24 апр. 1923 г. собрание оренбургского комитета «Живой церкви» признало деятельность еп. Аристарха «реакционно вредной для обновленческого движения» и постановило просить ВЦУ заменить его. Еп. Аристарх был командирован на обновленческий лжесобор, однако от участия в нем уклонился. Он уехал в Москву 10 мая (по закрытии собора), передав управление епархией Орскому викарию. Несмотря на подтвержденный постановлением обновленческого Высшего церковного совета (ВЦС) от 15 мая статус Аристарха как епископа Оренбургского, в 20-х числах мая на Оренбургскую кафедру прибыл новый архиерей - «архиепископ» Андрей Соседов, бывш. «Ново-Омский викарий». Вернувшись в Оренбург, еп. Аристарх 6 июня был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности, 10 июня отправлен в Москву, 24 авг. осужден на 2 года высылки в Нарымский край. (Постановлением Комиссии при НКВД от 7 дек. 1923 г. «по пересмотру дела» освобожден. По приезде в Москву вступил в переговоры с обновленцами, 12 янв. 1924 г. был ими награжден саном «архиепископа», 12 февр. назначен на Тамбовскую обновленческую кафедру. В дальнейшем позиционировал себя как «идейный последователь обновления».) Насильственное удаление еп. Аристарха, назначенного патриархом Тихоном, вынудило православных поставить вопрос о введении в епархии временного самоуправления («автокефалии»). 11 июня совет Казанского кафедрального собора подал в губисполком заявление с просьбой разрешить проведение 16 июня общего собрания представителей приходов Оренбурга для решения вопросов о мерах «к облегчению положения» арестованного еп. Аристарха и «о назначении содержания викарному епископу Иакову». В поданном на следующий день (после получения известия об отправке владыки в Москву) новом заявлении в повестке дня собрания, перенесенного на 17 июня, вопрос о епископе ставился иначе: «об избрании местного епископа и об изыскании средств на его содержание» (Там же. Д. 7455-п. Л. 6, 7). Очевидно, кандидатом являлся еп. Иаков (Маскаев). Собрание приходов Оренбурга не состоялось, поскольку 16 июня в соборе произошли волнения верующих, связанные с непризнанием Андрея Соседова.

http://pravenc.ru/text/2581499.html

Летом-осенью 1925 г. в рамках подготовки к обновленческому 3-му поместному собору (1-10 окт. 1925) обновленцы развили бурную деятельность в Оренбуржье. В июне 1925 г. в каждом благочинии были образованы комиссии из мирян и духовенства «в целях сближения и объединения со староцерковниками». Однако созвать объединенный съезд обновленцам не удалось, собравшийся в авг. 1925 г. съезд состоял лишь из представителей обновленческих приходов. Епархиальный съезд избрал делегатов на обновленческий 3-й всероссийский собор, рассмотрел положение дел в обновленческой епархии, насчитывавшей к тому времени 88 приходов и 170 священнослужителей. Съезд постановил открыть пастырскую школу и ассигновал на нее 3 тыс. р., что было отмечено как «пример, достойный подражания», в центральной обновленческой печати (ВССПРЦ. 1926. 7. С. 6, 23). «Оренбургский архиепископ» Андрей Соседов участвовал в работе собора с решающим голосом. Вернувшись из Москвы, он активно выступал с обличениями «тихоновской» Церкви как оплота контрреволюции, а патриаршего местоблюстителя митр. Петра (Полянского) и епископа Иакова (Маскаева) как политических преступников. 2 июня 1926 г. Андрей Соседов был «навсегда запрещен в священнослужении» и исключен из списка обновленческих архиереев «за вступление в сношение с Радой украинских самосвятов». В 1929 или 1930 г. Соседов снял с себя сан и перешел на гражданскую работу, скончался в Оренбурге. 14 мая 1926 г. правящим обновленческой Оренбургской епархией и председателем епархиального управления был вновь назначен «архиепископ Оренбургский и Актюбинский» Аристарх (Николаевский). В 1926-1928 гг. деятельность обновленцев активизировалась, что неоднократно отмечалось в центральной печати раскольников (Там же. 1927. 1. С. 5; 3. С. 6; 9/10. С. 11). На 1 янв. 1927 г. в обновленческой Оренбургской епархии насчитывалось 80 церквей, за следующие 9 месяцев в раскол (через перерегистрацию общин) перешли еще 5 церквей, на 1 окт. 1928 г. в подчинении синоду числились 85 приходов и 156 клириков.

http://pravenc.ru/text/2581499.html

В 1-й пол. окт. 1923 г. еп. Иакову удалось побывать в Москве, его хиротония была признана действительной, о чем была выдана ставленническая грамота. Тогда же Святейший патриарх назначил еп. Иакова временно управляющим Оренбургской епархией. По возвращении из Москвы еп. Иаков сформировал временное епархиальное управление, приступившее к работе 21 окт. Состав управления и статус еп. Иакова как его председателя были утверждены экстренным собранием оренбургского духовенства. Материалы кон. 1923 г. свидетельствуют об успешных действиях еп. Иакова по укреплению в регионе позиций Патриаршей Церкви. Так, в информационной сводке VI отд-ния секретного отдела ОГПУ «О состоянии православных церковников по губерниям СССР» на 1 янв. 1924 г. в отношении Оренбургской губ. говорилось об усилении под влиянием еп. Иакова борьбы православных с обновленцами. В документе, впрочем, содержится утверждение, что «ставленник Тихона епископ Яков перешел в ряды обновленцев, работая с ними воедино» (Политбюро и Церковь. Кн. 2. С. 387-390). О двойственности позиции еп. Иакова свидетельствовали и его дальнейшие действия. Под руководством епископа епархиальное управление в конце окт.- нач. нояб. 1923 г. выпустило воззвание о подготовке к губ. епархиальному съезду, назначенному на 5 дек., и «о линии проведения обновленческого движения, хотя на первый раз и не в широких формах» (цит. по: Страницы истории. 2014. С. 204). Подробнее о воззвании свидетельствовал позже оренбургский свящ. Алексий Гумилевский: «В 1923 г. явился епископ Иаков Маскаев Антониновского рукоположения (полуобновленец), который… стал добиваться пред властями легализации, издав декларацию, в которой осуждалась контрреволюционная деятельность патриарха Тихона, дабы он, Тихон, за эту деятельность был судим, и выработано постановление о подчинении Оренбургской Церкви в административном отношении обновленческому синоду, втайне оставшись в связи с Тихоном» (Архив УФСБ РФ по Оренбургской области. Д. 6273-п. Л. 145 об ). Еп. Иаков открыто высказал свою позицию впервые 2 дек.

http://pravenc.ru/text/2581499.html

В 1902 г. утверждён штатным ординарным профессором той же академии. С 1903 г. – ректор Московской духовной академии. Хиротонисан 11/XII-1903 г. или 04/I-1904 г. во еп. Волоколамского, четвертого викария Московской епархии. В 1905 г. будучи ректором Московской духовной академии посетил Афон. С 1907 г. издавал ежемесячный журнал «Христианин», а в 1925 г. отказался от обязанности ответственного редактора по болезни. С 1909 г. – еп. Каширский, вик. Тульской епархии. Годы возведения в сан архиепископа и назначение на Нижегородскую кафедру неизвестны. В 1917 г. – участник Всероссийского Поместного Церковного Собора. 16/VII-1922 г. уклонился в обновленчество и явился основоположником обновленческого раскола. Подписал воззвание трёх от 16/VII-1922 г. С 2/XI-1922 г. – митр. Одесский. С 13/IV-1923 г. – митр. Вятский и был назначен председателем Высшего Церковного Совета вместо митр. Антонина (Грановского). 1923–1924 гг. – профессор обновленческой Московской Богословской академии. С августа 1923 г. – председатель Св. Синода (обновленческого), установил канонические связи с востоком. Подписался под обращением к арх. Кентерберийскому Примасу Англии. С сентября 1924 г. на покое, жил в Гаграх. С 1925 г. – постоянный член Президиума Св. Синода. Читал лекции по теории проповеди в Московской богословской академии и проводил занятия по греческому языку. С 1934 г. оставаясь членом Св. Синода, уволен на покой. 19/III-1923 г. совершил обновленческую хиротонию над Иаковом (Маскаевым). Скончался 10/V-1935 г. Похоронен на Ваганьковском кладбище г. Москвы. По Кат-ЯВ скончался 22/Х-1935 г. По Кат-ЕС скончался в 1936 году. ТРУДЫ: Речь перед защитой магистерской диссертации//Богословский Вестник. Июль. 1898. Св. ап. и евангелист Иоанн Богослов. Его жизнь и благовестнические труды. Опыт библейско-исторического исследования. Магистерская диссертация. Сергиев Посад, 1898; 1912. 2-е издание. Соловки, страничка из дневника паломника. М., 1899. Новооткрытый рукописный Стоглав. Сергиев Посад, 1899. О христианском браке. Сергиев Посад, 1901.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Осинская, обн. Основана и упразднена в 1922 г. Именование – по г. Осинск (Пермская губерния). Пермское викариатство. 05(18)12.1922 10(31)12.1922 Никанор Пономарев Осипенковская, обн. (см. Бердянская, обн.) Осташковская Основана в 1920 г. Именование – по г. Осташков (Тверская губерния). Тверское (Калининское) викариатство. Упразднена в 1937 г. 26.05(08.06)1920 02.1923 24.01(06.02)1929 Сщмч. Иаков Маскаев 01.1936 10(23)07.1937 Осташковская, обн. Основана в 1923 г. Именование – по г. Осташков (Тверская губерния). Тверское викариатство. Упразднена в 1927 г. 22.05(04.06)1923 29.04(12.05)1925 16(29)09.1926 16(29)10.1927 Нил Ушаков Острогожская Основана 28.10.1841 (местопребывание – в г. Воронеж). Именование – по г. Острогожск (Воронежская губерния). Воронежское викариатство. Упразднена 24.12.1853. Возобновлена 09.11.1866. Упразднена в 1926 г. 28.10.1841 12.01.1842 02.02.1842 01.03.1848 Елпидифор Бенедиктов 23.05.1848 13.06.1852 Феогност Лебедев I 08.07.1852 03.10.1853 Антоний Павлинский 29.01.1867 23.06.1871 Феодосий Макаревский 19.12.1871 23.05.1879 Вениамин Быковский 15.07.1879 24.09.1880 14.12.1880 24.04.1882 Кирилл Орлов 23.07.1882 21.05.1886 Макарий Троицкий 24.04.1887 12.07.1890 Анатолий Станкевич 08.06.1891 22.12.1896 Владимир Соколовский-Автономов 24.05.1897 31.01.1900 Иосиф Соколов 31.01.1900 03.09.1923 Владимир II Шимкович 31.05(13.06)1926 Синезий Зарубин 12.1926 Алексий Буй Острогожская, обн. Основана в 1922 г. Именование – по г. Острогожск (Воронежская губерния). Воронежское викариатство. Упразднена в 1936 г. 17(30)12.1922 Захария Попов 23.04(06.05)1927 09.1928 09.1928 09.1930 10.1930 06(19)03.1931 Димитрий Крылов 06(19)03.1931 21.01(03.02)1932 21.01(03.02)1932 17(30)03.1932 02(15)04.1932 07(20)05.1932 01(14)08.1932 Александр Медведев 10(23)12.1936 Острожская Основана 01.10.1840. Именование – по г. Острог (Волынская губерния; Ровенская область, Украина). Житомирское (Волынское) викариатство. Местопребывание – в Почаевской Успенской лавре, с 1843 г. – в Житомире, с 1860 г. – в Дерманском монастыре, с 13.04.1873 – в Кременце.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Оренбургская и Бузулукская; в 1938–1957 гг. – Чкаловская (именование г. Оренбург); Оренбургская; Оренбургская и Бузулукская, паки. Викарные кафедры: Челябинская, Кустанайская. 13.11.1799 26.05.1806 10.06.1806 06.01.1819 02.03.1819 19.05.1823 Феофил Татарский 17.06.1823 01.12.1828 Амвросий II Морев 03.02.1829 08.08.1831 Аркадий Федоров 27.09.1831 30.10.1835 16.11.1835 20.11.1849 Иоанникий Образцов 20.11.1849 27.08.1853 Иосиф Богословский 27.08.1853 17.03.1858 Антоний Шокотов 15.06.1858 17.03.1862 19.05.1862 09.11.1866 Варлаам Денисов 09.11.1866 23.05.1879 Митрофан Вицинский 23.05.1879 05.04.1882 Вениамин Быковский 05.04.1882 01.05.1886 Вениамин II Смирнов 01.05.1886 22.10.1895 Макарий Троицкий 22.10.1895 29.10.1896 15.11.1896 05.12.1896 22.12.1896 26.11.1903 Владимир Соколовский-Автономов 26.11.1903 13.08.1910 Иоаким Левицкий 13.08.1910 26.07.1914 01.06.1913 01.08.1913 30.07.1914 01(14)03.1920 29.07(11.08) 1923 06(18)11.1923 18(31)07.1924 31.12.1925(13.01.1926) 31.12.1925(13.01.1926) 20.12.1927(02.01.1928) в/у сщмч. Иаков Маскаев 16(29)11.1928 Дионисий II Прозоровский 16(29)11.1928 17(30)12.1931 17(30)12.1931 09(22)05.1937 10(23)05.1937 20.07(02.08.)1937 01(14)02.1945 23.08(05.09)1948 09(22)02.1949 13(26)09.1950 18(31)10.1950 03(16)11.1953 21.11(04.12)1953 18(31)05.1960 Михаил II Воскресенский 18(31)05.1960 01(14)05.1963 01(14)05.1963 11(24)01.1999 05(28)12.1999 Оренбургская, обн. (см. Чкаловская, обн.) Орехово-Зуевская Основана в 1926 г. (?) Именование – по г. Орехово-Зуево (Московская область). Московское викариатство. Упразднена в 1936 г. Возобновлена 03(19)03.1987. 1926 21.08(03.09)1927 Сщмч. Никита Делекторский 16(29)09.1928 12(25)09.1929 Иоанн Соколов II 12(25)09.1929 04(17)03.1931 Питирим Крылов 04(17)03.1931 01(14)05.1934 Иоанн Соколов II, паки 01(14)05.1934 01.1936 Иоанн II Широков 10(23)03.1987 09(22)11.1990 03(16)07.1995 06(19)08.1995 06(19)08.1995 Орехово-Зуевская, обн. Основана в 1929 г. Именование – по г. Орехово-Зуево (Московская область). Московское викариатство.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Нельзя не учитывать и тот факт, что публике официальные источники доносили информацию в искаженном виде. Широким кругам было неизвестно, что Патриарх Тихон всего лишь передал лидерам раскола право регистрации входящих документов до прибытия в Москву Место­блюстителя митрополита Агафангела (Преображенского). Сами раскольники громогласно заявляли, что получили от Святейшего всю полноту власти, представляли себя радетелями за Церковь и обещали созвать Поместный Спустя год святитель Тихон вышел на свободу, и началось возвращение в Церковь заблудших. Факт их временного отпадения после принесения покаяния был покрыт любовью. Многие затем засвидетельствовали верность Церкви ревностным служением, исповедничеством и мученичеством, некоторые из покаявшихся причислены к лику святых — ­священномученики Александр (Трапицын), Анатолий (Грисюк), Антоний (Панкеев), Иаков (Маскаев). Было принято и публичное покаяние митрополита Сергия, тем более что его общение с обновленцами оставалось формальным и за своего они его так и не признали. В тяжелые месяцы заключения Патриарха Тихона митрополит Сергий оставался для раскольников ненадежным и даже «опальным». Последующие два года мит­рополит Сергий сумел показать, что покаяние его было искренним и с обновленцами он распрощался навсегда. Неслучайно Патриарший Местоблюститель священномученик Петр (Полянский), не исключая свой арест, назначил своим заместителем именно митрополита Сергия. В декабре 1925 года священномученик Петр был заключен под стражу, начался период его скитания по тюрьмам, закончившийся расстрелом 10 октября 1937 года. Конец 1925 года стал для митрополита Сергия началом нового жизненного этапа. Фактически с этого времени, кроме нескольких тюремных месяцев конца 1926 — начала 1927 года, будущий Патриарх был бессменным главой Российской Церкви. 1926 год был отмечен борьбой с новым расколом — григорианским, а также попытками Церкви нормализовать отношения с государственной властью. В 1926 году митрополит Сергий подготовил проект своей «Декларации».

http://patriarchia.ru/db/text/5468664.ht...

В Алма-Ате состоялось первое в 2021 году заседание открытого исторического общества Казахстанского митрополичьего округа 28 января 2021 г. 16:49 22 января 2021 года в городе Алма-Ате по благословению митрополита Астанайского и Казахстанского Александра в конференц-зале духовно-культурного центра имени митрополита Иосифа (Чернова) состоялось очередное заседание открытого исторического общества Казахстанского митрополичьего округа . В работе под председательством управляющего делами Православной Церкви Казахстана епископа Каскеленского Геннадия приняли участие: секретарь комиссии Митрополичьего округа по канонизации святых иеромонах Иаков (Воронцов); заслуженный деятель культуры В.Д. Коренчук; представитель ассоциации религиозных объединений Казахстана по городу Алма-Ате и Алма-Атинской области В.Г. Овсянников; краеведы А.Г. Воронов, Н.А. Букетова, С.И. Степанова; журналист К.Д. Маскаев, сотрудник Агентства православных новостей Е.А. Морозова, писатель-журналист В.В. Шупейкин; член комиссии Алма-Атинской епархии по канонизации святых М. Ивашко; студенты Алма-Атинской духовной семинарии . Собрание открыл приветственным словом епископ Геннадий. Он поздравил присутствующих с праздником Крещения Господня и с наступившим новолетием. Краевед А.Г. Воронов выступил с сообщением о создании системы водоснабжения города Верного. Он рассказал о проектировании и строительстве разветвленной системы арыков и озеленительных мероприятиях, проводимых руководством и жителями города во второй половине XIX века. К 150-летию учреждения Туркестанской епархии иеромонах Иаков (Воронцов) подготовил доклад об основных вехах жизненного пути первого иерарха Великой степи архиепископа Софонии (Сокольского). По окончании выступления состоялся обмен мнениями по широкому спектру вопросов, касающихся региональной истории. Следующее заседание открытого исторического общества Казахстанского Митрополичьего округа состоится в середине февраля сего года. Митрополичий округ в Республике Казахстан /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

9 июня 1930 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило епископа Иакова к трем годам заключения в концлагерь. Вместе с ним были приговорены еще четырнадцать человек: четверо — к трем годам концлагеря, шестеро — к трем годам ссылки, один — к тюремному заключению на четыре месяца, трое освобождены с ограничением выбора места жительства, с поступлением на три года под надзор властей. Среди этих троих была Раиса Покровская. Она родилась 5 сентября 1862 года в селе Казачки Балашовского уезда в семье диакона Льва Покровского. Получила хорошее образование и почти всю жизнь проработала учительницей в Балашовском женском монастыре, где приняла иноческий постриг. В 1923 году монастырь был закрыт, но монахини добились разрешения открыть на его месте монашескую общину, и Раиса, как и многие другие насельницы, продолжала жить в общине. В 1929 году власти закрыли и общину, а вскоре Раису арестовали. На вопрос следователя, знает ли она епископа Иакова, Раиса ответила:«Епископа Иакова Маскаева я знаю и неоднократно слыхала его проповеди в церквях, он пользуется большим авторитетом среди верующих и имеет на них влияние…» Раису обвинили в том, что она»распускала среди населения явно антисоветские слухи, имела связь с монашками окрестных сел, через коих и обрабатывала местное население в антисоветском духе». Виновной она себя не признала. Ей было тогда шестьдесят восемь лет, и власти приговорили ее к высылке из Балашова. Раиса была освобождена из заключения и отправлена под надзор властей в город Воронеж, где через три месяца, в сентябре 1930 года, скончалась. По распоряжению властей епископ Иаков был отправлен в Соловецкий концлагерь и в конце июня прибыл в пересыльный лагерь в городе Кемь. Незадолго до окончания срока заключения, 16 декабря 1932 года, Особое Совещание при Коллегии ОГПУ распорядилось отправить епископа на три года ссылки на Урал. Однако каким–то образом потерялись учетные документы, в которых сообщалось, в какой именно лагерь был отправлен епископ. 27 июня 1934 года Свердловское ОГПУ обратилось к своему начальству в Москву с сообщением, что епископ Иаков в Свердловск не прибыл, и просило объявить его во всесоюзный розыск.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

Лично ко мне из сел как Балашовской епархии, так и из других епархий никто и никогда, не обращался с просьбой дать указания, как и что предпринимать по вопросу закрытия церквей со стороны местных органов власти. Летом 1929 года ко мне на квартиру пришла неизвестная мне гражданка, назвалась монахиней бывшего подворья Балашовского монастыря в Царицыне и просила меня сообщить, какого я церковного течения, кем назначен епископом Балашовским и какого я мнения о митрополите Григории Екатеринбургском. На что я ей ответил, что я православный, назначен митрополитом Сергием Нижегородским, что же касается Григория, то я его считаю отколовшимся от Православной Патриаршей Церкви. Когда я своими ответами удовлетворил просительницу, я в свою очередь задал ей вопрос, кто она и почему ее эти вопросы интересуют. На что мне эта монахиня сказала, что она приехала из Сталинграда, где большинство городских приходов перешло к григорианцам, а также она слышала, что я являюсь обновленцем, и она приехала это проверить и, если это правда, что я обновленец, то спасти здешних сестер от заблуждения. Далее эта монахиня задала мне вопрос, что если я не обновленец, то почему молюсь за власть, на что я ей также дал исчерпывающий ответ, который, по-видимому, ее удовлетворил, и больше она ко мне не приходила, и я ее больше не видал... В отношении проповедей, произносимых мною почти после каждой ей службы, могу сказать, что в своих проповедях я исключительно касался евангельских тем, не сопоставляя их с современной жизнью и не касаясь в них современных политических и бытовых вопросов». Все обвиняемые и некоторые свидетели, будучи допрошены о владыке, говорили о нем как о выдающемся архиерее и ревностнейшем архипастыре, обладавшем среди православных города бесспорным и заслуженным авторитетом. Никто из обвиняемых не подтвердил фактов антигосударственной деятельности епископа, но для властей было достаточно свидетельства о его церковной деятельности. Сам епископ Иаков на допросах отказался давать показания против арестованных вместе с ним людей (благодаря чему многие из обвиняемых были освобождены), не признал себя виновным в «антисоветской деятельности».

http://drevo-info.ru/articles/15567.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010