Вероятно, к VI-VII вв. относится древнейший из сохранившихся чинов К. взрослых, содержащийся в двух маштоцах IX-X вв. (Venez. Mechim. 320 (olim 457) и Матен. 1001; изд. и нем. пер.: Winkler. 1982. S. 184-233). Этот чин, озаглавленный как «канон крещения», предваряется подробным описанием периода оглашения, к-рый должен был длиться 3 недели или более, предполагал наставления в вере, пребывание оглашаемого в молитве и возложение на него рук в ходе особого чина, содержащего Пс 130 и молитву. Само К. начиналось перед дверями храма: читались Пс 24, 25 и 50, выражающие покаянные чувства оглашаемого, желающего в К. очиститься от грехов; после псалмов священник читал 2 заклинательные молитвы, крещаемый произносил, повернувшись лицом на запад, отречение от сатаны и лицом на восток - исповедание веры в каждое Лицо Св. Троицы и Никейский Символ веры. При чтении Пс 117 все собравшиеся входили в храм, в ту его часть, где располагался баптистерий; священник читал молитву на освящение елея, напоминающую эпиклезу, после нее в древности, вероятно, следовало предкрещальное помазание (отсутствует в 2 указанных рукописях), после к-рого происходило освящение воды, включавшее чтения Иез 36. 25-28, Гал 3. 24-29, Ин 3. 1-8 и диаконскую ектению. Погружение в воду проходило в 3 этапа: сначала священник трижды, во имя каждого Лица Св. Троицы, возливал воду на голову крещаемого, стоявшего в купели; затем следовало троекратное полное погружение в знак трехдневного погребения Христа; и, наконец, священник еще раз омывал все тело крещаемого в воде, произнося Гал 3. 27 («Елицы во Христа крестистеся»), затем читались Пс 33 и Мф 3. 13-17, «Отче наш» и молитва на освящение новокрещеного. Далее священник помазывал его елеем, облачал в белые одежды и надевал на голову венец также белого цвета. Новокрещеный отводился к престолу, преклонял колена и трижды целовал престол (элемент присутствует в нек-рых греч. чинах; напр., Crypt. Γ. β. 1, кон. XI в.), после чего следовали причащение, чтение Пс 31 и заключительная молитва священника. Новокрещеный обязан был пребывать в церкви в течение недели, причащаясь каждый день. На 8-й день совершался чин снятия венца (Пс 31, ектения и молитва священника); по мнению Ш. Рену, этот древнейший чин сформировался под влиянием визант. традиции и отражает практику, существовавшую в Армении по крайней мере до первых десятилетий VIII в., поскольку в нем отсутствует упоминание о предкрещальном помазании, в то время как известно, что католикос Ованнес III Одзнеци на Двинском Соборе 719/20 г. настаивал на возвращении этого элемента в чин К. ( Renoux. 1997. P. 10).

http://pravenc.ru/text/крещение.html

Со 2-й пол. XI в. получает распространение сопоставление образов И. Х. Ветхого денми, Еммануила, Пантократора и Священника. В рукописи Евангелия XI в. (Paris. gr. 74. Fol. 167r) на заставке к Евангелию от Иоанна в центре квадрата с ковровым орнаментом находится медальон с пишущим евангелистом Иоанном, ниже в 3 медальонах - сидящие на престолах И. Х. Пантократор, Ветхий денми и Еммануил. Такой же состав изображений в куполах ц. Богоматери Елеусы в Велюсе, Македония (1085-1093). В Лекционарии из мон-ря Дионисиат (Ath. Dionys. 587. Fol. 3v, 80-е гг. XI в.) в инициале в начале Евангелия от Иоанна представлен Ветхий денми на престоле с Еммануилом на коленях. В рукописи НЗ (Vindob. Suppl. gr. 52. Fol. 1v, XII в.) в заставке изображена Св. Троица - Ветхий денми на престоле, Еммануил на коленях, Св. Дух в виде голубя в медальоне. В Мюнхенской серб. Псалтири (Monac. slav. 4. Fol. 97 v, XIV в.) - медальон с полуфигурой Ветхого денми и Еммануилом перед грудью, вокруг медальона - символы евангелистов. В 4 куполах ц. вмч. Пантелеимона в Нерези, Македония (1164), представлены И. Х. Пантократор, Ветхий денми, Еммануил и Священник. В ц. св. Стефана в Кастории (сер. XII в.) Ветхий денми, Пантократор и Еммануил в медальонах расположены на своде с востока на запад. В ц. св. Бессребреников в Кастории (кон. XII в.) аналогичные медальоны помещены в восточной части свода: И. Х. Еммануил с надписью представлен в алтарной арке над Богородицей, еще одно изображение в рост находится в нише жертвенника. И. Х. Еммануил изображен оглавно в медальоне на щеке арки над апсидой ц. Спаса Преображения на Нередице (1199), над ним в алтарном своде в медальоне поясное изображение И. Х. Ветхого денми. Еммануил с архангелами. Икона. Кон. XII в. (ГТГ) Еммануил с архангелами. Икона. Кон. XII в. (ГТГ) Изображения И. Х. Еммануила включаются в иконографические программы, призванные указать на Воплощение, Евхаристическую Жертву или вневременную вечную славу Сына Божия. В сцене «Благовещение» Он представлен: в арм. рукописи - Venez. Mechit. 888/159, рубеж XI и XII вв.; в сборнике 1286 г.- Матен. 979. Л. 293а; в ц. Панагии Аракос близ Лагудеры, Кипр (1192), на вост. арке над алтарем между арх. Гавриилом и Богоматерью; в соборе в Монреале, Сицилия, над центральной апсидой. Вместе с Ветхим денми И. Х. Еммануил изображен на своде ц. св. Стефана в Кастории, XII в.; в наружных росписях апсид в румын. церквах XVI в. монастырей Воронец и Сучевица. C пророками - в мозаиках собора Сан-Марко в Венеции: в куполе (ок. 1200) и в сев. нефе (1220-1230); в апсиде капеллы Сан-Дзено (1-я пол. XIII в.).

http://pravenc.ru/text/Иисус ...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Обсуждение Изменить Версии Представитель Дома Романовых поддержал российские власти в вопросе о возвращении русского собора в Ницце 02.03.2006 Один из членов Дома Романовых великий князь Николай Романович Романов поддержал российские власти в их стремлении вернуть в свою собственность русский собор в Ницце . В интервью французской газете " Нис-Матен " он заявил, что считает претензии Российского государства справедливыми. " Возможно - добавил Н.Романов, - мои слова кого-то покоробят. Но Россия - уже не Советский Союз " . Ранее представитель прихода Константинопольского Патриархата в Ницце Алексей Оболенский утверждал, что " искать правомочного собственника собора надо среди наследников семьи Романовых " . " Если бы ключи собора были переданы мне, - ответил на это Николай Романов, то я их отдал бы Российскому государству, чтобы оно, в свою очередь, передало их Московскому Патриархату " . " Если мы любим Россию, то должны поступать именно так " , - заключил он. ИНТЕРФАКС-Религия/Седмица.Ru Редакция текста от: 02.03.2006 00:00:00 Новости 26.04.2024 В Яранской епархии вышла в свет первая часть сборника документов Яранской епископии 1920-1937 гг. 25.04.2024 Монография «Святой Патриарх Тихон и изъятие церковных ценностей в 1922 году» вышла в издательстве ПСТГУ Спецслужбы Украины задержали наместника Успенской Святогорской лавры митрополита Святогорского Арсения 24.04.2024 В Буркина-Фасо неизвестные похитили и убили католического катехизатора Священника Димитрия Сафронова, служившего панихиду по Алексею Навальному, запретили в служении 23.04.2024 Македонская Церковь канонизировала новых святых 22.04.2024 Захвачен храм Ровенской епархии УПЦ в селе Бронники Договор об аренде помещения канцелярии православной епархии расторгли в Таллине Митрополит Кишиневский Владимир возглавил хиротонию архимандрита Патрокла (Поромбака) во епископа Дондюшенского 21.04.2024 Патриарший экзарх всея Беларуси освятил храм в честь святителя Николая Чудотворца в деревне Городище Минского района Подписка Powered by DrevoWiki based on Yii

http://drevo-info.ru/news/216.html

Россия готова оставить приход Константинопольского Патриархата в русском соборе Ниццы, вокруг которого продолжается церковный спор Москва, 16 ноября 2006 г. Россия готова подписать новый договор с приходом Константинопольского Патриархата, в настоящее время занимающим русский собор в Ницце на основании долгосрочной аренды, сообщил адвокат посольства РФ Жан-Филипп Конфино. Об этом он сказал в интервью французскому журналу " Нис-Матен " , комментируя информацию о том, что посольство РФ подало иск в трибунал высокой инстанции Ниццы с целью доказать, что собственником собора является Россия, а не упомянутый приход. Именно поэтому в иск не было включено требование об выдворении арендаторов из занимаемых помещений по истечении срока аренды 31 декабря 2007 года, подчеркнул Ж.-Ф.Конфино. Согласно распространенному ранее коммюнике посольства, целью иска было доказать, что Россия является собственником собора. Со своей стороны глава общины Константинопольского Патриархата священник Жан Гейт отказался комментировать этот вопрос. " Мои адвокаты готовы " , - таков был его ответ журналистам. Постройка русского Никольского собора в Ницце связана с трагическим событием в жизни Дома Романовых. В 1865 году в Ницце скончался от заболевания спинного мозга наследник цесаревич Николай Александрович (сын Александра II). На месте его кончины была построена часовня, освященная в 1868 году в честь святого Николая Чудотворца. Еще ранее - в 1859 году - в Ницце (одном из наиболее посещаемых русскими французском курорте: в зимний период 1881-1882 гг. здесь проживало более 2000 русских) был освящен первый русский храм, также в честь святого Николая, в память об императоре Николае I. В 1896 году вдовствующая императрица Мария Феодоровна, которая в молодости была помолвлена с цесаревичем Николаем, поддержала инициативу своего духовника священника Сергия Любимова о постройке нового русского храма в Ницце. Первый камень был заложен 12 апреля 1903 года - в день кончины цесаревича Николая. Постройка храма была осуществлена на земле, принадлежавшей императорской фамилии. В 1908 году, когда работы приостановились из-за недостатка средств, необходимая сумма была пожертвована императором Николаем II.

http://pravoslavie.ru/19420.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Суд рассмотрит жалобу РФ на действия прихода русского собора в Ницце 26.10.2011 Россия обратилась в суд в Ницце с требованием принять меры, позволяющие ей вступить во владение местным Свято-Никольским собором . Как пишет французская газета " Нис-Матен " , речь идет о том, чтобы обязать приходскую ассоциацию Константинопольского патриархата, которая пользуется храмом, предоставить доступ в здание представителям России и передать им полный набор ключей от собора. В случае отказа от добровольного ухода из собора Россия просит принять решение о выселении ассоциации с начислением пени в 10 тыс. евро в день за просрочку. На днях состоялось слушание дела в суде высшей инстанции Ниццы. Адвокат приходской ассоциации Мари-Нина Валли попросил добавочное время, чтобы подготовить защиту. Суд прошение удовлетворил, и дело будет рассмотрено 27 октября. Как сообщалось, 19 мая французское правосудие подтвердило права собственности России на храм в Ницце. Ассоциация, которая вела судебную тяжбу с Россией, оказалась проигравшей стороной. Российское государство, в свою очередь, приняло решение передать храм в безвозмездное и бессрочное пользование Корсунской епархии Московского патриархата. Однако в Константинопольском патриархате затягивают процесс фактической передачи собора. Недавно Совет Экзархата русских приходов в Западной Европе (Константинопольский патриархат) заявил, что продолжает считать себя законным пользователем Свято-Никольского собора. " Приходская ассоциация не намеревается оставлять собор, но ей тем не менее пришлось положить конец взиманию платы за вход с посетителей, что в свою очередь заставило ее уволить всех штатных сотрудников, занимавшихся приемом посетителей и содержанием храма, из-за отсутствия средств для оплаты их труда и тем самым закрыть собор для посетителей вне часов, когда проходят богослужения " , - говорилось в заявлении Экзархата. Интерфакс-Религия / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 26.10.2011 16:39:58

http://drevo-info.ru/news/11677.html

Св. Григор Татеваци. Икона. Мастер О. Н. Овнатанян. 2-я пол. XVIII в. Армения (музей кафедрального собора в Эчмиадзине) Г. Т. разграничивает сферы знания и веры, защищая теорию двойственности истины. «Естественное познание» направлено на постижение мира, тогда как «благодатное познание» охватывает область веры и не должно вторгаться в область знания. Основой существования природы являются 4 богосозданных элемента - огонь, воздух, вода и земля, к-рые находятся в вечном круговращении и в своем «возникновении и уничтожении неиссякаемы, не умирают и не уничтожаются. Уничтожение одних вещей есть возникновение других... Элементы вечны благодаря этому круговороту» (Книга вопрошаний. К-поль, 1729. С. 181, на древнеарм. яз.). Познание природы необходимо для познания ее Создателя; Его невозможно познать, но можно приблизиться к Его постижению через познание Его творения. Г. Т. не признавал врожденных знаний и добродетелей: «Душа разумного человека подобна неисписанной доске или чистому пергамену: что напишешь на ней, то она и воспримет» (Книга проповедей. Летний том. К-поль, 1741. С. 454, на древнеарм. яз.). Высшей ступенью познания является разум, к-рый, опираясь на результаты, добытые органами чувств, познает сущность вещи. «Наше знание следует за сущим, ибо сперва существует вещь и лишь затем - наше знание о ней» (Книга вопрошаний. С. 118). Разум, постигая в вещах их общие черты, группирует их в роды и виды. Вопрос о природе универсалий Г. Т. решает с позиций номинализма. Единичное, индивид «является предпочтительным, истинным и первичным сущим» (Там же. С. 550). Понятия рода и вида «образуются вследствие собирания индивидов, а при упразднении индивидов они упраздняются» (Краткий анализ книги Давида Непобедимого - Матен. 1695. С. 47а). Следуя Аристотелю, Г. Т. называет общие понятия «вторичными сущностями», существование к-рых зависит от существования первичных единичных вещей. Согласно Г. Т., душа и тело возникают одновременно и развитие души совершается по мере развития и роста тела, последовательно проявляя сперва «растительную», затем «животную», а на их основе - «разумную», высшую форму души.

http://pravenc.ru/text/168121.html

Петром, Лука - с ап. Павлом (РНБ. Греч. 101. Л. 50 об., 76 об.),- или с персонификацией Божественной Премудрости в образе девы, что должно свидетельствовать о богодухновенности их текстов. Этот античный мотив, напоминающий о поэте и музе, получил распространение в балканском искусстве в палеологовский период. Е. с персонификациями Премудрости Божией (иногда присутствует соответствующая надпись - Ath. Chil. 13. Fol. 155, 1354-1375 гг.) чаще встречаются в монументальной живописи (ц. Богородицы Левишки в Призрене, Сербия (1310-1313); ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317); ц. Вознесения в мон-ре Раваница, Сербия (ок. 1387)), а также на иконах и на миниатюрах. Благословение на труд Е. могут получать непосредственно от Христа. Такова миниатюра из Ванского Евангелия (Кекел. А 1335, кон. XII в.), на к-рой представлен стоящий и благословляющий обеими руками Христос, по сторонам Которого склонились в молитвенных позах Е. Иконография этой сцены (аналогичная - в Vat. gr. 756, XI в.) соответствует композиции «Отослание апостолов на проповедь». Распространенные в раннехрист. период изображения символов Е. в визант. искусстве чаще встречались в композиции «Maestas Domini»: на миниатюре из Евангелия (Marc. gr. Z 540, XII в.); на двусторонней иконе ок. 1395 г. из Поганова (Национальная художественная галерея, София). Символы включались также в миниатюры с Е. (ГИМ. Греч. 519, 2-я пол. XII в.: над Марком, согласно системе отождествлений, принятой свт. Афанасием Александрийским,- телец) или помещались на фоне рядом с заставкой и началом текста (Матен. 7347. Л. 165, 1113 г.- телец перед Лукой). В палеологовскую эпоху символы и тетраморфы стали изображаться отдельно от фигур Е. (Ath. Vatop. 937. Fol. 17r, 129v - тетраморфы, 128r - орел с книгой, 322r - лев с книгой, нач. XIV в.). Тетраморфы встречаются в различных контекстах, в т. ч. в композиции «Небесная литургия» (фрески ц. арх. Михаила в Леснове, Македония, 1346-1349) и в различных системах отождествления с Е., напр., по сщмч.

http://pravenc.ru/text/180937.html

В этом случае под В. ч. служится всенощное бдение, состоящее из великого повечерия (вечерня не входит в состав бдения, т. к. совершается ранее и соединяется с литургией Преждеосвященных Даров) с литией и утрени (канон повечерия отменяется). На утрене ради праздника поется «Бог Господь», тропарь праздника дважды, «Слава, и ныне» - тропарь Триоди «      » (оба тропаря употребляются также в конце утрени и на часах). Поскольку кафизмы не стихословятся, полиелей поется сразу после тропарей на «Бог Господь», следуют прокимен и Евангелие праздника (утреннее Евангелие В. ч. отменяется). Канон поется на 16 (каждый канон по 8, оба канона с ирмосами) - это один из немногих подобных случаев в совр. Типиконе. Катавасия Триоди, на 9-й песни поются припевы праздника, а к тропарям канона Триоди - припев « «Се Агнец Божий». Покровец. XV в. (ГРМ) «Се Агнец Божий». Покровец. XV в. (ГРМ)            ». Утреня оканчивается по-будничному, на хвалитех стихиры праздника, на стиховне - Триоди. Днем должен совершаться праздничный крестный ход. На литургии свт. Василия Великого - чтения В. ч. и праздника, задостойник В. ч. (в храме Благовещения - задостойник праздника), вместо херувимской и тропаря во время и после Причащения - «    », по чину В. ч.; на трапезе пища с елеем и вином. Совсем иной порядок служб указан в Типиконе Виолакиса, определяющем совр. греч. приходскую практику: накануне В. ч. и Благовещения совершаются 2 вечерни - с литургией Преждеосвященных Даров и праздничная (с песнопениями и чтениями только Благовещения); на утрене читается литургийное Евангелие Благовещения, отменяется канон В. ч., поется великое славословие; совершается не соединяемая с вечерней литургия свт. Иоанна Златоуста (однако в Типиконе присутствует ремарка и о совершении литургии свт. Василия), на к-рой поются праздничные антифоны Благовещения, но Апостол и Евангелие - В. ч.; вечером в В. ч. служится вечерня отдания Благовещения ( Βιολκης. Τυπικν. Σ. 232-234). В. ч. у нехалкидонитов В армянском обряде на утрене В. ч. читается Ин 12. 27-43; на 3-м часе совершается чин покаяния, к-рый встречается уже в 2 древнейших (IX-X вв.) рукописях Маштоца (арм. Требника) (Venez. Mechit. 320 и Матен. 1001) и состоит из большого числа псалмов, песнопений и длинных молитв, а также поучения свт. Амвросия Медиоланского ( Conybeare. Rituale Armenorum. P. 204-214; Raes. P. 648-655). Днем бывает воспоминание Тайной вечери (чтения вечерни: Быт 22. 1-18; Ис 61. 1-17; Деян 1. 15-26; Мк 13. 1-26; чтения литургии: 1 Кор 11. 23-32; Мф 26. 17-30). Вечером совершается обряд умовения ног (к-рый известен уже по древнейшим ркп. Маштоца, но с XII в. его составление часто приписывается прп. Ефрему Сирину , а перевод - Григору Вкаясеру ( 1105)) ( Conybeare. Rituale Armenorum. P. 213-220; Hebdomadae Sanctae Celebratio. P. 61-62).

http://pravenc.ru/text/150115.html

Рослином, Матен. 10675. Л. 321, 1267-1268). Обычно его головной убор восточного типа белый, иногда с шитьем, редко багряный (роспись ц. Спасителя в мон-ре Жича, Сербия, XIII в.) или синий (миниатюра из Четвероевангелия царя Иоанна Александра, 1356. Lond. Brit. Lib. Add. MS 39627. Fol. 83), доспехи традиционные пластинчатые, щит может иметь разную форму, круглую или коническую. Могут отличаться также детали плата, указывающие на различную традицию его ношения: концы плата свисают с одной стороны (стеатитовая икона из Метрополитен-музея) или плат обернут вокруг шеи (Боянская ц.). Визант. образ Л. С. при переделке зап. мастерами мог подписываться его чином «центурион», как на визант. 2-частной стеатитовой иконе со следами золочения («Распятие Господне» и «Положение во гроб» XII в., с переделками эпохи Латинской империи, ныне в ГЭ). Л. С. изображен обращенным в сторону от креста, он в кольчуге, за спиной меч, широкий плащ покрывает оба плеча, щит круглой формы. В памятниках средневизант. периода в композиции «Распятие Господне» Л. С. может быть выделен среди группы воинов лишь движением руки, обращенной к кресту, и вост. головным убором (деталь эпистилия XII в. из мон-ря вмц. Екатерины на Синае). В период лат. оккупации Византийской империи (1204-1261), очевидно, возникает пространная версия этой композиции, в которой облик Л. С. традиционен для визант. иконографии, но позади него иконописцы изображают отряд воинов, как на иконе кон. XIII в. из мон-ря вмц. Екатерины на Синае, написанной в одной из мастерских королевства крестоносцев. Опубликовавшая икону Д. Мурики причисляла дополнительные фигуры воинов, как и небольшой размер щита Л. С., к зап. мотивам. Как предводитель отряда Л. С. изображен в композиции «Распятие Господне» на фреске в ц. свт. Николая Чудотворца в Прилепе. Традиции средневековой европ. геральдики в изображении св. воинов повлияли на детали образа Л. С. в древнерус. искусстве. По свидетельству А. Н. Свирина, на исчезнувшей фреске в ц. Успения Богородицы на Волотовом поле в Вел.

http://pravenc.ru/text/2110712.html

Саввы ( Garitte G. Catalogue des manuscrits géorgiens littéraires du Mont Sinaï. Louvain, 1956. P. 143. (CSCO; 165)). Текст груз. перевода издан дважды по рукописи Brit. Lib. Add. 11281 ( Кекелидзе К. Monumenta Hagiographica Georgica. Тбилиси, 1946. Т. 2. С. 139-219 (на груз. яз.); Имнаишвили. 1975. С. 56-125). Лат. редакции Жития прп. Саввы (BHL, N 7406) являются не переводами, а вольными парафразами греч. текста. Они получили распространение в итал. областях Лацио и Умбрия благодаря деятельности греч. монахов ( Ermini F. La leggenda di San Saba nel lezionario Spoletino//Archivio della Reale Società Romana di Storia Patria. R., 1917. Vol. 40. N 1/2. P. 117-131). Араб. перевод Жития (Cod. Tischendorf 2. Fol. 165r - 166v, 175r - 182v, 191r (с лакунами); Vat. arab. 71. Fol. 77r - 115v, 885-886 гг., и др.) остается неизданным и неизученным. В одной из рукописей нового фонда мон-ря вмц. Екатерины на Синае (Sinait. syr. M 11 N, IX-X вв., палимпсест на христиано-палестинском арам. яз.) содержатся отрывки сир. перевода глав 68 и 86 Жития прп. Саввы (Nouveaux Manuscrits syriaques du Sinaï Catalogués par Philothée du Sinaï. Athènes, 2008. P. 301-304). Житие прп. Саввы получило широкое распространение в древнерус. книжности. Согласно общепринятому мнению, оно было переведено на болг. язык и стало известно на Руси не позже 2-й пол. XI в., его текст в это время использовал прп. Нестор Летописец при написании Жития прп. Феодосия Печерского ( Мочульский. 1894; Шахматов. 1896; Виноградов. 1928; Он же. 1968). Древнейший из сохранившихся полных списков Жития (РНБ. ОЛДП. Q. 106, XIII в.) был привезен П. П. Вяземским из Палестины, где он хранился в лавре прп. Саввы (изд.: Помяловский И. В. Житие св. Саввы Освященного, составленное св. Кириллом Скифопольским, в древнерус. переводе с присоединением греческого подлинника. СПб., 1890). Фрагменты той же слав. версии Жития сохранились в более древнем рус. списке (нач. XII в.) из собрания Матенадарана (Матен. 1351). Д. Е. Афиногенов оспаривает болг.

http://pravenc.ru/text/1840445.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010