этими студентами он встречался лишь два раза в неделю! Отмечу, что это обращение по имени у отца Матфея было очень естественным, как естественно это бывает у отца к родным детям. Эта естественность, эта простота, эта открытость были, наверное, его определяющими чертами». А вот воспоминания диакона Сергия Пантелеева: «Я сказал, что часто вспоминаю спевки. Но ведь я же не пел в хоре! Дело в том, что в те годы (в духовные школы я пришел в 1991 году студентом семинарии) все жили пением, все говорили о пении, все хотели петь, едва ли не все хотели попасть в хор к отцу Матфею. Общая атмосфера была именно певческой. Если два-три студента встречались где-то в коридоре или за чашечкой чая и если они пели в лаврском хоре, то их разговор был только об отце Матфее. Иногда вопрошают: что вы так часто говорите об отце Матфее? Да о нем всегда говорили много, о нем и при его жизни студенты постоянно говорили. Конечно, при жизни отец Матфей никогда бы не позволил говорить о нем по радио. Сколько кассет собственноручно он сломал, сколько камер он облил водой, благо вода у него была на клиросе! Причина такого повышенного интереса к отцу Матфею, как кажется, не только исключительно в нем самом, но и в том деле, которому он отдал всю свою жизнь. Причина как раз в созданном им лаврском пении и, дерзну сказать, в созданном им лаврском богослужении». Говорят, певчих Мормыля и сегодня можно почти безошибочно узнать по манере петь и читать за богослужением. По словам митрополита Амвросия (Ермакова), в Лавру ехали в первую очередь к преподобному Сергию, а во вторую — послушать хор отца Матфея.

http://foma.ru/chelovek-kotoryj-pel-bogu...

Его служение было драгоценным для церкви 02.07.2018 13:17:51 Николай Бульчук Памяти архимандрита Матфея (Мормыля) Я беседую с монахиней Еленой (Хиловской), сотрудницей издательства «Православная энциклопедия». Нашу сегодняшнюю беседу мы посвятили приснопамятному архимандриту Матфею (Мормылю), регенту Объединенного хора Свято-Троице-Сергиевой лавры и Московских духовных школ. Матушка Елена также принимала участие в подготовке и издании недавно вышедшей в свет книги «Рыцарь церковного пения», посвященной отцу Матфею (Мормылю). Отец Матфей отошел ко Господу 15 сентября 2009 года, прошло уже восемь лет... Мы часто с тех пор поднимали в своих интервью тему церковного пения, лаврского хора, говорили о личности отца Матфея в разных ее аспектах, приглашали для этого разговора многих людей, кто знал его лично. Сегодня, я считаю, у нас появился еще один уникальный шанс: поговорить, повспоминать, прикоснуться еще раз мысленно к этому времени церковной жизни – такому, казалось бы, близкому, но, к сожалению, все дальше и дальше уходящему от нас… – Матушка Елена, насколько вы были близко знакомы с отцом Матфеем? – С отцом Матфеем я не была близко знакома. Работая в 1980-е годы в библиотеке Московской духовной академии, я, естественно, была прихожанкой лаврских и академических храмов. Дело в том, что в свое время я профессионально занималась музыкой, поэтому, само собой, не могла быть и равнодушной к тому качеству, с каким исполнялись церковные песнопения. Для меня было важно, и что поют, и как поют. И я сразу отметила для себя, что разница в качестве между семинарским пением и пением лаврских хоров (которые в то время, я считаю, вообще могли быть поставлены на один уровень с профессиональными хорами), конечно, была велика. Другое дело, что в каждом таком опыте прикосновения к музыкальному сопровождению богослужения был какой-то свой, особый смысл и свои положительные моменты. Что касается хоров, которыми руководил непосредственно отец Матфей (Мормыль)… Конечно, нельзя было не поддаться исполнительскому обаянию тех хоров, которыми он руководил! Конечно, это было совершенно другое качество, другой масштаб, другой подбор церковных песнопений!..

http://radonezh.ru/2018/07/02/ego-sluzhe...

Отпевание Перед выносом гроба литию совершил архиепископ Евлогий, затем — шествие вокруг Успенского собора. Перед преданием тела земле литию совершил архиепископ Алексий Орехово-Зуевский, затем — епископ Саратовский Лонгин. В конце братский хор исполнил песнопения Пасхи, Стихиры русским святым, текст которых составил святитель Афанасий (Сахаров; †1962; пам. 15 окт.), а отец Матфей положил их на ноты подобна “Доме Еврафов”. Погребён почивший отец архимандрит у Духовского храма в Лавре. На табличке на дубовом кресте надпись гласит: “Архимандрит Матфей (Мормыль). 5.03.1938 — 15.09.2009 г.”. Во время последовавшей затем поминальной трапезы зачитывались поступившие в Лавру телеграммы с соболезнованиями. После кончины отца Матфея на радиостанции “Ра­донеж” прошёл ряд передач о нём. Архимандрит Матфей управлял лаврскими хорами Троице-Сергиевой Лавры более 40 лет. С ним связана целая эпоха в истории русского богослужебного пения. Своими неустанными трудами он преумножил многие таланты, дарованные ему от Господа. Его творческий путь был наполнен большими трудами, начинаниями и свершениями. Начиная с конца 60-х годов ХХ века он украсил важнейшие церковные торжества песнопениями праздничных концертов, а также записями грампластинок. Не имея специального образования, но горя любовью к Богу, он не только максимально развил свой талант, но и сумел воспитать как первоклассных регентов и певцов студентов, которые впоследствии стали архипастырями и пастырями нашей Церкви. Нотные сборники песнопений, составленные отцом Матфеем, имеются ныне во многих православных храмах и монастырях Русской Церкви, а также и зарубежья. Он не только учил петь, но более всего прививал любовь к богослужению, учил жизни во Христе. Несмотря на свою требовательность и подчас суровость по отношению к певчим, отец Матфей любил их отеческой любовью и они отвечали ему тем же. Как необыкновенно звучал хор под его руководством! Только этому хору присуща стилистическая манера, созданная отцом Матфеем. Этот стиль — совершенно особенный; молитвенный дух сразу охватывает всякого человека, слышащего этот хор, поющий поистине едиными усты и единым сердцем. Его личность и творческое наследие несомненно станут предметом тщательного изучения в последующее время.

http://pravmir.ru/samorodok-nashego-vrem...

Широкому зрителю впервые представлен один из наиболее значимых библиографических памятников Древней Руси – самая ранняя из ныне известных иллюстрированная «Книга шестнадцати пророков с толкованиями». Рукопись, датированная 1489 годом, в кругу специалистов известна как «Толковые пророки». Она представляет собой библейские пророчества с толкованиями блаженного Феодорита, епископа Кирского (386 – 457). Уже в наши дни исследователи восстановили имя заказчика этого изделия, выскобленное в писцовой записи по неизвестной причине. Им оказался великокняжеский дьяк Василий Мамырев (+1491), незадолго до земной кончины принявший монашеский постриг с именем Варсонофий. Дмитрий Анохин 31 июля 2020 г. 12:00 Для немногочисленных посвященных музыкантов узкий длинный зал в первом ярусе лаврской колокольни в Сергиевом Посаде — место поистине легендарное. Это постоянная репетиционная база основанного архимандритом Матфеем (Мормылем) братского хора Троице-Сергиевой лавры. Дождливым осенним вечером в гости к хористам впервые приехал регент Московского подворья — старший преподаватель Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Владимир Горбик. Не один — с десятком певчих своего клиросного хора. И не просто так, а для пользы дела — провести мастер-класс со студентами Московской духовной академии. Яркая, наполненная экспрессивными образами преподавательская манера Владимира Александровича помогла молодым людям за одну репетицию понять, при помощи какого приема клирошане создают атмосферу вечности, почему им категорически не рекомендуется петь «консерваторским» звуком и какую фразу знаменитого Шаляпина следует помнить в любое время дня и ночи. Дмитрий Анохин 9 октября 2019 г. 14:59 Казанский храм подмосковного села Хомякова, что в полутора десятках километров от Сергиева Посада, стоит прямо на так называемой второй бетонке — дороге А-108 вокруг российской столицы. После того как на МКАД перекрыли большегрузный транзит, это внешнее кольцо превратилось в весьма оживленную автомагистраль. К интенсивному движению легковых машин и рейсовых автобусов добавился мощный поток фур. Не так-то легко перейти дорогу к храму, особенно если учесть, что светофор у автобусной остановки не предусмотрен. Но четверть века назад, когда будущий настоятель протоиерей Лев Шихляров здесь оказался впервые, эти места, по его словам, выглядели совсем иначе.

http://e-vestnik.ru/tags/mda_442/

2006; Малое освящение воды. 2007; Молебен общий. 2008), «Триодь церковного пения: Седмичные службы Великого поста» (Литургия Преждеосвященных Даров. 2006; Великое повечерие. 2006; Великий канон св. Андрея Критского. 2006; Часы. Изобразительны. Вечерня. 2006; Вечерня в Неделю вечера. Утреня. Час 1-й. 2007). Вне этих серий подготовлены сборники «Задостойники» (2007-2008. 2 ч.) и «Пение при архиерейском служении» (в печати). Во всех сборниках помещены песнопения в неск. вариантах для смешанных и однородных хоров. В книгах представлены древние распевы и их обработки, выполненные дореволюционными и совр. авторами (Кастальским, Смоленским, Римским-Корсаковым, Потуловым, Архангельским, Г. Ф. Львовским , Д. Н. Соловьёвым, И. И. Смирновым , Д. М. Яичковым , иером. Нафанаилом (Бачкало), диак. Сергием Трубачёвым, архиеп. Ионафаном (Елецких) , архим. Матфеем (Мормылём), Б. М. Феоктистовым, а также композиторами рус. зарубежья). В сборники вошли напевы различных мон-рей (Троице-Сергиевой лавры, Киево-Печерской лавры, Валаамского и Соловецкого мон-рей). Книги содержат указатели источников публикуемых нотных материалов, а также сопроводительные статьи, написанные ведущими специалистами в области церковного пения. Др. направления работы нотной редакции: переиздание синодальных певч. книг, впервые напечатанных в 1772 г. (Праздники нотного пения. 2002, 2004; Обиход нотного пения. 2003); подготовка сборников серии «Праздники» (совместно с отделом богослужебных книг) (Троица: Служба в Неделю Св. Пятидесятницы с последованием коленопреклонения. 2004; Служба св. прав. Иоанну Кронштадтскому: С нотным прил. 2009); публикации собраний духовно-муз. произведений разных авторов ( Римский-Корсаков Н. А. Собрание духовно-муз. сочинений. 2001; переизд. труда преподавателей Придворной певческой капеллы «Всенощное бдение: Древние роспевы в переложении для 4-голосного смешанного хора». 2003); издание песнопений знаменного распева в оригинальной нотации (Канон Пасхи знаменного роспева/Ред.: Г. Б. Печенкин.

http://pravenc.ru/text/293876.html

Местные особенности певч. оформления В. б. (обиходные распевы, подбор авторской музыки) отражены в различных изданиях. Обиходные напевы зафиксированы в сборниках: Церковные хоры. Ч. 1: Песнопения всенощного бдения/Сост. А. В. Касторский. СПб., 1901. Тверь, 1994р; Октоих, сиречь Осмогласник. М., 1991. [Ч. 3]: Приложение. С. 5-43; Обиход церковного пения/Сост. Г. Н. Дубинкин. М., 1997. С. 5-142; Песнопения всенощного бдения для смеш. хора/Под ред. Г. Н. Лапаева. Тверь, 1997. Значительный певч. материал обобщен проф. архим. Матфеем (Мормылем) в сб. «Всенощное бдение: Неизменяемые песнопения для монастырских хоров» (Серг. П., 1999), куда наряду с сочинениями и гармонизациями классиков рус. церковно-певч. искусства и композиторов Нового направления включены мн. местные напевы (Успенского собора Московского Кремля, Троице-Сергиевой и Киево-Печерской лавр, Соловецкого, Валаамского и Ипатьева мон-рей, Оптиной, Саровской, Зосимовой пустыней) и многочисленные обработки самого составителя. В изд. «Обиход церковного пения. Ч. 1: Всенощное бдение: Неизменяемые песнопения. Осмогласие» для смешанного хора (Ред.-сост. А. Буренина, ред. Н. Грызлова. М., 2004) вошло более 100 песнопений, как одноголосной, так и многоголосной традиции, в т. ч. совр. расшифровки знаменного распева, образцы для распевания библейских песен, монастырские распевы, песнопения осмогласия московской традиции, бытовавшей в Богоявленском Патриаршем Елоховском соборе в 70-80-х гг. ХХ в. В составлении данного сборника участвовали знатоки указанной традиции, московские регенты (Н. А. Мышкин, Г. Б. Печёнкин и др.). С. И. Никитин, Н. Ю. Плотникова Рубрики: Ключевые слова: БИБЛЕЙСКИЕ ПЕСНИ песни Свящ. Писания, пророческие песни,неск. вошедших в богослужебную практику поэтических текстов из ВЗ, а также апокрифического и раннехрист. происхождения АКАФИСТ 1. Хвалебно-догматическое песнопение ко Пресв. Богородице; 2. жанр позднейших церковных песнопений Богородице ВОСКРЕСЕН 1) любое песнопение, посвященное событию Воскресения Господа Иисуса Христа; 2) обозначение неск. стихир воскресных последований Октоиха

http://pravenc.ru/text/155522.html

И все-таки эта высокая составляющая его творческого делания – она утрачена навсегда! Она не будет никем продолжена, еще раз говорю: это было самозамыкающее явление. Но вот эта сила духа – она передавалась. И она оживает, она оживает в нашей благодарной памяти, когда мы будем теперь вспоминать нашего великого Архирегента, когда тот слепок уже пройденного пути будет воссоздаваться в нашей благодарной памяти. И он будет жить и в нашей памяти, и в той жизни, где настоящее, прошлое и будущее слиты воедино в Божественном вечном времени. Царство Небесное! И вечная светлая память великому Архирегенту всея Руси, архимандриту, отцу церковно-певческого делания, Матфею! Вечная память! Лина Мкртчян, певица, лауреат Пушкинской премии: «Его ищу, за нас Умершего. Его желаю, за нас Воскресшего. Моя Любовь распялась, и нет во мне огня, любящего вещество. Но вода живая и говорящая во мне, изнутри взывает мне: «иди к Отцу!» Мыслить, жить и говорить так мог лишь тот, на расширенном сердце которого начертано имя Христа. У гениального русского музыканта архимандрита Матфея (Мормыля) было такое же, как у Игнатия Богоносца сердце, такая же всепобеждающая любовь, такой же дух неопалимый. Все выстоял, все вынес – кроме смерти Святейшего и человеческого равнодушия. Он создал лучший в мире хор, оживотворил его той самой «живой водой», «говорящей» и «поющей» в нем. Исконно русское богатырство Батюшки пронизывало все составы его. За год до смерти Батюшке подарили уникальную икону Преподобного Илии Муромца, весь образ которого был навеян им, отцом Матфеем. Пушкин говорил, что нация – это вера и ландшафт. Воистину, день и место рождения определили характер и путь Батюшки Матфея. Рожденный 5 марта, он унаследовал необыкновенные Божии дары и огненную веру от своего Небесного покровителя епископа Льва Катанского, в честь которого и был назван. Вспомню также, что в этот день отмечается память великого князя Ярослава Мудрого, основателя русской православной культуры. Обретя в монашестве имя Евангелиста Матфея, до смерти нес свое апостольское служение, а рожденный в Терской станице, под градом креста, – всю жизнь, до последнего вздоха, был воином-крестоносцем.

http://pravoslavie.ru/37805.html

игумен Марк (Лозинский) (4.06.1939–29.01.1973) Биографические труды Гомилетика Патерики Русская патрология игумен Марк (Лозинский) Профессор МДА, автор учебных пособий по гомилетике. Собрал, систематизировал и откомментировал обширный архивный материал из наследия свт. Игнатия (Брянчанинова) . Биография В миру Сергей Ростиславович Лозинский, родился в Ивангороде Ленинградской области в семье священника. По его собственным словам, с малых лет он хотел стать священником, пойти по пути родителя. Но у его мамы, Софьи Емельяновны, такое желание сына вызывало страх: время было сложное — так называемая «хрущевская оттепель», вновь закрывались храмы и монастыри, священники подвергались преследованиям… Старший сын Борис учился в медицинском институте, и она не теряла надежды, что и младший станет врачом. После окончании средней школы в Костроме Сергей, исполняя волю матери, подал документы в медицинский институт, но не прошёл по конкурсу и, убедив мать принять его выбор, уже на следующий день поехал в Троице-Сергиеву лавру поступать в Московскую духовную семинарию. Как вспоминал отец Марк, принимавший документы задавал много вопросов, пытаясь выяснить, насколько серьезно решение юноши поступить в семинарию. Потом они пошли в актовый зал: «Я понял, что решение Ваше серьезно, знания Ваши весьма превосходят обычных поступающих, но я должен Вам сказать, что время наше непростое, каждого, пришедшего к нам, ожидают нелегкие испытания. Мы обязаны о каждом сообщить в органы по месту жительства. Туда Вас обязательно вызовут, будут убеждать забрать документы. Потом это продолжится и здесь. Готовы ли Вы к этому?» Сергей ответил: «Я это знаю и готов к испытаниям, надеясь на помощь Божию». Сергей был принят сразу в 3-й класс семинарии, успешно закончив которую, был принят в 1959 году в Московскую Духовную Академию. Еще на первом курсе Академии он подружился с Левой Мормылем, будущим архимандритом Матфеем. Это была крепкая дружба двух глубоко верующих юношей, обладавших большим умом и разнообразными талантами, чем они явно выделялись среди других сокурсников. Сергей был на год моложе Левы и признавал превосходство друга, относился к нему с любовью и заботливостью младшего брата к старшему. Лев отвечал такой же теплотой и заботой. Оба они хотели принять монашество и к концу второго курса пошли к наместнику лавры архимандриту Пимену (Хмелевскому) с горячей просьбой принять их в монастырь на любое послушание.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010