Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Додонов Б. Ф., Копылова О. Н., Крячкова Л. В. Новые документы о духовной и общественной деятельности великой княгини Елизаветы Федоровны: По материалам Московского охранного отделения (1909–1917 гг.) В последние 2 с лишним десятилетия в отечественной научной, публицистической и религиозной литературе уделяется большое внимание жизни и деятельности великой княгини Елизаветы Федоровны. О ней, ее жизненном пути, духовном служении, благотворительной деятельности издано большое количество книг, статей, публикаций Тем не менее специалисты отмечают, что полную биографию Елизаветы Федоровны подготовить сложно – отсутствует достаточная документальная база. В этой связи открытие комплекса новых, ранее не вводившихся в научный оборот, архивных документов может внести определенный вклад в исследование ее жизни и деятельности, дополнить и уточнить уже имеющиеся в исторической литературе сведения. Елизавета Федоровна (Элла) (1864–1918 гг.) – великая княгиня, урожденная принцесса Элизабет–Александра–Луиза–Алиса Гессен-Дармштадтская, дочь великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и Алисы, урожденной принцессы Великобританской, старшая сестра императрицы Александры Федоровны, супруги императора Николая II. С 1884 г. – супруга великого князя Сергея Александровича, брата императора Александра III, московского генерал-губернатора, павшего от рук революционеров. Елизавета Федоровна с 1905 г. являлась председателем Императорского православного Палестинского общества, почетным членом Императорского женского патриотического общества, попечительницей Елизаветинской общины сестер милосердия Красного Креста, покровительницей Сергиевского православного братства и других общественных организаций. В 1909 г. она основала Марфо-Мариинскую обитель, в 1910 г. приняла монашеский постриг. 17 июля 1918 г. была убита в Алапаевске, в 1922 г. причислена к лику святых Русской Православной Церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/6074373/

#lx_718112 #lx_718112 .lx_home_button #lx_718112 .lx_home_button svg #lx_718112 .lx_home_button svg path #lx_718112 .lx_home_button:hover #lx_718112 #lx_718112 .lx_close_button #lx_718112 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_718112 .lx_no_click #lx_718112[data-height="" ] .lx_close_button #c3c1cc86ff Закрыть Архитектор К 150-летию А.В. Щусева Валерий Габрусенко   09:20 09.10.2023 321 Время на чтение 9 минут Фото: предоставлено автором 150 лет назад, 26 сентября (ст. ст.) 1873 года, в Кишинёве в семье надворного советника родился будущий действительный член Императорской академии художеств, Академии архитектуры СССР и Академии наук СССР, четырежды лауреат Сталинской премии, кавалер ордена Ленина и двух орденов Трудового Красного Знамени Алексей Викторович Щусев. Ни один советский архитектор не имел столько званий и наград. Он по праву носил неофициальный титул «Архитектора За десятилетия его творческой деятельности сменились разные архитектурные эпохи – новорусский стиль, модерн, конструктивизм, «сталинский классицизм», и в каждой из них он оставил свои шедевры. Ни у одного советского архитектора не было столько творений, которые сегодня отнесены к памятникам архитектуры или к памятникам культурного наследия. Православные церкви Почаевской лавры, на Куликовом поле, в Натальевке, в селе Кутерешты (Молдавия), на Московском городском братском кладбище, в Бари и в Сан-Ремо (Италия); Марфо-Мариинская обитель в Москве, Василиевский женский монастырь в Овруче, часовни в Пскове и близ Зеленодольска, типовые вокзалы для небольших станций и Казанский вокзал в Москве. Все они – вершина дореволюционного новорусского стиля с элементами модерна, основоположником которого был великий художник В.М. Васнецов (о нём см. здесь ). По мнению искусствоведов, поставить здесь рядом со Щусевым некого. Здания Наркомзема и Военно-транспортной академии, дом артистов МХАТ в Москве, гостиницы в Мацесте, Баку и Батуми и др. Это – одни из лучших творений эпохи конструктивизма 1920-х – начала 1930-х гг.

http://ruskline.ru/politnews/2023/10/09/...

     Татьяна Москалькова занимает должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации уже два года. В надежде на помощь к ней ежедневно обращаются десятки граждан. В интервью «Православной Москве» Татьяна Николаевна призналась, что болеет душой за каждого попавшего в беду человека, и рассказала, в каких знаменитых монастырях черпает душевные силы. – Вы верующая православная христианка. Позволяет ли столь ответственная и высокая должность, которую вы сейчас занимаете, участвовать в литургической жизни? Есть ли у вас любимые храмы? – Да, я верующий человек. И сейчас моя главная миссия как Уполномоченного по правам человека – помощь людям. Этой работе я уделяю все свое время. К сожалению, посещать храм получается реже, чем хотелось бы. Но я стараюсь – и счастлива, когда удается найти хотя бы несколько часов, чтобы пойти в церковь. Одно из самых прекрасных, духовных, светлых мест в городе, где нравится бывать, – Марфо-Мариинская обитель милосердия. Еще одно любимое место – Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде. Как только заходишь туда, сразу окутывает необъяснимое чувство покоя и радости. Это место наполнено своим особым светом и благодатью, дышишь – и не можешь надышаться. Приятно спуститься к скиту преподобного Саввы, побыть наедине с собой, не торопясь помолиться. Все здесь пронизано духом истории – невольно хочется прикоснуться к камням, которым сотни лет. И природа вокруг просто необыкновенная! Когда уходила из жизни моя мама, я скорбела в Введенском Толгском женском монастыре. Испытываю душевный трепет в связи с тем, что вхожу в состав попечительского совета по возрождению этой обители. За последние годы Толга сильно изменилась, преобразилась до неузнаваемости: здесь проведены большие восстановительные работы. Тут испытываешь чувство единения с Россией, верой и историей нашей замечательной страны. – Помогает ли вам вера в работе – например, когда приходится разбирать очень сложные случаи? – Каждый день в своей работе я сталкиваюсь с человеческим горем, болью, отчаянием. И я, как Уполномоченный, должна быть тем спасательным кругом, который не даст человеку пойти ко дну, который вернет ему надежду и волю к жизни. Безусловно, вера в этом помогает.

http://pravoslavie.ru/112793.html

Для поклонения верующим из Иерусалима доставлена десница святой преподобномученицы, заключенная в серебряный ковчег. Пальцы правой руки Великой княгини, которая была извлечена из алапаевской шахты, остались сложены для совершения крестного знамения. Для поклонения верующим из Иерусалима доставлена десница святой преподобномученицы, заключенная в серебряный ковчег. Пальцы правой руки Великой княгини, которая была извлечена из алапаевской шахты, остались сложены для совершения крестного знамения. Вместе с десной рукой преподобномученицы в Россию прибыл ковчег, изготовленный из досок гробов, в которых останки Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары, вместе принявших мученическую кончину, перевозились из Китая в Иерусалим в 1921 году. В ковчег помещены частицы их мощей, а также золотой крест с землей из Алапаевской шахты и Иерусалима. По решению Синода Русской Церкви Заграницей этот ковчег будет передан в московскую Марфо-Мариинскую обитель после ее окончательного восстановления. Более восьмидесяти лет честные останки новомучениц почивали в Гефсимании в стенах монастыря святой равноапостольной Марии Магдалины, основанном императором Александром III. На освящении храма святой Марии Магдалины присутствовала сама Великая княгиня вместе со своим супругом — братом императора, Великим князем Сергеем Александровичем. В 1921 году в крипте этого же храма обрели последние пристанище ее честные останки. Шестьдесят лет спустя после прославления святых преподобномучениц Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары в сонме новомучеников Российских, совершенном Русской Церковью Заграницей, их нетленные мощи были торжественно перенесены в сам храм, где ныне покоятся в белых мраморных раках. В торжественной встрече мощей в аэропорту Домодедово участвовал архиепископ Орехово-Зуевский Алексий, наместник Новоспасского мужского монастыря, в котором погребен Великий князь Сергей Александрович, благочинные округов Москвы, настоятельницы женских монашеских обителей столицы. Прямо по взлетно-посадочной

http://pravmir.ru/v-rossiyu-dostavili-mo...

Закрыть itemscope itemtype="" > Ищите и обрящете... Пророческий пафос картин Михаила Нестерова 09.12.2014 278 Время на чтение 13 минут К началу ХХ века большая часть русской интеллигенции с ее поклонением идеалам Просвещения, самообольщением в позитивизме, с ее неистовым метанием от одних идей к другим, с ее всегдашней готовностью принять чужое вплоть до его обожествления, а свое, родное, пренебрежительно отринуть как доморощенное, гордившаяся еще со времен Белинского своей наконец-то состоявшейся европеизацией, на рубеже 19-20 вв. начала болезненно ощущать внутри себя, по признанию одного из современников, «однообразную, ... убийственную пустоту» (1). Вот, чего никогда не испытывал Михаил Васильевич Нестеров. Он не был столь открыт для общения, но с теми, кого впустил однажды в свое сердце, был достаточно откровенен, с болью делясь с ними мыслями о своем больном времени, о декаденствующем искусстве, о «безумной проповеди неверия» (2), о явном снижении нравственной ответственности художников за те идеи, что проповедуют они в своих произведениях. Прожив всю жизнь с Богом в душе, сам Нестеров всем своим творчеством свидетельствовал о неугасающей в нем надежде и вере в духовное возрождение русского народа. В 1907 г. Великая княгиня Елизавета Федоровна, основавшая Марфо-Мариинскую обитель, тогда же и пригласила Нестерова, бывшего к тому времени достаточно известным храмовым живописцем, расписать Покровский собор, который еще только предстояло построить архитектору А.В.Щусеву. Художник принял предложение Великой княгини прежде всего потому, что наконец-то ему представилась возможность осуществить свою «давнишнюю мечту, - как он писал, - оставить в Москве после себя что-либо цельное» (3). Наряду с настенными росписями, запрестольным образом Богородицы, иконостасом и проч., художник создал для этого собора еще одну большую картину-панно для Трапезной - «Путь ко Христу». Программа этой огромной композиции определена самим художником: «В картине «Путь ко Христу» толпа верующих, больше простолюдинов - мужчин, женщин, детей, - писал он, - идет, ищет пути ко спасению...» (4). Художник пишет скромный, без прикрас, чисто русский пейзаж, который очень любил. «На его фоне как-то лучше, яснее, - признавался он, - чувствуешь смысл русской жизни, и русскую душу» (5).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/d...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Новомученики». Документальный фильм 28.12.2018 1551 Документальный фильм «Новомученики», посвященного новомученикам и исповедникам Церкви Русской, отдавшим свою жизнь за веру в ХХ веке. Автором сценария и продюсером выступила Елена Чавчавадзе, режиссером – Галина Огурная. Картина была снята по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Новелла первая. Императорская семья была расстреляна без суда и следствия вместе с верными им людьми в июле 1918 г. в Екатеринбурге. Сегодня Царственные страстотерпцы изображаются в центре иконы, посвящённой всем Новомученикам и исповедникам Российским. Новелла вторая. Великая княгиня Елизавета Федоровна, вдова великого князя Сергея Александровича, после гибели мужа от рук террористов в 1905 г., оставила придворную жизнь. Она основала в Москве Марфо-Мариинскую обитель милосердия. Будучи арестована большевиками, великая княгиня вместе со своей келейницей инокиней Варварой была отправлена в г. Алапаевск, где на 18 июля 1918 г., уже на следующий день после расстрела Царской семьи, они были живыми сброшены в заброшенную шахту. Новелла третья. Самым первым по времени новомучеником стал протоиерей Иоанн Кочуров, служивший в Екатерининском соборе Царского Села под Петроградом. Он был убит уже через несколько дней после революции – 31 октября (13 ноября) 1917 г. – за участие в крестном ходе с молитвами о прекращении междоусобной брани. Новелла четвертая. Одним из самых известных мест массового подвига новомучеников и исповедников стал Соловецкий монастырь, преобразованный большевиками в лагерь особого назначения (СЛОН). В числе узников Соловков были 8 митрополитов, 20 архиепископов, 47 епископов, тысячи православных священнослужителей и мирян. К настоящему времени более сорока страстотерпцев Соловецких прославлены в сонме святых новомучеников и исповедников Российских. Новелла пятая. Оптина Пустынь была окончательно ликвидирована безбожной властью в 1923 г., храмы разорены и надолго закрыты, монахи изгнаны и репрессированы.

http://ruskline.ru/video/2018/dekabr/28/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Эстетика веры Продюсер Эдуард Бояков о важности диалога Церкви и художников 01.03.2018 1287 Время на чтение 3 минуты История искусства неотделима от истории религии. Церковь была для художника первым заказчиком, продюсером, музеем и галереей. Здесь он получал сверхзадачу, очищался от пошлости. Здесь он вымаливал у Бога образ, на который потом молился зритель. Если говорить языком (простите мне эту игру) contemporary art, храм — идеальный арт-объект, настоящая «тотальная инсталляция». Слово, звук, образ, свет и движение вокруг Святых Даров создают сакральное пространство, где счастливы и «исполнитель», и «зритель». Православная традиция подарила нам Образ Божий — одновременно человеческий, фигуративный и абстрактный. Этот Образ, а не революционные декреты — источник русского космизма, сочетания классики и авангарда. Троица Неслиянная и Нераздельная, а не теория относительности или геометрия Лобачевского — изначальный кладезь нетривиальных решений. Сегодняшние «симулякры» не обладают и сотой долей смысловой сложности религиозного «мультимедиа». Россия — единственная страна мира, сохранившая на огромной территории религиозный канон. Именно Православие на протяжении веков было гарантом единства русского языка и крепкого государства. В начале ХХ века русские художники заново открыли средневековые храмы Новгорода и Пскова, рассмотрели и оценили икону. И пока европейское ар-нуво увлекалось язычеством и орнаментализмом, они творили православное искусство. Целая плеяда — Щусев, Билибин, Васнецов, Врубель, Нестеров, Рерих — вошла в «Общество возрождения художественной Руси». Всего за два года (1915–1917) Общество разработало и начало реализовывать потрясающую программу. Грянула революция, и православная традиция «свернулась» к простому выживанию. Я считаю одним из самых драматичных последствий революции разрыв художника и Церкви. Думаю, это чувствовали даже те, кто принял новую власть. Например, писатель Андрей Платонов. Или архитектор Алексей Щусев, построивший не только Марфо-Мариинскую обитель, но и Мавзолей Ленина . Эти художники пропускали через себя трагедию этого разрыва.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/03/01/es...

Заместитель председателя ОВЦС выступил на пресс-конференции, посвященной сбору в России гуманитарной помощи для сирийского народа 24 апреля 2013 г. 10:09 23 апреля 2013 года в Москве в пресс-центре РИА «Новости» состоялась мультимедийная пресс-конференция. Встреча с журналистами была посвящена результатам общественной кампании по сбору в России гуманитарной помощи для сирийского народа, организованной по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Императорским православным палестинским обществом  (ИППО). В пресс-конференции приняли участие: советник-посланник Посольства Сирии в Российской Федерации Каддур Зияд; помощник председателя Счетной палаты Российской Федерации, заместитель председателя Императорского православного палестинского общества Е.А. Агапова; заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, член Совета ИППО протоиерей Николай Балашов ; член ИППО Н.А. Кускова. Е.А. Агапова напомнила представителям СМИ о драматической ситуации, сложившейся в Сирии. По данным ООН, за время противостояния было убито 70 тысяч человек, четыре миллиона сирийцев были вынуждены покинуть свои дома и стали беженцами, жителям не хватает самого необходимого, в том числе медикаментов. Она назвала происходящее в стране, где почти полностью разрушена инфраструктура, гуманитарной катастрофой. Заместитель председателя ИППО рассказала о сборе гуманитарной помощи для сирийского народа; по благословению Святейшего Патриарха Кирилла сбор проходил в Москве с 31 марта по 12 апреля. Опорными пунктами благотворительной акции были Марфо-Мариинская обитель , где было собрано более 300 тысяч рублей, и Новоспасский монастырь , где собрали свыше 460 тысяч рублей и 15 тонн гуманитарного груза. Обращение о сборе помощи было распространено в храмах Москвы, многие священники и прихожане переводили деньги на открытый для сбора средств счет. На призыв о помощи откликнулась вся Россия от Москвы до Владивостока, а также люди из Белоруссии, Украины, Франции и Финляндии. По мнению Е.А. Агаповой, эта акция стала самым масштабным международным проектом по общественной линии. «Такой живой, неравнодушный отклик — это своего рода ясный ответ силам, которые сегодня стремятся уничтожить Сирию и установить там собственный миропорядок», — сказала она.

http://patriarchia.ru/db/text/2927493.ht...

Избранное. Мои любимые храмы в Каталоге. По мнению автора t-mutant 1 Саратовская область. Балаково. Церковь Троицы Живоначальной 2 Рязанская область. Пёт. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы 3 Прочие страны. Амракиц. Церковь Николая Чудотворца 4 Самарская область. Чапаевск. Церковь Сергия Радонежского 5 Псковская область. Гвоздно (Наумовщина). Церковь Космы и Дамиана 6 г. Санкт-Петербург. Центральный район. Церковь Петра, митрополита Московского на бывшем Творожковском подворье 7 Иркутская область. Слюдянка. Церковь Николая Чудотворца 8 Волгоградская область. Дубовый Овраг. Церковь Никиты мученика 9 Тульская область. Ивановка. Церковь Сергия Радонежского на Куликовом поле 10 Республика Татарстан. Нижние Вязовые. Часовня в честь 300-летия дома Романовых 11 Украина, Харьковская область. Владимировка. Церковь Спаса Преображения в Натальевке 12 г. Москва. Якиманка. Марфо-Мариинская обитель милосердия. Собор Покрова Пресвятой Богородицы 13 Ярославская область. Ярославль. Церковь Иоанна Постника 14 Московская область. Ногинск. Церковь Захарии и Евдокии 15 Архангельская область. Исакогорка. Церковь Сергия Радонежского 16 Ленинградская область. Оять. Введено-Оятский женский монастырь. Церковь Богоявления Господня 17 Казахстан. Каскасу (Гавриловка). Церковь Всех Святых 18 Прочие страны. Байрамали. Церковь Алексия, митрополита Московского в бывшем Мургабском государевом имении 19 Липецкая область. Вешаловка. Церковь иконы Божией Матери " Знамение " 20 Липецкая область. Баловнево. Церковь Владимирской иконы Божией Матери 21 Московская область. Быково, село. Церковь Владимирской иконы Божией Матери 22 Рязанская область. Красная горка, усадьба. Серафимо-Саровский скит 23 Рязанская область. Гусь-Железный. Церковь Троицы Живоначальной 24 Республика Крым. Алушта. Церковь Всех Крымских святых и Феодора Стратилата 25 Липецкая область. Колодезское (Невежколодезное). Церковь Казанской иконы Божией Матери 26 Тульская область. Поповка (Рыхотка). Церковь Николая Чудотворца 27 Ленинградская область. Андрианово. Церковь Троицы Живоначальной

http://sobory.ru/best/?auth=14252

— Москва пыталась восполнить этот пробел и прежде. Сколько церквей — памятников истории и культуры уже отреставрировано... — В 90-е годы мы действительно этим занялись. Восстановили храм Казанской Божией Матери на Красной площади у ГУМа, Иверскую часовню у Воскресенских ворот, Храм Христа Спасителя заново отстроили, возродили Марфо-Мариинскую обитель милосердия ... Воссоздается храм Преображения Господня на Преображенской площади — последний, взорванный в Москве в 1964 году. Поднялись часовни и установлены памятные знаки на местах храмов Николы Явленного на Арбате, Бориса и Глеба у Никитских ворот, Николы Стрелецкого на Боровицкой площади, Рождества в Столешниках на Петровке, Казанской Богоматери на Большой Якиманке. Вскрыты и музеифицированы фрагменты церкви Троицы на Полях в Театральном проезде... Но этого все равно недостаточно. Поэтому решение построить 200 храмов — абсолютно правильное. — Москвичи поддержали его? — Да. Все проекты храмов проходят процедуру публичных слушаний. В подавляющем большинстве горожане поддерживают строительство, лишь в шести случаях из почти 140 жители были против возведения церкви на предложенных участках, и городские власти заменили их на другие. — Строительство уже развернулось? — Участки подобраны для всех 200 храмов, 20 уже строятся. У 61 подготовлены градостроительные планы земельных участков и оформлены участки, для 77 разработаны проекты планировок, идут публичные слушания. Слава Богу, наши строители не растеряли умений, которыми исстари славились московские мастера. В строительстве храмов принимают участие представители всех конфессий — иудеи, мусульмане, католики. И тут нет противоречия. Правительство Москвы внимательно относится к нуждам всех 40 конфессий, представленных в Москве. По просьбе иудеев была отреставрирована главная синагога, еще одна построена на Поклонной горе, вторая — в Марьиной Роще, а также восстановлена сожженная. После сооружения нескольких небольших мечетей на Олимпийском проспекте строится главная мечеть города, неподалеку от нее — армянский храм, в Отрадном — баптистский...

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2165287...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010