CXXV, 6) Ныне никто не сражается против другого, потому что мы читаем: «блажены миротворцы» (Матф. V. 9). Никто не учится стремиться к ниспровержению слушающих, но [каждый] полагает молчание на уста свои и соблюдает тишину, потому что время есть злое; но каждый отдыхает под виноградником, чтобы натоптать вина, которое веселит сердце человека (Псал. CIII, 15), под тою виноградною лозою, делатель которой Отец есть (Иоанн. XV, 1.), и под смоковницею своею, срывая сладкие плоды Святого Духа: любовь, радость, мир и прочее. Все это несомненно произойдет, — что соответствует обоим способам толкования, — потому что слова Господни истинны, и слово Его есть действие. Все народы будут идти, каждый путем своим; мы же будем ходить во имя Господа Бога нашего во веки веков. В то время, как все народы, говорит он, ходят по пути заблуждения своего, мы ускорили путь и сказали: «Приидите, взойдем на гору Господню и в дом Бога Иакова» (Ис. II:3) и будем ходить во имя Христа Господа нашего, ибо Он есть гора, которая есть Бог. В тот день, когда воссияет солнце правды, соберется та, которая прежде была в утеснении, и будет принята та, которая была в изгнании, и при этом бывшая в сокрушении соберется для того, чтобы быть положенною во остаток, а оставленная — для того, чтобы стать народом крепким, ибо «Если 6ы Господь Саваоф не оставил нам семени, то мы были бы, как Содом и уподобились 6ы Гоморре» (Римл. IX:29). Но весьма хорошо говорится в Еврейском тексте: «Соберу хромую и ту, которая зло ходила», обращаясь к которой говорит Илия [пророк]: «Доколе будете хромать» (3 Цар. 18:21), и соблазненная нога которой была отсечена (Марк IX:45.). Я соберу ту, которую изгнал и которой дал книгу разводную, и которую опечалил разного рода пленениями или предал диаволу и ангелам его. Но, — чтобы прилежный читатель не возразил немедленно нам: „Как ты можешь утверждать, что хромающая собрана и изгнанная присоединена [к ней], когда Иудея упорно пребывают в неверии»? — пусть он обратит внимание, что [здесь] говорится о первоначальной Церкви Христовой, которая уверовала из Иудеев, из которой были Апостолы, и о которой Лука в Деяниях Апостольских пишет, что в один день уверовало три тысячи, а в другом месте пять тысяч (Деян.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

А св. апостолы сами про себя говорят, что, проповедуя Евангелие Царствия Божия, они трудились день и ночь, чтобы приобрести себе насущный хлеб. «Мы... у вас... ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою день и ночь»( 2Фес.3:8 ), – писал апостол Павел фессалоникийским христианам. IX. «Если вникнем в жизнеописания святых угодников Божиих, то увидим, что не только зрелый возраст, не только старость, но и самая юность, даже детство не препятствовало людям благоугождать Богу: св. Урван благоугодил Богу 12-ти лет от роду, Прилидиан 9-ти лет, св. Вера послужила Христу 12-ти лет, Надежда 10-ти, Любовь 9-ти лет» (Ч.-М. сент. 4 и 17). X. Там увидим, что ни бедность, ни богатство, ни знатная, ни уничиженная доля не мешали человеку служить Богу. Не беден ли был, например, преп. Павел Фивейский? Он не имел даже одежды, а покрывался листьями древесными; он жил один в пустыне, без всякого пособия человеческого и получал пищу от ворона (Чет.– Мин. янв. 16), – и этому бедняку бедность не мешала быть богатым верою и добрыми делами. XI. А много ли на свете таких богачей, какова была св. Мелания римлянка? Она имела богатство не только в Риме, где родилась, но и в Сицилии, и в Испании, и в Галлии, и в Британии, и богатство ее состояло не из домов только, но и из обширных лесов, полей, и пр. и пр. (Чет.-Мин. дек. 31), – но богатство не увлекло ее от Бога на страну далече: она с Богом жила, с Богом почила, с Богом и блаженствует теперь на Небе. XII. Были и такие мужи, которые на земле имели самую смиренную долю, а на небе заняли высокую степень блаженства; например, преп. Спиридон был просфорником (Ч.-М. окт. 31), препод. Марк копал могилы (Чет.-Мин. дек. 29), св. Вонифатий отправлял должность слуги (Чет.-Мин. дек. 19). Словом, увидим, что никакой возраст, никакое звание, никакое состояние не могут быть не совместимы с служением Богу» (Сост. по книге: «Минуты пастырского досуга», т. стр. 3–4). 7. Библейские изречения о добрых делах Господь был образцом дел добрых: Иисус сказал иудеям: «много добрых дел показал Я вам от Отца Моего»( Ин.10:32 ). – «Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним. И мы свидетели всего, что Он сделал в стране Иудейской и в Иерусалиме» ( Деян.10:38–39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Бебий Проб, уроженец Бетики, получивший, вероятно, от Бебия Массы права гражданства. Был замешан в процессе Цецилия Классика, помощником которого был. III, 9, § 12 и сл. Биттий Приск, ближе не известен. VI, 12, § 2. Биттий Прокул, отчим жены Плиния, товарищ Публиция Церта по префектуре эрария, в тот же год ставший консулом. IX, 13, § 13. Блез. см. Веллей. Брокх, см. Армений Брокх. Бруттиан, см. Лустрик. Валент, см. Фабий Валент. Юлий Валент. Валериан, см. Юлий Валериан Валерий Аксер (Апр? Аспер?) отпущенники Валерия Валерий Астрей Валерий Дионисий, отпущенник Павлина. X, 104. Валерий Вар, был должен другу Плиния Атилию Кресценту; умер, не заплатив долга и оставив наследником Максима. VI, 8, § 4. Валерий Лициниан, сенатор, бывший претор, считался одним из красноречивейших адвокатов. Опасаясь, что Домициан казнит его, как соучастника в мнимом преступлении, добровольно удалился в изгнание. IV, 11. Валерий Марциал (42–102 гг. н. э.), римский поэт; оставил четырнадцать книг эпиграмм. III, 21. Валерий Павлин, консул при Траяне (год не известен), друг Плиния. II, 2; IV, 16; V, 19; IX, 3, § 37. Валерий Фест, см. Пизон Луций Кальпурний. Варен Руф, проконсул Вифинии; вифинцы, обвиняя Юлия Басса, пригласили его помочь им в этом деле. Вскоре, однако (вероятно, ок. 105 г.), они обвинили и его в вымогательстве; Варена защищал Плиний, и вифинцы отказались от обвинения. V, 20; VI, 5, § 1; 13; 29, § 11; VII, 6; 10. Варизидий Непот, сын сестры Кальвизия Руфа. IV, 4. Варрон Марк Теренций, римский ученый I в. до н. э. V, 3, § 5. Вар, см. Валерий Вар. Вейентон, см. Фабриций Вейентон. Велий Павел, проконсул Вифинии при Домициане. X, 58, § 3; 60. Велий Цереал, друг Плиния. IV, 21. Вероятно, ему же адресовано письмо II, 19. Веллей Блез, консуляр, очень богатый человек, умер при Домициане. Наследства от него добивался Регул. II, 20, § 7. Венатор, друг и почитатель Плиния, ближе не известен. IX, 20. Вестриций Спуринна, род. ок. 24 г., был трижды консулом; за свои успехи в Германии был почтен статуей. I, 5, § 8 и гл.; II, 7; III, 1; 10; IV, 27, § 5; V, 17.

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-plinij...

– Turcograecia lib.7 § 497 и др. 4 Abbildung. der alt. und neuen griech. Kirche 1.183–193. Censura orient. ecclesiae de praecipuis nostri saeculi haeretic. dogmatibus... a Stanislao Socolovio; Acta et scripta Theolog. p. Hieremia... 7 История человеческих деяний, соч. К. М. Кумы (Ιςοpια τν ανθpοιπνων πpαξοιν) т.7, стр. 380–384. 12 Как увидем ниже, патриарх Кирилл Лукарис оклеветан и умервшлен по воле великого визиря Бассы. Monumenta fidei prolegom. XLIX. 13 Такими действиями во время К. Лукариса особенно отличались великие визири Али-паша, Гуссейн. и Басса. Gesch. des Protest. Pichler. 24. 15 Истор. славянск. нар. Раича, кн. IX, гл. IX, стр. 263–265. Истор. чел. деяний. 7, стр. 383, 402. 29 Путешествующие по Востоку к кон. XVI к нач. XVII вв. свидетельствуют, что они на каждом шагу встречали развалины зданий, церквей и монастырей. 37 Когда прекратилась подать детей – неизвестно; только в конце XVII в. она уже не существовала. 38 Патриарх Марк был просвещенный, строгий и добродетельный человек: за строгие обличения неправд он заслужил нерасположение клира. Снгоп. Philip. Сург. р. 353. 51 Впрочем, патриархи обращались за милостынею только в крайних нуждах, например для уплаты Церковного долга, достигшего большой цифры. 53 Turcograecia lib. VII, р. 205; Труд. к. д. ак. 1863 г., июль 374–375; Gesch. des Protest. 28–29. 69 Turcograecia Annot. lib. VII р. 496. Ricau р. 313–316; Gesch. des Protest. 31–32; «Тр. к. д. ак.» 1863 г., июль, 79–80. 71 Таковы: патриархи Генадий, Иеремия I, Иоасаф II, Иеремия II. Тимофей. Кирилл Лукарисъ, Парфений и др. 80 Они посылали: privillegia, exceptiones indultia gratias et praerogrationes в особой булле, называвшейся: mare magnum. L. Allatius lib. III, CVII, 982–983. 87 Алляций указывает многих лиц из воспитанников русских, находившихся в греческом коллегиуме – в Риме. 89 Нужно заметить, что иезуиты старались увлечь в свои сети преимущественно молодое поколение. Chronic. Philip. Сург. р. 460–461. 91 Филиппа Кипрского, Досифея, Мелетия и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАР Марк Аврелий [лат. Caesar Marcus Aurelius Carus Augustus] (224, Нарбона, Галлия - после 29.08. 283, к востоку от р. Тигр, Месопотамия), рим. имп. (с сент./окт. 282). До восшествия на престол, вероятно, носил имя Марк Нумерий Кар. Получил образование в Риме; занимал различные посты в гос. структурах Римской империи, был сенатором. В нач. 282 г. имп. Проб назначил К. префектом претория; под его рук. К. занимался подготовкой похода рим. армии на Восток. В сент. или окт. 282 г., во время очередного солдатского мятежа, имп. Проб был убит в Сирмии (ныне Сремска-Митровица, Сербия) и К. был провозглашен императором, хотя он выступал против заговорщиков и жестоко покарал убийц Проба. К. сделал соправителями с титулами цезарей своих сыновей Карина и Нумериана. Сферой ответственности Карина стал Запад Римской империи; Нумериан сопровождал К. в походе на Восток. Тем самым К. впервые попытался сформировать режим совместного правления неск. императоров, который получил развитие при имп. Диоклетиане (284-305) и его преемниках в IV в. Во время краткого правления К. передвигался во главе основных сил рим. армии с Балкан на Ближ. Восток. В нач. 283 г. римляне разгромили сарматов и квадов на дунайской границе; летом совершили вторжение на территорию Персидской державы, захватили большую часть Месопотамии, в т. ч. столичные города Селевкию-на-Тигре и Ктесифон. В честь побед К. принял титулы Germanicus Maximus и Persicus Maximus. К. умер от удара молнии. После его смерти армию и гос-во возглавил Нумериан, к-рый вскоре заключил мирный договор с персами. В христ. традиции имя К. не связывалось с важными событиями в истории Церкви. Визант. хронисты в заметках о нем опирались в основном на сведения Евсевия Кесарийского и Аврелия Виктора (оба IV в.). В целом римское правительство того времени было полностью поглощено тяжелой борьбой с внутренним кризисом и внешними угрозами и обращало мало внимания на религ. проблемы. Ист.: Scr. hist. Aug./Ed. E. Hohl. Lpz., 1955. Vol. 2 (рус. пер.: Властелины Рима: Биографии римских императоров от Адриана до Диоклетиана/Пер.: С. Н. Кондратьев. СПб., 2001. С. 318-325); Aur. Vict. De caes. 38. Lpz., 19612; Eutrop. Breviar. IX 18-19/Ed. H. Droysen//MGH. AA. 1879. Vol. 2 (рус. пер.: Римские историки IV века. М., 1997); Euseb. Hist. eccl. VII 30. 22; Hieron. Chron. [Anno] 224; Georg. Sync. Chron. P. 472. Лит.: PLRE. Vol. 1. P. 183; MacMullen R. Roman Government " s Response to Crisis: A. D. 235-337. New Haven, 1976. И. Н. Попов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/1470369.html

15:16. Истукан для дубравы. См. коммент. к 14:3. Влияние и официальный статус царицы-матери (см. коммент. к 3Цар. 2:19 ) мешали Асе проводить реформы, а потому понятно, что он лишил ее «царского достоинства» и полностью уничтожил ее истуканы. 15:16. Долина Кедрон. Долина Кедрон начиналась сразу за восточной стеной Иерусалима; в ней находился один из главных источников водоснабжения города, источник Тихон, а потому для Асы это было прекрасное место, где он мог расправиться с языческими культами. Соломон воздвиг капища Хамосу и Молоху ( 3Цар. 11:7 ), но более поздние реформаторы – цари Аса, Езекия ( 2Пар. 29:16 ) и Иосия ( 4Цар. 23:13 ) – продемонстрировали в этой долине свою решимость в борьбе за избавление народа от растления язычеством. 15– 16:1. Хронология. Есть некоторое несоответствие между датой конфликта между Асой и Ваасой, приведенной здесь, и информацией в параллельном тексте в 3 Цар. Более подробные сведения на эту тему приводятся в коммент. к 3Цар. 15:33 . 16:1. Рама. Присоединение Ваасой Рамы (er-Ram), расположенной всего лишь в 5 милях к северу от Иерусалима, к своей территории для Иудеи имело большое значение. Точно так же, как Ровоам расширил свой контроль над главными меридиональными магистралями, соединяющими Израиль и Иудею, еще на 5 миль (см. коммент. к 13:19), Вааса захватил контроль над теми же магистралями к югу от традиционной границы между двумя государствами. В этих местах не производилось археологических раскопок. 16:2,3. Договор с Венададом. Судя по тому, в какой форме заключался этот договор (что описано здесь и в параллельном тексте в 3Цар. 15:18–19 ), Сирия, вероятно, стремилась придерживаться политики невмешательства, возможно, ожидая лучшего предложения от воюющих сторон. Венадад I царствовал в первой половине IX в. до н. э., но установить время его правления более точно не представляется возможным. В коммент. к 3Цар. 20содержится информация о трудностях, которые испытывали сирийцы в своей истории в IX в. до н. э. 16:4. Завоевания Сирии. Нападение Венадада на Северный Израиль по подстрекательству Асы стоило Ваасе потери важного торгового коридора. Города, захваченные в этом военном походе (см.: 3Цар. 15:20 ), включали Дан (центр северного культа), Ийон на севере низины Хуле (примерно в 10 милях от Дана), Авелмаим (Авел-Беф-Мааха в 3 Цар.) – все они были расположены на дороге между Сирией и финикийскими портовыми городами Тиром, Сидоном и Акко. Тот факт, что Ийон упоминается здесь первым, позволяет полагать, что нападение было с запада, а затем войска продвигались в южном направлении. Как долго эти города находились во владении сирийцев, неизвестно, но, согласно 4Цар. 10:29 , несколько десятилетий спустя они уже были под контролем Ииуя. В надписи, найденной в Дане, упоминается другая сирийская кампания против Северного Израиля, что свидетельствует о наличии постоянной угрозы Израилю со стороны Сирии.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Если бы духовная природа человека в корне была извращена, то человек, по мнению М. Аврелия, собственными силами не был бы в состоянии стать счастливым и вполне добродетельным. Между тем, и то и другое, по Марку Аврелию, вполне доступно для человека без всякой посторонней помощи: человеку для этого даны от природы все необходимые средства 886 , и ничто внешнее ему не может помешать в его стремлении к счастью и добродетели (II, 9; III, 12; V, 18; VI, 32; VI, 58; 41; X, 32; X I, 1; XII, 8 и др.). Хотя Марк Аврелий, как мы видели, по-видимому, и допускал молитвы к богам о помощи; но он в то же время дает совет переделывать все молитвы таким образом, что, в существе дела, не остается вовсе места для божественной помощи: по нему, должно молиться о том, чтобы все внешнее оставалось таким, каким оно существует, т. е. чтобы условия для счастья и добродетели оставались прежними (IX, 40). Что же касается пути, по которому человек должен стремиться и приближаться к счастью и добродетели, то таковым, по М. Аврелию, согласно его интеллектуалистическому взгляду на сущность зла, не может бить что-либо иное, как только правильное развитие нашего разума, достигаемое, главным образом, благодаря занятиям философией, в чем Марк Аврелий также находится в полном согласии с другими стоиками 887 . Благодаря своему разуму, человек, будто бы, может достигнуть такого состояния добродетели и счастья, когда его, по справедливости, можно считать равным Богу (IV, 16; VII, 67 и др.). В последнем случае интеллектуализм и автономизм в этических воззрениях Марка Аврелия сказался во всей своей силе. Автономизм, граничащий с произволом, в этических воззрениях М. Аврелия сказывается и в том, что он, по примеру всех стоиков, допускал самоубийство, когда, по мнению человека, счастье и добродетель оказываются для него здесь недоступными (VIII, 47; V, 29 и др.). Но в данном случае у Марка Аврелия, как это мы видели и у других стоиков, сказывается уже иная, противоположная тенденция, также имеющая своим психологическим корнем его односторонний интеллектуализм.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Chalenko/...

Traités. Т. 1/Ed. par G.-M. de Durand//Sources chrétiennes. 445. Paris, 1999. P. 37–49. В этом же издании имеются предисловия к каждому произведению. Хорошая справка по изданиям и литературе о преп. Марке дана в кн.: Исихазм. Аннотированная библиография/Под общ. ред. С. С. Хоружего. М., 2004. С. 225–227. 518 Юрьевский А. Марк Пустынник и его новооткрытое Слово против несториан//Сборник сочинений студентов Казанской Духовной Академии. Вып. 1. Казань, 1900. С. 29–47. 522 Chadwick Н. History and Thought of the Early Church. London, 1982. P. 125–130. С определенными колебаниями к этой гипотезе примыкает и К. Уэр, считающий личность Марка «загадкой» и полагающий возможным датировать его литературную деятельность широким диапазоном 430–535 гг. См. предисловие к французскому переводу: Marc le Moine. Traités spirituelles et théologiques/Intr. par K. Ware. Abbaye de Bellefontaine, 1985. P. IX-XV. 523 Так, А. Гриллмайер полагает, что преп. Марк принадлежал к египетским «антиоригенистам» и писал в самом начале V в. См.: Grillmeier A. Markos Eremitas und der Origenismus: Versuch einer Neudeutung von Op. XI//Uberlieferungsgeschichtliche Untersuchungen. Berlin, 1981. S. 251–284. 524 Так предполагает: Kunze J. Markus Eremita, ein neuer Zeuge für das altkirchlichen Taufbekenntnis. Leipzig, 1895. S. 62f. 526 См.: Hesse О. Erwägungen zur Christologie des Markus Eremita//Paul de Lagarde und die syrische Kirchengeschichte. Göttingen, 1969. S. 90–91. Ср. наблюдение А. Юрьевского: «Книги Нестория, появившиеся в пустыне египетской, произвели сильное волнение среди пустынников, из которых некоторые, в увлечении ересью Нестория, стали называть Христа не Богочеловеком, а только «Богоносцем». Даже Кирилл Александрийский взглянул на это волнение среди египетских монахов как на явление довольно серьезное и потому счел необходимым написать к ним послание, в котором, изложив истинное учение о Лице Иисуса Христа, просил монахов воздерживаться от суждения о непосильных и трудных для них предметах. Если уже волнения и увлечения ересью были в пустынях, тем более могли они происходить в Александрии и других больших городах того времени» (Юрьевский А. Указ. соч. С. 41). Впрочем, следует оговориться, что несторианство никогда не имело твердых позиций в Египте в отличие, например, от Сирии. 527 Мы опираемся на указанный перевод Б. Барчунова (иногда слегка изменяя его), который дается с параллельным греческим текстом. См.: Богословский сборник. 5. С. 129–179. Также используется греческий текст по изданию: Marc le Moine. Traités. Т. 2. Paris, 2000. P. 222–315. Ссылки даются в латинской нумерации глав.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

21:25–28. Есевон. Современный Телль-Есван расположен примерно в 50 милях к востоку от Иерусалима. Однако археологи не обнаружили здесь никаких следов заселения до 1200 г. до н. э. Некоторые полагают, что Есевон конца бронзового века находился в другом месте, и называют в качестве его возможного местоположения Телль-Джалул (Jalul). Раскопки последнего времени обнаруживают в этом регионе все больше и больше керамики конца бронзового века, но идентификация обитателей древних поселений по-прежнему вызывает трудности. 21:29. Хамос. Имя моавитского бога Хамоса (Шамаша), упоминаемое в израильской «насмешливой песни», посвященной победе над царствами Сигона и Ога, встречается также в надписи на «Моавитском камне», сделанной в IX в. до н. э. царем Мешей (см. также: Суд. 11:24 ; 3Цар. 11:7 ). Будучи национальным богом Моава, Хамос противостоял Яхве, как Моав противостоял Израилю. Культ Хамоса во многом походил на культ Яхве, а его свойства (попечение о своем народе, дарование земли) похожи на свойства Яхве. Это свидетельствует о том, что надежды, возлагавшиеся народами древнего Ближнего Востока на своих богов, имели много общего. Впервые Хамос упоминается в перечне богов из древней Эблы на севере Сирии (2600–2250 гг. до н. э.), и весьма вероятно, что ему поклонялись в Месопотамии и Угарите как основному божеству, связанному с глиной и глиняными кирпичами. 21:30. Область поражения. Есевон и Дивон – крупнейшие города в северной части Моава (к северу от Арнона). Дивон – современный Дибан (Dhiban), примерно в полутора милях от Арнона (вади аль-Муджиб, al-Mujib). В IX в. до н. э. он служил резиденцией царя Моава и прославился благодаря найденной здесь надписи Меши. Отсутствие находок позднего бронзового века ставит под сомнение отождествление древнего Дивона с Дибаном и заставляет искать его где-то поблизости. Тот факт, что Рамсес II также упоминает Дивон в своих анналах, подтверждает, что в конце бронзового века действительно существовал город с таким названием. Нофа не идентифицирована, да и само название этого города не вполне ясно. Медева – крупный город на севере Моава, отождествляемый с современным городом под тем же названием. Раскопки проводились здесь в ограниченных масштабах.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

306 Ин. 11:1-45 . Экзегеты давно задавались вопросом: почему синоптики не упоминают о воскрешении Лазаря? Однако теперь, когда новозаветные исследования привели к выводу, что Евангелия не были “мемуарами”, а строились на основе целого ряда источников, проблема эта потеряла остроту. Синоптики имели в своем распоряжении ограниченное число текстов и устных преданий, и рассказ о вифанском событии в их материалах мог отсутствовать. Марк, например, не включил в свое Евангелие текст молитвы Господней и другие важные разделы, имеющиеся у остальных евангелистов. 307 Ин 11,46-53 ; ср.: Мф. 26:5 ; Мк. 14:2 . 308 Ин 11,54 ; Мф. 19:1 . 309 Лк 16,19-31 . На связь притчи с воскрешением в Вифании, вероятно, указывает имя Лазаря. 310 Лк 9,59-62 . 311 Мф 20,29-34 ; Мк. 10:46-52 ; Лк. 18:35-43 ; у Мф говорится о двух слепцах. 312 Лк 19,11 . 313 Мф 20,20-28 ; Мк. 10:35-45 . 314 Мф 26,6-16 ; Мк. 14:3-9 ; Ин. 12:1-8 . Синоптики относят этот эпизод к самой Страстной неделе, но есть основания предпочесть хронологию Ин. 315 Мф 21,1-11 ; Мк. 11:1-10 ; Лк. 19:29-38 ; Ин. 12:12-18 . Осел как символ мирного пришествия впервые упомянут у пр.Захарии (9,9). 316 Ин. 12:19 . 317 Мф 21,12-13 ; Мк. 11:15-17 ; Лк. 19:45-46 ; см. гл.6, прим.6; о запрещении проносить что-либо через территорию Храма см.: Флавий И. Против Апиона, II,7; Мишна, Берахот, VII, 19; IX,8,5. 318 Мф 21,23-27,32 ; Мк. 11:27-33 ; Лк. 20:1-8 . 319 Ср.: Ис. 3:14; 5,1 сл. 320 Мф 21,33-46 ; Мк. 12:1-12 ; Лк. 20:9-19 . Аналогичной притчей, но в форме “символического действия”, принятого у пророков (ср., напр., Ис. 8:1-4 ; Иер. 19:1-15 ; Иез. 4:4-8 ), было проклятие бесплодной смоковницы — символа тех, кто не принес “плода покаяния” ( Мф. 21:18 сл.; Мк. 11:12 сл.; ср. Лк. 13:6-9 ). 321 Ин 12,20-24 . 322 Флавий И. Арх. XVIII, 3. 323 Ин 12,27 сл. 324 Мф 26,4-5 ; Мк. 14:1-2 . Позднее, как мы увидим, они изменили свое намерение. 325 Мф 22,15-22 ; Мк. 12:13-17 ; Лк. 20:20-26 . 326 “Это привычное толкование, – замечает еп. Кассиан, — успокаивает нашу ленивую мысль, да и нашу христианскую совесть, когда она встречается лицом к лицу с запросами государственной власти, по большей части равнодушной, а то и прямо враждебной Церкви. Мы склонны утешать себя тем, что и кесарь, о котором говорит Господь, был язычник и возглавлял языческое государство… Слово Христово… касается частного вопроса и отвечает на него в общей форме… Но если Господь и признает за вопрошавшими Его обязанности по отношению к государству, Он говорит о государстве как о некой чуждой силе… Господь проводит различение между Божиим и кесаревым” (еп. Кассиан (Безобразов) . Царство кесаря перед судом Нового Завета. Париж, 1949, с.10 сл. См. также: Аскольдов С. Христианство и политика. Киев, 1906, с.15 сл.).

http://azbyka.ru/syn-chelovecheskij?full...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010