XIII. 79. Помимо сказанного нужно знать о Евангелии и то, что оно есть прежде всего Евангелие Главы всего тела (ср. Кол. 1, 18 и др.) спасаемых Иисуса Христа, как говорит Марк: «Начало Евангелия Христа Иисуса» (Мк. 1, 1 с перестановкой слов), но также и апостолов, почему и говорит Павел: «Согласно евангелию моему» (Рим. 2, 16). 80. Кроме того, началом Евангелия (ибо у него есть размеры: начало, продолжение, середина и конец) является либо весь Ветхий Завет , образ которого — Иоанн (ср. Мф. 11, 9), либо его конец, представляемый Иоанном (ср. Мф. 11, 13), как межа Ветхого Завета с Новым. 81. Ведь тот же Марк говорит: «Начало Евангелия Иисуса Христа, как написано у Исаии пророка: " Вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой " . " Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямым сделайте стези Его " » . 82. Поэтому я удивляюсь, как инославные при писывают оба Завета двум богам, уличаемые не меньше [чем другими] и этим текстом. Как же Иоанн, по их собственному мнению, может быть началом Евангелия, раз он человек иного бога, демиурга, и не знает, как они полагают, нового божества (θετητα)? XIV. 83. Однако евангельское служение, вверяемое ангелам, не [ограничивается] только одним и незначительным [благовестием] пастухам (Лк. 2, 8 сл.), ибо в конце [времен] летящий по небу ангел с Евангелием будет благовествовать всякому народу, потому что благой Отец не оставляет насовсем тех, кто отпал от Него. 84. Действительно, Иоанн, сын Зеведеев, говорит в Откровении: «И увидел я другого Ангела, летящего по средине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле и всякому племени и колену, и языку и народу, и говорил громким голосом: убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его, и поклонитесь Сотворившему небо и землю, и море и источники вод» (Откр. 14, 6–7). XV. 85. Все же, поскольку мы представили, что весь Ветхий Завет, обозначаемый именем Иоанна, по одному толкованию, — «начало Евангелия» (Мк. 1, 1), то, чтобы не оставить это понимание недоказанным, предложим сказанное в Деяниях о евнухе царицы Ефиопской и Филиппе, а именно: «Филипп, начав от писания Исаии: " Яко овча ведом был на заклание, и яко агнец пред лицом стригущего безгласен " , — благовествовал ему о Господе Иисусе» (Деян.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=676...

«Привязанного у ворот», на перекрестке (стих 4). Точнее: «у ворот, близ самой дороги, которая шла мимо дома» ( π το μφδου). «И привели» осла (стих 7). По свидетельству Евангелия Марка как будто выходит, что Господь совершил вход в Иерусалим только на молодом осле: об ослице, о которой говорит евангелист Матфей, Марк не упоминает. Этим, однако, он не говорит, чтобы ее при шествии Христа не было. Он дает понять, что Господь ехал именно на молодом осле – ослица же могла идти рядом. При этом евангелист Марк замечает, что на этого молодого осла еще никто не садился (см. комментарии к Мф.21:4–5 ). «Ветви с дерев» (стих 8), точнее: «подстилки, сделанные из зелени, которая росла на поле» ( στιβδας κψαντες κ τν γρν). Масличная гора в то время, как и теперь, была возделываема земледельцами, и на ней было немало растительности всякого рода. «Благословенно грядущее» ( «во имя Господа» – в лучших списках не имеется) «царство отца нашего Давида! осанна в вышних!» (стих 10). Это значит, что народ признавал Христа законным потомком Давидовым, в Котором и с Которым должно наступить всеми ожидаемое обетованное Царство. Читатели Евангелия Марка до сих пор несколько раз читали о «Царстве Божием» ( Мк.1:14, 4:11, 9:1 и др.), которое должно скоро наступить ( Мк.1:15 ). Если же теперь народ называет приближающееся царство «Давидовым», то этим он хочет сказать, что Бог поставил Царем этого Божия Царства Иисуса, Которого слепой назвал Сыном Давидовым ( Мк.10:47 ), и что открытия этого Царства нужно ожидать в ближайшем будущем. «Осмотрев все...» (стих 11). Согласно Евангелию Марка, Христос в день входа за поздним временем не приступал к учению, а только внимательно осмотрел все, что делалось в храме. Очевидно, по представлению Марка, чего-либо особенно важного в тот день не было сделано Христом, хотя евангелист Матфей запомнил некоторые чудеса, совершенные в тот раз Христом ( Мф.21:14 ). Мк.11:12 .  На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал; Мк.11:13 .  и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

§ 26. Учение Господа Иисуса Христа о субботе. (Мф. 12, 1–8; Марк, 7, 23–28; Лук. 6, 1–6). Видя враждебные замыслы иудеев, Господь и во второй год Своего служения удалился из Иерусалима в пределы Галилеи; но теперь фарисеи пошли уже вслед за Ним, стараясь в чем либо уловить Его, чтобы осудить и унизить в глазах народа. В одну из суббот Господь Иисус Христос проходил засеянными полями. Ученики Его, чувствуя голод, срывали колосья и, растирая их руками, ели зерна. Фарисеи заметили это и обратились к Иисусу Христу с упреком: „зачем вы делаете то, что не дозволяется делать в субботу?“ Господь сказал им в ответ: «разве вы не слыхали, что сделал Давид, когда взалкал: как он вошел в дом Божий, взял хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме священников, и ел сам и дал бывшим с ним? Или вы не читали в законе, что в субботние дни священники в храме нарушают субботу (трудятся, исполняя дела своего служения), однако не виновны? Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма. Суббота для человека, а не человек для субботы. Сын Человеческий есть господин и субботы». § 27. Исцеление сухорукого. (Мф. 12, 9–14; Марк. 3, 1–6; Лук. 6, 6–11). Через неделю по обличении неразумных ревнителей субботы, Господь был в синагоге и учил. В числе слушателей находился человек, имеющий сухую руку. Фарисеи и книжники наблюдали за Иисусом Христом, не исцелит ли Он этого человека в субботу, чтобы обвинить Его в нарушении закона. Зная мысли их, Господь повелел больному встать среди собрания, и потом обратился к фарисеям с вопросом: „что должно делать в субботу – добро или зло? спасти душу или погубить?“ Фарисеи молчали. „Кто из вас, продолжал Господь, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащить? Сколько же человек лучше овцы?“ После сего, со скорбью и негодованием посмотрев на них, сказал больному: «протяни руку твою!» Он протянул ее, и больная рука сделалась совершенно здоровою, как и другая. Но фарисеи не только не уверовали в Господа, а еще более ожесточились против Него и стали совещаться между собою, как бы вернее погубить Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/s...

В частности, для объяснения неизменяемости воли и определений Божиих по отношению к свободным тварям и особенно к человеку, святые Отцы, на основании Священного Писания, придумали разделение воли Божией: на первую ( θλημα πρτον ) и вторую ( δετερον ), иначе — предыдущую ( προηγομενον ) и последующую ( πομενον ), или, как в последствии начали выражаться, на безусловную и условную (voluntatem absolutam et conditionatam). Под именем первой воли разумеется такая, по которой Бог желает чего-либо без всяких сторонних условий, например, хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2:4); а под именем последней — такая, по которой Он желает чего-либо по отношению к свободным тварям, под каким-нибудь обязательным для них условием, например, послал к людям своего единородного Сына, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Иоан. 3:16; Марк. 16:16). Таким образом и воля Божия по отношение к свободным тварям, как и ко всем вообще, остается неизменной, и свобода тварей нисколько не стесняется этою волею и ее определениями. И здравый разум не может не сознать справедливости всех этих отеческих соображений, и вслед за тем не исповедать Бога существом неизменяемым, как и исповедал еще древле в мудрецах языческих. 7. Всемогущество Всемогущество приписывается Богу в том смысле, что Он обладает неограниченной силой все производить и над всем владычествовать, — от чего называется безразлично всемогущим или всесильным ( παντοδναμος ), и вседержителем ( παντοκρατωρ ). В священных книгах находится бесчисленное множество мест, изображающих это свойство Божие. Они свидетельствуют: а) о всемогуществе Божием вообще: знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено (Иов. 42:2); Авва Отче! всё возможно Тебе (Марк. 14:36); Богу же всё возможно (Матф. 19:26); ибо у Бога не останется бессильным никакое слово (Лук. 1:37). И вместе с тем называют Бога сильным (Пс. 88:9), Господом сил (Пс. 23:10), единым сильным (1 Тим. 6:15), и вседержителем: Боже великий, сильный, Бог Великий в совете и сильный в делах, Господь Вседержитель, Боже Вседержитель (Иер.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

Мк 16:1. По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. Мк 16:2. И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, Мк 16:3. и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба? Мк 16:4. И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик. Мк 16:5. И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. Мк 16:6. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Мк 16:7. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам. Мк 16:8. И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись. В повествовании о воскресении Господа Иисуса Христа евангелист Марк имеет некоторые особенности по сравнению с Матфеем. Он упоминает о трех женщинах, ходивших помазать тело Христа, а Матфей — о двух. Имена этих трех женщин те же, что названы в Мк 15:40. Только вторая Мария названа не матерью Иакова, а просто Иаковлевой. Один евангелист Марк (да еще Лука) говорит, что женщины пошли для того, чтобы «помазать тело Христа ароматами», т. е. душистыми мазями, которые они купили по миновании субботы. Очевидно, хотели со своей стороны намастить тело Христа как можно больше, хотя, вероятно, знали, что об этом уже позаботился Иосиф, погребавший Христа. Тогда они этого сделать не успели, так как наступил уже субботний покой. Теперь же могли это сделать, так как к вечеру субботы разрешалось открывать лавки, начинался уже новый день. «И весьма рано… при восходе солнца»  (стих 2). Было так рано, что солнце еще только начинало восходить (νατελαντος — причастие настоящего времени, совершенно точно обозначающее очень раннее время, (ср. Ин 20:1; Лк 24:1). Небо чуть забелелось (блж. Августин). Та же мысль выражена и евангелистом Матфеем в выражении: «на рассвете» 1 . «Войдя во гроб»  (стих 5). Гробница представляла собой довольно большое помещение, куда можно было войти сразу двум-трем.

http://bible.predanie.ru/nedelya-3-aya-p...

Видели, потому что Он был одного существа с Богом, и не видели, потому что это Божественное существо, так сказать, прикрыто было в Нем человечеством, и потому Его можно было видеть только не в полной, несовершенной славе. Совершенно согласно с этим говорит поэтому и Иоанн: «Слово, Которое не только было в начале у Бога, но и Самим Богом, стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины, и мы видели славу Его, как Единородного от Отца» ( Ин.1:1, 2, 14 ). Раздел 7 И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное... Ин.19:17 И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его. Мк.15:21 В истории Иисуса Христа все частности имеют большую важность, особенно это нужно сказать о тех частностях, которые относятся к страданиям и смерти Иисуса Христа. Каждое из четырех Евангелий представляет нам жизнь Иисуса Христа в несколько отличном от других свете, что объясняется разностью стиля и характера отдельных евангелистов; так что в различных Евангелиях мы видим только интересную разносторонность, но отнюдь не противоречия, разности, но не разногласия. Так, мы не редко замечаем здесь, что при рассказе, например, об известном событии, один евангелист ограничивается более общими чертами, не вдаваясь ни в какие частности и подробности, между тем как другой подробнее говорит о нем, обстоятельнее описывает его, не упуская из виду и частных черт, и побочных второстепенных обстоятельств. Таким образом, они взаимно пополняют друг друга, а потому, чтобы составить полную историю страданий и смерти Иисуса Христа, для этого необходимо прочитать всех евангелистов совместно. Сказанное как нельзя более приложимо и к обоим взятым нами местам, в которых слова одного евангелиста суть не что другое, как пополнение слов другого, в которых Марк несколько подробнее говорит о том, о чем Иоанн заметил, так сказать, мимоходом. Марк говорит о том, как вели Иисуса на Лобное место. Слова, которые он употребляет при этом: «и повели Его, чтобы распять Его»( Мк.15:20 ) – были тогда у римлян весьма обыкновенным выражением, под которым разумели отправление приговоренного к смерти на казнь, причем он всегда сам должен был нести свой крест, на котором ему надлежало умереть, так как это несение креста относилось к наказанию осужденного.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

19 И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога. 20 А они пошли и проповедывали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь. 14 .1. Пасха – речь идет о вторнике или среде Страстной недели, поскольку Пасха приходилась в тот год на пятницу. Опресноки – пресный хлеб, который употреблялся в дни праздника Пасхи. Накануне из домов по обычаю убирали все квасное. Праздник Опресноков существовал еще до Моисея ( Исх 5.1 ). С момента же исхода из Египта он был присоединен к празднику Пасхи ( Исх 12.17 ). 14.12. Агнцев заколали в пятницу, во вторую половину дня. Но, возможно, из-за стечения народа «обряд начинали совершать еще накануне» (архиеп. Филарет Гумилевский) . 14.13. У Мф Иисус прямо указывает на хозяина горницы. У Мк ученики узнают его по условному знаку. 14.51. Юноша, по-видимому, спал и был разбужен шумом в саду. Большинство толкователей считает, что этим юношей был сам евангелист Марк, житель Иерусалима (ср. Деян 12. 12 ). 15.7. Участие Вараввы в мятеже объясняет, почему он был приговорен именно к распятию. Распинали главным образом повстанцев. 15.21. Евангелист предполагает, что Александр и Руф известны его читателям. Руф, вероятно, тождественен с тем лицом, которое упоминает ап. Павел: «Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою» ( Рим 16.13 ). Таким образом, повествование о распятии основано на свидетельстве очевидца, в частности Симона Киринейского. 15.25. По мнению некоторых толкователей, кажущееся несогласие этого повествования с Ин 19.14 , где говорится о том, что смертный приговор был произнесен Пилатом в часу шестом, устраняется допущением, что Марк разумеет здесь под часом трехчасовой период времени, и этот третий час означает по нашему счету промежуток времени от 9 до 12 часов. Ибо как ночь делилась на четыре «стражи», по три часа в каждой, так, по-видимому, в обычае было делить и день на четыре трехчасовых периода, которые за отсутствием в языке другого обозначения, также, хотя и в ином смысле, именовались часами.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kak-chi...

И емше делателе рабов его, оваго убо биша, оваго же убиша, оваго же камением побиша ( Мф.21:35 ). Разгневанные нерадивые делатели в винограднике Божием прибегли к насилиям, чтобы заглушить голос посланников Божиих. Иным из них они наносили оскорбления побоями, других убивали и камнями побивали. Но Господь Бог долготерпит. Не обнаруживает Он намерения уничтожить создание рук Своих. Виноградник запущенный и не плодоносный остается целым. Даже деятели в нем те же. Значит, Господь ожидает еще раскаяния и исправления сих злых виноградарей. Он паки посла иные рабы множайша первых ( Мф. 21:36 ). Св. Евангелисты Марк и Лука отмечают троекратное посольство слуг ( Мк.12:2–5 ; Лк 20:12 ). Сущность смысла притчи от сего не изменяется. Не два, не три, а многочастне и многообразне Бог говорил евреям чрез пророков ( Евр.1:1 ). Сам Бог чрез пророка Иеремию говорил им: «С того дня как отцы вышли из земли Египетской, до сего дня Я посылал к вам всех рабов Моих пророков, посылал всякий день с раннего утра» ( Иер.7:25 ). Как же принимали евреи сих посланников Божиих? Они не желали слушать их. Господь Бог говорит чрез пророка Иеремию: «Они не слушали Меня и не преклоняли уха своего, а ожесточили волю свою, поступили хуже отцов своих» ( Иер. 7:25 ср. Иер.44:4–5 ). И сотвориша им такоже. С новыми послами домохозяина, поступили так же, как и с первыми: иных оскорбили поруганиями и побоями, других умертвили, а иных каменьями побили. Св. Ап. Павел, воспоминая о провозвестниках воли Божией в ветхом Завете, говорит о кончине их так: «иные замучены были... другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» ( Евр.11:35–38 ). «Кого из пророков не гнали отцы ваши?» вопрошал св. архиадиакон Стефан в своей речи членов синедриона ( Деян. 7:52 ). Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Господа Иисуса Христа. И Спаситель в Своей обличительной речи указывает на то, что говорили сами руководители народа, книжники фарисеи: «если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков ( Мф.23:30 ). Да, отцы их много пролили крови слуг Божиих. Они знают это и сами свидетельствуют о сем. О, преславное Божие милосердие! Люди забыли Бога, жили греховно, озлобляли праведников, а Промыслитель Господь бережет еще Свой виноградник, несмотря на злобное настроение делателей в нем, на их леность и нерадение к делу Божиему.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Евсевия, арх. Могилевского. Проповеди, т. I, 1870 г. Иоанна Сергиева (Кронштадтского) прот. Полное собрание поучений, т. II, 363, 367. Белоцветова, Сборник поучений, стр. 55. Шумова, свящ. Сборник общепонятных поучений. М. 1888 г. стр. 123. Дьяченко. Ежеднев. поучения в Слове Божием, стр. 133. Кременецкого, свящ. Глас пастыря. В сказаниях Евангелистов (Марк. 5:1-20. Лук. 8:26–39) об этом чуде встречаются некоторые разности. Святой Матфей говорит об исцелении двух бесноватых, между тем как другие называют только одного, потому без сомнения, что этот один был в особенно сильной степени подвержен мучению злых духов. Кроме того, Евангелист Матфей называет место события страной Гергесинской, а Марк и Лука — Гадаринской. Но это не противоречие: Гадара и Гергесса (I. Нав. 24:11; Втор. 7:1) были два сопредельные между собой города, в следствие чего страна эта называлась, то гергесинской, то гадаринской. Жители, населявшие этот край, состояли большей частью из язычников, — этим объясняется, почему у гергесинских иудеев могли быть животные (свиньи), запрещенные законом Моисеевым. в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления. Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи. Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах. Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня. Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни. он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями, потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его; всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни;

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы,  – каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня (1 Кор. 3, 10–15). Хотя и кажется, что этот отрывок, как говорит святитель Марк, вводит учение об очистительном огне, но на самом деле он «лучше всего его опровергает». Доказывает это следующее. Первое: апостол Павел назвал этот огонь испытывающим, а не очищающим. Второе: все дела, даже добрые и порядочные, пройдут через этот огонь, что означает, что не все нуждается в очищении. Третье: апостол говорит, что дела злых людей сгорят, и потому последние потерпят урон, хотя по латинскому учению очистившиеся приобретут. Четвертое: то, о чем говорит апостол, произойдет в день Суда и в будущем веке. Он не говорит о каком-то очистительном огне между раем и адом. Да и нигде в Священном Писании об этом не говорится. Кроме того, и Христос говорит вполне категорично: И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф. 25,46). Следовательно, на самом деле здесь говорится о нетварной благодати Божией, просвещающей праведников и пожигающей грешников. Этому вторят и приводимые святителем Марком библейские цитаты. Пророк Давид говорит: Огонь пред Ним возгорится и вокруг Него сильная буря (Пс. 49, 3). И еще: Огонь пред Ним пройдет и попалит вокруг врагов Его (Пс. 96, 3). И пророк Даниил пишет: Огненная река выходила и проходила пред Ним (Дан. 7,10). Особенно важное значение имеет фраза апостола Павла: А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня (1 Кор. 3, 15). Святитель Марк, толкуя эту фразу, говорит, что то дело, которое будет сожжено огнем и исчезнет окончательно, – это злое расположение или действие. «Потерпит урон» относится к злому багажу, который был у грешников, а «спасется» – к их сохранению.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010