Патриарх Тихон (Белавин) принял его в молитвенное общение, но предложил написать письменное заявление, что владыка не имеет ничего общего с обновленческим Синодом. Епископ Иаков выполнил предложение Патриарха и написал заявление в обновленческий Синод, что он не желает и не находится в его подчинении. После этого его хиротония, как совершенная архиереями старого поставления, была признана действительной. В это время владыку беспрестанно вызывали в ОГПУ, грозя арестом и предлагая стать негласным сотрудником. Видя, что властями созданы такие условия, когда он не может выехать из города для установления связи с Патриархом, владыка решил согласиться, для того, чтобы хоть несколько ослабить надзор над собой и канонически разрешить вопрос о законности своей хиротонии, получив об этом официальный документ Патриарха. Он заявил начальнику ОГПУ о своем согласии на сотрудничество. А затем в конце 1923 года выехал в Москву , где побывал у Святейшего и получил все необходимые документы, подтверждающие подлинность его хиротонии, и вернулся в Орск, где был тут же вызван к начальнику ОГПУ, который спросил его, зачем он ездил в Москву. Владыка ответил, что ездил за ставленнической грамотой. Оренбургский епископ 31 июля 1924 г. был назначен епископом Оренбургским . Активно противодействовал в епархии обновленческому расколу . Авторитет епископа Иакова среди верующих беспокоил представителей советской власти. Неоднократно его вызывали на допросы в ОГПУ, но он решительно отказался от предложений негласного сотрудничества с властями, не согласился с требованием примириться с обновленцами и ограничить число проповедей. Он заявил, что проповедь - уставная часть богослужения, а отменять устав он не может. 13 января 1925 г. был запрещен обновленческим синодом в священнослужении, но этот запрет ничего для него не значил. Прибывший в Оренбург обновленческий «архиепископ» Андрей (Соседов) при поддержке властей захватил здание епархиального управления, кафедральный собор и несколько других храмов.

http://drevo-info.ru/articles/15567.html

Золотова Лидия Ивановна – схимонахиня. Золотова М. Г. Зосима Соловецкий († 1478) – преподобный. Иаков (Марочкин Иван Петрович; 1879 –1937) – иеромонах. Иаков (Маскаев; †1937) – епископ Осташковский, архиепископ Барнаульский. Иван Тимофеевич – старичок, ухаживавший за прп. Игнатием (Лебедевым) в тюрьме. Игнатий (Садковский ; 1887–1937) – священномученик, епископ Белевский, епископ Скопинский, викарий Рязанской епархии. Игнатий Богоносец († 20 декабря 107) – священномученик. Игнатий Брянчанинов (1807–1867) – святитель. Игнатия (Пузик , псевдоним Петровская; 1903–2004) – схимонахиня, духовная дочь схиархимандрита Игнатия (Лебедева), доктор биологических наук, профессор. Иероним (Захаров; † 1966) – епископ Кишиневский и Молдавский. Иларион (Домрачев; † 1916) – схимонах, автор книги «На горах Кавказа». Илиодор (Труфанов. 1880–?) – иеромонах, настоятель Свято-Духова Царицынского монастыря, обновленец. Илия (Четвертухин; † 1932) – протоирей, писатель, священномученик. Иннокентий (Вениаминов ; 1797–1879) – святитель, митрополит Московский и Коломенский. Иннокентий (Соколов; †1937) – архиепископ Бийский. Иннокентия (Николаева Мария Петровна) – монахиня. Иннокентия, (Хвостова Екатерина Сергеевна; 1887(9?) – исчезла бесследно в 1937) – фрейлина Императорского двора, монахиня. Иоанн Богослов – апостол и евангелист. Иоан Бобров – протоиерей кафедрального собора в Осташкове, духовник о. Симона. Иоанн Златоуст (†14 сентября 407) – епископ Константинополя. Иоан Иванович Инюшин (1891–1931) – священник села Малыгино Загорского района Московской области, священномученик. Иоанн Лествичник – синайский пустынник VI в. Иоанн (Успенский) – священник, благочинный села Новинок. Иоанникий (Руднев; 1826–1900) – митрополит, занимал Московскую кафедру с 1882 по 1891 гг. Иоанникий – архимандрит Ниловой пустыни. Иоанн (Соколов ; †1968) – епископ Егорьевский. Иоанн – протоиерей храма святителя Николая у Сухаревой Башни. Иоанна (Макарова 1879–1918?) – игуменья, настоятельница Аносина Борисоглебского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

15(28).04.1924–1938: Тихон Лященко, заруб. 1938–1941: Тихон Троицкий, заруб 1939–1945: Серафим Лядэ, заруб. 1945–03(16).11.1948: Александр Немоловский Бершадская 08 .1926–1931: Варлаам Козуля 1928–1930: Сергий Куминский, в. у(?) Бийская 03(16).04.1905–: Иннокентий Соколов –1927: 1927–04(17).01.1931: Никита Прибытков 1932–1932: Герман Коккель, в. у. 22 .03(04.04).1933–16(29).01.1937: Иаков Маскаев, в. у. 16(29).01.1937–14(27).07.1937: Григорий Козырев, в. у. Бийская (обн.) 23 .10(05.11).1922–27.04(10.05).1923: Иоанн Завадовский 12 .1922–08(21).07.1923: Макарий Торопов 24 .12(06.01).1922–07(20).05.1923: Василий Смелов 22 .06(05.07).1923–01(14).11.1923: Иоанн Завадовский, паки 15(28).11.1923–1923: Александр Авдентов 20 .07(02.08).1923–07.1924: Серапион Сперанцев 1924–11(24).01.1925: Геронтий Шевлягин, в. у. 10(23).06.1925–1926: Василий Лысенко 1926–1928: Владимир Злобин 1928–1930: 1930–1933: Владимир Злобин, паки 1933–1935; 07 .1935–12(25).11.1935: Максим Светич Бирская 04(17).11.1922–29.07(11.08).1923: Трофим Якобчук 1923–1926: 19 .05(01.06).1926–12.1928: Серафим Трофимов 1929–1932: Серафим Афанасьев Бирская (обн.) 14(27).03.1925–21.01(03.02).1927: Иннокентий Копейкин 21 .01(03.02).1927–1927: Николай Ашихмин Благовещенская 11(24).07.1914–31.07(13.08).1930: Евгений Зернов 30 .08(12.09).1930–06(19).09.1932: Иннокентий Тихонов 1930–1931(?): Трофим Якобчук, в. у. 19 .09(02.10).1932–1935: Герман Коккель Благовещенская (григ.) 07 .1927–1929: Иринарх Павлов Благовещенская (обн.) 02(15).04.1923–02(15).06.1923: Александр Введенский 2 15(28).09.1924–10.1927: Григорий Климчук 1928–1931: 07 .1931–02.1932: Феодор Турбин Бобровская 16(29).05.1921–1922: Иоанникий Чекановский Бобровская (обн.) 1922–1923: Иоанникий Чекановский 12(25).02.1923–18.02(03.03).1925: Василий Павлов 18 .02(03.03).1925–22.09(05.10).1926: Гермоген Лебедев 22 .09(05.10).1926–06.1928: Василий Павлов. паки Бобруйская (обн.) Филарет Раменский Богодуховская (обн.) 1924–1926: Вениамин 16(29).10.1926–05.1927: Антоний Гончаревский

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БАРНАУЛЬСКАЯ И АЛТАЙСКАЯ ЕПАРХИЯ Собор в честь Покрова Божией Матери в Барнауле. Фотография. 2001 г. Собор в честь Покрова Божией Матери в Барнауле. Фотография. 2001 г. Барнаульская епархия была учреждена в 1930 г. с назначением еп. Александра (Бялозора) ее правящим архиереем, перемещенным на Ростовскую кафедру в 1931 г. Затем Барнаульской кафедрой управляли архиереи: в 1931-1932 гг.- еп. Тарасий (Ливанов) , в 1932 г.- еп. Герман (Коккель) , в 1933-1936 гг.- архиеп. сщмч. Иаков (Маскаев) , в 1937 г.- еп. Григорий (Козырев) . После 1937 г. Барнаульская кафедра не замещалась. 8 авг. 1943 г. указом Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) правосл. приходы Алтайского края вошли в состав Новосибирской епархии , правящий архиерей к-рой получил титул «Новосибирский и Барнаульский». В 1989 г. на территории Алтайского края действовало 8 приходов (в Барнауле, Бийске, Рубцовске, Славгороде, Камне-на-Оби, Алейске, Новоалтайске и пос. Тальменка). 26 февр. 1994 г. постановлением Свящ. Синода Барнаульская кафедра была возрождена с названием «Барнаульская и Алтайская». 19 марта 1994 г. во епископа Барнаульского и Алтайского был хиротонисан Антоний (Масендич) . После кончины еп. Антония († 8 июля 2001) решением Свящ. Синода РПЦ от 27 дек. 2001 г. епископом Барнаульским и Алтайским определено быть игум. Максиму (Дмитриеву), хиротония к-рого состоялась 20 янв. 2002 г. На 1 янв. 2002 г. территория Б. и А. е. включала Алтайский край и Республику Алтай. В епархии существовали 20 благочиннических округов (17 - в Алтайском крае, 3 - в Республике Алтай), 170 приходов, 63 храма, 6 мон-рей, служили 177 священников и 13 диаконов. Определением Свящ. Синода от 2 окт. 2013 г. приходы в административных границах Республики Алтай, ранее входившие в состав епархии выделены в самостоятельную Горноалтайскую епархию . Решением Свящ. Синода от 29 мая 2013 г. на Барнаульскую кафедру назначен еп. Сергий (Иванников) (с 24 мая 2015 г. митрополит).

http://pravenc.ru/text/77566.html

В начале ХХ столетия Оренбургская духовная семинария ока­залась в тяжелом материальном положении, что подвигло создать Общество вспомоществования ее нуждающимся учащимся, од­ним из деятельнейших его участников и щедрым жертвователем стал священник Иаков Маскаев. «Без помощи Общества, – писа­лось в то время в отчете ревизионной комиссии, – немало бедных воспитанников нашей семинарии не могли бы продолжать своего образования, а другие остались бы без необходимой обуви и одежды». За ревностное пастырское служение отец Иаков был возведен в сан протоиерея и включен в состав епархиального управления. Среди прихожан и духовенства епархии он имел высокий авто­ритет и дважды, в 1918 и в 1923 годах, был избираем делегатом на епархиальные съезды, а когда в Оренбургской епархии было обра­зовано Орское викариатство, он был вызван в Оренбург в качестве кандидата для рукоположения во епископа. В январе 1923 года в Оренбурге состоялось собрание духо­венства и мирян под председательством епископа Оренбург­ского Аристарха (Николаевского). На этом собрании абсо­лютным большинством голосов было решено кандидатом на Орскую кафедру избрать протоиерея Иакова и командировать в Москву для рукоположения в сан епископа. Узнав, что его хо­тят возвести во епископа, отец Иаков стал отказываться, ука­зывая на то, что на его руках остались дети-сироты, трое из ко­торых в несовершенных летах, причем младшей дочери всего пять лет, а между тем от епископа в настоящий исторический момент требуется прежде всего исповедничество, и он должен быть готов к ссылкам и тюрьмам. На все возражения и слез­ные просьбы отца Иакова пронести мимо горькую в то время чашу архипастырского служения и внять сиротству детей ему было сказано, что у Бога нет сирот. Выслушав это, отец Иаков не стал возражать, решив вручить детей попечению Бога и Его Пречистой Матери. Вера его не посрамила: все дети дожили до преклонного возраста, пережив на много лет мученика отца; в пору гонений всем православным жилось нелегко, но они не могли о себе сказать, что им было труднее других. Благодать Божия за молитвы священномученика скрадывала тяготы и претворяла печали в радость.

http://fond.ru/kalendar/558/ioann/

Инок Феодор был приговорен к десяти годам заключения в концлагерь в Сибири, откуда был уже тяжелобольным досрочно освобожден и отправлен в административную ссылку в село Колбаны Грязнухинского района Западно-Сибирского края , где устроился в храме сторожем. 17 ноября 1936 года инок Феодор был вновь арестован. – Вам предъявляется обвинение в том, что вы являлись участ­ником контрреволюционной повстанческой организации. Что вы можете показать об этом? – спросил его следователь. – В этом себя виновным не признаю. – Вы говорите неправду. Следствие располагает бесспорными данными, изобличающими вас как активного участника органи­зации. – Никаким участником организации я не был и дать показа­ния по этому вопросу не могу, – ответил инок Феодор. 7–9 апреля 1937 года состоялись судебные заседания выездной сессии Специальной коллегии Западно-Сибирского края. Об­виняемые, признавшие себя виновными и оговорившие других, стали выступать на суде с заявлениями, что сделали это по мало­душию, из-за угроз и давления следователей. 9 апреля выездная сессия Специальной коллегии приняла решение: слушание дела отложить и направить материалы для дополнительного расследо­вания в краевую прокуратуру. Следователи НКВД стали вызывать и допрашивать новых «свидетелей», которые по отношению к обвиняемым были со­вершенно случайными людьми, они подписали показания, со­ставленные для них следователями. Пока шло переследование, Сталин 3 июля 1937 года подписал указ о начале в стране массовых репрессий, причем теперь можно было выносить пригово­ры, включая расстрел, без судебного рассмотрения, администра­тивным решением троек НКВД. 25 июля 1937 года тройка при УНКВД по Западно-Сибирскому краю приговорила архиеписко­па Барнаульского Иакова (Маскаева), протоиерея Петра Гаври­лова, священника Иоанна Можирина и инока Феодора (Ники­тина) к расстрелу. Они были расстреляны через несколько дней, 29 июля 1937 года, и погребены в безвестной общей могиле.   Игумен Дамаскин (Орловский) «Жития новомучеников и исповедников Церкви Русской. Июль. Ч.1» Тверь. 2016. С. 332–353   Примечания Наверх © 2024 РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД «ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ» © Перепечатка материалов допускается только по письменному согласованию с Фондом

http://fond.ru/kalendar/558/ioann/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь в новейший период (1917 - 1990). Церковное устройство ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ И ВЕРХОТУРСКАЯ ЕПАРХИЯ РПЦ, учреждена 29 янв. 1885 г. как Екатеринбургская и Ирбитская преобразованием Екатеринбургского викариатства Пермской епархии ЕЛАБУЖСКОЕ ВИКАРИАТСТВО в 1922-1929 гг. в составе Сарапульской епархии, в 1929-1934 гг. в составе Казанской и Свияжской епархии ЕЛГАВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Рижской митрополии, учреждено в период бытия Латвийской Православной Церкви в юрисдикции К-польского Патриарха, существовало в 1936-1943 гг. ЕЛИЗАВЕТПОЛЬСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Кавказского Экзархата РПЦ (1917 - не ранее 1919), с центром в Елизаветполе (ныне Гянджа, Азербайджан) и затем в Тифлисе (ныне Тбилиси) ЕРМОГЕН (Кожин Василий Иванович; 1880 - 1954), митр. Алеутский и Североамериканский, Патриарший экзарх в Америке ЕРМОГЕН (Максимов Григорий Иванович; 1861 - 1945), бывш. архиеп. Екатеринославский и Новомосковский, митр. Загребский неканонической Хорватской Православной Церкви ЗАЙЦ Кирилл Иванович [Зайцев, Закис Карл Янович] (1869 - 1948), митрофорный прот., руководитель Псковской миссии в 1941-1944 гг. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЙ ЭКЗАРХАТ РУССКИХ ПРИХОДОВ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО ПАТРИАРХАТА самоуправляемое объединение правосл. приходов рус. церковной традиции в юрисдикции К-польского Патриаршего престола ИАКИНФ (Питателев Илья Иванович; 1882-1918), прмч. (пам. 17 окт., в Соборе Екатеринбургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИАКОВ (Маскаев Яков Иванович; 1879-1937), архиеп. Барнаульский, сщмч. (пам. 16 июля, в Соборе Алтайских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ИОАНН (Вендланд Константин Николаевич; 1909-1989), митр. Ярославский и Ростовский, духовный писатель, богослов, ученый-геолог ИОАНН (Соколов Иван Александрович; 1877-1968), митр. Киевский и Галицкий, Патриарший экзарх всея Украины, постоянный член Свящ. Синода Московского Патриархата

http://pravenc.ru/rubrics/121816_3.html

Вести борьбу с попущенной Богом властью было возможно лишь новой христианизацией народа. Оставались проповедь и богослужение. Несмотря на гонения, многие священнослужители не оставляли пастырского слова. Священномученик Фаддей, находясь на кафедре, служил ежедневно, за каждой литургией произнося проповедь. Назначенный в 1933 г. на Барнаульскую кафедру священномученик Иаков (Маскаев) служил каждый день и ввел всенародное пение, чтобы просветить народ через сознательное восприятие богослужения. По окончании службы святитель лично благословлял каждого из прихожан. В этот момент ему можно было задать любой вопрос и получить ответ. Исповедничеством и безмолвной проповедью было то, что архипастырь всегда ходил по городу в рясе и с посохом, не боясь насмешек. Напрямую раскрывать ложь советской пропаганды было опасно, но некоторые священнослужители не могли молчать, обличая и гонения на Церковь , и другие преступления властей. Священномученик Порфирий (Гулевич) (память 2 декабря), занимавший сначала Елисаветградскую, а затем Симферопольскую кафедры, в своих проповедях открыто возлагал вину за голодомор начала 1930-х гг. на сталинское руководство. Порицал архипастырь и гонения на Церковь . «Советская власть притесняет религию, арестовывает духовенство, доходя до беззакония, однако все это к лучшему и временно», – говорил священномученик. Лишенные кафедр архипастыри продолжали служить Богу молитвой и личным подвигом. Некоторые священнослужители оставляли открытое служение и предавались подвигам либо в уединении, либо в миру. Священномученик епископ Никита (Делекторский) (память 19 ноября) покинул Орехово-Зуевскую кафедру, но остался в городе, принял подвиг юродства и добровольной нищеты. Старец окормлял духовных чад, почитался как прозорливец. Святитель был расстрелян в 1937 г. Еще один архипастырь, принявший на себя подвиг юродства, – епископ Варнава (Беляев) . Иерарх считал, что от искушений мира монахов ограждает одежда, стены, особый статус. В миру, тем более в годину безбожия монаха могло спасти от соблазнов внешнее безумие.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Дочь священномученика Александра (Парусникова) вспоминала один из обычных случаев тех лет: она идет с отцом по улице, держа его за руку, а люди, идущие навстречу, оборачиваются и плюют священнику вслед. Отец, почувствовав переживания дочери, спокойно сказал ей: «Ничего, Танюша, это всё в нашу копилку» (13, С. 124). Ему же сотрудники НКВД, вызвав для беседы, говорили: «Уходи из церкви, ведь у тебя десять детей, а ты их не жалеешь». – «Я всех жалею, но я Богу служу и останусь до конца в храме» (13, С. 127). Вскоре после первых лет революции священники в Советской России вполне осознали, в каких условиях они теперь живут, и какая угроза над ними висит ежечастно. Многие тогда жили как священномученик Иаков (Маскаев), – он заранее завел себе сумку, в которой было собрано все необходимое на случай ареста. Некоторые загодя отсылали семьи в другие места и жили отдельно, чтобы не повредить им, как поступили священномученик Николай (Лебедев) и священномученик Иоанн (Великов). Разве такая решимость и такие жертвы, приносимые ещё до ареста, не свидетельствуют о великой преданности новомучеников Христу? Может быть, это ещё не исповедничество, но, безусловно, первый шаг к нему. Они знали, что их ожидает, многие могли убежать, а некоторым это даже настоятельно предлагали друзья и близкие. Священномученика Сергия (Кроткова) заранее предупредили о грозящем аресте, но он невозмутимо продолжал служить в храме, отвергая предложения родственников спастись бегством. «Что же, – сказал он им, – прихожане придут молиться, а я окажусь дезертиром, предавшим Бога и паству?» Так и служил до самого ареста, за которым последовал расстрел. А священномученик Феодор (Недосекин) на такие предложения отвечал: «Хоть день, да мой – и пред престолом Божиим!» Разве не сияет в этих поступках свет христоподобного мужества и самопожертвования? Разве не видно в них сознательного выбора в пользу верности Церкви Христовой и своему служению, а в этом выборе разве не видно, что для сих страдальцев служение Христу значило больше, чем собственная жизнь? И если даже мир восхищается воинами, которые, не смотря на смертельную опасность, остаются на посту и исполняют свой долг, то как не восхититься подвигом этих воинов Христовых, и не воздать ему должное?

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

В 1916 г. при Знаменской церкви построили и освятили каменную часовню в память 300-летия царствования дома Романовых. Внешний вид этой часовни взят за основу при проектировании уже в наше время храма святого царевича Алексия при краевой клинической больнице. 27 октября 1918 г. прихожане Знаменской церкви, выслушав доклад священника Иоанна Шорина, постановили: вносить ежегодно каждому «18 рублей на дела церковной благотворительности, религиозно-нравственного просвещения и другие дела спасения ближнего». Но новой власти было не до нравственного воспитания. В 1922 г. под видом помощи голодающим Поволжья начинается кампания по изъятию церковных ценностей. В 1933 г. в город прибыл архиепископ Иаков (Маскаев). После концлагеря он был выслан в Сибирь, где и прошли последние дни его исповеднического пути. В Знаменском кафедральном соборе архиепископ Иаков нес свое архипастырское служение. На Пасху в Знаменский храм приходили не только горожане, но и люди из пригорода, чтобы получить благословение владыки. В последнее время перед арестом архиепископ Иаков служил каждый день. И ежедневно пешком, в полном облачении, с архиерейским посохом, ходил в храм — служил, проповедовал. Силы уже оставляли владыку, по пути он делал несколько остановок, чтобы передохнуть, и следовал дальше, опираясь на посох. В октябре 1936 г. он был арестован, а 29 июля 1937 г. - расстрелян. В марте 1938 г. было сфабриковано дело об убийстве сторожа при Знаменской церкви, по которому «раскрыто» дело одной из групп «контрреволюционно-монархической повстанческой организации». 7 декабря 1938 г. подписана смета на переоборудование церкви и в здании сначала разместился архив НКВД, затем Барнаульское архивное бюро, а позже его переименовали в Государственный архив Алтайского края. Решением крайисполкома от 11 апреля 1939 г. церковь была закрыта. В том же году снесли купол, разбили колокольню. В здании устроили второй этаж. Дементий Паротиков в книге «Барнаул в воспоминаниях старожилов» (научный руководитель проекта – профессор Лидия Дмитриева) рассказывает, как он стал свидетелем того, как со Знаменского «сдёргивали» крест: Закладка храма состоялась в 1853 г. С этого времени староста церкви Василий Степанович Мушников шлет прошения от имени прихожан «ко многим архипастырям» с пожеланиями иметь списки с чудотворных икон Божией Матери. Все, к кому обратился староста, откликнулись на просьбы и прислали в Барнаул списки с чудотворных икон...

http://sobory.ru/article/?object=20576

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010