преп. отцов Киево–Печерских, Псково–Печерских, Афонских, Синайских, Оптинских старцев), а также новомучеников (С. новомучеников и исповедников Российских, С. новомучеников, в Бутове пострадавших). Соборование – см. елеосвящение. Солея ( греч. σολα – возвышение) – пространство между иконостасом и средней частью храма, возвышающееся на одну или несколько ступеней от пола храма и огражденное невысокой решеткой. Часть С. напротив царских врат, выдающаяся полукружием в направлении середины храма, называется амвоном. На концах С. располагаются клиросы. Сочельник – день накануне праздника Рождества Христова (Рождественский С.) или Богоявления (Крещенский С.). В С. установлен строгий пост, полагается ничего не есть до первой вечерней звезды, напоминающей о явлении звезды на востоке, возвестившей о рождении Иисуса Христа. Название С. происходит от слова сочиво – пища, которой питались в этот день верующие (размоченные в воде зерна пшеницы, ржи, овса; ныне – вареная пшеница с маковым молочком или конопляным маслом и медом). Сретение Господне ( слав. – встреча) – праздник Православной Церкви, принадлежит к двунадесятым; установлен в память принесения Пресвятой Богородицей и Праведным Иосифом Обручником Иисуса Христа на 40-й день по Его рождении (поэтому С. Г. и празднуется 2 февраля ст. ст., т. е. на 40-й день после 25 декабря) в Иерусалимский храм, чтобы представить Младенца Богу как первенца и выкупить Его в соответствии с иудейским законом ( Исх. 13,15 ). В это же время по вдохновению свыше в храм пришел праведный Симеон, которому «было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа» ( Лк. 2, 26 ). Взяв Младенца Иисуса на руки, Симеон возблагодарил Господа и сказал; «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» ( Лк. 2, 29–32 ). Пресвятой Богородице Симеон предрек: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих во Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу» ( Лк. 2, 34–35 ; этими словами предуказан и крестный путь Девы Марии от Вифлеема до Голгофы).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Разделы портала «Азбука веры» Явления Христа по Воскресении — описанные в Новом Завете явления воскресшего Иисуса Христа ученикам от Его Воскресения до Вознесения . После Своего Воскресения из мертвых Спаситель несколько раз являлся Своим ученикам. Он «явил Себя живым… со многими верными доказательствами» ( Деян.1:3 ) и научал Своих апостолов и многих других последователей на протяжении 40-ка дней. Затем Он вознесся с горы Елеонской, и апостолы были тому свидетелями ( Деян.1:9-12 ). Св. евангелист Матфей: Св. евангелист Марк: Св. евангелист Лука: Св. евангелист Иоанн: В Первом Послании к Коринфянам апостол Павел подводит итог и сообщает нам об этих и других явлениях, о которых не сказано в Евангелиях и в Книге Деяний.  «Ибо я первоначально преподал вам, что и [сам] принял, [то] [есть], что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили;  потом явился Иакову, также всем Апостолам» ( 1Кор.15:3-7 ). В календарной последовательности известные нам явления Спасителя можно представить так: Цитаты о явлении Христа по Воскресении «Да, конечно, между евангельскими рассказами о первой Пасхе есть небольшие расхождения в деталях. Но они именно таковы, как следует ожидать от независимых и взволнованных свидетелей. Если бы евангелисты сфабриковали повествования о воскресении, они бы не оставили очевидных трудностей и противоречий (например, относительно числа ангелов у гробницы, последовательности явлений Воскресшего и других деталей). То, что рассказы были так и оставлены, с несглаженными противоречиями, что не было попытки сложить один стереотипный рассказ, внушает доверие к глубокой честности тех, кто передавал эти свидетельства. Более того, создается впечатление, что евангелисты не стараются привести все факты, на которых церковь основывала свою веру. Они предлагают нам лишь часть доказательств, которые создали и поддерживали веру в Воскресение. Согласно этим фрагментарным рассказам, в течение 40 дней после Воскресения Иисус являлся своим ученикам в разное время и в разных местах. Вместе взятые, эти повествования предполагают, что тело Иисуса перешло в состояние, новое для человеческого опыта. Читатель может догадаться, что воскресший Господь не обитал в каком-то одном месте (Иерусалима или Галилеи). Иначе говоря, у него не было почтового адреса, по которому его всегда можно было найти. Вместо этого он перешел в такое состояние, из которого он “являлся”, не стесняемый никакими преградами, а затем снова исчезал. В нашем личном опыте нет категории, с помощью которых можно было бы описать это состояние. Поэтому богословы говорят о тайне Христова воскресения».

http://azbyka.ru/yavleniya-hrista-po-vos...

«Э!» (стих 29; по-гречески – ο, по-латыни – vah) употреблено только здесь. Это восклицание насмешливое. «Боже мой! Боже мой!..» (стих 34). Если у евангелиста Матфея Христос спрашивает словами псалма, для чего Бог оставил Его ( να τι), то у Марка Его слова звучат как восклицание: «на что ( ες τ) Ты меня оставил!» Это – восклицание горя: «до какого положения Ты довел Меня!» «Один: давал Ему пить, говоря...» (стих 36). Согласно евангелисту Марку, этот воин повторял то, что говорили другие ( Мф.27:49 ). Таким образом, заставляя Христа пить противный уксус, он этим самым усиливал Его страдания и при этом указывал, что никакой Илия уже не защитит распятого от издевательств воинов и не спасет от смерти. «Сотник: увидев, что Он, так возгласив...» (стих 39). Последнего слова «возгласив» не находится в очень многих уважаемых кодексах. Оно и действительно только затрудняет смысл речи, так как дает повод думать, что сотник был обращен к вере во Христа только его громким криком ( κρξας). Между тем при сокращенном чтении мысль стиха понятна: на сотника подействовало то, что Христос «испустил дух так» ( οτως ξπνευσεν), т.е. при таких удивительных знамениях, как, например, тьма и землетрясение ( Мф.27:45, 54 ) 16 . «Иакова меньшего» (стих 40) – правильнее: «Иакова малого» (в греческом тексте поставлено μικρο, а не νεωτρου). «Саломия». Евангелист Марк таким именем называет, очевидно, мать сынов Зеведеевых ( Мф.27:56 ), Иоанна и Иакова (ср. Мф.20:20 ). Если принять во внимание Ин.19:25 , то можно заключить, что Саломия была сестрой Богоматери. Мк.15:42 .  И как уже настал вечер, – потому что была пятница, то есть день перед субботою, – Мк.15:43 .  пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова. Мк.15:44 .  Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер? Мк.15:45 .  И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу. Мк.15:46 .  Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

3,5 тыс. км, из них не менее 2,7 тыс. км пешком (ср.: Jewett. 1979. P. 59-61). I. Начало. Путешествие началось с конфликта, когда П. с Варнавой не смогли договориться о том, кого брать с собой. Варнава хотел взять Иоанна Марка, но П. напомнил, что в Памфилии Марк отстал от них и не пошел с ними «на дело, на которое они были посланы». После спора П. и Варнава разлучились друг с другом; Варнава, взяв Марка, отплыл на Кипр, а Павел, избрав себе Силу, отправился, «быв поручен братиями благодати Божией» (Деян 15. 37-40). Разрыв с Варнавой и Марком не был для П. окончательным, оба они упоминаются в Посланиях апостола (ср.: Флм 24; 2 Тим 4. 11; 1 Кор 9. 6; возможно в 2 Кор 8. 18-18, ср.: Ioan. Chrysost. In Act. 34. 1-2). П. проходил Сирию и Киликию, «утверждая церкви» (Деян 15. 41), т. е. посещая те же общины, где он был ранее. Из Дервии П. дошел до Листры, и там к группе присоединился «некоторый ученик, именем Тимофей, которого мать была Иудеянка уверовавшая, а отец Еллин, и о котором свидетельствовали братия, находившиеся в Листре и Иконии» (Деян 16. 1-2). На долгие годы Тимофей станет ближайшим помощником и доверенным лицом П. (ср.: 1 Кор 4. 17; 16. 10; Флп 2. 19; 1 Фес 3. 2, 6; 2 Тим 1. 3-6; Mounce. 2000. P. LVIII; см. в ст. Тимофей ). По этническому происхождению Тимофей был наполовину евреем, наполовину греком. С т. зр. более поздних иудейских источников, он должен был считаться иудеем (согласно Мишне. Киддушин. 3, 12; Йевамот. 7, 5; Вавилонскому Талмуду. Киддушин. 68б, иудейство передается по линии матери). Родственниками по материнской линии Тимофей был воспитан в иудейской вере (ср.: 2 Тим 3. 15). Тем не менее он не был обрезан, а это означало, что в иудейской религ. среде его не могли считать своим. Двойственное положение Тимофея должно было вызвать недоверие к нему среди христиан, обратившихся из иудеев. Поэтому П. принял решение обрезать его «ради Иудеев», знавших о Тимофее (Деян 16. 3). Этот поступок на первый взгляд не увязывается с позицией П. относительно того, что для принятия христианства человек не должен становиться евреем.

http://pravenc.ru/text/2581793.html

" Первое свидетельство о первых минутах распятия, должно быть, идет от Симона Каринеянина, отца Александрова и Руфова (Руф - римское имя) и, может быть, брата его Александра (греч. имя) - они члены римской общины, на них ссылается Марк как на первых и ближайших свидетелей; второе - о последних минутах - свидетельство римское - " заведующего " казни Сотника (Centurio lappeico) Логина или Петрония (в апокрифах). " Сотник же, стоящий напротив него " (Мрк. 15, 39) видел, как умирает Иисус. Третье свидетельство галилейских жен, " смотревших издали " . Место, вероятно, было оцеплено римской стражей. " Между ними были и Мария Магдалина, и Мария - мать Иакова, и другие многие " (Мрк. 15, 40-41).  Каждый из трех крестов сторожит " четверица " палачей-ликторов.  Палачи - как и все палачи мира - делили достояние казненных.  " Взяли одежду его и разделили на четыре части и хитон, хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху, и так сказали друг другу: " Не будем раздирать его и кинем жребий " (Еванг. от Иоанна 19, 23-4).  " Судя по этому дележу, одежда Иисуса, как и всякого иудея, даже самого бедного, состояла из пяти частей: хитона, рубашки, плаща, пояса, головного платка и сандалий " .  (Д. Мережковский.)  " Жанровые сцены казни - распятие на кресте, дележ воинами одежды казнимого, насмешки, отпускаемые в его адрес, - все это отражает жестокие нравы эпохи. Именно так римские власти предавали преступников позорной смерти. Легковерная, импульсивная, одержимая суевериями и страхом толпа, которая в 21-й гл. Евангелия от Матфея устилает Иисусу дорогу своими одеждами, возглашает осанну, а в 26-й - нападает на него с кольями и ведет на казнь, - живой сколок эпохи " .  (М. М. Кубланов, " Новый завет " , Поиски и находки. 1968.)  " На том месте, где он распят, был сад и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен. Там положили Иисуса ради пятницы иудейской, потому что гроб был близко (И., гл. 19, 41-2). В первый же день недели приходит Мария Магдалина ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба... обратилась назад и увидела Иисуса стоящего, но не узнала его. Иисус говорит ей: " Жена, что ты плачешь? Кого ищешь? " Она, думая, что это садовник, говорит ему: " Господин, если ты внес его, скажи мне, где ты положил его, и я возьму его " (20, 1, 15). В связи с этим А. Равиль пишет: " Относительно похищения тела Иисуса имелась иудейская версия. Следы ее сохранились у Тертулиана (De Spectacuiisa). Он обещает тем верным, которые не ходят на языческие зрелища, иные развлечения. Они в присутствии Христа будут любоваться на муки неверных. " Вот, - скажут они, - вот тот, чье тело украли ученики, чтоб выдать его за воскресшего, или украл садовник из спасенья, чтоб толпа почитателей не помяла его салат " . 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

«Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы веруя в Сына Божия, имели жизнь вечную. И вот, какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда мы просим чего по воле Его, Он слушает нас; а когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего не попросили, – знаем и то, что получаем просимое от Него» ( 1Ин.5:13–15 ). Итак, мы увидели, что в Священном Писании нам дан пример того, что молиться можно и должно к Господу нашему Иисусу Христу как Богу. 3.10. Эмфатическое «ego» (Я) Иисуса Христа А вот примеры так называемого эмфатического ego (то есть такого произношения слова «Я», при котором слушатель мог понять, что говорящий – Кто-то Великий, власть Имущий). Христос Господь очень часто так употреблял слово «Я», подчеркивая самим произношением Свое Божество. О Божественной власти в словах Иисуса остались в Евангелии такие изречения: «И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи» ( Матф.7:28–29 ), «И дивились Его учению, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники» ( Марк.1:22 ), «И дивились учению Его, ибо слово Его было со властью» ( Лк.4:32 ). Ярче всего Божественное «Я» Иисуса проявилось в шести «антитезах», где Он, между прочим, отменяет и дополняет Богом же данный ветхозаветный закон (а кто, кроме Бога, это может делать?): «Вы слышали, что сказано древним...– А Я говорю вам...» – и т.д., см. Евангелие от Матфея 5:31 . Один из самых известных специалистов в области новозаветной науки Иоахим Иеремиас сказал, что Христово «Я» подчеркивало, «что говорящий сознает себя представителем Бога». Иисус фактически осознает Себя Богом: «Кто Меня принимает, не Меня принимает, но пославшего Меня» ( Мк.9:37 , неоднократно повторяется; Мф.10:40 ; Лк.9:48 ср. 10:16; Ин.12:44; 13:20 ). В трех притчах о потерянном ( Лк.15 ), в притче о добром работодателе ( Мф.20:1–15 ) и притче о двух молящихся ( Лк.18:9–14 ) Иисус оправдывает Свое поведение поведением Бога; он действует так, как если бы Он был заместителем Бога... Это эмфатическое ego проходит через все речения Иисуса, дошедшие до нас в предании. Оно не имеет параллелей в окружавшей Иисуса среде». (И. Иеремиас «Богословие Нового Завета»).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opasnost...

И рядом с Вадимом молодая женщина, почти девочка, Людмила Кушева. Впоследствии, в Бутырках, я не раз получал от нее передачу как от племянницы. Кто не знает Люды среди честных людей Москвы? Она везде и всюду, где требуется дружба, участие, тепло. Она везде и всюду, где требуется ум нежность, решительность, смелость. “Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго…” Как отрадно встречать в мире хороших, добрых людей. И женщины… В одном из своих последних произведений, в “Строматах” (1968 г.), я сказал несколько горьких слов о женщинах, хотя тут же привел примеры героических женщин в нашей среде… И вот снова слово о женщинах. Женщины. О них говорят все революционеры, все мистики, все вдумчивые люди. У Герцена в его “Былом и думах” есть лирическое место, где он вспоминает женщин, стоящих у плахи, у виселицы. “И у креста были женщины…” — заканчивает он эту страницу. Да, были. Об этом говорит Иоанн: “при кресте Иисуса стояли Матерь Его, и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина” ( Ин. 19:25 ). И Лука: “…И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем” ( Лк. 23:27 ). И Марк: “Были тут и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломея, которые и тогда, как Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему, и другие многие, вместе с Ним пришедшие в Иерусалим” ( Мк. 15:40-41 ). И Матфей: “Там были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему” ( Мф. 27:55 ). И я во время моего заключения все время чувствовал женскую ласку, женскую заботу, женскую любовь . Тут была и жена отца моего, заменившая мне мать, и многие другие, которые не позволяют мне говорить о них. Но спустимся с лирических высот; спустимся, чтоб сойти в очень мрачное место — в отделение милиции на Волгоградском проспекте, из которого в ночь с 15 на 16 сентября меня повезли в тюрьму. В первом часу ночи меня вывели из милиции и втиснули в “воронок”. Боже! Что это было за зрелище: мрачные субъекты с небритыми перекошенными физиономиями, в шляпах с отломленными тульями, воры, бандиты, развратители малолетних. Среди них мне предстояло жить одиннадцать месяцев.

http://azbyka.ru/fiction/rodnoj-prostor-...

И рядом с Вадимом молодая женщина, почти девочка, Людмила Кушева. Впоследствии, в Бутырках, я не раз получал от нее передачу как от племянницы. Кто не знает Люды среди честных людей Москвы? Она везде и всюду, где требуется дружба, участие, тепло. Она везде и всюду, где требуется ум нежность, решительность, смелость. «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго…» Как отрадно встречать в мире хороших, добрых людей. И женщины… В одном из своих последних произведений, в «Строматах» (1968 г.), я сказал несколько горьких слов о женщинах, хотя тут же привел примеры героических женщин в нашей среде… И вот снова слово о женщинах. Женщины. О них говорят все революционеры, все мистики, все вдумчивые люди. У Герцена в его «Былом и думах» есть лирическое место, где он вспоминает женщин, стоящих у плахи, у виселицы. «И у креста были женщины…» — заканчивает он эту страницу. Да, были. Об этом говорит Иоанн: «при кресте Иисуса стояли Матерь Его, и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина» ( Ин. 19:25 ). И Лука: «…И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем» ( Лк. 23:27 ). И Марк: «Были тут и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломея, которые и тогда, как Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему, и другие многие, вместе с Ним пришедшие в Иерусалим» ( Мк. 15:40-41 ). И Матфей: «Там были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему» ( Мф. 27:55 ). И я во время моего заключения все время чувствовал женскую ласку, женскую заботу, женскую любовь . Тут была и жена отца моего, заменившая мне мать, и многие другие, которые не позволяют мне говорить о них. Но спустимся с лирических высот; спустимся, чтоб сойти в очень мрачное место — в отделение милиции на Волгоградском проспекте, из которого в ночь с 15 на 16 сентября меня повезли в тюрьму. В первом часу ночи меня вывели из милиции и втиснули в «воронок». Боже! Что это было за зрелище: мрачные субъекты с небритыми перекошенными физиономиями, в шляпах с отломленными тульями, воры, бандиты, развратители малолетних. Среди них мне предстояло жить одиннадцать месяцев.

http://azbyka.ru/fiction/rodnoj-prostor-...

Когда тело Христа покоилось во гробе, Его человеческая душа сошла во ад , чтобы и там проповедать и избавить души, которые с верою ожи­дали Его пришествия. «Он и нисходил в преисподние места земли» ( Еф. 4, 9 ). «Для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом» (1 Пт. 4, 6). Апостольская вера и проповедь была пропове­дью Воскресения Христова. «Если Христос не воскрес, то вера ваша тщет­на: вы еще во грехах ваших» ( 1Кор. 15, 17 ). Воскресение Иисуса Христа является залогом на­шего Воскресения: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Хрис­тос, потом Христовы, в пришествие Его» ( 1Кор. 15, 22-23 ). Слова Символа веры «воскресшаго в третий день по писанием» означают, что Иисус Христос умер и воскрес точно так, как о том пророчески написано в книгах Ветхого Завета. Прообразом тридневного Воскресения было трехдневное пребывание пророка Ионы во чреве кита: «Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» ( Мф. 12, 40 ). По восточному обычаю часть дня считается за целый день, поэтому мы и говорим о «тридневном» Воскресении, хотя строго по календарю от распятия до воскресения и не прошло трое суток. Факт Воскресения Христа из мертвых подтверждается а) пустотой гроба . б) наличием в гробе погребальных одежд . Погребальные обряды иудеев были таковы, что снять погребальные одежды с тела умершего было практически невозможно – состав смол надежно «приклеивал» ткань плащаницы к телу, проникая сквозь кожу. Это обстоятельство заставило ап. Иоанна Богослова уверо­вать в действительность Воскресения ( Ин. 20, 6-8 ). в) многократными явлениями Воскресшего ученикам в течение соро­ка дней после Воскресения ( Деян. 1, 3 ). Тема 27. О шестом члене Символа веры Вознесение Христово было предсказано в Ветхом Завете: «И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая пред лицем Иерусалима к востоку» ( Зах. 14, 4 ). Об исполнении этого пророчества говорят евангелисты Марк и Лука: «Господь, после беседы с ними, вознесся на небо» ( Мк. 16, 19 ).

http://azbyka.ru/kratchajshij-katihizis

Мк.14:61 .  Но Он молчал и не отвечал ничего. Опять первосвященник спросил Его и сказал Ему: Ты ли Христос, Сын Благословенного? Мк.14:62 .  Иисус сказал: Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных. Мк.14:63 .  Тогда первосвященник, разодрав одежды свои, сказал: на что еще нам свидетелей? Мк.14:64 .  Вы слышали богохульство; как вам кажется? Они же все признали Его повинным смерти. Мк.14:65 .  И некоторые начали плевать на Него и, закрывая Ему лице, ударять Его и говорить Ему: прореки. И слуги били Его по ланитам. (См. Мф.26:57–68 ). «Петр... грелся у огня» (стих 54). Точнее: «грелся у света» ( τ φς). Огонь был зажжен, очевидно, для того, чтобы осветить двор. А может быть, разложен был огонь и для того, чтобы около него сторожа могли погреться, так как на Востоке ночи весной бывают очень холодные. «Свидетельства сии не были достаточны» (стих 56), вероятно, потому, что не были согласны одно с другим. «Храм сей рукотворенный...» (стих 58). Евангелист Марк точнее формулирует высказанное против Христа обвинение, чем Матфей. Очевидно, что здесь имеется искаженное повторение слов Христа, сказанных Им при первом выступлении в Иерусалимском храме: «разрушьте храм сей» ( Ин.2:19 ). «Тогда первосвященник стал посреди» (стих 60). Процесс плохо двигался вперед, все свидетельства против Христа были не достаточно сильны и даже не согласны между собою. Поэтому первосвященник выступает «на средину» синедриона, намереваясь, как прежде фарисеи ( Мф.22:15 ), заставить Христа Самого проговориться о Своих намерениях и взглядах. «Опять первосвященник спросил» (стих 61). Точнее: «спрашивал» ( πηρτα – прошедшее время несовершенного вида), чем евангелист намекает, что вопросов Христу было на этот раз предложено немало. «Благословенного». Только здесь во всем Новом Завете называется так Бог 15 . «Разодрав одежды» (стих 63), точнее: «нижние одежды» (ср. Мф.5:40 ). В холодное время первосвященник мог иметь на себе две нижние одежды (по-гречески χιτνας – множественное число).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010