Urhamiй Capъckiй». Подобную иконографию имеют 2 подписные иконы: 1778 г. московского иконописца Лазаря Климова Ершова «со товарищи» (из кафедрального Троицкого собора Архангельска, АМИИ) и 1779 г. вологодских иконописцев Димитрия и Ивана Сумароковых из ц. свт. Николая Чудотворца во Владычной слободе (ВГИАХМЗ). И. изображен в молении, вполоборота влево, рядом с прп. Иоасафом Каменским, напротив - преподобные Иосиф Заоникиевский и Герасим Вологодский. И. показан средовеком с волнистыми волосами, открывающими высокий лоб, с едва заметной проседью, с длинной, раздвоенной на конце бородой, в монашеских одеждах - желтой рясе, мантии красноватого цвета, зеленом парамане, с куколем на плечах; надпись на фоне: «Пр Irhamu Сарски». К этим произведениям близка небольшая икона нач. XIX в. из семинарской ц. прп. Кирилла Белозерского (ВГИАХМЗ), где И. (с окладистой бородой и с разведенными в молитве руками) тоже помещен рядом с прп. Иоасафом. Изображение И. в академической стилистике присутствует в группе подвижников XVI в. в стенописи галереи рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.). В составе Собора русских святых преподобный в куколе с надписанием: «п Irhamiu Boлorдckiu» - 4-й справа во 2-м ряду левой группы преподобных на иконе 1-й пол. XIX в. из старообрядческой моленной на Волковом кладбище в С.-Петербурге (ГМИР). В иконописи XX в. поясной образ И. в молении перед Толгской иконой Божией Матери (во 2-м ряду слева) включен в композицию «Собор Ярославских святых», созданную мон. Иулианией (Соколовой) в Загорске (ныне Сергиев Посад) в 1962-1973 гг. (не сохр.? Фотография из альбома игум. Марка (Лозинского) - Алдошина . 2001. С. 228). Святой изображен с «шапкой» волос и округлой бородой средней величины, на нимбе надпись: «св. преп. urhamiй лoмckiй». В композиции «Все святые, в земле Русской просиявшие», разработанной мон. Иулианией под рук.

http://pravenc.ru/text/293411.html

619 писем (1828–1867 гг.). 149. Письма о подвижнической жизни (555 писем)/Сост. и предисл. игум. Марка Лозинского; Подгот. к изд. А. Мосин; Крутиц. Патриаршее подворье; Bibliotheque Slave de Paris. — Μ.; Paris, 1996. — 429c: портр. 150. Будущее России в руках Божественного Промысла: Письма к Η. Η. Муравьеву-Карскому; К истории рода Брянчаниновых/Предисл. и публ. О. И. Шафрановой. — М.: изд-во им. свт. Игнатия Ставропольского, 1998. — 140 с., 1 л. портр., 3 л. табл. 151. О невозможности спасения иноверцев и еретиков: [отрывки из писем]/Успен. подворье Оптиной Пустыни. — СПб., 1999. — 29 с.: портр. 152. Собрание писем/Саввино-Сторожев. ставропиг. муж. монастырь. — М.: Правило веры, 2000. — 878 с., 1 л. портр. 153. Странствие ко вратам вечности: Переписка с оптинскими старцами и П. П. Яковлевым, делопроизводителем свт. Игнатия/Публ. и примеч. О. И. Шафрановой. — М.: изд-во им. свт. Игнатия Ставропольского, 2001. — 256 с. Публикации в сборниках и периодических изданиях 154. Валаамский монастырь//Библиотека для чтения. — 1847. — Т. 82. Науки и художества. — С. 66–90. — Подпись: И. И. И. 155. Воспоминание о Бородинском монастыре//Библиотека для чтения. — 1847. — Т. 85. Науки и художества. — С. 121–122. — Подпись: И. 156. Иосиф: Священная повесть, заимствованная из Книги Бытия/Предисл. авт.//Библиотека для чтения. — 1849. — Т. 96. Рус. словесность. — С. 115–156. — Подпись: И. 157. Речь, произнесенная в Св. Синоде настоятелем Сергиевой пустыни архимандритом Игнатием при наречении его во епископа Кавказского и Черноморского, октября 18 дня 1857 года//Христиан. чтение. — 1857. — 4.2. Июль-дек. — С. 346–348. 158. [Отзыв на проект преобразования морских учебных заведений адмирала графа Путятина]//Замечания разных лиц на проекты преобразования морских учебных заведений адмирала графа Путятина, 1860–1861. Ч. 2. Подлинные отзывы в алфавитном порядке. — СПб., 1861. — С. 499–510. 159. Евангельские блаженства//Домаш. беседа. — 1862. — Вып. 45. — С. 377–378; Вып. 46. — С. 401–403. — Подпись: Николо-Бабаевский монастырь. 1847 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

714. Ведерников А. В. Владимир Лосский и его богословие//Богосл. тр. — 1972. — Сб. 8. — С. 215–230. Упоминание о свт. Игнатии среди «стяжателей Духа»: прп. Паисия Величковского, свт. Тихона Задонского, свт. Феофана Затворника — с. 227. 715. Памяти игумена Марка (Лозинского)//Журн. Моск. Патриархии. — 1973. — С. 28–29. Г. Пути русского богословия/Предисл. прот. И. Мейендорфа. — 2-е изд. — Париж, 1981. О богословии свт. Игнатия — с. 393. 717. Осипов А. Основы духовной жизни по творениям еп. Игнатия//Журн. Моск. Патриархии. — 1983. — С. 71. 718. Флоровский Г. Пути русского богословия/Предисл. прот. И. Мейендорфа. — 3-е изд. — Репринт. изд. 1937. — Париж: Ymca-Press, 1983. — 600 с. — По указ. именем.: Игнатий Брянчанинов, еп. — с. 584. 719. Ильичева Н. Святитель Игнатий Брянчанинов о духовной жизни//Журн. Моск. Патриархии. — 1989. — С. 56–57. 720. Исайя (Белов). Предисловие [перед публикацией соч. «Слово о человеке»]//Богосл. тр. — 1989. — Сб. 29. — С. 284. 721. Бубнова В. А. Дорогою к Ниловой пустыни//С.-Петерб. епарх. вед. — 1990. — С. 78–80. Упоминание о свт. Игнатии как продолжателе духовной традиции старца Нила Сорского. 722. Исайя (Белов). Предисловие к «Слову о ангелах»//Богосл. тр. — 1990. — Сб. 30. — С. 305. 723. Новоселов М. А. Забытый путь опытного богопознания: (В связи с вопросом о характере православ. миссии)/Братство Всемилостивого Спаса. — Репринт. изд. 1902 г. — М., 1991. — 69 с. — (Религиоз.-филос. б-ка; Вып. 1). О сочинениях свт. Игнатия — с. 56, 60. 724. Серафим (Роуз). Душа после смерти: Соврем. «посмерт.» опыты в свете учения Православ. Церкви (с прил. рассказа блаж. Феодоры о мытарствах): Пер. с англ. — М.: Макао и К°, 1991. — 247 с., 1 л. портр. — Из содерж.: Прил. IV. По поводу критики еп. Феофаном еп. Игнатия. — С. 219–226. О свт. Игнатии см. также — с. 10–11, 32–33, 35–36, 65–66, 68–70, 72, 84, 117. 725. Флоровский Г. Пути русского богословия/Предисл. прот. И. Мейендорфа. — Репринт. изд. 1937 г. — Вильнюс: тип. «Вильтис», 1991. — 600 с. — По указ. имен см.: Игнатий Брянчанинов, еп. — с. 584.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Зима у нас с 28 октября стоит чудная, снег местами в полтора аршина, а морозы доходят до 17 градусов. Затем позвольте пожелать вам всего лучшего, остаюсь с истинным почтением и преданностию Вашим покорнейшим слугою   Каллист. 12 ноября 1861 г. Примечания 1. Печатались по репринтному изданию Собрания творений святителя Игнатия. М., 1993. 2. Письма были сверены и выправлены по оригиналам, хранящимся в архивах. 3. Следует отметить, что до сего времени наиболее полным собранием писем святителя Игнатия являлся сборник «Собрание писем святителя Игнатия Брянчанинова, епископа Кавказского и Черноморского» (М. — СПб., 1995), изданный по материалам отца Марка (Лозинского). Он содержит 619 писем, причем многие из них напечатаны в сокращенном виде. Значительное увеличение числа писем в Настоящем издании не исключает, однако, что в будущем в разных архивных собраниях могут быть обнаружены и новые, неизвестные пока письма Святителя. 4. Сопроводительные статьи, примечания, подборка и подготовка писем О. И. Шафрановой. 5. О нем см. Настоящее издание, т. 6, с. 693–724. 6. Например, с сентября 1847 г. по март 1853 г. владыка Филарет посещал обители своей епархии более 150 раз. 7. Письма Митрополита Московского Филарета к наместнику Троице-Сергиевой Лавры Антонию. Ч. IV. М., 1884. С. 66. 8. См. примечание: Настоящее издание, т. 5, с. 493. 9. Полное жизнеописание святителя Игнатия Кавказского. М., 2002. С. 208. 10. Там же. С. 312. 11. Там же. С. 434. 12.  Соколов Л. А. Епископ Игнатий Брянчанинов. Его жизнь, личность и морально-аскетические воззрения. Ч. 1. Киев, 1915. С. 225. 13.  Митрополит Иоанн (Снычев). Жизнь и деятельность Филарета митрополита Московского. Самара, 1997. С. 226. 14.  Соколов Л. А. Епископ Игнатий Брянчанинов. Его жизнь, личность и морально-аскетические воззрения. Ч. 1. С. 225–228. 15. См. Настоящее издание, т. 6, с. 712, 731. 16. Письма Московского Митрополита Филарета Архиепископу Тверскому Алексию. М., 1883. С. 238. 17. Настоящее издание. Т. 6. С. 742. 18. По книге: Митрополит Иоанн (Снычев). Жизнь и деятельность Филарета митрополита Московского. С. 577.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

24. Слово на освящение храма во имя святого Иоанна Предтечи в Тамбовском Казанском монастыре. Там же, 39, с. 265–270. 25. Речь при отпевании генерал-майора артиллерии В.А.Колобова. Там же, 47, с. 428–430. 1863 год 27. Слово, сказанное в августе 1863 года в Преображенском кафедральном соборе. Тамбовские ЕВ, 1863, т. 2, 18, с. 504–510. 28. Слово, сказанное 11 августа 1863 года, в 12-ю неделю по Пятидесятнице. Там же, с. 510–516. 29. Слово, сказанное 15 августа 1863 года в Тамбовской Успенской кладбищенской церкви. Там же, с. 516–520. 30. Слово Преосвященного Феофана, епископа Тамбовского и Шацкого, сказанное 18 августа 1863 года на последней литургии в Тамбовском Преображенском кафедральном соборе. Там же, с. 521–529. 31. Прощальное слово Преосвященного Феофана, епископа Владимирского и Суздальского, жителям города Моршанска. Там же, с. 529. 32. Слово, сказанное 21 июля 1863 года в Кирсановском женском монастыре. Там же, 22, с. 689–692. 1865 год 33. Слово Преосвященного Феофана, епископа Владимирского и Суздальского, при вступлении на паству Владимирскую. Владимирские ЕВ, 1865, 1, с. 31–38. 34. Слово на освящение храма в девическом училище и на открытие сего училища 11 февраля 1865 года. Там же, 5, с. 263–272. 35. Письмо к епископу Игнатию (Брянчанинову) Приложение к магистерскому сочинению иеромонаха Марка (Лозинского) «Духовная жизнь мирянина и монаха по творениям и письмам епископа Игнатия (Брянчанинова) ». Машинопись. МДА, 1967, т. 2, с. 48–50. 1866 год 36. Слово в пяток первой недели Великого поста. Владимирские ЕВ, 1866, 3, с. 124–131. 37. Слово в субботу первой недели Великого поста. Там же, с. 132–136. 1867 год 38. О совершенном обращении к Богу от прелестей мира и греха. Тамбовские ЕВ, 1867, 4, с. 85–92; 5, с. 119–126; 6, с. 143–149; 7, с. 177–190; 8, с. 228–234; 9, с. 261–268; 10, с. 293–299. И отдельно: изд. 1-е, М., 1887, 50 с.; изд. 2-е, М., 1892, 52 с.; изд. 3-е, М., 1903, 52 с. 39. Некоторые предостережения православным христианам. Тамбовские ЕВ, 1867, 12, с. 479–485; 13, с. 1–6; 14, с. 89–95; 15, с. 129–136; 18, с. 215–223.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

В июне 1830 года родители прислали за ним экипаж и перевезли его в г. Вологду, где он поместился у одного из близких родных и начал пользоваться. Медицинские средства прервали мучительную лихорадку, но следы ее остались навсегда в организме. С тех пор начал он нуждаться в калошах. Чихачев, тоже приболевший в Новоезерском монастыре, не решился на этот раз следовать за товарищем; он остался в Новоезерске, а оттуда вскоре отправился на свою родину, в Псковскую губернию, для свидания и примирения со своими родителями. Таким образом, молодые друзья расстались, вынужденные к этому обстоятельствами, в которых ясно виделась воля Божия: каждому своим отдельным путем в единоборстве с миром испытать свои духовные силы. 54 Площанская Богородицкая Казанская пустынь – древняя обитель, возобновленная в 1613 г. Духовная жизнь в ней складывалась под влиянием многочисленных пустынножителей, подвизавшихся в брянских лесах. Свт. Игнатий до конца дней не терял связи с площанскими монахами, которые не раз обращались к нему за помощью (сохранились их письма к архимандриту Игнатию по поводу увеличения штата обители; они приведены в диссертации игумена Марка (Лозинского)) . Неоднократно святитель характеризовал Площанскую и Белобережскую пустыни как лучшие в духовном устроении монастыри. Здесь зимой 1829 г. им были написаны сочинения: «Сад во время зимы» и «Жизнь схимонаха Феодора». Ныне обитель возрождается. 55 Преподобный Макарий Оптинский (М. Н. Иванов , 1788–1860) – прожил в Площанской пустыни 23 года, в 1834 г. перешел в Оптинский скит, по смерти о. Леонида стал его преемником в деле духовного окормления братии, занимался изданием св. отцов; переписывался со свт. Игнатием до конца жизни, переписка их опубликована в кн.: Игнатий (Брянчанинов) . Странствие ко вратам вечности: Переписка с оптинскими старцами и П. П. Яковлевым, делопроизводителем свт. Игнатия. М., 2001. С. 54–124. Публ. и примеч. О. Шафрановой. В 1858 г. принял схиму. Канонизирован в 2000 г., память 7/20 сентября. 56 «Жизнь схимонаха Феодора» – первое из всех жизнеописаний старца, которое, однако, было опубликовано лишь недавно в кн.: Богословские труды. М., 1996. Сб. 32. С. 270–297. Более поздние известные жизнеописания: Порфирий (Григоров). Жизнь и подвиги схимонаха Феодора. М., 1839; Леонид (Кавелин) . Жизнь и подвиги схимонаха Феодора. М., 1845; Ковалевский А. Ф. Схимонах Феодор//Схимонах Феодор. СПб., 1997. С.47–77. (Валаамский патерик).

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Иринарх с учениками), находится на стене у раки святого в Дальних пещерах. Л.- отрок со слегка вьющимися темными длинными волосами, лежащими на плечах, представлен в 3/4-ном повороте вправо, по пояс, облачен в стихарь, под к-рым виден подрясник, в руках держит раскрытую книгу с богослужебным текстом. Это изображение было тиражировано и легло в основу совр. икон Л., воспроизводящих образец с разной степенью приближения к нему, но с соблюдением иконографии (см., напр., совр. иконы Л. в московском храме Всех преподобных отцов Киево-Печерских в Ст. Черемушках). Еще одна икона с единоличным образом Л. была выполнена мон. Иулианией (Соколовой) между 1962 и 1973 гг. в Троице-Сергиевой лавре (известна по фотографии в альбоме игум. Марка (Лозинского)). Она написана в традиционной для рус. средневек. иконописи манере. Св. отрок изображен фронтально по пояс, у него короткие темные волосы, облачен в ризу с оплечьем и широкими рукавами. Положение рук (ладонь правой развернута вовне, чуть выше ладони левой руки, обращенной к себе) отражает служение Л.-канонарха, он словно призывает хор к вниманию перед возгласом. В композициях Собора Киево-Печерских святых (разного состава) образ Л. близок к варианту изображения на иконе у раки, различаются лишь длина и цвет волос (голова не покрыта) и, в зависимости от времени создания, одежды: на ранних памятниках это монашеское облачение (препоясанный подрясник или мантия), на поздних - стихарь. Так же, но с рыжеватыми волосами он представлен на иконе «Собор преподобных отцов, нетленно почивающих в пещере прп. Феодосия» (1890), созданной в мастерской Киево-Печерской лавры (находится у нижнего входа в Дальние пещеры). На иконах «Собор Киево-Печерских святых» полуфигура Л. изображена в правой группе чудотворцев Дальних пещер, в верхнем ряду, за прп. Анатолием Затворником, рядом с прп. Геронтием Канонархом. Наиболее ранней является икона 2-й пол. XVIII в. из Киево-Печерской лавры (НКПИКЗ; см.: Правосл. икона России, Украины, Беларуси: Кат. выст. М., 2008.

http://pravenc.ru/text/2463469.html

Пение было для него молитвой 14.06.2018 12:26:38 Николай Бульчук Моя собеседница – одна из старейших прихожанок Свято-Троице-Сергиевой лавры, Муза Викторовна Лисовская. Я попросил ее поделиться своими воспоминаниями о приснопамятном архимандрите Матфее (Мормыле), регенте лаврского хора, которого она хорошо знала. Муза Викторовна неоднократно приезжала в лавру, многократно слышала пение этого знаменитого хора за богослужениями и лично много общалась с отцом Матфеем. Архим андрит Матфей ( Мормыль) Неожиданное предложение: врач-офтальмолог для отца Марка (Лозинского) Отец Матфей для меня и для всей нашей семьи был самым близким человеком. Познакомил меня с ним мой духовник, игумен Марк (Лозинский), преподаватель Московской духовной академии. Я часто ездила в лавру, но не знала там никого, кроме отца Варнавы – священника, служившего некогда у нас в Тутаеве. Он меня тоже знал. Однажды приезжаю в лавру, подхожу к мощам  преподобного Сергия  и вдруг слышу знакомый голос: «Как хорошо, что вы приехали! Вы нам очень нужны!..» Я искренне удивилась: для чего я нужна? И говорю отцу Варнаве: «Батюшка, а в чем дело?» – «Вы нужны одному нашему молодому иеродиакону. Он сейчас у себя, он – заместитель протоиерея Алексия (Остапова) по церковному музею ( протоиерей Алексий Остапов – крестник Святейшего Патриарха Алексия (Симанского), заведующий Церковно-Археологическим кабинетом Московской духовной академии в ту пору – прим. автора ), я вас сейчас к нему приведу!» И привел меня к какому-то священнику: оказалось, что это и был отец Марк (Лозинский). Он располагался в кабинете, где были собраны личные вещи Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского). Отец Варнава приоткрыл дверь и буквально втолкнул меня внутрь кабинета, сказав: «Батюшка, вот я привел вам того доктора, которого вы хотели видеть!» А сам ушел… Тот меня принял, посадил в кресло. Я спрашиваю: «А что случилось, в чем дело?» Он рассказал, что страдает диабетом, а лечащий врач объяснил, что диабет – очень серьезное заболевание, дающее очень много осложнений на любые органы. В том числе на глаза.

http://radonezh.ru/2018/06/14/penie-bylo...

Второй пожар был в 1972 году. Поджог совершили с другой стороны. Разбили окно на лестничную клетку, ведущую на хоры и колокольню, из 10-литровой лейки вылили бензин и подожгли. Сила огня была такова, что стоявшая под лестницей купель для крещения, сделанная из очень толстого металла, просто расплавилась — осталась одна ножка. Огонь проник на хоры, а с хоров уже перешел в храм. Алтарь на этот раз сохранился, но храм внутри выгорел очень сильно. Пожар произошел вскоре после окончания наружного ремонта. Церковная касса опять была пуста. Но горячо откликнулись верующие: немалую сумму собрали наши прихожане, жертвовали из других церквей, средства выделила Московская Патриархия, на просьбы о помощи откликнулись Пюхтицкий и Печерский монастыри, настоятели некоторых наших храмов. Были пожертвования из Троице-Сергиевой лавры — от игумена Марка (Лозинского). Очень помог протоиерей Николай Смирнов, который тогда был настоятелем московского храма святых мучеников Адриана и Наталии. Видимо, по Божиему Промыслу к нему обратилась женщина, давшая обет, что если выиграет что-то по лотерейному билету, то часть денег пожертвует в церковь. Она выиграла автомашину. Отец Николай посоветовал ей передать эти деньги на восстановление нашего храма… В 1974 году умерла моя жена. Здоровье ее было подорвано еще во время войны, когда она вместе с другими прихожанами таллинской Симеоновской церкви была арестована немцами за помощь русским военнопленным и отправлена в тюрьму. Серьезным испытанием оказался и мой арест. Татьяна Петровна была мужественным человеком, никогда не жаловалась, никто не видел ее слез. Но состояние ее здоровья ухудшалось, осложняясь все новыми заболеваниями. Ни перемена климата (наш переезд в Вологду), ни лечение результатов не дали. Но тем не менее после моего возвращения из лагеря инвалидность у нее сняли и перестали платить пенсию. Посмеялись медики из комиссии: «Неужели муж-поп вас не прокормит!» Получал я тогда очень мало, а налоги брали с духовенства по тому времени очень большие. Дочери еще учились, так что нелегко нам жилось. Перебивались, как могли, был небольшой огородик.

http://pravmir.ru/o-moem-puti/

Среди несущих гроб вижу игумена Николая (Калинина) 234 , игумена Павла (Судакевича), игумена Марка (Лозинского) , протоиерея Алексия Остапова, Д. А. Остапова и др. Обходят один раз вокруг собора и спускаются в храм Всех святых, в земле Российской просиявших. Здесь совершается последняя лития... Покрывается тело саваном... Патриарх-Католикос Ефрем II, весь в слезах, сыплет в гроб землю, то же спешат сделать и другие... И я также посыпал немного земли в гроб дорогого отца. Гроб закрывают крышкой... Рабочий Лавры быстро прикрепляет её, и гроб опускается в склеп... Поют «Трисвятое», «Вечную память»... Все направляются к выходу... У стены Успенского собора замечаю целый ряд поставленных венков из живых цветов. Сняв с себя стихарь, я зашёл в Троицкий собор поклониться Преподобному Сергию. Здесь встретил К. М. Комарова. С ним, уезжая в Москву, с грустью прошли через Святые ворота, где только вчера Лавра в последний раз встречала Его Святейшество. 25 лет под святительским омофором Его Святейшества Святейшего Патриарха Алексия – это целая эпоха в истории Русской Православной Церкви, эпоха, которая, несомненно, будет изучаться и нашими современниками, и теми, кто придёт на смену нам. Как говорят свидетели, в последний день жизни Его Святейшество вслух беседовал с Митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым) 235 и его духовником Наместником Троице-Сергиевой Лавры Архимандритом Антонием (Медведевым) 236 , которых Его Святейшество очень почитал и с которыми чувствовал свою духовную близость. В этот же день он много рассуждал о смерти. «Что такое смерть? – говорил он. – Это только переход к иному образу жизни». И мы верим, что Его Святейшество только перешёл в иной образ жизни. Находясь у Небесного престола Всемогущего Бога, он предстоит за ту Святую Церковь , служению которой была отдана вся многолетняя великая жизнь. 8 июня 1970 г. Сегодня, спустя тридцать лет после описанных мной 8 июня 1970 года печальных дней, трудно что-либо добавить. И сейчас, просматривая своё тогдашнее сообщение и не меняя в нём ни одной буквы, я невольно переношусь мыслью в прошлое, и снова грусть начинает сжимать моё сердце.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010