Разделы портала «Азбука веры» подготовиться самому и помочь усопшим План поминовения усопшего на 40 дней Оглавление День 21-й Христианское учение о смерти Сегодня, как и прежде, многих верующих интересует вопрос, какова участь умерших младенцев? И если относительно участи крещеных младенцев широко распространено утверждение, что после их смерти их души достигают Царства Небесного, то относительного участи некрещеных младенцев мнения сильно разнятся. Одни полагают, что некрещеные младенцы точно не попадают в Небесное Царство, другие отмечают, что их загробная участь нам неизвестна, третьи утверждают, что младенцы, как пока ещё не совершившие грехов, однозначно попадают на Небо. Молитвы дня Кафизма 19 Вопрос священнику Вопрос: Как помочь усопшему, которого погребли без отпевания? Ответ: Необходимо заказать в храме заочное погребение, пусть даже это произойдет через какое-то время после похорон. Можно также пригласить священника на могилу, чтобы совершить погребение там. В остальном стоит поступать как обычно – подавать записки на проскомидии и панихиды, заказывать сорокоусты, молиться дома, в храме, на могиле. Цитата дня «…И насколько любовь обнимает всего Христа, настолько уже здесь на земле она делает любящего причастником вечной жизни. Именно потому, что «любовь николиже отпадает» (1Кор.?13:8), она неизбежными делает страдания верующего в его единении со Христом и здесь же радование Ему, Воскресшему, Святому, Крепкому и Бессмертному. И для верующего в силу этой неразрывности любви спадают внутренние грани между жизнью и смертью. Смерти нет, есть жизнь лишь неумирающая. Любовь, соединив человека с Богом, не может прекратиться, так как вечен Бог и бессмертна душа человека, отвечающая любовью Возлюбившему ее от начала…» профессор Василий Ильич Экземплярский Христианское юродство и христианская сила Избранное житие Преподобномученицы Мария и Матрона Грошевы, послушницы Советы психолога Если вам часто снится умерший, то может возникнуть страх, что он зовет за собой или пытается указать вам на что-то. Не стоит доверять снам в плане мистических смыслов. В большинстве случаев сны всего лишь отражают ваши переживания. Вам больно, вы страдаете, вы боитесь, и это проявляется в ваших снах, порой в весьма причудливом, иногда пугающем виде. Доверяйте Богу. Молитесь за усопшего. Стихотворение дня Когда гоним тоской неутолимой , Майков Аполлон 3 комментария Поминальные дни 2024 Сейчас в разделе 6  чел. Всего просмотров 425 тыс. Всего записей 31 ©2024 Азбука бессмертия к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/death/plan-na-40-dnej/2...

Марта 7 (20) Преподобномученицы Мария и Матрона (Грошевы) Составитель игумен Дамаскин (Орловский) Преподобномученица Мария родилась в 1876 году, а преподобномученица Матрона – в 1882 году в селе Варюковка Московской губернии в семье крестьянина Наума Грошева. У него было три дочери – Мария, Матрона и Пелагия. Как-то в молодости они посетили некоего старца в Рязанской губернии, которого многие почитали за подвиги и прозорливость, и спросили его, как им жить. Марии и Матроне старец сказал: «В монастырь, в монастырь…», а Пелагии: «В нечестивую семью, в нечестивую семью, замуж». В 1909 году Мария вместе с сестрой Матроной поступили послушницами в монастырь, где пробыли до его закрытия после революции 1917 года, а затем вернулись на родину и поселились при храме великомученицы Параскевы в селе Туголес Шатурского района Московской области. Сестры жили в небольшом деревянном доме. У них был огород и корова. Они пекли для храма просфоры, были алтарницами во время богослужений, убирались в храме перед службами, а в оставшееся время молились и подрабатывали рукоделием – стегали одеяла. Сестер в селе все любили за ласковое и приветливое обхождение. Своих племянниц они с детства приучили молиться и помогли им полюбить богослужение и храм. Одну из племянниц они научили читать Псалтирь, и впоследствии, когда все храмы в округе были закрыты, она читала Псалтирь по умершим. В ноябре 1937 года были арестованы священники храма великомученицы Параскевы в селе Туголес – протоиереи Георгий Колоколов и Назарий Грибков и псаломщик Петр Царапкин, и храм был закрыт. С этого времени сестры остались единственными в округе «церковницами», кто мог почитать Псалтирь по умершему родственнику и наставить в вере и исполнении церковных правил и молитв. В феврале 1938 года власти возобновили аресты. Священников почти не осталось, и арестовывались уже миряне. 15 февраля 1938 года председатель сельсовета согласился лжесвидетельствовать о послушницах. Он написал, что они враждебно настроены к советской власти и коммунистической партии. На религиозные праздники сестры ходят по домам колхозников и в некоторых домах совершают «богослужение». Явившись в один из домов, они говорили колхозникам: «Завтра Господский праздник, лучше идти в церковь молиться Богу, а не в колхозе работать». Колхозницы в количестве восьми человек вместо того, чтобы работать в колхозе, ходят в церковь в село Петровское Шатурского района за 15 километров молиться Богу. А на вопрос, почему они не работают в колхозе, колхозницы отвечают: «Богу лучше молиться, а то Он нас всех накажет». В церковь с колхозницами ходят и сами монашки. В дома колхозников монашки приносят церковные книги и читают колхозникам о рождении Иисуса Христа, о сотворении Богом мира, о рае, о Страшном Суде.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 7 (20) марта Преподобномученицы Мария и Матрона (Грошевы) П реподобномученица Мария родилась в 1876 году, а преподобномученица Матрона – в 1882 году в селе Варюковка Егорьевского уезда Рязанской губернии в семье крестьян Наума и Платониды Грошевых; у них было четыре дочери и сын. Как-то в молодости три дочери – Мария, Матрона и Пелагия посетили некоего старца, которого многие почитали за подвиги и прозорливость, и спросили его, как им жить. Марии и Матроне старец сказал: «В монастырь, в монастырь...», а Пелагии: «В нечестивую семью, в нечестивую семью, замуж». В 1909 году сестры Мария и Матрона поступили послушницами в Александро-Мариинский монастырь, расположенный в десяти верстах от Егорьевска; Мария проходила послушание портнихи, а Матрона – на монастырском хуторе. Пелагия вышла замуж в семью совершенно неверующих людей. И как всегда в таких случаях бывает, в семье этой царили разногласия и распри, и только терпение и кротость Пелагии склонили ее мужа к вере, в конце концов он стал ходить в храм и даже пел на клиросе. После прихода к власти в России безбожников, Александро-Мариинский монастырь был закрыт, и сестры вернулись домой. Некоторое время они жили в доме отца, а затем переселились в церковную сторожку при храмах во имя Казанской иконы Божией Матери и великомученицы Параскевы в селе Туголес Шатурского района Московской области. Один храм был каменным, другой – деревянным, оба они были расположены на высоком холме среди моря хвойного леса. Здесь послушницы подвизались в течение двадцати лет. У сестер был огород и корова. Они пекли для храма просфоры, были алтарницами, убирались в храме, а в оставшееся время подрабатывали рукоделием – стегали одеяла. Сестер в селе все любили за ласковое и приветливое обхождение. Своих племянниц они с детства приучили молиться и помогли им полюбить богослужение и храм. Одну из племянниц они научили читать Псалтирь, и впоследствии, когда все храмы в округе были закрыты, она читала Псалтирь по усопшим.

http://fond.ru/kalendar/310/matrona/

Допрос Марии и Матроны Грошевых: Я рассказывала о Христе — не отрицаю Арест, допрос, вероятен расстрел. Холодеют руки, все происходит медленно-медленно. Глухой вопрос в гулком кабинете: «Вы говорите другим о Христе?» 20 марта, 2012 Арест, допрос, вероятен расстрел. Холодеют руки, все происходит медленно-медленно. Глухой вопрос в гулком кабинете: «Вы говорите другим о Христе?» 20 марта 1938 года на Бутовском полигоне были расстреляны сестры Мария и Матрона Грошевы. Их вина заключалась в том, что они говорили с колхозниками о Христе. Арест, допрос, вероятен расстрел. Холодеют руки, все происходит медленно-медленно. Глухой вопрос в гулком кабинете: «Вы говорите другим о Христе?» Ведь это не исповедание – сказать, что «Не говорю другим о Христе» – это ведь не сказать «Я отрекаюсь». «Я рассказываю о Христе». Обвинение. Приговор. Расстрел. Преподобномученица Мария родилась в 1876 году, а преподобномученица Матрона – в 1882 году в Рязанской губернии в семье крестьян Наума и Платониды Грошевых. В молодости старец посоветовал девушкам идти в монастырь, а третьей сестре — замуж. В 1909 году сестры Мария и Матрона поступили послушницами в Александро-Мариинский монастырь, Мария проходила послушание портнихи, а Матрона – на монастырском хуторе. После закрытия монастыря сестры вернулись домой. В деревне все их любили за добрый характер. В 1931 году был арестован и приговорен к пяти годам ссылки в Казахстан местный священник. Председатель сельсовета, приехав в село с милиционерами с намерением храм разорить, стал требовать ключи от храма у старосты Василия Занина, но тот ключей не отдал, и милиция уехала ни с чем. В следующий раз милиция арестовала старосту, но он по дороге в Шатуру бросил ключи в снег, и их нашла, по предварительной договоренности с ним, сестра послушниц Пелагия. Послушницы тайно перенесли из храма в свою келью некоторые богослужебные предметы, спасая их от безбожников. Вскоре были арестованы священники всех окрестных храмов, в одном храме устроили завод по производству лимонада.

http://pravmir.ru/dopros-marii-i-matrony...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРИЯ И МАТРОНА Наумовны Грошевы (1876 и 1882, дер. Варюковка Егорьевского у. Рязанской губ.- 20.03.1938, полигон Бутово Московской обл.), преподобномученицы (пам. 7 марта, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), послушницы. Родные сестры, из крестьян. В 1909 г. поступили послушницами в Александро-Мариинский женский монастырь в дер. Евлево Егорьевского у. Рязанской губ. После закрытия обители в 1918 г. вернулись в дер. Варюковку, а затем поселились в церковной сторожке при храмах в честь Казанской иконы Божией Матери и во имя вмц. Параскевы в с. Туголес Егорьевского у. Рязанской губ. Здесь сестры подвизались в течение 20 лет. Они были алтарницами, просфорницами и уборщицами. Держали огород и подрабатывали рукоделием - изготавливали стеганые одеяла. После ареста в 1931 г. священника Казанско-Пятницкого прихода сщмч. Назария Грибкова и закрытия храма сестры тайно перенесли из него в свою сторожку некоторые богослужебные предметы, чтобы спасти их от поругания. Они стали посещать находившийся в 15 км от Туголеса храм во имя Казанской иконы Божией Матери в с. Петровском Шатурского р-на Московской обл., где служил прот. сщмч. Александр Сахаров . М. и М. убеждали женщин-крестьянок не оставлять молитвы и, не малодушествуя, отправляться вместе с ними на богослужение. В 1933 г. храм в Туголесе был вновь открыт, в нем служили вернувшиеся из заключения священники Георгий Колоколов и Назарий Грибков (с 1936). В нояб. 1937 г. оба священника, а также псаломщик мч. Петр Царапкин были арестованы, богослужение в храме прекратилось. С этого времени М. и М. остались единственными в округе «церковницами», кто могли читать Псалтирь по умершему родственнику, наставить в вере, в исполнении церковных правил и научить молиться. 26 февр. 1938 г. они были арестованы и заключены в тюрьму в Егорьевске. При обыске у них обнаружили церковные книги, кресты, чаши и ризы, хранившиеся со времени закрытия церкви. Сестер обвинили в «антисоветской деятельности, антиколхозной агитации и в совершении тайных богослужений». Они не признали себя виновными. 11 марта того же года Мария и Матрона были приговорены Особой тройкой при УНКВД по Московской обл. к расстрелу и перевезены в Таганскую тюрьму в Москве. Были казнены на полигоне Бутово и погребены там в безвестной общей могиле. Прославлены Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г.

http://pravenc.ru/text/2562140.html

Через неск. дней М. вместе с сестрой перевели в Таганскую тюрьму в Москве. 8 марта 1938 г. Особая тройка НКВД по Московской обл. приговорила их к расстрелу. Сестры были расстреляны на полигоне Бутово под Москвой и погребены в общей безвестной могиле. 21 авг. 2007 г. определением Свящ. Синода РПЦ имя М. было включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Арх.: ЦА ФСБ РФ. Д. Н-6656. Т. 3, 11; ГАРФ. Ф. 10035. Оп. 1. Д. 23851, 23852. Лит.: Мартиролог «Бутово». С. 211; Дамаскин. Кн. 5. С. 86-88. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: МАРИЯ И МАТРОНА Наумовны Грошевы (1876 и 1882 - 1938), послушницы, преподобномученицы (пам. 7 марта, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАРФА Степановна Коврова (1887-1938), послушница., прмц. (пам. 3 марта, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НАТАЛИЯ Васильевна Бакланова (1890-1938), послушница, прмц. (пам. 18 марта, в Соборе Кемеровских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НАТАЛИЯ Николаевна Ульянова (1889-1938), послушница, прмц. (пам. 9 марта, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, в Соборе Липецких святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АВГУСТА (Защук Лидия Васильевна; 1871-1938), схимон., прмц. (пам. 26 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГАФИЯ Крапивникова (1890 - 1937), прмц. Павлодарская (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНАСТАСИЯ (Камаева Анастасия Леонтьевна; 1879-1937), мон., прмц. (пам. 28 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АФАНАСИЯ (Александра Васильевна Лепёшкина; 1885 - 1931), прмц., игум. Зосимовой пуст. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГЕОРГИЙ Никитич Тимофеев (1880-1918), послушник, прмч. (пам. 28 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВДОКИЯ (Андрианова Евдокия Прохоровна; 1886 - 1942), мон., прмц. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/text/2562600.html

В начале 1930-х годов были разрушены шатровые главки Крестовоздвиженского собора, а позднее – и старинная монастырская колокольня. В обезглавленном Крестовоздвиженском храме устроили овощехранилище. Во время земляных работ кости из монастырских погребений выбрасывались на попрание прохожим. В мае 1931 года 23 монахини Брусенского монастыря были арестованы и осуждены сроком на 5 лет ИТЛ с заменой на высылку в Казахстан, откуда, отбыв эти сроки, опять вернулись в Коломну, поближе к родному монастырю. Но в конце 1937 – начале 1938 годов монашествующих ожидали ещё более суровые репрессии. Шесть монахинь Брусенского монастыря были приговорены к высшей мере наказания и расстреляны на Бутовском полигоне. Две из них, родные сёстры Мария и Матрона Грошевы, в 2000 году причислены Архиерейским собором к лику святых. Память преподобномучениц – 20/7 марта и в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских. 20 апреля 2005 года Священный Синод Русской Православной Церкви включил в Собор новомучеников и исповедников Российских ещё трёх монахинь, подвизавшихся в Успенском Брусенском монастыре в начале ХХ века и пострадавших в годы гонений. Это Анна Ивановна Степанова (монахиня Антонина), Мария Мартиниановна Журавлева (монахиня Нимфодора) и Вера Харитоновна Графова (монахиня Вера). Память преподобномучениц – 15/2 декабря и в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских. В годы гонений за Христа пострадали 28 мучениц и исповедниц Брусенского монастыря. Семь преподобномучениц брусенских были причислены к лику святых: Вера, Антонина, Мария, Ксения, Мария, Матрона, Анна. Икона с ликами новомучениц находится в ныне действующем старинном Успенском храме. В 1970 году, при подготовке к празднованию 800-летия Коломны, на территории Старого города были снесены все ветхие строения. Попали под снос и 30 деревянных домиков бывших монашеских келий Брусенского монастыря. Осталась чудом только одна, к северу от Крестовоздвиженского собора. Крестовоздвиженская церковь, которую закрыли еще раньше, лишилась своего пятиглавия и была обращена в овощехранилище. К середине 1980-х годов была осуществлена реставрация Успенского шатрового храма, ему возвращён вид XVI века, и в 1991 году в нём открыт филиал Коломенского краеведческого музея с выставкой «Шатровое зодчество Подмосковья». В 1989 – 1991 гг. в северном келейном корпусе был организован общественный музей художника К. Васильева, впоследствии Культурный центр «Лига».

http://sobory.ru/article/?object=00036

26 февраля 1938 года власти арестовали послушниц и заключили в тюрьму в городе Егорьевске. Арестовали с такой поспешностью, что не дали им толком одеться. – Скажите, – спросил следователь послушницу Марию во время допроса, – бывали ли случаи, когда вы вместе с Матроной Грошевой созывали к себе на дом колхозниц и устраивали у себя богослужения, особенно под религиозные праздники? – Таких случаев не было, – ответила Мария, – но бывали случаи, когда колхозники заходили к нам поспорить, поговорить о чем-либо или взять какую-нибудь вещь, необходимую для покойника, например покрывало. Я лично читаю Псалтирь над умершими. -Скажите, бывали ли случаи, когда вы ходили по домам колхозников и вместе с религиозной пропагандой занимались антисоветской деятельностью, направленной на срыв работы в колхозе? – Я специально для указанной цели по домам колхозников не ходила, но в отдельных случаях ходила в дома читать Псалтирь, но никакой подрывной работы против колхозов я не веду и против власти ничего не говорю. -Вспомните случай, происшедший в ноябре, когда вы вместе с сестрой Матроной Грошевой совершали в домах богослужение и высказывали свое недовольство советской властью, называя большевиков антихристами. – Этого я не помню, и случай антисоветских высказываний я отрицаю. -Вы говорите, что у себя на дому вы богослужений не совершали, а между тем при обыске в вашем доме были обнаружены церковные книги, кресты, чаши, ризы и другие принадлежности религиозного культа. Почему же вы не говорите истины? -Да, я подтверждаю, что у меня указанные предметы были обнаружены, но они принадлежат церкви, у меня хранятся с момента ареста священника и закрытия церкви, но ни я, ни моя сестра на себя выполнение обрядов не брали, за исключением чтения Псалтири. – Скажите, признаете вы себя виновной в антисоветской деятельности и агитации, направленной на подрыв советской власти и колхоза? – Нет, в этом я себя виновной признать не могу. Тогда же была допрошена и ее сестра Матрона. – Расскажите, чем вы сейчас, проживая при церкви села Туголес, занимаетесь? – спросил следователь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1919 г. в Б. м. провели обыск, в 1920 г. были закрыты церкви и часовня, обитель окончательно ликвидировали в 1922 г. В 1932 г. уничтожили шатровое пятиглавие Крестовоздвиженского собора, в 1939 г.- колокольню; почти все кельи были проданы частным лицам, но неск. сестер жили в мон-ре до 70-х гг. Часть инокинь переселилась в город, они работали санитарками в больнице, портнихами, прислуживали в незакрытых храмах. Монахинь Б. м. в 20-х гг. окормлял Коломенский еп. Феодосий (Ганецкий), в 1928-1931 гг.- Шлиссельбургский еп. Григорий (Лебедев) , сын монастырского свящ. А. Лебедева, проживавший на покое в Коломне. В мае 1931 г. 23 монахини были арестованы и сосланы в Казахстан, затем вернулись в Коломну. В 1937-1938 гг. были расстреляны мн. насельницы Б. м., в т. ч. преподобномученицы Мария и Матрона (Грошевы) , монахини Анна (Степанова) и Нимфодора (Журавлёва), стойко державшиеся на следствии, и мн. др. В 1985-1990 гг. в связи с 800-летием Коломны был отреставрирован Успенский храм, в к-ром в 1991 г. открылся филиал Коломенского краеведческого музея «Шатровое зодчество Подмосковья». В 1989-1991 гг. в сев. келейном корпусе начал работу общественный музей худож. К. Васильева (впосл. Культурный центр «Лига»). В эти годы были разобраны остатки колокольни и рухнувшая часть монастырской ограды, на территории обители устроили теннисные корты. В нарушение действующего законодательства отдельные здания были приватизированы, игуменский корпус продан. 3 окт. 1997 г. решением Свящ. Синода РПЦ в Б. м. возобновилась монашеская жизнь. 29 сент. 2002 г. Видновский еп. Тихон (Недосекин) совершил первое после открытия мон-ря архиерейское богослужение. К апр. 2003 г. обители переданы Крестовоздвиженский храм, зап. и сев. келейные корпуса, Успенская соборная ц., в Казанском и Златоустовском приделах к-рой совершаются богослужения. В мон-ре живут 5 монахинь и 5 послушниц, настоятельница - игумения Екатерина (Варфоломеева; с 26 дек. 2012). В мон-ре существует небольшой музей. Арх.: РГАДА. Ф. 237. Оп. 1. Д. 58. Л. 693-712 [опись 1701 г.]; Ф. 280. Оп. 3. Д. 693 [опись 1763 г.]; ЦГИА. Ф. 1399. Оп. 1. Ед. хр. 489 [План кон. XVIII в.]; Воспоминания прихожанки Успенского храма З. И. Ильиной//Материалы комнаты-музея Брусненского мон-ря.

http://pravenc.ru/text/153501.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прмц. Наталия (Ульянова). Фотография. 1938 г. Тюрьма. Москва Николаевна Ульянова (1889, г. Елец Орловской губ.- 22.03.1938, полигон Бутово Московской обл.), прмц. (пам. 9 марта, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, в Соборе Липецких святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), послушница. Из семьи столяра. В 1910 г. поступила в Новодевичий московский в честь Смоленской иконы Божией Матери монастырь , где пребывала, исполняя разные послушания, до его закрытия в 1922 г. После закрытия обители она, как и др. насельницы, осталась жить в одной из монастырских келий, к-рые были превращены властями в коммунальные квартиры. Была певчей и псаломщицей в неск. храмах Москвы. В 1930 г. она поступила на службу курьером и уборщицей в Московский городской банк. 10 марта 1938 г. была арестована и помещена в камеру предварительного заключения в 7-е отделение милиции Фрунзенского р-на Москвы. Ее обвиняли в том, что она была «враждебно настроена к существующему строю», говорила, «что в колхозах плохо живется и пользы в дальнейшем от колхозов не будет, что крестьяне голодают, раздеты и разуты». На допросе заявила: «Я среди населения Новодевичьего монастыря агитации, касающейся жизни колхозного крестьянства, не вела». Была расстреляна по приговору Особой тройки УНКВД по Московской обл. от 15 марта 1938 г. и погребена в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. 22 февр. 2001 г. определением Свящ. Синода РПЦ имя Н. было включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Д. 22770. Лит.: Мартиролог «Бутово». С. 352; Дамаскин. Кн. 6. С. 107-109; ЖНИР: Моск. Янв.-май. С. 219-221; ЖНИР. Март. С. 120-123. Архим. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: МАРИЯ И МАТРОНА Наумовны Грошевы (1876 и 1882 - 1938), послушницы, преподобномученицы (пам. 7 марта, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/2564722.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010