Здесь Пилат сделал последнюю попытку: «И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш! Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя кроме кесаря. Тогда наконец он предал Его им на распятие» ( Ин. 19:4–16 ). И затем, пока Его вели к лобному месту, пока распинали между двух разбойников, пока бросали жребий и делили одежды, пока Он вновь подвергался поношениям – исполнился час шестой и наступила тьма. 47 . Итак, пусть прекратят нечестивое упорство и веруют, что Господь Иисус Христос в третий час был распят словами иудеев, а в шестой – руками воинов. Марк же, наибольший из всех (евангелистов) сторонник краткости (изложения), пожелал только указать волю Пилата и его попытку (спасти) жизнь Иисуса. Действительно, Марк говорит (об этом) куда меньше, чем Матфей; Матфей – меньше, чем Лука; Лука же – меньше, чем Иоанн; но и Иоанн приводит далеко не все события, происшедшие у Пилата. Поэтому разумно и благочестиво веровать, что в этом промежутке прошло два с небольшим часа. 48 . Но кто-либо может сказать, что Марк, говоря о третьем часе, просто имел в виду, что он уже истек (то есть речь могла идти о любом часе после третьего). Но тогда почему бы ему не сказать, что иудеи сами пригвоздили Иисуса к кресту? Такой толкователь позволяет себе толковать слишком вольно и (как бы) предписывает законы повествования об истине. Так он мог бы говорить только в том случае, если бы сам повествовал об этом, предпочитая свое намерение намерению евангелиста Марка. Но ведь воспоминания евангелистов направлялись рукою Того, Который управляет водою, – как написано, – как Ему угодно. Итак, если эти святые и правдивые мужи написали (нечто) якобы случайное, то не следует искать здесь заблуждения или ошибки. И апостол говорит: «Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих» ( 2Кор. 4:3 ). И еще: «Для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь. И кто способен к сему?» ( 2Кор. 2:16 ), т.е. кто способен понять, как было бы лучше. И Господь говорит о том же: «На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы» ( Ин. 9:39 ). Ведь в этом и состоит высшее богатство премудрости и познания Божия, по которому из одной и той же глины делается один сосуд для почета, а другой -для поругания; а плоти и крови говорится: «А ты кто, человек, что споришь с Богом?» ( Рим. 9:20–21 ). Так кто же познал мысль Господа, кто был Ему советником, когда Он (именно) так направил сердца вспоминающих евангелистов и в вершине здания Церкви возвел их до столь высокой степени значения, что даже и тем, что в их писаниях может показаться противоречивым, многие, преданные по справедливости похотям сердец и превратному уму, освобождаются от слепоты. В самом деле, пророк говорит Господу: «Как велики дела Твои, Господи! дивно глубоки помышления Твои! Человек несмысленный не знает, и невежда не разумеет того» ( Пс. 91:6–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Евангелист Лука, врач по образованию, описывает облик Христа в эти минуты с предельной точностью. Он говорит, что когда Христос молился, то кровь, как капли пота, стекала по лицу Его. Это явление известно медикам. Когда человек находится в состоянии крайнего нервного или психического напряжения, то иногда - (крайне редко) такое бывает. Капилляры, которые находятся ближе к коже, рвутся, и кровь проступает сквозь кожу через потовые протоки, смешиваясь с потом. В таком случае действительно образуются крупные капли крови, которые стекают по лицу человека. В таком состоянии человек теряет очень много сил. Именно в этот момент Христа арестовывают. Апостолы пытаются сопротивляться. Апостол Петр, который носил с собою " меч " (возможно, это был просто большой нож) готов воспользоваться этим оружием, чтобы защитить Христа, но слышит от Спасителя: " возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? " Апостолы разбегаются. Спросонок никто не был готов следовать за Христом. И только один из них, скрываясь за кустами, следует какое-то время за храмовой стражей, ведущей Христа в город. Это - евангелист Марк, который позднее в своем Евангелии расскажет об этом эпизоде. Пока Христос молился в Гефсиманском саду, апостолы вопреки просьбам Христа спали. В те времена было принято спать нагими, и на Марке не было одежды. Вскочив, юноша набросил на себя что-то наспех, и в таком виде последовал за Христом. Мелькание этого пятна за кустами все-таки заметили, стражники попытались поймать его и Марк, оставив накидку в руках храмовой стражи, убежал нагим (Мк. 14.51). Этот эпизод достоин упоминания потому, что за несколько веков до этого он был по сути предсказан уже в Ветхом Завете. В книге пророка Амоса (2.16) было сказано о дне пришествия Мессии: " И самый отважный из храбрых убежит нагой в тот день " . Марк действительно оказался самым отважным, он единственный пробует следовать за Христом, но все-таки и он вынужден нагим бежать от стражи...

http://zavet.ru/a/post_1301155315.html

Мк.2:22 .  Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие: иначе молодое вино прорвет мехи, и вино вытечет, и мехи пропадут; но вино молодое надобно вливать в мехи новые. (См. комментарии к Мф.9:14–17 ). Евангелист Марк только указывает со своей стороны на то, что вопрос Христу был предложен не учениками Иоанна и фарисейскими, а кем-то другим («приходят и говорят» – безличное выражение) об учениках Иоанна и фарисейских. Вероятно, это были книжники, но не из фарисейской партии, которые интересовались тем, как Христос решает вопрос о соблюдении традиционных постов (ср. стих 16). Затем в 19-м стихе евангелист Марк употребляет прямое обозначение «поститься» вместо описательного выражения Матфея «печалиться». Другие особенности, касающиеся только стиля, не имеют нужды в изъяснении. Мк.2:23 .  И случилось Ему в субботу проходить засеянными полями, и ученики Его дорогою начали срывать колосья. Мк.2:24 .  И фарисеи сказали Ему: смотри, что они делают в субботу, чего не должно делать? Мк.2:25 .  Он сказал им: неужели вы не читали никогда, что сделал Давид, когда имел нужду и взалкал сам и бывшие с ним? Мк.2:26 .  как вошел он в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме священников, и дал и бывшим с ним? Мк.2:27 .  И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы; Мк.2:28 .  посему Сын Человеческий есть господин и субботы. (См. комментарии к Мф.12:1–8 ). Евангелист Марк прибавляет к рассказу Матфея, что Господь упомянул имя первосвященника, который дал хлебы предложения Давиду, – это был Авиафар (стих 26). Так как в 1Цар.22:20 и сл. первосвященник, с которым вступил в дружеское общение Давид, назван не Авиафаром, а Ахимелехом, Авиафар же был его сыном, то многие толкователи считают эту прибавку в Евангелии Марка вставкой, сделанной рукой малосведущего в Писании читателя Евангелия (Стэнтон, 1903, р. 145). Другие же, признавая это выражение подлинным, предполагают, что первосвященник носил оба упомянутых имени (свт.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» ( Мк.10,6–9 ). Поскольку для Иисуса Христа существенной была Божественная благая воля, лежащая в основе всего творения, вопрос: «Позволительно ли разводиться мужу с женою?» становился для него несущественным, почти бессмысленным. Такой вопрос может ставить только тот, кто не понял или остался равнодушным к замыслу Божию в Его творении. Однозначный ответ Иисуса фарисеям вызывает в свою очередь вопросы: Не делает ли этот ответ невозможным всякий развод? Нет ли таких ситуаций, когда развод становится единственной положительной возможностью? Что далее делать разведенному? Все эти вопросы горячо обсуждались в ранней Церкви. В Новом Завете мы находим следы этих дискуссий и разные ответы на поставленные вопросы ( Мф 5:32, 19:9 ; 1Кор 7,12–16 ) 36 . У Марка читаем: «В доме ученики Его опять спросили Его о том же. Он сказал им: кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует» ( Мк.10,10–12 ). Естественно, вопрос о разводе обсуждался и в той церкви, для которой Марк писал свое Евангелие. И в ответе Иисуса Христа Его ученикам мы видим, как Марк приспосабливал слова Иисуса к нуждам и ситуациям его церкви. Действительно, Евангелист писал для языкохристианской среды. В отличие от иудейского, палестинского пространства в церкви Марка был возможен не только развод по инициативе мужа, но и развод по инициативе жены. Для Иудеи это было немыслимо! Но это было возможно по греко-римскому брачному праву. Что же означал в этой новой социальной ситуации развод мужа или жены? Что означал новый брак разведенного или разведенной? – У Евангелиста ответ однозначен: «кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует». – Другие вопросы, которые в этой связи возникают, Марк не затрагивает и не обсуждает. Если мы желаем найти на них вопросы в евангельском духе, мы должны выйти за пределы Евангелия от Марка и поискать ответы в других книгах Нового Завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Лк.23:23 .  Но они продолжали с великим криком требовать, чтобы Он был распят; и превозмог крик их и первосвященников. Лк.23:24 .  И Пилат решил быть по прошению их, Лк.23:25 .  и отпустил им посаженного за возмущение и убийство в темницу, которого они просили; а Иисуса предал в их волю. Об осуждении Христа на распятие евангелист Лука говорит, по существу, то же, что и Марк ( Мк.15:6–15 ), но с некоторыми изменениями и дополнениями. Так, он сообщает, что Пилат теперь сам созывает членов синедриона и народ, очевидно, для того, чтобы из среды народа могли выступить защитники Христа (стих 13). «Я при вас исследовал» (стих 14). Это как будто противоречит показанию евангелиста Иоанна, который говорит, что Пилат допрашивал Христа наедине ( Ин.18:33 и сл.). Но слова евангелиста Луки не означают, что допрос действительно происходил на крыльце дворца перед глазами всего народа. Пилат говорит только, что они сами видели, что допрос был, Пилат увел Христа внутрь дворца на глазах у них. «Ибо я посылал Его к нему» (стих 15). Это место читается различно. Textus receptus: «я послал вас к нему». У Тишендорфа (согласно с большинством древних кодексов): «он (Ирод) послал Его (Христа) к нам» (Пилат, по римскому обычаю, как представитель императора, выражается о себе во множественном числе). Лучше, несомненно, последнее чтение, как более удостоверенное и в то же время более ясное. Чтение Textus receptus не может быть принято уже потому, что Пилат не посылал Ироду первосвященников. Наш русский перевод держится, очевидно, редакции, сохранившейся в древних сирийских переводах (ср. Меркс, 1905, с. 486–487). «Не найдено в Нем достойного смерти» – точнее: и вот (оказалось по моему и Ирода расследованию), у Него ( ατ – дательный падеж принадлежности при страдательном глаголе) нет ничего сделанного, что было бы достойно смертной казни. «Итак, наказав Его, отпущу» (стих 16). Пилат хочет наказать Христа, чтобы дать некоторое удовлетворение злобе Его врагов. Это наказание не то, о котором говорит евангелист Марк ( Мк.15:15 ), Марк упоминает о наказании, которое было совершено над Христом уже после осуждения Его на смерть. Пилат, очевидно, начал уже сдаваться, уступать врагам Христа. Согласно исследованию Меркса (1905, с. 488) само это наказание было очень тяжелое, именно, бичевание (употребленное здесь греческое слово παιδεω равносильно еврейскому глаголу «рада», который в Талмуде означает очень жестокое наказание, кончающееся иногда смертью).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Евангелист Иоанн рассказывает несколько иначе, чем Марк. Правда, и он упоминает о несении креста, о котором читаем мы у Марка; но он ничего не упоминает о том, что происходило на пути к Голгофе. Он говорит: «И взяли Иисуса и повели». Иисус оставил судилище, «неся крест Свой» ( Ин.19:16–17 ). Он нес этот крест во весь страстный путь, то есть через весь город, до самых ворот его. А на дальнейшем пути отсюда, то есть от ворот города до Голгофы случилось и то, что обстоятельнее описывает Марк, когда говорит: «И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, идущего с поля, нести крест Его». Грубым воинам было видно, что Иисус, изнемогший под тяжестью креста, не в состоянии был идти далее; а потому они при встрече с Симоном Киринеянином, возвращавшимся с полевой работы, и заставили его нести крест Иисуса до самого места казни. Таким образом, разногласия в рассмотренных нами местах между Марком и Иоанном нет никакого. И тот и другой согласно утверждают факт несения Иисусом Христом креста Своего, и разница в повествовании их об этом факте заключается единственно в том, что Иоанн, говоря о несении креста, не упоминает об обстоятельстве, случившемся на пути из судилища к Голгофе, а Марк сообщает и об этом обстоятельстве, восполняя, таким образом, то, чего недостает у Иоанна. Это дополнение находит для себя оправдание еще в Евангелиях Матфея и Луки, из которых последний говорит: «И когда повели Его, то захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом» ( Лк.23:26 ). Раздел 8 При том обыкновенном и вполне справедливом убеждении, что Иисус Христос умер в шестой день недели (в пятницу) и снова воскрес в первый день следующей за тем недели (то есть в воскресенье), некоторые находят в приведенных местах их совершенное разногласие. Если, говорят, из евангельских повествований о смерти и погребении, и воскресении Иисуса Христа видно, что Он был в гробе собственно один день (суббота), то насколько гармонирует предсказание Спасителя о Своей трехдневной («три дня и три ночи») смерти с исполнением этого предсказания? Вопрос этот не лишен некоторого значения и важности, так как Иисус Христос до девяти раз предвозвещал ученикам Своим Свою смерть и Свое воскресение, при шести различных обстоятельствах высказывал им, что Он «через три дня» или «в третий день воскреснет» ( Мф.17:23, 20:19 , Мк.8:31, 9:31 , Лк.18:33 , Ин.2:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Святые Отцы говорят, что учитель молитвы – Сам Бог . Однако вряд ли найдется среди них хоть один, кто не оставил бы поучений о молитве. Священник может и должен почерпнуть в них уроки и примеры молитвенного делания. Делясь своим богатым молитвенным опытом, древние подвижники непрестанно побуждают нас последовать их примеру. «Размышляй о делах Божиих, – наставляет преподобный Антоний Великий , – и не ленись молиться» 111 . Примеры пастырской молитвы мы находим прежде всего в Священном Писании . Сам Пастыреначальник Христос так молился о Своих учениках: Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои… Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их ( Ин.17:9, 20 ). Вослед за Своим Учителем и Господом молились о новопросвещенной пастве, первых христианах, святые Апостолы. Апостол Павел пишет: Непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих ( Еф.1:16 ). Преемство в молитвенном предстательстве о своих чадах приняли и сохранили для будущих поколений пастырей преподобные отцы IV-V веков. Они считали молитву первым и самым действенным средством помощи ближнему. «Лучше с благоговением молиться о ближнем, нежели обличать его во всяком согрешении», – говорит преподобный Марк Подвижник 112 . Священнику необходимо иметь личный опыт молитвы. В идеале он должен исполнить новозаветную заповедь о непрестанной молитве. «Постоянно молись во всяком деле, чтобы ничего не делать без помощи Божией», – пишет преподобный Марк Подвижник . Потому что, продолжает святой отец, «нет ничего сильнее молитвы по действию, и нет ничего полезнее ее для богоугождения» 113 . Душа, легко воспаряющая к Богу в молитве, получив дар священства, обретает молитвенное дерзновение за людей. «Хорошо словами доставлять пользу вопрошающим, но лучше содействовать им молитвою и добродетелью. Ибо сими приносящий себя Богу, помогая себе, помогает и ближнему», – наставляет преподобный Марк Подвижник 114 . Молитвенное предстательство есть наивысшее проявление любви к Богу и людям, и оно требует от священника наибольших усилий. Дерзновение в молитве о ближних – это великий дар благодати Божией, который приобретается не всуе, но многими подвижническими трудами. «Господь не всякому дарует Божественную, духовную благодать, а только тем, которые в труде, в самоизнурении, с пролитием пота просят ее ночь и день. Посему паче всего воспримем на себя молитвенное служение Богу» 115 , – читаем у преподобного Нила Синайского .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/byt...

Мф.17:15 .  Множицею бо падает во огнь и множицею в воду. ...ибо часто бросается в огонь и часто в воду. Так что если бы и тогда сила Божия не удержала беса, то он давно погубил бы его. Марк же ( Мк.9:17–25 ) говорит, что беснование это было соединено с глухотой и немотой; но не потому что он был по природе таким, а потому что бесы связали язык и слух бесноватого. Мф.17:16 .  И приведох его ко учеником Твоим, и не возмогоша его изцелити. Я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его. Не могли по причине неверия приведшего. Хотя он и привел его, однако не веровал несомненно тому, что они могут изгнать беса. Это ясно видно и из слов Христа: «о, роде неверный», – и из слов праведного: «аще что можеши, помози нам» ( Мк.9:22 ), – и из вопроса Христа приведшему: «аще что можеши веровати», – и из ответа сего последнего: «верую, Господи: помози моему неверию» ( Мк.9:24 ). Марк рассказал об этом подробнее. Мф.17:17 .  Отвещав же Иисус рече: О, роде неверный и развращенный... Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! Высказывает такое общее порицание по причине равного же неверия со стороны множества иудеев, которые, однако, видели много таких же чудес, совершенных не только Им, но и учениками. «Развращенный», т.е. коварный, неправильно понимающий. Мф.17:17 .  Доколе буду с вами? доколе терплю вам? Доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Негодует и желает смерти, так как по своему недоверию они не исцелимы. Мф.17:17 .  Приведите Ми его семо. Приведите его ко Мне сюда. Чтобы и Самому не показаться бессильным, изгоняет беса. Привести же бесноватого приказал, чтобы стала очевидною Его сила и тем, которые считали Его бессильным. Мф.17:18 .  И запрети ему Иисус. И запретил ему Иисус. Т.е. повелел. Марк ( Мк.9:25 ) и Лука ( Лк.9:42 ) говорят, что Он повелел духу нечистому. Повелел обоим, – бесноватому – быть в здравом уме, а демону – удалиться. Мф.17:18 .  И изыде из него бес: и изцеле отрок от часа того. И бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Мф.17:15.   Множицею бо падает во огнь и множицею в воду …, ибо часто бросается в огонь и часто в воду; так что если бы и тогда сила Божия не удержала беса, то он давно погубил бы его. Марк же (9, 17—25) говорит, что беснование это было соединено с глухотой и немотой; но не потому что он был по природе таким, а потому что бесы связали язык и слух бесноватого. Мф.17:16.   И приведох его ко учеником Твоим, и не возмогоша его изцелити . я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его. Не могли по причине неверия приведшего. Хотя он и привел его, однако не веровал несомненно тому, что они могут изгнать беса. Это ясно видно и из слов Христа: «о, роде неверный» , — и из слов праведного: «аще что можеши, помози нам» (Мк. 9:22), — и из вопроса Христа приведшему: «аще что можеши веровати» , — и из ответа сего последнего: «верую, Господи: помози моему неверию» (Мк. 9:24). Марк рассказал об этом подробнее. Мф.17:17.   Отвещав же Иисус рече: О, роде неверный и развращенный … Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! Высказывает такое общее порицание по причине равного же неверия со стороны множества иудеев, которые, однако, видели много таких же чудес, совершенных не только Им, но и учениками. «Развращенный» , т. е. коварный, неправильно понимающий. Мф.17:17.   Доколе буду с вами; доколе терплю вам … доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?: негодует и желает смерти, так как по своему недоверию они не исцелимы. Мф.17:17.   Приведите Ми его семо . приведите его ко Мне сюда. Чтобы и Самому не показаться бессильным, изгоняет беса. Привести же бесноватого приказал, чтобы стала очевидною Его сила и тем, которые считали Его бессильным. Мф.17:18.   И запрети ему Иисус …, И запретил ему Иисус, т. е. повелел. Марк (9, 25) и Лука (9, 42) говорят, что Он повелел духу нечистому. Повелел обоим, — бесноватому — быть в здравом уме, а демону — удалиться. Мф.17:18.   И изыде из него бес: и изцеле отрок от часа того . и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2849...

Мф.21:38. Делателе же видевше сына, реша к себе: сей есть наследник: приидите, убием его и удержим достояние его.Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: «это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его».    Смотри, с какой обстоятельностью предсказывает будущее. Но Его убили не как Сына Божия… Не убили Его, как Сына Божия, но убили, как Наследника Виноградника, т.е. как Царя Израильского. Видя чудеса, которые Он творил, и слыша Его мудрое учение, они чувствовали, что это Тот Царь Израильский, о Котором возвещали пророки, но, побежденные и ослепленные завистью, они это забыли и вознамерились убить Его и таким образом завладеть Его наследством, т.е. народом: «приидите», — сказано у Марка (12, 7), — «убием его, и наше будет наследствие». Конечно, они не подозревали ничего того, что случилось впоследствии, хотя при жизни Он изобличал их, порицал и угрожал. Мф.21:39. И емше его изведоша вон из винограда, и убиша И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили.    Вон из виноградника, т.е. вон из города; и, действительно, Его распяли вне города. Но Марк говорит, что Его сначала убили, а потом выбросили вон из виноградника. Что сказать на это? Что Марк (12, 8) слова «извергоша вон» употребил в другом смысле, вместо: лишили (виноградника), как им казалось. Мф.21:40. Егда убо приидет господин винограда, что сотворит делателем тем…Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?:    Опять спрашивает их, чтобы они сами произнесли приговор и сами себя осудили. Мф.21:41. Глаголаша ему: злых зле погубит их… Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти,…    Так как они злы, то строго накажет их. Мф.21:41. И виноград предаст иным делателем, иже воздадят ему плоды во времена своя.а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои.    И они сами предсказывают будущее, не желая того. Пришедший Хозяин этого виноградника, т.е. Воскресший из мертвых и получивший Свою власть наследник Христос отдал их римлянам на погибель и разграбление. Место же виноградника отдал епископам христианским, которые во времена свои, т.е. когда процветало христианство, принесли как плоды различные добродетели. Но Матфей говорит, что они сами против себя произнесли решение, а Марк (12, 9) и Лука (20, 16) говорят, что Он произнес против них решение. Вероятно, что сначала они произнесли это решение, а потом Христос сказал то же, что прежде сказали они, чтобы подтвердить их слова. В частности же Лука сказал, что когда они услышали, то сказали: «да не будет». Не зная прежде, что это притча о них, они осудили самих себя, но потом, когда Христос подтвердил их решение, они поняли и сказали: «да не будет».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2849...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010