Евангелисты Матфей, Марк и Лука, а также апостол Павел оставили нам в своих писаниях сведения об установлении Господом Иисусом Христом таинства причащения, когда Он на Тайной вечере «взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» ( Мф. 26:26–28 ; ср. Мк. 14:22–24 ; Лк. 22:17–20 ; 1Кор. 11:23–25 ). Но как благословлял Иисус Христос хлеб и кого Он благодарил, держа в руках чашу вина, и что при этом говорил, ни один из апостолов не сообщает. Полное молчание апостолов о действиях и словах Господа, которые нам, современным христианам, представляются особенно важными, может быть объяснено только тем, что как для самих апостолов, так и для тех христиан, к которым непосредственно обращены были их писания, этот образ благословения хлеба и содержание благодарения были так хорошо известны, что не было нужды писать о них подробно. Они могли быть широко распространены вместе с другими благочестивыми «преданиями старцев» относительно вкушения пищи, о которых упоминает евангелист Марк ( Мк.7:3–4 ). Известно, что еще до Рождества Христова один из современников Ирода Великого раввин Гиллель предпринимал попытку систематизировать бытовавшие в его время в традиции устной передачи религиозные «предания старцев». Позднее раввин Акиба (умер в 135 году) и его ученик раввин Меир записали большую часть этих преданий, а во второй половине того же II века раввин Иуда Ха-Наси (умер около 194 года) кодифицировал все записанные предания 1 . Возникшая таким образом основная часть Талмуда Мишна сохранила до нашего времени многие молитвы евреев, в том числе и застольные, а также указания на благочестивые обычаи и порядки различных трапез, по своей давности восходящие еще ко времени устной передачи «преданий старцев». На основании этих сведений Талмуда и сообщений апостолов о Тайной вечере можно получить достаточно ясное представление как о ритуале Тайной вечери в целом, так и о том благословении и благодарении, которые совершал над хлебом и вином Иисус Христос .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Глава 5. Второе миссионерское путешествие По некотором времени Павел сказал Варнаве: пойдем опять, посетим братьев наших по всем городам, в которых мы проповедали слово Господне, как они живут» ( Деян. 15:36 ). Так начинает Лука рассказ о втором миссионерском путешествии Павла. Намерением Павла было посещение тех общин, в которых он вместе с Варнавой уже побывал. Ничего не говорится об основании новых общин, посещении других городов и регионов. Основная цель путешествия, как она объявлена Павлом: закрепить успех, достигнутый в предыдущий раз, вновь встретиться с христианами тех городов, где проповедь уже прозвучала. Реальность, однако, окажется иной. Второе миссионерское путешествие охватит многие новые земли и будет весьма продолжительным (по разным подсчетам, от двух до четырех лет); Павлу придется преодолеть около 3,5 тыс. км, из них не менее 2,7 тыс. км пешком. 176 1. Начало пути. Выбор спутников Конфликт между Павлом и Варнавой Путешествие началось с конфликта: Павел с Варнавой не смогли договориться о том, кого брать с собой. Варнава хотел взять Иоанна-Марка, но Павел напомнил, что в Памфилии Марк отстал от них и не пошел с ними «на дело, на которое они были посланы». Начался спор, в результате которого «произошло огорчение, так что они разлучились друг с другом; и Варнава, взяв Марка, отплыл в Кипр; а Павел, избрав себе Силу, отправился, быв поручен братиями благодати Божией» ( Деян. 15:37–40 ). Почему Лука решил упомянуть об этом инциденте, а не обошел его молчанием? Во-первых, необходимо было объяснить, почему Павел больше не путешествует с Варнавой. Во-вторых, Лука был честным историком и не идеализировал своих героев: ценность его повествования заключается в том, что он рассказывал историю как есть, не утаивая от читателей тех конфликтов, которые периодически возникали между ее участниками. Он показывает Павла и других первых христианских миссионеров людьми с присущими каждому человеку слабостями. Отметим, что Варнава в данном случае выглядит более мягким: он призывает к прощению и снисхождению. Это, впрочем, вполне объяснимо, поскольку Марк был его племянником ( Кол. 4:10 ). Павел, напротив, настаивает на том, что спутник должен быть надежным: нельзя брать с собой человека, который уже однажды проявил себя недолжным образом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

И, наконец, всё изречение Христа, изложенное у Матфея и Марка в полном и литературно-округленном предложении: «истинно говорю тебе, что (Марк: «ты сегодня») в эту ночь, прежде чем петел (Марк: »дважды " ) возгласит, трижды отречешься от Меня « – фрагмент короче и ближе к разговорному простонародному языку: «петух дважды прокукаречит, и ты прежде трижды отречешься от Меня». Это текстуальное сравнение фрагмента с Матфеем и Марком представляет будто бы наглядную историю евангельского текста, его постепенное распространение и преобразование из простого, отрывочного и наивного в более полную, литературно-округленную и священно-торжественную форму. Для большей удобопонятности заключений Гарнака и наших дальнейших рассуждений приводим в буквальном переводе весь текст фрагмента (по теории – первичный) параллельно с текстом Марка (по теории – вторичная обработка) и Матвея (третичная рецензия): Фрагмент Матфей 1) После же вечери (букв, «ядения»), когда ушли, И воспев вышли на гору Елеонскую. И говорит им Иисус, И воспев вышли на гору Елеонскую. Тогда говорит им Иисус: 2) Все в эту ночь соблазнитесь, что все соблазнитесь в эту ночь; Все вы соблазнитесь обо Мне в эту ночь; 3) по написанному (некогда): Потому что написано (есть): Ибо написано (есть): 4) поражу пастыря и овцы рассеются. поражу пастыря и рассеются овцы; но после того как Я воскресну, предварю вас в Галилее. поражу пастыря и рассеются овцы стада; после же того как Я воскресну, предварю вас в Галилее. 5) Сказав Петр, (букв. слав, «сказавшу Петру») Петр же сказал Ему: Отвечав же Петр сказал ему: 6) Если и все, не я, И если все соблазнятся, но не я. Если все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь. 7) сказал: И говорит ему Иисус: Сказал ему Иисус: 8) петух дважды прокукаречит и ты прежде трижды отречешься от Меня. Истинно говорю тебе, что ты сегодня в эту ночь, прежде чем дважды петел возгласит, трижды отречешься от Меня. Истинно говори тебе, в эту ночь, прежде чем петел возгласит, трижды отречешься от Меня. Но какие же данные имеем мы для того, чтобы признавать папирусный свиток, от которого уцелел рассматриваемый фрагмент, за сочинение историческое, излагавшее в последовательном порядке жизнь, учение и дела Господа? Почему не признать этот папирус за отрывок из какой-либо проповеди , послания, гармании, или другого сочинение, в котором рассматриваемая цитата из Евангелий был приведен по памяти, что нередко встречаем в произведениях древнехристианской письменности? – Гарнак не отрицает абстрактной возможности такого предположения.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Заканчивает свое первое послание святой Петр благопожеланиями от Бога — быть твердыми, непоколебимыми в вере, передает привет от церкви в Вавилоне и от " сына своего Марка " , и преподанием " мира во Христе Иисусе " (5:10-14). Именно этот Марк написал свое Евангелие со слов апостола Петра. Второе Соборное Послание Апостола Петра Наставления пастырям и пасомым 5:1-9 Пятая глава содержит наставления пастырям и пасомым, Апостольское благословение и заключительные приветствия. Пастырей Апостол увещает пасти стадо Божье, надзирая за ним не по принуждению, но охотно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божьим, но подавая пример стаду. Три основных черты истинного пастырства указывает здесь св. Петр: Пасомых Апостол призывает повиноваться своим пастырям и во всем проявлять смирение. " Также и младшие " , то есть рядовые верующие, " повинуйтесь пастырям " . " Все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать " . " Подчиняясь друг другу " значит, что каждый в своем положении должен подчиняться старшим, начальственным над ним лицам, и тем проявлять смирение, которое одно только привлекает на человека благодать Божью (5:5-7) [ 5 ]. Апостол призывает к трезвению и духовному бодрствованию, указывая, что враг человеческого спасения диавол, " ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить " — т.е. подобно свирепому льву, диавол, вечно дышащий ненавистью, стремится погубить всех неосторожных и легкомысленных. Противостоять ему надо прежде всего " твердою верою " , ибо вера соединяет со Христом, Которого диавол боится (5:8-9). Апостольское Благословение и приветствия 5:10-14 Заканчивает свое первое послание святой Петр благопожеланиями от Бога — быть твердыми, непоколебимыми в вере, передает привет от церкви в Вавилоне и от " сына своего Марка " , и преподанием " мира во Христе Иисусе " (5:10-14). Именно этот Марк написал свое Евангелие со слов апостола Петра. Первоначальное назначение, побуждение к написанию и цель послания

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой. взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия. Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими. Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова. Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие. для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость; потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков. Полн. собр. соч. преподобного Иоанна Сергиева, (Кронштадтского) т. II, стр. 416. Дающий нищему не обеднеет; а кто закрывает глаза свои от него, на том много проклятий. Царство Твое — царство всех веков, и владычество Твое во все роды. [Верен Господь во всех словах Своих и свят во всех делах Своих.] Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела. Мф.14:14–22 (зач. 58). Ср. Марк. 6:30–44; Лук. 9:10–17; Иоан. 6:1-15. Эти подробности, опущенные евангелистом Матфеем, передаются другими евангелистами (Марк. 6:37–38; Иоан. 6:7,8). Римский динарий (пенязь) равнялся 20 коп. серебром; но действительная стоимость его лучше определяется тем, что это была обычная поденная плата рабочим, наемным воинам и пр.; след., 200 динариев сумма весьма значительная. Евангелист Иоанн говорит, что это были хлебы ячменные. Простой народ в Палестине обыкновенно питался ячменным хлебом, как наиболее дешевым. Рыбы разумеются испеченные или соленые, — оψριо как они известны были на языке рыбаков и составляли их обычную пищу.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Иисус сказал им: „истинно, истинно говорю вам: если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную: и Я воскрешу его в последний день. Ибо плоть Моя истинно есть пища, и кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь пребывает во Мне и Я в нем“. Услышав эти слова, многие даже из учеников Иисуса Христа соблазнились, а некоторые и совеем оставили Его. Тогда Господь обратился к двенадцати апостолам и спросил их: „не хотите-ли и вы отойти?“ Апостол Петр поспешил изъявить Господу свою любовь и преданность следующими словами: „Господи, к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни. И мы уверовали и познали, что Ты – Христос, Сын Бога живого“. Третий год служены христова. § 44. Исцеление дочери хананеянки. (Мф. 15, 21 – 28; Марк. 7, 24–30). Из Евангелия не видно, был ли Господь в Иерусалиме на празднике Пасхи на 3-м году Своего служения. Вероятнее, что Он, уклоняясь от злобных фарисеев, продолжал проповедовать в Галилеи. Около сего времени Он послал на проповедь 70 Своих учеников. Фарисеи, однако же, после праздника Пасхи, не замедлили явиться в Галилею. Избегая их козней, Господь удалился на время в пределы страны Финикийской. Когда Господь Иисус Христос находился в пределах Финикийских городов Тира и Сидона, узнала о. Нем одна хананеянка (т. е. из потомства Ханаана, сына Хамова, находящегося под проклятием праведного Ноя), и начала взывать ему вслед: „помилуй меня, Господи, Сыне Давидов! дочь моя жестоко беснуется“. Господь, казалось, совсем не слышал её воплей и не отвечал ей ни слова. Женина, однакож, продолжала взывать о помощи. Тогда апостолы сказали Господу: „отпусти ее, потому что она кричит за нами“. Господь ответил им: „Я послан только к погибшим овцам дома Израилева“. Наконец, женщина, подошедши к Нему, упала пред Ним на колена и молила: „Господи, помоги мне!“ Иисус сказал ей: „не хорошо взять хлеб у детей и бросить псам“ (т. е. оставить израильтяне и благодетельствовать язычникам). Женщина сказала: «так, Господи, но и псы едят крохи, которые падают со стола господь их». Господь удивился её вере и сказал ей: „о, женщина! велика твоя вера, да будет тебе по желанию твоему“. Пришедши в свой дом, она нашла, что бес из дочери её вышел, и она лежит в постели покойная и здоровая. § 45. Насыщение четырех тысяч человек семью хлебами. (Марк. 8, 1–9; Мф. 15, 32–88.)

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/s...

Мк.7:28 . Она же сказала Ему в ответ: так, Господи; но и псы под столом едят крохи у детей. Слова Хананеянки: так (ей), Господи, ибо псы и пр. имеют следующий смысл: „пусть иудеи пользуются великими Твоими благодеяниями, но позволь и мне хотя мало воспользоваться ими, подобно тому, как псы пользуются остатками от трапезы своих хозяев, т. е. исцели и мою дочь“. „Какая твердость духа! восклицает при этом Златоуст. Господь говорить: несть добро, она отвечает: ей, Господи. Он называет ее псом, а она приписывает себе и действие, свойственное псу. Видишь ли тут и ее смирение?“ Мк.7:29 . И сказал ей: за это слово пойди, бес вышел из твоей дочери. Мк.7:30 . И пришедши в свой дом, она нашла, что бес вышел, и дочь лежит на постели. И Господь за великую веру и великое смирение женщины-хананеянки исцелил дочь ее. О женщина! велика вера твоя, да будет тебе по желанию твоему, по Евангелию Матфея, сказал Господь Хананеянке, исцеляя ее дочь. Такова сила усиленной, неотступной молитвы. Если Бог иногда медлит, это не значит, что совсем отказывает. Зач. 31. Возвращение Иисуса Христа из пределов Тирских и Сидонских и исцеление глухого-косноязычного. Читается в субботу 4-ой недели Великого поста. Мк.7:31 . Вышед из пределов Тирских и Сидонских, Иисус опять пошел к морю Галилейскому через пределы Десятиградия. Из пределов Тирских и Сидонских. Чит. объясн. 24 ст. К морю Галилейскому. О море чит. в объясн. 16 ст. 1 гл. Между пределы Декапольски (чрез пределы Десятиградия ( Мк.5:20 ). Это – путь по северо-восточному берегу Галилейского или Геннисаретского озера на восточную сторону Иордана. Мк.7:32 . Привели к Нему глухого косноязычного, и просили Его возложить на него руку. Исцеление сего глухого косноязычного описано только у одного еванг. Марка. Св. Марк не говорит, что болезнь этого несчастного происходила от действия злого духа, следовательно, этот человек не был бесноватым. Так Господь и евангелисты строго отличают простые естественные болезни от болезней, производимых действием злых духов на человека (Мих.). И моляху Его, да возножит нань руку (просили Его возложить на него руку), – т. е. для исцеления, как не раз делал Иисус Христос, исцеляя больных.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

«Ибо известно, что Господь» Иисус Христос «воссиял из колена Иудина» [ Евр.7:14 ]. Следуй вере Павла и не приписывай пророчащим того, о чем они пророчески провозглашают, и не приписывай образам того, на что они указывают. К какому племени принадлежал Мелхиседек, что сказанное о нем ты считаешь прообразовательным или осуществившимся? Так заблуждаясь, ты и прообразовательно закалаемого агнца непременно будешь признавать Богом, говоря: «Если бы он не был Богом, то как бы отогнал своею кровию ангела-губителя? [ср. Исх.12:5–6 и др.]». Возможно, что ты сделаешь себе богом и медного змея, думая и говоря: «Если бы он не был Богом, то как излечивал бы ужаленных змеями [ Числ.21:9 ]?». Мы же скажем вместе с апостолом: «о Котором говорится сие, принадлежал к иному колену» [ Евр.7:13 ]. Ведь все они действовали не своею силою, но Христом, Которого они прообразовали. Так и Мелхиседек именуется «царем правды», не по природе, ведь как поясняет Писание: «о Котором говорится сие, принадлежал к иному колену» [ Евр.7:13 ]. VII . Захотел и я узнать у обольстителей: «Почему пророки и апостолы не провозгласили Мелхиседека Богом?» Если по зависти или страху, то тогда без зависти и без страха не явили бы Рожденного от Марии. Если по незнанию, то они младенцы по сравнению с вами, вы же совершеннее их, поскольку вам открылось то, что было скрыто от них. Но что говорят эти опасные люди (ο Λοιμο) 1 ? «Неудивительно, что апостолы не знали эту тайну, если она и Павлу открывалась с трудом, как он сам говорит: “О сем надлежало бы нам говорить много; но трудно истолковать” [ Евр.5:11 ]». О кичливые, считающие себя разумнее апостолов, не разумеющие «ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают» [ 1Тим.1:7 ]. Если они действительно верят, что о Мелхиседеке можно много говорить и трудно истолковать, пусть тогда скажут, какое суждение труднее истолковать? Наше или их? Для нас, кто говорит, что Мелхиседек прообразует Господа нашего Иисуса Христа, и сказанное обширно, и трудно для истолкования, как и апостол говорит.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Podvizhni...

Поэтому, даже когда кажется, что они творят некий совет глубоко, творя его не ради Господа (ср. Ис. 29, 15), они признаются несчастными (ταλανζονται); даже когда они возвещают сокровенное [содержание] совета Божиего, они лгут, поскольку дела их — [дела] не света , но тьмы и ночи. Мы решили вкратце изложить это пророчество и в некоторой степени — его объяснение, так как о нем упомянул Матфей. Упомянул [о нем] и Марк (ср. Мк. 7, 6), из которого мы не без пользы приведем следующее место о прегрешении против старейшин, полагавших правильным, чтобы Иудеи мыли руки, когда едят хлеб: «Ибо фарисеи и все Иудеи, держась предания старцев, не едят, если не умоют тщательно рук; и, [придя] с торга, не едят, если не омоются; есть и кое-что другое, чего они приняли держаться — омовения чаш, кружек, котлов и скамей (κλινν) » (Мк. 7, 3–4). Этими [словами] Спаситель ясно учит нас, когда мы читаем в Левите (ср. Лев. 11) и Второзаконии (ср. Втор. 14) [предписания] о чистой и нечистой пище, в нарушении которых нас обвиняют Иудеи по плоти (ο σωματικο Ιουδαοι) (ср. 1 Кор. 10, 18) и эбиониты , мало отличающиеся от них, не думать, будто целью Писания является общедоступный смысл этих [предписаний] (τον πρχειρον περ τοτων νουν). Ибо если «не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что исходит из уст» (Мф. 15, 11), и в особенности раз Спаситель говорил это и в [Евангелии] от Марка, «очищая всякую пищу» (Мк. 7, 19), ясно, что мы не оскверняемся, когда едим то, что Иудеи, желающие служить букве закона, называют нечистым, оскверняемся же тогда, когда говорим, что придется, да обсуждаем, что не следует, что и является для нас источником грехов, в то время как должно, чтобы уста наши были связаны чувством (ср. Притч. 15, 7), и мы сделали для того, что говорим, вес и меру (ср. Сир. 28, 25 ). И, конечно, закону Божиему подобает запретить то, что [исходит] от порока, и предписать то, что согласно с добродетелью, а те [вещи], что безразличны по своей сути (τα δε τω δω λγω διφορα) , — их оставить как есть (αν π χρας), [так как] в зависимости от свободного выбора и [состояния] разума в нас (δια την προαρεσιν κα τον ν μν λγον) они могут как делаться дурными, если совершаются во грехе, так и становиться хорошими, если исполняются праведным образом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=676...

Скачать epub pdf Глава 9 1. Исцеление слепорожденного 1 И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. 2 Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? 3 Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии. 4 Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. 5 Доколе Я в мире, Я свет миру. 6 Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, 7 и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим. История исцеления слепорожденного занимает в 9-й главе Евангелия от Иоанна сравнительно небольшое пространство: всего семь стихов (1–7). Однако оставшаяся часть главы (стихи 8–41) является прямым продолжением этой истории. Таким образом, собственно рассказ о чуде занимает около 1/6 данной главы: все остальное – это богословский комментарий к нему. «И, проходя, увидел человека, слепого от рождения» В Евангелиях упомянуты многие случаи исцелений от слепоты. Два похожих случая возвращения Иисусом зрения двум слепцам мы встречаем в Евангелии от Матфея ( Мф. 9:27–31 иМф. 20:34). Матфей также упоминает об исцелении бесноватого слепого и немого ( Мф. 12:22 ). Марк рассказывает об исцелениях безымянного слепого в Вифсаиде ( Мр. 8:22–26 ) и Вартимея в Иерихоне ( Мр. 10:46–52 ). То же исцеление в Иерихоне описано у Луки ( Лк. 18:35–43 ). И Матфей, и Лука упоминают об исцелении Иисусом многих слепых ( Мф. 15:31; 21 :14Лк. 7:21). Однако только в Евангелии от Иоанна рассказывается об исцелении человека, слепого «от рождения». В других случаях мы не знаем никаких подробностей о слепых, которых исцеляет Иисус: от рождения ли они были слепыми или стали таковыми на каком-то этапе своей жизни, и если да, то по какой причине. Можно предположить, что слепой, описываемый Иоанном, – единственный слепорожденный из всех упоминаемых в Евангелиях слепцов. Поэтому рассказанная Иоанном история имеет особый смысл, отраженный в восторженных словах самого исцеленного: «От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному» ( Ин. 9:32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010