Наследие преподобномученицы Елизаветы: сторичный плод убитого семени Для сестер милосердия служение ближним — лекарство от выгорания, а трудятся они«во всех жанрах, кроме скучного» 27 мая, 2014 Для сестер милосердия служение ближним — лекарство от выгорания, а трудятся они«во всех жанрах, кроме скучного» В Храме Христа Спасителя священники, игумении, сестры милосердия, общественники, историки, музейные работники собрались на форум «Елисаветинское наследие сегодня. Россия и Ближнее Зарубежье», посвященный 150-летию со дня рождения Великой княгини Елизаветы Федоровны. Наследие святой Елизаветы в Москве — Марфо-Мариинская обитель — известно всем. Сегодня ее наследием можно назвать монастыри, сестричества, благотворительные и просветительские организации в ее честь по всему православному миру. Россия, Украина, Белоруссия, Израиль — естественные, но не единственные страны, где продолжают дело святой. Не делай добра, не получишь зла — и не выгоришь? Архимандрит Тихон (Шевкунов), наместник Сретенского монастыря в Москве, отметил, что Елизаветинский форум каждый год, невзирая на юбилеи, посвящен одной и той же теме: служению Богу и людям, заповеданному святой Елизаветой. Здесь незаметные и скромные люди, делающие ежедневную тяжелую работу, собираются, чтобы ощутить, что они не одни, и почерпнуть в общении силы. — Знаете русскую поговорку: «Не накормивши, не напоивши, добра не сделавши — врага не наживешь»? И до, и после убийства своего мужа, Великого князя Сергея Александровича, святая Елизавета Федоровна отдавала всю себя на служение людям. Это высокие слова, которые сегодня воспринимаются со скепсисом. Так же они воспринимались и в начале ХХ века, — уверен отец Тихон (Шевкунов). — Она могла бы быть просто богатой меценаткой: сидеть во дворцах, делиться своим состоянием и быть довольной собой — второй барыней Российской империи. Но она не только отдала все, что имела, нищим и раненым, она сама пошла им служить: ходила по Хитрову рынку, пока не запретила полиция, находила беспризорников, служила сиделкой раненым Первой Мировой. И пословица о том, как нажить врага, на ее примере сбылась. Однажды она ехала по Москве в автомобиле, и в нее полетели камни. Но она выдержала все и продолжала делать то же, что до этого.

http://pravmir.ru/nasledie-prepodobnomuc...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ   Главная Новости Фонд Материалы о новомучениках Слово новомучеников Книги Аудио Видео Отправить письмо в Фонд Баннер сайта   Наши материалы на   Яндекс Дзен   " Чтец смыслов "   " Живое слово "   Наш канал на You Tube   Наша страница в Telegram     Наша страница в Контакте     23 января (5 февраля)   Преподобномученицы Евдокия (Кузьминова), Екатерина (Черкасова) и мученица Милица Кувшинова   Преподобномученица Евдокия родилась 4 августа 1884 года в заштатном городе Воскресенске Звенигородского уезда Московской губернии. Отец ее, Петр Давидович Кузьминов, был отставным солдатом Санкт-Петербургского гренадерского Фридриха-Вильгельма  III полка, мать, Александра Ивановна, – дочерью крестьянина Ивана Иванова из деревни Котерёво, расположенной в трех верстах от Воскресенска. Родители обвенчались в январе 1879 года по возвращении Петра Давидовича с войны, где его полк участвовал в основных сражениях, в том числе и под Плевной. На следующий день после рождения девочки священник приходской церкви Вознесения Господня Сергий Холмогоров крестил ее с именем Евдокия в честь преподобномученицы, память которой праздновалась 4 августа. После открытия в 1909 году в Москве Марфо-Мариинской обители, настоятельницей которой стала великая княгиня Елизавета Федоровна, Евдокия поступила в обитель и несла послушание сестры милосердия. Когда монастырь был советской властью закрыт, она вернулась на родину, но впоследствии за пребывание в монастыре власти лишили ее гражданских прав. В 1934 году Евдокия подала заявление о восстановлении ее в правах, но получила ответ: «В правах гражданства отказать, как бывшей монахине». В Истринском районе тогда жила послушница Свято-Троицкого Александро-Невского монастыря Екатерина (Черкасова). Преподобномученица Екатерина родилась 21 ноября 1892 года в деревне Кашино Яропольской волости Волоколамского уезда Московской губернии в крестьянской семье Михаила Поликарповича и Елены Ильиничны и на следующий день была крещена в приходской церкви Рождества Богородицы с именем Екатерина, в честь великомученицы Екатерины.

http://fond.ru/kalendar/87/milica/

Святая преподобномученица Елизавета Федоровна и вопрос о пути русского монашества 17 июля, 2003 Святои преподобномученице Елизавете Федоровне (1864–1918) принадлежит особое место в русскои истории. Ее прекрасныи светлыи образ (не только «кротости и грусти сокровеннои», но и спокоинои решительности) все больше привлекает внимание наших современников, и изображение ее на иконах можно увидеть во многих церквах. Е. В. Белякова, Н. А. Белякова В 1884 году Гессенская принцесса Элла вышла замуж за брата государя Александра III, великого князя Сергия Александровича. В Россию она пришла уже с высокими христианскими традициями семьи родителеи — дочери англиискои королевы Виктории Алисы и великого герцога гессенского Людвига. Еще ребенком она вместе со своими родными регулярно посещала больницы. Через 7 лет после свадьбы она приняла православие, что было для нее глубоко продуманным шагом. Уже в 1892 году она создает благотворительное общество помощи детям бедных матереи, получившее название «Елисаветинское общество». Комитеты общества были созданы при 224 московских приходах. Елизавета Федоровна возглавила и Дамскии комитет Красного Креста. С начала русско-японскои воины она организовала Особыи комитет помощи воинам. Еи пришлось занимать более 150 почетных должностеи в разных организациях. После гибели мужа в 1905 году великая княгиня делает следующии шаг в делах милосердия, решаясь изменить свои образ жизни: 10 февраля 1909 года в Москве была открыта Марфо-Мариинскои обитель милосердия, ставшая основным делом ее последующеи жизни. Елизавета Федоровна стремилась к объединению двух способов служения: монашеского и сестер милосердия. Брат Елизаветы Федоровны Эрнест в своих мемуарах писал, что Элла годами наблюдала жизнь русских монахинь и пришла к заключению, что монахини в монастырях, кроме рукоделия, никакои другои практическои работои не занимаются, а сестры милосердия настолько свободомыслящие, что многие к ним относятся отрицательно. Поэтому она решила основать нечто среднее между монастырем и учреждением сестер милосердия1. Как недостаток в деятельности обителеи сестер милосердия Елизавета Федоровна отмечала тот момент, что в них очень много зависит от личнои настроенности руководства и самих сестер и «вся сила полагается в практических занятиях по уходу за больными и прочих видах благотворения, мало сознавая истину учения Христа Спасителя о недугах греховных как причинах недугов телесных и всякого страдания и зла. По этои же причине забыт и путь истинных врачеи в подвигах святых целителеи и истинных сестер милосердия, явленныи в диаконисском служении»2.

http://pravmir.ru/svyataya-prepodobnomuc...

Синодальный отдел по монастырям и монашеству провел собрание ответственных за работу с монастырями в епархиях 12 декабря 2018 г. 12:26 11 декабря 2018 года в Большом актовом зале Московской духовной академии на территории Свято-Троицкой Сергиевой лавры в рамках направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» XXVII Международных Рождественских образовательных чтений Синодальный отдел по монастырям и монашеству (СОММ) провел собрание ответственных за работу с монастырями в епархиях. В президиуме присутствовали: архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры; архимандрит Стефан (Тараканов) , заместитель председателя СОММ; игумения Иулиания (Каледа) , заместитель председателя СОММ, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря  г. Москвы; епископ Серпуховской Роман , викарий Московской областной епархии , благочинный монастырей Московской епархии, настоятель Высоцкого монастыря г. Серпухова; епископ Златоустовский и Саткинский Викентий . Открывая собрание, архиепископ Феогност передал игуменам и игумениям епархиальных монастырей благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и предоставил слово игумении Елисавете (Поздняковой), члену коллегии СОММ, настоятельнице ставропигиального женского монастыря Марфо-Мариинская обитель милосердия . Игумения Елисавета в своем сообщении, посвященном инспекционным поездкам и взаимодействию с вновь открытыми и малочисленными епархиальными монастырями, выразила благодарность Святейшему Патриарху Кириллу и председателю СОММ архиепископу Сергиево-Посадскому Феогносту за предоставленную возможность посетить отдаленные монастыри и поделилась с собравшимися результатами проделанной работы. В 2018 году члены коллегии посетили 33 женских монастыря. В отчетах о поездках было сказано, что в основном эти обители являются благоустроенными и развиваются в духе монашеских традиций. В большинстве монастырей ежедневно совершаются богослужения, сестры окормляются у игумении, исповедуются у духовников. Во многих монастырях осуществляется социальная и миссионерская деятельность, сестры получают необходимое духовное образование. Однако эта возможность, к сожалению, доступна не всем. В качестве общей проблемы для большинства современных обителей игумения Елисавета отметила тот факт, что в монастыри в последние годы приходит мало сестер. В наши дни люди выбирают монашеский путь более осознанно, чем в начале 90-х. Современные насельницы нуждаются в духовных беседах, которые, к сожалению, проводятся не во всех монастырях. Подводя итог выступлению, игумения Елисавета также отметила, что опыт современных обителей показывает: люди приходят в те монастыри, где есть молитва, и это означает, что, несмотря на насущные нужды, прежде всего монастырям надо стремиться благоустраивать духовную жизнь.

http://patriarchia.ru/db/text/5321400.ht...

Участники монашеского направления XXIX Международных образовательных чтений подвели итоги работы 19 мая 2021 г. 13:18 18 мая 2021 года в режиме видеоконференции  продолжилась  работа монашеского hanpabлehuя XXIX Международных образовательных чтений «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа». Работу направления возглавил епископ Солнечногорский Алексий , наместник Данилова мужского ставропигиального монастыря  г. Москвы. В президиум вошли архимандрит Мелхиседек (Артюхин), настоятель Московского подворья Введенского ставропигиального монастыря Оптина пустынь , пресс-секретарь Синодального отдела по монастырям и монашеству ; игумения Викторина (Перминова), настоятельница Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря  г. Москвы, — куратор секции «Духовные основы монашеского делания, их воплощение в современной жизни монастырей»; игумения Елисавета (Позднякова), настоятельница ставропигиального женского монастыря Марфо-Мариинская обитель милосердия , а также один из докладчиков — игумен Петр (Мажетов), настоятель Косьминской мужской пустыни Серовской епархии . Трансляция второго дня осуществлялась из Данилова ставропигиального мужского монастыря г. Москвы. Открывая вторую секцию чтений «Духовные основы монашеского делания, их воплощение в современной жизни монастырей», епископ Алексий сказал краткое вступительное слово, в котором отметил, что духовную жизнь не случайно называют деланием, потому что она является трудом, практикой, возделыванием человеческого сердца и вместе с ним всего естества человека. Об этом делании как об основе монашеской жизни в первую очередь и должна идти речь на монашеских конференциях. Затем владыка Алексий представил игумена Петра (Мажетова), который выступил с докладом « " Чистии сердцем Бога узрят " . Священное Писание и отцы Церкви о внутреннем очищении». Отец Петр рассмотрел вопрос о необходимости стяжания монашествующими чистоты сердечной, которая является важным критерием правильного духовного устроения.

http://patriarchia.ru/db/text/5811023.ht...

ЦВ 13-14 (458) июль 2011 /  18 июля 2011 г. Съезд неравнодушных В Москве состоялся I Общецерковный съезд руководителей социальных отделов епархий, духовников и старших сестер милосердия. В форуме участвовало более 300 представителей из 92 епархий, включая Украину, Белоруссию, Казахстан, Узбекистан, страны Балтии и Францию. Во время съезда Русская Православная Церковь и Министерство здравоохранения и социального развития подписали Соглашение о сотрудничестве. Нужен штаб по координации социальной работы Примечательно, что съезд начал свою работу в один день с фестивалем «За жизнь-2011», который проводился при поддержке Синодального отдела по благотворительности и социальному служению. «Мы не планировали объединять фестиваль и наш форум, это получилось само собой», — сказал на открытии I Общецерковного съезда епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон. С другой стороны, тематика обоих мероприятий отвечает уровню задач, поставленных сегодня перед синодальным отделом, подчеркивая, что Церковь готова быть равноправным партнером государства в решении социальных вопросов. И Соглашение о сотрудничестве между Русской Православной Церковью и Министерством здравоохранения и социального развития, подписанное 8 июля Святейшим Патриархом Кириллом и министром Татьяной Голиковой, подтверждает это. «Сегодня нам нужен церковный общественный штаб по взаимодействию с негосударственными и государственными социальными учреждениями. И Марфо-Мариинская обитель имеет потенциал и должна стать центром такой работы», — отметил Святейший Патриарх, выступая перед участниками съезда. Нужно создать церковно-общественную организацию «Милосердие», которая объединит всё общество и займется выработкой программных документов, собирая, обобщая, анализируя и тиражируя опыт социального служения на всю страну. «Новые социальные инициативы и идеи на местах не всегда находят отклик и поддержку правящих архиереев, — посетовал Предстоятель Русской Православной Церкви. — А общероссийский штаб сможет оказать им моральную поддержку и рассказать об этом опыте всем».

http://e-vestnik.ru/reports/sezd_neravno...

Церковь празднует память преподобномучениц Великой Княгини Елисаветы и инокини Варвары 18 июля, 2013. Новостная служба За городом, на заброшенном руднике, и совершилось кровавое преступление. С площадной руганью, избивая мучеников прикладами винтовок, палачи стали бросать их в шахту. 18 июля. ПРАВМИР. Православные празднуют память преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы и инокини Варвары. Преподобномученица Великая княгиня Елисавета родилась в протестантской семье Великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории. В 1884 году она вышла замуж за Великого князя Сергея Александровича, брата Императора Российского Александра III. Видя глубокую веру своего супруга, Великая княгиня всем сердцем искала ответ на вопрос — какая же религия истинна? Она горячо молилась и просила Господа открыть ей Свою волю. 13 апреля 1891 года, в Лазареву субботу, над Елисаветой Феодоровной был совершен чин принятия в Православную Церковь. Посещая храмы, больницы, детские приюты, дома для престарелых и тюрьмы, Великая княгиня видела много страданий. И везде она старалась сделать что-либо для их облегчения. 5 февраля 1905 года произошло страшное событие, изменившее всю жизнь Елисаветы Феодоровны. От взрыва бомбы революционера-террориста погиб Великий князь Сергей Александрович. На третий день после гибели мужа Елисавета Феодоровна поехала в тюрьму к убийце. Великая княгиня хотела, чтобы он раскаялся в своем ужасном преступлении и молил Господа о прощении. Она даже подала Государю прошение о помиловании убийцы. Елисавета Феодоровна решила посвятить свою жизнь Господу через служение людям и создать в Москве обитель труда, милосердия и молитвы.В обители, которая была названа Марфо-Мариинской были созданы два храма, больница, считавшаяся впоследствии лучшей в Москве, и аптека, в которой лекарства отпускались бедным бесплатно, детский приют и школа. Вне стен обители был устроен дом-больница для женщин, больных туберкулезом. Сестры обители дали обет, по примеру инокинь, проводить девственную жизнь в труде и молитве. Святитель Владимир, митрополит Московский и Коломенский Елисавету Феодоровну возвел в сан настоятельницы обители. Великая княгиня сказала в тот день: «Я оставляю блестящий мир …но вместе со всеми вами я восхожу в более великий мир — в мир бедных и страдающих».

http://pravmir.ru/cerkov-prazdnuet-pamya...

К 100-летию Марфо-Мариинской обители милосердия. Часть 2 Павел Корин. Портрет П.Т. Петровой. 1922 При основании Марфо-Мариинской обители августейшая основательница видела главную ее цель в попечении о бедных. Именно это являлось основным послушанием сестер, предварительно получивших основательную духовную подготовку и прошедших практический курс ухода за больными. Посещая бедных, им нередко приходилось оказывать первую помощь, а также хлопотать о помещении тяжело больных в лечебницы. Постепенно расширяясь, обитель со временем превратилась в целый медицинский комплекс. Сюда входили стационар на 22 кровати, которым руководил доктор А.И. Никитин. Вместе со своими коллегами – профессором А.А. Корниловым, Ф.И. Березкиным, А.Н. Мясоедовым и специалистом по массажу Ю.Н. Чернявской – он также обучал сестер уходу за больными. Все операции в больнице проводились безвозмездно. По решению настоятельницы число коек не увеличивалось, так как главная задача сестер заключалась в посещении бедных и больных вне стен обители. Наряду со стационаром здесь открылась амбулатория для бедных с бесплатной выдачей лекарств и проведением лечебных процедур. В шести кабинетах еженедельно безвозмездно принимали больных 34 врача. Только за 1913 год их посетило более 10 000 пациентов. При обители существовала аптека, где неимущим лекарства отпускались бесплатно, а всем остальным – со значительной скидкой. По плану Елизаветы Федоровны, обитель должна была оказывать нуждающимся комплексную помощь – не только медицинскую, но и духовно-просветительскую. С этой целью действовала общедоступная библиотека с фондом более чем в 2000 томов. Книги выдавались бесплатно. Помимо сестер и пациентов лечебниц библиотекой пользовались около сотни москвичей со стороны. Была открыта воскресная школа для полуграмотных фабричных работниц. После уроков учениц обязательно поили чаем. Вместе с сестрами они посещали вечерние воскресные службы в Покровском храме, участвуя в общенародном пении акафистов. Каждое воскресенье в течение зимы после вечерни в храме проводились духовно-нравственные беседы для народа. За счет обители также содержались специальные комнаты для бедных фабричных работниц, с которыми постоянно жила сестра обители. Еженедельно их навещал духовник обители.

http://pravoslavie.ru/31831.html

— Вы пришли в обитель десять лет назад, какой Вы ее тогда увидели? — Когда меня сюда назначили, обитель переживала переломный этап: только закончилась масштабнейшая реставрация, практически восстановившая ее из руин и предавшая обители ее нынешний вид. Моя предшественница Наталья Анатольевна Молибога вложила в это восстановление очень много сил, сердца и души. А та жизнь, ради которой Марфо-Мариинская обитель создавалась, только начинала зарождаться. И так получилось, что возрождение этой жизни по большей части выпало на нашу долю. В 2011 году передо мной стояла задача осмыслить, что такое Марфо-Мариинская обитель милосердия в современных реалиях. К тому моменту прошло 100 лет с ее основания, и мы понимали, что воссоздать обитель такой, какой она была при великой княгине Елизавете Феодоровне, невозможно. Да это было бы и неправильно, потому что в таком виде она будет сегодня уже неактуальной, похожей на исторический артефакт. Нам нужно было через осмысление прежнего опыта понять, что необходимо делать в современных условиях. Проекты, которые сейчас работают, появились естественным образом, исходя из актуальных потребностей общества, всего того, что происходило рядом с нами. Где была нужна наша помощь — там мы и начинали ее оказывать. За эти десять лет мы достигли некоего рубежа и пытаемся сейчас осмыслить этот опыт, понять, куда двигаться дальше. — Как Вы видите дальнейшую деятельность обители? — Мы пришли к пониманию, что сегодня, как и во времена великой княгини Елизаветы Феодоровны, мы должны идти к тем, кому хуже всего и кому в данный момент некому помочь: есть люди, которые не охвачены заботой государства или общественных организаций. Но если мы видим, что направления помощи, которые есть в обители, успешно развиваются за ее пределами без нашего участия, значит, мы можем больше не работать в этом направлении, а заниматься уже чем-то другим. — Что Вы считаете главным итогом этого десятилетнего периода? — Наверное, не нам оценивать то, что мы делаем. Но для меня главный результат этих десяти лет — люди, которые здесь собрались. Я вижу, насколько уникален каждый человек, насколько неслучайно он сюда попал, и это особенно было видно на протяжении десяти лет, в течение которых собиралась большая обительская семья.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5776985...

Апостольник преподобномученицы Елисаветы. Марфо-Мариинская обитель милосердия ЖМП 12 декабрь 2022 /  14 декабря 2022 г. 14:00 Зима в российских музеях КРЕСТ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦЫ, АВТОГРАФЫ ПЕТРОГРАДСКИХ СВЯТЫХ И ГОСУДАРЕВЫ ВКЛАДЫ В ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВУ ЛАВРУ  PDF-bepcuя. Апостольник и старый рояль Москва, ул. Б. Ордынка, 34, с. 5. Марфо-­Мариинская обитель милосердия. Постоянная экспозиция К 158-й годовщине со дня рождения преподобномученицы Елисаветы Дом-музей великой княгини в Марфо-Мариинской обители милосердия подготовил новую экспозицию. В нее входит постоянная мини-выставка «Белый ангел», в составе которой в свою очередь демонстрируются две только что восстановленные реликвии — апостольник из натурального хлопка и наперсный кипарисовый крест, принадлежащие первой настоятельнице обители. После мученической кончины великой княгини их подняли из алапаевской шахты вместе с честными останками святой. Затем несколько поколений они хранились у благочестивых верующих, потомки которых и передали их в музейный фонд. Апостольник (часть облачения крестовой сестры) основательница обители получила от совершившего обряд посвящения в сестры милосердия 9 апреля 1910 года епископа Дмитровского Трифона (Туркестанова). «Это покрывало скроет тебя от мира, и мир будет сокрыт от тебя, но станет свидетелем твоих добрых дел, которые просияют пред Богом и прославят Его», — обратился тогда Преосвященный Трифон к будущей настоятельнице. По словам гофмейстерины великой княгини графини Александры Олсуфьевой, так и произошло: сквозь покрывало сестринского апостольника труды Елизаветы Федоровны «сияли божественным светом и вели к подвигу мученичества». Над воссозданием реликвии почти год работали специалисты мастерской, занимающейся восстановлением тканей, Всероссийского художественного научно-­реставрационного центра имени академика И. Э. Грабаря. Высококвалифицированным мастерам пришлось укреплять фрагменты вышивки, а для соответствия оригиналу белую газовую нить сначала окрашивали отваром соплодий ольхи.

http://e-vestnik.ru/reports/zima_v_rossi...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010