У владыки был замечательный голос и музыкальные способности. Его наставником по части церковной музыки был профессор Иван Алексеевич Гарднер, в 1930-е годы бывший иеромонахом на Святой Земле и, затем, короткое время, епископом Потсдамским. В конце войны епископ Филипп (Гарднер) снял с себя сан, вступил в брак и вновь стал Иваном Алексеевичем. Владыка Агапит, много о нем рассказывавший, никогда его не осуждал. Он вообще никого не осуждал, хотя это не лишало его мысль ясности и критичности. В том числе и к себе. Так, в последние годы владыка Агапит очень полюбил митрополита Антония Сурожского. Но при жизни они никогда не виделись: «Мы же в то время, — с горечью говорил владыка, — ни с кем не общались». Одно из самых запомившихся путешествий с владыкой было в Галилею. Ездили мы втроем, вместе с сестрой Марфой (Валль), ныне монахиней Марией, директором Вифанской школы. Ночевали в Капернауме у греческого отца Иринарха. По пути заезжали на раскопки древнего Бейт-Шеана. Владыка всегда интересовался археологией и древностями, хотя и не имел специального гуманитарного образования. Неоднократно бывали с ним в археологическом музее русского Елеонского монастыря. Помню, он рассказывал о путешествии в Рим: «На изображениях раннехристианских саркофагов ведь целая программа перемены отношения к жизни и смерти…» У отца Иринарха в тени его шелковичных деревьев мы говорили об истории русского православного присутствия на Святой Земле. Отец Иринарх его критиковал, я защищал, а владыка и сестра Марфа по большей части молчали. «Зато мы за вас молились», — сказали они потом. Кстати, мои книги о Святой Земле выходили потом с благословения владыки Агапита: он был главой издательского отдела РПЦЗ, и его благословение — с точки зрения издательского отдела в Москве — было вполне достаточным для продажи в России православных книг, изданных за границей.    В 2012 году владыка случайно оказался в Иерусалиме как раз к пятилетию восстановления евхаристического общения Русской Зарубежной Церкви и церкви в Отечестве. В разговоре вспомнили об этой годовщине и инициировали общее служение в Троицком соборе. «А ведь инициатива этой общей литургии идет и не от Москвы, и не от нас» — говорил потом с юмором владыка. 

http://pravmir.ru/on-pel-s-nami-kak-pros...

— Это был жуткий момент в истории Иерусалима. К тому времени я уже три года как училась в Вифанском интернате. Предчувствуя грядущие невзгоды, мой отец оставил завещание матери Марии, чтобы она меня воспитала, если с ним что-то случится. И вот однажды утром, когда я была дома, мать Мария, предупрежденная английским генералом о военных действиях, прислала за мной сестру из Гефсимании. Отец посадил нас в такси со словами: «Я приду тебя навестить через воскресенье». Больше я никогда его не видела. Спустя два дня он был убит вместе сдедом. Через наш дом прошел фронт арабо-еврейской войны. Говорят, что в какой-то момент, когда отец и дед выскочили на улицу и бежали по направлению к французскому госпиталю, их убили. В Гефсиманском монастыре мы засыпали и просыпались под безостановочную стрельбу из оружия, падали бомбы, летали пули. Как-то раз мы с подругой сидели в комнате. Пуля пролетела через дверь, ударилась об стену и упала к нашим ногам. Другой раз мы с матерью Марией прогуливались по кладбищу в Гефсиманском саду, как вдруг недалеко от нас упал снаряд. Мать Мария схватила меня за руку, мы побежали. Я, конечно, даже сразу не поняла, что произошло. Жили опасно: умереть можно было на каждом шагу. Вифанская школа — После войны 1948 года Ваша жизнь в Иерусалиме была связана с Вифанской школой, с Гефсиманией и ее игуменией матерью Марией. Тогда обитель и школа переживали свой «золотой век», о котором сохранилось очень мало письменных воспоминаний, и сегодня Вы— один из немногих свидетелей той легендарной эпохи… — Отец привел меня в Вифанскую школу в 1945 году 6-летней девочкой. Очень быстро я освоилась там и была, как рыба в воде. Встретили меня мать Марфа (Спрот) , начальница школы, Анна Васильевна Голенищева-Кутузова, Ирина Николаевна, старшая учительница, арабка из Дамаска, воспитанница русской школы в Бейт-Джале очень строгая, но замечательная. В первый день, гуляя по залам школы, я наткнулась на целый ряд стоящих, мне непонятных ламп с мешочками. Я решила проверить, что это за мешочки. Тронула пальцем один, а он вдруг распался. Ну, надо было проверить и другие, и так до последнего… Вечер наступил. Ирина Николаевна подходит к столу, на котором стоят лампы, зажигает спичку, смотрит, а фитильков и нет. Весь ряд ламп— без фитильков! Начала она искать виновников, а дети ей говорят: «Это сделала новенькая!». А Ирина Николаевна на них: «Дети, как вы смеете с первого же дня уже так клеветать на бедную, невинную новую девочку!». С немалым трудом мне удалось уверить Ирину Николаевну в том, что этот ужасный разрушитель действительно я!

http://pravmir.ru/vospitana-gefsimaniej/

На оной Церкви средняя превеликая глава была позлащена червонным листовым золотом, тщанием бываго в Лавре Архимандрита Афанасия, бываго потом Епископа Ростовского, иждивением монастырским, между 1754 и 58 годов. А в 1806 году, оная средняя глава вся покрыта медью, яблоко сделано медное, и вызолочены так же, как кровля на Троицком Соборе; крест железной вновь позлащен листовым червонным золотом; подзор покрыт серебром. Прочие меньшие четыре главы в 1807 году покрыты голубой краской, украшены медными, разной величины, вызолоченными звездами; и на всех сих главах яблоки и сияния сделаны медные золоченые, кресты вновь позлащены листовым червонным золотом, а подзоры, вновь сделанные, раскрашены. Все сие устроено из Лаврской суммы. В прошлом 1781 году с Западной стороны у того Собора сделано для всхода великолепное крыльцо. При сей Успенской Церкви погребены бывшие на Престоле Российском Борис Феодорович Годунов, Супруга его Мария Григорьевна, и сын их Феодор Борисович, и дочь их Ксения. Их троих тела, по повелению царя Василия Иоанновича Шуйского, в 1606 году перенесены были из Варсонофьевского, что в Москве бываго монастыря, в Троицкий Монастырь, где погребсти их велено было честно, а дщерь их Ксения Борисовна после, а именно в 1622 году, бывши пострижена по повелению Гришки Отрепьева и наречена Ольгою, по смерти своей погребена при гробе своих родителей. Внутри же оной Церкви на западной стороне, за левым клиросом погребены: 1) Королева Марфа Володимировна, дочь князя Владимира Андреевича Старицкого, которой был сын Князя Андрея Иоанновича, брата родного Великого Князя Василия Иоановича, а дяди родного Царю Иоанну Васильевичу: она была в супружестве за Принцем Датским Магнусом, Королем Лифляндским; 2) Королевна Евдокия, дочь, того Принца Датскога Магнуса, с Марфою Владимировною. 6. Церковь Сошествия Святого Духа каменная, стоящая в длину на 7ми саженях с двумя аршинами, а в ширину на 6ти саженях. Она основана в 1559 году Мая 16 дня в неделю Пятидесятницы, повелением царя Иоанна Васильевича, во имя Святой Троицы, и на основании был сам Царь и с Царицей Анастасией и с детьми с Царевичами Иоанном и Федором и с братом своим Георгием Васильевичем, и с Царем Казанским Александром; а закладывал Гурий, владыка Рязанский, бывший прежде Игуменом в сей обители, при Игумене Иоасафе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

План храмового комплекса в Вифании: 1. Гробница прав. Лазаря (до IV в.). 2. Первая церковь (IV в.). 3. Вторая церковь (V-VI вв.). 4. Клуатр монастырь 5. Храмы и территория аббатства времен крестовых походов (1099 - XII в.). План храмового комплекса в Вифании: 1. Гробница прав. Лазаря (до IV в.). 2. Первая церковь (IV в.). 3. Вторая церковь (V-VI вв.). 4. Клуатр монастырь 5. Храмы и территория аббатства времен крестовых походов (1099 - XII в.). Гробница прав. Лазаря. Гравюра. 1844 г. Напротив мон-ря Встречи расположен рус. участок площадью 2 тыс. кв. м, с 4 зданиями и часовней, приобретенный в 1909 г. начальником Русской духовной миссии (РДМ) в Иерусалиме архим. Леонидом (Сенцовым). До первой мировой войны были возведены 2 каменных 2-этажных корпуса для паломников перпендикулярно один к другому, устроена цистерна и владение ограждено каменной стеной (по отчету о состоянии РДМ в Иерусалиме 1914 г., стоимость земли и строений оценивалась в 40 тыс. р.). В годы первой мировой войны участок был занят тур. солдатами, а затем почти 20 лет пребывал в запустении. В 30-х гг. XX в. здесь создается Вифанская жен. община на средства шотландок Барбары-Стеллы Робинсон и Аликс Спрот, к-рые под духовным влиянием архиеп. Анастасия (Грибановского), управлявшего тогда РДМ в Иерусалиме, принимают православие и затем монашество: первая с именем Мария, вторая - Марфа. Архиерейский Синод РПЦЗ назначил мон. Марию (Робинсон) настоятельницей Вифанской общины. Вскоре община была переведена на рус. гефсиманский участок с ц. во имя равноап. Марии Магдалины. Мон. Марфа (Спрот) осталась в В. руководить открытой ими в 1937 г. рус. школой для араб. девочек. В 1938 г. было построено новое здание школы, а прежнее превращено в пансионат для учащихся и воспитательниц, в нем устроена также домовая церковь. Школа действует до наст. времени, в ней обучается ок. 60 чел. В программе кроме обычных предметов Закон Божий, Свящ. история, история Церкви. В старших классах раньше изучали рус. язык. В 1934 г., во время проведения работ, на территории был найден прямоугольный обтесанный камень, напоминающий плиту, обычно помещаемую над входом в храм. На нем по-гречески выбита надпись: «Здесь Марфа и Мария впервые услышали от Господа слово о воскресении из мертвых. Господь...» (далее текст обрывается). На месте обретения камня, свидетельствующего о том, что именно здесь почиталось в древности место встречи Спасителя с Марфой и Марией, была воздвигнута небольшая часовня с полусферическим куполом - т. н. Часовня Марфы. Здесь в Лазареву субботу духовенство совершает торжественное богослужение с водосвятием и крестным ходом. Участок и школа находятся в ведении РПЦЗ.

http://pravenc.ru/text/158872.html

Кондак, глас 2 Всех Радость Христос,/Истина, Свет, Живот/и мира Воскресение,/сущим на земли явися Своею благостию,/и бысть образ Воскресения,//всем подая Божественное оставление. Стихира, глас 3 Прежде шести дней бытия Пасхи/прииде Иисус во Вифанию/воззвати умерша четверодневна Лазаря/и проповедати воскресение./ Сретоша же Его и жены/Марфа и Мариа, сестры Лазаревы,/вопиюще к Нему: Господи, аще бы еси был зде,/не бы умерл брат наш./ Тогда глагола к ним: не предрекох ли вам:/веруяй в Мя, аще и умрет, жив будет./ Покажите Ми, где положисте его?/ И вопияше к нему Зиждитель всех://Лазаре, гряди вон. Из службы Пятка Ваий Стихира, глас 6 Господи глас Твой разруши адово царствие,/и слово власти Твоея возстави из гроба четверодневнаго,/и бысть Лазарь пакибытия проображение спасительное./ Вся возможно Тебе, Владыко всех Царю,/даруй рабом Твоим очищение//и велию милость. Стихира, глас 6 Господи, уверити хотя учеником Твоим/из мертвых Твое Воскресение,/на гроб Лазарев пришел еси,/и, возгласившу Ти сего, ад пленися,/и отпусти четверодневна, вопиюща Тебе://благословенный Господи, слава Тебе. Стихира, глас 8 Представ гробу Лазареву, Спасе наш,/и возгласив мертваго,/яко от сна воскресил еси,/оттрясе тление нетления манием/и изыде словом связанный укройми./ Вся можеши,/вся Тебе работают, Человеколюбче,/вся повинуются Ти.//Спасе наш слава Тебе. Величание Величаем Тя,/Живодавче Христе,/осанна в вышних,/и мы Тебе вопием:/благословен Грядый во имя Господне. Место встречи Господа с Марфой Евангелие от Иоанна 11, 20–30 Марфа, услышав, что идет Иисус, пошла навстречу Ему; Мария же сидела дома. Тогда Марфа сказала Иисусу: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой. Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день. На русском участке, принадлежащем Вифанской общине, в 1970е годы был найден камень византийского времени с надписью: «Здесь Марфа и Мария впервые услышали от Господа слово о Воскресении».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Во время путешествий случалось Иисусу Христу останавливаться в домах Своих друзей, куда Его приглашали для бесед и отдыха. Так Он посещал семью апостола Петра, дом Симона прокаженного, дом Закхея мытаря, дом сестер Марфы и Марии. О посещении дома Вифанских сестер апостол Лука рассказывает так: «... В продолжении пути их, пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой. У нее была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слова Его. Марфа же заботилась о большом угощении и подошедши сказала: «Господи, или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? Скажи ей, чтобы помогла мне». Иисус же сказал ей в ответ: «Марфа, Марфа, ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно. Мария же избрала благую честь, которая не отнимется от нее» ( Лк. 10:38–42 ). Христос любил Марфу и Марию, и брата их Лазаря. Посещая Иерусалим, он не раз заходил в Вифанское семейство, с которым был связан узами тесной дружбы. Когда же приблизились дни взятия Его от мира, Христос восхотел идти в Иерусалим. Переходя из селения в селение Он уже приближался к Самарии, как вдруг пришли некие люди искать Его. Это были посланцы от вифанских сестер. Они принесли тревожную весть об опасной болезни Лазаря, «Господи – сказали они от имени сестер, – вот, кого ты любишь, болен». Посланные полагали, что Христос, любя Марфу и Марию, конечно поторопится в Вифанию, чтобы исцелить Лазаря. Но Господь сказал им: «Эта болезнь не к смерти, а к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий». И пробыл два дня на том месте, где находился. После этого сказал ученикам: «Пойдем опять в Иудею». Но ученики, помня все, что так недавно происходило на праздниках Кущей и Обновления, сказали Ему: «Равви! Давно ли иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда». Тогда Иисус сказал им прямо: «Лазарь умер. И радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но пойдем к нему». Тогда апостол Фома, наверное зная, что путешествие в Иудею всем им грозит опасностью, сказал ученикам:

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Вот события из 10 главы Евангелия святого, славного, всехвального апостола и евангелиста Луки и 11 главы Евангелия святого, славного и всехвального апостола и евангелиста Иоанна Богослова, относящиеся к истории вифанского семейства, жившего в дни земной жизни Иисуса Христа. На восток от Иерусалима, в четырех часах расстояния от него, в узкой долине Елеонской ютилось израильское поселение Вифания. Сюда Иисус имел обыкновение иногда приходить из Иерусалима и находил приют в одном благочестивом семействе, жившем здесь и состоявшем из трех членов: Лазаря и двух его сестер, Марфы и Марии. Здесь после утомительного дня и столичного шума проводил Он вечернее время в кругу сердечно преданных Ему людей. Здесь Божественный Гость находил успокоение, радушие, признательность и дружеский прием. В один из дней Иисус пришел к Своим вифанским друзьям. Его прибытие внесло в дом неописанный восторг. Обе сестры всемерно старались оказать внимание и благоговение Высокому Гостю. Одна из сестер всецело отдалась заботам о том, чтобы приготовить возможно лучшее, по словам евангелиста, «самое большое угощение» ( Лк.10:40 ). Мария же, не обращая ни на что и ни на кого внимания, в глубоком смирении села у ног Высокого Посетителя, внимая драгоценным словам уст Его. Марфа до блаженства готова была все сделать, чтобы выразить свой привет Иисусу и свое усердие. Она желала бы их проявить в высшей степени, с помощью любимой сестры. В косвенном, но дружеском упреке, улучив минуту, приблизившись к Иисусу Христу, сказала: «Господи! Сестра моя одну меня оставила служить! Скажи ей, чтобы она мне помогла!» И, отвечая, сказал ей Иисус: «Марфа! Марфа! Печешься и заботишься о многом, одно же есть на потребу. Мария благую часть избрала, и та не отнимется от нее» ( Лк.10:40–42 ). Что такое «единое на потребу», или, по-русски, «одно нужное»? Это видно из того, что говорится о Марии: нужно обращение к Господу всего человека, преданность Ему, спокойствие в слушании слова Божия. У ног Спасителя сидела Мария и внимала сердцем и душой тихим благим речам Господа. Что ей до пищи и упреков многозаботливой сестры! Для нее единое на потребу – чтобы не проронить ни одного слова, излившегося из святейших уст Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

Гробница подобно виденным уже нами Гробу Господню и Гробу Богородицы в Гефсимании, тоже пуста. Воскрешенный Лазарь проживет еще долгую жизнь, будет епископом на острове Кипр, в Киттионе (нынешняя Ларнака), там в преклонном возрасте умрет во второй раз и будет погребен. И – своеобразный знак судьбы – гробница в Ларнаке тоже останется пустой: мощи святого в византийское уже время будут перенесены в Константинополь... Но это потом. А сейчас – благодарные и ликующие Марфа и Мария склонились к ногам Господа у могилы воскресшего брата. И будет пир в доме Симона Прокаженного – развалины его странными зубцами торчат на взгорке непосредственно за гробницей Лазаря (католические авторы считают, что это развалины башни, выстроенной королевой Мелисендой в 1143 г. для защиты основанной ею здесь женской бенедиктинской обители). В доме Симона Прокаженного находит свое продолжение вифанская история. Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним. Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла их волосами своими, и дом наполнился благоуханием. И когда раздались лицемерные укоры Иуды Искариота, что, мол, лучше было бы «продать это миро и деньги раздать нищим», Спаситель горестно ответил: «Что смущаете женщину? Она доброе дело сделала для Меня. Возливши миро сие, она приготовила Меня к погребению. Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала» (см. Мф. 26, 10–13 ). Эти слова оказываются решающими для Иуды. «Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников»... Праотец Авраам, когда нужно было купить землю для погребения Сарры, купил ее у Ефрона Хеттеянина за 400 сиклей серебра. И притом оба, продавец и покупатель, считали эту сумму ничтожной: «Для меня и для тебя что это» ( Быт. 23, 15 ). Теперь за Сына Божия предлагают всего лишь тридцать – на которые можно было купить несколько квадратных саженей скалистой Акелдамы – «Земли крови». Так Вифания стала не только домом дружеской любви, верности и воскресения, но и домом предательства...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Наоборот, всякий, читающий Евангелие, видит, что о Лазаре в нем сказано слишком много сравнительно с другими упоминаемыми там лицами. Так, мы видим, что «Лазарь был из Вифании». Селение это стало известно тем, что «там жили Мария и Марфа, сестра ее». А сестры эти выдвигаются из общего уровня тем, что Христос бывал у них в доме, и они с особенным радушием принимали дорогого Гостя ( Лк.10:36–42 ). В этих приемах отмечены даже характерные черты обеих сестер, из коих одна, Мария, «сидела у ног Христа и слушала слова Его», а другая, Марфа, заботилась о большом угощении и пожаловалась даже на свою сестру, что она не помогает ей. Что сказал Иисус в ответ на жалобу, известно теперь всему миру (ст. 42). Но этого мало. Евангелист еще точнее определяет Марию таким фактом, о котором сказал Сам Христос «истинно говорю вам, где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала» ( Мф.26:13 , Мк.14:3–9 , Ин.12:1–8 ). Но и этого еще мало. Евангелист Марк представляет еще новый факт. Он говорит, что Иисус, после торжественного входа в Иерусалим, осмотрев все (в храме), как время было уже позднее, вышел в Вифанию с двенадцатью» ( Мк.11:11 ). Ясно, что Вифания, лучше сказать, дом Лазаря, была местом отдохновения Иисуса после бурных столкновений Его в Храме Иерусалимском, в последние дни Его жизни. Само собою понятно, что такой дом, как дом Лазаря, должен был пользоваться всеобщею известностью во времена Христа и апостолов. Такая широкая известность семьи открывается даже и в том обстоятельстве, что когда Лазарь умер, то «многие из Иудеев пришли из Иерусалима, находившаяся от Вифании в пятнадцати стадиях, к Марфе и Марии, утешать их в печали о брате их» ( Ин.11:18–19 ). При такой известности Вифанской семьи невозможно, чтобы Евангелист, и притом такой ученик, «его же любляше Иисус» ( Ин.21:7 ), мог приписать ей то, чего не было. Очевидец всех дел Христа не мог скрыть или исказить такое дело, которое, с одной стороны, вызвало небывалый энтузиазм всего народа, а с другой стороны, невыразимую злобу и ненависть со стороны членов Синедриона не только к Иисусу, но и к Лазарю.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/k...

Под Москвой, в Троице-Сергиевой Лавре, почивает чудотворящий митрополит Филарет, о некоторых посмертных делах которого сейчас будет рассказано. А в своем основанном им близ Лавры Вифанском монастыре почивает скончавшийся во время отечественной войны и предсказавший падение Наполеона знаменитый вития, митрополит Платон Левшин , имеющий дар исцеления детей. В Тобольске чтут память Иоанна, митрополита Тобольского и всея Сибири, и архиепископа Тобольского Варлаама. В Новгороде схоронен великий поборник православия, возстановитель русского монашества, правдолюбец Гавриил, митрополит Новгородский, современник и друг митрополита Московского Платона. Во Пскове все более утверждается вера в святость архиепископа Симона Тодорского, современника императрицы Елизаветы Петровны. У раки его совершаются исцеления. В Карькове чтут память почивающего в открытой раке архиепископа Мелетия. В Воронеже убеждены в святости одного из величайших русских аскетов, архиепископа Антония, и слепца архиепископа Иосифа. Вся Пенза ходит на поклонение епископу Иннокентию, пострадавшему в царствование императора Александра Первого за верность православию и защиту его от сектантов. Возбужден вопрос о причислении к лику святых Софрония, архиепископа Иркутского, и убиенного шайкой Пугачева митрополита Иосифа Астраханского. В Алатырском монастыре Симбирской епархии нетленно почивает и чудотворит схимонах Вассиан. В таких строгих пустынях, как Глинская, Софрониева-Молченская, Оптинская и Саровская, имеется по несколько праведников, прославления которых можно ожидать: в Сарове — современник старца Серафима молчальник Марко, а в близ лежащей Дивеевской обители первоначальница Агафья Семеновна Мельгунова, в иночестве Александра, монахиня Елена Мантурова и юная монахиня Мария, в схиме Марфа Мелюкова, юродивая Пелагия Ивановна. В недалеком от Дивеева Арзамасе — основательница Арзамасской Алексеевской общины Мария Петровна Протасьева, в схиме Марфа, подвижница восемнадцатого века. В Оптиной пустыни старцы: Леонид-Лев, Макарий, Амвросий, архимандрит Моисей и брат его игумен Антоний. Около Лебедяни находятся две женских общины: Сезеновская и Троекуровская, где почивают праведные их основатели, затворники старец Илларион Троекуров, и Иоанн Сезеновский. Город Задонск, кроме мощей святителя Тихона, славится своим праведным затворником Георгием из гусарских офицеров, схимонахом Митрофаном, собеседником святителя Тихона, юродивым Антонием Алексеевичем, основательницей странноприимного монастыря Матроной Наумовной и подвижницей Евфимией Григорьевной Поповой. В Ельце помнят затворницу Девичьего монастыря Меланию и священника Иоанна Борисова, день памяти которого справляется всем городом. Все эти праведники являются людям с помощью, с предупреждением, с исцелением.

http://azbyka.ru/fiction/idealy-hristian...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010