Карл Нейман (Der romische Staat und allgemeine Kirche. 1890. В. I Seit. 280 и след.) написал: «Папа Григорий Великий упоминает об Иеронимовом мартирологе в том виде, в каком мы его имеем: без точного означения страданий. Между тем Кассиодор около 541 года имел в своем экземпляре такие страдания, (то есть, образ и кончины святых), и Дюшен справедливо заключает, что еще в VI столетии были два различные издания, одно краткое, другое более пространное с известиями о мучении. Мы имеем только Григорьевское, а не Кассиодоровское издание. Гарнак спрашивает: нельзя ли остаток Кассиодоровой редакции найти отчасти в Адоиовом. Но на этот вопрос можно ответить только после полного анализа адоновских и доадоновских мартирологов средних веков. Мокет быть, удастся изданию Де-Росси и Дюшена пролить свет и на это?» Доселе Нейман. Де-Росси и Дюшен при издании римского мартиролога этого не сделали. Да и сделать трудно, доколе не найдется хотя часть Кассиодору известной редакции. Адон скончался в 875 г. Еще до Адона за полтораста почти лет, Беда, составивший свой мартиролог ( 735 г.), писал, что он «тщательно старался отмечать не только день, но и род борьбы (мучения) и при каком судье мученики победили мир». Но какими источниками пользовался он, неизвестно, и самый мартиролог его не дошел до нас в настоящем виде, но восполнен Флором, и трудно отличить, что во Флоровом принадлежит Беде. Но крайней мере известно, что в VI веке при Кассиодоре были, а при Беде, Флоре и Адоне записаны виды кончины мучеников, как-то от зверей, огня, меча и проч., но далеко не всех. На востоке нет сведений этого рода о многих мучениках до XII века и только в стишном синаксаре XII века показаны виды кончины всех мучеников, принятых в этот синаксарь. Древнейший и достаточно полный синаксарь в Уставе Великой Константинопольской церкви IX – X века действительно говорит о роде смерти мучеников и судьях их судивших, но говорит далеко не о всех тех мучениках, имена и место и образ кончины коих показаны в стишном синаксаре, а записи о них существовали, конечно, от первых трех веков – от времен гонений.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

744 О пытках, которым был подвергнут чтец Евтропий, рассказывает и Созомен. «Некто Евтропий, чтец, – говорит он, – от которого требовали показания, кто подложил огонь (в храм св. Софии. – А.Б.), был терзаем бичами, палками и ногтями по ребрам и щекам, и, кроме того, переносил жжение тела посредством горящего факела, но при всей молодости и нежности свидетельствовал, что ничего не знает. После таких мучеиий он был заключен в темницу, где и скончался». (См.: Созомен. Указ. соч. С. 595.) О страданиях Евтропия говорит также Псевдо-Мартирий Антиохийский. (См.: Псевдо-Мартирий Антиохийский. Житие.../Наст. изд. С. 237.) 747 Продолжение повествования, прерванного в 4 главе. Вероятно, имеется в виду одно из писем, которые были вверены епископам в Риме для передачи константинопольским властям. (См.: Палладий Еленопольский . Диалог../Наст. изд. С. 69.) 748 Кто в это время был епископом Тарса, не известно. Епископ Антиохии – Порфирий. (См. прим. 53.) 749 Епископ Евлогий находился в евхаристическом общении с Феофилом. Несмотря на это, св. Иоанн Златоуст пишет ему из ссылки приветственное нисьмо. Св. Иоанн надеялся опереться на Евлогия, чтобы вокруг него объединились палестинские епископы; Он, в частности, писал: «Хотя бы нас удалили на самые крайние пределы вселенной, и тогда мы не могли бы забыть любви твоей и унесли бы всюду твой образ с собою; до такой степени ты увлек и пленил нас, честнейший и благоговейнейший мой владыко!» (См.: Св. Иоанн Златоуст , Письмо к епископу Евлогию/Творения. Т. 3. Кн. 2. С. 692.) 750 Вероятно, здесь идет речь о Леонтии, епископе Анкиры Галатийской, и Аммонии, епископе Лаодикии Кекавменской, о союзе которых говорится в 9 гл. «Диалога». (См.: Палладий Еленопольский . Диалог.../Наст. изд. С. 94.) Непонятно, однако, почему Аммоний называется епископом Пелузы. 751 О Феодоре Тианском рассказывается в 9 гл. «Диалога». (См.: Палладий Еленопольский. Диалог.../Наст. изд. С. 93.) Тианы – город Второй Каппадокии, провинции, образовавшейся в результате административной реформы при Диоклетиане, когда провинция Каппадокия была разделена на две. Сголицей Первой Каппадокии была Кесария Каппадокийская, а Второй Каппадокии – Тианы. (См.: Терновский С. А. Указ. соч, С. 250–251; Jones A. Н. M. The Cities of the Eastern Roman Provinces. P. 184.)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

1041 До этого времени префектом Константинополя был Студий, человек вполне толерантный по отношению к св. Иоанну Златоусту . Необходимость ужесточения репрессий по отношению к «иоаннитам» была причиной отставки Студия и назначения Оптатия. (См. прим. 68 к «Диалогу» Палладия.) 1044 Созомен рассказывает, что после пыток Евтропий был отнесен в темницу, где и скончался. (См.: Созомен. Указ. соч. С. 595.) 1050 Гонитель сторонников св. Иоанна Златоуста уподобляется царю Соломону в старости, когда тот изменил истинному Богу, соблазненный женами-язычницами. Этим женщинам автор уподобляет тех, которые отреклись от Златоуста из-за страха перед наказанием. 1051 Имеется в виду диаконисса Олимпиада, которая также была обвинена в поджоге храма. (См. прим. 69 к «Диалогу» Палладия.) 1053 Автор сравнивает диакониссу Олимпиаду с диакониссой Фивой, упоминаемой апостолом Павлом: «Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской: примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас; ибо и она была помощницею многим и мне самому». (См.: Рим. 16:1–2 .) 1056 Псевдо-Мартирий указывает на то, что Олимпиада на свои средства занималась делами благотворительности. 1061 Сократ, отражавший позицию партии, враждебной св. Иоанну Златоусту , писал об Аттике: «В епископское достоинство возведен благочестивый муж по имени Аттик. Родом он был из Севастии, с юных лет вел жизнь подвижническую, и хотя имел образование посредственное, но обладал здравым природным рассудком». (См.: Сократ. Указ. соч. С. 263.) Палладий называет его «изобретателем всяких козней против Иоанна». (См.: Палладий Еленопольский . Диалог.../Наст. изд. С. 103.) 1062 Пример того, как автор избегает называть Аттика по имени. Черта, характерная для христианского энкомия. (См.: Delehaye Н. Les passions de martyres et les genres littéraires. P. 150–152.) 1066 Об этом факте сообщает Палладий в «Диалоге»: «Увидев город Антиохию, передвигающийся по направлению к Армении, а оттуда обратно, в Антиохию – философию Иоанна, пронизанную действием благодати и воспеваемую на все лады, они пожелали прекратить и саму жизнь его...» (См.: Палладий Еленопольский . Диалог.../Наст. изд. С. 104.)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

836 Блж. Феодорит в «Церковной истории» сообщает, что Златоуст «собрал пламеневших божественной ревностью подвижников и, уполномочив их императорскими указами, послал для сокрушения языческих капищ». (См.: Феодорит Церковная история. С. 205.) 837 Δοιμασα χειροτονιν. Об этом термине см. прим. 439 к «Диалогу» Палладия. Псевдо-Мартирий подчеркивает, что св. Иоанн Златоуст придавал особое значение испытанию ставленника, поскольку в его время требования к нравственному уровню епископа понизились. 839 Β словах «О священстве» Златоуст высказывает похожую мысль. «Люди, живущие на земле, – пишет он, – и еще обращающиеся на ней, поставлены распоряжаться небесным и получили власть, которой не дал Бог ни ангелам, ни архангелам». (См.: Св. Иоанн Златоуст ·. О священстве/Творения. Т. 1. Кн. 2. С. 420.) 840 Автор сравнивает служение епископа, описанное выше, со служением Христа, Который для спасения мира, имея в Своем подчинении бесчисленное количество ангелов, Сам сошел на землю и претерпел страдания. 843 Сравнение героя сочинения с героем Олимпийских игр характерно для панегирика – жанра, в котором написано произведение. (См.: Ommeslaeghe F. La valeur historique de la Vie de S. Jean Chrysosteme... P. 480.) 844 Блж. Феодорит свидетельствует, что власть Константинольского епископа во времена св. Иоанна Златоуста распространялась на многие области Европы и Азии, в его подчинении находилось двадцать восемь митрополитов. Говоря о деятельности Златоуста в Константинополе, Феодорит сообщает, что он «с дерзновением изобличал совершаемые некоторыми неправды» и «такое попечение имел не только о своем городе, но и о всей Фракии». (См.: Феодорит. Церковная история. С. 204.) 845 Сравнение епископа с кормчим встречается в творениях самого св. Иоанна Златоуста . В словах «О священстве» он сравнивает недостойного епископа с неумелым кормчим. (См.: Св. Иоанн Златоуст . О священстве/Творения. Т. 1. Кн. 2. С. 429.) Палладий в «Диалоге» также прибегает к этому образу. «...Лучше, будучи пассажирами, – пишет он, – отдав плату за перевоз опытным кормчим, оказаться спасенными, чем, приняв на себя место кормчего, погубить под водой челн вместе с пассажирами». (См.: Палладий Еленопольский . Диалог.../Наст. изд. С. 158.)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

940 Логика автора такова: если бы св. Иоанн занимался колдовством, то те, кто впоследствии его осудил, в то время еще находились с ним в евхаристическом общении и также принимали участие в этом мнимом колдовстве. 941 Ожидание Златоустом оправдания было долгим, и эта отсрочка спровоцировала народные волнения, о чем автор рассказывает ниже. (См.: Ommeslaeghe F. Jean Ghrysostome et le peuple de Constantinople. P. 337.) 942 Народ был раздражен тем, что Златоуст не вступает в столицу и не занимает епископский престол. 943 Кто имеется в виду под напавшими на церковь ? В письме к папе Иннокентию св. Иоанн Златоуст пишет: «Когда же благочестивый император изгнал тех, кто бесстыдно нападал на церковь , и многие из присутствующих епископов, видя их беззакония, удалились в свои епархии, и мы вновь были призваны в город и церковь...». (См.: Приложение I/Наст. изд. С. 513.) Очевидно, что Златоуст не может иметь в виду Феофила Александрийского и его сторонников, так как Феофил скрылся только после его возвращения в столицу. Языческий историк Зосима сообщает, что возвращению св. Иоанна в Константинополь предшествовало подавление мятежа монахов, которые заняли церковь: «Христианская церковь была занята так называемыми монахами, Они, захватив церковь, запретили народу возносить обычные молитвы». (Цит. по: Ommeslaeghe F. Jean Chrysostome et le peuple de Constantinople. P. 337.) Вероятно, этими монахами были Исаакий и Иоанн – обвинители Златоуста на соборе «у Дуба» – и их сторонники. Об этом инциденте и говорит Псевдо-Мартирий. (См.: Ibidem. Р. 337–339.) 945 Блж. Феодорит свидетельствует: «Когда же узнал о том православный народ, то совершенно покрыл судами устье Пропонтиды, ибо все с зажженными светильниками вышли навстречу епископу». (См.: Феодорит. Церковная история. С. 208.) 946 Описание возвращения Златоуста является примером экфрасиса – описания, характерного для жанра панегирика. (См.: Delehaye Н. Les passions de martyres et les genres littéraires. P. 154–160.) 951 Имеется в виду Феофил Александринский, бежавший из Константинополя на корабле из-за страха перед возмутившимся народом. Феофил сравнивается с египетским фараоном, которого поглотило море. (См.: Исх. 14:26–28 .)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Маркиан, чтец и Мартирий, Константинопольские, мученики Материал из Азбука паломники 55° 59 " 2.77 " N, 37° 50 " 0.63 " E Идёт загрузка карты… Сформировать поисковую ссылку Параметры: Свойство «Готовность» типа «Страница» со значением содержит недопустимые символы или неполно и может привести к неожиданным результатам при семантическом аннотировании или запросе. Свойство «Тип» типа «Страница» со значением содержит недопустимые символы или неполно и может привести к неожиданным результатам при семантическом аннотировании или запросе.. Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Маркиан,_чтец_...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010