Евангельские чтения начинаются на 3-м и 9-м часах после Богородична часа, а на 6-м после паримии и 2-го прокимна. Всех евангельских чтений – 9. По указанию Типикона, Евангелия от Матфея, Марка и Иоанна делятся каждое на два отдела, а Евангелие от Луки – на три. В соответствии с этим указанием они могут быть разделены примерно так: Понедельник на 3 часе Матф. 1–66 зач., I, 1–XVI, 12 « 6 часе « 67–116 зач., XVI, 13–XXVIII, 20. « 9 часе Марк. 1–39 зач., I, 1–1Х, 16. Вторник « 3 часе « 40–71 зач., IX, 17–XVI, 20. « 6 часе Луки 1–38 зач., I, 1–VIII, 39. « 9 часе « 39–82 зач., VIII, 40–XVI, 18 Среда « 3 часе « 83–114 зач., XVI, 19–XXIV, 53 « 6 часе Иоан. 1–26 зач., I, 1–VII, 36 « 9 часе « 27–46 зач., VII, 37–XIII, 32. Если Евангелие первых трех евангелистов прочитано ранее (на 6-й седмице), то Евангелие от Иоанна на Страстной седмице следует читать в таком примерно порядке: Понедельник на 3 часе Иоан. 1–7 зач., I, 1–II, 25. « 6 часе « 8–12 зач., III, 1–IV, 46. « 9 часе « 13–18 зач., IV, 47–VI, 13. Вторник « 3 часе « 19–25 зач., VI, 14–VII, 13. « 6 часе « 26–30 зач., VII, 14–VIII, 30. « 9 часе « 31–34 зач., VIII, 31–IX, 38. Среда « З часе « 35–38 зач., IX, 39–X, 42. « 6 часе « 39–41 зач., XI, 1–XII, 18. « 9 часе « 42–46 зач., XII, 19–XIII, 32. Когда полагается чтение нового евангелиста, то после Богородична часа следует возглас: «И о сподобитися нам...» Когда же следует второе или третье чтение того же евангелиста, то возглас: «И о сподобитися...» не произносится, но только «Премудрость, прости. Услышим Святаго Евангелия...» После чтения Евангелия на 9-м часе иерей уносит Святое Евангелие в алтарь. Царские врата закрываются. Завеса Царских врат остается открытой. Изобразительны обычным великопостным порядком. После «Отче наш...» – кондак Триоди «Иаков рыдаше...» Отпуст: «Грядый Господь на вольную страсть...» Вечерня с литургией Преждеосвященных Даров По предначинательном псалме ектения. Кафизма 18-я: «Ко Господу, внегда скорбети...» На «Господи, воззвах» – стихиры на 10, глас 1-й. «Слава, и ныне», глас 8-й: «Вторую Еву...»

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Ибо Вседержитель Бог не предпочел бы воспользоваться созданным Словом, потому что до рождения Его [Слова] Ему недоставало того, что Он имеет чрез Него. 6. Таковы наши оправдания и подобныя им. Но враги истины, опять заимствуя из евангельских речений, говорят, что Сын не знал будущаго дня или часа суда, но только Отец (Марк. 13, 32) и что посему Он не есть из сущности Отца. Я же утверждаю, лучше же — здравый разум, что имеющий все свойственное Отцу в величии чести (о которой очевидно вспомнил), действительный Сын Отца, когда, например, говорит: Никто же благ, токмо един Бое (Марк. 10, 18), и: несть Мое дати, но имже уготовася от Отца (Мат. 20, 23), потому именно говорит, что только Отец знает это, дабы мы ясно познали, что Он, как бы не по собственному самовластию определивши, объявляет, что Он знает сие, но что по воле Отца, т. е. знанию ведает сие и сам; ибо Он есть Слово Его, и мудрость и сияние. Почему Он и неотделим от Отца как по естеству и хотениям, так и предопределениям. Ибо, говорит, Аз и Отец едино есма (Иоан. 10, 30), потому что в противном случае никто не сказал бы, что в нераздельном свойстве вечно пребывающий в лонах Отца знает то, чтó знает Отец, потому что одна воля и одно знание как в Мудром, так и в мудрости Мудраго. Потому и во всем, свойственном Сыну, действует Отец, как в Сыне, всегда желающем всего того, чего желает Отец. Он дал и Ему власть творить суд, как Сыну человеческому. Ибо, говорит: И область даде Ему и суд творити, яко Сын человечь есть (Иоан. 5, 27). Соответственно чему и опять говорит: Дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли (Мат. 28, 18). Дадеся имеющему, дабы и истина Отца была явлена и благодарность Сына была познана, потому что, получив по причине воплощения то, чтó имеет по причине общности естества с Отцем, Он не отверг первую причину спасающей нас щедрости, т. е. любовь Отца, которую Он чрез благость Сына своего настолько излил на нас, чтобы мы, люди, возмогли соделаться причастниками (О, столь великое благо!) онаго несравненнаго и непорочнаго естества.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

8:58; сн. 1:1–3). В молитве к Отцу Он взывал: и ныне прослави Мя, Ты, Отче, у Тебе Самого славою, юже имех (εχον) у Тебе (παρ Σοι) прежде мир не бысть (17:5); якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут (17:21). Посему по совершении искупления Он опять взойдет туда, идеже бе прежде (6:62). Были случаи, когда Иисус Христос особенно решительно и ясно свидетельствовал о Своем божестве. Так было, напр., близь Кесарии Филипповой, когда ап. Петр от лица всех апостолов исповедал Его Христом, Сыном Бога живаго ( ις το Θε το Ζντος). Приняв это исповедание, открытое Петру Отцом, Иже на небесех ( Мф. 16:16–17 ), Иисус Христос тем засвидетельствовал, что Он есть истинный Сын Божий, равный Отцу. Доказывая Свое право исцелять в субботу (в беседе по поводу исцеления расслабленного – Иоан. 5 гл.), Он говорил иудеям: Отец Мой доселе делает, и Аз делаю. Этими словами Он усвоил Себе и божественное сыновство и равенство по власти с Отцем. Иудеи искали убить Его не за нарушение только субботы, но за то, что Отца Своего (διον) глаголаше Бога, равенся творя Богу. По их пониманию, следовательно, когда Иисус Христос называл Себя Сыном Божиим, то делал Себя равным Богу (Πατρα διον λεγε τν θεν, σον " Εαυτν ποιων τφ Θε), и, значит, называл Себя Сыном Божиим в особенном и исключительном смысле. И Иисус Христос в дальнейшей беседе подтвердил правильность такого их понимания. В другой раз пред ними же Он говорил: Аз и Отец едино есма. Яко во Мне Отец, и Аз в Нем (10:30. 38). И опять иудеями слова были поняты так: человек сый, твориши Себе Бога (32 ст.). Наконец, решительное свидетельство о Себе Иисус Христос дал пред Своею кончиною. Иудеи, не имея других обвинений против Него, хотели признать Его достойным смерти именно за Его учение о Своем божественном сыновстве. На последнем суде, по выслушании лжесвидетелей на Иисуса, первосвященник спросил Его: заклинаю Тебя Богом живым, да речеши нам, аще Ты еси Христос, Сын Божий ( Мф. 26:63 ), Христос ответил: ты рекл еси (64 ст.), т. е. твои уста исповедали, что Я Сын Божий (Аз есмь – по Марк. 14:62 ). Первосвященник разодрал одежды свои и воскликнул: Он богохульствует, – и затем все сказали: Он повинен смерти ( Мф. 26:65–66 ). Перед Пилатом иудеи Его обвиняли: по закону нашему должен есть умрети, яко Себе Сына Божия сотвори ( Иоан. 19:7 ). Ясно, что здесь название «Сын Божий» имеет особый смысл: Он обвиняем был в том именно, что Он сделал Себя равным Богу, выдав Себя за Сына Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Скачать epub pdf Нравственное учение  христианства Христианская нравственность прежде всего универсальна, всеобща: она обращена ко всем людям без исключения, т.к. все они созданы Богом, который для всех их есть один Отец. Во-вторых, христианская нравственность – это нравственность любви, которая преодолевает формализм ветхозаветной законнической морали. Христос учил: «Не человек для субботы, а суббота для человека» (Марк,2,27). Христианская нравственность основывается на ясном указании самого Христа: «Ищите прежде царства Божия и правды Его» ( Мф.6,33 ). Однако искание царства Божия имеет смысл  лишь в том случае, если оно свободно, т.е. не обусловлено внешним принуждением. Свобода же дается познанием истины: «Познайте истину, и истина сделает вас свободными» ( Иоан.8,32 ). Истина же – во Христе: «Если Сын вас освободит, истинно свободны будете». Кроме того, соединяясь со Христом, человек приобретает и помощь Божию в своем свободном поиске царства Божия: «Во Христе мы не под законом, а под благодатью». Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kon...

а) когда Он сказал: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего ( Иоан. 5:19 ), то сказал по лич­ному отношению своему к Отцу, от которого и с которым имеет не только единое бытие, но и единое хотение, единое действование, единое могущество; а потому, естественно, все, что ни творит, творит всегда от Отца и со Отцом, и ничего не может тво­рить только от самого Себя; 579 б) когда сказал: Отец Мой более Меня ( Иоан. 14:28 ), то сказал сколь по личному отношению к Отцу, как причине своей, 580 столь же – и по своему человечеству, которое, без сомнения, ниже боже­ства; 581 в) когда сказал: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему ( Иоан. 20:17 ), – то сказал и как Сын Божий и как человек; ибо Бог есть Отец Его по естеству, а Богом Его сделался по домостроительству, поскольку Сын принял на Себя человеческую природу, – между тем, как по отношению к нам, наоборот, Бог есть Отец только по благодати, а Владыка и Бог по естеству; 582 г) когда сказал: о дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец ( Марк. 13:32 ; Матф. 24:36 ), – сказал и по человечеству своему, находясь притом в состоянии произвольного самоуничижения, 583 и по планам домостроительства, находя неполезным открывать людям о вре­мени суда; 584 д) когда сказал: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты ( Матф. 26:39 ), – показал в Себе две воли: человече­скую, которая, по немощи плоти, молилась, чтобы страдание мино­вало, и Божескую, которая совершенно сходна или тождественна с волею Отца, и готова была принять страдание и смерть; 585 е) когда воззвал на кресте: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? ( Матф. 27:46 ), то воззвал Он от лица нашего: ибо не за Себя страдал Он, а за нас, и не сам Он был оставлен Богом Отцом (это и невозможно по единству и нераздельности Их существа), но мы были оставлены, для примирения коих с прогневанным Божеством Он и восходил на крест. 586 “Под тот же взгляд, говорит святой Григорий Богослов , подхо­дит и то, что Сын страданиями навык послушанию, а также Его вопль, слезы, молитва , услышание за благоговение ( Евр. 5:7,8 ): – все это совершается и чудесным образом совокупляется от нашего лица. Сам Он, как Слово, не был ни послушлив, ни непослушлив (так как то и другое свойственно подчиненным и второстепенным, и одно добронравным, а дру­гое достойным наказания), но как образ раба ( Филип. 2:7 ), снисходить к сорабам и рабам, приемлет на Себя чужое подобие, представляя в Себе всего меня и все мое, чтоб истощить в Себе мое худшее, подобно тому, как огонь истребляет воск, или солнце – земной пар, и чтоб мне, чрез соединение с Ним, приобщиться свойственного Ему”. 587

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Вместе с тем Он открыл чрез это славу божества своего, запечатлел истину своего учения и действительность искупительной жертвы своей за человека и потому принял от Отца своего небесного всякую власть на небе и на земле ( Матф. 25, 18 ). Тогда служение Его на земле исполнилось. Он являлся ученикам своим, чтобы уверить их в истине воскресения своего, преподать им наставления об устройстве благодатного царства своего на земле, то есть, новозаветной Церкви, и, так сказать, вознаградить их за скорби, перенесенные ими во дни Его страданий и смерти ( Иоан. 14, 18; 16, 22 ); но Он уже не обращался с ними постоянно, как это было прежде. Он и по человечеству своему был уже не от мира сего, Ему предлежало, как Богочеловеку, принял владычество над всем миром и, как сам Он предсказывал ( Иоан. 14, 2. 3 ), уготовать последователям своим обители небесные. Через сорок дней по воскресении своём Он вознёсся на небо, а верующим ниспослал потом от Отца своего Духа Утешителя, наставляющего их на всякую истину ( Иоан. 16, 7 ; Деян. 2, 1–4 ). Господь, говорит св. евангелист, вознесеся на небо и седе одесную Бога ( Марк. 16. 19 ): этим выражается полное царственное достоинство и власть Иисуса Христа по отношению к целому миру, полное равночестие Его, как Богочеловека, Богу Отцу и Духу Святому. В таком состоянии славы Искупитель наш продолжает своё служение спасению человека тем, что Он, по учению св. апостола, может до конца спасать приходящих чрез Него к Богу, всегда жив сый, еже ходатайствовати о них ( Евр. 7, 25 ). Как царь неба и земли, Он имеет все средства содействовать верующим в борьбе со врагами спасения их, и потому Ему подобает царствовати, дóндеже положит вся враги под ногами своими. Последний же враг испразднится смерть... И тогда сам Сын покорится покоршему Ему всяческая, да будет Бог всяческая во всех ( 1Кор. 15, 25–28 ). Часть четвертая. Об освящении человека 32. Сущность предмета Для того, чтобы участвовать в спасении, приобретённом человеческому роду Иисусом Христом, каждый из нас должен сделаться Христовым.

http://azbyka.ru/otechnik/Nazarij_Favoro...

е. имеет полноту божественной власти. Вследствие принятия зрака раба для спасения людей, Сын человеческий не имать где главы предклонити ( Мф. 8:20 ; сн. Лук. 9:58 ). В добровольном уничижении Его причина того, что иже речет слово на Сына человеческаго, отпустится ему, тогда как хула на Духа не отпустится человеком ни в сей век, ни в будущий ( Мф. 12:31–32 ). Крестные страдания и смерть Сына человеческого имели совершиться во исполнение пророческих о Нем предсказаний: се восходим в Иерусалим, говорил Он, и скончаются (исполнятся) вся написанная пророки о Сыне человеческом ( Лук. 18:31 ); Сын человеческий идет по реченному ( Лук. 22:22 ), но горе человеку тому, имже предается ( Лук. 22:22 ). Сын человеческий предан будет архиереем и книжником, и осудят Его на смерть, и предадят Его языком на поругание, и биение, и пропятие ( Мф. 20:18–19 ). И якоже бе Иона во чреве китове три дни и три нощи, тако будет и Сын человеческий в сердцы земли три дни и три нощи ( Мф. 12:40 ). После же этого последует прославление Его, почему еще задолго до крестных страданий Он говорил иудеям: егда вознесете Сына человеческаго, тогда уразумеете, яко Аз есмь ( Иоан. 9:28 ), а при наступлений страданий взывал: прииде час, да прославится Сын человеческий (12:23); ныне прославися Сын человеческий, и Бог прославися о Нем (13:31). Сын человеческий в третий день воскреснет ( Мф. 17:23 ). Узрите Сына человеческаго восходяща, идеже бе прежде ( Иоан. 6:62 ), и одесную седяща силы ( Марк. 14:62 ; сн. Лук. 12:19 ). Бог Отец область даде Ему и суд творити, яко Сын человечь есть ( Иоан. 5:27 ). И будет время, когда явится знамение Сына человеческаго на небеси, и тогда воспла- чутся вся колена земная и узрят Сына человеческаго, грядуща на облацех небесных с силою и славою многою ( Мф. 24:30 ). Яко молния исходит от восток и является до запад, тако будет и пришествие Сына человеческаго ( Мф. 24:27 ). Тогда сядет Сын человеческий на престоле славы Своея ( Мф. 19:28 ), послет Сын человеческий ангелы Своя, и соберут от царствия Его вся соблазны и творящих беззакония и ввергнут в пещь огненную ( Мф. 13:41–42 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

е. распятого Сына человеческого) не погиб, но имел жизнь вечную“. Это видно также из следующих стихов, где указывается и объяснение, почему Христос должен пострадать и умереть. „Ибо так возлюбил Бог мир“, – гово­рит Христос, «что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него“. Бог любит творение Свое, и в силу этой любви Он дал человеку средство примириться с Со­бой. Это средство – крестная смерть Мессии. Сына Своего единород­ного, рожденного Им прежде всех веков, Он отдал (δωκε), т. е. не только послал (πστειλε), но предал на смерть, опреде­лил к смерти ( Лук. 22:19 ; Гал. 1: 4 ; Иоан. 6:51 ), или, как выражается апостол Павел: „Сына Своего не пощадил, но пре­дал Его за всех нас“ ( Рим. 8:32 ). Такой смысл слову „ δωκε“ (отдал, предал) нужно усвоить здесь потому, что оно, очевидно, соответствует слову: „вознесену быть“ (ψωθναι), которое, как мы видели, нужно отнести к крестной смерти Христа. Вообще, нужно заметить, что слова „δδωμι“ И „ παραδδωμι“ (даю, предаю), встречаясь и в других местах, где говорится об Иисусе Христе, всегда употребляются именно для обозначения Его крестной смерти (ср. Рим. 4:25; 8:32 ; 1Тим. 2:14 и др.). Нелишним считаем заметить, что учение Иисуса Христа о том, что Он пострадает и умрет для искупления людей, находится также и у других евангелистов, кроме Иоанна (ср., напр., Мф. 20:17 –19 ; Лук. 18:31–33 ; Иоан. 16:7 ; Мф. 20:28; 26:28 ; Мр. 14:24 и др.). Далее, нет сомнения и в том, что Иисус Христос учил о Себе, как о Христе, Сыне Божием, единосущном с Богом Отцом. Однажды, пришедши в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: „за кого люди почитают Меня. Сына человеческого?“ На это ученики отвечали Ему: „одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию или за одного из пророков“. „А вы за кого почитаете Меня?“ спросил Он снова. „Ты Христос, сын Бога живаго“, свазал Петр. Тогда Иисус сказал ему: „блажен ты Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах“ ( Мф. 16:13 –17 : Марк. 8:28–29 ; Лук. 9:18–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

В еруем, что в Церкви есть Евангельские Таинства, числом семь. Ни менее, ни более сего числа Таинств в Церкви не имеем. Число Таинств сверх семи выдумано неразумными еретиками. Семеричное же число Таинств утверждается на Священном Писании , равно как и прочие догматы православной Веры. И во–первых: Святое Крещение предал нам Господь в сих словах: “Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа” ( Мф. 28:19 ); “Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет” ( Мк. 16:16 ). Таинство Святого Мира, или Святого Миропомазания также основывается на словах Спасителя: “Вы же оставайтесь во граде Иерусалиме, доколе облечетесь силою свыше” ( Лк. 24:49 ), каковою силою Апостолы и облеклись по сошествии на них Святого Духа. Сила сия сообщается посредством таинства Миропомазания, о котором рассуждает и Апостол Павел ( 2Кор. 1:21–22 ), а яснее Дионисий Ареопагит . Священство основывается на следующих словах: “Сие творите в Мое воспоминание” ( 1Кор. 11:24 ); также еще: “Что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, будет разрешено на небесах” ( Мф. 16:19 ). Бескровная Жертва – на следующих: “Примите, ядите, сие есть Тело Мое…. пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Нового Завета” ( 1Кор. 11:24–25 ); “Если не будете есть Плоти Сына Человеческого, и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни” ( Иоан. 6:53 ). Таинство брака имеет основание в словах самого Бога, сказанных о нем в Ветхом Завете ( Быт. 2:4 ); каковые слова подтвердил и Иисус Христос, говоря: “Что Бог сочетал, того человек да не разлучает” ( Мр. 10:9 ). Апостол Павел брак называет великою тайною ( Еф. 5:32 ). Покаяние, с которым соединяется таинственная исповедь, утверждается на сих словах Писания: “Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся” ( Иоан. 20:23 ); также: “Если не покаетесь, все так же погибнете” ( Лк. 13:3 ). О таинстве Святого елея, или молитвенном Елее, упоминает Евангелист Марк, яснее свидетельствует брат Божий (5:14–15).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

«Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое, и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым» (Матф. 3:12; Луки 3:17) — Христос очистит народ Свой, как хозяин очищает свое гумно от плевел и сора, пшеницу же, то есть уверовавших в Него, соберет в Свою Церковь, как бы в житницу, а всех, отвергающих Его, предаст вечным мучениям. Крещение Господа Иисуса Христа (Матф. 3:13-18; Марка 1:9-11; Луки 3:21-22; Иоан. 1:32-34). О крещении Господа Иисуса Христа повествуют все четыре Евангелиста. Подробнее всех изображает это событие св. Матфей. «Тогда приходит Иисус от Галилеи...» Евангелист Марк дополняет, что именно из Назарета Галилейского. Это было, по-видимому, в тот же 15-й год правления Тиверия кесаря, когда, по св. Луке, Иисусу исполнилось 30 лет — возраст, требуемый учителю веры. По св. Матфею, Иоанн отказывается крестить Иисуса, говоря: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» А по Евангелию от Иоанна, Креститель не знал Иисуса до крещения (Иоан. 1:33), пока не увидел Духа Божья в виде голубя, сходящего на Него. Противоречий здесь нет. До крещения, Иоанн не знал Иисуса как Мессию, но когда Иисус пришел к нему просить о крещении, он, как пророк, проникавший в сердца людей, сразу почувствовал Его святость, безгрешность и Его бесконечное превосходство над собой, почему и не мог не воскликнуть: «Мне надобно креститься от Тебя...» Когда же увидел он Духа Божья, сходящего на Иисуса, тогда уже окончательно удостоверился, что перед ним Мессия-Христос. «Так надлежит нам исполнить всякую правду,» — ответил Крестителю Иисус Христос (Матф. 3:15); это значит, что Господь Иисус Христос, как Человек и Родоначальник нового, возрожденного Им человечества, должен был Собственным примером показать людям необходимость всех Божественных установлений. Но уже «крестившись, Иисус тотчас вышел из воды» (Матф. 3:16), потому что Ему, безгрешному, не было надобности исповедоваться, как делали это все остальные крещающиеся, оставаясь при этом в воде. Св. Лука (3:21) передает, что «Иисус крестившись, молился,» несомненно, о том, чтобы Отец Небесный благословил начало Его служения.

http://sedmitza.ru/lib/text/430484/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010