Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Изображения иконы, именуемой Зосима Соловецкий, прп. Основная страница об этой иконе Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: [Русский Север. XVI.] Прпп. Зосима и Савватий с житием. Икона. Русский Север. Конец XVI в. 91,5 х 77,2. В 1931 в ГРМ (Спб.) поступила из Белозерска. Файл 6199.jpg:   Размер: 959x1138, 1.09 MPix, 318 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (391) , (14) . Описание: [Русь. XVI.] Прпп. Зосима, Савватий Соловецкие и Александр Свирский. Икона (таблетка). Оборот таблетки Преполовение. Русь. 2-я половина XVI века. 25 х 20.2. Из Рождественского собора Суздаля. С 1920-х из Покровского монастыря поступила в ГВСИАХМЗ. Суздаль. Файл 6200.jpg:   Размер: 957x1200, 1.15 MPix, 259 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (228) , (9) . Описание: [Сольвычегодск. 1660-е.] Прп. Зосима. Строгановские мастерские. Шитьё. Сольвычегодск. 1660 г. 191 х 109. Из Соловецкого монастыря. ГРМ. Спб. Файл 6203.jpg:   Размер: 699x1173, 0.82 MPix, 273 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (205) , (6) . Описание: [Ростов. XVII.] Избранные святые (прпп. Зосима Соловецкий, Антоний Римлянин/часто ошибочно именуется Савватием Соловецким/, св. Иоанн Большой Колпак и прор. Илья). Икона. Ростов. 1 половина XVII в. 181 х 118. Из Борисоглебского монастыря под Ростовом. ГТГ. Файл 6204.jpg:   Размер: 751x1200, 0.9 MPix, 269 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (231) , (7) . Описание: [Русский Север. XVII.] Прпп. Зосима и Савватий Соловецкие с житием. Икона. 1-я половина XVII в. 141 х 118.5. Из Троицкой ц. села Нёнокса. С 1967 г. в Архангельском музее изобразительных искусств. Файл 6207.jpg:   Размер: 1476x1800, 2.66 MPix, 423 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (300) , (9) . Описание: Икона " Св. Зосима и св.Савватий Пчельники " . Дерево, масло. 22х18 В идеальной сохранности, незначительные царапины. Россия, 2-ая половина XIX в. Икона интересна тем, что святые изображены на фоне ульев с пчелами. Святые Зосима и Савватий почитались в народе покровителями пчел и пчеловодства. Считалось, что они первыми научили русский народ правильному пчелиному хозяйству. На каждом пчельнике, как правило, находилась икона соловецких святых. " Без Бога - не до порога, а без Зосимы - Савватия - не д[...]

http://pravicon.com/icon-1837-photo

Григорий (Постников), архиеп. Рязанский. Портрет. Кон. 50-х - нач. 60-х гг. XIX в. (РИАМЗ) Григорий (Постников), архиеп. Рязанский. Портрет. Кон. 50-х - нач. 60-х гг. XIX в. (РИАМЗ) Данная иконографическая традиция продолжается в портрете, к-рый был создан после 1859 г. в С.-Петербурге (возможно, копия) (Епархиальное управление С.-Петербургской епархии - ПЭ. 2000. Т. РПЦ. С. 432): митрополит изображен в белом клобуке, с орденами св. Андрея Первозванного и св. Владимира, волосы темные, с сединой, кисть правой руки положена на левую. С небольшими отличиями в деталях (добавлен греч. орден Спасителя Большого Креста, в руках - книга) этот извод воспроизведен на эстампе 2-й пол. XIX в. с монограммой мастера (B J) и с факсимиле автографа архипастыря под изображением (ГИМ). Григорий (Постников), митр. Новгородский и С.-Петербуржский. Тоновая литография. Издание В. Ф. Тимма. 1860 г. (РГБ) Григорий (Постников), митр. Новгородский и С.-Петербуржский. Тоновая литография. Издание В. Ф. Тимма. 1860 г. (РГБ) На 3-м живописном портрете, написанном после 1859 г. (с 1864 хранился в Валаамском Преображенском мон-ре, значился в описях ризницы 1875, 1912 гг.; в наст. время - в Нововалаамском мон-ре в Финляндии), иерарх изображен в последние годы жизни тоже сидящим в кресле, с совершенно седыми волосами и украшающими грудь высокими наградами; индивидуальная характеристика облика достаточно условна. В последний год жизни Г. из мастерской А. И. Траншеля вышла литография П. Ф. Бореля (ГРМ), отмеченная, несомненно, большим портретным сходством (Религиозный Петербург/ГРМ. СПб., 2004. С. 427). На петербургском эстампе 1858 г. (РНБ), изданном Д. Белинским «в пользу бедного духовенства», имеется изображение Г. в рясе и клобуке, с благословляющей десницей и четками в левой руке. После кончины митрополита с неизвестного оригинала выполнена тоновая литография 1860 г. в рамках издания В. Ф. Тимма (РГБ, ЦАК МДА - Тимм В. Ф. Рус. худож. листок: Указ. СПб., 1860. 27; Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 4. Стб. 131), на к-рой Г. представлен фронтально в рост в окружении иподиаконов, в саккосе и митре, с панагией и орденами поверх омофора и с архиерейским жезлом в правой руке, внизу помещены зарисовки мест жизни и погребения С.-Петербургских архиереев. Всего существовало не менее 6 литографированных портретов Г., в т. ч. 1857 г. А. Козлова, напечатанный у И. Шевалье (экземпляр находился в собр. В. Я. Адарюкова), эстамп ок. 1871 г. К. Эргота, а также изображение митрополита в гробу по рис. Бореля с фотографии К. Х. Давингова ( Адарюков, Обольянинов. Словарь портретов. С. 260-261). Портрет Г. находился в келье прп. Макария Оптинского (Жизнеописание оптинского старца иеросхим. Макария. М., 1997. С. 68).

http://pravenc.ru/text/166676.html

и. Ведущие техники обработки дерева - резьба и точение. Деревянные произведения церковного Д.-п. и. близки к произведениям архитектуры (царские и входные врата, напр. «Златые» врата для юж. входа в собор Св. Софии в Новгороде (60-е гг. XVI в., фрагменты в ГРМ), тябла и иконостасы XVII-XVIII вв., амвоны, напр. новгородский амвон (1533, ГРМ)) и скульптуры (статуи, распятия, вотивные кресты, напр. Людогощинский крест (1359, НГОМЗ)), к «иконам на рези» («Никола Можайский», XIV в., ГТГ; «Никола Можайский», XIV в., Никольская ц. Высоцкого мон-ря в Серпухове). Из дерева изготовлялись служебные сосуды, а также деревянные кресты, четки, плошки, производимые монастырскими мастерскими для паломников наряду с написанием образов почитаемых святых, копий чтимых в обители икон и с переписыванием житий. В XVI-XVII вв. деревянной резьбой обильно украшали 2-сторонние кресты, оправленные драгоценными окладами. Приемам резьбы по дереву близки приемы обработки кости: слоновая (хрисоэлефантинная техника) была известна с античности, позже в Византии, а также в Зап. Европе. Рус. мастера резали из моржовой кости (Киликиевский крест (1569, ВГИАХМЗ), резная икона «Свт. Петр, митрополит, с житием» (нач. XVI в., ГОП), по изводу аналогичная живописной иконе Дионисия). История изучения Д.-п. и. Др. Руси идет параллельно с развитием истории и филологии ( Стерлигова. 1996. С. 11-20). Этому процессу способствует начало крупных изменений сложившихся средневек. комплексов церковного убранства (Петровский указ 1722 г. о привесах, влияние искусства Зап. Европы, идей протестантизма). Формируются первые светские собрания - древлехранилища, частные коллекции. До 2-й пол. XIX в. именно памятники Д.-п. и., а не живопись привлекают внимание ученых и ценителей национальных художественных древностей. Первое монографическое исследование Д.-п. и. было посвящено Магдебургским (Корсунским, Сигтунским) вратам новгородского Софийского собора ( Аделунг Ф. П. Корсунские врата, находящиеся в новгородском Софийском соборе.

http://pravenc.ru/text/171620.html

у всех почитаемых древнейших икон были шитые лицевые и украшенные дробницами, жемчугом пелены: икона Божией Матери, с к-рой из Москвы пришел прп. Кирилл, имела 3 шитые пелены без лицевых изображений, но с жемчугом и дробницами; к древнейшей храмовой иконе «Успение Пресв. Богородицы» прилагались 3 украшенные пелены - 2 лицевые (сохр. одна из них, «Успение Пресв. Богородицы с Нерукотворным образом Спасителя, с апостолами», каймы - 2-я пол. XV в., средник - кон. XV в., ГРМ; см.: Лихачева. 1980. С. 6-7. Кат. 9; «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». 1995. Кат. 161. С. 259 (автор описания - Л. Д. Лихачёва); Иванова. 2011. С. 10; А. С. Петров датирует средник нач. XVI в.; он сопоставляет памятник с описью не только 1601 г., но и 1668 г. и предполагает, что свой совр. вид эта пелена обрела лишь после 1668; см.: Петров. 2008. С. 51, 69, 95-96; см. также: Прил.: Древнерус. пелены XV-XVI вв.: Кат. 9); на 3-й «в кресте на дробницах выбиваны святые», жемчужная обнизь была приложена царицей Анастасией Романовной (не сохр., о прикладе см.: Дмитриева, Шаромазов. 1998. С. 45). возможно, ок. 1548 г. для иконопортрета основателя монастыря «письма прп. Дионисия Глушицкого» были изготовлены золотой оклад и саженная жемчугом лицевая пелена. Иконография Успения Пресв. Богородицы, повторявшаяся в композиции неск. храмовых икон, становится для обители в XVI в. настолько важным изображением, что ее шитый вариант помещают на оплечье игуменских риз: «Шит золотом и серебром образ Успение Пречистыя Богородицы со апостолы. Зделаны ново при игумене Иоасафе» (Там же. С. 140). Видение св. Иоанна Богослова. Хоругвь. 1566 г. (ГРМ) Видение св. Иоанна Богослова. Хоругвь. 1566 г. (ГРМ) Лицевое шитье XV-XVII вв., сохранившееся от храмового убранства К. Б. м., прекрасно иллюстрирует расцвет этого вида искусства. Н. А. Маясовой удалось выявить ок. 60 произведений лицевого шитья, связанных с этим мон-рем, из них половина принадлежит отличавшимся друг от друга мастерским шитья - «светлицам» знатных заказчиц и вышивальщиц.

http://pravenc.ru/text/1840459.html

2002. Вып. 6. С. 170-174; она же. Прп. Кирилл Белозерский: Житие в иконе. СПб., 2009; Враская О. Б. Об орнаментации рукописных книг из Кирилло-Белозерского мон-ря//ДРИ. 1983. [Вып.:] Рукописная книга. Сб. 3. С. 267-276; Шакурова Е. В. Рака Кирилла Белозерского из Кирилло-Белозерского мон-ря//ПКНО, 1982. Л., 1984. С. 408-416; Popova O. Altrussische Buchmalerei 11. bis Anfang 16. Jh. Leningrad, 1984; Лелекова О. В. Иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского мон-ря, 1497 г.: Исслед. и реставрация. М., 1988; она же. Мат-лы к истории худож. мастерской Кирилло-Белозерского мон-ря в XVII-XVIII вв.//ДРИ. 1989. [Вып.:] Художественные памятники Рус. Севера. С. 157-180; она же. Рус. классический иконостас: Иконостас из Успенского собора Кирилло-Белозерского мон-ря. М., 2011. 2 т.; Смирнова Э. С. Московская икона XIV-XVII вв. Л., 1988; она же. «Успение» из Кирилло-Белозерского мон-ря и проблема традиции в рус. живописи 1-й пол. XV в.//ДРИ. 1989. [Вып.:] Художественные памятники Рус. Севера. С. 16-29; она же. Аникиево Евангелие: Малоизв. памятник моск. книжной миниатюры и орнаментики 1-й трети XV в.//Там же. 1997. [Вып.]: Исслед. и атрибуции. С. 171-192; 1000-летие рус. худож. культуры: Кат. выст. М., 1988; Лелеков Л. А. Истоки архит. декора заволжских мон-рей//ДРИ. 1989. [Вып.:] Художественные памятники Рус. Севера. С. 320-332; Малкин М. Г. Два живописных ансамбля круга Дионисия и его преемников//Там же. С. 131-142; Петрова Г. Д. «Похвала Богоматери» с Акафистом из Кирилло-Белозерского мон-ря//Там же. С. 143-156; Тарабукин Н. М. Искусство Севера//Ферапонтовский сб. М., 1991. Вып. 3. С. 319-356; «Пречистому образу Твоему поклоняемся...»: Образ Богоматери в произв. из собр. ГРМ: Кат. СПб., 1995; Рыбаков А. А. Вологодская икона: Центры худож. культуры земли Вологодской XIII-XVIII вв. М., 1995; Орлова М. А. О группе произведений древнерус. серебряного дела кон. XIV - нач. XV в.: (К проблеме генезиса стиля орнамента)//ДРИ. 1997. [Вып.:] Исслед. и атрибуции. С. 148-170; Русские мон-ри: Искусство и традиции/ГРМ.

http://pravenc.ru/text/1840459.html

Многие из палехских мастеров заводят свои иконописные мастерские в Москве, в Нижнем Новгороде и др. городах. В Петербурге, например, были мастерские Суслова, Соколова, в Москве – Комаровых, Рогожкиных, позднее И.М. Баканова, в Нижнем Новгороде – А.А. Глазунова и Д.А. Салабанова. Собор Киево-Печерских чудотворцев. Икона. 2-я пол. XIX в. Палех. 58х44,5 см. ГРМ Григорий Мятов. Иоанн Предтеча – Ангел пустыни со сценами жития и избранными святыми на полях. Икона. 2-я пол. XIX в. Палех. 26,7х22,2 см. ГРМ К концу XIX и в начале XX в. палешане принимают участие в многочисленных реставрационных работах во Владимире, Ростове, Ярославле, Новгороде и др. городах. Занималась ими, главным образом, мастерская Н.М. Сафонова. Еще в 1880 братья Белоусовы работали в Грановитой палате, затем сафоновские мастера работали в Благовещенском соборе и во Владимире в Успенском соборе, где М.П. Бакановым, отцом И.М. Баканова, были сняты очень хорошие кальки и сделаны копии с фресок Андрея Рублева после их расчистки. Богоматерь «Всех скорбящих Радость». Икона. 2-я треть. XIX в. Владимирские иконописные села. 53,5х34,6 см. Из собрания М. де Буара (Елизаветина) В выполнении заказов на иконостасы и подрядов на стенные росписи палешане не имели серьезной конкуренции. В этой области работали лучшие мастера, о чем свидетельствуют их композиционные рисунки, в которых нередко проявлялось творческое начало. Реставрационная работа палешан, широко охватившая многочисленные художественные памятники различных эпох, оказала огромное влияние на палехское дело, с одной стороны, резко улучшив экономическое положение мастеров, с другой – необычайно расширив их кругозор и обогатив вкус; она способствовала укреплению их традиционных навыков, повышению мастерства. Огромную роль сыграла реставрация Ипатьевского собора в Костроме, произведенная Сафоновым в 1911–1912гг. Здесь палешанами была расписана галерея собора по переводам, снятым с росписи галереи церкви Ильи Пророка в Ярославле. Палех часто и резко судят за его реставрационные работы до революции.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

65 Пострижение Евфросиньи состоялось на Афанасьевском подворье Кирилло-Белозерского монастыря в Москве. По-видимому, имеются в виду следующие вещи: 1). Плащанииа «Положение во гроб-». 1565 г. 168 х 262 см. ГРМ. Инв. Т-285. (П лешанова И. И., Лихачева Л. Д. Древнерусское декоративно-прикладное искусство. Л., 1985. С. 208. Табл. 111–112. Кат. 98.); 2). Пелена «Успение Богородицы». 1565 г. 78 х 102 см. ГИМ. Инв. 86. (Маясова Н. А. Мастерская художественного шитья князей Старицких//Сообщения Загорского музея-заповедника. Вып. 3. Загорск, 1960. С. 55–56. Табл. В); 3). Пелена «Видение Иоанна Богослова». 1565 г. 66,6 х 62 см. ГРМ. Инв. Т-103. (Плешанова И. И., Лихачева Л. Д. Древнерусское декоративно-прикладное искусство. С. 208. Кат. 99. Табл. ИЗ); 4). Хоругвь (после реставрации – пелена) «Спас великий Архиерей». 1565 г. 66 х 56 см. КБИАХМ. Инв. 42 цт. (С и л к и н А. В. Двусторонняя хоругвь из Кирилло-Белозерского монастыря//Древнерусское искусство: исследования и реставрация: Сборник научных трудов. М., 1985. С. 80–94. Илл. 4). 66 Изложенные события имели другую последовательность. В мае 1569 г. Иван IV был в Кирилло-Белозерском монастыре, затем в июне – начале августа в Вологде. 6 сентября умерла его жена Мария Темрюковна, 9 октября был отравлен Владимир Старицкий с женой и младшей дочерью, 20 октября 1569 г. погибла Евфросинья (см.: Зимин А. А. Опричнина Ивана Грозного. М., 1964. С. 289–292). 69 Послание царя Ивана Грозного в Кирилло-Белозерский монастырь игумену Козьме датируется 1573 г. (См.: Никольский Н.К. Когда было написано обличительное послание царя Ивана Васильевича IV в Кирилло-Белозерский монастырь?//Христианское чтение. 1907. Т. CCXXII1. С. 839.). 72 Святые врата в монастыре расписаны в 1585 г. старцем Александром с учениками Емельяном и Никитой. 73 Симеон Бекбулатович пострижен в монахи Кирилло-Белозерского монастыря в марте 1606 г., через два месяца переведен в Соловецкий монастырь, где жил до 1612 г. Умер инок Стефан в 1бТб году (см.: Фруменков Т. Г. Узники Соловецкого монастыря. Архангельск, 1979).

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Pospelov...

Придя в храм, святой старец молитвенно благодарил Бога за причащение; он затворился в келлии, находившейся при храме, и стал готовиться к отшествию в вечные селения. В то время к берегу пристал новгородский купец Иоанн и, поклонившись святым иконам в храме, пришел к святому старцу. Получив благословение и наставление, он предложил преподобному часть своего богатства и был опечален, когда услышал отказ. Желая утешить купца, преподобный Савватий предложил ему остаться до утра и обещал благополучие в дальнейшем пути. Но Иоанн спешил отплыть. Внезапно началось землетрясение и на море поднялся шторм. Испугавшись, купец остался, а утром, войдя в келлию для благословения, увидел, что старец уже преставился. Вместе с подошедшим игуменом Нафанаилом они погребли преподобного Савватия в часовне и составили описание его жития. Это совершилось 27 сентября 1435 года. Через 30 лет святые мощи преподобного Савватия были перенесены преподобным Зосимой († 1478; память 17 апреля) и братией на Соловецкий остров и положены в Преображенском храме. В 1566 году мощи преподобных Савватия и Зосимы были перенесены в церковь, названную в их честь (совместная память 8 августа ). Иконописный подлинник Сольвычегодск. 1660-е. Прп. Зосима. Строгановские мастерские. Шитьё. Сольвычегодск. 1660 г. 191 х 109. Из Соловецкого монастыря. ГРМ. Спб. Русский Север. XVI. Прпп. Зосима и Савватий с житием. Икона. Русский Север. Конец XVI в. 91,5 х 77,2. В 1931 в ГРМ (Спб.) поступила из Белозерска. Русь. XVI. Прпп. Зосима, Савватий Соловецкие и Александр Свирский. Икона (таблетка). Оборот таблетки Преполовение. Русь. 2-я половина XVI века. 25 х 20.2. Из Рождественского собора Суздаля. С 1920-х из Покровского монастыря поступила в ГВСИАХМЗ. Суздаль. Русь. XVI. Прпп. Зосима и Савватий Соловецкие с житием. Икона. Русь. XVI в. Русь. XVII. Минея - Сентябрь (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Русь. XVII. Прп. Савватий. Икона. Русь. XVII в. 136 х 50. Русь. XVII (?).

http://patriarchia.ru/db/text/913933.htm...

В Г. м. также проживали княгини И. И. Мстиславская (упом. в 1587), Е. Мосальская (упом. в 1619), А. Хилкова (1684-1685), мать царевича Касимовского Василия Ярославича царица Касимовская Фатьма Салтансейтовна (в 1658 освобождена), неск. сестер из рода Черкасских, в т. ч. дочь кн. Якова Куденетовича Черкасского мон. Досифея († 12 июня 1689). Помимо вкладов после старицы Досифеи в мон-ре остался синодик, включавший весь род князей Черкасских с указанием даты кончины каждого. По указу от 29 мая 1728 г. в Г. м. была сослана и пострижена с именем Варсонофия свояченица кн. А. Д. Меншикова В. М. Арсеньева. По указу имп. Елизаветы Петровны от 19 дек. 1741 г. инокиня Варсонофия (Арсеньева) была освобождена и отправлена в Москву. В XIX в. в Г. м. проживали дочь губернатора г. Костромы схим. Александра (Шипова Александра Алексеевна) и сестра губернатора г. Курска инокиня Ангелина (Кожухова Александра Степановна), к-рая вела аскетическую жизнь: не топила келью, не имела теплой одежды, носила медные параман на цепи, пояс и крест, поверх них надевала власяницу. Спала на узкой скамье с деревянным возглавием и рогожей, постилась весь год, за исключением Пасхи и дней от Рождества Христова до Богоявления. Церковь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы. Фотография. 2005 г. Церковь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы. Фотография. 2005 г. Интерьер ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы. Фотография. 2005 г. Иконы Г. м. были «замечательны по своему древнему происхождению и богатому убранству», многие являлись вкладами царей и князей, в т. ч. Старицких. Часть икон была украшена золотыми и серебряными окладами, жемчугом, яхонтом, финифтью. К 2006 г. сохранились иконы XVI в., среди них - Богородичные: «Владимирская», «Взыграние Младенца», «Покров Пресв. Богородицы» (ЧерМО), «Смоленская» «Неопалимая Купина» (КБМЗ), а также свт. Николая Чудотворца, вмч. Мины (ЧерМО), вмц. Екатерины с деяниями (КБМЗ), свт. Леонтия Ростовского (ГРМ). Местонахождение др. икон из Г. м. неизвестно. В Г. м. существовала золотошвейная мастерская, организованная еще инокиней Евдокией (Старицкой). Под ее рук. изготавливались произведения высочайшего мастерства. Известно ок. 30 предметов художественного шитья, внесенных вкладами в Троице-Сергиев, Иосифов Волоколамский и Кириллов Белозерский мон-ри. Часть их изготовлена в Г. м. К 2006 г. произведения хранятся в ГЭ, ГИМ, ГРМ, КБМЗ, СПГИАХМЗ, НГОМЗ. Шедевром древнерус. искусства считается плащаница 1561 г. из Успенского собора Московского Кремля, выполненная в мастерской Старицких. В 1812 г. она была вывезена из Москвы франц. войсками, но близ Смоленска отбита рус. казаками; ныне находится в кафедральном соборе г. Смоленска. В КБМЗ также хранятся выносная пелена «Спас Великий Архиерей», покровец «Распятие» и 6 фрагментов, сохранившихся на более поздних изделиях.

http://pravenc.ru/text/166215.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАКАНОВ Баканов Иван Михайлович (1870-1936), иконописец, художник палехской лаковой миниатюры; засл. деятель искусств (1933). Работал в Палехе в иконописной мастерской Н. М. Сафонова в течение 34 лет (6 лет - ученик, затем мастер). Занимался гл. обр. стенной росписью, что впосл. повлияло на характер его миниатюр. Среди монументальных работ Б. росписи церкви с. Братцево Московской губ. (в составе артели Сафонова; 1891); домовой церкви вел. кнг. Ксении Александровны в С.-Петербурге (1896); церквей в Петергофе (1904), в с. Тезино Костромской губ. (1910); паперти Троицкого собора Ипатьевского мон-ря (1912). В числе др. палехских иконописцев Б. оформлял Владимирский и Новгородский залы в ГИМ (1888 - 90-е гг. XIX в.). Участвовал в реставрации фресок соборов Благовещенского Московского Кремля (1888-1891), Софийского (1898-1900) и Георгиевского (1901-1902) в Новгороде, в Иосифо-Волоколамском мон-ре (?), Троицкого в Ипатьевском мон-ре (1912), а также в Крестовоздвиженском храме в Палехе (1906-1907). В 1914 г. Комитетом попечительства о рус. иконописи Б. было предложено преподавание в школе-мастерской в Палехе, где он руководил классом иконописи вплоть до закрытия школы в 1918 г. Б. является одним из создателей искусства палехской лаковой миниатюры, был среди учредителей Артели древней живописи (1924). Его работы хранятся в МПИ, ИОХМ, ВМДПНИ, ГТГ, ГРМ, СПГИАХМЗ и др. Одна из центральных улиц в Палехе, на к-рой находится музей лаковой миниатюры, носит имя Б. Ист.: МПИ. Инвентарная кн. НВ, N 1. Лит.: Датиева Н. С. О строительстве здания Исторического музея//Тр. ГИМ. М., 1998. Вып. 100. С. 323-343. О. А. Колесова Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/77388.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010