Основные особенности богослужения мясопустной седмицы и Недели     1. Поминовение усопших в субботу («родительская суббота»).     2. В Неделю на утрени – пение 136-го псалма: «На реках Вавилонских» и покаянных стихир: «Покаяния отверзи ми двери...»     3. На литургии в воскресенье — прокимен: «Велий Господь...», Апостол — Кор., зач. 140-е. Евангелие (о Страшном суде Христовом) – Мф., зач. 106-е. Причастный стих: «Хвалите Господа...», другой – «Радуйтеся, праведнии...». Седмица и Неделя сыропустные    Последняя подготовительная к Св. Четыредесятнице Неделя (седмица) называется сырной, а в просторечии – масляной, масленицей, так как в эту седмицу употребляется скоромная пища – молоко, сыр, масло и яйца, а в саму Неделю (воскресенье) сырную заканчивается употребление молочной (сырной) пищи.     Сырная седмица. Начиная с понедельника сырной седмицы (следующей за мясопустной Неделей), в Триоди помещаются на каждый день стихиры, трипеснцы и целые каноны, соединяемые со службами святому Минеи и Октоиха.    Песнопениями сырной седмицы Церковь подготавливает нас к подвигу Святого поста и заботится, чтобы мы положили «начало умиления и покаяния, злых отчуждение и страстей воздержание, лукавых дел отсечение». Своим богослужением в сырную седмицу Церковь внушает нам, что эта седмица есть уже «преддверие покаяния», «предпразднство воздержания», седмица «предочистительная». В сырные среду и пятницу разрешается вкушение молока и яиц (Типикон, гл. 33). Уставные особенности сырной седмицы     1. В песнопениях всей этой седмицы Святая Церковь приглашает нас к воздержанию, напоминая нам о грехопадении прародителей, происшедшем от невоздержания.     2. Во все дни сырной седмицы к песнопениям Октоиха и Минеи присоединяются песнопения Постной Триоди.     3. В среду и пятницу сырной седмицы литургии, по Уставу, не бывает, за исключением тех случаев, когда с этими днями совпадает Сретение Господне или храмовой праздник. В сырные среду и пятницу совершается служба, подобная великопостной, но с некоторыми отличиями.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Будучи приготовительной, сырная седмица исключает всякую неумеренность в еде. Её значению противоречит объедение и пьянство. На пороге тихих великопостных дней душа переживает радостный подъем, чтобы потом полнее испытать покаянное настроение. На сырной седмице уже не совершаются таинства венчания. В среду и пятницу не служится Литургия, в эти же дни нет поста. На Часах произносится молитва преп. Ефрема Сирина с преклонением колен. В воскресный день этой седмицы Церковь вспоминает изгнание прародителей из рая за непослушание и невоздержание. «Мир с родоначальниками горько да восплачет: снедию сладкою падший с падшими» (Синаксарь в сырную неделю. Вечером воскресного дня совершается чин прощения, чтобы войти в спасительные дни поста, находясь со всеми в мире. Родился этот обычай среди древних египетских пустынников, которые собирались в последний день перед постом для совместной молитвы. Испросив друг у друга прощение, они расходились в уединенные места обширной пустыни и проводили св. Четыредесятницу в великих аскетических подвигах. Врата монастыря запирались до недели Ваий. Сложившийся на Руси обычай проводить масленую седмицу с блинами вполне соответствует особенностям национального благочестия. В эти дни слабели сословные, имущественные, должностные различия. К столу могли быть приглашены люди незнатные, странники, нищие. «Теперь потускнели праздники, и люди как будто охладели. А тогда… все и все были со мною связаны, и я был со всеми связан, от нищего старичка на кухне, зашедшего на «убогий блин», до незнакомой тройки, умчавшейся в темноту со звоном. И Бог на небе, за звездами, с лаской глядел на всех, масленица, гуляйте! В этом широком слове и теперь еще для меня жива яркая радость» (И.Шмелев. Лето Господне. Хождение друг к другу на блины родственников сближало их, давало удобный повод забыть обиды и недовольства, которые накопились за год. Заканчивается сырная седмица прощённым воскресением. Вечером – заговенье на Великий пост . Праздновать ли православному человеку «День св. Валентина»?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Это он делал не для себя, а для сохранения и спокойствия мира христианского. Возлюбленные о Господе братья и сестры! а разве нам с вами не должно подражать апостолу Павлу в его скромности, терпении, смиренном несении жизненного креста? Постараемся отвергнуть от себя наши грехи, страсти, плотские потребности. Особенно во дни святого Великого поста. Предстоящая Сырная седмица, называемая в народе масленицей, – не есть время народных гулянок и чрезмерного потребления разных вкусностей. Православная Сырная седмица, зовущая к покаянию, – это постепенное, щадящее приготовление к говению и к очищению души. Будем же внимать гласу Святой Церкви не предаваться всяким излишествам, а усилим молитву. Ведь именно этого ждет от нас Господь! Не пищи станем искать, а духовного совершенствования, дабы стяжать высшее благо христианское – благодать Святого Духа. Недаром преподобный Макарий Египетский говорит: «Божественная благодать, которая в одно мгновение может очистить человека и сделать совершенным, начинает посещать душу постепенно, чтобы испытать человеческое произволение». Будем же всегда, от всего сердца благодарить Господа, чтобы быть стойкими в вере, достойными Его вечных благ. Очень хорошо сказал об этом Святитель Василий Великий : «Чтит и прославляет Бога тот, кто исполняет волю Его; а бесчестит Бога тот, кто преступает Его закон». От всей души воскликнем вместе со святителем Тихоном Задонским: «Слава Богу за все! Слава Богу, что создал меня по образу Своему и подобию. Слава Богу, что меня, падшего, искупил! Слава Богу, что обо мне, недостойном, промышлял! Слава Богу, что меня, согрешившего, в покаяние призвал! Слава Богу, что показал мне путь к вечному блаженству! Путь же есть – Иисус Христос, Сын Божий, Который говорит о Себе: Я есмь путь и истина и жизнь ( Ин.14:6 )». Аминь. Другие проповеди Самое популярное Сейчас в разделе 31  чел. Всего просмотров 5.8 млн. Всего записей 375 Подписка на рассылку ©2024 Православные проповеди к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок:

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

В ответ на малые дополнительные посты Ориентальных Церквей православным византийцам пришлось сформулировать предельно ясное противовесное решение11. Одним из практических средств стала сплошная седмица после Недели о мытаре и фарисее (автор XVI в. Дамаскин Студит именовал ее также «исповедальной»12), другим — Масленица, мясопуст или Сырная седмица. Из истории Сырной седмицы или Масленицы Первое упоминание о мясопустной седмице относится к 546 году: «…В этом году произошло разногласие относительно праздника св. Пасхи. Народ сделал мясопуст 4-го февраля, император же приказал продавать мясо еще одну неделю. Мясоторговцы заготовляли мясо и продавали, но никто его не покупал и не ел. Пасха же была, как повелел император, и таким образом народ пропостился одну неделю лишнюю»13. Народ не принял распоряжения императора Юстиниана и не захотел нарушать установленного Цер­ковью канона14. Существует также версия, согласно которой Сырная неделя или мясопуст была установлена императором Ираклием в Сирии15 — после успешного возвращения из персидского похода при посещении Иерусалима в 629 году16 — как особое дополнительное покаянное время17. В сочинении преподобного Иоанна Дамаскина «О святых постах» (VIII в.) говорится о традиции мясопустной «предпостной» седмицы как дошедшей в устном предании — в это время не вкушали мяса и ничего не вкушали до 9-го часа18. Но превращение «предпостной» седмицы в пост, по слову преподобного Иоанна, чрезмерно и не нужно: «Но для законополагающих о восьми седмицах я предположил, что благо не благо, если не добре деется. Хорошо девство, но если ты вступишь в брак, не согрешил. Хорошо не есть во всякий день. Но не ядущий да не судит ядущего. В таковом подобает не законодательствовать, не применять насилие, не принудительно вести вверенную паству, но более убеждением, и кротостью, и словом, осоленным солью, — это и таковым предлагаем»19. В начале X века Патриарх Николай Мистик в сочинении «О монашеской жизни» писал о том, что веком ранее его предшественник святой Никифор Константинопольский ввел Сырную седмицу в противовес яковитам, которые всю Масляную неделю вкушали только хлеб и воду20. Действительно, в 4-м правиле святителя Никифора сказано, «что подобает поститься монахам в среду Сырной седмицы и в пятницу и после отпуста Литургии Преждеосвященных Даров есть сыр, где бы они ни находились. Это правило опровергает учение Иакова и ересь тетрадитов»21.

http://e-vestnik.ru/analytics/igumen_dio...

Это он делал не для себя, а для сохранения и спокойствия мира христианского. Возлюбленные о Господе братья и сестры! а разве нам с вами не должно подражать апостолу Павлу в его скромности, терпении, смиренном несении жизненного креста? Постараемся отвергнуть от себя наши грехи, страсти, плотские потребности. Особенно во дни святого Великого поста. Предстоящая Сырная седмица, называемая в народе масленицей, – не есть время народных гулянок и чрезмерного потребления разных вкусностей. Православная Сырная седмица, зовущая к покаянию, – это постепенное, щадящее приготовление к говению и к очищению души. Будем же внимать гласу Святой Церкви не предаваться всяким излишествам, а усилим молитву. Ведь именно этого ждет от нас Господь! Не пищи станем искать, а духовного совершенствования, дабы стяжать высшее благо христианское – благодать Святого Духа. Недаром преподобный Макарий Египетский говорит: «Божественная благодать, которая в одно мгновение может очистить человека и сделать совершенным, начинает посещать душу постепенно, чтобы испытать человеческое произволение». Будем же всегда, от всего сердца благодарить Господа, чтобы быть стойкими в вере, достойными Его вечных благ. Очень хорошо сказал об этом Святитель Василий Великий : «Чтит и прославляет Бога тот, кто исполняет волю Его; а бесчестит Бога тот, кто преступает Его закон». От всей души воскликнем вместе со святителем Тихоном Задонским: «Слава Богу за все! Слава Богу, что создал меня по образу Своему и подобию. Слава Богу, что меня, падшего, искупил! Слава Богу, что обо мне, недостойном, промышлял! Слава Богу, что меня, согрешившего, в покаяние призвал! Слава Богу, что показал мне путь к вечному блаженству! Путь же есть – Иисус Христос, Сын Божий, Который говорит о Себе: Я есмь путь и истина и жизнь ( Ин.14:6 )». Аминь. Слово 11. О запретных плодах. В Неделю сыропустную, воспоминания Адамова изгнания И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его. ( Быт.1:27 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Все мы дети всех народов и племен состоим в кровном родстве. Происхождение наше Божественно, но светоносная природа наша на заре творения подверглась порче. В памяти человечества нет ничего плачевнее, чем воспоминание о грехопадении первых людей, Адама и Евы.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Малые предварительные посты еретиков и их «антиподы» в Византии Однако в мире Древних Восточных Церквей, придерживавшихся, в частности, монофизитской доктрины, именно самый длинный срок из восьми недель получил наибольший авторитет. Этот авторитет усиливался и другими традициями малых постов, предшествовавших Великому посту. Яковитская монофизитская Церковь отмечала трехдневный Ниневийский пост, а Армянская — пятидневный Арцивур или Арачаворк. Особый срок для поста стал очень удобен как один из атрибутов или символов защиты своей веры. В ответ на малые дополнительные посты Ориентальных Церквей православным византийцам пришлось сформулировать предельно ясное противовесное решение 11 . Одним из практических средств стала сплошная седмица после Недели о мытаре и фарисее (автор XVI в. Дамаскин Студит именовал ее также «исповедальной» 12 ), другим — Масленица, мясопуст или Сырная седмица. Из истории Сырной седмицы или Масленицы Первое упоминание о мясопустной седмице относится к 546 году: «…В этом году произошло разногласие относительно праздника св. Пасхи. Народ сделал мясопуст 4-го февраля, император же приказал продавать мясо еще одну неделю. Мясоторговцы заготовляли мясо и продавали, но никто его не покупал и не ел. Пасха же была, как повелел император, и таким образом народ пропостился одну неделю лишнюю» 13 . Народ не принял распоряжения императора Юстиниана и не захотел нарушать установленного Цер­ковью канона14. Существует также версия, согласно которой Сырная неделя или мясопуст была установлена императором Ираклием в Сирии 15 — после успешного возвращения из персидского похода при посещении Иерусалима в 629 году 16 — как особое дополнительное покаянное время 17 . В сочинении преподобного Иоанна Дамаскина «О святых постах» (VIII в.) говорится о традиции мясопустной «предпостной» седмицы как дошедшей в устном предании — в это время не вкушали мяса и ничего не вкушали до 9-го часа 18 . Но превращение «предпостной» седмицы в пост, по слову преподобного Иоанна, чрезмерно и не нужно: «Но для законополагающих о восьми седмицах я предположил, что благо не благо, если не добре деется. Хорошо девство, но если ты вступишь в брак, не согрешил. Хорошо не есть во всякий день. Но не ядущий да не судит ядущего. В таковом подобает не законодательствовать, не применять насилие, не принудительно вести вверенную паству, но более убеждением, и кротостью, и словом, осоленным солью, — это и таковым предлагаем» 19 .

http://patriarchia.ru/db/text/5782883.ht...

Смотрите, не так ли и христиане масленицу провождают, да и прочие празднуют праздники. Не для чего в полудни света показывать, сами видите. А я еще тоежде подтверждаю, что кто масленицу в вышереченных бесчиниях провождает, тот явным преслушником Церкве бывает, и аки бы упорно против ее стоит, и показывает себе недостойно и имени христианского. Знаете вы, слышатели! какими масленица или сырная седмица ограждена днями? какое ее начало, и какой конец? Начинается она в первый день после недели мясопустной, в которую Церковь Святая воспоминание творит страшного Суда Христова, чтобы тем в страх и чувство нас привести. Тогда Евангелие святое проповедует, что придет Сын человеческий во славе Своей, и все святые Ангелы с ним, придет Тот Судия страшный, Который сердца и утробы испытует: от Которого гнева и ярости вся тварь вострепещет, небо потрясется, солнце во тьму преложится, и луна не даст света своего, звезды небесные спадут, горы растают, и самый ад поколеблется: тогда рекут горам: падите на ны, и холмы покрыйте ны от лица Сидящего на престоле, и от гнева Агнча. Тогда возвещается, что пред сим страшным Судиею соберутся вси языцы, и разлучатся друг от друга, яко же пастырь разлучает овцы от козлищ. Тогда представляется, что овцы, то есть праведники, одесную страшного Того Судии, а козлищи, то есть грешники, ошую поставятся. Тогда слышится к сущим одесную вожделенный Судии праведного глас: приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира. Тогда аки гром возгремит и всех в трепет приведет страшное прогневанного Судии изречение к сущим ошую Его: отъидите от Мене проклятии во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его. Вот что представляет нам день тот, который седмицу сырную предваряет! Ах как страшный предходит день! Можно, кажется, очувствоваться всякому, и осторожнее в следующих поступать днях, кто хотя мало попечения о душе своей имеет, и верует, что будет страшный тот день. А чем кончится сырная седмица? знаете вы сами, что неделя сыропустная заключает, в которой воспоминает нам Церковь Святая падение, изгнание из рая праотца нашего Адама, а с ним и нас самих.

http://azbyka.ru/propovedi/sbornik-propo...

До 1917 года в Русской Церкви существовала практика сугубых постов, временно устанавливаемых церковными властями. Случалось это во время нашествия иноплеменников, при стихийных бедствиях, в дни губительных эпидемий. Сплошные седмицы В православном календаре есть так называемые сплошные седмицы, когда пост в среду и пятницу отменяется. Обычно сплошные седмицы бывают либо перед одним из многодневных постов, либо после него. Слово «седмица» в данном случае не означает буквально «неделя», поскольку Святки (Святые дни) после праздника Рождества Христова длятся 11 дней. Сплошные седмицы в порядке богослужебного года следующие. 1 . Святки, продолжающиеся от дня Рождества Христова, 7 января, до дня, предшествующего Крещенскому сочельнику – 17 января (включительно). 2 . Седмица Мытаря и фарисея – за четырнадцать дней до начала Великого поста. 3 . Сырная седмица (масленица) – неделя перед Великим постом 5 . 4 . Светлая (Пасхальная) седмица – неделя после Воскресения Христова. 5 . Троицкая седмица – неделя после Троицы (неделя перед Петровым постом). Степени поста Различия в строгости воздержания в те или иные дни позволяет говорить о существовании пяти степеней поста. 1 . Разрешение на употребление в пищу рыбы 6 . 2 . Разрешение на вареную с растительным маслом пищу. 3 . Разрешение на вареную пищу без масла. 4 . Сухоядение 7 – разрешение на вкушение только невареной растительной пищи без растительного масла. 5 . Полное воздержание от пищи. Кроме того, в масляную (или сырную) седмицу существует как бы предуготовительная к посту степень воздержания, когда разрешается употреблять в пищу все продукты, исключая мясо. При наличии строгих и определенных предписаний Устава, такие правила поста могут быть ослаблены для некоторых категорий христиан. 1 . Для больных. 2 . Для младенцев. 3 . Для беременных и кормящих грудью матерей. 4 . Для людей, занятых тяжелым физическим трудом. 5 . Для заключенных. 6 . Для путешествующих. 7 . Для престарелых. Церковь в этих случаях не требует строгого исполнения всех указаний Устава, поскольку цель поста – не умертвить тело физически, но уничтожить либо ослабить укоренившиеся в человеке страсти и греховные привычки. Святитель Московский Филарет говорит, что в случае болезни «немощь сама собою доставляет то, что ищется посредством поста, то есть укрощение чувственности и бездействие плотских страстей. И, следовательно, для немощного не то нужно, чтобы усмирять плоть постом, а чтобы тело поддерживать питанием и врачеванием, дабы оно не сделалось вовсе неспособным служить душе».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Последования богослужений предшествующих праздников и времен церковных размещены в Триоди постной, а последующих – в Триоди цветной. Выше было указано, какие из Двунадесятых праздников являются подвижными, а какие неподвижными. Здесь к списку подвижных праздников будут добавлены времена церковные, которые входят в Пасхальный цикл. Триодь постная Подготовительные к Великому посту Недели и седмицы 23 1 . Неделя (без предшествующей ей седмицы) мытаря и фарисея. 2 . Неделя о блудном сыне и предшествующая ей седмица. 3 . Суббота мясопустная, родительская (то есть суббота перед Неделей (воскресеньем) мясопустной, масленицей) и предшествующая ей седмица. 4 . Неделя о Страшном Суде (мясопустная). 5 . Седмица сырная (масленица). 7 . Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье. Великий пост (Святая Четыредесятница) 1 . Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия. 2 . Неделя 2-я Великого поста. Память святителя Григория Паламы , архиепископа Солунского. 3 . Неделя 3-я Великого поста. Крестопоклонная. 4 . Неделя 4-я Великого поста. Преподобного Иоанна Лествичника . 5 . Неделя 5-я Великого поста. Преподобной Марии Египетской. 6 . Лазарева суббота. Воскрешение праведного Лазаря (суббота 6-й седмицы Великого поста). 7 . Неделя 6-я Великого поста. Вербное воскресенье. Вход Господень в Иерусалим. 8 . Страстная седмица: а) Великий Четверг. Воспоминание Тайной Вечери; б) Великая Пятница. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. в) Великая Суббота. Сошествие Христа во ад. Триодь цветная 1 . Светлое Христово Воскресение – Пасха. 2. Светлая седмица. 3 . Неделя 2-я по Пасхе (Аятипасха). Воспоминание уверения апостола Фомы. 4 . Радоница, день особого поминовения усопших (вторник 2-й седмицы по Пасхе). 5 . Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц. 6 . Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном. 7 . Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне. 8 . Неделя 6-я по Пасхе, о слепом. 9 . Вознесение Господне (40-й день по Пасхе). 10 . Неделя 7-я по Пасхе, святых Отцев I Вселенского Собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Я с большим доверием и уважением отношусь к Алексею Ильичу Осипову (В 1969 г. получил звание доцента, в 1975 г. – профессора, в 1985 г. - степень доктора богословия, в 2004 г. – звание заслуженного профессора). О праздновании под названием " масленица " Алексей Ильич сказал : - это печальное явление, но которое, в конце концов, покорит, я думаю, наш народ, т.е. уже покорило, почти покорило наш народ. Татьяна 21 февраля 2012, 12:57 Согласна с Романом и Николаем Нельзя приобщать языческие праздники к православным! Поэтому и смешано у многих крещёных православных сейчас христианство с русским язычеством. Мои крещёные родственники начитались неоязыческой литературы и вообще считают, что христианство от древней веры славян произошло. И на наши праздники кивают, что одинаковые названия. Я тоже где-то читала, что хотели когда-то " воцерковить " языческие праздники в Руси и совместили их с церковными, только вот эффект-то обратный! (кажется день Ивана Купала и память св. Предтечи Иоанна Крестителя тоже в один день празднуются). И сколько усилий и знаний нужно иметь, чтобы доказать теперь им обратное, особенно при их нежелании глубоко вникать, да и убедили их уже! А языческую Масленицу даже упоминать не нужно, у нас нет такого праздника и такого слова, а есть только Сырная седмица. Галина 21 февраля 2012, 12:00 Спаси, Господи, и помилуй р.б.Александра и р.б.Анастасию, укрепи их, и не остави их погибающа... Александр, не отчаивайтесь, у всех бывают тяжелые моменты, нужно только немножко перетерпеть, Божией Вам помощи и заступничества Пресвятой Богородицы! людмила 21 февраля 2012, 00:39 согласна с Романом. " Слово Христово да вселяется в нас обильно... Марина 20 февраля 2012, 22:46 Даже по поводу Масленицы некоторые умудрились заняться морализаторством! Ну при чём тут Масленица и цитаты из Священного Писания? Жизнь не делится на чёрное и белое. Гармония небесной радуги в её многообразии. Честное слово, разочаровали некоторые... Тот, кто напивается и нажирается на Масленицу, он не только на Масленицу - он по жизни такой. Вот вы таких, святые отцы, под ручки белые берите, вовремя, и вразумляйте, опекайте, наставляйте. Только не будьте такими занудными, у людей праздник - Масленица! Знаем, что за ней - Великий пост, вот и радуемся!

http://pravoslavie.ru/44978.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010