Приближался праздник Пасхи. Евреи ежегодно праздновали этот день в память счастливого переселения из Египта. На ужин в этот день подавались ягненок, пресный хлеб и вино. Иисус Христос повелел устроить такой ужин за три дня до Пасхи, зная, что Ему осталось недолго жить на земле. Во время ужина Иисус простился со Своими учениками. «Один из вас предаст Меня», – сказал Иисус ученикам. Услышав последние слова, Ученики недоумевали, о ком говорит Христос. Один из учеников спросил Его: «Господи, кто же это?». «Тот, кому Я дам кусок хлеба», – тихо ответил Христос. Он подал его Иуде Искариоту, говоря: «Исполняй скорее то, что задумал». Иуда принял хлеб и тотчас же вышел из комнаты. Тогда Иисус сказал ученикам: «Дети Мои, уже недолго Я останусь с вами. Заповедь новую даю вам: любите друг друга, как Я люблю вас. По этой любви узнают все, что вы Мои ученики». «Куда Ты идёшь, Господи?» – спросил Пётр. «Туда, куда теперь ты не можешь идти. Но потом и ты придёшь туда», – ответил ему Христос. «Почему не могу я идти теперь?» – спросил Пётр. – «Я и сейчас готов умереть за Тебя, Господи!» И говорит ему Иисус: «Истинно говорю тебе, что ты в эту ночь, прежде чем пропоёт петух, трижды отречёшься от Меня». Пётр смутился, а Христос продолжал, обращаясь ко всем ученикам: «Не смущайтесь сердцем, веруйте в Бога и в Меня. Верующий в Меня всё может сделать, что делал Я. Если любите Меня, то исполняйте всё, чему Я учил вас. Я попрошу Отца Моего, Он пошлёт вам Утешителя, Духа Истины, который всегда будет с вами и научит вас всему истинному!» Потом Он взял хлеб, благословил его, разломил его, и, дав по кусочку каждому ученику, сказал: «Возьмите и ешьте, это – Тело Моё». Взяв чашу с вином, Он благодарил Бога и, подавая её ученикам, сказал: «Пейте из неё, это – Кровь Моя, которая прольётся за вас и за многих. Делайте так в память обо Мне». «Да будет воля Твоя» После этого Христос вышел из дома с учениками и направился в Гефсиманский сад. В глубину сада Он пошёл только с тремя учениками – Петром, Иаковом и Иоанном, но и этих трёх Он оставил, чтобы помолиться в уединении. «Побудьте тут и молитесь», – просил Он учеников.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Пятое воскресенье посвящено самарянке ( Ин.4:4–42 ), которой Христос говорил о религии «духа и истины», не ограниченной пределами какого-либо одного места или народа. Служба шестого воскресенья – «о слепом» ( Ин.9:1–38 ) – сравнивает исцеление слепорождённого с духовным прозрением человека. В седьмое – «святых Отец» – прославляются святители, утвердившие учение Церкви на семи Вселенских Соборах. Вознесение Вознесение празднуется в четверг шестой седмицы, на сороковой день после Пасхи (согласно указанию Деян.1:4 ). Что такое Вознесение? В чем смысл его? После пасхальных событий ученики ещё не вполне ощутили всё их значение. Им было достаточно знать, что Господь жив, что Он воскрес. Они вернулись из Иерусалима в Галилею, и там Он не раз являлся им: то на горе, то на берегу озера. Светлый мир сошёл в их души, о будущем они едва ли задумывались. Да и как могла этим простым рыбакам прийти в голову мысль, что они предназначены для покорения мира Христу? Когда Иисус жил среди них, они во всём полагались на Него. Теперь Он снова с ними. После испытаний настало время покоя. Они не знали, что земной путь Мессии уже завершён, что отныне им самим нужно пролагать дорогу Благой Вести. Но вот Он является перед ними на одном из галилейских холмов. Все падают на колени, и в тишине звучит Его голос: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века». А потом – снова Иерусалим. Елеонская гора, где Иисус прежде любил бывать с учениками. Оттуда виден святой град, а за ним – необозримые просторы мира, который ждёт апостолов. Господь поднял руки и благословил их. Сияющее облако Славы скрыло Его. Но ученики не ощутили себя одинокими и покинутыми. Отныне Спаситель будет с ними всегда. Прославленный и преображённый, Он принимает в Свои объятия всю землю, весь мир... Вознесение Господне Тропарь Вознесся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником, обетованием Святого Духа, извещенным им бывшим благославением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира. Пятидесятница (День Святой Троицы)

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

С 1917 года был установлен праздник святых, в земле Российской просиявших (воскресенье, следующее за «неделей всех святых»). Этот сонм праведников, как прославленных, так и неведомых миру – душа нации, вершина её, «святая Русь». Взирая на неё, люди видят надёжный ориентир, указывающий путь евангельского подвига, созидания Царства Божия. Недавнее празднование тысячелетия Руси вселяет в нашу жизнь великую надежду, что Церковь русская даст ещё миру множество духоносных людей, которые внесут нравственное обновление не только в Церковь , но во всё наше общество. О некоторых правилах церковной жизни Христианство – нечто большее, чем «религия закона», которая ограничивается исполнением определённых уставов и обрядов. Когда апостол Павел говорит о «законе Христовом» ( Гал.6:2 ), он имеет в виду служение братьев друг другу. Тем не менее духовная жизнь, требующая от нас внутренних усилий и труда, углубляется с помощью ряда правил, которые выработаны практикой Церкви. Следует лишь помнить, что все они – только средства для главного: «сближения с Богом и пребывания в единении с Ним» (Св. Никодим Святогорец . Невидимая брань. Пер.с греч. М.,1912). Приведённые ниже правила являются первыми и простейшими, их должен знать каждый, кто вступил на путь церковной жизни. 1. Что следует помнить христианину Есть слова Священного Писания и молитвы, которые желательно знать наизусть или очень близко к тексту. 1) «Отче наш», Молитва Господня – единственная молитва , данная нам непосредственно Самим Христом ( Мф.6:9–13 ; Лк.11:2–4 ) (см. с. 21). 2) Первая и большая заповедь: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею, всем разумением твоим, и всею крепостию твоею. Вторая, подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя. ( Мк.12:30–31 ) 3) Основные заповеди Ветхого Завета ( Втор.6:5 ; Лев.19:18 ; ср. Мф.22:36–40 ). Десять заповедей Божиих: 1. Я Господь, Бог твой. Да не будет у тебя других богов перед лицем Моим. 2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на земле вверх, и что на земле внизу, и что в водах ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Совершая, напр., поездку по Херсонскому уезду с окружным миссионером о. Михайловским, я посетил старую хлыстовку села Снегиревки Евдокию Луцкину. Долго скрытничавшая хлыстовка наконец разговорилась со мной. – Что, бабушка, – спрашиваю, – верно ли, что в Николаеве есть истинные пророки: Баканов, напр., Марченко, Кальто и другие? – Какие там пророки, – отвечает Евдокия, не зная, кто я! – Когда-то, давным-давно, может, и были, а теперь не пророки, а шарлатаны: говорят, какой-то миссионер все радение у них пробыл, а они его и не узнали. Что же это за пророки? Если бы они были пророки, то дух сейчас же открыл бы им, кто у них в собрании. Так справедливо рассуждают и в других местах благоразумные сектанты, знающие из Св. Писания, что в числе многих других признаков истинных пророков Божиих им принадлежит и совершеннейшее знание, доходящее до ведения сокровеннейших тайн сердца человеческого. Вот библейские примеры, убеждающие нас в этом. Слуга пророка Елисея, по имени Гиезий, взял тайно у исцеленного пророком от проказы сирийского военачальника Неемана талант серебра и две перемены одежд н, желая свой поступок скрыть от Пророка, спрятал все это у себя дома. «Когда он пришел, читаем в 4 книге Царств ( 4Цар.5:25–27 ), и явился к господину своему, Елисей сказал ему: откуда, Гиезий!? И сказал он: никуда не ходил раб твой. И сказал он ему: разве сердце мое не сопутствовало тебе, когда обратился навстречу тебе человек тот с колесницы своей? Время ли брать серебро и брать одежды?.. Пусть же проказа Нееманова пристанет к тебе и к потомству твоему навек. И вышел он от него белый от проказы, как снег». Таким образом, пророк Елисей, как истинный пророк Божий, узнал с какой целью тайно уходил обманувший его слуга. Отчего пророки Баканова, да и он сам, не узнали с какой целью приходил к ним я с Недобоем? Очевидно, оттого, что они не пророки, а лжепророки, обманывающие сами себя и других таких же невежественных в вере людей. «Некоторый муж, читаем в книге Деяний ( Деян.5:1–10 ), именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав имение, утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Столь хамское отношение к памяти Блаженнейшего Владимира особенно показательно теперь, когда люди, всем обязанные усопшему Предстоятелю, фактически поддерживают Константинополь. Говоря «а», нужно сказать и «б»: если вы признаете решения Фанара о «возвращении» Киевской Митрополии в Константинополь, значит согласны со «снятием анафемы» с Филарета. А соответственно, избрание Митрополита Владимира на место отлученного Филарета, с вашей точки зрения, сомнительно. И это несмотря на то, что все эти годы Константинопольский Патриархат недвусмысленно поддерживал каноническую УПЦ и ее Предстоятелей. Вспоминается Писание: «Даже человек мирный со мною, на которого я полагался, который ел хлеб мой, поднял на меня пяту» (Пс. 40:10). Так на кого сегодня «поднял пяту» Патриарх Варфоломей? Личность нашего Предстоятеля Блаженнейшего Митрополита Онуфрия уважаема и почитаема и в УПЦ, и за ее пределами. Даже враги не могут найти в нем ничего, что можно было бы раздуть в прессе. Митрополиту не могут приписать ни обладание роскошными особняками, ни наличие дорогого автопарка, его имя не замешано ни в каких скандалах, ни в каких непристойных деяниях. Это живой исповедник Веры, праведник и аскет. Какие претензии может предъявить законному Митрополиту Киевскому Патриарх Константинопольский? Патриарх, который о гонениях знает из книг, Патриарх, чьи периодические недоразумения с турецкими властями несравнимы с тем, что пережил наш Предстоятель еще со времени возглавления им Черновицкой кафедры и что он переживает сейчас. И я говорю не о присвоенном Константинополем праве «вязать и решить» там, где это право не имеет силы. Я говорю о простой человеческой порядочности. С кем теперь Патриарх Константинопольский - с исповедниками живой Веры Христовой или с ее гонителями, с теми, кто запятнан всеми возможными грехами и преступлениями? Дмитрий Марченко Православная жизнь Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии

http://ruskline.ru/opp/2018/oktyabr/17/n...

Так и Господь безмолвно ожидает каждого, кто захочет вернуться к Нему, взывая «Отче, согрешил я пред Тобою!». Возвращение в дом отчий – таков смысл «Недели о блудном сыне». В это воскресенье поётся песнь изгнанников, псалом 136 «На реках Вавилонсках». Тоска древнего Израиля по утраченной отчизне обретает новый общечеловеческий смысл. Грешник, томящийся на духовной чужбине, вспоминает о доме отчем. «Если забуду тебя, Иерусалим, забудь меня, десница моя...». Суд Божий Третья «неделя», предшествующая посту, посвящена всеобщему Суду Христову над миром. Ни одна древняя религия не верила в возможность полного и окончательного искоренения зла в творении, хотя во многих ощущалась необходимость нравственного воздаяния. Только пророки Ветхого Завета провозгласили наступление Суда Божия, который очистит и преобразит миропорядок. Суд этот начал вершиться ещё в Ветхом Завете, когда грехи народа Божия влекли за собой возмездие. Но небывалую остроту приобрёл он с началом проповеди Христа. «Суд же состоит в том, что Свет пришёл в мир, но люди более возлюбили тьму, нежели Свет» ( Ин.3:19 ). Суд продолжается и ныне, в глобальных масштабах; это было предсказано в Евангелиях и Апокалипсисе. Мы читаем там, что «люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную» ( Лк.21:26 ), что явится Зверь, на челе которого будут написаны имена богохульные («И дивилась вся земля, следя за Зверем... и поклонились Зверю, говоря: кто подобен зверю сему?»). Отравлены земля, воздух, треть мирового океана, гибнет треть живых существ ( Откр.8:7 сл.; 13:1 сл.). Зверь ведёт войну со святыми и «побеждает их». Все кричат: «мир и благоденствие», но новые катаклизмы потрясают землю... Были времена, когда о таких пророчествах говорили с насмешкой. Но в наш век, век Освенцима и Хиросимы, даже люди, далёкие от веры, невольно заговорили апокалиптическим языком. Добро и зло мира поляризуются, битва между ними приобретает всё более ожесточённый характер. Она никого не оставляет в стороне. Исторические бури – предвестники Последнего Суда, точно так же, как все добрые семена, прорастающие в людях, подготавливают конечное торжество Правды Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Ученики возвратились в Иерусалим из Эммауса и сообщили апостолам, что Иисус Христос жив. Но им не хотели верить. Вдруг Иисус Христос явился посреди апостолов и сказал: «Мир вам!». Они молчали, думая, что видят призрак. Иисус, видя их испуг и смущение, сказал им: «Что же вы боитесь? или не узнали Меня? Взгляните на руки и ноги Мои». Они взглянули и увидели на руках и ногах Его раны от гвоздей и поверили, но всё ещё смотрели на Иисуса Христа с ужасом. Тогда Он спросил: «Нет ли у вас какой-нибудь еды?». У них нашлось немного печёной рыбы и меда. Подали их Иисусу Христу, и Он ел перед ними. Только тогда они поняли, что перед ними не призрак, а Сам Иисус Христос. Радости их не было конца. Кончив есть, Иисус сказал: «Ещё когда Я был с вами, Я говорил вам, что всё предсказанное обо Мне пророками должно совершиться. Теперь всё совершилось, и вы сами были свидетелями всего, и поведаете всему миру о том, что видели и слышали. Как Отец Мой послал Меня, так и Я посылаю вас. Даю вам благодать Святого Духа. Кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся». Сказав это, Христос стал невидим. Когда пришёл Фома, апостолы рассказали ему, что Христос воскрес, но Фома не поверил им. «Не поверю, – сказал он, – пока не увижу Христа своми глазами, пока не вложу пальца в раны Его». Несколько дней спустя все апостолы опять собрались в той же комнате, и Фома был с ними. Двери были заперты, так как апостолы боялись вторжения ненавистников Христа. Вдруг снова Христос явился посреди них и сказал им: «Мир вам!». Потом Он обратился к Фоме и сказал ему: «Подойди и вложи палец твой в Мои раны». Фома преклонился перед ним, пристыженный. «Верую, что Ты – Господь и Бог мой!» – воскликнул он. «Ты уверовал потому, что увидел раны Мои, – сказал ему Иисус Христос, – счастливы те, которые, не увидев, уверуют». Вознесение Господне Иисус Христос после своего воскресения оставался на земле сорок дней. В эти дни Он, являясь Своим ученикам, приготовлял их к проповеди Евангелия по всей земле. Явившись им на одной из Галилейских гор, Он сказал им: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого духа, уча их соблюдать все, что я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Христос молился: «Отец Мой! Если возможно, избавь Меня от предстоящих мучений! Но пусть всё сбудется по твоей воле, а не так, как Я хочу!» Трижды, прерывая молитву, возвращался Христос к ученикам и каждый раз находил их спящими. «Неужели вы и часа не могли побыть со Мною без сна? – сказал Он Петру, – не спите, молитесь, приближается последний час. Встаньте! Вот идёт предающий Меня». Когда Он говорил это, в сад вошёл Иуда Искариот, а с ним воины с факелами и толпа, вооружённая ножами и палками. Предательство Иуды Иуда предупредил воинов, чтобы арестовали Того, кого он поцелует, то есть поприветствует. Подойдя к Иисусу, Иуда поцеловал Его, сказав: «Здравствуй, Учитель!». Христос обратился к толпе, сказав: «Что вы пришли на Меня, как на разбойника, с ножами и палками? Не Я ли учил вас добру каждый день?». Потом, обратясь к воинам, Он спросил их: «Кого вы ищете?». «Иисуса из Назарета», – отвечали воины. «Это Я», – сказал Иисус. Толпа отступила назад. Все ученики в страхе разбежались. У Каиафы Воины повели Иисуса в дом первосвященника Каиафы. Апостол Пётр издали следовал за ними. В доме Каиафы собрались все ненавидящие Христа книжники и фарисеи. Пётр не осмелился войти туда; он остался во дворе со слугами, желая видеть, чем всё это кончится. Когда Христос предстал перед Каиафой, тот стал вызывать свидетелей и обвинителей, надеясь, что они скажут что-нибудь такое, за что можно будет приговорить Иисуса Христа к смертной казни. Лжесвидетелей было много. «Что Ты скажешь в своё оправдание?» – спросил Христа Каиафа. Но Христос молчал. Тогда Каиафа сказал Ему: «Заклинаю Тебя Богом! Скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?». «Да, Я – Христос», – ответил ему Иисус. Тогда Кайфа вскочил и воскликнул: «Слышали, как Он богохульствует? Какому наказанию подвергнем Его за это преступление?». Все присутствующие закричали: «Смертной казни!», и окружили Христа; они плевали на Него и били Его, всячески издеваясь над Ним. Отречение и покаяние Петра В это время к Петру, сидевшему во дворе, подошла одна служанка и сказала: «А ведь ты всегда ходил с Иисусом!». Но он отрёкся, сказав, что служанка ошибается, и пошёл к воротам. У ворот его увидела другая служанка и сказала окружающим: «Вот и этот человек был с Иисусом из Назарета».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Церковь есть Тело Христа . Это один из самых ранних образов, с помощью которого первые христиане раскрывали сущность Церкви. Иисус Сам часто говорил о Своем неразрывном единстве с теми, кто идёт за Ним: «Так, как вы сделали одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне», «слушающий вас Меня слушает и отвергающий вас Меня отвергает». На Тайной Вечере, во время последней беседы с учениками, Иисус опять говорил о глубоком внутреннем единстве между Ним и теми, кто хочет быть Его последователями: «Я – лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нём, тот приносит много плода; ибо без Меня не может делать ничего». Церковь – таинственное присутствие Христа. Тем людям, которые не верили в Иисуса и даже были враждебны к Нему, Он казался не более чем обыкновенным человеком. Однако в Иисусе Христе таинственным, то есть скрытым от глаз образом присутствовал Сам Бог . Видеть и понимать это могли лишь те, кто любил Иисуса и верил в Него. Эта вера в Иисуса была не результатом логических человеческих рассуждений, а «рождением свыше», действием Духа в тех людях, сердце которых открывалось к добру, правде и любви, потому что не было обременено ритуальными предписаниями и самодовольной внешней праведностью. Для таких людей встреча с Иисусом из Назарета была подлинной встречей с Богом. Именно им говорил Иисус: «Видевший Меня видел Отца Моего». Так проявлялось таинственное присутствие Христа в нашем мире. Это присутствие Христа в Церкви видно и понятно лишь верующему сердцу. Вера во Христа как Мессию, вера в то, что Дух Божий, давший начало Церкви в день Пятидесятницы, продолжает жить и в сегодняшней Церкви. Таким образом, Церковь и сегодня, как в первый день своей истории, есть знак продолжающегося присутствия Христа в нашем мире, знак единства людей с Богом. Как и всякий другой знак, или символ, Церковь должна вести людей к тому, что она обозначает, то есть вести людей к Христу, к Богу. Церковь продолжает дело Христа на земле. А дело Христа было: учить истине, спасать от греха, исцелять от душевных и телесных недугов. Таким же должно быть служение Церкви на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В свою очередь первый замруководителя думской фракции единороссов Вячеслав Макаров сообщил, что общался с ректором Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета Дмитрием Ивановым, который сообщил, что не обсуждал с Марченко вопрос строительства педиатрического центра. Сам Марченко утверждает, что у него сохранилась переписка и есть доказательства того, что ректор неоднократно общался с ним по поводу строительства центра. Однако, по словам Марченко, обсудить вопрос с министерством финансов ни на заседании фракции, ни на пленарном заседании не получилось. «Я за сутки (до рассмотрения проекта бюджета в первом чтении на пленарном заседании Госдумы. – прим. ТАСС) предупредил коллег – раз мне не дали поставить вопрос, то я не буду голосовать за бюджет, буду голосовать против. Опять-таки есть подтверждение и переписка», – утверждает депутат. Как сообщил Марченко, если партия примет решение об его исключении из числа своих членов, то он продолжит работу как беспартийный. «Из фракции выйти невозможно юридически, так что буду беспартийным депутатом и буду выстраивать свои отношения с фракцией как беспартийный, посмотрим. В любом случае я буду отстаивать интересы своего одномандатного округа и своих территорий. И в какой-то степени мне даже станет проще - не надо будет ни с кем согласовывать вопросы, я окажусь, так скажем, вне партийной дисциплины», – отметил Евгений Марченко. История выглядит как откровенный демарш депутата Евгения Марченко, и может иметь далеко идущие последствия для правящей партии «Единая Россия». Почему? Во-первых, это происходит сразу после победы ЕР на выборах. Как говорится, не успели отпраздновать победу, а тут такое резонансное дело. Если было история случилась ближе к концу полномочий депутатов, можно было бы решить, что тут какие-то аппаратные интриги, борьба кланов в партии, но Дума только начала работу. Во-вторых, Евгений Марченко – депутат опытный, он уже второй срок в Госдуме, правила поведения знает. Он второй раз уверенно побеждает по своему одномандатному округу, ранее был депутатом Законодательного собрания Санкт-Петербурга, причём перешёл в «Единую Россию» из «Справедливой России». Создаётся впечатление, что Евгений Марченко сознательно провоцирует реакцию, так сказать, проверяет «Единую Россию» на прочность.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/11/02/de...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010