И вот, среди радостных ее помыслов, входит келейница старицы и говорит: «матушка, пришел какой-то полковой барин-казак и желает вас видеть: позволите принять?» – «Пригласи». Неизвестный, войдя в комнату, поклонился старице и сказал: «вы, Матрона Наумовна?» – «Я, батюшка», отвечала она. «Вы принимаете странников?» – «По милости Божией принимаю» – «Прошу же, помолитесь, матушка, за меня» и при этих словах руки незнакомца сунули что-то под скатерть. Когда он вышел из комнаты, Матрона Наумовна приказала келейной поднять скатерть и посмотреть, нет ли там чего? Под скатертью оказалась большая пачка ассигнаций, именно 1500 р. Слезы радости и благодарности снова полились из глаз добродетельной старицы. Добродетельная старица, как истинная христианка, всегда упражнялась в богомыслии и молитве то в церкви, то в самой келлии. Она каждое утро, после утренних молитв прочитывала по одной кафизме и к тому прибавляла акафист – в понедельник св. великомученице Варваре, на вторник св. Митрофану Воронежскому , в четверг св. Николаю Мирликийскому, в субботу Божией Матери, в воскресенье сладчайшему Иисусу. Последние два акафиста: Богоматери и Спасителю непосредственно читала сама старица неопустительно, а прочие – в известные дни читались, жившими при ней, девицами, посвятившими себя на служении Богу и ближним. В трудах телесных, как и в подвигах духовных Матрона Наумовна была неутомима и являла в среде своей высокий образец молитвы, труда, смирения и редкой искренней сострадательности к ближним. Плодом благочестия Матроны было ее христианское смирение. Между тем, добродетельная жизнь любвеобильной старицы сама собою, помимо ее ведома, привлекала к ней всеобщее уважение. Не только жители города и окрестностей, но и многие из приезжих в Задонск, светского и духовного звания, поставляли себе в обязанность посетить келлию старицы и насладиться ее поучительной беседой. Нередко даже знатные лица, привыкшие к лести, оставляя обычную гордость, приходили послушать старицу, всем искренно желавшую единого на потребу и всем в глаза говорившую правду.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Много слез пролила в это время Матрона, и то ей было особенно прискорбно, что источником ее страданий явилась ее же родительница. Один только Господь, не забывающий всех скорбящих, утешал ее в эту пору. В субботу на Фоминой неделе она увидела в сонном видении, как Спаситель сошел с Креста и вместе с Матерью Своей подошел к ней. У Спасителя на руках и ногах были от гвоздей раны, и из них текла кровь. Матрона приложилась к Его руке и, когда проснулась и отерла губы, то почувствовала, что на губах была кровь. Все ее тяжкие страдания тогда померкли перед страданиями и ранами Спасителя. Впоследствии при рассказе о страданиях Спасителя слезы сами собой лились из глаз Матроны. Много лет она лежала в родительском доме, терпеливо все перенося. Жители Анемнясева, зная о ее нелегкой жизни, относились к ней с глубоким сочувствием и со временем стали видеть в ней великую угодницу Божию и стали ее навещать с просьбами помолиться. Блаженная Матрона Анемнясевская, 1930 Ростом блаженная была как полуторогодовалый ребенок, девяносто один сантиметр. Она могла без посторонней помощи переворачиваться с боку на бок, шевелить руками, брать в руки небольшие предметы. Говорила она легко и свободно, всегда близко к тексту цитировала Священное Писание, пересказывала очень точно жития святых, любила петь церковные песнопения и канты. Весь Божий мир сосредоточен был для нее в стенах комнаты, она не могла ходить в храм, слышать, видеть и утешаться тем, чем могли утешаться другие, не могла она и общаться с теми, с кем, может быть, хотела, а только с теми, кто сам к ней приходил, да и тех она только слышала и, если могла видеть, то разве что духовным зрением. Весь внешний, доступный для нее физический мир был очень ограниченным и, казалось бы, бедным, но богатство ее внутреннего мира обогащало и утешало множество людей. Со временем все шире расходилась молва о блаженной Матроне, множество людей стали приходить к ней со своими скорбями, нуждами и болезнями. Эти посещения иногда принимали характер настоящих паломничеств, приходили уже жители не только окрестных мест, но и все более дальних. В конце концов эти посещения превратились в беспрерывный поток, который продолжался в течение пятидесяти лет, когда люди стали приходить к ней ежедневно, иногда по нескольку десятков человек в день, а иногда и до сотни. Великим постом в 1930 году в один день ее посетило сразу семьдесят человек. Матрона в это время сурово постилась, была сильно утомлена и уже не в состоянии была беседовать с приходящими. Но, не желая оставить пришедших без утешения, она поручила поговорить с ними близкой ей женщине, и по молитвам подвижницы никто в тот день не ушел не утешенным.

http://foma.ru/slepoy-povodyir-dlya-zrya...

Тогда монастырские старцы решились помочь ей: за двенадцать рублей ассигнациями они ей купили небольшую хибарку против монастырской стены. Только шесть человек могло в ней поместиться, и, как только одни выходили, другие входили. Иногда ей самой на ночь не оставалось места в хижине, и она просиживала всю ночь на пороге. Ей пришлось испытать неприятности от городничего, который велел забрать ее в острог, и ее били палками. Когда помогавшие ей старцы-иеромонахи умерли, она отправилась на богомолье в Соловки и в Киев, но затем снова вернулась к своему делу. Вскоре оно расширилось. Одни зажиточный задонский купец потерял любимого сына и решил в память его делать добрые дела. Он предоставил Матроне Наумовне нижний этаж своего дома, а ее келию перенес к себе во двор, чтоб она могла там уединяться для молитвы. Несколько девиц желали помогать Матроне Наумовне в ее деле и присоединились к ней, и дело призрения странников и убогих продолжалось на этих основаниях девятнадцать лет. Потом Бог помог завестись ей и своим домом. Однажды видела она во сне св. Тихона, который благословил ее, подал ей пшеничный хлеб и сказал: «Пора тебе, Матрона, самой быть хозяйкой!» При этом он указал к северной стороне монастыря и прибавил: «Вот и место, где ты должна устроитьдом для принятия странников и бедных». Это повторялось три ночи подряд. Она пошла на место, указанное во сне, и со слезами думала, как ей подступиться к этому делу. Тут какой-то человек подходит к ней и говорит, что он каменщик и предлагает начать стройку, а деньги получит с нее позже. Кроме того, в то же время она неожиданно получила от одного лица двести рублей ассигнациями. Множество нужных предметов отпускали Матроне Наумовне даром или в долг. Как-то скорбела Матрона Наумовна о том, что, возведя четыре стены, не на что крыть крышу. Тогда пришла к ней какая-то казачка и, уходя, оставила на ее кровати завернутую палочку вершка в три, которую во время разговора держала в руках. Женщины этой не могли разыскать, и на третий день, развернув палочку, Матрона Наумовна увидала, что это был столбик из золотых монет. На это она и накрыла крышу.

http://azbyka.ru/fiction/rajskie-cvety-s...

Кстати, именно тогда, после закрытия храмов и убийства священников, у нас появилось множество стариц, старчиков, Христа ради юродивых. У них просили совета, молитв, просили почитать над покойниками. С кем-то власти расправлялись и отправляли по этапу вслед за священниками, но искоренить явление им было явно не под силу. Святая блаженная Матрона Анемнясевская Как-то смотрел фильм о блаженной Матроне Анемнясевской. Так вот, когда уже в наши годы прозвучало предложение о её канонизации, кто-то сказал: «Зачем, неужели мало одной Матроны Московской ? Ведь в каждой деревне была своя Матрона». Нужно ли прославлять этих людей или нет, я не знаю, но то, что и в наших местах была своя собственная Матрона, это факт. После того, как замучили наших отцов, в деревне появилась юродивая Матрона. Никто не знал, откуда она пришла. Странную молодую девушку часто видели возле закрытой церкви, куда она приходила помолиться. У неё не было собственного пристанища, и жила она точно в соответствии с евангельскими словами, подобно птице, что не сеет и не жнёт. Деревенские по очереди принимали Матронушку в своих домах, кормили блаженную, одевали.  Ела девушка очень мало, никогда не носила тёплой одежды и обуви, даже зимой. Перед самой войной нищенку нашли мёртвой; сама она умерла, или кто помог — никто тогда не разбирался, закопали её у нас здесь же на кладбище и со временем забыли. Однажды, уже в наши дни, подходит ко мне одна старушка: — Батюшка, Матронушка наша деревенская просила её отпеть. Во сне пришла ко мне и говорит: «Меня же тогда так и не отпели. Просто похоронили и всё». — А что же она к тебе-то пришла? – интересуюсь. – Как же, батюшка, почитай, кроме меня, из прежних жителей во всей округе никого и не осталось. А я её ещё ребёнком знала. Тогда и отпел я блаженную заочно. Хотя заочное отпевание трудно назвать отпеванием по-настоящему, но тем не менее. От денег за отпевание Матронушки отказался, но месяц спустя бабушка принесла и подарила мне толстые вязаные носки: — Блаженная велела тебя поблагодарить, так что возьми.

http://pravmir.ru/chto-skazhet-solnce/

Матушка Матрона всю жизнь боролась за каждую приходящую к ней душу. Она никогда не сетовала, не жаловалась на трудности своего подвига. «Не могу себе простить, что ни разу не пожалела Матушку, хотя и видела, как ей было трудно, как она болела за каждого из нас, — вспоминала позже Зинаида Жданова. — Свет тех дней согревает до сих пор. В доме перед образами теплились лампады, любовь матушки и ее тишина окутывали душу. В доме были святость, радость, покой, благодатное тепло. Шла война, а мы жили как на небе». Матрона утешала, успокаивала болящих, гладила их по голове, осеняла крестным знамением, иногда шутила, порой строго обличала и наставляла. Она не была строгой, была терпима к человеческим немощам, сострадательна, тепла, участлива, всегда радостна, никогда не жаловалась на свои болезни и страдания. Матушка не проповедовала, не учительствовала, она вообще была немногословна. Давала конкретный совет, как поступить в той или иной ситуации, молилась и благословляла. Матрона учила предавать себя в волю Божию, жить с молитвой, часто налагать на себя и окружающие предметы крестное знамение: «Силою Честнаго и Животворящаго Креста спасайтесь и защищайтесь!» Советовала чаще причащаться Святых Христовых Таин. Учила любить и прощать старых и немощных: «Если вам что-нибудь будут неприятное или обидное говорить старые, больные или кто из ума выжил, то не слушайте, а просто им помогите». Лечиться у врачей матушка не отговаривала, даже наставляла, что лечиться нужно обязательно. Говорила, что тело — домик, Богом данный, при необходимости его нужно ремонтировать. Матушка говорила, что когда человек употребляет декоративную косметику, он портит и искажает образ человеческого естества, создает поддельную красоту, что ведет к развращению души. Матрона часто исповедовалась и причащалась. Непрестанная молитва и причастие помогали блаженной нести крест служения людям. Отчитывая бесноватых, молясь за каждого, разделяя в душе людские скорби, матушка так уставала, что к концу дня не могла даже говорить с близкими и только тихо стонала, лежа на кулачке.

http://patriarchia.ru/db/text/634098.htm...

А затем хожалка блаженной Пелагея вышла замуж за благочестивого юношу Василия, впоследствии принявшего священный сан. Так на некоторое время блаженная обрела покой в их доме на Ульяновской улице. Однако этот покой был недолгим – через несколько лет о. Василия Жаворонкова арестовали, и блаженной пришлось покинуть их дом, дабы не подвергать дополнительной опасности Пелагею. И вновь блаженная Матрона скиталась по квартирам – вместе с хожалками Татьяной и Дарьей жила она и на Пятницкой улице, и в Вишняковском переулке, на Татарской улице и в Царицыно. Опасаясь ареста, она по-прежнему переходила из дома в дом, и, хотя обычно она старалась покинуть очередное жилище, прежде чем до него доберется милиция, но были и другие случаи. Однажды пришедший милиционер все-таки застал блаженную на месте указанном в доносе. Но все это было промыслительно. Прямо с порога блаженная Матрона сказала ему: «Иди, иди скорей, у тебя несчастье в доме! А слепая от тебя никуда не денется, я сижу на постели, никуда не хожу». Изумленный таким приемом, милиционер поспешил домой. И действительно в то самое время у него в квартире начался пожар, и он едва успел спасти свою обгоревшую жену. После этого он даже заступался за блаженную перед своим начальством. Так на некоторое время блаженную оставили в покое. Но, несмотря на постоянный страх ареста, внешне жизнь блаженной Матроны текла однообразно: днем она принимала приходящих к ней людей, а по ночам – молилась обо всем мире. Подобно древним подвижникам, она никогда не укладывалась спать по-настоящему, а дремала, лежа на боку, на кулачке. В день блаженная Матрона принимала до сорока человек. Люди приходили со своими бедами, душевной и телесной болью. Она никому не отказывала в помощи, кроме тех, кто приходил с лукавым намерением, желая получить помощь в каком-либо непотребном или вовсе колдовском деле. Ибо, также как и в Себине, многие приходящие к блаженной видели в ней народную целительницу, которая в силах снять порчу или сглаз, а то и навести их. Также как и ранее, сама блаженная всячески противилась подобным слухам. Всех приходящих к ней она наставляла хранить православную веру и соблюдать Божии заповеди. Блаженная Матрона всегда скорбела о тех, кто забывал Бога. Известны случаи, когда, наставляя обращающихся к ней за помощью, она говорила, характеризуя их духовное состояние: «Они все кресты побросали, только ищут здоровья, чтоб им Бог дал».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Всякий раз, когда посещаешь святую обитель, мысль невольно обращается к подвигу жизни Матронушки. Она была слепой от рождения. Но разве она одна была слепа, и слепа от рождения? Почему она стала святой? Почему, еще когда она была жива, к ней приходили люди, просили молитв и получали просимое, а, кроме того, получали и вразумление? Ведь трудная судьба слепорожденного сама по себе еще не является залогом его святости. У слепорожденного человека очень ограничены возможности общения с миром. Личность оттачивается прежде всего в общении с другими людьми; через это общение мы получаем и радости, и скорби, и вдохновение, и разочарование. И если перечитаем заповеди Божии, то увидим, что и они связывают святость человека со способностью правильно выстраивать отношения с людьми. Именно через этот опыт общения с другими и формируется внутренний мир человека, так что люди становятся либо святыми, либо грешниками. У слепорожденной Матроны этот опыт был абсолютно ограничен, — она не могла участвовать в общении с людьми так, как это предполагают Божии заповеди. Почему же Матрона стала святой? Есть только один ответ: потому что, родившись слепой, она оказалась способной пережить этот крест и это страдание в соответствии с Божией заповедью и с Божиим законом, по примеру Самого Господа и Спасителя. Слепота не озлобила Матрону, не положила предел в ее отношениях с людьми, но, напротив, стала источником ее святости. Потому что самое, может быть, страшное страдание, какое только может выпасть на долю человека, — не видеть с рождения мир, не видеть людей — она претворила во внутренний мир души своей, в радость общения с Богом. И потому Матрона, к которой мы обращаемся с молитвами об исцелении наших недугов, является не только святой, обладающей особой силой предстательства пред Господом о всех нас. Она является примером того, как мы должны встречать трудности, которые появляются на нашем жизненном пути, которые попускает нам Господь. Разве можно сравнить страдания всех нас, даже тех, кто со скорбью приходит к гробнице святой праведной Матроны, с ее страданиями? Но мы плачем, мы ропщем на Бога, мы нередко возмущаемся, сравнивая себя с более здоровыми, более благополучными, более счастливыми. А Матрона никогда и ни с кем себя не сравнивала — она жила пред лицом Божиим, она чувствовала Его благодать и этой благодатью становилась сильной настолько, что творила чудеса.

http://patriarchia.ru/db/text/4391389.ht...

Посетители приносили Матроне в знак благодарности различ­ные пожертвования, но пока она жила у родителей, она не мог­ла ими пользоваться, так как отец отбирал все приношения, вы­менивая их затем на табак и водку. Тяжело было переживать это Матроне, потому что, страдая сама, она желала бы помочь нуж­дающимся, а здесь к ее скорби добавлялась новая скорбь – не на доброе дело шли эти пожертвования. После смерти родителей хозяином дома стал брат Матроны Сергей, но и при нем блаженной жилось не лучше, и в конце кон­цов Матрона стала жить вместе с незамужней сестрой Дарьей в небольшом домике, выстроенном для нее почитателями. Однако и с сестрой ей было жить нелегко, так как та смотрела на нее ис­ключительно как на средство наживы, отбирая все, что ей прино­сили, и почти не заботясь о ней. Подвижница лежала круглые сутки в небольшой комнатке в детской кроватке, задернутой пологом. Летом, когда в избе ста­новилось душно, ее выносили в прохладные сени, и там она на­ходилась до наступления зимы; несмотря на наступавшие холода, она никогда не просила, чтобы ее перенесли в избу, все терпеливо перенося. Родные, за исключением сердобольного и любившего ее племянника, не обращали на ее положение никакого внимания и переносили ее в избу лишь тогда, когда уже посторонние на­чинали им замечать, что далее в сенях лежать невозможно, что и скотину Господь заповедал жалеть, а они к беспомощному чело­веку безжалостны. Как-то в октябре, когда Матрона лежала в се­нях, пошел ливень, который пробился сквозь кровлю и пролился на нее ледяными ручьями; она промокла до нитки, а к утру ударил морозец, отчего одежда на ней обледенела и стала как панцирь. Только тогда сестра сжалилась над ней и перенесла в избу, за что Матрона искренне была ей благодарна. Посещавшие ее в эти осенние холода люди безмерно удивлялись ее терпению и смире­нию и спрашивали, не холодно ли ей. Но она всегда отвечала на это, что нет, не холодно, и протягивала руку, чтобы спрашиваю­щий сам смог убедиться, что рука у нее теплая.

http://fond.ru/kalendar/555/matrona/

Блаженная Матрона – Это Матронушка через вас помогает! – Это Господь помогает по молитвам Матронушки. Здесь Матрона хозяйка и все управляет, как надо и полезно для человека. Без Бога ни я, ни другой человек ничего не сделал бы. На выставке один монах сказал мне: «Сиди на месте и получишь двести». Я поняла эти слова так, что мне нужно быть постоянно в приюте. Но в настоящий момент это не всегда получается, так как постоянно приходится искать средства для обеспечения приюта и выступать на конференциях и совещаниях. – В чем особенность вашего приюта? – Наш приют уникален тем, что он полностью работает по принципу самоуправления и самообслуживания. Все живут как в большой семье, все по графику трудятся на благо приюта и тем самым адаптируются и социализируются. Мы принимаем женщин с детьми любого возраста, беременных, которые, несмотря на сложную жизненную ситуацию, хотят сохранить своих детей и семью. Наши мамочки, у которых нет жилья или иная сложная ситуация, находятся у нас от трех месяцев и дольше, пока им нужна помощь, пока они не встанут на ноги. При этом помимо крова они получают все самое необходимое, включая питание и одежду. Однажды одновременно в нашем приюте жило 150 человек, среди них 51 ребенок. 31 малышу не было и трех лет. – Как вам удается размещать столь большое количество подопечных? – Приют находится в здании бывшего профилактория площадью 1200 квадратных метров. Заброшенное пустующее здание нам безвозмездно передала в пользование глава администрации Белокалитвинского района О.А. Мельникова. В мою мечту поверил мой муж. Ради этого он оставил и свой прежний дом, и работу. Мы сняли домик неподалеку от приюта. Муж сам делал многие хозяйственные и строительные работы, благодаря этому в приюте появилась котельная. Добыть котел получилось чудом. Для нашего здания он должен был быть огромным, так как длина нашей теплотрассы – 450 метров! Стоил он 313 тысяч. И пяти минут мы с батюшкой не были в офисе фирмы, которая производит эти котлы, как ее руководитель, увидев в нашем проекте свой котел, прервал нас: «О, так это мой котел. Ну, так я вам его подарю!» Вот какие чудеса бывают!

http://pravoslavie.ru/91268.html

К ней обращались за молитвенной помощью, за утешением, за облегчением в скорбях душевных и телесных. Но часто приходя­щие, что-то прося для себя, сами отступали от истины. Просили о помощи и даже о чуде, а сами попускали себе греховные поблаж­ки. Прими такого с любовью и не обличи, так он и не вспомнит свой грех; поэтому таких, чтобы обратить их внимание на совер­шаемые ими проступки, Матрона принимала иной раз с нарочи­той суровостью. «Пришла я к Матреше утром, сижу у нее, никого еще нет, – рассказывала одна из ее посетительниц. – Смотрю в окно, идет старушка, я и говорю: – Старушка идет. – Ну что ж, пусти, – отвечает Матреша. Отпираю дверь, входит старушка и говорит: – Здравствуй, Матреша. – Здравствуй. Ну, что ты пришла? – У меня ужасно как голова болит. – Да пусть она у тебя еще больше болит! – Да что ты, матушка. Я ведь к тебе ходила, и ты меня принимала. – Ну что ж, что я тебя принимала, а голова-то у тебя пусть болит, да чтобы отвалилась, вот чтобы как болела! Иди, иди от меня, иди. – Да ты бы хоть водички-то святой дала. – Нет тебе ничего! Иди и уходи, и уходи, и уходи! Старушка вынуждена была направиться к двери. Провожая ее, я спросила: – Скажи, бабушка, чем ты согрешила, что Матреша так прово­дила тебя? – Ой, матушка, ведь я пост соблюдать перестала, – сказала старушка и горько заплакала». Одна женщина часто приходила жаловаться Матроне, что в настоящее время очень трудно соблюдать посты, так как пост­ное масло стало дорого стоить. Матрона долго молчала, тер­пела и, наконец, сказала ей на все ее жалобы: «Масло удеше­вить можно: первую, четвертую, Страстную недели не ешь с маслом, не ешь в среды и пятки, вот оно, масло-то, и дешевле обойдется». Не удовлетворяясь постами, блаженная Матрона старалась то­мить свою плоть и иначе. Одна из близких к ней посетительниц рассказывала, что она иногда мочила голову холодной водой, от­крывала плечи и шею и так лежала, пока вся не посинеет от холо­да. «Другие же страдают, – говорила она, – зябнут и мерзнут на холоде, и мне тоже нужно померзнуть».

http://fond.ru/kalendar/555/matrona/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010