Мк.16:12 . После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение. Этими словами указывается на явление Иисуса Христа Апостолам Луке и Клеопе на пути в Еммаус, о котором повествует еванг. Лука ( Лк.24:13–35 ). В ином образе, так что Апостолы не могли узнать Господа (16 ст.). Когда шли в селение, т.е. в Еммаус (13 ст.), находившийся в десяти верстах от Иерусалима. Мк.16:13 . И те, возвратившись, возвестили прочим; но и им не поверили. Евангелист Лука повествует, что когда путешествовавшие в Еммаус, ученики сказали Апостолам о явлении им Господа, то последние говорили, что Он действительно воскрес и явился Симону (ап. Петру, 34–35 ст.), а между тем у еванг. Марка повествуется, что Апостолы не поверили Еммаусским путешественникам. Как понимать такое разногласие? – Апостолы видят и слышат, что Господь является то там, то здесь и притом в ином образе; это могло повергнуть их в сомнение, тем более, что они еще не понимали нового бытия Господа на земле по воскресении и вера их была некрепка. Это-то сомнение и маловерие Марк и называет неверием (Мих). Мк.16:14 . Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили. Последи явися (наконец явился). Это было не последнее явление Иисуса Христа, но еванг. Марк, опуская другие явления, бывшие в течение 40 дней по воскресении ( Деян.1:3 ), заканчивает сим свое Евангелие, почему и повествует о нем, как о последнем. Явился самим одиннадцати (единомунадесяте). Об этом явлении повествуют и евангелисты Лука ( Лк.24:36–49 ) и Иоанн ( Ин.20:19–23 ), каждый с некоторыми особенностями. Упрекал их за неверие и жестокосердие (поноси неверствию их и жестокосердию) яко видевшим Его вставша не яша веры (не поверили), напр. Марии Магдалине и другим мироносицам, ап. Петру и Еммаусским путешественникам Луке и Клеопе. Это обстоятельство также показывает, с одной стороны, как Апостолы были осторожны в отношении веры в воскресение Христово, а с другой стороны, оно служит неопровержимым доказательством истинности сего величайшего события; значит, воскресение Христово было не мечтой Апостолов: они все сначала не верили и принимали даже упреки за это неверие от Самого Господа! (чит. объясн. 11 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Мф.16:21 .  С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. (Ср. Мк.8:31 ; Лк.9:22 ). Галилейское служение Христа простому народу теперь окончилось. Слово «старейшины» или «пресвитеры» первоначально прилагалось к таким старым людям, которые могли быть в совете пригодными представителями остального народонаселения, но задолго до времени Христа это название перестало означать возраст и сделалось названием должности. Оно означало лиц, которые считались пригодными по своему высокому или влиятельному положению в обществе войти в состав сената. Старейшины Синедриона были, без сомнения, главными лицами в государстве. Они были как бы шейхами народа. Слово «шейх» значит «старик». Мф.16:22 .  И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! Марк ( Мк.8:32 ) только один прибавляет слова «и говорил о сем открыто». Слов, которые произнес Петр, Марк не помещает, и они встречаются только у Матфея. Возражение Петра основывалось на том, что его исповедание было совершенно противоположно настоящей речи Христа о Его страданиях. Мф.16:23 .  Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое. (Ср. Мк.8:33 ). Возражение Петра свидетельствует о том, что ни он, ни другие ученики не понимали достаточно речь Христа о Его истинном мессианском величии. «Петр, заключая о деле по человеческому и плотскому рассуждению, думал, что страдание Христа позорно и Ему несвойственно» (свт. Иоанн Златоуст ). Согласно Златоусту, Христос, отвечая Петру, сказал, что препятствовать Ему и сокрушаться о Его страдании не только вредно и пагубно для Петра, но что он и сам не может спастись, если не будет всегда готов умереть. Некоторые толкователи думали, что не Петр был теперь порицаем, а злой дух, который внушил апостолу такие речи. Здесь употреблено такое же выражение, какое Спаситель употребил в Мф.4:10 , и, без сомнения, Он высказал его относительно того же самого искусителя. Он взглянул на мгновение через Петра и увидел за ним прежнего Своего врага, искусно воспользовавшегося предрассудками, вспыльчивостью и честностью простодушного апостола. В действительности же это было прежнее искушение, которое теперь было сделано через Петра, – избежать страданий, гонения, злобной ненависти, презрения и смерти и вместо этого воздвигнуть земное владычество с полной властью над земными престолами.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Во время обеда Господь обратился к Петру и спросил его: „Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они?“ Петр уже не уверяет Господа, как прежде, в своей особенной любви к Нему, а смиренно отвечает: „так, Господи! Ты знаешь, что люблю Тебя“. Господь сказал ему: „паси агнцев Моих“. После сего Господь еще раз спросил Петра: „Симон Ионин! любишь ли ты Меня?“ Не прибавил больше сих, видя, что Петр глубоко смирился. Петр отвечает Ему прежними словами: „так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя“. Иисус говорить ему: „паси овец Моих“. Спросив еще, в третий раз, Петра о любви к Нему, Господь восстановил его в правах апостола и предсказал ему о мученической кончине, которою он окончательно докажет свою любовь к Нему и завершить свои апостольские труды. § 105. Явление Господа на горе Галилейской и Его последние наставления апостолам. (Мф. 28, 16–20; Марк. 16, 15–18; 1 Кор. 15). После явления избранным друзьям на море Тивериадском, последовало торжественное явление Господа в Галилее, о котором предвозвестили – Он Сам и Ангел через мироносиц. Местом этого явления была гора, на которой, кроме одиннадцати апостолов, было более пятисот верующих. Когда Господь явился, то апостолы и другие верующие с благоговением поклонились Ему, а некоторые усомнились. Тогда Господь подошел к ним ближе, чтобы все могли видеть и узнать Его, и сказал: „дана Мне всякая власть на небеси и на земли; итак, идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; кто будет» веровать и крестится, тот спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет; верующие именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми! языками; будут брать руками змей, и если что смертоносное выпьют, не повредить им; возложат руки на больных, и те будут здоровы“. Потом, отходя от них, все эти свои Божественная обетования Господь соединил в одно величественное слово: „И се, Я с вами во все дни до скончания века, аминь“. § 106. Вознесение Господне. (Марк. 16, 19; Лук. 24, 44–53; Деян. 1, 1–11).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/s...

Скачать epub pdf Радость духовная См. также: Подвиг . 733; Покаяние . 770. 932. О духовной радости насельников обители аввы Аполлония На лице иноков обители аввы Аполлония сияло дивное веселье н радость – некий божественный восторг, какого не увидишь у других людей на земле. Мы не видели там ни одного печального лица. Если же кто-либо иногда казался несколько омраченным скорбью, авва Аполлоний немедленно спрашивал о причине печали. Очень часто при желании со стороны брата скрыть причину скорби он сам открывал, что таилось у того в душе, и тогда приходилось сознаваться тому, кто испытал на себе прозорливость аввы. Тогда авва начинал увещевать его, говоря, что вовсе не должно быть места скорби у тех, для кого спасение – в Боге и надежда – в Царстве Небесном. Пусть предаются скорби язычники, пусть плачут иудеи, пусть любят все земное, радуются тленным и ненадежным предметам, нам же должно гореть восторгом, если только мы действительно ожидаем небесной славы и вечного блаженства. Не этому ли учит нас Апостол: “Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе” ( 1Фес. 5:16–18 ). (Руфин. Жизнь пустынных отцов. С. 50). 933. На лице святого Григория Синаита отражалась радость жизни в Боге Однажды, видя преподобного Григория Синаита выходящим из своей келии с радостным лицом, я (жизнеописатель святого. – Ред.) в простоте сердца спросил его о причине такого явления. Приснопамятный муж как чадолюбивый отец отвечал мне так: “Душа, прилепившаяся к Богу и снедаемая любовью к Нему, восходит выше творения, живет выше видимых вещей и, наполнившись вся желанием Божиим, не может укрыться. Ведь и Господь обещал ей, говоря: ”…Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно” ( Мф. 6:6 ), – и еще: ”…да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного” ( Мф. 5:16 ), – ибо тогда сердце прыгает и веселится, ум бывает весь в приятном волнении, лицо весело и радостно, по словам: веселое сердце делает лице веселым…” ( Притч. 15:13 . Афонский патерик. Ч. 1. С. 389). Читать далее Источник: Отечник проповедника : 1221 пример из пролога и патериков/Игумен Марк (Лозинский). - [Б. м.] : Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008. - 736 с. : портр. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

«Двое из них» – не из апостолов, а вообще из учеников Христовых, пребывающих в Иерусалиме (ср. стих 33), на которых есть намек в 9-м стихе в словах: «и всем прочим». «Эммаус» – у Иосифа Флавия Аммаус (Иосиф Флавий. «Иудейская война», VII, 6, 6) – небольшое селение в 60 стадиях (1,5 геогр. мили) от Иерусалима к северо-западу, т.е. в трех часах пути (был еще город Эммаус, или Никополь, в долине Иудейской, но он находился в 176 стадиях от Иерусалима 33 . Из двух путешественников известно только имя одного – Клеопы (стих 18). В другом спутнике видели то какого-то неизвестного Аммаона ( Амвросий Медиоланский ), то Нафанаила (Епифаний), то Петра или Симона Зилота ( Ориген , Кирилл) и, наконец, самого Луку (Феофилакт). Но все это одни предположения. «И разговаривали», точнее: «и сами разговаривали» ( κα ατο μλουν). Евангелист, очевидно, хочет сказать, что их рассуждения были иного рода, чем те, какие вел с ними Христос, на пути подошедший к ним. «Сих событиях». Каких? Только ли тех, что описаны в начале 24-й главы? Вероятнее всего, что евангелист имеет здесь в виду вообще события страданий и смерти Христа. Лк.24:15 .  И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними. Лк.24:16 .  Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его. «И Сам Иисус» ( κα ατς ησος). Т.е. Сам Иисус лично, о Котором путники только что говорили друг с другом. «Приблизившись» – вероятно, нагнав их. «Глаза их были удержаны». Это было особое чудесное действие Божие (соответственное «открытию» глаз, о котором упомянуто в 31-м стихе). Евангелист Марк объясняет это несколько иначе ( Мк.16:12 ), но его сообщение можно рассматривать как поясняющее это чудесное божественное действие: глаза учеников «были удержаны» (Лука), потому что Христос явился им в новом виде (Марк) 34 . Лк.24:17 .  Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны? Лк.24:18 .  Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни?

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Марк (16:12-13), прочие ученики не поверили . Надо полагать, что их смутили эти непонятные для них явления Господа то тут, то там, невозможные для обыкновенного человека, а также и то, что Он явился эммаусским путникам " иным образом " . Вера их не была еще твердой, так как они не понимали еще нового бытия Господа по воскресении, не знали свойств Его прославленного Тела. Вот почему, когда Он затем является всем им вместе, при закрытых дверях, они принимают Его за призрак. Кратко упоминает об этом явлении св. Марк, подробно рассказывают о нем св. Лука и св. Иоанн, взаимно дополняя друг друга. По словам св. Луки, Господь явился десяти ученикам, собранным вместе (отсутствовал Фома, по св. Иоанну), как раз в то время, когда пришедшие из Эммауса Лука и Клеопа еще продолжали свой рассказ, как бы для того, чтобы рассеять в своих учениках всякие сомнения и излечить их от остатков неверия. По словам св. Иоанна, это было " в тот же первый день недели вечером " . Тут св. Иоанн отступает от обычного еврейского счисления, по которому вечер есть начало другого дня. Двери дома были заперты из опасения от иудеев — " страха ради иудейска " ; до учеников, видимо, дошла молва, что тело Христово было, якобы, украдено ими, и поэтому они вполне естественно могли опасаться каких-нибудь насильственных мер со стороны враждебно настроенных к ним иудеев. И вот — " когда двери дома, были заперты " , " пришел Иисус, стал посреди их, и говорит им: мир вам! " Здесь проявилось особенное свойство прославленного Тела Господа, по которому вещественные предметы не составляли для Него препятствия к прохождению сквозь них. Чудесность такого прохождения Господа сквозь закрытые двери вызвала смущение учеников, о котором говорит св. Лука: " Смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа " — они подумали, что это только дух Господа, отрешенный от тела и пришедший к ним из шеола, то есть что явившийся к ним не живой, а мертвец. Для уверения, что это именно Он, Господь показывает им руки и ноги Свои, раны от гвоздей, которые свидетельствуют, что это то же самое тело, которое распято было на кресте, предлагает даже осязать Себя, дабы убедиться, что это Он Сам, а не дух или призрак Его. С целью искоренить в учениках последние остатки неверия, Господь вкушает перед ними, вероятно, оставшуюся от их вечери часть печеной рыбы и сотового меда. " Возрадовались ученики, увидев Господа " — сомнения их рассеялись, и их охватила та радость, о которой предсказывал им Господь на Тайной Вечери: " Но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас " (Иоан. 16:22)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1425...

Марк ( Мк.8:34 ) и Лука ( Лк.9:23 ) говорят, что Христос сказал это к народу и вообще ко всем. Сказал это, утверждая, что не только не неприлично для Него умереть, но что и никто другой не может быть Его учеником, если не умрет за благо. «Аще кто хощет, – говорит, – по Мне ити, или – следовать за Мною, как ученик и подражатель Мой, – да отвержется себе, – т.е. своей воли, преданной страстям и привязанной к этой жизни, или – своего тела, не щадя его во время бедствий и испытаний, но даже подвергая его опасностям, – и возмет крест свой», – т.е. пусть помнит о своей смерти (крестом обозначил смерть, потому что крест тогда был орудием смертной казни), пусть всегда ожидает смерти, пусть постоянно будет готов к ней, и ежедневно умирает своею волею. Это изречение объяснено и иначе в десятой главе. И смотри, как сказал: аще кто хощет, муж или жена, или начальник, или подчиненный, и аще хощет, потому что никого не принуждает против воли; а чтобы ты не подумал, что достаточно только страдать (так как и разбойники, и грабители, и волшебники, и другие злые люди много страдают), присоединил: «и по Мне грядет», научая, что нужно не только претерпеть это, но последовать за Ним, т.е. идти по следам Его жизни. Мф.16:25 .  Иже бо аще хощет душу свою спасти, погубит ю: и иже аще погубит душу свою Мене ради, обрящет ю. Ибо кто хочет душу (жизнь) свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее. Сказал это и в десятой главе; там найди и объяснение. Марк же ( Мк.8:35 ) сказал: «Мене ради и Евангелия», т.е. ради Меня и Моего учения. Мф.16:26 .  Кая бо польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит? Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Конечно, невозможно приобрести весь мир; но если бы это было возможно, не было бы никакой пользы от этого. В мире все смертно, а душа бессмертна; наслаждение всем этим – временное, а наказание души – вечное. Далее еще усиливает страх; этим обыкновенно Он исправляет слушателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Народ, чающий спасения от скинии и распростёртый ниц перед кивотом Завета, пробудил в пророке дух служения истине и правде, жалость к народу и жажду спасения его. И вот благодать, жившая в Валааме, заговорила устами его, и он низвёл на Израиля благословение Божие и Божью благодать, хотя, может быть, на другой же день он снова пошёл бы к Валаку с предложением продать ему Божий дар 2 . То, что было с Валаамом, то, вне всякого сомнения, случается и с каждым недостойным пастырем настоящего времени. Эту мысль православная Церковь выразила в таком сказании: Преподобный Марк Египетский в течение тридцати лет совсем безвыходно прожил в своей келье. К нему обыкновенно приходил поблизости живший священник и приносил ему св. причащение. Диавол, видя такое крепкое терпение великого подвижника, задумал искусить его. И что же он сделал? Внушил одному бесноватому идти к старцу будто бы для молитвы. Одержимый злым духом, придя к преподобному Марку, закричал: «твой пресвитер имеет гнусные пороки, не позволяй ему более входить к тебе». Святой старец, посмотрев на него, сказал ему: «сын! все выбрасывают нечистоту вон, а ты принёс её ко мне. В Св. Писании сказано: «не судите, да не судимы будете» ( Мф. 5:16 ). Впрочем, если священник действительно такой великий грешник, как ты говоришь, то Господь всё-таки спасёт его, ибо сказано: «молитесь друг за друга, чтобы исцелиться» ( Иак 5:16 )». После этих слов святой старец, сотворив молитву, изгнал из человека беса и отпустил его здоровым. Когда по обыкновению пришёл священник, старец принял его с радостью. И Всеблагий Бог , видя незлобие старца, явил ему чудо: «ибо, когда священник приступил к св. причащению, я увидел, – рассказывал сам старец, – что ангел Господень сошёл с неба и положил руку свою на пресвитера и пресвитер сделался как бы огненным столпом. Когда же я с изумлением смотрел на это видение, услышал голос, говорящий мне: «человек, что ты удивляешься сему, если и земной царь не позволяет своим вельможам предстать пред собою нечистыми, а требует от них великолепия, то тем более Божественная сила. Ужели она не очистит служителей св. таинств, предстоящих пред небесной славой?»». Таким образом, мужественный подвижник Марк Египетский удостоился сего дара за то, что не осудил своего пресвитера и не заменил его другим, более достойным и благочестивым священником.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

Первосвященники, однако же, и в пасхальную субботу не знали покоя. Рано утром они пришли к Пилату и сказали ему; „господин, мы вспомнили, что этот обманщик говорил: после трех дней воскресну; итак, прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его ночью не украли Его и не сказали народу: Он воскрес из мертвых; тогда этот последний обман будет хуже первого“. Пилат сказал им: „вы имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете“. Они пошли, поставили у гроба стражу и приложили к камню свою печать. Таким образом, хотя первосвященники старались очернить даже память умершего Господа, но сделали то, что гроб Его, как по истине царский, был охраняем воинами. § 98. Воскресение Господа нашего Иисуса Христа. (Мф. 28, 1–15; Марк. 16, 1–8; Лук. 24, 1–11; Ин. 20, 1). «Ты не оставишь души Моей во аде и не дашь Святому Твоему увидеть тление» ( Пс. 15, 10 ). «Оживить нас чрез два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицем Его» ( Ос. 6, 2 ). «Смерть! где твое жало? Ад ! где твоя победа?» (там же 13, 14). После полуночи с субботы на следующий после неё день (ныне воскресенье), Господь наш Иисус Христос, силою своего Божества, воскрес из мертвых. Стража стояла у гробовой пещеры, камень лежал, и печать была цела. Только сотряслась земля, когда Господь выходил из Своего гроба. Вскоре после сего явился Ангел Господень, отвалил камень от двери гроба 91 и сел на него. Вид его блистал, как молния, а одеяние его было бело, как снег. Приставленные ко гробу воины помертвели от страха; опомнясь же, бросились бежать. Прибежав в город, они рассказали первосвященникам обо всем, что случилось. Первосвященники, устроив совещание со старейшинами, дали стражам денег и сказали: „говорите всем, что ученики Его, пришедши ночью, украли Его, когда вы спали. Если же слух об этом дойдет до правителя, то мы уговорим его и избавим вас от неприятности“. Воины, получив деньги, поступили так, как им было приказано. § 99. Мария, Петр и Иоанн у гроба Спасителя. (Мф. 28, 1–8; Марк. 16, 1–8; Лук. 24, 12; Ин. 20, 2–10).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/s...

Мф.19:13. Тогда приведоша к Нему дети, да руце возложит на них и помолится: ученицы же запретиша им.Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился; ученики же возбраняли им.    Лука (18, 15) назвал их младенцами, которые приносились по вере родителей. Ученики же запрещали, т. е. не допускали приносящих, как написал Марк (10, 13). Вероятно, они не допускали и тех, и других, из уважения к Учителю. Мф.19:14. Иисус же рече (им): оставите детей и не возбраняйте им приити ко Мне: таковых бо есть Царство Небесное.Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное.    Марк (10, 14) сказал, что Он даже вознегодовал на недопускавших. Принимает детей, с одной стороны, показывая, что Он принимает незлобивых, с другой — научая, что должно унижать надменную гордость и принимать презираемых. Не сказал, что этих есть Царство Небесное, но — таковых, т. е. подражающих простоте их. Об этом подробнее сказано в 18 главе. Мф.19:15. И возложь на них руце, отыде оттуду.И, возложив на них руки, пошел оттуда.    Марк (10, 16) сказал, что Он обнял их и, возложив на них руки, благословил. Он сделал это, исполняя просьбу приведших: «приведоша», говорит, «к Нему дети, да руце возложит на них и помолится». Вместе же с этим Он опять показал, что Он обнимает и приближает к Себе незлобивого, — возлагает на него руки, т. е. охраняющую Свою силу, благословляет и освящает его. Беседа Иисуса Христа с богатым юношею и с учениками об опасностях богатства Мф.19:16. И се, един (некий) приступль рече Ему: Учителю благий, что благо сотворю, да имам живот вечный.И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?:    Лука (18, 18) назвал его начальником, т. е. иудейским. Это не был испорченный юноша, как некоторые говорят, иначе Иисус Христос не полюбил бы его, взглянув на него, как сказал Марк (10, 21). В других отношениях он был хорош и сильно желал достигнуть вечной жизни, но терние любостяжания портило плодоносную почву души его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2849...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010