Осенью 1936 года Управление государственной безопасности НКВД по Западно-Сибирскому краю приступило к реализации плана по закрытию церквей в крае и массовым арестам духовенства. 23 сентября 1936 года были арестованы и заключены в тюрьму в городе Бийске протоиерей Даниил Носков и мирянин Гектор За­харьин; 29 сентября был арестован священник Николай Пальмов. Все они согласились с требованиями следователей подписать лжесвидетельства, на основании которых было составлено впо­следствии обвинительное заключение, обосновывающее аресты и преследования многих людей: «23 сентября 1936 года 4-м отделом УГБ НКВД по Западно-Сибирскому краю в Смоленском районе ликвидирована контрреволюционная повстанческая организация, возглавляемая барнаульским епископом Маскаевым Иаковом и благочинным священником Носковым Даниилом Матвеевичем. Деятельностью контрреволюционной организации были охва­чены Смоленский, Алтайский и Грязнухинский районы и горо­да Бийск и Барнаул. В состав контрреволюционной организации входило 6 оформленных повстанческих ячеек с числом участни­ков 28 человек . Организация подготовляла повстанческие кадры для воору­женного выступления против советской власти в момент интервенции ». Спустя месяц, 29 октября 1936 года, основываясь на подобного рода лжесвидетельствах, власти арестовали архиепископа Иакова и заключили в тюрьму в городе Бийске. – Вам предъявляется обвинение в том, что вы являетесь идей­ным вдохновителем и руководителем контрреволюционной повстанческой организации в Смоленском и других районах Западно-Сибирского края. Что вы можете показать об этом? – спросил его следователь. – Виновным себя в этом не признаю, – ответил владыка. – Вы говорите неправду. Следствие располагает бесспорными данными, изобличающими вас как руководителя этой контррево­люционной организации. – Я уже ответил на первый вопрос, что виновным себя не при­знаю. Я не был участником контрреволюционной организации. 25 декабря 1936 года архиепископу Иакову было предъявлено постановление об окончании следствия. Владыка отказался его подписать, сказав, что не признает себя виновным и поэтому под­писывать постановление не будет. Допросы были закончены, и он был отправлен в камеру. Ему предстояло еще семь месяцев на­ходиться в тюрьме. Несмотря на тяжелые условия заключения и длительность пребывания в узах в условиях полной неопределен­ности, не сулившей ничего доброго, архипастырь не унывал, под­крепляемый благодатью Святого Духа, дававшей ему силы пере­носить испытания.

http://fond.ru/kalendar/558/ioann/

2) Проведение к/р религиозной работы среди верующих с целью срыва мероприятий Советской власти в области колхозного строительства и агитации против сов. власти… Руководителем алма-атинской части группы церковников был Матвеев Виктор Матвеевич. Эта часть группы, обосновавшаяся в горах Аксая, развернула свою религиозную деятельность среди верующих Никольской церкви г. Алма-Аты . Пользуясь репутацией " прозорливого старца " , Виктор привлекал к себе массу паломников-верующих, которые, несмотря на дальность расстояния (30 км.), систематически посещали тайные кельи монахов в мест. Аксай, приносили им продукты и участвовали в тайных богослужениях. Связь между " талгарской " и " аксайской " группами контрреволюционеров осуществлялась путем встречи руководителей Макария, Пахомия, Виктора, Антония в Алма-Ате на квартирах у монашек или в Никольской церкви. Пребывание участников группы в Алма-Ате тщательно конспирировалось… Кроме тайной деятельности, монахи вели систематическую а/с агитацию среди посещавших их верующих, распространяли провокационные слухи о войне, о скорой кончине мира, агитировали против колхозов… В июле 1935 г. в горах Аксая в келье монаха Виктора обсуждался вопрос о неизбежности войны и скором падении Советской власти… " 28 января 1936 года Особым совещанием при НКВД СССР приговорен к пяти годам ссылки. Из Алма-Атинской тюрьмы старец Виктор был направлен в Караганду , оттуда в 1936 году переведен в ИТЛ Кзыл-Орды , а в начале 1937 года направлен в ссылку в посёлок Орловка Чаяновского района Южно-Казахстанской области. В декабре 1937 года был арестован вместе с жившими в ссылке священниками по обвинению: " …участник контрреволюционной организации церковников, систематическая к/р деятельность, широкая связь с духовенством и верующими в к/р целях, принимал меры для устройства келий в горах " . Проходил по групповому делу о " контрреволюционной организации церковников Чаяновского района Южно-Казахстанской обл., 1937 г. " вместе со священниками Иоанном Миронским и Владимиром Преображенским .

http://drevo-info.ru/articles/13677917.h...

Патриарший хор под управлением Комарова несколько раз – в 1945, 1948 и 1957 – давал открытые концерты. С 1968 года Комаров вместе с Н. С. Даниловым вел регентский кружок в Московской духовной академии. Он является также автором ряда духовно-музыкальных сочинений. Наибольший резонанс имел концерт, данный хором в Большом зале консерватории 6 февраля 1945 года, по случаю интронизации патриарха Алексия – это был первый духовный концерт после долгого перерыва. Концерт состоял из двух хоровых отделений и одного симфонического. Завершающее симфоническое отделение открывалось чтением Приказа Верховного Главнокомандующего, в котором говорилось о победах на фронте, затем прозвучал Гимн Советского Союза и увертюра Чайковского «1812» под управлением Н. С. Голованова. В первых двух отделениях Патриарший хор исполнил большую программу, состоявшую из шедевров русской духовной музыки: «С нами Бог», Символ веры , «Христос воскресе» Кастальского, «Ныне отпущаеши» Рахманинова, «Благослови, душе моя», «Разбойника благоразумного» и «Ангел вопияше» Чеснокова (в последнем песнопении солировала Н. Д. Шпиллер), «Покаяния отверзи» Веделя, «Помышляю день страшный» Архангельского, «Воскресни, Боже» Турчанинова, «Воспойте, людие» Бортнянского, «Сей день» Смоленского, «О Тебе радуется» Данилина. 520 Николай Васильевич Матвеев родился в 1909 году в Вильно. В 1918 году семья поселилась в Сергиевом Посаде, и мальчик начал петь в хоре Лавры. Впоследствии Матвеев обучался на дирижерско-хоровом факультете Московской консерватории и Гнесинского института. В 1936 закончил Архитектурный институт. Регентовать начал в 1927 году в Лавре; в 1945–1947 – регент церкви в Тарасовке (Ярославской ж. д.). Весной 1948 года он был назначен регентом храма Всех Скорбящих Радости на Ордынке, где и трудился до конца своих дней; с 1970 года руководил также регентским классом Московской духовной академии. Хор под управлением Матвеева записал несколько пластинок (1969–1971), но особую известность приобрел своими исполнениями за службой шедевров русской духовной музыки – Литургии Чайковского и Всенощного бдения Рахманинова. С 1950-х годов эти произведения исполнялись в храме Всех Скорбящих ежегодно – в годовщины рождения Рахманинова и кончины Чайковского (таким образом, Матвеев восстановил традицию ежегодного исполнения Литургии Чайковского, поддерживавшуюся до революции Синодальным хором в Москве и хором Александро- Невской лавры в Петербурге).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Правда, несколько человек из этой партии заключенных всё же бежали. Один из беглецов добрался до Ташкента и оттуда уведомил друзей о благополучном путешествии по стойбищам туземцев, затем по Сибирскому пути до Средней Азии. Остальных же долгане переловили и привели в Дудинку. “Охотники на людей” в награду за свою доблесть получили по “сталинской” трубке и большое количество водки и табаку. Потом уже, спустя некоторое время, почти все туземцы ретиво охотились за бегущими зэ-ка и немилосердно были с ними жестоки, когда те попадались в их лапы. Советская идеология начала внедряться в сознание и этих когда-то добродушных людей. Летом 1936 года Матвеев мог донести в Москву, что “задание партии и правительства” выполнено на 105%. Норильский концлагерь мог теперь принять несколько тысяч новых зэ-ка, которые и были привезены из Красноярска. И эта партия пользовалась еще теми условиями жизни и работы, как и первая партия. Но с продвижением вглубь тундры, когда надо было переселяться вслед за прокладкой трассы, бытовые условия жизни и работы резко ухудшились.. Когда, например, в Дудинском лагпункте кормили более — менее сносно, в тундре на новоорганизованных командировках люди голодали и чуть не дошли до людоедства. Только с окончанием полярной ночи, когда стало возможным забросить им гужевым путем первую помощь, эти лагпункты стали понемногу отходить. Это толкнуло многих на побег. Летом закончена прокладка узкоколейки по снежным насыпям до самого Норильска. С небольшим составом вагонов был отправлен туда первый поезд “первой в мире” заполярной железной дороги. Поезд кое-как преодолел эти 130 километров, добрался до Норильска и доставил туда первую “символическую” партию груза, а оттуда привез в Дудинку такую же “символическую” партию норильского угля и руды. Поезд был встречен в Дудинке “организованной” толпой зэ-ка и “вольнонаемных”, и, под тощие крики “ура”, тут же была сфабриковала радиограмма для “мудрейшего”, что “под его гениальнейшим руководством” строители Комбината штурмом взяли первые бастионы этой неприступной заполярной крепости; сквозное сообщение по первой в мире заполярной ж. д. между Дудинкой и Норильском открыто… Потом шли фразы о преданности, любви к вождю и прочее вранье. О “Макаре с его телятами” никто не вспоминал л никому и в голову не приходило, что через полгода случится так, что сам тов. Матвеев попадет к этому самому Макару с телятами, который для этого случая окажется где-то в районе Колымы и ее окрестностей. В начале 1938 года Матвеев был арестован и с “десятью годами” переведен на Колыму. Его недруги из урок вслед ему припевали:

http://azbyka.ru/fiction/uzniki-kommuniz...

Осенью 1936 года НКВД Алтайского края приступил к реализации плана по уничтожению духовенства Барнаульской и Бийской епархии. 23 сентября были арестованы и заключены в тюрьму в городе Бийске благочинный, протоиерей Даниил Носков, и мирянин Гектор Захарьин. 29 сентября был арестован священник Николай Пальмов. Все они согласились подписывать допросы с показаниями, которые требовались следователям. На основе их показаний власти составили обвинительное заключение, в котором, в частности, было написано:«23 сентября 1936 года 4–м отделом УГБ НКВД по Западно–Сибирскому краю в Смоленском районе ликвидирована контрреволюционная повстанческая организация, возглавляемая Барнаульским епископом Маскаевым Иаковом и благочинным священником Носковым Даниилом Матвеевичем. Деятельностью контрреволюционной организации были охвачены: Смоленский, Алтайский и Грязнухинский районы и города: Бийск и Барнаул. В состав контрреволюционной организации входило 6 оформленных повстанческих ячеек с числом участников 28 человек… Организация подготовляла повстанческие кадры для вооруженного выступления против советской власти в момент интервенции…» Основываясь на лжесвидетельствах, подписанных арестованными обвиняемыми, 29 октября 1936 года власти арестовали архиепископа Иакова и заключили в тюрьму в городе Бийске. Во время длившихся в течение нескольких месяцев допросов архиепископ Иаков держался с большим мужеством и достоинством. — Вам предъявляется обвинение в том, что вы являетесь идейным вдохновителем и руководителем контрреволюционной повстанческой организации в Смоленском и других районах Западно–Сибирского края. Что вы можете показать об этом? — начал допрашивать следователь. — Виновным себя в этом не признаю, — ответил владыка. — Вы говорите неправду. Следствие располагает бесспорными данными, изобличающими вас как руководителя этой контрреволюционной организации. — Я уже ответил на первый вопрос, что виновным себя не признаю. Я не был участником никакой контрреволюционной организации. — Вы продолжаете говорить неправду. Вам известен Даниил Носков, благочинный Смоленского района?

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

Правда, несколько человек из этой партии заключенных всё же бежали. Один из беглецов добрался до Ташкента и оттуда уведомил друзей о благополучном путешествии по стойбищам туземцев, затем по Сибирскому пути до Средней Азии. Остальных же долгане переловили и привели в Дудинку. " Охотники на людей " в награду за свою доблесть получили по " сталинской " трубке и большое количество водки и табаку. Потом уже, спустя некоторое время, почти все туземцы ретиво охотились за бегущими зэ-ка и немилосердно были с ними жестоки, когда те попадались в их лапы. Советская идеология начала внедряться в сознание и этих когда-то добродушных людей. Летом 1936 года Матвеев мог донести в Москву, что " задание партии и правительства " выполнено на 105%. Норильский концлагерь мог теперь принять несколько тысяч новых зэ-ка, которые и были привезены из Красноярска. И эта партия пользовалась еще теми условиями жизни и работы, как и первая партия. Но с продвижением вглубь тундры, когда надо было переселяться вслед за прокладкой трассы, бытовые условия жизни и работы резко ухудшились.. Когда, например, в Дудинском лагпункте кормили более - менее сносно, в тундре на новоорганизованных командировках люди голодали и чуть не дошли до людоедства. Только с окончанием полярной ночи, когда стало возможным забросить им гужевым путем первую помощь, эти лагпункты стали понемногу отходить. Это толкнуло многих на побег. Летом закончена прокладка узкоколейки по снежным насыпям до самого Норильска. С небольшим составом вагонов был отправлен туда первый поезд " первой в мире " заполярной железной дороги. Поезд кое-как преодолел эти 130 километров, добрался до Норильска и доставил туда первую " символическую " партию груза, а оттуда привез в Дудинку такую же " символическую " партию норильского угля и руды. Поезд был встречен в Дудинке " организованной " толпой зэ-ка и " вольнонаемных " , и, под тощие крики " ура " , тут же была сфабриковала радиограмма для " мудрейшего " , что " под его гениальнейшим руководством " строители Комбината штурмом взяли первые бастионы этой неприступной заполярной крепости; сквозное сообщение по первой в мире заполярной ж. д. между Дудинкой и Норильском открыто... Потом шли фразы о преданности, любви к вождю и прочее вранье. О " Макаре с его телятами " никто не вспоминал л никому и в голову не приходило, что через полгода случится так, что сам тов. Матвеев попадет к этому самому Макару с телятами, который для этого случая окажется где-то в районе Колымы и ее окрестностей. В начале 1938 года Матвеев был арестован и с " десятью годами " переведен на Колыму. Его недруги из урок вслед ему припевали:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2167...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЗЕЛЕНСКИЙ ВАСИЛИЙ МАТВЕЕВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Был заключен в Новочеркасскую тюрьму. 19 ноября особым совещанием НКВД за " провокационную деятельность " осужден на три года исправительных работ, направлен в Коктун-Кульское отделение Карагандинского ИТЛ , куда прибыл 2 января 1936 года. В лагере работал учетчиком шестого участка Коктун-Кульского отделения. В 1937 году в лагере на священника поступил донос [сохранен стиль и пунктуация документа]: " Бывший поп Зеленский В.М., Шатохин Ф.Т... сговорились между собой и отправились за сопки. Соорудили там крест из камней, перед каковым, стоя на коленях, с песнопениями проводили богослужение. Кроме з/к, Зеленский и Шатохин пользуются в глазах стариков и осужденных по ст.58 УК РСФСР большим авторитетом, Зеленский и Шатохин, в особенности Зеленский, в массе з/к внедряют веру в Бога и проч. святых, доказывая, что Бог силен, а остальное все никчемное и не вечное, безбожников Бог терпит до поры до времени. Так Зеленский проводил свою грязную поповскую работу среди з/к лагеря, в чем и составлен настоящий акт " . Были и другие донесения: " В момент проведения ударника по скирдованию сена члены к/р группы вели агитацию за невыход на ударник " . " Зеленский говорил: " Бог для нас дороже всех и всего вашего государства и вашего достояния, и вас, советских головотяпов " . " Зеленский уговорил мать крестить новорожденного ребенка " . " Один из заключенных выражался о Боге, на что Зеленский сделал ему замечание " . Из материалов дела: " На допросе священник Василий Зеленский отказался признать сооружение креста и моление у него, сказал, что ходил купаться и принимать солнечные ванны " . Редакция текста от: 20.03.2018 21:18:27 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13677584.h...

Рассказ доктора Молчанова проливал свет на рассказы старожилов. При всей разноречивости они намекали на какую-то правду. Под плитами погребены «священник с женой», и «целых сорок мучеников», и неоднократно − «архиереи», наконец, просто «святая могила». На Пасху 1994 г. в кафедральном соборе впервые за 65 лет совершалась служба. Вся русская Алма-Ата устремилась в тот день к собору, над крестами которого засияли радужные круги. В тот день возле собора человек преклонных лет рассказал, что примерно в середине 20-х годов священнослужители после праздничной литургии проходили из собора к тем самым двум плитам и служили заупокойную литию. Кому? На этот вопрос он ответа не находил. На память приходили строки старинной баллады русского поэта Козлова: И пел чернец по мёртвом панихиду, Но кто он был – чернец не поминал. Отпел. Вдали сокрылся он из виду, Но факел всё в тени густой мерцал ……………………………………… И меж дерев уж факел не мерцает. Не шепчет лист, и тайны роковой Ужасен мрак, никто не знает, Кто погребён в лесу при тьме ночной. Что-то стояло за другими фактами, например такими: − У нас по соседству жили коренные алма-атинцы по фамилии Сущих. У них была старенькая бабушка. Она носила цветы из палисадника на эти могилы. Или вот этот рассказ художника Анатолия Ивановича Постовита, племянника регента Никольского собора Бориса Матвеевича Шевченко: − Гуляя, мы с дядей подходили к дому по улице Карла Маркса напротив парка − нашему семейному родовому гнезду, а затем Борис Матвеевич неизменно направлялся к тем самым могилам. Стоял молча. Но мне ничего не рассказывал. О плитах в парке была расспрошена Анна Михайловна Устимова, та самая Аня, которая в 1918 году видела в роще убитого «батюшку»: − А была ли в парке «святая могила»? − Как же, была! − В какой части парка она находилась? − Возле бань, где трамвай пустили. Анна Михайловна имела в виду часть парка, граничащую с улицей Карла Маркса (ныне Кунаева), трамвай по которой начал курсировать в 1936 году, то есть речь шла о месте возле губернаторских могил.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

Второстепенной была памятная функция крестов на тонях. На большинстве осмотренных нами тоневых крестов не было светских надписей. Только на трех из них был указан год, и на одном значилась надпись « СММ работали 1936 ». Не исключено, что эта надпись появилась гораздо позднее времени установки креста. Следует отметить, что на тоне ставился, обычно, только один крест, так как для осуществления охранительной функции было вполне достаточно одного. Появление второго креста рядом с тоней могло быть связано только с какими-то экстраординарными событиями – крушением судна в этом районе, выходом на берег промышленников с торосового зверобойного промысла и т. д. Особняком в этом отношении стояли Соловецкие тони. На них могло располагаться сразу несколько крестов (например, тоня Овсянка). Это было связано с тем, что здесь кресты имели несколько иные функции. Соловецкие острова, сами по себе, являлись сакральным, священным местом. Поэтому, охранительная функция «тоневого» креста автоматически «снималась». На первый план выдвигалась функция памятная или обетная. Кресты на становищах Становища отличались от тоней тем, что, обычно, они не имели постоянных владельцев и там могли ловить рыбу и бить морского зверя промышленники из любых уголков Поморья. Пример тому, становища на Мурмане, а также, на арктических архипелагах Новая Земля, Шпицберген, Колгуев, Матвеев, Вайгач и др. На становищах чаще всего можно было видеть сразу несколько крестов. Исходя из того, что на многих из них ставились надписи с указанием дат и имен промышленников, можно сделать вывод, что большинство из них, помимо религиозных функций, несли еще и памятную. Поморы, путем установления креста, как бы, «отмечались» на становище, отсылая в будущее (а возможно, и Богу) информацию о своем промысле. На Мурман, Новую Землю и в другие отдаленные арктические районы поморам было гораздо труднее добираться, чем на беломорские тони. Одно только успешное попадание в эти места было удачей, за которую следовало благодарить Бога. У поморов была поговорка: «Кто в море не ходил, тот Богу не молился». Постоянные опасности, тяжелые условия жизни и промысла, суровая природа Арктики способствовали особому напряжению религиозного чувства и непрерывной потребности обращаться к Богу с молитвой о помощи и защите. Крест был материальным воплощением этого чувства. Если русская икона считается «умозрением в красках» и древней формой богословия, то и изготовление, и установку креста, можно назвать зримым воплощением молитвы, формой общения с Богом. Вновь прибывшие на становище поморы, молили Бога о помощи, и становище украшалось еще одним крестом.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Образованное рус. об-во узнало об А. благодаря востоковеду и журналисту О. И. Сенковскому (1800-1858). С 1864 г. изучение истории Др. Востока вошло в обязательную программу высшего образования в России. Первыми рус. ассириологами стали профессиональные египтологи В. С. Голенищев (1856-1947) и Б. А. Тураев (1868-1920). Голенищев собрал коллекцию егип. и переднеазиат. древностей (свыше 6 тыс. предметов), к-рая хранится ныне в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве. В 1891 г. Голенищев издал т. н. «каппадокийские таблички» - документы, найденные в М. Азии (ассир. торговая колония Каниш). Его заслуга заключается в том, что он верно определил язык, скрывавшийся под еще не расшифрованной староассир. клинописью, как один из диалектов аккадского. Тураев в своих трудах избегал узости взглядов, характерных для «панвавилонизма», подвергая труды представителей этого течения жесткой критике. Он сохранил, изучил и опубликовал материалы коллекции Голенищева. Важный вклад в развитие А. в России внес Н. П. Лихачёв (1862-1936) - академик, организатор и руководитель Музея палеографии. Благодаря его уникальной коллекции книг, рукописей, надписей и проч. текстов разных эпох стала возможна плодотворная работа М. В. Никольского (1848-1917) с текстами, написанными по-шумерски. В отечественной историографии сопоставлением материалов А. и библеистики занимались с сер. XIX в. (работы церковных исследователей А. П. Владимирского , П. М. Дроздова, Н. А. Елеонского , П. А. Матвеевского , посвященные мнимым и действительным противоречиям между двумя комплексами данных). Преподавание аккад. языка начал в С.-Петербурге лингвист-семитолог, акад. П. К. Коковцов (1861-1942). Родоначальником академической преемственности в отечественной А. можно считать В. К. Шилейко (1891-1930), к-рый был одновременно первоклассным поэтом-переводчиком, знатоком аккад. языка и лит-ры, шумерологом и хеттологом. Его ученик А. П. Рифтин (1900-1945) возобновил преподавание А. уже в Ленинграде в 1933 г. Он и его ученики создали научную базу совр. отечественной А. Совр. А.

http://pravenc.ru/text/76690.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010