– Муза Викторовна, а что-то еще не расскажете об их дружбе – отца Марка и отца Матфея? – Они очень дружили! Тогда было время, когда на Церковь совершалось настоящее гонение. Особенно ему подвергались молодые монахи, и тем более – преподаватели. А они пользовались у учащихся большим авторитетом… Когда мы после похорон отца Марка разговаривали с владыкой Филаретом (Вахромеевым) ( в ту пору епископ Филарет (Вахромеев) был ректором Московской духовной академии – прим. автора ), он сказал, что они были равными по своим способностям. Что один, что другой. И на голову выше всех остальных воспитанников и преподавателей академии. –  А какие-то истоки их дружбы или знакомства можно проследить? Или вам ничего неизвестно об этом? – Знаю только, что у отца Марка (Лозинского) отец был священником. Сам же отец Марк был очень умным и очень остроумным. В этом они были похожи с отцом Матфеем. Владыка Филарет так говорил об отце Марке: «остроугольный». А отец Матфей умел «сглаживать» эти «острые углы» отца Марка. Например, на каком-то собрании академическом или где-то еще, бывало, скажет отец Марк что-то такое резкое, а отец Матфей всегда умел это сглаживать. У них были и общие желания и стремления. Будучи уже на втором курсе академии, оба приняли решение поступить в монастырь. В то время осуществить это было очень трудно. На ту пору наместником лавры был будущий владыка Пимен (Хмелевской), и вот, как-то они к нему пришли: «Примите нас в монастырь!» Отец Пимен говорит: «Да мы сейчас вообще никого не принимаем, разве не видите, какое сейчас время?.. А потом, если и принимать, то после 30, а вам – только едва по двадцать!..» Отказал, в общем. Но они не смутились и продолжали настаивать. Он и говорит им: «Поезжайте сейчас на каникулы, а потом мы решим этот вопрос!» И когда они возвратились с каникул, то уже договорились, чтобы все у них произошло вместе – в одно и то же время. А мама отца Марка была резко против того, чтобы ее сын стал священником. У нее муж был священником, и ей не хотелось, конечно, по-человечески, чтобы все то, что пережила их семья, свалилось и на сына. А старший брат отца Марка был врачом, в это время он учился в институте. Мама прочила в институт и младшего, но тот твердо был настроен на семинарию и никаких разговоров не слушал!

http://radonezh.ru/2018/06/14/penie-bylo...

Творения святителя Игнатия т. VIII. Собрание писем ОТ РЕДАКЦИИ Творения святителя Игнатия т. VIII. Собрание писем. Издание Сретенского монастыря, 2003. Твердый переплет. 784 стр. Среди духовных творений святителя Игнатия (Брянчанинова; 1807—1867) письма обладают особой притягательностью. Они давно вошли в сокровищницу святоотеческой мысли. В то же время письма являются и самой малоизученной частью наследия святителя, опубликованной далеко не полностью. Письма — это особенный, сокровенный и обнаженный пласт пастырского делания, поэтому эпистолярные произведения «отца современного иночества» привлекают внимание верующих читателей своей искренностью и возможностью найти ответ на разнообразные вопросы духовной жизни. Первой попыткой систематизации и обобщения писем святителя явилась магистерская диссертация игумена Марка (Лозинского) «Духовная жизнь мирянина и монаха по творениям и письмам епископа Игнатия (Брянчанинова)», частично опубликованная в книге «Собрание писем святителя Игнатия, епископа Кавказского» (М.— СПб., 1995). Но в соответствии с научной темой, в этом труде были собраны письма и фрагменты из них, касающиеся исключительно духовных проблем, хотя круг вопросов, которые затрагивал святитель в переписке, был гораздо шире. Предлагаемое издание включает в себя письма, известные не только по книге игумена Марка (Лозинского) и всех вышедших в свет сборников писем: «Святитель Игнатий Брянчанинов. Сочинения. Т. VII: Письма. М., Правило веры, 1993»; «Святитель Игнатий Брянчанинов. Аскетическая проповедь. М., издание Моск. подворья Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря и «Правило веры», 1995 (репринт изд. 1886 г.); «Святитель Игнатий Брянчанинов. Будущее России в руках Божественного Промысла. Письма к Н. Н. Муравьеву-Карскому. М., изд-во им. Святителя Игнатия Брянчанинова, 1998». В нашем сборнике также впервые после 1875 года напечатаны все письма святителя Игнатия к игумену Антонию (Бочкову) и ответные письма самого игумена, представляющие несомненный духовный и исторический интерес. Публикуются они по книге, давно ставшей библиографической редкостью: «Письма Игнатия Брянча-нинова, епископа Кавказского и Черноморского, к Антонию Бочкову, игумену Череменецкому. М., 1875».

http://pravoslavie.ru/5917.html

1376 АСЕУ. Список насельников Глинской пустыни Шалыгинского района Сумской области по состоянию на 1 января 1956  г. 1377 Там же. Список священнослужителей с указанием наград. Декабрь 1957 г. 1378 АСЕУ. Дело иеромонаха Симеона (Нестеренко). 1379 Там же. Письмо епископа Сумского и Ахтырского Евстратия архиепископу Черниговскому и Нежинскому Андрею от 23 апреля 1958 г. 1380 Высокопреосвященный Зиновий, митрополит Терицкаройский//ЖМП. 1985. 6. С. 58. По данным послужных списков Глинской пустыни за 1918 г. митрополит Зиновий родился в 1895 г. в семье мещанина (ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 3, л. 76). 1381 ГАСО, ф. 454. оп. 1, д. 3, л. 76; ГАКО, ф. 750, оп. 1. д.266, л. 3 об. 1382 ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 3, л. 75 об. — 76. 1383 ГАКО, ф. 750, оп. 1, д. 266, л. 4. (Дело о проведении обряда посвящения в монашеский сан послушников Глинской пустыни 16—17 марта 1921 г.). 1384 Там же, л. 6. В книге архиепископа Мануила «Каталог русских архиереев за последние 60 лет (1897—1957)». Чебоксары, 1959. Ч.Ш на с. 68 ошибочно указано, что митрополит Зиновий принял постриг в монашество в 1917 г. 1385 Личный архив автора. Письмо игумена Исаии (Коровая). 1386 Там же. Письма митрополита Зиновия архимандриту Иоанну (Маслову). 1387 До 1960 г. Владыка Зиновий был епископом Степанаванским, затем Тетрицкаройским. 1388 Православный церковный календарь, 1980. Издание Московской Патриархии, 1979. С. 150. 1389 Личный архив автора. Письма схиархимандрита Андроника (Лукаша) архимандриту Иоанну (Маслову). 1390 Там же. Письма митрополита Зиновия (Мажуги) архимандриту Иоанну (Маслову). 1391 Высокопреосвященный Зиновий, митрополит Тетрицкаройский//ЖМП, 1985, 6. С. 59. 1392 В архиве Сумского епархиального управления сохранилась справка о крещении Ивана Сергеевича Маслова. Его крестным отцом был Симеон Котляров, а крестной матерью — Евфросиния Никифорова. 1393 Отец Иоанн с детства был очень болезненным, а в армии болезненность сильно обострилась. Он девять месяцев лежал в больнице с диагнозом ревматизм. 1394 Махно Лев, прот. Светлой памяти моего друга игумена Марка (Лозинского). Машинописный текст. Книга игумена Марка (Лозинского) «Отечник проповедника» издана в Москве в 1996 г.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

Деятельность отца Марка в академии может быть охарактеризована как усерднейшее служение святому делу подготовки пастырей Церкви. Сочетая труд в академии с послушанием инока, отец Марк часто проповедовал в обители, участвовал в богослужениях в Лавре и академии, с большой любовью нес труды по Церковно-археологическому кабинету. Здесь он активно помогал заведующему, проводил экскурсии, устраивал выставки, читал лекции, руководил работой сотрудников. Немалый труд нес отец Марк по проверке проповедей учащихся, по подготовке их к произнесению в храме. Не оставлял он научной работы. Он собрал и систематизировал огромный изданный и архивный материал из наследия епископа Игнатия (Брянчанинова) , составил учебные пособия по гомилетике, подготовил несколько томов, содержащих примеры из святоотеческой жизни, собирал и изучал материалы по Оптиной пустыни, рецензировал кандидатские и магистерские работы, всего себя отдавая труду, превозмогая изнуряющую болезнь и усталость. Внеурочные лекции и доклады, с которыми отец Марк выступал в академии, всегда собирали многочисленных слушателей и получали неизменно высокую оценку. Святейший Патриарх Алексий о его докладе «Великий учитель Русской Церкви (к со дня кончины Феофана Затворника )» в журнале Совета академии (март 1969 года) написал: «Очень хороший доклад о приснопамятном святителе Феофане». Митрополит Пимен по поводу доклада «Святой Николай, архиепископ Японский» отметил в журнале Совета академии (март 1971 года):      «Очень приятно было прочитать обстоятельный доклад профессора игумена Марка о жизни и деятельности равноапостольного Николая, просветителя Японии». Несколько обстоятельных статей отца Марка было опубликовано в «Журнале Московской Патриархии» (1965, 1967, 1968, 1970 гг.), в бюллетене Среднеевропейского Экзархата «Stimme der Orthodoxie» (Голос Православия) (1968, 1969, 1970, 1972 гг.), в сборнике, издаваемом Московской Патриархией, «Богословские труды», 1971, 6. Статьи отца Марка публиковались также в журнале Патриарших приходов а США «One Church» (Единая Церковь ) и в «Вестнике Русского Западноевропейского Экзархата Московского Патриархата». Им написана статья о святителе Тихоне Задонском для религиозно-нравственной энциклопедии, изданной в Афинах в 1968 году, В настоящем номере журнала публикуется статья игумена Марка (Лозинского) «Из истории Патериков» (см. с. 72).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Письма Святителя к Софии Ивановне Снессоревой чрезвычайно важны не только для большего понимания взаимоотношений знаменитого подвижника Божия со своими духовными детьми, но и для выяснения меры участия этой незаурядной православной писательницы в процессе издания творений епископа Игнатия — сотрудничество велось на протяжении последних двадцати лет его жизни. Благодаря архивным разысканиям Елены Михайловны Аксененко, сотрудницы Пушкинского Дома (Институт русской литературы, Санкт-Петербург), в научный оборот впервые вводятся сведения о жизни и творчестве Софии Снессоревой, создательницы проникновенной повести «Дарьюшка-странница» и большой книги «Земная жизнь Пресвятой Богородицы». Только из настоящей публикации читатели узнают о том, как тесно велось литературное сотрудничество талантливой и трудолюбивой писательницы со светилом духовного мира — архимандритом, а затем и епископом Игнатием. Немалый интерес представляет и «Автобиографическая записка» С. И. Снессоревой, впервые публикуемая в печати. «Духовная жизнь мирянина и монаха по творениям и письмам епископа Игнатия Брянчанинова» — богословский трактат иеромонаха Марка (Лозинского; 1939–1973). Труды этого видного богослова, его архивные занятия по выявлению писем Владыки хорошо известны православным историкам. Магистерская диссертация о. Марка, состоящая из восьми солидных машинописных томов, завершена и защищена им в Московской Духовной академии еще в 1967 году, в пору жесточайших гонений на Православную Церковь и безграничного издевательства безбожников над верующими. Несмотря на чрезвычайно неблагоприятную общую обстановку, о. Марк создал труд замечательный: вплоть до настоящего издания творений святителя Игнатия диссертация иеромонаха Марка оставалась самым обширным собранием писем Владыки, причем как тех, что публиковались ранее, так и тех, что впервые введены им в научный оборот. Принадлежащее его перу богословское рассмотрение творений и писем епископа Игнатия публикуется нами на основе всё той же его диссертации, разумеется, взят во внимание и более поздний печатный текст. Объем цитат в этом тексте приведен в соответствие с назначением публикации. Богословский трактат о. Марка — произведение выдающееся, его истолкования учения святителя Игнатия отличаются глубиной и внутренним духовным достоинством. Встречающиеся постраничные ссылки предусматривают следующие источники:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Надгробие свт. Феофана в соборе, превращенном в склад Епископ Феофан был погребен в 1894-м году в правом Владимирском приделе Казанского собора Вышенской обители, в которой он 22 года подвизался в затворе. Над его могилой было воздвигнуто надгробие из белого мрамора с изображением трех книг святителя: «Добротолюбие», «Толкование Апостольских посланий» и «Начертание христианского нравоучения». В 1920-е годы, во время богоборческих гонений, монастырь был закрыт, разрушена колокольня храма, здания и имущество национализированы, монахи выселены. На территории обители размещались лесхоз, свиносовхоз, детский городок, а с 1938 года — областная психиатрическая больница. Мощи святителя Феофана в эти годы безвременья находились на своем месте, в поруганном Казанском соборе. Осенью 1972 года под руководством профессора МДА игумена Марка (Лозинского) иеромонах Георгий (Тертышников), иерей Георгий Глазунов и Евгений Диденко (будущий архимандрит Елевферий) совершили поездку в Вышенскую обитель. По воспоминаниям протоиерея Георгия Глазунова, отец Георгий (Тертышников) несколько раз приезжал на Вышу – сначала один, как паломник, а потом уже вместе с игуменом Марком и Евгением Диденко втроем. Вместе с иереем Георгием они отслужили панихиду над поруганной гробницей епископа Феофана и решили вывезти из полуразрушенного храма честные останки святителя . Панихида у надгробия епископа Феофана в разрушенном Казанском соборе. Иеромонах Георгий (Тертышников), иерей Георгий Глазунов, игумен Марк (Лозинский). 1972 г. Вместе с иереем Георгием они отслужили панихиду и решили вывезти из полуразрушенного храма честные останки святителя Сразу обрести мощи не представлялось возможным, необходимо было все продумать. Иерею Георгию пришлось договориться с кладовщицей , что приедут гости, якобы исследователи, чтобы она открыла склад. Позже он вспоминал: «Взяв фонарик, мы спустились с отцом Елевферием в склеп, очистили мощи. Потом начали перебирать, пальчиками перекладывать все частицы мощей с места на место, в итоге все собрали полностью – и позвоночник, и косточки. Затем стали под метелочку собирать остатки праха, который уложили в целлофан. Нашли и Евангелие, которое лежало у владыки на груди. Оно было как новое, только при раскрывании листочки ломались, видимо, из-за сырости; но печать совсем новая, будто только-только положили . Я передал это Евангелие отцу Марку. Мощи перенесли ко мне домой. Ко мне же домой за мощами приезжал высокий мужчина в очках – доверенное лицо отца Марка. Он все упаковал в клееночки, аккуратно уложил в чемодан. Так мощи были перенесены в лавру».

http://pravoslavie.ru/144025.html

Ушедший так рано, но сделавший так много… К 50-летию со дня преставления игумена Марка (Лозинского) Иеромонах Пафнутий (Фокин) Игумен Марк (Лозинский) Магистр богословия, профессор Московской духовной академии, исследователь трудов святителя Игнатия (Брянчанинова), составитель его «Избранных писем», участник обретения мощей святителя Феофана Затворника – игумен Марк (Лозинский) отошел ко Господу ровно полвека назад в возрасте всего лишь 33 лет… Проживший на земле столько же лет, сколько и Спаситель, так рано ушедший из этой жизни, но так много потрудившийся на ниве Христовой, отец Марк оставил после себя богатое духовное наследие. Его перу принадлежит огромное количество богословских и исследовательских работ. Игумен Марк не только собрал и систематизировал обширный архивный материал по святителю Игнатию, но и подготовил «Отечник проповедника» – сборник, содержащий примеры из святоотеческой жизни; составил ряд учебных пособий по гомилетике; собирал и изучал материалы по истории Оптиной пустыни. Его статьи публиковались в «Журнале Московской Патриархии», в бюллетене Среднеевропейского Экзархата «Stimme der Orthodoxie» (Голос Православия), в журнале Патриарших приходов в США «One Church» и в «Вестнике Русского Западноевропейского Экзархата Московского Патриархата». Его перу принадлежит огромное количество богословских и исследовательских работ Игумен Марк (в миру Сергей Ростиславович Лозинский) родился 4 июня 1939 года в городе Нарва в семье священника. Папа Сергея, иерей Ростислав, был добрым, любящим, но и в меру строгим отцом, настоящим примером для подражания. Сережа уже с детства хотел пойти по его стопам и другого пути для себя не видел. Однако у его мамы, Софьи Емельяновны, такое желание сына вызывало страх – гонения на Церковь в те годы еще не прекратились, священников презирали, оскорбляли, притесняли. Многие из них оказывались в тюрьмах. Любящий сын не стал противиться матери и вместо семинарии подал документы в медицинский институт. Получив хорошие оценки за вступительные экзамены, но не пройдя по конкурсу, он воспринял это как волю Божию и на следующий же день поехал в Троице-Сергиеву лавру. Благодаря Бога и прося молитв преподобного Сергия, он пошел в Московскую духовную семинарию сдавать экзамены. Старший брат отца Марка Борис Ростиславович Лозинский позже вспоминал:

http://pravoslavie.ru/150696.html

140. Аскетические опыты: В 2 т. — Минск: Лучи Софии, 2001. — Печ. по изд.: Творения иже во святых отца нашего святителя Игнатия епископа Ставропольского: т.]. М., 1996–2001. Т. 1; Т. 2. Т. 1. — 494 с. Т. 2. — 494 с. 141. Приношение современному монашеству, заключающее в себе правила наружного поведения для новоначальных иноков и советы относительно душевного иноческого делания. — М.: изд-во им. свт. Игнатия Ставропольского, 2001. — IV, 482, III с. 142. Смысл жизни и смерти по творениям святителя Игнатия Брянчанинова/Сост. С. Е. Молотков. — СПб.: Сатис, 2001. — 126 с. 143. Поучение в неделю Антипасхи: О христианстве/Богородице-Владимир. жен. обитель. — Сан Франциско: тип. «Луч», Б. г. — 10 с. Письма 144. Письмо к мирянину о силе покаяния. — М.: тип. И. Ефимова, 1888. — 4 с. — (Благословение обители Св. Пантелеимона; 106). Др. изд.: 2-е. М., 1890; 4-е. М., 1894; 6-е. М., 1899; 8-е. М., 1904. 145. Письма епископа Игнатия (Брянчанинова) к разным лицам: Вып. 1–2. — Сергиев Посад: тип. Свято-Троиц. Сергиевой Лавры, 1913–1917. Вып. 1./Сообщ. иеромон. Игнатий (Садковский). — 1913. — 161 с. 92 письма (1842–1864 гг.) без указания адресатов (кроме писем к мон. Досифее и к мон. Александре Васильевне Васильевой). 2./Сообщ. Е. А. Лебедев. — 1917. 146. Письма епископа Игнатия (Брянчанинова) к разным лицам: Вып. 1–2. — Репринт. изд. 1913–1917 гг. — СПб.: Сатисъ, 1993. Вып. 1./Сообщ. иеромон. Игнатий (Садковский). — Репринт. изд. 1913 г. — 190 с. 92 письма (1842–1864 гг.) без указания адресатов (кроме писем к мон. Досифее и к мон. Александре Васильевне Васильевой). Вып. 2./Сообщ. Е. А. Лебедев. — Репринт. изд. 1917 г. — 142 с. 116 писем (1829–1863 гг.). 147. Письма о подвижнической жизни (555 писем)/Сост. и предисл. игум. Марка Лозинского; Крутиц. Патриаршее подворье; Bibliotheque Slave de Paris. — Μ.; Paris, 1995. — 391 с.: портр. 148. Собрание писем святителя Игнатия Брянчанинова, епископа Кавказского и Черноморского/Сост. игум. Марк (Лозинский); Предисл. игум. Андроника (Трубачева) и игум. Марка (Лозинского); Центр изучения охраны и реставрации наследия свящ. Павла Флоренского. — М.; СПб., 1995. — 846 с., 2 л. портр. — Библиогр.: с. 12–13.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

2) что, по недостатку церковнослужителей в Литовской епархии, просители могут быть приняты в ведомство Греко-униатского духовного начальства дьячками или пономарями, если на таковое принятие испросят надлежащим порядком дозволение соответственных гражданских начальств; и 3) что, однако же, на принятие их в дьячки или пономари, по ведомству Литовской епархии, не может быть дано от меня согласие, прежде надлежащего удостоверения, что их способности и поведение соответствуют таковому предназначению, для чего они должны будут явиться с нужными свидетельствами в Жировицы, в мою там бытность, для надлежащего испытания. Консистория имеет руководствоваться сим при разрешении и других поступающих в оную подобного рода прошений. Литовской Греко-униатской консистории, от 20 марта за 108, о переведении поименованных иноков из одних монастырей в другие, сообразно местным потребностям Сообразив местные потребности Греко-униатских монастырей Литовской епархии, в моём ведении состоящей, я нахожу нужным: 1) иеромонахов Виленского монастыря Михаила Хролькевича и Иеремию Кравцевича перевести в Барский монастырь, а из Барского в Виленский иеромонахов Маркеллия Солокая и Тита Ильницкого; 2) иеромонахов Бытенского монастыря Фому Козловского и Дионисия Грабовского перевести в Любарский монастырь, а из Любарского в Бытенский иеромонаха Вассиана Козаржевского и монаха Протасия Богуша; 3) иеромонахов Тороканского монастыря Варфоломея Соколовского и Лонгина Невмержинского, перевести в Раковский монастырь, а из Раковского в Тороканский иеромонаха Ипатия Павловича; 4) иеромонахов Любарского монастыря Иннокентия Стржельчинского и Климентия Стржельчинского перевести в Борунский монастырь, а из Борунского в Любарский иеромонаха Иосифа Филиповича и иеродиакона Гедеона Дорашевича; 5) из Бытенского монастыря перевести в Кржеменецкий иеромонаха Тимофея Александровича и монаха Ювеналия Бандовича, а из Кржеменецкого в Бытенский иеромонаха Панкратия Лозинского и монаха Николая Юрковского: 6) из Виленского монастыря перевести в Тороканский иеродиакона Виктора Зенкевича и монаха Евгения Хролькевича, а из Тороканского в Виленский иеромонахов Марка Мережинского и Спиридона Скржипинского:

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Примечания к этой работе, подготовленные автором-составителем публикации протоиереем И. Корольковым , были разделены нами на два вида: те, которые не мешают следить за развитием мысли в тексте или являются обязательными, и те, которые при сквозном чтении можно опустить, обратившись к ним позднее. Следуя этому решению, мы часть сносок оставили в тексте, а часть разместили ниже, в разделе «Примечания», обозначив их цифрой со звездочкой. [В версии для интернет примечания прот. И. Королькова возвращены на соответствующие страницы – Редакция Азбуки веры]. При публикации нами сохранена орфография оригинала и разночтения в написании строчных и прописных букв, особенно в словах Ангел – ангел, Отцев – отцев, и в названии месяцев – Февраль и т. д., а так же в обращении Вы – вы. Письма духовных лиц святителю Феофану Письма епископа Олонецкого Аркадия. Изд. по: Переписка между преосвященным Феофаном, бывшим Владимирским, и Аркадием, бывшим Олонецким//Христианское чтение. 1894. Ч. II. С. 69–107. См. наш комментарий на с. 603. Пометки перед письмами и примечания – издателей «Христианского чтения». ... святителя Игнатия (Брянчанинова) . Изд. по: Иеромонах Георгий (Тертышников). Письма епископа Феофана к разным лицам, не вошедшие в VIII изданий. Приложение к кандидатскому сочинению. В 2-х ч. Ч. 2. Загорск. 1973. С. 251. (Машинопись.). Архимандрит Георгий (Тертышников), размещая в своей работе это письмо ссылается на сочинение иеромонаха Марка (Лозинского) : Иеромонах Марк (Лозинский). Духовная жизнь мирянина и монаха по творениям и письмам епископа Игнатия (Брянчанинова) . Приложение к магистерскому сочинению. В 2-х т. Т. 2. Загорск, 1967. С. 50–53. (Машинопись). ...епископа Нижегородского Иеремии. Изд. по: Письма Нижегородского епископа Иеремии к разным лицам//Душеполезное чтение. 1903. Ч. 2. С. 288–289. Без комментариев. ..архиепископа Тверского Саввы. Изд. по: Высокопреосвященный Савва, архиепископ Тверской и Кашинский. Хроника моей жизни. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. Т. 3. С. 114.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010