235-237 МАРФА св. Каппадокийская (пам. 1 сент.) - см. в ст. Симеон Столпник (Старший), прп. Антиохиохийский МАРФА (в миру Романова Ксения Иоанновна; † 26.01.1631), царица-инокиня, мать царя Михаила Феодоровича - см. в ст.Михаил Феодорович 237-251 МАРФА, МАРИЯ И ЛИКАРИОН († 249-251), мученики Асийские (пам. 6 февр.; пам. греч. 8 февр.; пам. визант. 7 и 9 февр.; пам. древнерус. 5 и 8 февр.) 251-252 252-257 257-265 МАРФО-МАРИИНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ в с. Зимовенька, Белгородская епархия - см. Белгородский во имя святых Марфы и Марии женский монастырь МАРФО-МАРИИНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Марфо-Мариинский женский монастырь (Салаватской и Кумертаусской епархии Башкортостанской митрополии) МАРЦИАЛ мч. Сирмийский (пам. зап. 15 июля) - см. в ст. Агриппин, Секунд, Максим, Фортунат и Марциал, мученики Сирмийские 265-266 266-270 270-271 271-272 272-274 МАСОНА [Массона] († ок. 606), еп. Эмериты Августы (ныне Мерида), противник арианства, св. (пам. зап. 11 дек.) 274-276 МАСОНСТВО [франкмасонство], интернациональное тайное религиозно-этическое и политическое движение со сложной иерархией и особой системой мистических знаков и обрядов 276-283 283-298 МАСТАРА (Маздара), древнее сел. обл. Арагацотн (Армения), к северу от Талина, на юге исторической обл. Ширак пров. Айрарат Великой Армении 298-299 299-300 МАСУДИ [Абу-ль-Хасан Али ибн аль-Хусейн аль-Масуди; араб. ] (90-е гг. IX в.-сент. 956), арабо-мусульманский литератор, историк и географ 300-301 МАТАНИ (Цхракара), исторический монастырь (до XVII в.) Алавердской епархии Грузинской Православной Церкви 301-303 МАТВЕЕВ (1687 (или 1688/89) - 1776), духовный наставник старообрядческого Выголексинского общежительства писатель, иконописец 303-304 304-306 306-309 309-310 210-211 МАТЕЙЧЕ [Матеич, Богородица Црногорская], бывш. муж. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Скопской епархии непризнанной Македонской Православной Церкви 311-312 312-315 315-316 МАТЕРН (1-я пол. IV в.), св. (пам. зап. 14 сент.), по преданию, 1-й еп. Колонии (ныне Кёльн, Германия) или 3-й еп. Августы Треверов (ныне Трир, Германия) и еп. Тунгров (ныне Тонгерен, Бельгия)

http://pravenc.ru/vol/xliv.html

Мардарий Севастийский , мч. (13/26 декабря) Марина (Маргарита) Антиохийская , вмц. (17/30 июля) Мария Египетская , прп. (1/14 апреля; в Неделю 5-ю Великого поста) Мария , прав., сестра прав. Лазаря (4/17 июня) Мария Константинопольская , Палестинская, прп. (26 января/8 февраля) Мария Магдалина , равноап., мироносица (22 июля/4 августа; в Неделю св. жен-мироносиц) Мария Радонежская , схимонахиня, мать прп. Сергия Радонежского (18/31 января; 28 сентября/11 октября) Марк Арефусийский , еп., исповедник, мч. (29 марта/11 апреля) Марк евангелист , ап. от 70-ти, еп. Александрийский (4/17 января ап.]; 25 апреля/7 мая) Марк Евгеник , Ефесский, митр. (19 января/1 февраля) Марк Печерский , Гробокопатель, прп., в Ближних (Антониевых) пещерах (29 декабря/11 января; 28 сентября/11 октября [Печер.]) Марк Псково-Печерский , прп., чудотворец (29 марта/11 апреля) Маркелл Апамейский , прп., игумен обители «Неусыпающих» (29 декабря/11 января) Маркелл Маккавей , мч. (1/14 августа) Маркиан Константинопольский , чтец, мч. (25 октября/7 ноября) Марон Сирийский , пустынник, прп. (14/27 февраля) Мартин Римский , папа, исп. (14/27 апреля) Мартиниан Белоезерский , прп., игумен (12/25 января; 7/20 октября) Мартиниан Ефесский , отрок (4/17 августа; 22 октября/4 ноября) Мартиниан Кесарийский (Палестинский), прп. (13/26 февраля) Мартирий Зеленецкий , прп. (1/14 марта; 11/24 ноября) Мартирий Константинопольский , иподиакон, мч. (25 октября/7 ноября) Мартирий Печерский , прп., диакон, в Дальних (Феодосиевых) пещерах (28 августа/10 сентября [Печер.]; 25 октября/7 ноября) Марфа , прав., сестра прав. Лазаря (4/17 июня) Марфа Антиохийская , Едесская, прп., мать Симеона Дивногорца (4/17 июля) Марфа Каппадокийская , мать прп. Симеона Столпника (1/14 сентября) Матрона Анемнясевская , Касимовская, блж. (9/22 апреля) Матрона Московская , прав. (19 апреля/2 мая) Матрона Солунская (Фессалоникийская), мц. (27 марта/9 апреля) Матфей (Левий), ап. из 12-ти и евангелист, бывший мытарь, брат ап. Иакова Алфеева (16/29 ноября; 30 июня/13 июля ап.])

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

— На другую зиму, — заговорил он, — Вихиорова генеральша привезла из-за Петербурга чухоночку Метту, карлицу еще меньше меня на палец. Покойница Марфа Андревна слышать об этом не могла. Сначала всё изволили говорить, что эта карлица не натуральная, а свинцом будто опоенная, но как приехали и изволили сами Метту Ивановну увидать, и рассердились, что она этакая беленькая и совершенная. Во сне стали видеть, как бы нам Метту Ивановну себе купить. А Вихиорша та слышать не хочет, чтобы продать. Вот тут Марфа Андревна и объясняют, что «мой Николай, говорят, умный и государю отвечать умел, а твоя, говорят, девчушка — что ж, только на вид хороша». Так меж собой обе госпожи за нас и спорят. Марфа Андревна говорят той: продай, а эта им говорит, чтобы меня продать. Марфа Андревна вскипят вдруг: «Я ведь, — изволят говорить, — не для игрушки у тебя ее торгую: я ее в невесты на вывод покупаю, чтобы Николая на ней женить». А госпожа Вихиорова говорят: «Что ж, я его и у себя женю». Марфа Андревна говорят: «Я тебе от них детей дам, если будут», и та тоже говорит, что и они пожалуют детей, если дети будут. Марфа Андревна рассердятся и велят мне прощаться с Меттой Ивановной. А потом опять, как Марфа Андревна не выдержат, заедем и, как только они войдут, сейчас и объявляют: «Ну слушай же, матушка генеральша, я тебе, чтобы попусту не говорить, тысячу рублей за твою уродицу дам», а та, как назло, не порочит меня, а две за меня Марфе Андревне предлагает. Пойдут друг другу набавлять и набавляют, и опять рассердится Марфа Андревна, вскрикнет: «Я, матушка, своими людьми торгую», а госпожа Вихиорова тоже отвечают, что и они не торгуют, так и опять велят нам с Меттой Ивановной прощаться. До десяти тысяч рублей, милостивые государи, доторговались за нас, а все дело не подвигалось, потому что моя госпожа за ту дает десять тысяч, а та за меня одиннадцать. До самой весны, государи мои, так тянулось, и доложу вам, хотя госпожа Марфа Андревна была духа великого и несокрушимого, и с Пугачевым спорила, и с тремя государями танцевала, но госпожа Вихиорова ужасно Марфы Андревны весь характер переломили. Скучают! страшно скучают! И на меня всё начинают гневаться! «Это вот все ты, — изволят говорить, — сякой-такой пентюх, что девку даже ни в какое воображение ввести не можешь, чтоб она сама за тебя просилась». — «Матушка, говорю, Марфа Андревна, чем же, говорю, питательница, я могу ее в воображение вводить? Ручку, говорю, матушка, мне, дураку, пожалуйте». А они еще больше гневаются. «Глупый, говорят, глупый! только и знает про ручки». А я уж все молчу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Марфа Андревна говорят той: «продай», а эта им говорит, чтобы меня продать. Марфа Андревна вскипят вдруг: «Я ведь, — изволят говорить, — не для игрушки ее у тебя торгую: я ее в невесты на вывод покупаю, чтобы Николая на ней женить». А госпожа Вихиорова говорят: «Что же, я его и у себя женю». Марфа Андревна говорят: «Я тебе от них детей дам, если будут», и та тоже говорит, что и оне Марфе Андревне пожалуют детей, если родятся. Марфа Андревна рассердятся и велят мне прощаться с Меттой Ивановной. А потом, день, два пройдет, Марфа Андревна опять не выдержат, заедем, и как только оне войдут, сейчас и объявляют: «Ну, слушай, матушка, я тебе, чтобы попусту не говорить, тысячу рублей за твою уродиху дам», а генеральша меня не порочат уродом, но две за меня Марфе Андревне предлагают. Пойдут друг другу набавлять и набавляют, набавляют, и потом рассердится Марфа Андревна, вскрикнет: «Я, матушка, своими людьми не торгую», а госпожа Вихиорова тоже отвечают, что и оне не торгуют, — так и опять велят нам с Меттой Ивановной прощаться. — Ну-с, так дальше больше, дошло до весны, — пора нам стало и домой в Плодомасово из Москвы собираться. Марфа Андревна опять приказали мне одеваться, и чтоб оделся я в гишпанское платье. Поехали к Вихиорше и опять не сторговались. Марфа Андревна говорят ей: «Ну, хоть позволь же ты своей каракатице, пусть они хоть походят вместе с Николашей перед домом». Генеральша на это согласилась, и мы с Меттой Ивановной по тротуару, на Мясницкой, против генеральшиных окон и гуляли. Марфа Андревна, покойница, и этому радовались, и всяких костюмов нам обоим нашили. Приедем, бывало, оне и приказывают: «Наденьте, Николаша с Меттой, пейзанские костюмы». Мы оба в деревянных башмаках; я в камзоле и в шляпе, а она в высоком чепчике, выстроимся парой и ходим, и народа на нас много соберется, стоит и смотрит. Другой раз велят нам одеться турком с турчанкой, — мы тоже опять ходим; или матросом с матроской, — мы и этак ходим. А то были у нас тоже медвежьи платьица, те из коричневой фланели, вроде чехлов сшиты.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Теперь хозяйство, рукоделье, богомолье и благотворительность стали главными занятиями властной царицы-инокини. В Вознесенском монастыре Марфа Ивановна устроила свой «царицын» двор, при котором ей прислуживали тоже монахини. Особое внимание Марфа уделяла московскому Новоспасскому монастырю и в духовном завещании отписала ему свои наследственные костромские вотчины. Она пожертвовала в Новоспасский монастырь древнюю икону Смоленской Божией Матери. Этот образ, являющийся святыней общероссийского значения, и ныне пребывает в стенах монастыря. В 1627 году родилась внучка Ирина Михайловна, к которой Марфа привязалась всем сердцем. В честь ее рождения инокиня Марфа сделала вклад в виде Евангелия в Кашинский Благовещенский-Шеренский монастырь Тверской губернии. 5 Она опекала внучку Ирину и была в хороших отношениях со своей невесткой - царицей Евдокией Лукьяновной, с которой совершала паломнические поездки по монастырям. Последние годы царица-инокиня проводила в монастыре, помогала знатным вдовам, насильно постриженным в монахини. 27 января 1631 года инокиня Марфа перешла в вечность и была погребена в Новоспасском монастыре. Знаменитая страдалица Ксения-Марфа прожила сложную, трудную жизнь, в которой были взлеты и падения. Много скорбей и испытаний выпало на долю этой женщины: насильственный постриг, ссылка, пятилетняя разлука с малолетними детьми, мужем и матерью, голод в осажденном Кремле, смерть дочери Татьяны, постоянный страх за жизнь сына Михаила. Однако инокиня Марфа, неся свой жизненный крест, всегда оставалась истинной христианкой. В годы тяжелых испытаний проявляла твердость духа, крепкую веру и силу воли. Неизвестно, что стало бы с Россией, если бы инокиня-старица Марфа не дала своего благословения на царство юному сыну Михаилу. 1 Боярина Александра Никитична Романова Годунов сослал в Усолье-Луду на Белом море, где он вскоре скончался. Михаила Никитича привезли в Ныроб (Пермский край), посадили в цепях в яму, в которой он просидел целый год и умер в страшных мучениях. Василий Никитич был сослан в Пелым (Урал) и 15 февраля 1602 года умер в результате гангрены ног, так как стрелецкий сотник держал его в цепях. Ивана Никитича также сослали в Пелым, где три месяца он был прикован к стене. В связи с тем, что страдал церебральным параличом, был по приказу царя перевезен в Уфу.

http://ruskline.ru/analitika/2024/02/09/...

Если Марфа Евдокимовна надолго уезжала куда-нибудь, то он настоятельно требовал приехать в Москву, боясь, чтобы она не уклонилась с прямого пути и не придумала бы какой-нибудь выходки. Но такая бдительность пастыря надоела ей. «Что это: все молись, да молись», – роптала она. Марфа отлично знала, что должна слушаться батюшку, но это было для нее тяжело, и однажды она впала в такое искушение, что решилась совсем освободиться от его духовной опеки. Будучи еще молода и недурна, она снова стала наряжаться, прихорашиваться. Наденет хорошее платье, вышитый галстук, голову причешет по моде гребенками и идет на дорогу, где проезжал батюшка (он в это время ездил в Мазилово к дочерям, которые жили на даче). Бывало, Марфа важно прохаживается, батюшка едет мимо и, увидев, подзывает ее к себе, но она не слушается и отходит. Он показывает ей на небо, но Марфа качает головой: «Не хочу, мол, не надо...» Так продолжалось недели две, батюшка сильно волновался, видя, что это для нее опасно. В это время Марфа Евдокимовна узнала, что батюшку переводят в Архангельский собор. Напуганная такой неожиданной переменой, боясь потерять возможность бывать на столь благодатных богослужениях, а может быть, и общаться с батюшкой, она быстро пришла в покаяние: прочь это глупое кичение и игру с пастырем! Прежняя Марфа прибежала в горьких слезах в церковь и, рыдая, стала молить Царицу Небесную оставить все по-прежнему и не переводить пастыря в Архангельский собор. Батюшка, видя ее в храме, с радостью подходит к ней и говорит: – Как я рад, Марфа, опять ты в храме. – Батюшка! – с плачем прерывает она его. – Нельзя ли все оставить по-прежнему? Если бы Вы опять служили в этой церкви? Здесь было так хорошо молиться с Вами. – Нет, Марфа, так нужно, пойдем в гору и мы, и там будем славить Бога, нам и там будет хорошо. Переход батюшки в другой храм так подействовал на Марфу, что она больше не покушалась так дерзко поступать по отношению к нему. Отец Валентин был внимателен к жизни всех духовных детей и даже их родных и знакомых. У сестры Марфы, Ираиды, был сын Михаил, сильно пьющий и буйный, так что во время своего пребывания у сестры Марфа Евдокимовна все бранила его и гневно упрекала за недостойное поведение. Вместе со своей сестрой она так резко обращалась с ним, так старалась уколоть его за его неправедную жизнь, что он, бывало, все убегал от них, чтобы не слышать укоров.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

Марфа и Мария в Евангелиях упоминаются в общей сложности в трех эпизодах, из которых два находятся в Евангелии от Иоанна и один – в Евангелии от Луки. Событие, о котором рассказывает Лука, происходит где-то на пути из Галилеи в Иерусалим. Иисус приходит в дом, Марфа готовит, а Мария садится у Его ног и слушает Его; Марфа упрекает свою сестру за то, что она не помогает ей; Иисус говорит : Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё ( Лк.10:38–42 ). Мы не знаем, о каком селении идет речь, но, судя по тому, что, согласно Луке, путешествие Иисуса в Иерусалим только начиналось, селение должно было находиться ближе к Галилее, чем к Иерусалиму. В то же время описание событий на пути Иисуса из Галилеи в Иерусалим у Луки не претендует на точную хронологическую последовательность, и ничто не препятствует предположить, что дело происходило в Вифании. Сестры ведут себя по-разному: одна выступает в традиционной для женщины того времени роли домохозяйки, то есть готовит и подает на стол. Другая, вместо того чтобы заниматься делом, садится у ног Иисуса. Это и вызывает негодование ее сестры. Иисус же оправдывает ее поведение, напоминая о том, что духовное важнее материального. Второй эпизод, в котором появляются сестры, связан с воскрешением Лазаря. Здесь мы тоже видим, что сестры ведут себя по-разному. Марфа, услышав, что идет Иисус, бежит навстречу ему, Мария же остается дома. Потом Марфа зовет свою сестру, и та, как скоро услышала, что Иисус рядом, поспешно встает и идет к Нему ( Ин.11 : 20–29). И наконец, третий эпизод – тот, который мы рассматриваем в настоящей главе, – опять выявляет разницу в поведении двух сестер. Марфа, по своему обыкновению, служит, а Мария совершает нечто необычное: она, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, подходит к Иисусу и помазывает ноги Его, отирая их своими волосами. Здесь мы не можем не вспомнить женщину-грешницу из Евангелия от Луки, которая, узнав, что Иисус возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром ( Лк.7:37–38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Но, тем не менее, там три товарища, они до конца, до крови, до смерти не разделяются. Как три мушкетёра у Дюма. Как Алёша Попович, Илья Муромец и Добрыня Никитич на известной картине Васнецова. Вот друзья -  не разлей вода! Лазарь -друг Божий. Господь любил его, часто бывал в доме его. Он пришел туда, там есть много нюансов, очень тонких, касающихся отношений между Христом и сестрами Лазаря. Потому что мы читали в Евангелии, там же пишется у Луки, что Христос часто бывал у них дома. Однажды в доме Марфа гремела кастрюлями, т.е. она готовила угощение, то, что вкусно для Христа. А Мария вообще забыла про всё, она не была лентяйка, она просто забыла обо всём. Она села при ногах Иисусовых, и Он с ней разговаривал. Он, видимо, говорил ей про царство Божие, про красоту духовной жизни, про то, как хорошо не гневаться, не раздражаться, не сквернословить, не брать чужого, не прелюбодействовать. И она, раскрывши рот, забыв про всё, слушала его, а Марфа там гремела банками. И тут, в конце концов, Марфа говорит: «Господи, ну что такое, сестра моя оставила меня одну служить. Скажи ей, пусть мне поможет». И Христос говорит ей: «Марфа, Марфа, ты переживаешь и беспокоишься о многом. На самом деле на потребу нужно есть только одно и Мария блаженнее тебя. Она благую часть избрала», т.е. она слушает глаголы вечной жизни. Вот эти Марфа и Мария, они потом приходили к гробу Лазаря, брата своего. И там тонкая психология. Первая Марфа пришла, Марфа везде первая, и накрыть стол, и убрать в доме, и прийти к гробу -  она везде первая. А Мария вторая всегда, но Мария всегда лучше, она как-то смиреннее, тише, лучше, смышлёнее. Почитайте, это 11-я глава Евангелия от Иоанна, довольно пространное повествование о посещении Христом этой могилы. В конце концов, Господь громким голосом воззвал Лазаря: «Лазарь! гряди вон», т.е. Лазарь выходи наружу, выходи оттуда, не оставайся там. «Лазарь! гряди вон» -  и вышел умерший. Христа голос воззовёт нас из гробов наших. У пророка Иезекииля написано: «Я воззову вас из гробов ваших», это говорит Господь, т.е.

http://radonezh.ru/text/post-veliky-dlit...

   Чувствуешь Его помощь, когда ощущаешь в себе память смертную, когда на ум тебе приходит, что ты «земля и в землю пойдешь» (Быт.3:19). Чувствуешь Его помощь, когда ощущаешь страх геенны и вечных мучений. Чувствуешь Его помощь, когда ни приходит желание небесных благ. Чувствуешь Его помощь, когда за грех — скорбь и печаль, за добродетель — покой и радость внутри себя ощущаешь. Чувствуешь Его помощь, когда совесть твоя в бедах, напастях, неправедно наносимых, утешает. Чувствуешь, наконец, Его помощь, когда внутри тебя сладкий Его слышишь голос, возбуждающий тебя: «Встань, спящий, и воскресни из мертвых» (Еф. 5:14), и к Себе призывающий: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11:28). Итак, можешь подвизаться и ты, такого Великого Помощника имея, когда хочешь. А надобно непременно, если хочешь вечную жизнь, смертью Христовой приобретенную, получить. Аминь. Слово в день Введения Пресвятой Богородицы во храм     «Пришел Иисус в одно селение; здесь жена, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у нее была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его» (Лк 10:38—39).    Сын Божий, Избавитель наш, ради спасения нашего по земле странствуя, и переходя из города в город, из селения в селение, и на нивах сердец человеческих семя спасительного Своего учения рассеивая, пришел в селение некое, в которой некая благочестивая жена, именем Марфа, приняла Его в дом свой с великой радостью. Желая же угостить любезного и вожделенного Гостя, всячески старалась Ему лучше угодить. Сын Божий, поскольку для того и в мир пришел, чтобы открыть волю Отца Небесного и проповедать Евангелие царствия, и в доме том не преминул проповедать слово Божие.    У благоговейной Марфы благоговейнейшая была сестра, именем Мария, которая, оставив все попечение домашнее, каким жены бывают заняты в таком случае, и сев при красных ногах Спасителя, с охотой начала слушать слово Божие.    Что вы, слушатели, думаете об этих двух христолюбивых сестрах: которая из них более Христу услужила, Марфа или Мария? Марфа старалась угостить Спасителя, Мария всем сердцем приложилась к слушанию проповеди Христовой. Я думаю, что многие труд Марфы более похвалят, нежели Марии. Мне тоже так кажется, так как Марфа старалась, трудилась, беспокоилась, чтобы доставить удовольствие приятному Гостю, а Мария не трудилась, одним только слушанием слова Божия услаждалась. Поэтому Марфа, негодуя на сестру свою Марию, жаловалась Христу: «Господи! Или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? Скажи ей, чтобы помогла мне». Но слышите, что Христос Марфе, так пекущейся, говорит: Марфа! Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно», и далее прибавил: «Мария же избрала благую, то есть лучшую, часть» (Лк 10:40—42).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Инокиня Марфа оказала сильное влияние на формирование нового правительства, в состав которого вошли ее братья Салтыковы и ее племянник Б.М. Салтыков. Так бояре Салтыковы стали по сути временщиками до возвращения из плена митрополита Филарета. Мудрая Марфа советовала сыну опираться не только на знатных бояр, но и на участников Земского собора. По просьбе царя выборные от городов остались в Москве и вместе с Боярской думой стали его советниками. При царствовании Михаила, отличавшегося благочестием, возводились новые храмы и монастыри, монахиня Марфа с сыном совершали паломнические поездки по монастырям. Великая старица Марфа занималась благотворительностью. Ежедневно она читала челобитные, присланные на ее имя. Обычно это были просьбы о денежной помощи или о покровительстве. Для ответа приглашался дьяк, который записывал, кому и сколько следовало дать денег, кому оказать содействие в каком-нибудь деле. Бывшая заонежская узница стала благотворительницей и для северного края, где была «обласкана в тяжелые годы нужды». Инокиня Марфа много пожертвовала в толвуйские Георгиевскую и Троицкую церкви, Петропавловскую – в Челмужах, построенную в 1605 году. Она сделала вклады в часовню на родине святого Зосимы Соловецкого в деревне Загубье, а также в монастыри: Пелеостровский на Онежском озере и Хутынский близ Новгорода. По повелению царя Михаила были пожалованы земельные угодья Яшезерскому и Александро-Свирскому монастырям. По особому ходатайству и совету Ксении-Марфы в 1615 году царем была дана жалованная грамота зятю Ивана Сусанина – Богдану Собинину. Инокиня Марфа способствовала возрождению Углечского Богоявленского женского монастыря и процветанию Костромского Макариево-Унженского мужского монастыря, в который пожертвовала икону св. Уара в память о об угличском царевиче Димитрии. С избранием нового царя Россия постепенно выходила из долгой и кровопролитной смуты. Мать и сын взяли на себя подвиг восстановления мира на родной земле. В первые годы правления Михаила не было ни одной опалы, ни одного удаления от должности за прежние измены. Такая политика способствовала росту популярности царя среди всех слоев населения. В Москве и цареву матушку уважали и называли её «богомольная старица Марфа».

http://ruskline.ru/analitika/2024/02/09/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010