Но простите мысль, подгоняемую к большему даже и несвоевременно. Посвящение в степень диакона. Итак, Бог , от вечности предпринимающий все для спасения людей, увидев избранный сосуд ( Деян. 9:15 ), скрытый в пустынном месте, не допустил, чтобы доблестный кормчий долгое время находился на внутренней стране и чтобы благой врач бездействовал, когда было необходимо показать искусство врачевания душ, но, указав на него невидимым перстом правящему тогда архиерею, приводит его в то время к служению таинствам и проповеди 812 . Итак, почтенность, целомудрие, устроение взгляда, веру, страх и все прочее подобающее этому чину, что Павел требовал от диакона 813 , лучше было бы увидеть, чем узнать об этом от написавшего. И народ увидел строгость в его новых беседах 814 и опытность в Священном Писании – ибо он из всякой простой беседы с друзьями своевременно делал божественное наставление, и поскольку его сердце было исполнено Священным Писанием, слова появлялись как-то непроизвольно, и, хотя он предполагал взирать на иное место, стремился он только к небу, ибо, когда соединились друг с другом природа и сильный, решительный разум, пришла и глава благ – благодать. Рукоположение во пресвитера. Итак, все, увидев это, сказали, что подвергается несправедливости человек сей, могущий совершать для них большее служение, но исполняющий меньшее. Ибо они говорили, что одно дело – прожить жизнь в благочестии, и можно было бы найти многих таковых, но возможность совершать служение слова, соединенная с благочестием, присуща немногим и встречается редко; а лучше сказать, они полагали, что сами терпят убыток, и постоянно осаждали просьбами правившего в то время архиерея 815 призывая достойного к пресвитерскому служению 816 . Он же был или чем-то опечален и, взирая на это воодушевление, чувствовал раздражение, или отложил дело, желая сделать его более желанным и любимым, я не могу сказать, но, тем не менее, поскольку об этом промышлял Бог, он отложил хиротонию, чтобы она сделалась для него более славной.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Церковное отлучение в то время было грозным наказанием. Андроник не ожидал его. Он немедленно заявил о своем покаянии, просил прощения. Духовенство Птолемаиды поддерживало просьбу Андроника, и Синезий был вынужден отменить отлучение. Но поведение птолемаидского презида осталось прежним и это давало епископу возможность в любой момент возобновить свое отлучение. Представитель одной знатной фамилии Магн внезапно умер под пытками 68 . И это позволило Синезию немедленно отлучить Андроника от церкви, как нераскаявшегося грешника. Борьба между птолемаидским епископом и президом кончилась полной победой епископа. Хотя мы не знаем всех обстоятельств, при которых произошло падение Андроника, но он очень скоро был лишен своей должности и вызвал против себя целую волну обвинений, так что епископ, морально добивая Андроника, счел необходимым выступить даже в его защиту и писал патриарху Феофилу: «Отнята справедливость у людей. Андроник раньше совершал несправедливости, а теперь сам им подвергается. А обычаи церкви таковы, что она принижает возвышающихся и поднимает приниженных... И если твое божественное благочестие удостоит его некоторой заботы, я буду считать это величайшим доказательством того, что этот человек еще не совершенно оставлен богом» 69 . Для биографии Синезия большое значение имеют письма 13 и 12. Они говорят о деятельности Синезия в последний или как более вероятно, предпоследний год его жизни. В области церковной политики наиболее крупными были мероприятия против еретиков – евномиан. Непреклонен Синезий в отстаивании церковного имущества. По-прежнему он выступает ходатаем за своих сограждан. Он привык надеяться на патриарха Феофила, который не отказывал ему в своей поддержке, а еще больше на Ипатию, которая была его верной посредницей. Но иногда Синезий, чтобы добиться «правосудия», не колеблясь, пускает в ход свою личную епископскую охрану, во главе которой стоял священник «удивительный Мартирий». От него плохо пришлось некоему Петру, который привык захватывать чужое имущество и который, очевидно, покусился и на церковную собственность. Петр угрожал пожаловаться в Константинополь. Поэтому Синезий просит старого своего друга – константинопольского поэта Феотима, знакомого префекта Анфимия и философа Троила задушить эту мерзкую попытку в зародыше 70 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sinezij_Kirens...

Поэтому, когда мудрый и искусный Бог со всякой ревностью исполнил молитву праведника и приготовил ему таковой конец, что скорбного в том, что у него были спутники, а нам в этом деле некоторым образом предстал образ будущих дней и изобличения тех, кто мнит себя чем-то? Средства, которые диавол использовал в борьбе. Итак, диавол, получив, по тем причинам, о которых я сказал, позволение бороться против Церкви, весьма воспылал против нее гневом, исполняя не приказания Господни, а свое безумие, и пришел затем к мысли использовать в этом деле, если будет необходимо, какой-нибудь предлог. Пусть никто не сочтет эту речь безрассудной, даже если мы начнем высмеивать мысли диавола, ибо мудрый Павел сказал, что нам небезызвестны его умыслы ( 2Кор. 2:11 ). И, вероятно, все взвесив, диавол сказал сам в себе: «Что мне следует сделать? Не простру ли я свое попечение об их идолах? Но все будут смеяться и лучше радостно прибегнут к мученику. Не вовлеку ли я их во вражду и разделение мыслей? Но учитель быстро их соединит и сохранит в мире, что он сделал и раньше, когда он убедил принять с радостью пришедшего из Гавалы 858 многих, отвернувшихся от него, когда тот, делая угодное моему желанию, произносил какие-то слова против пришествия на землю Галилеянина 859 .  Итак, что, по моему мнению, является лучшим? Поразить пастыря, ибо таким образом быстро рассеялись бы овцы 860 , Самого же его каким образом следует мне поразить? Поражу ли я его, взяв меч? Но он радостно разлучился бы с настоящей скорбной жизнью. Приманю ли я его красотой женщин? Но он смотрит на эту красоту, словно она сделана из камня. Похищу ли я имущество и окружу бедностью довольствующегося лепешкой вдовы? 861 Не нанесу ли ему тяжелую рану? Но, охваченный множеством страданий, он никогда еще не прекращал проповедовать. Итак, какое я измыслю самое сильное оружие? Я некогда убедил Иезавель убить того Навуфея 862 . И ныне у меня есть пресвитеры, обученные науке доноса, есть и такая женщина, именно та, которую я соблазнил ненасытным стремлением к сребролюбию, облеченная могуществом и в то же время подверженная множеству пороков: для нее он очень обременителен и жжет ей глаза 863 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Увидев ее, кто-то мог бы легко пробежать мимо, обратив внимание на скромность одежды и возраста, словно пренебрегши жемчужиной в раковине и презревши богатство, скрытое в простоте складок, но, слушая, как она говорит, он мог бы увидеть великие потоки мудрости, приобретаемые безмолвием и подражающие тем самым большим рекам, которые внешне кажутся неподвижными, но в глубине имеют быстрое течение, и, исследуя и изучая ее жизнь, сказал бы, что она не только имеет добродетель, но сама является воплощением одной из добродетелей, таких, как, например, целомудрие, или кротость, или воздержание, или то, что является самым истинным и наиважнейшим, – смиренномудрие, и каждую из них она совершила неподдельно. Тот, взяв ее, словно действительно обвиняя за благочестие, часто вскакивая с судейского седалища, разрывая одежды и ломая перья, изливал бесчисленное количество бранных слов, подобно тому, как если бы кто-то называл солнце темным, камень – непостоянным, а тишину бурей. Произнеся таковые слова и, наконец, наложив на нее большой штраф в золотых монетах, он умерил, таким образом, свое безумие. Взявшие имущество бедных изгнали из города и их попечительницу 1056 , спеша некогда город, а ныне – крепость лишить всякого щедрого дара. Но, конечно, если бы мне было предложено рассказать об этих злых делах, слово должно было бы расточаться не только в настоящий день, но и в бесчисленное количество иных дней. Ныне же я обещал представить вашему слуху безукоризненную и незапятнанную жизнь отца. Итак, какое слово увлекло меня к этому? Величайшее из тех, из которых ткут похвалу и составляют венец праведнику. Каким образом? Похвала Златоусту. Хотя против него были воздвигнуты всевозможное коварство, хула, донос, хитрость, заговоры людей, объединились церковная и императорская власти, и каждая использовала все возможные средства, поколебалась вся вселенная и не было ни одного слушающего или говорящего, не сведущего в деле против него, провозглашается низложение, и порождаются пожары, и все одновременно – находящиеся у власти и подданные, народ и священники, сами цари, все начальники вооруженных отрядов и все войско действительно нападали на него, чтобы со всем усердием возвести на него хулу, он один пребывал в безмолвии, наслаждаясь победой, потому что никто не мог обличить его в неправде ( Ин. 8:46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

И вот картина диавольского коварства: ведь воистину через ложь отверзлась столь великая готовность к тому, чтобы использовать кого угодно, освобождать от всякого обвинения, быть в дружбе с префектом, имея право входить во всякое время в судилище, говорить и делать то, чего бы им хотелось, и, помимо этого, попусту расточать множество денег, получаемых от того, кто возглавлял церкви. Но поистине встретились такие трудности, что огромные усилия были необходимы даже для лести и клеветы, не говоря уже о пытках. Ведь против почитающих истину не бездействовали ни когти, ни крученые жилы волов, ни растягивание, ни огонь, ни железо, ни какой другой вид мучений, ни льстящий язык, призывающий безумных и осмеивающий терпение тех, кто был подвергнут этим мучениям. Всему этому противостояли весьма многие, но до самого конца – увенчанный блаженный Евтропий 1043 , молодой человек хрупкого телосложения, показавший делом, что не в долговечности честная старость ( Прем. 4:8–9 ) и что не седины являются разумом, а разум старостью; великой верой он воспламеняет против себя большую ненависть того нечестивого. Ибо, ведомый руками палачей, он попросил, чтобы они немного освободили ему правую руку, и вооружил себя образом креста, и тот, увидев вот это и назвав своим поношением, сам едва не восстал, чтобы начать совершать дело палачей. Когда же он был охвачен телесным страданием, криком исторглось страдание души перед его тюремными врачами. 1044 Невольно показав то, против чего он предпринял войну, он приказал сдирать когтями кожу с членов блаженного – чела и груди, на которых оказался начертанным образ креста, не зная, безумный, что неизгладимый крест, который и явил его более сильным и дерзновенным в подвигах, был запечатлен в вере его сердца. Хотя все это происходило внутри [церковных стен], народ, тем не менее, прибег к нерукотворной церкви 1045 , часто совместно выходя к тем самым солдатам, которые намеревались привести их в оковах к правителю, и те, на кого еще не были наложены узы, видя арестованных прежде, которых, пользующихся доброй славой, еще раньше послали в крепость, сами спешили к участию в наградах 1046 вместе с ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

И, затем, сочинив указ, не знаю, написанный ли рукою человека или нечистыми помыслами диавола, содержащий подобающее одному лишь диаволу бесчисленное множество хулений против отца, беззаконные клятвы Святой Троицей и спасением монархов, устрашающий одновременно и Богом, и людьми, чтобы не участвовать ни в молитве, ни в собрании и не надеяться, что праведник когда-нибудь возвратится, а если это произойдет, чтобы не было желания вступить с ним в общение, и, сделав это известием через народное собрание, тех, которые хотели письменно исповедать это и со всем согласиться, освобождали, а тех, кто не хотел, отводили назад как поджигателей церкви. 1029   Расправа над сторонниками Златоуста. И по отношению к каждому человеку, не желающему творить беззаконие, совершалось всяческое насилие, даже если он был чужеземцем и никогда не видел ни города, ни той церкви 1030 , и, если бы он даже предоставил этому свидетельство, он как поджигатель церкви [все равно] был бы уведен палачом. Если сказать вкратце, грех и наказание следовали тогда за каждым домом и за каждой душой, потому что и те, которые ненавидели беззаконие, даже если сами сдавались, не могли сберечь имущество. Затем были собраны и сохранены жалобы на священников других епархий, одних – честных, поневоле имеющих порочных врагов, других – порочных, охотно отверзающих уста против кого угодно, каждому из которых они, приглашая его к себе, говорили: «Видишь, брат? Ты, возможно, обвиняешься за блуд, чародейство, мужеложство, расточив порочным образом священное имущество церкви, одного не достает тебе для окончательной победы над ненавидящими эти дела: приди к ним, приобщись с нами Святых Таин, и все тебе прощается». Итак, те, кто сознавал за собой что-то из упомянутого, откупились от изгнания через беззаконие, полагая, что нет ничего ужасного, чтобы с небольшими пятнами грязи смешать нечистоту, а с развращенной жизнью – незаконное общение 1031 . Те же, кто был чист сердцем и видел мысленными очами грядущий суд, судили о насилии против отца по тем страданиям, которые сами претерпели.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

И они приказывают, чтобы тот, кто призван собором предстать перед судом, но не пришел 903 , был низложен. Приказывают, во-первых, поскольку они уже немалое время потратили на этот процесс, во-вторых, жалобы и обвинения были хорошо известны обвиняемому, в-третьих, судьи были, с одной стороны, из числа низложенных 904 , а с другой – прибыли по выбору того, кто действительно находился под судом 905 ; в добавление ко всему – поскольку епископы для этого собрались не очень издалека и сами собравшиеся не были совершенно чисты от какого-либо обвинения. И они, поскольку не ожидали, о чем я уже сказал, перед кем-то когда-либо дать отчет об этом деле, прибегнув ко всему этому, решили послать один вызов в суд, но, чтобы, поскольку произошла задержка, сошедшееся откуда-нибудь множество праведных епископов не изобличило бы этого нарушения, они захотели быстро нанести удар, послав вслед за этими и других гонцов и, конечно, сделав вид, что стремятся к человеколюбию, но, пренебрегая справедливостью тех законов, повелевающих совершить третий вызов, сами в добавление к нему совершают четвертый, и были быстро изобличены несоразмерностью дуновений ветра и бега судов, поскольку последний опередил третьего 906 . Святой же улыбался, видя все происходящее же, имея некоторых сторонников, оставшихся с ним из его клира 907 , ибо тот постановлениями, содержащими угрозу низложения против тех, кто не будет повиноваться, всех переманил на другой берег. Некоторых из епископов он посылает в качестве послов, чтобы они убедили, что на самом деле он избегает суда не из-за нечистой совести и хотел бы познакомиться с обвинениями, узнать обвинителей и встретиться с множеством епископов, могущих помочь судебному слушанию, потому что предпочесть быть судимым теми четырьмя врагами значит быть весьма неразумным 908 .  Они же, еще не успев сказать, чьи они посланники, были так сильно избиты, когда одни получили удары кулаком, другие – ногой, а иные даже дубинками по голове, что одни вынуждены были оставить посольство и на коленях приползти к главе собрания, примкнув к ним, а у тех, у кого разум души возобладал над телом, с трудом возвратившись, рассказали обо всем произошедшем и убеждали святого, чтобы он со спокойствием встретил насилие.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

 Или скажу иным образом, чтобы мы могли избежать порицания, сравнивая его дело с приобретением прибыли. Подобно кормчему, который овладел этим искусством не принуждаемый бедностью, разумеется, когда приближается старость, что особенно мешает счастливому возвращению челна домой, но начиная с юного возраста тщательно упражняясь в этом деле, будучи телом исполненным жизненных сил, ведя судно, на котором плывет бесчисленное множество людей, и искусно направляя челн, увлекаемый ветром, видя, при этом, другие, терпящие бедствие среди бури и погибающие корабли, одни – из-за безысходного положения имеющих нужду, другие – по неопытности делателей, крича и кивая головой одним, он научил бы их необходимому повороту рулей, передавая другим небольшой канат или весло, а для тех, у кого есть необходимость в матросах или оружии, не скупясь на них, достигнув после этого вместе со всеми спасенными надежной пристани, он принял бы ото всех тех вместе с похвалами и признания, утверждающие, что он является для всех причиной спасения, чтобы принести ему главу на море и всеобщее рукоплескание на пристани 845 сей дивный муж, находящийся на вершине добродетели, плывя с попутным ветром благодаря дуновению Святого Духа, помогал остальным епископам в трудах, облегчая деньгами бедность одних, заботясь о церквах в деревнях и городах, если встречались нуждающиеся; посылая к другим благородные насаждения из числа монахов, иных избавляя от позорного соседства с ересями, освобождая города и страны третьих от ненависти идолов 846 , улучшая нравы иных, если они в этом нуждаются, и ленивых, лежащих навзничь и легкомысленно относящихся к беззаботной жизни братий, побуждая к трезвению, а у кого был суровый и жесткий нрав, он, вселяя в таковых кротость, был бы готов даже к отсечению немощных членов, чтобы взирающий на это не мог бы уверенно сказать, что сей человек подобен Эврипу 847 , сегодня сюда, а завтра туда направляя стремительное движение слои, но имеет одну надежду и желание: предстояние вместе со всеми пользующимися доброй славой престолу Христову.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Попытки убийства Златоуста. Итак, народ повел святых отцов с великой славой к святому 1001 , словно к своего рода трофею, а тех этот поворот дела после поражения привел к большей дерзости, и они замыслили способ быстрого и надежного избавления от этого мужа с помощью убийства. И найдя человека, являющегося жильцом некого демона, купили его жалкое обещание, думая, что демон будет всячески способствовать ему, поскольку он убивал бы своего врага. Но тот, приступив к этому делу, был быстро изобличен по беспокойному взгляду и внешнему виду, высмеяв драму прежде начала дела, и, еще держа в руках кинжал, приводится народом к префекту, и тот смог бы тогда при помощи необходимых пыток раскрыть весь заговор, если бы отец, послав епископов, не похитил этого, одержимого болезнью рассудка, из рук палачей; народ же, к стыду, хранил о том молчание 1002 . Те же, возложив на демона вину за отсрочку, вновь приходят ко второму убийце, никоим образом не находящемуся во власти беса, но дерзостью и предприимчивостью превосходящего все бесовское племя. Это был слуга одного из пресвитеров 1003 , хваставшегося глубокой старостью и показывавшего седины, требовавшие почитания, и воспитавшего свое сердце для такового рода наставлений 1004 . Сей, придя, чтобы проникнуть в дом, с большой дерзостью и неумеренной поспешностью и возбуждением устремившись к святому, был задержан одним из знавших, что он был слугой того человека, желавшим узнать причину спешки; он же с дружескими словами ударяет этого человека предательской рукой и наносит удар. Он, упав, не успел ответить, увидевший же произошедшее после него лежал крича, а после него и третий. Поскольку крик усиливался и собралось множество народа, тот, изменив смелости, приходит в страх и, оставив, наконец, святого, убил мешавших ему бежать. Среди них и какой-то человек, искупавшись в полдень в бане, вместо трапезы сошел в могилу. Ибо, когда находившиеся вдали кричали, чтобы задержали бегущего, он, оказавшись недалеко, пробежал свой последний путь и, один приняв неожиданный смертельный удар, переменил ожидаемый пир среди близких на поминки.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Ибо он, воззрев на всех бедных, которые должны были содержаться на церковные средства, одних – не получающих эту помощь, других – имеющих возможность заработать средства к существованию, поскольку у них было более сильное и молодое тело, если только они не захотели бы всецело предаваться бездействию; иных же – несущих более трудное ярмо бедности из-за бедствий, болезней или изувеченных членов, приходящих именно для того, чтобы получить благодеяние, поскольку естественное сострадание толкает видящих это к оказанию помощи, чтобы недостаток, происходящий от болезни тела для всех них уравновешивался необходимым утешением; позволив, чтобы они все служили основанием спасения для церковных благотворителей, сам, так сказать, лишил их своей любви ради охваченных так называемой священной болезнью: 914 это попечение о болезни такого рода, как я думаю, [происходит] потому, что она превосходит всякое человеческое несчастье и страдание. Ибо воистину болезнь эта тяжелейшая, болезнь, вызывающая одновременно и сострадание и ненависть, боязнь, которая ввергает в сетование и адамантовую душу, парализующая страхом даже самое большое проявление человеколюбия, когда необходимо прикоснуться к лежащему телу, болезнь, разрушающая узы родства и уничтожающая установления дружбы, болезнь, лишающая своих пленников и радости жизни, и упокоения смерти, делая одну – адом, а другую – не имеющей конца, болезнь, которая нуждается в заботе многих, но в то же время не получает никакого попечения. Ибо вновь, в добавление к прочему злу, человеконенавистник демон посеял среди всех и такое подозрение против несчастных братьев: думать, что болезнь является заразной и переходит от них на собравшихся среди больных, почему и все люди, населяющие землю, и в городах, и в деревнях, запретили им входить и в дом, и на площадь, и в бани, и в города, и даже если кто-то при таких обстоятельствах имел бы ребенка, то эти запреты, пока он жив, распространяются и на рожденного от него, а также если бы он имел брата, друга или знакомого; это, поскольку всем руководила страсть, делается для них законом вместе с другими, и гасится тот огонь сострадания, который зажгла природа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010