«Мария села у ног Иисуса и слушала слово Его». Марфа исполняла внешнее служение Господу, приняв Его в дом свой; а Мария, наряду с учениками Господа, слух и мысли свои обращает к спасительному учению Его. Предоставив Марфе заботиться об угощении великого Гостя с Его спутниками, Мария вся предалась слушанию Божественного учения и не хотела отойти от Иисуса, чтобы не прекратить или не прервать слушания небесных истин, возвещаемых Господом. Что же делает в это время Марфа? Марфа же молвяше о мнозе службе: ставши же рече: небрежеши ли, яко сестра моя едину мя остави служити? рцы убо ей, да ми поможет (ст. 40). «Марфа же заботилась о большом угощении». Марфа, принявши Господа в дом свой, вся была занята попечением о том, чтобы как можно лучше угостить великого Посетителя и спутников Его. Как Мария вся была занята слушанием спасительного учения, исходившего из уст Божественного Учителя, так Марфа предалась исполнению долга странноприимства. Но Марфа видела, что ее рук недостает для того, чтобы все исполнить по ее желанию, – чтобы приготовить достойное угощение по ее мысли. Может быть, она приглашала на помощь и Марию; но та не хотела оставить беседующего Учителя; сладость слов Его удерживала Марию у ног Иисусовых. На что же решается Марфа? «Подошедши к Иисусу, она сказала: Господи! Или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? Скажи ей, чтобы помогла мне». Как Марфа ни старалась сама исполнить все нужное, по ее мысли, для приличного угощения гостей, но видела, что не успевает, а Мария не отходит от Иисуса, потому обращается с простосердечным доверием к Иисусу и просит Его сказать Марии, чтобы помогла заботам ее о приготовлении нужного для угощения, надеясь, что Мария, по слову Иисуса, поможет ей. Что представляется нам в поступках Марфы и Марии? Борьба добродетелей.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Как мы увидим далее, Мария была не столь же сделать не сумела. Марфа убо егда услыша, яко Иисус грядет, срете Его: Мария же дома седяше. Рече же Марфа ко Иисусу: Господи, аще бы еси зде был, не бы брат мой умерл ( ). Впоследствии эти слова повторила Мария, но в отличие от своей сестры она просто высказала свои сердечные чувства. А Марфа начинает некоторые познания в предметах веры: вем, яко елика аще просиши от Бога, даст Тебе Бог ( ). Итак, несмотря на то, что Спаситель не исцелил ее брата, она не стала сомневаться в потеряла веру в Него как в Божественного Учителя. Глагола ей Иисус: воскреснет брат твой ( ). Марфа не понимает Его предсказания, которое должно исполниться в кратчайшее время, она воспринимает его слова как учение о воскресении из мертвых. Глагола Ему Марфа: вем, яко воскреснет в воскрешение, в последний день ( ). Она исповедует веру в Спасителя, хотя, может быть, недостаточно а затем – веру в воскрешение из мертвых. Рече же ей Иисус: Аз есмь веруяй в Мя, в Мя не умрет во веки. Емлеши ли веру сему? ( ). И Марфа вновь подтверждает свою веру, показывая уже ее полноту: она называет Его Мессией, Христом, Сыном Божиим. Хотя, возможно, она не до конца понимает, о чем идет что имеется в виду некое усыновление Божие. А может быть, в данный момент в ней действительно была вера в то, что Господь Иисус Христос – Сын Божий, воспринявший человеческое естество, Богу Отцу. Глагола Ему: ей, Господи: аз веровах, яко Ты еси Христос Сын Божий, иже в мир грядый ( ). Мы видим, что здравый смысл Марфы предметы духовные. И сия рекши, Марию сестру свою тай, рекши: Учитель пришел тя. Она же яко услыша, воста к Нему. Не уже бо бе пришел Иисус в весь, но бе на месте, идеже срете Его Марфа ( ). Марфа пригласила сестру свою тайно, а Мария не смогла проявить Может быть, это вообще было не в ее характере – она более руководствовалась сердцем, особенно теперь, когда ей овладела скорбь о брате. Иудее же убо сущии с нею в ю, видевше Марию, яко скоро по ней идоша, глаголюще, яко идет на гроб, да плачет тамо ( ). Мария желала поскорее увидеть заботилась о том, как на это отреагируют окружающие. Хотя ученикам Спасителя, было известно, что иудеи стремятся убить большинство из них настроены к Нему враждебно.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Ходя по земле Палестины, Иисус Христос со Своими учениками пришел в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой (см. Лк. 10, 38). Упоминаемое в Евангелии селение – Вифания, где и жили верные друзья Господа – Лазарь с сестрами Марфой и Марией. Хозяйством дома руководила заботливая и энергичная Марфа. Ее сестра Мария была человек иного склада: тихая, вдумчивая и чувствительная натура. Мария села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне (см. Лк. 10, 39–40). Марфа с радостью приняла в дом Иисуса и начала суетиться с приготовлением угощения. Гостей много, соответственно, и работы много. Хочется все сделать повкуснее и получше. К тому же и самой хотелось послушать любимого Учителя, ведь сердце всегда с глубокой радостью отзывалось на Его слова. Одной трудно управиться, и Марфа с дружеским упреком обратилась ко Христу: для Него же и Его учеников старается, ведь они устали, им надо отдохнуть и подкрепиться. Но вместо сочувствия услышала в ответ упрек в таком же дружеском тоне: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее (Лк. 10, 41–42). Смысл Христовых слов в том, что усердие Марфы, само по себе похвальное, направлено, однако, на заботы временные, сиюминутные. И не так уж существенно важно для Христа, какого качества будет еда. Тем более, что завтра снова надо будет принимать пищу. Еда только на время утоляет голод и насыщает человека, Мария же выбрала более важное дело: слушание слов Спасителя, то есть духовную пищу. А Его учение утоляет духовный голод человека и дает вечные ценности, которые никто и ничто отнять у человека не может. Дело Марфы принесет лишь временную пользу. То же, что делает Мария, принесет ей пользу духовную и вечную. При значимости и важности забот о телесных потребностях труды духовные намного важнее.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Сын Божий, Избавитель наш, странствуя на земле ради нашего спасения и переходя из града во град, из веси в весь, и рассевая на нивах сердец человеческих семя спасительного Своего учения, пришел в весь некую, в которой некая благочестивая жена, именем Марфа, приняла Его в дом свой с великою радостью. Она хотела угостить столь вожделенного Гостя, как можно лучше, и всячески заботилась о том. Но поскольку Сын Божий для того и в мир пришел, чтобы возвещать волю Отца Небесного и проповедать Евангелие царствия, то и в доме том Он не преминул проповедать Слово Божие. У благоговейной Марфы была благоговейнейшая сестра, именем Мария, которая, оставивши все попечение домашнее, каким бывают заняты женщины в таких случаях, и седши у ног Спасителя, с охотою начала слушать слово Божие. Вниде Иисус в весь некую: жена же некая именем Марфа прият Его в дом свой. И сестра ей бе нарицаемая Мария, яже и седши при ногу Иисусову, слышаше слово Его. – Как вы, слушатели, думаете о двух сих Христолюбивых сестрах: которая из них более услужила Христу, Марфа или Мария? Марфа старалась угостить Спасителя: Мария всем сердцем прилежала к слушанию проповеди Христовой. Многие, пожалуй, похвалят более труд Марфы, нежели Марии (да и мне так кажется), поскольку Марфа старалась, трудилась, беспокоилась, чтобы угодить любимому Гостю; а Мария не трудилась, услаждалась одним только слушанием Слова Божия. Посему Марфа, негодуя на сестру свою Марию, жаловалась Христу: Господи, не брежеши ли, яко сестра моя едину мя остави служити? рцы убо ей, да ми поможет. Но слушайте, что говорит Христос Марфе, столь пекущейся: Марфо, Марфо, печетися и молвиши о мнозе: едино же есть на потребу: а далее присоединяет: Мария же благую, то есть, лучшую часть избра ( ). Так вот видите, что Христос не по нашему рассудил: похвалил более тщание Мариино, нежели Марфино: Мария же благую часть избра, яже не омъимется от нея.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Читайте, братие, Слово Божие И Сам вниде в весь некую: жена же некая именем Марфа прият Его в дом свой. И ( сестра ей бе, нарицаемая Мария, яже и седши при ногу Иисусову, слышаше слово Его ( ) Сын Божий, Избавитель наш, странствуя по земле ради нашего спасения и переходя от града во град, от веси в весь, пришел в весь некую, в которой некая благочестивая жена, именем Марфа, приняла Его в дом свой с великой радостью. Она хотела угостить столь желанного Гостя как можно лучше и всячески заботилась о том. Но так как Сын Божий затем и в мир пришел, чтобы возвещать волю Отца Небесного, то и в доме Марфы не преминул проповедовать Слово Божие. У благоговейной Марфы была благоговейнейшая сестра Мария, которая оставила все попечение домашнее, каким в таких случаях обыкновенно бывают заняты женщины, села у ног Спасителя и с любовью стала слушать Слово Божие. Как вы думаете, братие, о сих двух христолюбивых сестрах: которая из них больше Христу услужила – Марфа или Мария? Марфа старалась угостить Спасителя, Мария всем сердцем приложилась к слушанию проповеди Христовой. Многие, пожалуй, похвалят больше Марфу, чем Марию, ибо она трудилась, безспокоилась, чтобы угодить любимому Гостю; а Мария без труда наслаждалась слушанием Слова Божия. Посему Марфа и жаловалась Христу на сестру свою: Господи, не брежеши ли, яко сестра моя едину мя остави служити: рцы убо ей, да ми поможет. Но слышите, что говорит Христос заботливой Марфе: Марфо, Марфо, печешися и молвиши о мнозе: едино же есть на потребу. Мария же благую, то есть лучшую, часть избра, яже не отымется от нея. Так вот, видите, – Христос не по-нашему рассудил. Хорошо делала Марфа, что старалась угостить Христа; но еще лучше делала Мария, что прилежно слушала Слово Божие.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

После известия о болезни Лазаря Спаситель еще два дня пробыл в Заиорданье, а затем вдруг объявил апостолам, что собирается идти в Иудею. сказали испуганные давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда?» Но Господь знал, когда наступит Его час. Теперь же надо было идти в Вифанию, так как Его друг Лазарь умер. Узнав от своего Учителя о смерти Лазаря, апостолы решили идти вместе с Иисусом в Иудею. Апостол Фома, по прозванию Близнец, зная, что возвращение в Иудею грозит гибелью не только Самому Иисусу, но и всем им, сказал своим собратьям: «Пойдем и мы умрем с ним». Никто из апостолов не возразил Фоме, и все пошли за Иисусом. Прошло четыре дня после смерти Лазаря, когда Христос подошел к Вифании, где жили сестры Лазаря Марфа и Мария. На краю селения им навстречу вышла Марфа. с печалью воскликнула если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой». И затем Марфа выражает удивительную мысль, в которой чувствуется ее надежда на воскресение брата. «Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог». «Воскреснет брат ответил на ее предчувствие Господь. Но Марфа еще не была тверда в своей вере в скорое воскресение брата, поэтому она сказала Христу: «Знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день». «Я есть воскресение и сказал верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек». И обратившись к Марфе, Господь спросил ее: «Веришь ли сему?» Услышав эти слова, Марфа, которая недавно предпочитала заботу о материальных благах «слушанию» слова Божия, теперь, подобно апостолу Петру, исповедует Христа «Сыном Божиим, грядущим в мир». «Так, сказала я верую, что Ты Сын Божий, грядущий в мир». Взволнованная встречей со своим Учителем, Марфа поспешила домой, чтобы позвать Марию. Тем временем Мария сидела в доме, окруженная родными и соседями, утешавшими ее в горе. Марфа, подойдя к сестре, тихо сказала ей: «Учитель здесь и зовет тебя». Мария, услышав эту радостную весть, поспешно встала и пошла из дома. За ней последовали остальные, думая, что она пошла на могилу плакать. Увидев Христа, Мария припала к Его ногам и рыдающим голосом сказала: «Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

М а т ф е й. Ничего другого сделать нельзя. Что скажешь, Иуда? И у д а. Если Он идет, пойду, конечно. Я ведь не смерти боюсь. Сцена IV Вифания. 1. На пороге Е в а н г е л и с т. Когда Иисус пришел в Вифанию, Лазарь четыре дня лежал в могиле. Многие из Иерусалима утешали Марию и Марфу. Услышав, что идет Иисус, Марфа пошла Ему навстречу, а Мария осталась дома… М а р ф а. Учитель, Учитель! Ты слышал, какое у нас горе? И и с у с. Да, Марфа, слышал. М а р ф а. Вот, умер. Если б Ты раньше пришел, Ты бы его вылечил. Да и сейчас, я знаю, Бог Тебе ни в чем не откажет… Но что молиться, если Лазарь умер, его похоронили? И и с у с. Не плачь, Марфа, он воскреснет. М а р ф а. Да, когда все воскреснут, в последний день. И и с у с. Я — Воскресение и Жизнь. Верующий в Меня будет жить, даже если он умер, а если не умер — не умрет. В это ты веришь? Марфа (растеряна). Я верю в Тебя, Учитель. Верю, что Ты — Мессия, Сын Божий, пришедший в мир, как говорили пророки. И и с у с. Значит, хоть в это веришь… Где Мария? М а р ф а. Дома. Сейчас за ней сбегаю. 2. В доме и на дороге Иудеи плачут над мертвым, это похоже на ирландские поминки. тихо). Мария, Мария! Мария. Что, Марфа? М а р ф а. Учитель пришел, тебя спрашивает. Иди! Он ждет на дороге. М а р и я. Слава Богу, пришел! М а р ф а. Вот плащ. М а р и я. Спасибо, сестрица… Ах, Марфа, Ему же опасно сюда все время причитают). 1–й и у д е й. А где Мария? 2–й и у д е й. Куда-то с Марфой ушла.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=983...

Соответственно, слова Марфы могут быть переданы так: «я уверовала и верую в то, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир». Очевидно, Марфа имеет в виду, что она уверовала еще раньше благодаря общению с Иисусом; продолжает верить и сейчас. Как и в других случаях, когда Евангелисты отмечают колебание между верой и неверием (например, ), здесь мы видим пример веры горячей и эмоциональной, но несовершенной и нестабильной. Это женская вера, происходящая из тайной надежды на чудо, но не такая, о которой Иисус говорил ученикам: это не вера, способная переставлять горы. В какой-то момент своей жизни Марфа уверовала в Иисуса, она исповедует Его Сыном Божиим, однако она все еще не понимает, как эта вера может перерасти в реальное чудо. «Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой» Марфа отправляется назад к сестре, а Иисус остается на месте и не входит в селение. Он по-прежнему не спешит, будто давая покойнику подольше полежать в гробу. Мария, прибежав к Нему, падает к Его ногам и произносит те же самые слова, что произнесла Марфа. Очевидно, обе сестры были уверены, что, если бы Иисус пришел вовремя, не произошло бы то, что произошло. На этот раз Иисус ничего не отвечает. Отметим, что и в эпизоде, рассказанном у Луки, приведен только диалог Иисуса с Марфой: Марии Иисус не говорит ни слова ( ). Марфа и Мария в повествовании о воскрешении Лазаря прописаны по-разному. Марфу мы слышим трижды, Марию только один раз, причем в своей единственной реплике она дословно повторяет то, что уже сказала Марфа. Марфа «пошла навстречу» Иисусу, затем «пошла и позвала тайно Марию». Мария же, «как скоро услышала, поспешно встала и пошла к Иисусу», а увидев Его, «пала к ногам Его».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Покидая через десятилетие Двор, она воспользовалась знакомством с императорской семьёй — и совершила великое дело основания российской сети Красного Креста (1867). Более того, на фронтах Прусско-французской войны Марфа Сабинина изучала лазареты европейских армий, а потом создала первый солдатский госпиталь и в России — он и послужил образцом для разворачивания сети таких учреждений. А на фронтах Русско-турецкой войны 1870-х годов Марфа сама работала в основанных ею лазаретах. При этом, покинув Петербург, Марфа Сабинина и её семья (мать и четыре сестры) поселились в Крыму, в Джемиете под Ялтой — в имении Марии Фредерикс, Марфиной подруги со времён пребывания при дворе. Там Марфа неожиданно проявила себя как талантливый менеджер, восстановитель крайне запущенного виноградарского и винодельческого хозяйства. Уже через три года имение Джемиет стало высокоприбыльным, а его винная продукция начала получать медали на профильных выставках. Основным же приложением полученных доходов, делом жизни Марфы Сабининой и Марии Фредерикс, стала постройка храма возле имения и основание при нём бесплатной больницы. Когда строительство было закончено, Марфа стала руководить и работой больницы. Однако затем произошла семейная трагедия — грабителями были убиты престарелая мать и все четыре сестры Марфы Сабининой. Переживания благотворительницы усугубились тем, что на суд присяжных подействовали либеральные доводы адвокатов, защищавших убийц, — и участники преступления были отпущены без наказания. Желая покинуть место, связанное с тяжёлыми воспоминаниями, Марфа и Мария Фредерикс переехали в расположенный неподалёку Кастрополь — по приглашению владелицы имения, юной Маргариты Толль. Здесь и прошли последние десять лет жизни Марфы Сабининой. Здесь же она написала знаменитые в своё время мемуары. И, конечно же, в Кастрополе неутомимые подвижницы Марфа Сабинина и Мария Фредерикс основали православный храм — первый со времён второго рождения посёлка, единственный на двенадцативёрстную округу. Работники-литераторы

http://pravmir.ru/krest-na-skale-ifigeni...

Марфа заботится исполнить обязанность странноприимства, а Мария слушать учение Господа, вся преданная попечению о спасении. Марфа, стараясь исполнить свою добродетель в совершенстве, хочет и Марию привлечь к своему делу; а Мария, дорожа сокровищем небесного учения и ради вспомоществования сестре не хочет отойти от Иисуса. Обе сестры показывают крепкую любовь к Иисусу и стараются выразить эту любовь пред Господом, только по-своему: Марфа приготовлением большого угощения, а Мария полным вниманием к Его Божественному учению. Обе показывают искреннюю преданность и доверие к Господу и взаимную любовь между собою; только доверчивая преданность могла так говорить: «Господи! Или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить?» И только уверенность в любви Марии позволяла Марфе говорить так великому Учителю о сестре своей без опасения оскорбить ее. Без сомнения, и Мария позволила себе всецело предаться слушанию спасительной беседы Господа потому, что уверена была в любви Марфы, надеялась, что она и за нее исполнит долг гостеприимства; и любовь к Господу и доверенность к Его благости уверяли ее в том, что она не оскорбит Его своею видимою беззаботностью о приготовлении угощения. Поступки Марфы и Марии показывают, что они уже не в первый раз принимают Иисуса Христа в своем доме. Что же Господь сказал на слова Марфы? Отвещав же Иисус, рече ей: Марфо, Марфо, печешися и молвиши о мнозе (ст. 41): едино же есть на потребу, Мария же благую часть избра, яже не отымется нея (ст. 42). «Иисус сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом; а одно только нужно. Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее». В словах Господа раскрывается снисходительная любовь и мудрая попечительность Учителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010