1. Учение о Святом Духе в святоотеческой традиции 1.1. Начальный период. Обетование Святого Духа в прощальной беседе Господа с учениками раскрывает нам содержание заповеди любви к Нему и учеников друг ко другу: “кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам” (Ин 14:23,26). Далее в беседе с учениками о Своем скором возвращении Господь, вероятно, говорит о возвращении в Духе Святом 1 . Об этом свидетельствует прежде всего дар Духа Святого, который дается ученикам. Это толкование, предложенное в древности святителем Кириллом Александрийским, было забыто и в православном богословии появилось вновь лишь в XX веке. Позднее Господь является тесному кругу учеников при затворенных дверях, выражающих отделенность Его и Его Церкви от мира. Прощальная беседа — это беседа Господа с Церковью, а день пришествия Святого Духа и возвращения Христа в Духе понимается не как астрономический день, но как мировая эпоха нового христианского человечества 2 . Поскольку Христос пребывает в Церкви, Он может являться верующим в Духе. Возможность таких явлений видна из случаев с апостолом Павлом (Деян 9:3–7; 1 Кор 15:8), диаконом Стефаном (Деян 7:55–56), тайнозрителем Иоанном (Откр 1:1) и др. Господь продолжает являться верным и до нашего времени 3 . Мужи апостольские и апологеты, время жизни которых было близко к веку Апостолов, также оставили свои свидетельства о Святом Духе, иногда четко не различая Сына и Духа 4 . Святитель Ириней Лионский учил о Духе Божием, сошедшем на Господа в “виде голубине”, как о Том Духе, о Котором сказано Исаией: “И почиет на Нем Дух Божий” 5 . При этом Дух уподобляется влаге, без которой из сухой пшеницы не может быть сделана одна масса и один хлеб, “так и мы, будучи первоначально сухим деревом, никогда бы не произвели плода жизни без добровольного орошения свыше” 6 . 1.2. Век тринитарных споров. В каппадокийском синтезе учение о Троице венчается фундаментальным трудом святителя Василия Великого “О Святом Духе”. Святитель Василий приводит семь аргументов, подтвержденных Священным Писанием, поясняющих, почему Святой Дух не тварь: в Нем нет переворота или перемены ни по сущности, ни по действованию; Он не освящаемое, но освящающее; Он не имеет нужды во святыне, потому что свят в сущности; Дух дает свободу и сыноположение, которые тварь дать не может; тварь не может подобно Духу вселиться существенно в разумную душу; Дух, в отличие от твари, ничего в Себя не приемлет — ни добродетель, ни порок 7 .

http://pravmir.ru/pnevmatologiya-svyatit...

   Вопрос 278. Как у человека «дух мой и молится, но ум мой остается без плода» ( 1Кор. 14, 14 )? Ответ. Сие сказано о воссылающих молитвы на языке неизвестном слушающим. Ибо Апостол говорит: « когда я молюсь на (незнакомом) языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода». Когда слова молитвы неизвестны присутствующим; тогда ум молящегося «без плода есть», потому что никто не получает пользы. Когда же присутствующие понимают молитву, которая может пользовать слушающих, тогда ум молящегося имеет плод – исправление пользуемых. То же должно сказать и о всяком произношении слова Божия. Ибо написано: «а только доброе для назидания в вере» ( Еф.4, 29 ).    Вопрос 279. Что значит: «пойте разумно» ( Псал.46, 8 )? Ответ. Что в рассуждении снедей ощущение качества каждой снеди, то в рассуждении слов святого Писания разумение. Ибо сказано «Не ухо ли разбирает слова, и не язык ли распознает вкус пищи?» ( Иов. 12, 11 ). Посему, если у кого душа так чувствительна к силе каждого слова, как вкус чувствителен к качеству каждой снеди; то он исполнил заповедь, которая говорит: «пойте разумно».    Вопрос 300. Какой способ обращения, когда речь идет о невидимом? Ответ. Способ обращения объясняется в том вопросе, в котором сказано, как надобно обращаться от грехов. А что касается речи о невидимом, то вспомним слово Господа: «нет ничего сокровенного, …что не было бы узнано» ( Матф.10, 26 ), и еще: «от избытка сердца говорят уста» ( Лук. 6, 45 ). Примечание ред.: По причине того, что этот труд имеет большое количество вопросов (а именно 313), то нет возможности составить оглавление, удобное для пользования. Поэтому вопросы нами собраны по темам, но сохранена их нумерация, указанная в первоисточнике Читать далее Источник: Творения : в 2 т./свт. Василий Великий, архиеп. Кесарии Каппадокийской. – М.: Сибирская благозвонница, 2008-2009. - (Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе)./Т. 2: Аскетические творения ; Письма. - 2009. - 1230 с./Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах. 223-319 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

 Смотри 75 апостольское правило. Соломон же говорит: «Свидетель лживый не без муки будет» (Притчи 19, 5).  Ложь, согласно Авве Дорофею, бывает тройной (слово о лжи): в уме, когда человек питает на своего брата ложные подозрения; в слове, когда кто-либо осуждает ложно; и в жизни, и на деле, когда кто-либо, будучи на самом деле иным, притворяется другим и ложно является людям. Таковой человек называется лицемером. О том, что такие люди подобны диаволу, говорит Господь: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 8, 44). То есть он – отец лжи, согласно Феофилакту. Потому и священный Августин (книга о назначении и цели) говорит, что говорить ложь никогда не позволительно, какие бы благие цели ни преследовал произносящий ее (прим. преп. Никодима).  Против нее погрешает также тот, кто дает совет или побуждает другого человека давать ложное свидетельство. Кто несправедливыми осуждениями препятствовал другому человеку получить какое-либо звание. Кто мог воспрепятствовать осуждениям и лжесвидетельствам, но не захотел. Кто говорит слова и сообщает что-либо, чтобы причинить ущерб ближнему. Кто осудил, или оклеветал, или наслаждался клеветой других, или хвалил клеветника. Лишь тогда разрешается рассказывать о зле другого человека, когда советуешься с другим человеком об исправлении согрешившего. И когда желаешь предостеречь другого, чтобы он не пал в этот грех по неведению, согласно Великому Василию: «Думаю, что два есть случая, в которых позволительно говорить о ком-нибудь дурное, именно: когда необходимо кому посоветоваться с другими испытанными в этом, как исправить согрешившего, и еще, когда бывает нужда предостеречь других, которые, по неведению, могут быть нередко в сообществе с худым человеком» (Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах. Ответ 25//На русском языке: Творения иже во святых отца нашего Василия Великаго, Архиепископа Кесарии Каппадокийския. Часть 5. ТСЛ, 1901, с. 192). Кто льстил и ложно хвалил кого-либо (прим. преп. Никодима).

http://pravoslavie.ru/100937.html

Апостолы рукополагали, а не просто назначали пресвитеров к каждой церкви ( Деян. 14:23; 6:6 ). Особый дар передаётся «с возложением рук священства» ( 1Тим. 4:14 ). «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал» ( Тит. 1:5 ), – увещает Павел Тита. Следовательно, рукополагали не только апостолы, но и те, кого они посвятили на епископское служение. В отличие от всеобщего священства верующих ( 1Пет. 2:9–10 ), этот сугубый дар священства даётся не всем, а только тем, кого Господь призвал быть пастырем. Этим обусловлено разделение церкви на священников и мирян. Дар священства сообщается только в церкви в преемственной цепочке рукоположения на всём протяжении истории церкви – апостольское преемство. Кто называет себя священником или епископом, не будучи рукоположен другим епископом, имеющим апостольское преемство рукоположения, есть самозванцы. Об этом пишет во II веке Ириней Лионский : «Истинное познание есть учение Апостолов, и изначальное устройство Церкви во всем мире, и признак Тела Христова, состоящий в преемстве епископов, которым те (Апостолы) передали сущую повсюду Церковь » кн. IV, гл. 33, п. 8]. Грехи прощает не священник, а Бог, потому что человек грешит перед Богом и становится виноват перед Ним, а не перед священником». Грехи отпускает Бог через священника. Бог дал служение Святого Духа крестить, возлагать руки, а также прощать и оставлять грехи – апостолам и их преемникам: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» ( Ин. 20:23 ), – то есть епископам и пресвитерам, имеющим преемство рукоположения от апостолов. Эта фраза Иисуса Христа потеряла бы смысл, если бы верующий сам себя прощал или сам на себе оставлял грехи. Фирмиллиан, епископ Кесарии Каппадокийской (233 г.): «Власть отпускать грехи дарована апостолам и церквам, которые основали они, будучи посланы от Христа, и епископам, которые наследовали им по преемству»; Афанасий Великий (IV в.): «Как человек крещаемый от человека, т.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/harizmat...

Богослужения суточного круга совершаются как в соборных храмах, так и в монастырях. О литургических обычаях каппадокийских монастырей мы узнаем из «Правил пространных» Василия Великого : Не должно пренебрегать установленными временами молитв, потому что каждое из них особенным образом напоминает о благах, подаваемых от Бога. Так, не должно пренебрегать утром, чтобы первые движения души и ума посвящаемы были Богу... И в третий час должно вставать на молитву, вспоминая дар Духа, данный в третий час апостолам... В шестой же час признали мы необходимым в подражание святым молиться, говоря: вечером и утром и в полдень буду умолять и вопиять, и Он услышит голос мой ( Пс. 54:18 ), а чтобы избавиться от беса полуденного, читать вместе и девяностый псалом... О том же, что девятый час нужен нам на молитву, предано нам самими апостолами в книге Деяний (см.: Деян. 3:1 )... А по окончании дня нужно как благодарение за то, что в этот день дано нам или успешно нами исполнено, так исповедание в том, чего мы не выполнили... Но опять и при наступлении ночи нужно просить, чтобы упокоение наше было непреткновенно и свободно от мечтаний, читая и в этот час девяностый псалом. А что и полночь нужна нам на молитву, это передали Павел и Сила, как рассказывает история Деяний, говоря: около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога ( Деян. 16:25 )... Опять надобно вставать на молитву и предваряя утро, дабы день не застал нас во сне и на ложе... Тем, которые решились жить тщательно во славу Бога и Христа Его, не надо пренебрегать ни одним из этих времен. В наставлениях каппадокийским аскетам Василий Великий рекомендует совершать семь служб в день, буквально толкуя слова псалма 118:164: Временем молитвы да будет вся жизнь. Однако, поскольку для разнообразия необходимо прерывать усиленное псалмопение и преклонять колени, будем соблюдать те часы, которые как образец заповедали нам святые... И поскольку Давид говорит: Семикратно в день прославляю Тебя за суды правды Твоей... нам следует иметь это за правило и семь раз в день восхвалять Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

«Братия! – говорил ап. Петр, – надобно было исполниться тому, что в Писании прорек Дух Святой устами Давида об Иуде, приведшем тех, кои пояли Иисуса. Он сопричислен был к нам и получил жребий служения сего. Но приобрел землю неправедною мздою; и когда низринулся, разверзлось у него чрево и выпали все внутренности его. И сие сделалось известно всем жителям Иерусалима, так что земля та на их отечественном языке названа Акелдама, т. е. земля крови. В книге же псалмов написано: да будет двор его пуст, и да не будет живущаго в нем, и достоинство его да приимет ин ( Пс.68:26, 108:8 ). Итак, надобно, чтобы кто-нибудь из тех, которые находились с нами во все время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова, до того дня, как Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его». Тогда поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, и Матфия; помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведче всех, покажи, егоже избрал ecu от сею двою единаго, прияти жребий служения сего и апостольства, из негоже испаде Иуда, ити в место свое. Бросили жребий; жребий пал на Матфия, и он причтен к 11 апостолам ( Деян.1:15–26 ). По сошествии Св. Духа ап. Матфий первоначально благовествовал Евангелие в Иерусалиме и Иудее вместе с прочими апостолами ( Деян.6:2, 8:1:14 ). Из Иерусалима с ап. Петром и Андреем во время первого его апостольского путешествия ходил в Антиохию Сирийскую, был в Тиане, городе каппадокийском, и в Синопе. Здесь св. ап. Матфий заключен был за слово Божие в темницу, из которой чудесно освобожден был св. ап. Андреем Первозванным. После сего ап. Матфий путешествовал также в Амисию, или Амазию, город на берегу Понта. Во время третьего путешествия ап. Андрея Матфий был с ним в Эдессе и Севастии. Он странствовал также с проповедью Евангелия, как пишут Дорофей и Никифор Каллист, в Эфиопию. Послужа распространению и утверждению Евангелия словом и делом, св. Матфий обратил ко Христу многих, и после многих различных страданий за имя Христово небоязненно и мужественно принял мученический венец в Иерусалиме, быв побиен камнями при архиерее Анане, a по мнению иных, в Колхиде 987 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Будем же готовы, по словам аввы Иоанна Колова, повергнуть себя перед Господом в разуме и повиноваться заповедям Божиим в смиренномудрии, чтобы сподобиться через это благодатной Божественной любви. Аминь. Христос воскресе! Слово 54. О силе апостольской проповеди. В среду 4й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению) Мужи! что вы это делаете? И мы — подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому, Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них. ( Деян.14:15 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе! Вчера мы говорили о том, как Бог призвал к истинной вере язычника — сотника Корнилия, и апостол Петр пришел по его зову для благовестия и вразумления. Сегодняшнее Апостольское чтение (см. Деян.14:6-18 ) переносит нас в Ликаонские города Листру и Дервию и в окрестности их, где побывали апостолы Павел и Варнава и сотворили во имя Христа чудо исцеления. Ликаония была особой областью Малой Азии, жители которой разговаривали на ликаонском наречии, которое одни исследователи относили к ассирийскому языку, другие считали тождественным каппадокийскому, третьи называли испорченным греческим. Населяли Ликаонию язычники, среди вероисповеданий преобладал культ Зевса, или Зевеса. Близ города Листры был даже сооружен храм Зевса. Народ, живший здесь, свято верил в предание, что однажды Зевс и Гермес (или по-другому — Ермий) явились на землю в виде людей. Но никто на земле не принял в дом этих странников, все гнали их от себя. Только один старик-крестьянин по имени Филемон со своей женой Бавкидой проявили по отношению к богам гостеприимство, приняли в своем доме, угостили тем, что сами имели в этот день на столе. Люди поплатились за свою жестокость — боги истребили все население. Только добрые и щедрые Филемон и Бавкида остались целы и невредимы. Они стали стражами великолепного храма, а когда умерли, языческие боги обратили их в два больших, красивых и раскидистых дерева. Вот поэтому народ Ликаонии с особым трепетом и благоговением относился теперь к Зевсу и Ермию, и именно за них люди приняли апостолов Павла и Варнаву, совершивших невиданное в тех краях чудо.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

В качестве православного священника я наблюдаю формы, которые это принимает в нашей Церкви. Например, есть среди нас люди, которым нет дела до происходящего в мире. Они открыли для себя икону. Или же есть еще одна область, куда можно бесконечно уходить от действительности, – это обсуждение литургической практики, высокой, низкой и средней церкви 59 . Облачения... Современные или архаичные... Вы слышите слова: «Но это не так: в восточном Египте в третьем веке..», – и вы немедленно чувствуете, что преображение мира уже началось. Третий век в Египте, в Месопотамии или где угодно – только бы не в Чикаго, не в Нью-Йорке, Лондоне или Париже. Только бы это Богоявление или Благовещение происходило в какой-нибудь невозможной стране. В Кесарии Каппадокийской!.. Какая музыка!.. Одно лишь слово «Каппадокия» дает вам чувство, что вы принадлежите к правильной религиозной школе. Скажите «Чикаго» – и вы испортите всю религию: вся мечта, все удовольствие уже не те. Таким образом, либо у нас иезуиты, переодевшись профессиональными безработными, гуляют по улицам Чикаго 60 , и тогда – прощай, Каппадокия, или же, наоборот, люди организованной процессией уходят от действительности опять в ту же Каппадокию. И вот в этом-то и состоит трагедия христианского ответа утопии и эскапизму. Итак, что же теперь? Что же теперь? Что, в самом деле, стоит за всем этим? Я уже говорил, что тут мы имеем дело с двумя сторонами одного и того же мироощущения: «так возлюбил Бог мир», с одной стороны, а с другой – «не любите мира, ни того, что в мире». С одной стороны, апостол Павел говорит: «...имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше, а оставаться во плоти нужнее для вас» ( Флп.1:23–24 ). С другой стороны, он же говорит:«... ни смерть, ни жизнь... не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе Господе нашем» ( Рим.8:38–39 ). Каким же образом удавалось Церкви удерживать эти оба мироощущения в едином целом? Каким образом Церковь способна день за днем радоваться, что Бог так возлюбил мир, что отдал на смерть Своего единородного Сына, с одной стороны, а с другой стороны – примирять это с утверждением: «не любите мира, ни того, что в мире»? Уходите из мира! «Не собирайте сокровищ на земле...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

В крипте собора помещены фотокопии (негатив и позитив) Туринской плащаницы в натуральную величину, освященные в 1997 г. патриархом Алексием II как Нерукотворные образы Иисуса Христа. Рака с мощами сщмч. Илариона (Троицкого). Фотография. 2014 г. Рака с мощами сщмч. Илариона (Троицкого). Фотография. 2014 г. 17 июля 2008 г. группой паломников из Греции обители была подарена икона прп. Арсения Каппадокийского с частицей мощей, написанная в мастерской скита св. Анны на Афоне; рядом с преподобным на иконе коленопреклоненно изображен прп. Паисий Святогорец. В М. С. м. особенно почитаются сщмч. Иларион (Троицкий), мощи к-рого в мае 1999 г. поставлены на солее собора у юж. стены (25 мая 2017 торжественно перенесены на солею храма Новомучеников и исповедников Церкви Русской); прп. Мария Египетская (частица мощей принесена 25 марта 2004 из монастыря свт. Николая Чудотворца на греческом о-ве Андрос, находится в Мариинском приделе); Царственные страстотерпцы имп. Николай II Александрович с супругой и детьми, к-рые изображены на редкой иконе «Снятие пятой печати» (1997), помещенной в иконостасе собора. Сюжетом образа послужили слова ап. Иоанна Богослова: «И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святой и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число» (Откр 6. 9-11). Поскольку образ был написан до канонизации семьи Романовых, то имена членов царской семьи на иконе дописаны в 2000 г. В музейных собраниях сохранилось неск. реликвий, ранее принадлежавших М. С. м. Ковчег, в к-ром с нач. XVIII до сер. XIX в. хранились частицы мощей прп. Марии Египетской и блгв. кн. Михаила Ярославича, представляет собой серебряную шкатулку прямоугольной формы на 4 ножках-шариках (весом «4 фунта 38 золотников») с гравюрами на внешней и внутренней крышках.

http://pravenc.ru/text/2564214.html

В четырнадцатой главе Евангелия от Иоанна Христос говорит Своим ученикам: Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить (Ин 14:19). На вопрос одного из учеников: что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру? Иисус ответил: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Ин 14:22–23). Богоявление — Богочеловеческая встреча. В этой встрече мы уже призваны, уже избраны, она происходит тогда, когда “во-первых” — не мы, а Господь: Не вы Меня избрали, а Я вас избрал (Ин 15:16), когда — Он избрал и Он возлюбил. Когда на призыв Духа и Невесты: прииди! слышавший да скажет: прииди! (Откр 22:17), когда жаждущие и желающие воды жизни все вместе, как Церковь, взывают: Ей, гряди, Господи Иисусе! В воспоминании митрополита Антония Сурожского о том, как он встретил духовника, есть такие слова: “И вот он поднимался из церкви, и я видел сияние вечной жизни” 46 . Истинное “место” Богоявления — Церковь Божия — во Христе, в ней Христос посреде нас, и есть и будет! 1 Из “Программы путешествия” по Святой Земле в государстве Израиль Всемирного фонда паломничества с 25 ноября по 1 декабря 1996 года. 2 Толковая Библия, или комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета. Институт перевода Библии, Стокгольм, 1987 (репринт изд. преемников А. П. Лопухина. Петербург, 1911–1913). Кн. 3. Т. 9. С. 19. 6 Полный богословский энциклопедический словарь (репринт: Изд. П. П. Сойкина, СПб.). Т. 1. М., 1992. С. 516. 13 Творения иже во святых отца нашего Василия Великого Архиепископа Кесарии Каппадокийской. М., 1993 (репринт изд.: М., 1846). Ч. 3. С. 277. 19 Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I–VШ веков. Герменевтика, 2001. Т. 2. С. 4. 26 Гладков Б. И. Толкование Евангелия. М., 1991. С. 146 (воспроизведение с издания: С-Петербург, 1907). 29 Блаженный Феофилакт архиепископ Болгарский. Толкование на Евангелие от Иоанна. М., 2001. С. 252. 30 См., например: Творения святителя Кирилла Архиепископа Александрийского. Кн. 3. М., 2002. С. 394; Епископ Кассиан (Безобразов). Водою и кровию и духом. Париж-М., 2004. С. 127.

http://pravmir.ru/mesto-bogoyavleniya/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010