Иудейские начальники, узнав, где погребено тело Иисуса, пришли к Пилату и попросили его поставить стражу у гробницы. Пилат сказал им: «Имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете». Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать. Следующий день был субботний, в который по еврейским законам запрещалось заниматься чем бы то ни было, кроме молитвы, и к гробнице никто не подходил. В ночь после субботы Ангел Божий спустился к гробнице и отодвинул камень от входа. Стража в ужасе разбежалась. Некоторые воины поспешили к старейшинам и рассказали о случившемся. Рано утром женщины, почитавшие Иисуса Христа, пришли к гробнице, чтобы умастить тело благовонным маслом. Гробница была открыта, камень отвален, и Ангел Господень сидел на нем. Ангел, обратив речь к женщинам, сказал: «Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь; Он воскрес». Явление Спасителя апостолам В это время два ученика Иисуса Христа шли из Иерусалима в село Эммаус и разговаривали о всём случившемся. Они оба были так потрясены событиями последних дней, что не заметили, как присоединился к ним попутчик, внимательно слушающий их разговоры. Этот попутчик всё время молчал, а когда они заметили Его присутствие, спросил их, почему они так печальны? Один ученик, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: «Неужели Ты, один из пришедших в Иерусалим, не знаешь о происшедшем в нём в эти дни? Мы были учениками великого Пророка и надеялись, что Он спасет иудейский народ. Но книжники и фарисеи схватили Его, присудили к смерти и распяли. Сегодня третий день как Он умер». «Как же вы не верите пророкам?» – спросил попутчик и стал им перечислять всё сказанное пророками о страданиях, смерти и воскресении Христа. Они дивились Его знанию и красноречию и не заметили, как достигли до Эммауса. Спутник хотел оставить их, но они упросили Его отобедать с ними. Когда они сели за стол, спутник взял хлеб, благословил его, разломил и подал им. Тут только они узнали Иисуса Христа и обрадовались. Но Иисус Христос стал невидим.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Крещение Господне 19 (6) января Тропарь Во Иордане крещающуся Тебе,Господи,тройческое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине, извествовавше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей,слава Тебе. Сретение Господне Праздник приходится на 40 день после Рождества (2/15 февраля). Он был введен иерусалимской церковью в IV веке, а с V стал повсеместным. Славянское слово «сретение» означает «встреча». В евангельской истории это как бы встреча Ветхого и Нового Завета. Согласно повествованию св.Луки (2:22–38), произошла она в иерусалимском храме. Моисеев Закон предписывал совершать над каждым первенцем мужского пола обряд посвящения Богу. Когда Младенцу Иисусу исполнилось 40 дней, Иосиф и Мария понесли Его в Дом Божий. Они стояли среди других семей, ожидая своей очереди, и в этот момент к ним приблизился старец Симеон, живший при храме. Он принадлежал к числу тех, кто горячо верил в скорый приход Мессии. Старцу было предсказано, что он ещё при жизни увидит Спасителя мира. И теперь Дух Божий указал ему на чету бедных галилеян. Симеон взял на руки их Дитя и стал молиться: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвящению язычников и славу народа Твоего Израиля». Потом прозревая борьбу, которая возгорится вокруг имени Иисусова, старец добавил: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле...да откроются помышления многих сердец». А Матери предрёк: «Тебе Самой оружие пройдет душу». В этих словах заключен весь крестный путь Девы: от пустынных улиц ночного Вифлеема до Голгофы. Уже в первые годы жизни Сына Ей пришлось трепетать за Него. Тревожная весть о готовящемся убийстве, поспешное бегство, утомительное путешествие в чужую страну, жизнь вдали от родины – таков пролог евангельской истории. Но никогда не вырвалось у Марии ни слова ропота, ни жалобы. И вот святое семейство снова в Назарете. Кажется, все грозы миновали. Однако можно ли утверждать, что за эти годы сердце Матери всегда было спокойным? Единственный эпизод из отроческих лет Иисуса, сохранённый Евангелием, говорит о другом. Какие мучительные часы провела Дева Мария, отыскивая пропавшего Сына в многолюдном городе!.. «Дитя Мое! Что Ты сделал с нами? Вот отец Твой и Я с великой скорбью искали Тебя!» – говорит Она Отроку.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

ЛЮДМИЛА МАРЧЕНКОВА 28 января 2018, 14:26 В самом деле очень трудно жить среди неверующих родственников...и еще молиться за них.Но...я так думаю,мнение мое,могу и ошибаться,А ВДРУГ ИМЕННО ЗА ЭТО БОГ НАС И СПАСЕТ,ведь мы такие немощные.ни на что толковое не способны ,подвиги какие там нам вообще не по силам...ну а терпеть- Сам Бог велел и еще и молиться,может так и спасемся??? Елена 19 марта 2012, 11:22 Согласна со статьёй полностью. Хочу сказать сказать Людмиле на её слова: " вижу как идёт под откос жизнь моих близких людей " . А разве ваша жизнь однажды не шла под откос до прихода в церковь? Первым в Царствие Небесное, как известно, вошёл разбойник, да и то, в самый последний момент своей жизни. Он не постился, не ходил за Христом всю Его земную жизнь, а просто посочувствовав, попросил: помяни меня в Царствии Небесном. Думаю, что нельзя поститься и молится спокойно, когда знаешь, что твои отношения с близкими желают оставлять лучшего, и в этом есть и твоя вина. Как сказано в Писании " Если ты принесёшь дар твой к жертвеннику, и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой перед жертвенником, и пойди прежде примерись с братом своим, и тогда прийди и принеси дар твой " . (Мтф. 5, 23-24). Елена 19 марта 2012, 11:21 Наверно надо больше доверять Господу, который знает кто из нас и в какой момент готов принять Слово, а не брать хворостину, и гнать всех в церковь. Молиться и работать надо над собой, а не над близкими. Зачастую нехристиане ведут и поступают в жизни так, что нам, христианам должно быть (и бывает) стыдно за себя. Не надо Господу " подсказывать " кого и в какой момент приводить в церковь. Он Сам знает. Думаю, надо работать над собой. Потому, что не каждый христианин, который говорит " Господи, Господи... " попадёт в Царствие Небесное. Прежде всего работа над собой. Думаю, что батюшка прав: пост и молитва-хорошие орудия, но не в них суть, а в том, чтобы делать добро окружающим, и быть для них примером любви. Как в Писании: " И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. " (Мтф. 25, 40) А то получается, что мы, христиане, очень хорошо работаем над методом, забывая о самой цели-войти в число избранных, а туда одной только верой не войдёшь. Надо ещё и потрудиться, в первую очередь над собой.

http://pravoslavie.ru/51982.html

Многие спрашивали его: «Что нам делать?». Он отвечал: «У кого есть две одежды, – отдай одну тому, у кого нет. У кого есть много еды, – отдай половину голодному». Обращавшимся к нему мытарям, сборщикам налогов он говорил: «Не берите ни с кого лишнего», а воинам-стражникам: «Не обижайте никого». Тех, которые каялись в своих грехах, Иоанн крестил в Иордане в знак очищения от грехов. Некоторые, видя святую жизнь Иоанна и слыша его проповедь , думали, что он и есть Мессия-Христос, Спаситель, пришествие Которого было предсказано многими пророками; но он говорил всем: «Нет, я не Христос. Я только приготовляю вас к Его пришествию». Крещение Иисуса Христа Однажды, когда Иоанн говорил это, подошёл к нему Иисус Христос , чтобы принять крещение от него. «Ты ли приходишь ко мне?», – сказал Ему Иоанн. – «Я сам должен принять от Тебя крещение!». Но Христос ответил ему: «Так должно быть». Иоанн повиновался, крестил Его. На следующее утро Иоанн, увидев проходящего Христа, сказал окружающим, указывая на Него: «Вот Агнец Божий, берущий на Себя грехи всего мира. Он – Христос, сын Божий». Иисус Христос в пустыне Приняв крещение, Иисус Христос ушёл в пустыню, где и оставался сорок дней, постясь и молясь. В конце этого долгого уединения, когда он ослаб от голода, явился перед Ним злой дух – дьявол и стал соблазнять Его, говоря: «Если Ты – Сын Божий, то преврати вот эти камни в хлеб и утоли свой голод». Но Христос ответил ему: «Человек живёт не одним хлебом, но каждым Словом Божиим». Тогда дьявол перенёс Его на крышу храма и сказал: «Если Ты – Сын Божий, бросься вниз. Ведь ангелы поддержат Тебя». Но Христос ответил ему: «Не должен человек испытывать доброту Господа Бога и без нужды рассчитывать на чудо». Тогда дьявол вознёс Его на высокую гору, показал Ему все царства мира и все богатства и сказал: " Поклонись мне, и я отдам Тебе всё, что ты видишь!». Но Христос ответил ему: «Отойди от Меня, сатана! Только одному Господу Богу должен поклоняться человек!». Дьявол отступил от Него и исчез. Первое чудо

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

На самом деле Ирод думал совсем не о поклонении, а хотел разыскать Младенца Христа, чтобы убить Его. Мудрецы отправились в Вифлеем, и, как только они вышли из Иерусалима, чудесная звезда снова появилась на небе и двигалась перед ними, показывая им дорогу. В Вифлееме она остановилась над домом, в котором нашли приют Мария с Младенцем и Иосиф. Мудрецы вошли в дом, указанный звездой, нашли там Богоматерь с Младенцем Иисусом и поклонились Младенцу, как Царю, но в Иерусалим не вернулись, так как не верили в добрые намерения Ирода. В эту же ночь ангел явился во сне Иосифу и сказал ему: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и уходи с ними в Египет. Ирод ищет Младенца, чтобы убить Его. Оставайтесь в Египте до тех пор, пока я не сообщу тебе». Иосиф сейчас же встал, разбудил Богоматерь и Младенца. Святое Семейство, тайно покинув Вифлеем, направилось в Египет, где и оставалось до смерти Ирода. Ирод напрасно ждал возвращения мудрецов. А когда понял, что они не вернутся, то так рассвирепел, что приказал убить всех младенцев моложе двух лет в Вифлееме и в его окрестностях. Отрочество Иисуса Христа О детстве и отрочестве Иисуса Христа в Евангелиях не говорится, упоминается только, что Он жил с Матерью и Иосифом в Назарете и был им послушен. Евангелист Лука рассказывает только один случай из отроческих лет Христа. Праздник Пасхи Святое Семейство проводило ежегодно в Иерусалиме. Христос, Которому в то время было двенадцать лет, однажды отстал в толпе от Марии и Иосифа, и они только после долгих поисков нашли Его в храме. Он сидел среди мудрецов и книжников, слушая их учёные разговоры, задавая вопросы и отвечая так, что все дивились Его уму. Иоанн Креститель Иоанн, сын Захарии и Елизаветы, ещё юношей ушёл в пустыню, где проводил время в молитве. Он носил грубую одежду из верблюжьего волоса и питался только тем, что мог найти в бесплодной пустыне. Когда ему исполнилось тридцать лет, он пришёл к реке Иордан и начал там проповедовать: «Покайтесь! Приблизилось Царство Божие!». Он говорил с такой верой, что со всех сторон стекался народ слушать его.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Настоящим началом истории Церкви, её рождением явился праздник Пятидесятницы 30 года. Иерусалим был переполнен паломниками, съехавшимися со всех концов Римской империи. Внезапно внимание народа привлекла группа галилеян: охваченные вдохновением, они обращались к народу со странными речами. Одни сочли их пьяными, но других поразило, что этих людей из Галилеи понимали даже те, кто не знал арамейского наречия. Тогда вышел Пётр, ученик Иисусов, и сказал, что настало время исполнения пророчеств, когда Дух Божий почиет на всех верных . «Мужи израильские! – воскликнул он. – Выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете, Сего, по определённому совету и предвидению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками, беззаконно убили; но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти: потому что ей невозможно было удержать Его». Сила речи Петровой была ни с чем не сравнима. В тот же день тысячи иудеев приняли крещение во имя Иисусово... Что же произошло с учениками? Что внезапно превратило их в смелых провозвестников Христа? Никакие исследования историков не могут дать ответа. Здесь – тайна Духа Божия, Который был послан Иисусом для укрепления Его рождающейся Церкви. С того момента, когда над учениками пронёсся таинственный звук, подобный шуму ветра, и вспыхнули языки небесного пламени, они стали другими людьми. Те, кто совсем недавно в страхе бежал из Гефсимании, начинают всемирную проповедь Евангелия. Их не остановят ни угрозы архиереев, ни истязания, ни тюрьмы. За ними придут новые поколения. Против них вооружаются властители и философы, чиновники и полиция. Но распятые, сжигаемые, гибнущие на аренах цирков, они устоят в силе духа. Мутной волной нахлынут соблазны и искушения: мнимые христиане, мнимохристианские императоры, недостойные пастыри, лжеучителя и раскольники. Но ничто не сможет сокрушить Церковь Христову. День Святаго Духа Тропарь Благославен еси, Христе, Боже наш, Иже

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Но вот пробил час. Громовой голос Крестителя прозвучал на берегах Иордана. Охваченный предчувствием близости Царства Божия, пророк звал народ к покаянию. Сотни людей стекались к Иоанну, чтобы подготовить себя к встрече Мессии. Каясь в своих грехах, они входили в воду, и пророк совершал над ними обряд священного омовения. Это был знак начала новой жизни. Внезапно в толпе кающихся никому не известный и сначала никем не замеченный появляется Иисус из Назарета Галилейского. Он не желает выделяться среди других и просит «крещения» у пророка. Безгрешный, Он указывает грешникам путь к Богу, путь, который начинается с очистительного покаяния. «Так надлежит нам исполнить всякую правду...». Когда, крестившись, Иисус удалился в пустыню, Предтеча воскликнул, обращаясь к народу: «Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: «На Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нём, Тот есть Крестящий Духом Святым». И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий». Иоанн был первым, кто открыто назвал Иисуса Агнцем Божиим. С этого времени начинается мессианское служение Господа. Праздник Богоявления предваряется сочельником, служба которого сходна с чином рождественского (царские часы, литургия с вечерней). К концу вечерни приурочено первое освящение воды. Этот древний обряд христианская традиция тесно связывала с таинством Евхаристии. Подобно тому как в литургии продолжается мистерия Воплощения, так и богоявленская вода знаменует одухотворение и преображение стихий. Церковь свидетельствует, что весь тварный мир будет иметь причастность Царству Божию. Обряд повторяется и в самый день Богоявления. Освящённая вода именуется по-гречески агиасмой, то есть великой святыней. Верующие с благоговением хранят её в течение всего года. Водосвятие часто проводилось на реке (там, где вода замерзала, делали проруби). По греческим обычаям крещенский обряд совершается у моря. Священник бросает крест в волны. Тот, кто, нырнув, отыщет его, считается удачливым человеком. Окружённый толпой, он проносит крест по улицам города.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Но Пётр отрёкся и уверил всех, что служанка видела с Иисусом не его, а кого-то другого. Пётр испугался и решил уйти, но его окружили бывшие во дворе слуги и многие говорили ему: «Ну, конечно, и ты был с Иисусом. И по разговору твоему слышно, что ты из Галилеи». Тогда Пётр стал клясться и божиться, что он совсем не знает Иисуса, и ему поверили. В это время на дворе громко пропел петух. Пётр вспомнил слова, сказанные ему Иисусом, и, горько заплакав, ушёл со двора Каиафы. У Пилата На слудующее утро Иисуса Христа привели к Пилату, римскому правителю Иудеи, без утверждения которого смертные приговоры, вынесенные еврейским судом, не имели силы. Измученного, связанного Христа окружала толпа ненавидящих Его книжников и фарисеев и их единомышленников. Пилат пришёл к ним, посмотрел на Иисуса и спросил судей: «В чём вы обвиняете этого человека?» «Он называет себя Сыном Божиим и Царем Иудейским. По нашим законам Он должен быть казнён», – отвечали ему. Пилат сказал Ему: «Итак Ты – Царь?». Иисус отвечал: «Как ты сказал, Я – Царь; царство Моё не от мира сего. Я на то родился и пришёл в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего». Пилат сказал Ему: «Что есть истина?». И, сказав это, он опять вышел к иудеям и сказал им: «Я никакой вины не нахожу в Нём. Есть же у вас обычай, чтобы я одного отпускал вам на Пасху: хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского?». Тогда опять закричали все, говоря: «Не Его, но Варавву». Варавва же был разбойник. В ответ Пилату все стали кричать: «Если отпустишь Его, то ты враг императору! Не Его отпусти нам, а Варавву!». Пилат приказал воинам взять Иисуса и бить Его, что тогда было обычным наказанием. Воины не ограничились наказанием, они всячески издевались над Христом. Они надели на голову Его венок из терновника с длинными колючими шипами. Пилат желал освободить Иисуса и спросил толпу: «Но что же делать с Иисусом Христом?». Весь народ, настроенный старейшинами иудейскими, закричал в один голос: «Распни, распни Его!». Пилат повторил ещё раз: «Какое зло Он сделал?». Я не нахожу Его повинным смерти. Накажу Его и отпущу. Но народ ещё громче закричал: «Распни, распни Его!». Тогда Пилат приказал отпустить Варавву, а Иисуса отдал в руки иудеев на распятие. Распятие Иисуса Христа

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Один из настоятелей синагоги – еврейского молитвенного дома – по имени Иаир, пришёл к Иисусу Христу, упал к Его ногам и сказал: «Дочь моя умирает. Приди, возложи на неё руки, чтобы она выздоровела и осталась жива». Видя веру Иаира, Иисус Христос пошёл с ним. На дороге их встретил посланный из дома слуга и сказал Иаиру: «Не утруждай учителя, дочь твоя умерла». Иаир был в отчаянии. Христос сказал ему: «Не бойся, если веруешь, то дочь твоя будет спасена». Когда они подошли к дому, то умершую девушку уже готовили к погребению. По еврейскому обычаю на дворе уже плакали по умершей. Христос сказал: «Не плачьте, девица не умерла, а только заснула». Некоторые смеялись над Ним, зная наверное, что девица умерла. Выслав из дома посторонних, Христос вместе с родителями умершей и Апостолами Петром, Иаковом и Иоанном, вошел в комнату, где лежала девица, взял её за руку и сказал: «Девица, тебе говорю: встань!» И тотчас умершая ожила, встала и начала говорить. Слава о чудесах, совершаемых Иисусом Христом, распространялась повсюду. Народ сходился к Нему тысячами. Многие оставались с Ним целый день. Слушая Его проповеди , забывали о еде. Исцеление слуги военачальника У одного начальника римского войска опасно заболел его любимый слуга. Он был при смерти. На просьбу военного начальника Иисус ответил: «Я приду и исцелю его». Военачальник ответил: «Господи! Я не достоин, чтобы Ты вошёл в дом мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой». Этим поступком военачальник показал пример веры и смирения: веры, ибо он убеждён, что Христос одним словом и на расстоянии может исцелить слугу; смирения, ибо считает себя недостойным посещения такого великого Чудотворца. Даже и Христос был удивлён такой глубокой верой и отвечал военачальнику: «Иди с миром. Пусть будет так, как ты сказал». В тот же миг слуга выздоровел. Умножение хлебов Однажды на пустынном берегу Галилейского озера собралось особенно много народа. Ученики сказали Иисусу: «Учитель, время уже позднее. Отпусти их, чтобы сходили в селения и купили себе хлеба». Христос отвечал: «Накормите вы их». Один из учеников сказал Ему: «Господи, здесь у одного мальчика есть пять ячменных хлебов и две рыбы, но что это для такого множества народа?»

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

По приказанию римского императора Августа в Палестине производилась народная перепись. Каждый гражданин должен был записаться в том городе, из которого происходили его предки. Иосиф и Мария, как происходившие из рода Давидова, отправились в Иудею в город царя Давида, Вифлеем. Из-за переписи в Вифлееме собралось так много народу, что не только гостиницы, но и все частные дома были переполнены. После долгих поисков, не найдя помещения в городе, Иосиф и Мария вышли за город и решили ночевать в пещере, куда в ненастную погоду пастухи загоняли свои стада. В этой холодной пещере в глухую полночь родился Иисус Христос , Спаситель мира. Спеленав Божественного Младенца, Богоматерь положила Его на соломе в ясли. В это время пастухи со своими стадами находились неподалеку от пещеры, сидя у костров. Вдруг небо осветилось необыкновенным светом, и в этом свете перед испуганными пастухами предстал ангел. – «Не бойтесь», – сказал он ,– «я возвещаю вам великую радость для всех людей: нынче ночью в городе Давидовом родился Спаситель мира, Христос. Вы найдёте Его спеленатого, лежащего в яслях». И как только ангел произнёс эти слова, явилось множество других ангелов, которые оглашали воздух пением: «Слава в вышних Богу, и на земле мир». Когда небо опять потемнело, пастухи пошли в пещеру и нашли там Младенца с Богоматерью, и поклонились Им, и рассказали Марии и Иосифу о явлении ангелов. Поклонение мудрецов Но не только было чудесно объявлено о рождении Спасителя. В странах, далеких от Палестины, мудрые ученые люди узнали о Нём тоже необыкновенным способом. В те времена не было ещё многих наук, известных теперь. Люди жили ближе к природе, привыкли наблюдать её явления. Вскоре после рождения Спасителя пришли из далеких восточных стран в Иерусалим учёные мудрецы. Они узнали о рождении Иисуса Христа по новой, особенно яркой звезде. В Иерусалиме они спрашивали у всех: «Где родившийся Царь Иудейский? Мы видели Его звезду на востоке и пришли поклониться Ему». В это время царём Иудеи был подчинившийся римлянам Ирод. Услышав речи мудрецов, Ирод встревожился, опасаясь, что потеряет свой престол. Он призвал к себе первосвященников и книжников, изучавших предсказания пророков, и спросил их: «Сказано ли в книгах, где должен родиться Христос?». Они единогласно ответили: «В Вифлееме иудейском». Тогда Ирод призвал к себе мудрецов, расспросил их, когда именно появилась звезда, а потом сказал им: «В наших древних книгах сказано, что Христос должен родиться в Вифлееме. Поищите Его там и, когда найдёте, вернитесь сюда и сообщите мне, чтобы и я мог пойти поклониться Ему».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010