Направление, представленное Евангелием царицы Млке (Venez. Mechit. 1144, до 862 г.) и Евангелием Таргманчац (Baltim. 537, 966 г.), характеризуется классицистическим стилем, ориентирующимся на александрийские образцы. К символическому линейному стилю, составляющему основное направление развития рукописного искусства, примыкают миниатюры круга Эчмиадзинского Евангелия (напр., Матен. 9430, 10517; Venez. Mechit. 697; Второе Эчмиадзинское Евангелие (Ierus. Arm. 2555), Х в.). Третью группу составляют рукописи с миниатюрами примитивного стиля (напр., Матен. 6202, 7739, 7735, 5547, Х в.). Храм Гроба Господня (темпьето). Миниатюра из Второго Эчмиадзинского Евангелия (Ierus. Arm. 2555. Fol. 7) Храм Гроба Господня (темпьето). Миниатюра из Второго Эчмиадзинского Евангелия (Ierus. Arm. 2555. Fol. 7) Иллюстрации IX-X вв. располагаются в начале книги в 1-й тетради и представляют собой канонический ряд символических миниатюр. Послание еп. Евсевия Кесарийского и каноны согласия обрамлены в форму триумфальной арки, заполненной богатым декором, окруженной птицами, животными и деревьями. Они называются хоранами (арм.- арка, алтарь, купольный храм, небесный свод) и имеют значение входа в Евангелие. Символику цвета и изобразительных элементов хоранов подробно раскрывают «Толкования хоранов» Степаноса Сюнеци (VIII в.), католикоса Нерсеса Шнорали (XII в.) и др. арм. авторов. За хоранами следует изображение храма Гроба Господня (темпьето) или креста на ступенчатом постаменте, затем жертвоприношение Авраама, Богоматерь с младенцем и портреты евангелистов. В Евангелии Таргманчац парные портреты евангелистов расположены перед каждым из Благовестий, впервые художественно выделен заглавный лист, встречаются маргинальные украшения в виде птиц, растительных и геометрических мотивов. В рукописях 1-й пол. XI в. из Вел. А. (напр., Матен. 4804, 1018 г.; Матен. 283, 1033 г.; Матен. 6201, 1007 г.; Venez. Mechit. 887, 1007 г.) и сер. XI в. из М. А. (напр., Ierus. Arm. 3624, 1041 г.; Матен. 3723, 1045 г.; Матен.

http://pravenc.ru/text/76104.html

Христины - Vat. Ms. Reg. gr. 1, X в.). Она состояла из 2 томов (сохр. 1-й). Цикл из 18 листовых миниатюр открывается ктиторской композицией, где изображен заказчик, подносящий книгу Богоматери, молитвенно ходатайствующей за него ко Христу. Композиции помещены в рамки с шрифтовым декором и иллюстрируют библейские книги - от кн. Бытие до Псалтири. Исцеление двух слепцов из Иерихона. Миниатюра из Синопского Евангелия. VI в. (BNF. Suppl. Gr. 1286. Fol. 10 v) Исцеление двух слепцов из Иерихона. Миниатюра из Синопского Евангелия. VI в. (BNF. Suppl. Gr. 1286. Fol. 10 v) Иллюминированные Б. в XIII-XIV вв. создавались в скрипториях Киликийской Армении, пережившей в этот период подъем в области искусства книжной иллюстрации. Киликийская миниатюра отличается необычайным богатством орнаментики (Jerus. Arm. 1925, 1269 г.; Матен. 375, 1270 г.; Библия царя Гетума II - Матен. 180, 1295 г.). Сохранилось неск. подписных и датированных манускриптов, украшенных Саркисом Пицаком (Venez. Mechit. 1508, 1319 г.; Матен. 2627, 1338 г.), Торосом Таронаци (Матен. 353, 1317 г.; Библия Есаи Нчеци - Матен. 206, 1318 г.; Venez. Mechit. 1107, 1332 г.), Авагом (Библия 1314 г. с миниатюрами 1358 г.- Матен. 6230). Рукопись первой слав. Геннадиевской Библии украшена одной заставкой с растительным орнаментом и включенным в нее изображением пишущего прор. Моисея. Однако библейская история имела развитую иконографическую традицию в миниатюрах Палей , Псалтирей, Христианской топографии Космы Индикоплова, хроник (Троицкий список Хроники Георгия Амартола, Ватиканский список Хроники Константина Манассии), синодиков и шестодневов, Хронографов . Наиболее полно иллюстрации ветхозаветного цикла представлены в хронографической части Летописного лицевого свода (более 2 тыс. миниатюр), созданного в 70-х гг. XVI в. В 1-м т. содержатся 7 книг из Восьмикнижия (ГИМ. Муз. 358), во 2-м - книги Руфь, Царств, Есфири и Товита (БАН. 17.17.9). Богатством библейских сюжетов отличается также лицевой Хронограф редакции 1512 г. в списке кон.

http://pravenc.ru/text/209475.html

Св. Прохор. Миниатюра из Евангелия. 1292 г. (Матен. 2848) Творчество М. связано с мон-рем Нораванк , где он, согласно хронологии подписанных им произведений, в начале своего творческого пути писал и иллюстрировал рукописи, затем возводил хачкары , а в последние годы жизни строил церкви, украшая их рельефами. Как художник он является одним из видных представителей Гладзорской школы арм. миниатюры. Впервые его имя встречается в иллюстрированном им хоране рукописи 1283-1284 гг. из Гладзора (Вена. Конгрегация Мхитаристов в Вене. N 571), переписанной для ректора Нерсеса Мшеци. Следующая по времени рукопись, подписанная М.,- Евангелие 1292 г., созданное в мон-ре Нораванк для братьев священников Ованнеса и Тадеоса (Матен. 2848). Рукопись украшена (помимо маргиналий и заставок) выходными миниатюрами перед каждым Евангелием (образ ап. Матфея не сохр.), уникальными не только по составу изображений, но и по иконографии, редкой для арм. искусства рукописной книги. Характерный для визант. искусства, а также встречающийся в киликийских рукописях портрет ап. Марка, пишущего под диктовку ап. Петра, появляется в книжном искусстве Вел. Армении только с этой рукописью, т. е. в 1292 г. Уникальна по своей иконографии миниатюра перед Евангелием от Иоанна, на которой представлен только св. Прохор, без своего учителя ап. Иоанна, под чью диктовку он записывал евангельский текст. Св. Прохор представлен бородатым, что является характерной чертой его иконографии в арм. миниатюре с кон. XIII в. В 1302 г. М. закончил работу над минитюрами НЗ для Лекционария (см. Манукян ) (Матен. 6792). Эта рукопись также известна как «Евангелие войны»; она была переписана Ованнесом Орбелом для митр. Степаноса Сюнеци (Орбеляна). Размеры рукописи очень малы (12×8,5 см), при этом она богато украшена: всего 12 лицевых миниатюр праздничного цикла («Благовещение», «Рождество Христово», «Введение во храм», «Крещение», «Преображение», «Вход в Иерусалим», «Омовение ног», «Распятие», «Положение во гроб», «Воскресение», «Вознесение», «Сошествие Св. Духа»), портреты ап. Иоанна и св. Прохора, апостолов Петра и Иакова, заставки и маргиналии. Миниатюры оформлены согласно традициям древней иконографии с использованием новых черт, характерных для искусства Сюника нач. XIV в. В ряде композиций присутствуют уникальные особенности: напр., в «Благовещении» представлена сцена у источника, согласно апокрифическому преданию; в «Рождестве Христовом» Иосиф показан в центре композиции как главное действующее лицо. Позолоченные следы печатей Орбелянов сохранились на заглавном листе Евангелия от Иоанна. Подобные печати, указывающие на принадлежность рукописи, сохранились и в 4 др. манускриптах, заказанных представителями этого рода.

http://pravenc.ru/text/2564088.html

Рельеф на фронтоне входа в башню верхней крепости Левона представляет некоего правителя (прежде считалось, что это кор. Левон I), сидящего по-восточному между 2 львами. На киликийских монетах царь Хетум II (кон. XIII - нач. XIV в.) был представлен в такой же позе. Монеты Левона I и Хетума I (XIII в.) с изысканным рисунком имеют нек-рые общие черты с монетами крестоносцев; в свою очередь они повлияли на продукцию монетных дворов соседних с К. А. сельджукских гос-в. Ювелирное искусство В сер. XIII в. по приказу гос. властей старая церковная утварь была переплавлена, в связи с этим до нас дошли лишь единичные примеры изделий, созданных до этого периода. Центрами ювелирного искусства были Ромкла, Скевра, Сис. Значительными по важности являются серебряные изделия, хранящиеся в ГЭ: чаша XII в., найденная в с. Вильгорт (Пермский край), и серебряный ковш XIII в. с именем Шахука, обнаруженный в Бердянске (Запорожская обл., Украина). Евангелие 1248 г. с миниатюрами худож. Киракоса (переписчик Вардан?) украшает серебряный оклад 1254 г., заказанный еп. Степаносом. На одной стороне оклада изображен Христос на троне с символами евангелистов по краям, а на другой - «Распятие» с погрудными образами Богородицы, св. Иоанна Крестителя, 2 архангелов, 4 евангелистов и 8 апостолов. В 1255 г. в Ромкле по заказу католикоса Костандина I Бардзрабердци был создан серебряный оклад Евангелия 1249 г., иллюминированного Киракосом (Матен. 7690). На одной стороне оклада изображен Спаситель с предстоящими Богородицей и св. Иоанном Крестителем, на другой представлены образы 4 евангелистов в рост, созданные на основе иконографии арм. миниатюр. С окладом 1254 г. имеет иконографическое сходство серебряный оклад Зейтунского Евангелия 1256 г., украшенного Торосом Рослином (Матен. 10450). На нем изображено «Распятие» с погрудными образами Богородицы и 2 архангелов. С этими окладами сходен и серебряный складень-реликварий (ГЭ) из мон-ря Скевра, выполненный по заказу его настоятеля Костандина в память арм. воинов, погибших во время захвата Ромклы мамлюками в 1292 г. На нем - апостолы Фаддей, Варфоломей, свт. Григорий Просветитель, полководец Вардан Мамиконян, кор. Хетум II, также представлена сцена «Благовещение». Это единственный известный памятник из серебряной мастерской Скевры. В кон. XIX в. среди произведений из К. А. упомянуты золотой реликварий, созданный в 1293 г. по заказу Хетума II, и «Чаша Левона» (не сохр.). Со скеврским складнем-реликварием и с др. произведениями XIII в. имеет сходство серебряный реликварий свт. Николая в форме десницы (длани), который был реставрирован в 1325 г. (Antelias, Armenian Catholicosate of the Great House of Cilicia).

http://pravenc.ru/text/1684612.html

обычно либо ортодоксально, либо близко к содержанию больших Д. а. а. (докетизм, энкратизм, полиморфизм Христа), но оно по значению в тексте отходит на 2-й план, акцентируется сюжетная интрига, и чем позднее написан текст, тем заметнее это становится. В нек-рых текстах наряду с яркими и фантастическими образами сохраняется скрытое богословское содержание (напр., докетическое в «Деяниях Андрея и Матфия»). Подобная лит. направленность малых Д. а. а. дает намного меньше оснований видеть в тексте реальное предание о деятельности того или иного апостола, чем в больших Д. а. а. Большинство малых Д. а. а. было написано между IV и VII вв. в разных регионах христ. мира, преимущественно на Востоке. Благодаря ортодоксальному богословскому содержанию мн. малые деяния дошли до нас в первоначальном виде (напр., «Деяния Филиппа», «Деяния Петра и Павла», «Деяния Андрея и Матфия») и пользовались нередко большей популярностью, чем их старшие собратья, что доказывает количество сохранившихся рукописей. Впрочем, они также подвергались переработкам в основном в сердневизант. эпоху, как авторским (Никита Давид Пафлагон, блж. Симеон Метафраст), так и анонимным. Подробнее см. статьи Андрея и Матфия деяния , Андрея и Филимона деяния , Павла и Андрея деяния , Петра и Андрея деяния . Д. а. а. в церковном Предании Наибольшим авторитетом Д. а. а. пользовались в ранней Церкви (II-IV вв.). Об этом свидетельствует не только их распространение, но и включение нек-рых из них в состав рукописей НЗ (напр., «Мученичество Павла» входит в состав ркп. Chicago. Jesuit-Krauss-McCormick Lib. Gruber. 152, IX-X вв.; «Жития апостолов» - в Taurin. B V. 8, XIII в.; в стихометрическом каталоге канонических книг из кодекса Claromontanus (Paris. gr. 107, 107 AB, VI в.) между «Пастырем» Ерма и «Апокалипсисом Петра» упом. «Деяния Павла» объемом 3560 строк, что существенно больше объема канонических Деяний святых апостолов). В каноне новозаветных книг Армянской Церкви встречаются «Успение Иоанна» (список Григора Татеваци (1344?-1409) - Матен. 1270, 1292, 1805, 1860) и «Мученичество Павла» (Матен. 1270, 1292).

http://pravenc.ru/text/171796.html

979) Неподвижный годовой круг с 1924 г. ведется по григорианскому календарю (кроме Иерусалимского Патриархата и епархий Грузии, Нового Нахичевана, юга России (Сев. Кавказ и Астрахань), Греции и др., по-прежнему придерживающихся юлианского календаря). К неподвижным праздникам относятся: Богоявление ((?) [Астуац " айайтнут‘иун], 6 янв., имеет попразднство в 9 дней), Обрезание Господне , или Наречение имени (на 8-й день после Богоявления - 13 янв.), Сретение Господне , или Принесение во храм (40-й день после Богоявления - 14 февр.), и Богородичные праздники: Благовещение (за 9 месяцев до Богоявления - 7 апр.), Рождество Богородицы (8 сент.), Введение во храм Пресв. Богородицы (21 нояб.) и Зачатие св. Анной Пресв. Богородицы (9 дек.). Праздник Богоявления включает в себя воспоминания Рождества Христова , Крещения и вообще всех событий земной жизни Спасителя до Его выхода на проповедь, дата его празднования, 6 янв., соответствует церковной традиции III-IV вв. Праздники Благовещения и Сретения известны в Армении с V в., Зачатия и Рождества Богородицы - с XIII в., Введения - только с XVIII в. Крещение Господне. Миниатюра из Евангелия. Мастер Торос Таронаци. 1323 г. (Матен. 6289. Л. 18) Крещение Господне. Миниатюра из Евангелия. Мастер Торос Таронаци. 1323 г. (Матен. 6289. Л. 18) С 440 г. (приблизительно) праздник Рождества Христова стал отмечаться отдельно от праздника Богоявления (25 дек.). Ок. 482 г., при католикосе Ованнесе Мандакуни, празднование Рождества Христова, как и в Иерусалиме в древности, было вновь соединено с Богоявлением. В кон. VI в. в подвластных Византии областях Армении был введен порядок отдельного совершения этих праздников, при имп. Ираклии этот обычай стал обязательным для всей Армении. Однако на Соборе в Маназкерте (724-725) под председательством католикоса Ованнеса Одзнеци ААЦ вернулась к старой дате празднования - 6 янв. Подвижные праздники вне пасхального круга Кроме указанных выше в ААЦ есть еще 2 Богородичных праздника, присутствовавших в ранних арм.

http://pravenc.ru/text/Армянский ...

и изданной в К-поле в 1782 г. В ней Л. С. упомянут трижды. В разд. «О приделе сотника Лонгина» подробно описан этот придел в храме Гроба Господня, принадлежавший сначала эфиопам, а затем переданный грекам; излагается история Л. С. ( Ованнес Ганна. 1782. С. 44). В разд. «О капелле Разделения риз» рассказывается, что в ней хранились 4 части ризы Спасителя, тогда как о нешвенном хитоне был брошен жребий (Ин 19. 23-24). Между этой капеллой и приделом Л. С. было место длиной в 25 шагов, где находилась арочный проем со ступеньками, одна из дверей храма Гроба Господня. Когда-то, по словам автора, это место было завалено большим камнем и заделано известью, а сейчас, уточняет автор, камня и риз нет. «Это место принадлежит нам (армянам.- Авт.), и мы каждую пятницу отслуживаем молебен Христу, и там горят 5 неугасимых лампад» (Там же. С. 45). В конце книги приводится «Список святых мест святого города Иерусалима», в к-ром упомянут и придел Л. С. (Там же. С. 143). В средневек. арм. миниатюрах Л. С. обычно изображается стоящим по правую сторону от Креста, как один из праведников, в то время как Стефатон - воин, давший Господу уксус вместо воды, представлен слева от Распятия, что отражает символические достоинства правой (солнце, копье, олицетворение Церкви) и левой (луна, трость с губкой, олицетворение синагоги) сторон Креста. Более того, в отличие от Л. С. Стефатон, по примеру изображений Иуды, всегда представлен в профиль, с искаженным лицом. Иногда Л. С. тоже изображается в профиль с выражением ужаса на лице, т. е. показан тот момент, когда сотник еще не уверовал во Христа (Матен. 6201. Ованнес Ганна. 1782. Л. 7 об., 1038 г.; 7736. Л. 19 об., XI в.; 2744. Л. 6, 1305 г.). Есть серия миниатюр, в к-рых капли из потока крови, хлынувшего из раны Спасителя, падают и на лицо Л. С., что символизирует спасение и прозрение через кровь Христа после удара копьем (напр., Евангелие XV в. из Эчмиадзина Матен. 69. Л. 15 об.). Ист.: Книга сия повествует о Страстях Христовых, понесенных Им перед Понтием Пилатом, судьей Иудеи, и первосвященниками Анной и Каиафой, сказанная блаженным Иаковом, братом Господа. К-поль, 1710. С. 113-116 (на арм. яз.); Ованнес Ганна. Книга истории св. и великого града Божьего Иерусалима и св. мест Господа нашего Иисуса Христа. К-поль, 1782 (на арм. яз.); Авгерян М. Полное собрание житий и мученичеств святых. Венеция, 1813. Т. 7. С. 319-361 (на арм. яз.); Всеобщая история Степаноса Таронского, Асолика по прозванию, писателя XI ст./Пер. с арм. и объяснена Н. Эминым. М., 1864; Хроника патриарха Михаила Сирийца. Иерусалим, 1870 (на арм. яз.); Всемирная история Степаноса Таронеци Асолика/Ред.: С. Малхасянц. СПб., 1885 (на арм. яз.); Сокровищница арм. старого и нового письменного наследия//Апокрифы Нового Завета. Венеция, 1898. Т. 2. С. 375-377 (на арм. яз.); Гарегин I (Овсепян), католикос. Колофоны рукописей. Антилиас, 1951. Т. 1 (на арм. яз.); Матфей Эдесский. Хронография/Под ред. Гр. Бартикяна. Ереван, 1991 (на арм. яз.).

http://pravenc.ru/text/2110712.html

христиане получили чудесное избавление от чумы. Арм. католикос Нерсес Шнорали в письме визант. имп. Мануилу I Комнину упоминает сир. обычай и приписывает учреждение Начального поста св. Григорию Просветителю, связывая его с 5-дневным постом наказанных Богом царя Трдата и его вельмож, после к-рого последовало их исцеление ( Троицкий. С. 216-217). Согласно комментариям на Лекционарий хореп. Григора Аршаруни, этот пост был посвящен 5 ветхозаветным патриархам и начинался, по-видимому, в субботу (Bodl. Arm. E. 17. Fol. 299; Conybeare. P. 515-516). В визант. богослужебных книгах упоминается, что в седмицу после Недели о мытаре и фарисее «          », и практике нехалкидонитов противопоставляется запрет на пощение в эти дни (Триодь Постная. Л. 9-9об.). Воскрешение Лазаря. Миниатюра из Евангелия. Мастер Авак. XIV в. (Матен. 212. Л. 278 об.) Воскрешение Лазаря. Миниатюра из Евангелия. Мастер Авак. XIV в. (Матен. 212. Л. 278 об.) Великий пост начинается 2 неделями позже и продолжается 7 недель, включая в себя и праздник Входа Господня во Иерусалим , и Святую неделю (т. е. Страстную седмицу). Последняя насчитывает 8 дней - от Лазаревой субботы до праздника Положения во гроб (Великой субботы) и включает воспоминание сотворения мира в Великий понедельник и гибель Содома в Великую среду . Вероятно, в древности в Великий четверг приносилась жертва - пасхальный агнец , к-рого съедали в тот же день на трапезе, косвенно это подтверждается существованием рукописного сборника из свидетельств святых отцов и древних церковных писателей, составленного ок. 1170 г. в мон-ре Ахпат с целью доказать, что Тайная Вечеря началась со вкушения пасхального агнца. Позднее жертва и трапеза стали совершаться на сам праздник Пасхи; в XII в. подобный обычай существовал и в Риме ( Conybeare. P. 513-514). Пасха ( [Затик]) празднуется 39 дней, Вознесение - 10 дней. Пятидесятница - 7 дней, через 5 недель после этого начинается пост перед праздником Преображения. Преображение ( [Айлакерпум]), приходящееся на 14-е воскресенье после Пасхи, 7-е после Пятидесятницы, празднуется 3 дня и завершает пасхальный круг.

http://pravenc.ru/text/Армянский ...

Лев VI подает кинжал имп. Василию I. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XII в. (Matrit. gr. 26. Fol. 105) [Греч. Λων ο Σοφς; Философ] (19.09.866, К-поль - 11.05.912, там же), визант. имп. (с 29 авг. 886), ученый, юрист, писатель; представитель Македонской династии Л. М.- старший сын Василия I Македонянина , патрикия и придворного паракимомена (император в 867-886), и его 2-й жены Евдокии Ингерины. Л. М. был крещен свт. Фотием I , патриархом К-польским. Поскольку Евдокия состояла в незаконной связи с имп. Михаилом III, Василий подозревал, что Л. М. мог быть сыном Михаила, и относился к ребенку холодно. Слухи о незаконном происхождении Л. М. сопровождали его всю жизнь и отразились в нек-рых визант. исторических сочинениях, а также существенно повлияли на политику в период его правления. Спустя неск. лет после того, как 23 сент. 867 г. Василий I был провозглашен императором, его соправителями стали оба его старших сына: Константин (род. от 1-го брака с Марией ок. 859) был коронован ок. 868 г., Л. М.- 6 янв. 870 г. Кроме них у имп. Василия и Евдокии Ингерины родились также Стефан I (в 867; патриарх К-польский в 886-893) и Александр (ок. 870; император в 912-913). После смерти царевича Константина 3 сент. 879 г. Л. М. стал единственным офиц. наследником престола. Тем не менее отношения Л. М. с имп. Василием оставались натянутыми. При дворе сформировались партии сторонников Л. М. и Василия, к-рые стремились оказать услуги и тому и другому и участвовали в заговорах. Так, в 885 г. был раскрыт заговор доместика Иоанна Куркуаса и 66 др. знатных лиц, намеревавшихся свергнуть Василия и передать власть Л. М. Последовали казни. Вероятно, в нач. 886 г. придворный Феодор Сантаварин донес имп. Василию, что Л. М. якобы собирается убить отца и для этого прячет нож за голенищем сапога. На охоте имп. Василий попросил у Л. М. нож, и Л. М. действительно достал нож из сапога. Разгневанный император посчитал это доказательством вины Л. М., взял сына под стражу, заточил во дворец и собирался ослепить его, но придворные отговорили Василия от этого. 20 июля 886 г. Л. М. был освобожден, а 29 авг. имп. Василий получил травму на охоте и умер; вся полнота власти василевса перешла к 20-летнему Л. М. При этом на протяжении всего правления он разделял титул василевса со своим братом Александром, к-рый официально считался его соправителем, хотя влияния на ход дел не имел.

http://pravenc.ru/text/2463289.html

Святые Мефодий и Константин прибыли в Рим с мощами святого Климента. 867–877 Святой Игнатий, патр. Константинопольский (вторично). 867–886 Имп. Василий I Македонянин. Кончина в Риме святого Константина, в монашестве Кирилла. Святой Мефодий посвящен во архиепископа Моравии и Паннонии и отправлен на кафедру. 869–870 Утверждение восточного христианства в Моравии (проповедь святителя Мефодия). Кн. чешский Боривой и его супруга Людмила приняли крещение от святителя Мефодия. 877–886 Фотий, патр. Константинопольский (вторично). Олег, кн. киевский. Кончина равноапостольного Мефодия, архиепископа Моравского. Его ученики и около двухсот священников были изгнаны из Моравии. Часть их по приглашению царя болгарского Бориса переселилась в Болгарию для утверждения богослужения на славянском языке. 886–893 Святой Стефан I, патр. Константинопольский. 886–912 Имп. Лев VI Мудрый. 912–913 Имп. Александр. 893–901 Святой Антоний II Кавлей, патр. Константинопольский. 912–925 Николай I Мистик, патр. Константинопольский. Евфимий II, патр. Константинопольский. 912–925 Николай I Мистик, патр. Константинопольский (вторично). Игорь Рюрикович, кн. киевский. 920–944 Имп. Константин VII Багрянородный. Имп. Роман I Лакапин. 925–928 Стефан II, патр. Константинопольский. Папа Иоанн Х безуспешно пытался остановить распространение славянского богослужения в хорватских землях. 928–931 Святой Трифон, патр. Константинопольский. 933–956 Феофилакт, патр. Константинопольский. Договор кн. киевского Игоря с греками: при заключении договора князь и язычники из его дружины клялись Перуном, а дружинники-христиане присягали в храме пророка Илии. ок. 945–960 Святая Ольга, кнг. киевская. Кончина святого Андрея Юродивого, славянина из Новгорода, подвизавшегося в Константинополе. 956–970 Полиевкт, патр. Константинопольский. ок. 945–960 Кнг. киевская Ольга приняла в Константинополе крещение с именем Елена. 959–963 Имп. Роман II. 959–963 Святослав Игоревич, кн. киевский. ок. 960–972 Имп. Никифор II Фока. 967 или 968 Вторжение кн. киевского Святослава в Болгарию.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010