Если признать, что спорные стихи есть позднейшая вставка, то придется считать заключением Евангелия от Марка слова о женах-мироносицах: И никому ничего не сказали, потому что боялись (Мк. 16, 8). Однако, по психологически верному замечанию еп. Нафанаила, «мы не можем представить себе серьезного литературного произведения, которое оканчивалось бы словами: Их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись . Не мог Ап. Марк о центральном факте всей христианской проповеди, о Воскресении Христовом, сказать только, что Ангел возвестил об этом трем женщинам» [ 8 ]. Не может Евангелие – Весть Радости – кончаться словами о страхе. А по интересной гипотезе дореволюционного русского библеиста Д. Богдашевского, разногласие древних рукописей по поводу концовки Маркова Евангелия есть свидетельство о неудачной попытке цензурования Евангелия. Отсутствие концовки вызвано тем, что Ев. Марк в этом месте трудно согласуем с другими евангельскими рассказами о Воскресении, – поэтому в IV в. придворный епископ Евсевий Кесарийский попробовал «гармонизировать» эти рассказы, и в тех 50 кодексах, которые были изготовлены на деньги императора Константина (в том числе Синайский и Ватиканский), сделали купюру. Но эта попытка цензурования оказалась все же неудачной – текст продолжал жить в первозданном виде [ 9 ]. Второй предположительно вставленный фрагмент – стих из Первого послания Ап. Иоанна, который не встречается в древних рукописях. Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино. И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном (1 Ин. 5, 7–8). Этот текст не встречается в рукописях до XVI в. Но тем не менее свт. Киприан Карфагенский цитирует его еще в III веке [ 10 ]. Поэтому снова нельзя сказать однозначно, что перед нами позднейшая вставка… И наконец, возможной вставкой в Евангелие является фрагмент Евангелия от Иоанна (Ин. 7, 53–8, 11). Он не встречается ни в рукописях, ни в цитатах у Отцов до середины V в. Это эпизод с женщиной, обвиненной в прелюбодеянии. Помните – когда Христос говорит: Кто из вас без греха, первый брось на нее камень (Ин. 8, 7). Прп. Ефрем Сирин, который в середине IV в. оставил нам комментарии на все четыре Евангелия, не упоминает об этом фрагменте. Свт. Иоанн Златоуст, который в самом начале V столетия прокомментировал каждое слово Евангелия от Иоанна, об этом фрагменте не говорит ничего. А несколько позже блж. Августин написал специальную проповедь «О жене прелюбодейной», в которой предлагает «выкинуть как сор» эти стихи, якобы вставленные в Евангелие для того, чтобы блудникам легче было оправдать свои грехи.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Зачем жить? Шопенгауэры, Гартманы, да и все буддисты утверждают, что благо заключается в том, чтобы не жить. К этому Толстой присоединяет еще и христианские церковные учения, проповедующие кончину мира и рода человеческого. Что и по учению Христианскому мир кончится и размножение рода человеческого прекратится, это верно, но когда и где это будет? Христос Спаситель сказал некогда апостолам: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти. ( Деян. 1:7 ). Значит, от воли Господа, а не от нашей воли, зависит положить предел размножения рода человеческого и открыть новое царство, где ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии ( Мф. 22: 30 )… Бог не только до падения благословил первых людей на размножение, но и после потопа, когда род человеческий давно уже находился в состоянии падения, повторяет Свое благословение сынам Ноя, рече им: раститеся и множитеся, и наполните землю ( Быт. 9: 1 ). И это потому, что, по библейскому взгляду, хотя человек грехом и внес порчу в природу и жизнь, однако ни та, ни другая не есть сплошное зло, как утверждают пессимисты, а за ними и Толстой… Мир был создан прекрасным, в нем царила гармония, но вот через грех вошло в него зло. Это стал мир греха, смерти, тления, но тем не менее он – мир Божий, в котором разрушающие силы находят себе постоянное противодействие со стороны силы творческой и созидающей и в котором благость и милосердие Божие обнаруживаются в бесчисленных проявлениях… Вообще пессимистическое настроение в смысле полного и всецелого отвращения от всей и всякой жизни не есть нормальное и всеобщее чувство: все живое в природе любит жизнь и отвращается от смерти. В жизни благо, а отнюдь не в самоуничтожении. Поэтому даже ветхозаветный писатель, изобразивший всю суетность настоящей жизни, говорил: поди, ешь с веселием хлеб твой и пей в радости сердца вино твое, коль скоро Бог благоволит к делам твоим. Пусть всякое время одежды твои будут белы и пусть масти не оскудевают на голове твоей. Наслаждайся жизнью с женою, которую любишь, во все время суетной жизни твоей и которую дал тебе Бог на все суетные дни твои, потому что эта доля твоя в жизни и в трудах твоих ( Екл. 9: 7–9 ). А с пришествием Христа на землю стало еще больше оснований для светлого взгляда на жизнь. Жизнь и страдания Христа дают путь и средство к восстановлению нарушенной гармонии, снова открывают нам двери рая. В Нем мы приобрели больше, чем потеряли в Адаме. Посему и христианство – не гроб для человеческого рода, не безлюдная и безжизненная пустыня, а, напротив, оно сообщает своим приверженцам новую жизнь…

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Затем святитель Тихон, предчувствуя всю тяжесть выпавшего ему жребия, произнес краткое слово: «Возлюбленные о Христе отцы и братие. Сейчас я изрек по чиноположению слова: «Благодарю, и приемлю, и нимало вопреки глаголю». Конечно, безмерно мое благодарение ко Господу за неизреченную ко мне милость Божию. Велика благодарность и к членам Священного Всероссийского Собора за высокую честь избрания меня в число кандидатов на патриаршество. Но, рассуждая по человеку, могу многое глаголать вопреки настоящему моему избранию. Ваша весть об избрании меня в Патриархи является для меня тем свитком, на котором было написано: Плач, и стон, и горе – и каковой свиток должен был съесть пророк Иезекииль (см. 2: 10; 3: 1). Сколько и мне придется глотать слез и испускать стонов в предстоящем мне патриаршем служении, и особенно – в настоящую тяжелую годину! Подобно древнему вождю еврейского народа – пророку Моисею, и мне придется говорить ко Господу: для чего Ты мучишь раба Твоего? и почему я не нашел милости пред очами Твоими, что Ты возложил на меня бремя всего народа сего? разве я носил во чреве весь народ сей, и разве я родил его, что Ты говоришь мне: неси его на руках твоих, как нянька носит ребенка… Я один не могу нести всего народа сего, потому что он тяжел для меня ( Чис. 11: 11–14 ). Отныне на меня возлагается попечение о всех церквах российских и предстоит умирание за них во вся дни. А к сим кто доволен, даже и из креплих мене! Но да будет воля Божия! Нахожу подкрепление в том, что избрания сего я не искал и оно пришло помимо меня и даже помимо человеков, по жребию Божию. Уповаю, что Господь, призвавший меня, Сам и поможет мне Своею всесильною благодатью нести бремя, возложенное на меня, и соделает его легким бременем. Утешением и ободрением служит для меня и то, что избрание мое совершается не без воли Пречистыя Богородицы. Дважды Она, пришествием Своея честныя Иконы Владимирския, в храме Христа Спасителя присутствует при моем избрании; в настоящий раз самый жребий взят от Чудотворного Ея образа. И я как бы становлюсь под честным Ея омофором. Да прострет же Она – Многомощная – и мне, слабому, руку Своея помощи и да избавит и град сей, и всю страну Российскую от всякая нужды и печали» с. 33–34]. Как оказалось впоследствии, слова святителя Тихона были пророческими.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

И вот Святая Церковь и Христовой притчей о блудном сыне, и словами святого апостола Павла желает предостеречь нас и научить правильному пользованию удовольствиями и правильному употреблению свободы. К свободе призваны вы, братия, но да не будет у вас места своеволию и произволу. Помните, что свобода ваша не должна быть поводом к угождению себе, но любовью служите друг другу ( Гал. 5: 13 ). Пользуюсь также настоящим нашим молитвенным собранием, для того чтобы сказать вам и прощальное слово свое. Вам, конечно, ведомо, что я отхожу от вас и со многими вижусь в последний раз. При таких обстоятельствах приходит мне на мысль трогательная первосвященническая молитва Христа Спасителя к Небесному Отцу… И вот настоящая, при отшествии моем от вас, молитва моя к Небесному Отцу та, чтобы Он соблюл вас в истинной вере и уберег от неприязни вражьей. Как нам не опасаться за малое стадо наше?! Мы сильны здесь только истиною, правою верой, но и сие не от вас, Божий дар ( Еф. 2: 8 ), об умножении которого в нас и надлежит просить Господа. Послания, слова и обращения Новогоднее слово 1 января 1918 года Минувший год был годом строительства Российской Державы. Но, увы! Не напоминает ли он нам печальный опыт Вавилонского строительства? На всей земле был один язык и одно наречие. И сказали люди: построим себе город и башню высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде, нежели рассеемся по лицу всей земли. И сошел Господь посмотреть город, и башню, которую строили сыны человеческие. И сказал Господь… сойдем же и смешаем там язык их так, чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле ( Быт. 11: 1, 4–5, 7–8 )… Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии его, напрасно рано встают и поздно просиживают (см. Пс. 126: 1–2 ). Это исполнилось в древности на вавилонских строителях. Сбывается днесь и воочею нашею. И наши строители желают сотворить себе имя, своими реформами и декретами облагодетельствовать не только несчастный русский народ, но и весь мир, и даже народы гораздо более нас культурные. И эту высокомерную затею их постигает та же участь, что и замыслы вавилонян: вместо блага приносится горькое разочарование. Желая сделать нас богатыми и ни в чем не имеющими нужды, они на самом деле превращают нас в несчастных, жалких, нищих и нагих (см. Откр. 3: 17 ). Вместо так еще недавно великой, могучей, страшной врагам и сильной России, они сделали из нее одно жалкое имя, пустое место, разбив ее на части, пожирающие в междоусобной войне одна другую. Когда читаешь «Плачь Иеремии», невольно оплакиваешь словами пророка и нашу дорогую Родину…

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Приложение 2 Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) Слово в день памяти Иоанна Богослова и святителя Тихона Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто… А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше ( 1Кор. 13: 1–2, 13 ). Други наши, сегодня день преставления святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, и сегодня же день прославления святителя Тихона – Патриарха Московского и всея России. Святая Церковь празднует память апостола и евангелиста Иоанна Богослова три раза в году, и память о нем всегда неизменно согревает души наши. Долго, очень долго он один был властителем нашего внимания и любви в этот день, 26 сентября. Но вот три года назад Промысел Божий властно поставляет рядом с апостолом любви еще одного своего избранника – Первосвятителя, Патриарха Московского и всея России Тихона. Прославление Первосвятителя, состоявшееся именно в этот день, и память о нем, ожившая обретением нетленных его мощей, вливаются в мощный поток церковной памяти, хранящей волей Божией предания о каждом человеке, жившем Богом, жившем Церковью, и особо поставляющей на свещнице праздников церковных имена тех, кто во всей полноте исполнили жизнью своей волю Божию и учение Божие. Итак, две свечи горят ныне в Церкви нетленным Фаворским светом, освещая и нам своей жизнью путь к небу. Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов – первое звено в неразрывной цепи благодатного преемства от Самого Господа Иисуса Христа в I веке христианства, и звено последнее – святитель-мученик Тихон, на двадцать столетий удаленный от дней пребывания Христа Спасителя на земле. И не возникнет ли у нас вопрос, почему так соединил Господь двух избранников Своих здесь, на земле? Не единым ли сердцем, не единым ли умом жили они, хотя в разное время и в разных условиях, не единое ли дело исполнили, живя на земле, чтобы соединиться и в вечности и на земле в памяти людей. Посмотрим пристальнее на жизнь их и почерпнем из источника приснотекущего живую воду, дающую бессмертие душе.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Мы убеждены, что никакое иноземное вмешательство, да и вообще никто и ничто не спасет России от нестроения и разрухи, пока Праведный Господь не преложит гнева Своего на милосердие, пока сам народ не очистится в купели покаяния от многолетних язв своих, а через то не возродится духовно в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины (Еф. 4: 24)… Памятуйте же, отцы и братие, и канонические правила, и завет святого апостола: «Блюдите себя от творящих распри и раздоры», уклоняйтесь от участия в политических партиях и выступлениях… Посвящайте все свои силы на проповедь слова Божия, истины Христовой, особенно в наши дни, когда неверие и безбожие дерзновенно ополчились на Церковь Христову: и Бог любви и мира да будет со всеми вами. Аминь ( 2Кор. 13: 11 ). Смиренный Тихон, Божией милостию Патриарх Московский и всея России всем верным чадам Православной Российской Церкви Возлюбленные о Господе братие и чада! Долг архипастырской любви, объемлющей болезни и скорби всего православного народа русского, повелевает нам снова обратить к вам наше отеческое слово… Еще продолжается на Руси эта страшная и томительная ночь, и не видно в ней радостного рассвета. Изнемогает наша Родина в тяжких муках, и нет врача, исцеляющего ее. Где же причина этой длительной болезни, повергающей одних в уныние, других – в отчаяние? Вопросите вашу православную совесть, и в ней найдете ответ на этот мучительный вопрос. Грех, тяготеющий над нами, – скажет она вам, – вот сокровенный корень нашей болезни, вот источник всех наших бед и злоключений. Грех растлил нашу землю, расслабил духовную и телесную мощь русских людей. Грех сделал то, что Господь, по слову пророка, отнял у нас и посох, и трость, и всякое подкрепление хлебом, храброго вождя и воина, судью и пророка, и прозорливого и старца (см. Ис. 3: 1–3 ). Грех помрачил наш народный разум, и вот мы ощупью ходим во тьме, без света, и шатаемся, как пьяные (см. Иов: 12: 25). Грех разжег всюду пламень страстей, вражду и злобу, и брат восстал на брата, тюрьмы наполнились узниками, земля упивается неповинной кровью, проливаемой братской рукою, оскверняется насилием, грабежами, блудом и всякою нечистотою.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Защищая права животных, вегетарианцы, как говорится, хватили через край… Взгляд Святой Церкви на брак (по поводу ложных воззрений гр. Л. Толстого) …в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, чрез лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак. 1Тим. 4:1–3 Граф Л. Толстой в своих недавних произведения («Крейцерова соната», «Послесловие к ней», «Юлий и Памфил») допускает лишь такой брак, в котором муж относится к жене своей только как к сестре. Это и есть, по нему, настоящий христианский брак: «Церковные же учения, незаконно называющие себя христианскими, потеряли истинный идеал целомудрия, данный Христом, и взамен этого попытались установить такой брак, в котором и плотская любовь признается законной; но это лишь церковный брак, а не христианский: христианского, в таком смысле понимаемого брака не может быть, ибо он противен учению Христову». Цель настоящей статьи – показать, что учение Святой Церкви о браке неизмеримо выше учения графа Толстого о том же предмете и что воззрение первой, а не второго, есть воззрение христианское… Брак как нравственный союз мужчины и женщины допускает и граф Толстой, но он не понимает его во всей глубине и полноте: в христианстве брак не только нравственная связь, но и благодатный союз, таинство: тайна сия велика есть: аз же глаголю во Христа и во Церковь ( Еф. 5: 32 ); союз мужа и жены в христианстве есть образ таинственного, благодатного союза Христа с Церковью… Другая сторона в браке – физическая. Граф Толстой со всей беспощадностью нападает на эту сторону; в браке он признает только одну нравственную сторону: единство идеалов, подвигов, духовное сродство, плотская же любовь не должна иметь места в нем. Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем ( Мф. 5: 28 ) – эти слова Спасителя, по взгляду Толстого, относятся не к чужой, посторонней женщине, а преимущественно к жене. Целомудренный, настоящий брак это тот, в котором муж смотрит на свою жену только как на сестру… Правда, чрез это прекратится род человеческий, так как невозможно продолжаться без естественного рождения, но дело в том, что ему незачем продолжаться.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Согрешаю нередко сочувствием греху, если сам и не делаю его, или воображаю тайно и услаждаюсь; грех должно от души возненавидеть и омерзить; да поможет Господь Его единого возлюбить, Его, единого верного, праведного, святого, блаженного и дарующего блаженство всем верующим и искренно преданным Ему. 30 декабря 1896 г. 4 ноября. Враг во мгновение парализует душу пристрастием к чему-нибудь земному при совершении общественной молитвы или Таинства и лишает ее слова, связывая сердце и язык. Потому любовь мира сего есть всегдашняя вражда на Бога [ Иак.4:4 ], ибо она от диавола, и чрез это мирское пристрастие враг многих, многих удалил от Бога и погубил; вспомним Иуду, чрез сребролюбие предавшего на смерть Господа Иисуса Христа. Потому сказано: Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек [ 1Ин.2:15–17 ]. 22 марта. Вчера, 21 марта, поздно вечером после страстных Евангелий был я у именинника Якова Маркова и угощался у него – ел рыбу, икру, пил виноградное вино, и сделал худо, поступив так в один день из страстей Христовых, нарушив святыню поста. Ибо чрез это я лишился благодати Божией, одебелил свое сердце и обессилил его, и, когда пришлось мне на следующий день утром читать страстные Евангелия и первое большое, в котором излагается чудная речь Господа Иисуса Христа, я не мог читать его спокойно и благодатно, с захватывающим душу чувством; я смущался, изнемогал духом, и голос [отменял], и слова я пропускал, не в состоянии будучи их выговаривать, и лицо подергивалось туманом стыда. Вот сколь вредно чревоугодие и пресыщение и винопитие, особенно в такие великие дни. Я, безответный, осквернил пост и лишился плодов его: чистоты души и тела, тонкости, духовности и силы сердечной, покоя и радости в Духе Святом. Каюсь Господу о сем и во всех грехах моих. 29 марта. Золотуха сильно дурит пред наступлением весны, снегов, дождей, непогод, туманов; делаются боли зубов, насморк и течение из ушей, кашель, порывы, нервность. Каждый год я болею пред весной и в самую весну.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Телефонный звонок: - По Евангелию вопрос, глава 13 Иоанна стих 26-27: «Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам». И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее». Два вопроса возникает. Первый вопрос. Как установил апостол Иоанн, что именно конкретно в этот момент проглотил кусок,  а после куска в Иуду вошел сатана? Второй вопрос. Иисус Христос, подав кусок, знал, что сатана войдет в Иуду, таким образом, если бы Он не подал этот кусок, получается, что в Иуду не вошел бы сатана? о. Андрей Ткачёв: - Иоанн имел знание от Бога. И Евангелие, как вы наверняка знаете, Иоанново, было написано позже всех остальных, позже Матфеева, Маркова и Луки. Он уже с высоты прожитого и на расстоянии протёкших лет писал то, что в  сердце его отстоялось. Я не думаю, что на самой Тайной вечере Иоанн был духовидцем и видел сатану, входящего в сердце Иуды, хотя это тоже не исключается. Но я думаю, что Иоанн с прошествием времени, исходя из всего того, что было потом, имел знание от Бога. Что действительно, после этого куска хлеба, который принял Иуда, он стал вместилищем дьявола. Т.е. это  был спусковой крючок: автомат смазан, заряжен, набит рожок, всё включено. Снят предохранитель, передернут затвор. Лег палец на спусковой крючок, только нужно нажать, это последняя точка приятия хлеба. Вопрос не в хлебе на самом деле, вопрос в Иуде. Если бы не после этого куска, то после другого события все равно лукавый зашел бы в Иуду, потому что двери души Иуды были, очевидно, открыты для дьявола. Он распахнул двери своего сознания, своего сердца для сатаны. И там уже вопрос не в хлебе, вопрос, когда и как дьявол войдет в него и начнет им пользоваться как орудием. Акцент переключите с хлеба на душу, т.е. с хлеба, который дал Господь на душу Иуды, который открыл своё сердце для дьявола, я думаю, именно здесь надо искать ответ, а не в хлебе. Хлеб -  то хлебом, Господь, конечно, знал, что творится. Говорит: то, что делаешь, делай быстрее. Иоанн понимал, Иуда понимал, что Господь понимает. Они все всё понимали. И там уже совершались некие общемировые судьбы.

http://radonezh.ru/text/krestila-ya-vnuk...

И сошедши с ними с горы, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских, которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись. И искал весь народ прикоснуться к Нему; потому что от Него исходила сила и исцеляла многих. И Он, возведши очи Свои на учеников Своих, говорил.... ( Лук. 6, 13. 17 – 20 ). Таким образом, по Марку, Спаситель является на берегу моря окруженным толпами народа еще до избрания апостолов. По Луке, напротив, народ окружает Иисуса по избрании их. По Марку, народ теснит Иисуса так, что Ему почти не остается возможности оставаться в народе, по Луке, – народ, если и ищет прикоснуться к великому Чудотворцу, однако не беспокоит Его и Он имеет полную возможность начать поучение. Марк замечает, что апостолы были избраны для того, чтобы посылать их на проповедь, при чем им дана была власть исцелять больных и изгонять бесов, Лука об этом не упоминает, но за то говорит, что Господь пред избранием Своих ближайших учеников – апостолов провел целую ночь в молитве, на что у Марка мы не находим указания. Притом у Луки частные события следуют одно за другим ровно и спокойно, вследствие чего весь рассматриваемый нами его рассказ носит на себе тихий, мирный характер; изображение Марка напротив отличается иным характером. Указав на то, что народ теснил и крайне беспокоил Иисуса, что больные стремительно бросались к Нему, а бесноватые, падая ниц, кричат: Ты Сынъ Божий, Марк придает своему рассказу, если так можно выразиться, стремительный и порывистый характер. Но если между рассказами Марка и Луки о избрании апостолов существует различие, в сравнении с которым сходство между этими рассказами становится очень незначительным, то понятно, что на основании их можно заключать скорее о самостоятельности Марка относительно Луки, нежели зависимости первого от последнего. – Затем нисколько не унижает Маркова повествования и то обстоятельство, что у Марка за рассказом о избрании апостолов не помещено нагорной проповеди, между тем как, по Бауру, у Матфея и особенно у Луки и то и другое, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010