Разделы портала «Азбука веры» священника Константина Пархоменко Великопостная служба Великий пост начинается с подготовительных недель. Они носят названия: О мытаре и фарисее (лишь воскресный день, без седмицы); О блудном сыне (с седмицей); Мясопустная (с седмицей); Сыропустная (сырная) седмица, или Масленица . В первую, О мытаре и фарисее, мы вспоминаем евангельских персонажей: горделивого фарисея и сокрушающегося о грехах своих мытаря. Напоминанием о них Церковь показывает нам, какой путь духовно более перспективен. А таким является путь кающегося мытаря. Заметим, не вообще мытаря, но кающегося мытаря. Так и мы, какие бы мы ни были грешные и недостойные, имеем возможность прийти к Богу и оплакать грехи. И быть прощены и приняты в общение с Отцом Небесным. Неделя О блудном сыне напоминает нам, что возвращение к Отцу – возможно. Как часто мы, священники, слышим от людей: «Я такой грешный, что мне нет прощенья…» Где-нибудь в армии, где человек важен не как личность, а как винтик огромной машины, кающегося предателя наказывают. Но в семье, где каждый ребенок дорог, где нет, как мы знаем, взаимозаменяемых детей, кающегося предателя прощают, обнимают, прижимают к себе. То, что Бог готов простить и принять любого человека, – свидетельство, сильнее которого нет, что мы – дети Божии, а Он – наш любящий Отец. Следующая седмица, Мясопустная, называется так оттого, что в течение этой недели мы последний раз едим мясо и опускаем его употребление. В воскресенье, первый ее день, мы вспоминаем Страшный Суд, который неминуемо нас ожидает. Наконец, Сырная неделя, или, в народном употреблении, Масленица, – это седмица, в течение которой мы уже не едим мясо, но употребляем в пищу молочные продукты: масло, сыр, молоко, яйца и проч. Эта неделя характерна тем, что мы ходим друг к другу в гости, угощаемся и угощаем, участвуем в русских народных забавах и потехах. Последний день Масленицы – воскресный, и он называется Днем воспоминания Адамова изгнания из Рая. Для пробуждения чувства покаяния и сокрушения о грехах Церковь уже в приготовительные недели начинает петь на утрени перед каноном трогательные тропари: «Покаяния отверзи ми двери… На спасение стези настави мя, Богородице… Множество содеянных мною лютых…»

http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/bogosl...

Письма Триоди. Предвесенье весны духовной В этом году у нас самая ранняя Пасха, какая только может быть — и самый ранний Великий пост, и масленица соответственно. Пост начнется еще в самом начале февраля по церковному календарю — да и по-мирскому до середины месяца. А еще в этом году Бог послал Москве и большей части России настоящую зиму, уже и полузабытую 12 февраля, 2010 В этом году у нас самая ранняя Пасха, какая только может быть — и самый ранний Великий пост, и масленица соответственно. Пост начнется еще в самом начале февраля по церковному календарю — да и по-мирскому до середины месяца. А еще в этом году Бог послал Москве и большей части России настоящую зиму, уже и полузабытую В этом году у нас самая ранняя Пасха, какая только может быть —  и самый ранний Великий пост, и масленица соответственно. Пост начнется еще в самом начале февраля по церковному календарю — да и по-мирскому до середины месяца. А еще в этом году Бог послал Москве и большей части России настоящую зиму, уже и полузабытую: с морозами, снегами и без отвратительных оттепелей. И зима, как ей и положено, еще царствует в этом начале февраля. А только вот — приходит весна духовная. Приближается. А сейчас — предвесенье, предвестье, предображение весны: седмица сырнаямасленица, преддверие поста. Восторженные или объясняющие слова тут так же бессильны, как перед сверканием капели. Но есть книга, есть поэзия — та, что читается и поется: книга под названием Постная Триодь. И она всё рассказывает. Мы, увы, далеко не всё слышим, что поет Церковь по этой книге, и даже в желании сердечном что-то услышать — часто терпим поражение. Но поет-то Церковь, поет и для нас, и… нами. И годы жизни в Церкви с Церковью даются нам и для того, чтобы услышать этот голос в себе, понять ему и ответить на него. Прислушаемся же к Триоди. На дворе мороз, а здесь началась капель. Весна… Весну возвещающая прибл/ижися сия, ныне предочистительная седмица всечестн/ая, священных постов, телеса и д/уши всех просвещающая Понедельник сырный, 1-я песнь 2- го трипеснца

http://pravmir.ru/pisma-triodi-predvesen...

Тогда представляется, что овцы, т.е. праведники, поставлены будут одесную страшного Того Судии, а козлища, то есть грешники, ошуюю. Тогда слышится к сущим одесную вожделенный глас Судии праведного: «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира...» ( Мф.25:34 ) Тогда аки гром возгремит и всех в трепет приведет страшное изречение прогневанного Судии к сущим ошуюю Его: «Идите от Мене, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» ( Мф.25:41 ). Вот что представляет нам день тот, который предваряет седмицу сырную! Можно, кажется, очувствоваться всякому, и осторожнее поступать в последующих днях, кто хотя мало попечения о душе своей имеет и верует, что будет страшный тот день. А чем кончается сырная седмица? В неделю сыропустную воспоминает нам святая Церковь падение и изгнание из рая праотца нашего Адама, а с ним и нас самих. Так мы, поэтому, в этот день оплакиваем крайнее наше несчастие, оплакиваем мы тогда тот час и день, в который род наш начал быть преступником заповеди Божией, в который Божиим правосудием мы проклятью преданы, на смерть осудилися, предалися тлению, изгналися от рая, лишилися краснейшей оной доброты, удалилися от богосозданнаго селения, посланы в юдоль сию плачевную, в поте лица нашего искати хлеб себе. Плачем еще, поминая тот час, в который образ Божий потеряли мы и приложилися скотам несмысленным, уподобилися им, в который, наконец, смерть начала над нами царствовать. О сколь плачевное воспоминание! Каким печальным днем оканчивается масленица! Всех бед и зол начало в тот день воспоминаем мы. Видите, братие, какими днями ограждается масленица: один нам предлагает плач, а другой страх; один представляет начало грехопадения, а другой муку вечную за грех; один воспоминает, что грехом прогневали мы Бога, а другой предсказывает, что прогневанный Бог за этот грех будет судить и воздаст каждому по делом его. Вот теперь видите, что такое сырная седмица, и как противно христианству поступают те, кто проводит ее в пьянстве и других бесчиниях: посему, чтобы проводить ее по-христиански, должно поступать так, как приказывает святая Церковь , а именно: отложить все вкрадшиеся непристойные забавы и оставить злой обычай, памятуя страшный суд Христов и воспоминая праотеческое падение и все бедствия, от того последовавшие. Надобно отстать, и еще повторяю, надобно отстать заранее, оттого, что при исходе души от тела будет совесть нашу терзать и мучить!.. Ежели теперь от злых обычаев отстанем, то это будет дело нашего доброго произволения; а если не оставим их теперь, то при смерти уже они нас самих не оставят, хотя бы мы того и не желали… Но тогда уже вооружится совесть, которая будет обличать, мучить, терзать нас, что не слушали мы полезного увещания; тогда будет истязание страшного суда Божия, тогда настанет скорбь, печаль, болезнь, тоска, воздыхание, отчаяние вечной жизни, тогда обымет нас трепет и ужас геенны, будет тогда раскаяние истинное, но уже позднее.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

А чем кончается Сырная седмица? В неделю Сыропустную воспоминает нам Святая Церковь падение и изгнание из рая праотца нашего, Адама, а с ним и нас самих. Так мы поэтому в тот день оплакиваем крайнее наше несчастие, оплакиваем мы тогда тот час и день, в который род наш начал быть преступником заповеди Божией, в который Божиим правосудием мы проклятию преданы, на смерть осудились, предались тлению, изгнались от рая, лишились краснейшей оной доброты, удалились от Богосозданного селения, посланы в юдоль сию плачевную в поте лица нашего искать хлеб себе. Плачем еще поминая тот час, в который образ Божий потеряли мы и приложились скотом несмысленным, и уподобились им, в который, наконец, смерть начала над нами царствовать. О, сколь плачевное воспоминание! Каким печальным днем оканчивается масленица! Всех бед и зол начало в тот день воспоминаем мы. Видите, братие, какими днями ограждается масленица: один нам предлагает плачь, а другой страх; один представляет начало грехопадения, а другой муку вечную за грех; один воспоминает, что грехом прогневали мы Бога, а другой предсказывает, что прогневанный Бог за тот грех будет судить и воздаст комуждо по делом его. Вот, теперь видите, что такое Сырная седмица и как противно христианству поступают те, кто проводит ее в пьянстве и других бесчиниях. Посему, чтобы проводить ее по-христиански, должно поступать так, как приказывает Святая Церковь , а именно: отложить все вкрадшиеся непристойные забавы и оставить злой обычай, памятуя Страшный Суд Христов и воспоминая праотеческое падение и все бедствия, от того последовавшие. Надобно отстать и, еще повторяю, надобно отстать заранее от того, что при исходе души от тела будет совесть нашу терзать и мучить! Ежели теперь от злых обычаев отстанем, то это будет дело нашего доброго произволения; а если не оставим их теперь, то при смерти уже они нас самих оставят, хотя бы мы того и не желали... Но тогда уже вооружится совесть, которая будет обличать, мучить, терзать нас, что не слушали мы полезного увещания. Тогда настанет скорбь, печаль, болезнь, тоска, воздыхание, отчаяние вечной жизни, тогда обымет нас трепет и ужас геенны, – будет тогда раскаяние истинное, но уже позднее...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

   Вот что представляет нам тот день, который седмицу сырную предваряет! Ах, какой страшный приходит день! Можно, кажется, очувствоваться всякому, и осторожнее поступать в следующие дни тем, кто хотя бы немного попечения о душе своей имеет, и верует, что будет тот день страшный.    А чем кончится сырная седмица? Знаете вы сами, что неделя сыропустная заключает, в которую вспоминает нам Церковь святая падение и изгнание из рая праотца нашего Адама, а с ним и нас самих. Поэтому в этот день оплакиваем крайнее наше несчастье. Оплакиваем мы тогда тот час и день, в который наш род стал преступником заповеди Божией, и Бога Преблагого начал прогневлять. Оплакиваем тот день, в который Божиим правосудием проклятию преданы мы, на смерть осуждены, преданы тлению, изгнаны из рая, лишились прекраснейшей той красоты, удалились от богозданного селения, посланы в юдоль эту плачевную, «в поте лица» нашего (Быт 3:19) искать себе хлеб.    С крайним нашим сожалением вспоминаем то время, в которое мы подпадали всяким несчастьям, бедам, болезням, немощам, печали, воздыханию. Плачем еще, вспоминая тот час, в который образ Божий, неизреченную ту красоту потеряли мы, и сравнялись со скотами несмысленными, и уподобились им (Пс 48:13), в который, наконец, смерть начала над нами царствовать. Ах, какое плачевное воспоминание! Какая жалостная память! Каким печальным днем оканчивается масленица! Начало всех бед и зол воспоминаем мы в тот день.    Видите, вы слушатели, какими днями ограждается масленица. Один день нам предлагает плач, а другой страх; один начало грехопадения, а другой муку вечную за грех представляет; один воспоминает, что грехом прогневали мы Бога, а другой предсказывает, что прогневанный Бог за тот грех будет судить, и «воздаст каждому по делам его» (Мф 16:27).    Вот видите, слушатели, что такое сырная седмица и какие ее обстоятельства, и сколь неприличное христианству делают те, кто в пьянстве и прочих бесчиниях проводят ее. Поэтому, чтобы по христианской должности проводить ее, должно так в ней поступать, как требуют вышесказанные обстоятельства, и приказывает святая Церковь, а именно: отложить все вкрадшиеся непристойные забавы, о каковых выше немного сказано, и отменить злой обычай, памятуя Страшный Суд Христов и вспоминая праотеческое падение, и за это все беды последовавшие. Надобно отстать, снова повторяю, надобно отстать заранее от того, что при исходе души от тела будет совесть нашу терзать и мучить.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

     Путь Церкви – это всегда «золотая» середина. Все в Ней гармонично, все в ней выверено до мельчайших подробностей. Все в Ней ведет с Божьей помощью человека ко спасению. Так и со сплошными седмицами (от слова «семь», семь дней недели). Сплошной седмицей называется неделя, в которой нет однодневных постов в среду и пятницу, когда можно вкушать все продукты. Исключением является сплошная Сырная седмица перед Великим постом, когда Своим Уставом Церковь постепенно вырабатывает у человека привыкание к посту, облегчая его рацион. Сплошные седмицы установлены, чтобы добиться нескольких целей, так сказать, в комплексе. С одной стороны – в продуктовом отношении накопить силы на пост или, наоборот, немного утешиться после продолжительного поста, как например, на Светлой седмице или святках. С другой стороны – дать человеку возможность расслабиться перед длительным и усиленным духовным подвигом: своеобразный привал перед походом или сражением. С третьей стороны – не дать нам возможности упасть в прелесть и мнить о себе, что мы «великие» постники и аскеты. Сплошных седмиц в церковном годичном календаре всего пять: 1. Святки – с Рождества до Крещения, с 7 до 18 января (это, строго говоря, не седмица, а 11 дней). 2. Мытаря и фарисея – за две недели до Великого поста. 3. Сырная (масленица) – неделя перед Великим постом (разрешается всю седмицу яйца, рыбное и молочное, но уже без мяса). 4. Пасхальная (Светлая) – неделя после Пасхи. 5. Троицкая – неделя после Троицы (неделя перед Петровым постом) – в этом году припадает на интервал с 5 по 11 июня. Если говорить конкретно о сплошной седмице после Дня Святой Троицы, то она связана еще и с тем, что Пятидесятница по своему значению сравнивается с Пасхой. Мы торжествуем и радуемся, что нам, православным христианам, открылось Третье Лицо Святой Троицы – Святой Дух, Который щедро излился на апостолов, утвердив Церковь, и продолжает изливаться и на нас, грешных. Предписание о сплошной седмице после Дня Святой Троицы мы находим в апостольских постановлениях: «После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь; справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти».

http://pravoslavie.ru/104100.html

Закрыть Христианский или языческий праздник - масленица? 09.03.2004 1092 Время на чтение 4 минуты Из реализации народного творчества складывается культура, питающаяся соком из поколения в поколение передаваемой традиции. Поэтому-то столь важно соблюдение традиций и, главное, их понимание, ибо в мире греха легко извратить добрые истоки. Одним из самых сложных в этом плане праздников является масленица. Что это - остатки язычества, нарядившегося в христианские одежды, или простонародное христианское мироощущение? Остановим наше внимание на Великом посте. Задолго до поста мы уже чувствуем его " дыхание " . За три недели до его начала открывается Постная Триодь, впервые звучит " Покаяния отверзи ми двери... " и читается Евангельская притча о мытаре и фарисее - так Церковь начинает подготавливать нас к покаянным дням поста. На следующей воскресной службе прибавляется печальное пение 136 псалма " На реках Вавилонских... " и вспоминается притча о блудном сыне. Еще через неделю мы слышим грозные слова о Страшном Суде. А воскресение перед самым постом называется Воспоминанием Адамова изгнания (иначе - Прощеное воскресение). Затем следует сам Великий пост, отличающийся продолжительностью и строгостью, весь наполненный покаянным чувством и ожиданием светлого и радостного Воскресения Христова. Наконец, приходит Страстная седмица, в которой мы страдаем и умираем вместе со Христом, а за ней наступает пасхальное ликование: " Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ! " . Таким образом, перед нами предстают три периода: 1) предпостовой, 2) постовой и 3) пасхальный. Богословски это можно трактовать следующим образом. Великий пост - это жизнь человечества на земле после грехопадения. Соответственно, до того жизнь протекала в раю, которая, с одной стороны, еще не была обременена горьким плачем и человек был еще свободен в своих делах - это и отражено в двух сплошных предпостовых неделях (вторая касается только молочной пищи), - а с другой, уже имела привкус предстоящего грехопадения - отсюда и первые покаянные нотки в богослужении. И вот, грехопадение свершилось. Человеку была дана свобода (сырная седмица) и он не смог достойно нести ее. Наступает изгнание человека из рая (Прощеное воскресение) и последующие скорбь, тяготы и покаяние нашей наполненной грехом жизни (Великий пост). Но Христос пришел и умер за нас (Страстная седмица), воскрес и даровал нам жизнь вечную (Пасха). В итоге путь от предпостовых дней через пост к пасхальному торжеству означает путь от Адама ко Христу.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/0...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Календарь Великого поста. Инфографика 5 мин., 17.03.2024 Календарь Великого поста 2024 года: когда начинается и заканчивается Великий пост, какие подготовительные недели ему предшествуют, чему посвящены воскресные дни поста и каждый день Страстной недели — все это в инфографике «Фомы». Календарь Великого поста 2024 (недели Великого В православном календаре словом «неделя» обозначается воскресный день, а «седмица» — неделя в современном понимании. Подготовительные недели Великого поста (воскресные дни) Смотреть Неделя о мытаре и фарисее — 25 февраля На литургии читается притча о мытаре и фарисее Следующая седмица (26 февраля — 2 марта) — сплошная: отменяется пост в среду и пятницу. Неделя о блудном сыне — 3 марта На литургии читается притча о блудном сыне Следующая седмица (4–9 марта) — пост в среду и пятницу 9 марта — Вселенская (мясопустная) родительская суббота — день особого поминовения усопших. Неделя мясопустная, о Страшном суде — 10 марта Мясопустная, т.к. это последний день перед Великим постом, когда Устав позволяет есть мясную пищу. На литургии читается Евангелие о втором пришествие Христа Следующая седмица (11—16 марта) — Масленица (другое название — Сырная седмица): сплошная, но уже без мяса (можно яйца, рыбу и молочные продукты). Неделя сыропустная, воспоминание Адамова изгнания, Прощеное воскресенье — 17 марта Сыропустная, т.к. это последний день перед Великим постом, когда Устав позволяет есть молочную пищу. Заговение на Великий пост. На литургии читается Евангелие о прощении и посте, вечером совершается Чин прощения. Свернуть Седмицы и недели (воскресные дни) Великого поста 1-ая седмица 18—23 марта 18—21 марта. Чтение Великого канона свт. Андрея Критского. 23 марта: Первая суббота Великого поста — день памяти вмч. Феодора Тирона. Накануне вечером совершается служба великомученику и раздача колива. В 2024 году на эту же дату переносится празднование памяти Сорока Севастийских мучеников.

http://foma.ru/kalendar-velikogo-posta.h...

Поминовение усопших приурочено к этой субботе потому, что на следующий день, в неделю мясопустную, Церковь вспоминает Страшный суд, на который предстанут все люди, как живые, так и умершие. Особенностью заупокойной службы является пение на вечерне «Аллилуиа» с заупокойными стихами вместо прокимна. На утрене вместо «Бог Господь» также поется «Аллилуиа» с заупокойными стихами и 17-ая кафизма, называемая «Непорочны» с заупокойными тропарями «Святых лик». Поизносятся заупокойные ектении с поминовением всех усопших поименно. Среди храма ставится поминальный столик с распятием и возожженными свечами (2, с. 150). Неделя мясопустная посвящена воспоминанию о Страшном суде для того, чтобы мы, по своей духовной черствости не предались беспечности и нерадению о своем спасении в надежде на беспредельность человеколюбия Божия. На литургии читается Евангелие о Страшном суде. Оно напоминает нам, что Господь не только бесконечно милосерд, но и бесконечно правосуден, что Он не только любящий Отец, но одновременно и праведный Судия, воздающий каждому по делам его (2, с. 150). Сырная седмица После недели мясопустной, следует так называемая «сырная» седмица, в просторечии «масленица», в которую разрешается вкушение сыра, то есть вообще молочной пищи и яиц. Постная Триодь на сырной седмице используется уже каждый день. Эта седмица является непосредственной подготовкой к Великому посту, как бы постепенным переходом к нему, и именуется в богослужебных песнопениях «преддверием Божественного покаяния», «светлым предпразднством воздержания», «светлыми предпутиями поста». (2, с. 151) В среду и пятницу службы подобны великопостным: На вечерне Вечерня соединяется с великим повечерием. На утрене Часы совершаются, подобно великопостным, с молитвою преп. Ефрема и великими поклонами, но без кафизм и пения тропарей часов (тропари читаются). На шестом часе читается паремия (в среду из книги пророка Иоиля, в пятницу – из кнгии пророка Захарии). После 9го часа следуют изобразительные – особая короткая служба, «изображающая» литургию. В просторечье она называется «обедница». Ее положено служить, если литургии нет или если литургия совершается на вечерне. Изобразительны начинаются не пением «Блажен», как в Великом посту, а чтением самих изобразительных псалмов 102 и 145 (тех самых изобразительных антифонов, о которых мы говорили в теме «Изменяемые части литургии»).

http://azbyka.ru/liturgika-bogosluzhebny...

Самоутверждающаяся посредственность Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 16-23 февраля. – Масленица. – Планы и визиты. - Униаты на Украине. – Намерения и призывы. – Иезуитское хамство. – Уничтожение Православия в Косово. – Льготы для эсесовцев. – Лукавые аргументы. – Без роду и племени. – Кришнаиты и гонения на христиан. – Прощеное воскресенье. Прошлая неделя – последняя перед Великим постом, - прошла под знаком масленицы. В сообщении сайта « Newsru.com » рассказывается о подготовке к Великому посту в течение трех недель. Затем более подробно сообщается о самой масленичной неделе, о  ее происхождении, а также древних традициях, связанных с этими днями. На сайте агентства «Регионы России» отмечено , что сырная неделя – это время подготовки к посту: время, когда нужно «постепенно приводить себя в состояние бодрой и трезвой сосредоточенности».  Далее в информации приводятся данные о меню в столовых Кремля, Дома правительства и других госучреждений, а также рассказывается о кулинарных предпочтениях некоторых политиков. Также о масленице рассказывается на сайте «Вестей» . Корреспондент «Вестей» Елена Салдаева в другом репортаже, размещенном на этом же сайте, полностью посвящает свою информацию кулинарным особенностям масленицы. По тому же пути идет и «Московский комсомолец», поместивший в текст статьи «Масленица, блин!»  рецепт блинов «по-царски». В газете «Труд» опубликован материал Александра Королева  «И стар и млад масленице рад, навались на блины, честной народ!» , также посвященный масленице: «Сырная седмица - это последняя ступень приготовления верующих к великопостному подвигу: им уже запрещены мясные блюда, но все еще дозволены в пищу сыр и яйца. Словом, людям дана возможность психологически и физиологически подготовиться к испытанию Великим постом. Поэтому Церковь называет сырную седмицу «светлым предпутием воздержания», «началом умиления и покаяния».  Обратим внимание, что на масленичной неделе, несмотря на сопутствующее ей приподнятое, веселое настроение людей, в храмах во время богослужений явственно звучат «великопостные мотивы».

http://pravoslavie.ru/4878.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010