2. Мытаря и фарисея - за две недели до Великого Поста. 3. Сырная (масленица) - неделя перед Великим Постом (разрешается всю седмицу яйца, рыбное и молочное, но уже без мяса). 4. Пасхальная (Светлая) - неделя после Пасхи. 5. Троицкая - неделя после Троицы (неделя перед Петровым постом). Как поститься в навечерие Богоявления Господня Этот однодневный пост называется так же, как навечерие праздника Рождества Христова, - сочельник, или сочевник. К хранению поста в навечерие Богоявления побуждает благочестивое ожидание освященной воды, до вкушения которой православные христиане, поступая по древнему священному преданию и Уставу Церкви, утвердившей это предание, не вкушают пищи, " дондеже освятятся водным краплением и причащением, то есть питием " . В сочельник в навечерие праздника Крещения, когда положено говеть до вкушения святой воды, трапеза предписана, как в Рождественский сочельник, один раз, после Божественной Литургии. На трапезе правилом Церкви постановлено вкушать с елеем. " Сыра же и подобных ему, и рыб, никакоже дерзнем ясти " . По Церковному Уставу, в дни сочельников - Рождественского и Богоявленского - православным христианам предписывается употреблять в пищу сочиво - смесь зерен пшеницы, мака, ядер грецких орехов, меда. Как проводить дни масленицы Последняя приготовительная к Святой Четыредесятнице неделя называется сырною, а в просторечии - масленицей. В эту неделю уже не употребляются мясные продукты, а предписывается молочная, сырная пища. Приготовляя нас к подвигу Великого поста, снисходя к нашей немощи и плоти, Церковь установила сырную седмицу, " дабы мы, от мяс и многоядения ведомые к строгому воздержанию, не опечалились, но мало-помалу оступая от приятных яств, приняли бразду поста " . В среду и пятницу сырной седмицы Церковь предписывает пощение до вечера, как в Великий пост, хотя вечером можно употреблять ту же пищу, что и в другие дни масленицы. Как поститься в Великий пост Великий пост начинается за семь недель до праздника Святой Пасхи и состоит собственно из Четыредесятницы и Страстной седмицы. Четыредесятница установлена в воспоминание жизни Господа Иисуса Христа на земле и в честь сорокадневного пребывания в постном подвиге в пустыне Самого Спасителя, а Страстная седмица посвящается воспоминанию последних дней земной жизни, страданий, смерти и погребения Иисуса Христа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2116...

695 Первый свеклосахарный завод в России был основан в 1802 г. генералом Е. И. Бланкеннагелем в селе Алябьеве Чернинского уезда Тульской губ. (см.: Рейсер A. С. Опыт сопоставления некоторых главнейших хронологических дат в области истории сахара и его производства. – Сб. статей по сахарной промышленности. M., 1925, вып. 6–7, с. 343). 696 Мелюс, или мелис – дешевый сахар из белой патоки, продукт с не доведенной до конца переработкой; часть его шла на продажу. 697 Софья Сергеевна Всеволожская (сестра Герард) была за князем Иваном Сергеевичем Мещерским, а сестра Мещерского, княжна Анна Сергеевна, была за Сергеем Акимовичем Мальцевым. Другой брат Мещерский, князь Петр Сергеевич, был некоторое время обер-прокурором святейшего Синода. 701 «Π. В. Долгоруков относит это к брату Юрия Владимировича Василию Владимировичу» (Экз. Β. К. Журавлевой, с. 432). 703 Речь идет о холерном бунте в Петербурге в июне 1831 г. Очевидец, описывая картину бунта и эпизод «усмирения» его Николаем I, так передает слова императора, обращенные к народу: «Что вы это делаете, дураки? С чего вы взяли, что вас отравляют? Это кара божия. На колени, глупцы! Молитесь богу! Я вас!» (см. в статье: Герцен А. И. Николай как оратор. – Колокол, 1865, 1 декабря, л. 209; Герцен, т. 18, с. 472). 705 Александра Александровна Корсакова сама повредила своему здоровью; она была очень полна, румяна, и кровь приливала к голове. Будучи в Париже, она посоветовалась с каким-то медиком, тот предложил ей пустить себе кровь; что ж она придумала? Послала за кровопускателем и велела себе пускать кровь до обморока и этим так себя ослабила, что опасались даже за ее жизнь. Но хотя она не умерла и выздоровела, она этим подорвала свое здоровье, стала какая-то хилая, ледащая и никогда вполне после того не могла оправиться. От этого-то старик Вяземский и называл ее больною старою девкой. 706 Сырная неделя (или сырная седмица) –то же, что масленая неделя, масленица – последняя неделя перед великим постом. 710 Речь идет о князе E. А. Грузинском (1762–1852), владевшем крупными поместьями в Нижегородской губернии и отличавшемся жестокостями и самодурством. В этом качестве он был упомянут А. И. Герценом в «Былом и думах» – в части Второй «Тюрьма и ссылка» (см.: Герцен, т. 8, с. 241).

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Разделы портала «Азбука веры» 21 Фев 2023 Масленицу в 2023 году празднуют 66% россиян, при этом 76% планируют печь блины, ещё 36% будут принимать гостей или ходить в гости, есть мясо и мясные продукты на Масленицу планируют 13%, передаёт «РИА Новости» со ссылкой на результаты опроса ВЦИОМ. «20 февраля в России отмечают начало Масленичной недели. Это один из самых массовых традиционных праздников — две трети россиян празднуют Масленицу (66%), среди них больше женщин (72%), чем мужчин (59%). Каждый третий признался, что не празднует Масленицу (31%)», — отмечается в исследовании. Из результатов опроса следует, что среди православных граждан отмечают Масленицу 77%, не отмечают 20%. При этом среди исповедующих ислам каждый пятый россиянин сообщил, что празднует Масленицу (20%), 79% этого не делают. На вопрос о том, почему россияне празднуют Масленицу, больше половины респондентов (62%) ответили, что это традиции, унаследованные от предков, ещё 17% ответили, что это проводы зимы и встреча весны, 8% — отдых и возможность отвлечься, 7% — веселье. При этом, как следует из исследования, 8% продемонстрировали религиозное понимание Масленицы, о языческих корнях праздника вспомнили всего 2%. Всероссийский телефонный опрос «ВЦИОМ-Спутник» был проведён 11 февраля 2023 года. В нём приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет. Напомним, Масленица — народное название Сырной седмицы. Масленица не исключает умеренного веселья, и в то же время она уже озарена приближением Великого Поста. Церковь иногда замещала языческие праздники христианскими, исключая языческий смысл и заменяя его новым, христианским содержанием. Так было и с Масленицей. Церковь приурочила её к последней подготовительной седмице (неделе) перед Великим Постом. Для православных Сырная седмица, Масленица — неделя постепенной подготовки к Посту. Другие новости Православие о Опросы  Загрузка ... Популярное Сейчас в разделе 7  чел. Всего просмотров 426 тыс. Всего записей 3132 ©2024 Азбука новостей к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/news/dve-treti-rossijan...

Во многие из этих примет люди верят до сих пор. Россияне о масленице. Опросы Согласно данным опроса ВЦИОМ за февраль 2019 года, на этой неделе большинство россиян (91%) едят блины, 78% просят прощения у близких и 68% ходят в гости. 40% опрошенных сообщили, что будут участвовать в масленичных гуляньях, а 56%, напротив, не собираются этого делать. Сжигать чучело Масленицы собираются только 30%, тогда как большинство — 67% не намерены участвовать в этом обряде. В прошлом году, как показал опрос, в народных гуляниях участвовали менее половины респондентов (46%), а в сжигании чучела — 39%. Масленица и христианство В христианстве масленица не относится к церковным праздникам. У Сырной седмицы совсем другой смысл. Христианам чужды разгулы, обжорства и тем более сжигание чучела. Святитель Тихон Задонский говорил: «Кто проводит масленицу в бесчинствах, тот становится явным ослушником Церкви и показывает себя недостойным самого имени христианина». В Книге Правил, являющемся одним из основополагающих ориентиров для каждого христианина, существует немало определений, прямо запрещающих участие в каких-либо ритуальных, языческих священнодействиях и празднествах. Так, например, 61-е правило 6-го Вселенского Собора (VII век) со ссылкой на Священное Писание говорит о том, что тех, кто придается языческим суевериям и разного рода культам, следует либо отлучать на очень длительное время от церковного общения, либо, в случае неисправимости человека, вообще извергать из Церкви. Похожие строгие меры предусмотрены и другими церковными правилами: 65-е правило того же Вселенского Собора, 24-е правило Святого Поместного Собора Анкирского, 36-е правило святого Поместного Собора Лаодикийского, а также 7-е, 65-е, 72-е, 81-е, 83-е правила святителя Василия Великого и 3-е правило святителя Григория Нисского . Получается, что компромисс между христианством и язычеством никак невозможен, в противном случае христиане перестанут быть самими собой. Что же касается некоторых народных традиций (например, есть блины на масленицу), то Церковь не осуждает тех благочестивых обычаев, которые сложились в истории различных народов и не связаны сегодня в народном сознании с магией или оккультизмом. Церковь благословляет все добрые порывы в жизни людей, стараясь дать им нужное спасительное направление. Именно по этой причине и освящают плоды нового урожая, жилища людей и совершают молебны на начало доброго дела. Но в учении Церкви нет ни сельскохозяйственного культа, ни культа жилища, рода, рожениц и скота. Православная Церковь о праздновании масленицы

http://sueverie.net/maslenica-ili-syrnay...

Пост или нарушение поста – один из характерных приемов практической полемики в защиту веры. С богословской точки зрения вера защищается правильным вероучением и формулированием догматов. Однако, теории без практики недостаточно. Для того, чтобы кого-то чему-то научить, его нужно отучить от тех обычаев, которые дополнительным образом удерживают его в круге собственных представлений. Примером установления поста вопреки языческим постам может послужить Успенский пост, введенный по указу патриарха Николая Мистика в начале X в. Примером упразднения поста или, если сказать точнее, действия внешне противоположного практике поста являются Седмицы сплошная и сырная. А сам пост и абсолютен, и относителен – в особом хорошем смысле этого слова, ведь ради любви к братии по речениям древних апофтегм его можно нарушить. В апофтегмах читаем: «Пришли некогда два брата к некоему старцу, а обыкновение старца было не есть каждый день, и, когда он увидел двух братьев, обрадовался и сказал: пост имеет награду, и ядущий по любви снова исполняет две заповеди, ибо он оставил свою волю, и исполнил заповедь, и упокоил братьев» 33 . По аналогии с преодолеваемой опасностью в виде особых постов, которые соблюдали уклонившиеся от истинной веры, сплошная седмица была более значима, чем масляная, по-гречески сырная. В большинстве исторических описаний и древних типиконах акцент делается на возникновении практики сплошной седмицы – в противовес древнему трехдневному Ниневийскому посту, который совершался в третью неделю перед Великим постом в память событий во времена пророка Ионы ( Иона 3, 5–9 ) (он заканчивался в пятницу третьей недели до Пасхи символично в день памяти пророка Ионы – но не как праздник пророка, а как воспоминание о примере покаяния) 34 , или пятидневному армянскому Арцивуру. В «Церковной истории» Никифора Каллиста Ксанфопула 35 содержится одно из поздних описаний-пересказов традиционных для византийцев представлений о происхождении Арцивурова поста 36 . Здесь приведены четыре версии. Арцивуров пост установлен:

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Сырная седмица — преддверие Великого поста. Святая Церковь называет ее «светлым предпутием воздержания», «началом умиления и покаяния», поэтому не подобает истинным чадам Церкви Христовой предаваться в масленицу разгулу, мирским забавам и развлечениям. В сырную субботу совершается воспоминание святых мужей и жен, «в постничестве просиявшие светло, преподобно же пожившия». Примером святых подвижников Церковь укрепляет нас на подвиг духовный, «яко да и первообразному, незлобивому взирающе житию их, многовидныя и различныя делаем добродетели, якоже комуждо сила есть», помня, что и святые подвижники и подвижницы, прославляемые Церковью, были людьми, облеченными немощами плоти подобно нам. В эту последнюю перед Великим Постом субботу Церковь призывает православных христиан почтить «в подвизех просиявшия божественныя отцы, яже изнесе своим всякое место, и град, и страна». Как напутствие перед прохождением подвига поста Церковь предлагает нам жития всех тех, кто подвигом постным вошел в «рай сладости», наслаждаясь ныне Небесного Царствия. Этот древний праздник объединил памяти множества святых разных стран и народов, причем для некоторых из них этот день остался единственным днем их гласного церковного поминовения. На следующий день, в воскресенье, в храмах совершается так называемый «Чин прощения», когда христиане взаимно испрашивают друг у друга прощения обид, чтобы с чистой совестью и мирной душой вступить в святое время Великого поста, подражая хотя бы в эти дни Четыредесятницы подвигу великих преподобных отцов. Сырная суббота — это особенный и единственный день в году, когда совершается память всех монашествующих. И естественно, что их память совершается незадолго перед началом Великого поста, потому что «житие постническое» — это просто синоним монашеской жизни, и потому что в житии постническом все, не только монахи, но и миряне, и белое духовенство — все подражают этой монашеской добродетели. Поэтому последняя предпостная суббота — праздник, когда Церковь предлагает особенно, конечно, монахам поучиться у тех, кто прошел этим жизненным путем так, что попал в Царствие Небесное, а также и всем вообще христианам поучиться у монашества тому, в чем состоит монашество главным образом.

http://patriarchia.ru/db/text/86485.html

Разделы портала «Азбука веры» Фэн-шуй, астрология, оккультизм, любовный приворот, целительство ( 4  голоса:  4.0 из  5) Последняя неделя перед началом Великого поста известна в народе как масленичная. В течение нее проходят различные массовые гуляния, игры, выпекание блинов, а заканчивается всё сжиганием чучела масленицы. В Православной Церкви же эта неделя именуется Сырной и является последним приготовительным этапом перед Великим постом. И заканчивается она днём, когда православные христиане просят друг у друга прощения, чтобы вступить в пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними. К какой категории отнесёте себя вы? Кто-то — к первой, кто-то ко второй. А кто-то обязательно задаст вопрос — а можно ли к обеим сразу? То есть, можно ли православным христианам праздновать масленицу? Масленица. История Праздник масленицы пришел из языческой культуры. Он был известен на Руси еще до принятия христианства. В языческой Руси масленичная неделя начиналась в день весеннего равноденствия. У древних славян был свой праздник — Комоедица, связанный с культом просыпавшегося весной медведя и получивший название от печеных комов из гороховой муки. Они и стали прообразом блинов. Впоследствии Комоедица частично сохранилась в Белоруссии как часть масленичных празднований. А символ солнца и жизни блин стал главным масленичным лакомством. После принятия на Руси христианства оказалось, что традиционное время праздника выпадает на Великий пост. Поскольку праздничное разгулье противоречило духу поста, масленицу сместили на последнюю перед ним неделю. В церковной традиции масленичная неделя (седмица) именуется сырной или мясопустной — поскольку в воскресенье перед ее началом происходит заговенье на мясо. В то время как на улицах гудит веселье, церковные богослужения постепенно принимают характер поста — в среду и пятницу не совершается Божественная литургия, читается покаянная молитва преподобного Ефрема Сирина . В воскресенье верующие вспоминают Адамово изгнание из рая и совершают чин прощения. Православная Церковь настаивает на том, что эти семь дней должны быть посвящены не разгулу и обжорству, а примирению с ближними, прощению обид и подготовке к Великому и спасительному посту.

http://sueverie.net/maslenica-ili-syrnay...

Полунощница – богослужение суточною круга, совершаемое в полночь или в любой час ночи до утра. Служба полунощницы установлена, во-первых, с тем, чтобы напоминать верующим молитвенный полуночный подвиг Христа перед отшествием Его на страдания (см.: Мф. 26, 36 – 44 ; Мк. 14, 32 – 39 ; Лк. 22, 41–46 ); во-вторых, для постоянною памятования о дне второго пришествия Христова, которое, по церковному преданию, основанному на евангельской притче о десяти девах (см.: Мф. 25, 1 – 13 ), наступит в полночь; в-третьих, для призыва верующих и в полночь подражать ангелам, немолчно прославляющим Господа. Полунощница бывает вседневная, субботняя и воскресная. Попразднество, или попразднство , – продолжение праздника. В дни попразднества, наряду с песнопениями воспоминаемым в эти дни святым, Церковь продолжает прославлять событие праздника, а также участников этого события. Число дней попразднества бывает разным – от одного до восьми. Пост – воздержание на какое-то время от чувственных, плотских удовольствий: определейной пищи (мяса, молочных продуктов), зрелищ, мирского общения, «пустых разговоров» и т. п. Пост для христианина есть время особою молитвенною сосредоточения, покаяния и милосердных дел. Пост является средством для укрепления в христианине духовно-нравственных стремлений и возобладания их над чувственно-телесными. В Православной Церкви посты делятся на многодневные и однодневные. Многодневными являются посты: Великий – перед праздником Пасхи; Петров, или Апостольский, – перед празднованием памяти апостолов Петра и Павла; Успенский – перед праздником Успения Пресвятой Богородицы; Рождественский, предваряющий праздник Рождества Христова. К числу однодневных относятся посты в среду и пятницу, установленные соответственно в воспоминание предания Спасителя на страдания и самых Его страданий и смерти. (В некоторые седмицы поста в среду и пятницу нет. Такие седмицы называются сплошными: пасхальная седмица; седмица Пятидесятницы; святки – период в двенадцать дней от праздника Рождества Христова до Богоявления, кроме последнего дня (навечерия Богоявления),седмица мытаря и фарисея и седмица сырная (масленица) – перед началом Великого поста.) Однодневными являются также посты в праздник Воздвижения Креста Господня, 14 сентября; в день Усекновения главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна,29 августа; в навечерие Богоявления, 5 января.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

На какие же дела покаяния и исправления жизни особенно обращается внимание? Прежде всего и главным образом, на деяния любви и милосердия, ибо Господь произнесет Суд Свой преимущественно по делам милосердия, и притом возможным для всех, не упоминая о других добродетелях, не одинаково доступных для каждого. Никто из людей не вправе сказать, что он не мог помочь алчущему, напоить жаждущего, посетить больного. Вещественные дела милости ценность свою имеют тогда, когда они будут проявлением владеющей сердцем любви и соединены с духовными делами милости, которыми и тело, и душа ближних облегчаются. Последняя подготовительная ко Святой Четыредесятнице седмица называется сырной, сыропустной, масленой, масленицей. В эту седмицу употребляется сырная пища: молоко, сыр, масло, яйца. Церковь , снисходя к нашей немощи и постепенно вводя нас в подвиг поста, установила в последнюю седмицу пред Четыредесятницей употреблять сырную пищу, «дабы мы, от мяса и многоядения ведомы к строгому воздержанию... мало-помалу от приятных яств приняли бразду, то есть подвиг поста». В сыропустные среду и пятницу пост положен более строгий (до вечера). Песнопениями сырной седмицы Церковь внушает нам, что эта седмица есть уже преддверие покаяния, предпразднство воздержания, седмица предочистительная. В этих песнопениях Святая Церковь приглашает к сугубому воздержанию, напоминая о грехопадении прародителей, происшедшем от невоздержания. В сырную субботу совершается воспоминание святых мужей и жен, в подвиге поста просиявших. Примером святых подвижников Церковь укрепляет нас на подвиг духовный, «яко да и первообразному, незлобивому взирающе житию их, многовидныя и различныя делаем добродетели, якоже комуждо сила есть», помня, что и святые подвижники и подвижницы, прославляемые Церковью, были людьми, облеченными немощами плоти подобно нам. Последнее воскресенье пред Великим постом имеет в Триоди надписание (наименование): «В Неделю сыропустную, изгнание Адамово ». В этот день воспоминается событие изгнания наших прародителей из рая. Святая Четыредесятница

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Разделы портала «Азбука веры» ( 2  голоса:  5.0 из  5) Подготовка к Великому посту начинается с   Недели о мытаре и фарисее и завершается Прощёным воскресеньем. Лестница Великого поста Структура  Великого поста  построена так, что каждая неделя поста имеет свой духовный смысл, свою духовную направленность. И человек, который посвящает свои время и силы от начала до конца великопостного периода, он действительно, как по лестнице духовного восхождения шаг ступенька за ступенькой приближается к тайне  Пасхи Христовой . протоиерей Алексий Уминский •   Неделя  о мытаре и фарисее  ( Лк.18:10–14 ) Седмица  «сплошная»   (нет поста в среду и пятницу). •   Неделя о блудном сыне  ( Лк.15:11–32 ). • Вселенская родительская (мясопустная) суббота. •   Неделя мясопустная  (последний день вкушения мяса), о Страшном суде ( Мф.25:31–46 ) Седмица сырная ( масленица ), «сплошная» •   Неделя сыропустная . Воспоминание Адамова изгнания.   Прощёное воскресенье  ( Мф.6:14–21 ) Богослужения Сырной седмицы являются подготовкой к Великому посту, поэтому в Православной Церкви дни сырной седмицы не являются праздничными в отличие от празднования народной масленицы. Про эту седмицу в богослужении говорится: «преддверие покаяния, предпразднство (πυοερτιον) воздержания, светлое предчувствие поста, седмица пред очистительная». Подготавливая верующих к длительному посту и объясняя его значение через богослужебные тексты, Православная Церковь учит, что пост всегда полезен, во время него ослабевают бесовские искушения, вместе с постящимся пребывают ангелы, поскольку с помощью поста человек очищается. Согласно Типикону, всю седмицу, включая среду и пятницу, разрешено есть рыбу, яйца, сыр, молочные продукты, но запрещено вкушать мясо во все дни этой седмицы; кроме того, в среду и пятницу рекомендован лишь один приём пищи вечером. Об истории поста в эту седмицу, то есть о причинах отказа от мяса, повествует Никифор Каллист Ксанфопул (XIV век) в Синаксаре Субботы сырной, который помещён в Постной Триоди: византийский император Ираклий I после шестилетней изнурительной войны с персидским царём Хосроем дал обет не вкушать мясо в последнюю седмицу перед Великим постом. Была одержана победа. Приняв благочестивый обет и ходатайство царя, Церковь ввела это в свой богослужебный устав. Категория: блюда из овощей Другие рецепты О постах и трапезах Популярное Сейчас в разделе 50  чел. Всего просмотров 4.5 млн. Всего записей 3742 ©2024 Азбука рецептов к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/recept/podgotovitelnyj-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010