На правой стороне, у южной стены, близ придела св. Екатерины, прах княжны Александры Максимилиановны.  Под колокольней, у западных дверей, где ныне придел св. Екатерины, направо от притвора, прахи: царицы Марфы Матвеевны, урожденной Апраксиной, супруги царя Феодора Алексеевича, налево – царевича Алексея Петровича и супруги его крон-принцессы Софии, урожденной принцессы Вольфенбштельской и царевны Марии Алексеевны.  Над некоторыми из царственных прахов, погребенных в соборе, имеются мраморные гробницы с приличными надписями, а о тех из них над которыми, по месту их погребения неудобно поставить такие гробницы, имеются в стене бронзовые доски с надлежащими надписями.  Над гробом императора Петра I, следующая надпись: «Петр Отец Отечества, Император и Самодержец Всероссийский и пр. и пр. Родился в Москве 1672 года мая 30-го дня. Вступил на престол 1 апреля 27-го дня. Скончался в Санкт-Петербурге 1725 года января 28-го дня. Погребен в Петропавловском соборе 1725 года марта 10-го дня».  Близ гробницы на стене находится флаг, взятый у турок при сожжении их флота при Чесме; а на самой гробнице – золотая медаль с изображением на одной стороне профиля государя в венке с надписью вокруг: «от благодарного потомства», а на другой – Геркулеса, покоящегося на основании Санкт-Петербурга. Эта медаль была поднесена депутацией от Санкт-Петербурга императору Александру I, в 1803 г. в день празднования столетия городу. На другой день император повелел правительствующему Сенату внести медаль «с подобающею честью и приличными обрядами» в Петропавловский собор и «от лица России положить на гроб Отца Отечества», в незабвенное свидетельство перед грядущими веками, колико память его для России священна» 44 .  Над гробницей императрицы Екатерины I, надпись: «Екатерина 1, Императрица и Самодержица Всероссийская, урожденная принцесса Ангальдт-Цербтская и пр. и пр. и пр. Родилась в Штетине 1685 г. апреля 5-го дня. Вступила на престол 1725 года января 28-го дня. Скончалась в Санкт-Петербурге 1727 года мая 6-го дня. Погребена в Петропавловском соборе 1727 года мая 16-го дня» 45 .

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

175. Спаса Нерукотворенного Образа, что на Убогих Домах. По приделу Параскевы Мученицы церковь обыкновенно называется «Пятницы на Божедомке». Находится в Царицынском переулке, на Пречистенке. Построена на бывшем дворе боярина А.П. Салтыкова в 1694–1696 годах «коштом Царицы Марфы Матвеевны по собственному ея обещанию в вечное поминовение супруга своего Царя Феодора Алексеевича». Трапезная и колокольня XIX века. Другой придел Николая Чудотворца. 176. .Живоначальной Троицы, что на Хохловке. Близ Покровского бульвара, в Хохловском переулке. Построена в 1696 году женой окольничьего Е. А. Чириковой. Приделы: 1) Владимирской Божией Матери, 2) Димитрия Ростовского . 177. Спаса Нерукотвореннаго Образа, в Зачатьевском монастыре, над воротами. Построена в 1696 году окольничьим А. Римским-Корсаковым. 178. Покрова Пресвятой Богородицы, что на Лыщиковой горе. Близ Землянки и Николоямской улицы, в Лыщиковом переулке. Построена в 1696 году, обновлялась, в XVIII веке и в 1832 году. Приделы: 1) Казанской Божией Матери, 2) Иоанна Дамаскина . 179. Николая Чудотворца, что в Гнездниках. Тверская, близ Леонтьевского переулка. Главная церковь конца XVII в., трапезная 1751 года. Главный престол Благовещения Божией Матери. Другой придел Димитрия Ростовского . 180. Николая Чудотворца в Толмачах. Между Ордынкой и Полянкой, угол Большого и Малого Толмачевских переулков. Главная церковь построена в 1697 году гостями Добрыниными. Трапезная и колокольня выстроены в 1833 году по проекту архитектора Шестакова. Главный престол Сошествия Святого Духа. Другой придел Покрова Персвятой Богородицы. 181. Спаса Преображения, что на Песках, Арбат, Спасопесковский переулок. Церковь конца XVII века. Обновления были в 1743 и 1842 годах. Приделы: 1) Михаила Архангела, 2) Николая Чудотворца. Николая Чудотворца, что на Ямах. Николоямская улица, близ Рогожской. Главный храм построен в 1697 г., трапезная и колокольня в XIX веке. В 1867–1878 годах вся церковь значительно переделана. Главный престол Св. Троицы. Другой придел Иоанна Предтечи.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/u...

Минувшего 1730-гогода ноября 14-го–16-го, декабря 23-го чисел в указх Ее Императорского Величества из Правительствующего Сената в Главную Дворцовую Канцелярию написано: в первом, октября 23-го дня, Ее Императорское Величество указала, вместо взятых от Троицкого Александро-Невского Монастыря к Троицкому Сергиеву Монастырю вотчин, отдать в тот Александро-Невский Монастырь из отписных Меншикова в Кексгольмском уезде, Сердоболский погост с деревнями 624, да в Новгородском уезде деревни, которые приписаны были к селу Друзину, 91, да вотчины же прежде бывшие блаженной памяти Государыни Царицы Марфы Матвеевны, а потом были за генералом адмиралом, графом господином Апраксиным и приписаны ко дворцу, в Новгородском же уезде, Самерскую Никольскую сотню, да Толмачевскую Изборскую, да в Новоторжском уезде, Дорскую волости 791, да бывшее же вотчины блаженной памяти великой государыни княжны Наталии Алексеевны, в Новгородском же уезде, Восминскую и Доложскую сотни и Вохолскую волость 535, всего 2.041 двор, в них мужеска полу душ 7.664, со всеми к ним принадлежностьми, а отписным после Меншикова в Ингермонландии мызам быть в ведомстве Дворцовой Канцелярии по прежнему; во втором, ноября 6-го дня, Ее Императорское Величество указала из Сомерских волостей Старопольскую сотню, которая была при комнате Ее Императорского Величества, отдать во владние Троицкого Александро-Невского Монастыря; в третьем, в Правительствующей де Сенат из Александро-Невского Монастыря доношениями объявляют, по указом де Ее Императорского Величества бывшие за Невским Троицкие и Иверские и прочих разных Монастырей вотчины отказаны по прежнему за те ж Монастыри и собрание со крестьян Невскими управительми на прошлые годы из доимки, а на 730 год по окладу денежные и хлебные доходы и столовые и прочие припасы и с монастырских запашек наличной хлеб и лошадей и прочий скот удержали, и в Старой Русе возобновленных от Невского Монастыря немалою суммою соловарных 11 варниц и при них наличной выварной прежних годов соли близ 100.000 пуд и дрова и прочие материалы за Иверский Монастырь отписали, которых вотчин за Невским Монастырем в приписке было близ 8.000 дворов; а по присланному указу из Правительствующего Сената в Александро-Невский Монастырь показано в приписку за Невской, вместо Троицких вотчин, в Кексгольмском, в Новгородском, в Новоторжском, в Выборгском уездах крестьянских и бобыльских 2.041 двор со всеми принадлежностями, да сверх того по особому Ее Императорского Величества милостивому указу пожаловано к Невскому Монастырю Самерская Старопольская сотня, а в С.-Петербургскую Дворцовую Контору с вышепоказанных отданных в Невский Монастырь вотчин на прошлые из доимки, а на 730 год по оклад денежные и хлебные доходы и прочие припасы собираются, понеже об отказе за Невской Монастырь тех вотчин указов и поныне не получено

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Сентября 21 (4 октября) Священномученик Василий (Крымкин) Составитель игумен Дамаскин (Орловский) Священномученик Василий родился в 1901 году в селе Протасово Троекуровского уезда Тамбовской губернии в семье крестьян Ивана Алексеевича и Марфы Леонтьевны Крымкиных. Когда Василию исполнилось восемь лет, он поступил в Троицкий монастырь, располагавшийся в полутора верстах от города Лебедянь Тамбовской губернии. Здесь он окончил монастырскую церковноприходскую школу и до 1928 года был в монастыре послушником. После того как монастырь был безбожной властью закрыт, он вернулся в родное село и служил псаломщиком в храме. В 1930 Василий Иванович был рукоположен во священника и служил в Троицком храме в селе Остафьево Подольского района Московской области. 4 декабря 1937 года отец Василий был арестован, в тот же день допрошен, и на этом следствие было закончено. -Следствию известно, что вы среди верующих вашего прихода проводили контрреволюционную антисоветскую агитацию, направленную против проводимых партией и правительством мероприятий, распускали провокационные слухи о скором падении советской власти. Изложите об этом подробнее, – сказал следователь. -Антисоветской агитации среди верующих моего прихода я не проводил и провокационных слухов не распускал, – ответил священник. – Вы признаете себя виновным в том, что вы среди населения села Остафьева распускали всевозможные нелепые провокационные слухи о скором падении советской власти? Изложите об этом следствию. -Я виновным себя в предъявленном мне обвинении не признаю, потому что антисоветской агитации среди населения не вел. 7 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила отца Василия к десяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. Священник Василий Крымкин скончался в исправительнотрудовом лагере в Самарской области 4 октября 1942 года. ИСТОЧНИКИ: ГАРФ. Ф. 10035, д. 15641. Читать далее Источник: Жития новомучеников и исповедников российских XX века Московской епархии/[Игумен Дамаскин (Орловский) и др.]; Под общ. ред. Митрополита Крутицкого Коломенского Ювеналия. - Тверь : Булат, 2002-2006, в 8-и томах./Январь-май. - 2002. – 285 с.; Июнь-август. - 2003. – 285 с.; Сентябрь-Октябрь. - 2003. – 235 с.; Ноябрь. - 2004. - 334 с.; Декабрь. – 2004. – 174 с.; 1: Доп. том. - 2005. - 287 с.; 2: Доп. том. - 2005. - 268 с.; 3: Доп. том. - 2005. - 284 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

князь Иоанн инок иона, 10) царь и велик. князь Михаил Федорович всеа Росии, 11) царь и велик. князь Федор Алексеевич всея Росии. По левую руку великого князя Владимира 9-ть лиц: 1) Великий князь Всеволод, 2) князь Георгий Долгорукий, 3) князь Ярослав Владимирский, 4) князь Даниил Московский, 5) князь Иоанн, 6) князь Василий Дмитриевич, 7) царь Василий инок Варлаам, 8) царь Феодор Иоаннович 9) царь и Великий князь Алексей Михайлович всеа Росии. Лист 59–60 об. имена великих князей. – 61– и об. имена царей. На обороте 61-го листа имена царей Иоанна и Петра приписаны после царевны Татианы Михайловны. – 62. Имена детей царя Ивана Васильевича. – 63– и об. Имена великих княгинь. – 64, 65. Имена цариц. На обороте 64-го листа имена цариц: Наталии, Марфы и Параскевы приписаны после. На листе 65-м имя Императрицы Екатерины также приписано после. Имена царя Бориса в иноцех Боголепа, царицы Марии, царевича Феодора, царевны иноки Ольги писаны царевною Татианою Михайловною в свое время. На 66-м листе имена детей царя Михаила Феодоровича. Имена царевны Анны и Татианы приписаны здесь после. Не 67-м листе имена детей царя Алексея Михайловича. Имена царевны схим. Маргариты и далее приписаны после. На 68-м листе имя сына царя Феодора Алексеевича царевича младенца Илии. На обороте 68-го листа имена детей Императора Петра, писанные другою рукою. Л. 78 и об. Род патриарха Филарета Никитича. – 79 – Род князя Алексея Воротынского. – 80. Род болярина князя Бориса Лыкова. – 81 и об. Род болярина Лукиана Стрешнева. – 82 и об. Имена разных родов. – 83 и об. Род Смоленского архиеппа Филарета. – 84. Род Троекуров. Л. 197–217. Последование при исходе души от тела, писано прекрасным уставом великою княжною же царевною Татианою Михаиловною. Подобным почерком написано Евангелие, хранящееся в Синодальной Библиотеке. Написание его приписывают Великой княжне царевне Татиане Михайловне. Листы не помещенные здесь при описании Синодика все пустые неписанные. Переплетен в зеленый бархат с 2-мя застежками, имеющими петли и шпеньки, куда застегиваются, серебряные без пробы.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

В Дворцовых разрядах мы, например, читаем такие частые записи: „того ж числа (1-го сент. 1674 г.) служили власти: в соборной и апостольской церкви: святейший Иоаким патриарх московский и всея Русии, да с ним власти: Иона, митрополит ростовский и ерославский, Иосиф, митрополит резанский в муромский, Симон, архиепископ вологоцкий и белоозерский, Стефан, архиепископ суздальский и юрьевский, Иосиф, архиепископ коломенский и каширский, Иона, епископ вятцкий и великодермский, да архимандриты и игумены и протопопы; а цели цевчие и подьякн патриарши. У Благовещения: Корнилей, митрополит новгородский и великолуцкий, да с ним архимандриты и игумены, да ключари благовещенские с собором; а пели певчие и подьяки новгородские. В Вознесенском монастыре: Павел, митрополит сарский и подонский, да с ним архимандриты и игумены, да протопоп вознесенской с собором; а пели певчие и подьяки крутицкие. У архангела Михаила: Иоаким, епископ сербословенский, да с ним игумен, да протопоп архангельской с собором; а пели певчие и подьяки сербо-славянские. Или: „того ж году сентября в 4 день, праздновал великий государь государыни царевны и великой княжны Марфы Алексеевны ангелу; а выходу великому государю не было и государю царевичу в соборную и апостольскую церковь . А служили: в соборной и апостольской церкви святейший Иоаким, патриарх московский и всея России, да с ним власти: Корнилей, митрополит новгородский и великолуцкий, а с ним архиепископ Симон вологоцкий и белоозерский, Стефан архиепископ суздальский и юрьевский, Иосиф архиепископ коломенский и кошпирский, да архимандриты, и игумны, и протопопы; а дели певчие и подьяки патриарши. У архаигела Михаила служил Иона, митрополит ростовский и ерославский, да с ним архимандриты и игумиы, да протопоп архаигельской с собором; а пели певчие и подьяки ростовские. В Вознесенском монастыре служил Павел, митрополит сарский и подонский, да с ним архимандриты, и игумны, да протопоп вознесенский с собором; а пели певчие и подьяки крутицкие. У Спаса на Новом служил Иосиф, митрополит резанский и муромский, да с ним архимандрит спасской; а пели певчие и подьяки резанские. У Николы у Столпа служил Иона, епископ вятцкий и великопермский, да с ним игумен, да никольской священник; а пели певчие и подьяки вятцкие“ (Т. III, стр. 976, 981–982, 995, 1005, 1017. 1046, 1051, 1084, 1110, 1223 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Представленная на выставке работа Ушакова мало известная. Это датированный 1676 годом Муромский образ Пресвятой Богородицы, до сих пор не нашедший широкого развития в иконографии Пречистой Девы. «На Руси тогда царствовал старший брат Петра I Федор Алексеевич. И к нему прибыла делегация рязанского архиепископа — просить денег на постройку нового Успенского собора, — рассказывает Наталья Комашко. — Очевидно, в тот момент в Москве и появилась Муромская икона Богородицы (Муром в те времена относился к рязанским землям) — не очень известный иконографический извод. Как можно убедиться, Симон Ушаков дал ему свою живоподобную редакцию. А поскольку писал икону он для царя, в правом поле изобразил его патронального святого — великомученика воина Феодора Стратилата. Когда же царь овдовел и в 1682 году вторично женился на Марфе Апраксиной, симметрично на левом поле появилось изображение преподобномученицы Марфы». Мерная икона царевны и первый свод богородичных образов Несомненная сенсация выставки — впервые демонстрируемая мерная родильная икона племянницы Петра I царевны Марии Иоанновны (1689 год), принадлежащая кисти Тихона Филатьева. Высоты весьма небольшой, около 37 сантиметров, — она несет образ преподобной Марии Египетской. «Царевну Марию назвали в честь бабушки — Марии Ильиничны Милославской. Мария Иоанновна умерла ребенком, и с переносом царского двора в новую столицу ее мать — супруга царя Ивана Алексеевича Прасковья — скорее всего, взяла родильную икону дочери в Санкт-Петербург. На изготовленном в начале XVIII века московским мастером Герасимом Копыловым серебряном позолоченном окладе стоит уже клеймо петербургского двора, — продолжает Наталья Комашко. — Дальнейшая судьба этой иконы нами пока не прослежена, а выкупил ее на немецком антикварном рынке один московский коллекционер. Сама икона не подписана. Но мы не сомневаемся в том, что вышла она из-под руки Тихона Филатьева: этот царский мастер рубежа XVII–XVIII столетий очень любил изысканный, вычурный пейзаж — как раз такой мы и видим на здешнем фоне».

http://e-vestnik.ru/culture/zhivopodobna...

В 1813 году, по кончине настоятельницы схимонахини Марфы, все сестры единогласно избрали матушку Олимпиаду начальницей обители, но она со слезами просила оставить её простой сестрою. Сестры обители пошли ей навстречу и настоятельницей избрали сестру Матрону. Но матушка Матрона вскоре заболела и через 6 недель скончалась. Молитвами сестер монахиня Олимпиада покорилась воле Божией и 13 августа 1813 года она была утверждена настоятельницей. По вступлении своем в должность новая настоятельница не изменила своего правила совершенного нестяжания и воздержания. Схимонахиня Олимпиада мудро, по-хозяйски и с большим терпением управляла своей родной обителью, была любима всеми, не только сестрами, но и мирянами. Обладая необыкновенным красноречием и даром убеждения, Ольга Васильевна очень часто в трапезной при общем собрании сестер произносила проникновенные наставления. А в те дни, когда по своей болезненности не могла быть в обществе сестер и устно общаться с ними, лежа на постели, писала им послания. Именно ее трудами и заботами Алексеевская община развивалась не только во внутренней духовной жизни ее обитательниц, но и благоустраивалась внешне. Так, при ней был значительно расширен и великолепно украшен главный Вознесенский (летний) собор монастыря. В период ее правления с помощью разных благотворителей построены: больничная церковь с помещениями для больных и престарелых сестер, три каменных корпуса, деревянные на каменном фундаменте мельница и колодец с водоподъемной машиной; приобретено несколько новых участков земли под монастырские огорода. Еще с молодых лет схимонахиня Олимпиада глубоко почитала святых чудотворцев Киево-Печерских и имела сильное желание поклониться в последние дни своей земной жизни святым мощам этих угодников Божиих. В 1827 году, после видения преподобных Антония и Феодосия, явившихся ей во сне, она стала просить Преосвященного Афанасия (Протопопова), епископа Нижегородского и Арзамасского отпустить ее в Киев. Однако в этот год ей не было дано благословение на оставление Алексеевской общины. Между тем ей по-прежнему в сонных видениях неоднократно являлись преподобные Антоний и Феодосии, которые говорили ей: «Мы тебя от себя не отпустим». Только после нескольких настойчивых просьб Владыка в 1828 году уволил её, разрешив осуществить намерение. Однако радость была омрачена болезнью, которая была настолько сильной, что сестры опасались за жизнь матушки. Тем не менее, 14 июня 1828 года матушка поехала в Киев. Горестным было прощание сестер со своей любимой настоятельницей. Больную матушку Олимпиаду после последней молитвы в церкви перед иконой Божией Матери «Утоли мои печали» на руках перенесли в дорожный экипаж. В течение всего путешествия состояние её здоровья иногда менялось к лучшему, а иногда она настолько плохо себя чувствовала, что сопровождавшие её сестры опасались, что она не доедет до Киева.

http://pravicon.com/info-3651

Л. 36а ...благочестивейшей великой государыни царице и великой княгине Марии Ильичне, и их благородным чадом... и великой княжне Феодосии Алексеевне. – Патриарх Никон перечисляет следующих членов царской семьи: царицу, первую супругу царя Алексея Михайловича, Марию Ильиничну Милославскую, второго их сына царевича Алексея (о них см. примечания к посланию Никона июля 1658 г.), а также их других детей, сыновей – царевичей Феодора (май 1661 апрель 1682) и Симеона (апрель 1665 – нюнь 1669), дочерей – царевен Евдокии (февраль 1650– март 1712), Марфы (август 1652 – июль 1707), Софьи (сентябрь 1657 – июль 1704), Екатерины (ноябрь 1658 – май 1718), Марии (январь 1660 – март 1723) и Феодосии (май 1662 – декабрь 1713); поименованы также и сестры царя Алексея Михайловича царевны и великие княжны Ирина Михайловна, Анна Михайловна и Татьяна Михайловна. ...архимандрит Акакий, наместник монах Леонид, иконом иеромонах Феодосий... – перечислены представители власти Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. Архимандрит Акакий приступил к управлению обителью 14 февраля 1666 г. (до 1669 г.). Назначен патриархом Никоном из казначеев монастыря. Скончался и погребен в обители – Леонид 1876, 126. Наместник иеромонах Леонид, духовник патриарха Никона в Воскресенском монастыре, запечатлен на парсуне – прижизненном портрете патриарха Никона с братией Воскресенского монастыря – Зеленская 2002, 370 – 376; Зеленская 2002а, 11 – 12; Зеленская 20026, 98. С 1664 г. он находился в Воскресенском монастыре в заточении, причины которого неизвестны. 13 декабря 1666 г. иеромонах Леонид в числе других людей, находившихся на службе при патриархе Никоне в Воскресенского монастыре и прибывших с ним на церковный Собор в Москву, был допрошен Собором – РГАДА,ф. 27, он. I, д. 140, ч. 10. По свидетельству Паисня Лигарида, иеромонах Леонид в подробностях рассказывал о перенесенных им страданиях от Никона, и его слушали со слезами на глазах. По царскому указу 31 декабря черный поп Леонид, согласно его собственному прошению, был отправлен в Успенский Шаровкин монастырь Перемышлского уезда – Эйнгорн 1893а, 11 – 12.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Виктор Александрович! И вы туда же, ну зачем?! Происхождение Годуновых и Романовых было ровно одинаковым. А отношение народа к Годуновым гораздо лучше чем к властолюбивым Романовым. Уж сколько можно нам твердить эту бесконечную глупость про Годунова. Никаких Романовых он не боялся. А репрессии были, и за дело, т.к. очень уж Никитичи рвались к власти. Вдумайтесь в факты: Родные Михаила Романова сделались монахами по воле Бориса Годунова - уж очень рвались к власти, их обвиняли в 1601 году в том, что они собирались отравить царскую семью Годуновых Для того, чтобы понять, КТО мог придумать сказку о том, что Борис Годунов убил Дмитрия, вспомним о том, что когда в 1682 г. царевна Софья Алексеевна (Романова) захотела стать сделаться правительницей, вдруг появится слух, что ... Нарышкины убили малолетнего царевича Ивана... Гришка Отрепьев (как и Стенька Разин и Емельяка Пугачев - анафематствован Русской церковью) – служил на дворе у Романовых. Первый царь из рода Романовых отправился царствовать на Москву из монастыря, который был усыпальницей рода Годуновых. А впоследствии они вообще узурпировали право называть этот монастырь своей " колыбелью " , перелопатив там все постройки годуновского времени и даже могилы! Приговор Земского собора об избрании на царство Михаила Федоровича Романова был составлен по образцу избрания Бориса Годунова. Речи Бориса стали речами Михаила, речи Ирины Годуновой стали словами иноки Марфы, а сцена у Новодевичьего м-ря была перенесена к Ипатьевскому монастырю. В Донском монастыре, вслед за Ипатием,были ЗАМАЗАНЫ прижизненые изображения царя Бориса Годунова (как благоверного, с нимбом!!!) - это было сделано по приказу Романовых. В Коломенском найден портрет патриарха Филарета в царском одеянии, где на обратной стороне красовалась надпись «Царь Федор Микитич» - немерянные амбиции!! Титул Филарета в правление сына был «Великий государь и Святейший патриарх». То что мы молимся царю Николаю Второму из династии Романовых-Гольштейн-Готорп - не повод считать всех Романовых невинными овцами. Это противно исторической правде!

http://ruskline.ru/analitika/2012/01/14/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010