еп. Марк (Головков) Церковные награды и внешние знаки отличия духовенства Награды Русской Православной Церкви являются формой поощрения духовенства и мирян за понесенные труды и заслуги перед Православием – в пастырском служении, богословской, научной и административной деятельности, возрождении духовной жизни, восстановлении храмов, миссионерских, благотворительных, социальных и просветительских трудах. Положение о наградах было утверждено на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2004 года. Награды существуют двух видов: общецерковные и иерархические. А. Внебогослужебные (общецерковные) награды Русской Православной Церкви К ним относятся ордена, медали и грамоты. Большинство внебогослужебных церковных наград учреждено в XX веке. 1 . Ордена Русской Православной Церкви: – орден святого Апостола Андрея Первозванного с алмазной звездой; учрежден 28 декабря 1988 года в ознаменование 1000-летия Крещения Руси и является высшей наградой Русской Православной Церкви, которым награждаются Предстоятели Поместных Православных Церквей за выдающиеся заслуги по укреплению христианства; знак ордена носится на ленте в верхней части груди под алмазной звездой ордена, все остальные ордена носятся ниже. – орден святого равноапостольного князя Владимира, трех степеней; учрежден в 1957 года в ознаменование 40-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви; орденом награждаются Предстоятели и иерархи Поместных Православных Церквей, архиереи и клирики Русской Православной Церкви за многолетнее служение в священном сане или за заслуги перед Русской Православной Церковью, а также церковные и общественные деятели за полезные труды на благо Православия; этим орденом награждаются и различные церковные организации – епархии, монастыри, Духовные учебные заведения и др.; знак ордена I степени носится на ленте (в этом случае также вручается звезда ордена). –орден «Славы и Чести» со звездой ордена; учрежден 23 марта 2004 года; орденом награждаются главы государств и правительств, руководители международных и межправительственных организаций, Предстоятели Церквей и главы конфессий, выдающиеся государственные и общественные деятели за значительный вклад в межцерковное и межрелигиозное сотрудничество, в дело укрепления мира и дружбы между народами; знак ордена носится па ленте;

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

еп. Марк (Головков) Приложение 2 Правила поведения христиан в православном храме Известный религиозный мыслитель середины XX века Η. Е. Пестов писал: «Путь к душе идет через тело. Отсюда происходят и те внешние религиозные обычаи и обряды, которыми богата практика Церкви. Внешнее пробуждает в нас внутреннее, оживляет веру, настраивает благоговейно, заставляет чувствовать святость и Божие присутствие». Православный храм – Дом Божий, место особого присутствия Божия и молитвы – «страшно место сие... и сия Врата Небесная» ( Быт. 28,17 ). Это обстоятельство накладывает особый отпечаток на поведение священнослужителей и прихожан. Знаменитый «Домострой», ставший своего рода кодексом жизни русского Средневековья, требовал «в церкви же на службе стоять трепетно и в тишине молиться», запрещая разговоры, а также телесные расслабления: «не прислоняться ни к стене, ни к столпу, и с посохом не стоять, не переступать с ноги на ногу». Деяниями Стоглавого Собора 1551 года осуждались в храмах «говор и ропот, и всякое прекословие, и беседы, и срамные словеса». Пособие по «хорошему тону» для подрастающего поколения императора Петра I « Юности честное зерцало » содержало множество этических предписаний относительно поведения в церкви. 58-я статья «Зерцала» предписывает вести себя в храме тихо и деликатно: «И сия есть не малая гнусность когда кто часто сморкает, яко бы в трубу трубит, или громко чхает, будто кричит, и тем в прибытии других людей, или в церкве детей малых пужает и устрашает». 61-я статья гласит: «Должно, когда будешь в церкве, или на улице людем никогда в глаза не смотреть, яко бы из их на сквозь кого хотел провидеть, и ниже везде заглядоватся, или рот розиня ходить яко ленивый осел. Но должно итти благочинно, постоянно, и смирно, и с таким вниманием молитца, яко бы пред вышшим сего света монархом стоять довлело». Для того, чтобы правильно вести себя в православном храме, достаточно знать самые основные правила, руководствуясь которыми, вы никогда не нарушите строй богослужения и не оскорбите чувств других верующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

53),- это показывает, насколько глубоко укоренилась в Эпире к сер. V в. монашеская традиция. Эпилог «Видения» содержит обращение автора к некоему «украшенному многими венцами и светоносному царю», под к-рым, вероятно, имелся в виду визант. император ( Des Places. 1955. P. 27). Что касается противников Д., то учение, излагаемое здесь автором о невозможности видения Бога по сущности, одновременно опровергает как неоплатоников и антропоморфитов, так и евхитов, или мессалиан ( Χρστου. 1952. Σ. 21), к-рые настаивали на исключительно чувственном характере Боговидения и Богообщения. Жанры Как ряд нравственных апофтегм (изречений), жанр глав имеет античные истоки - в творчестве Фукидида и Плутарха. Первоначально число глав варьировалось. Лит. форма сотниц обязана своим возникновением Евагрию Понтийскому , к-рый пользовался этим жанром, возможно испытав влияние нумерологии Оригена. Согласно последнему, число 1 символизирует действие, 10 - деятельные заповеди, а 100 - полноту совершенства ( Orig. In Gen. hom. II 5). В отличие от «Глав» Евагрия и современника Д. Марка Подвижника текст «Сотницы» Д., за исключением начальных глав, более пространный и обстоятельный. После Д. в жанре сотниц писали мн. авторы, из к-рых наиболее известны преподобные Максим Исповедник , Симеон Новый Богослов, Никита Стифат , свт. Григорий Палама , патриарх Каллист II Ксанфопул и Игнатий Ксанфопул. Несмотря на то что «Слово на Вознесение Христово» Д. написано в форме гомилии, по своим стилистическим особенностям (ритмика и использование периодов) оно близко к «Сотнице». Лит. форма «Видения» представляет собой исключительное явление в святоотеческой письменности ( Polyzopoulos. 1984. P. 800). Это диалог, происходящий во сне, между автором и св. Иоанном Крестителем. Иером. (ныне епископ) Марк (Головков) полагает, что это - «запись таинственного видения, бывшего некоему отцу», поведавшему видение Д. ( Марк (Головков), иером. 1992. С. 6). Краткое содержание Советы, основанные как на теоретической, так и на эмпирической традиции монашества и христ.

http://pravenc.ru/text/171909.html

еп. Марк (Головков) Приложение 4 Словарь церковных терминов А Автокефалия ( от греч, αυτς – сам и κεφαλ – голова) – самоглавенствующая, иначе Поместная Церковь . А. – канонический термин, обозначающий Православную Церковь, административно не зависящую от других Церквей. На 2006 год имеется пятнадцать Автокефальных Церквей. Согласно русскому диптиху чести и древности, они расположены в следующей последовательности: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская (Московская), Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская (Греческая), Албанская, Польская, Чехословацкая, Американская. Под юрисдикцией Иерусалимской Церкви находится Автономная Синайская Церковь , Константинопольской – Финляндская Автономная Церковь и Русской (Московской) – Японская Автономная Церковь. Каждая Поместная Православная Церковь составляет часть Церкви Вселенской, каждая Автономная Церковь – часть Автокефальной. Поместные Церкви по единству веры и основным началам устройства и управления пребывают во взаимном общении. Автономия Церкви ( греч. αυτονομα) – понятие церковного права, означающее такое положение, при котором некоторая Поместная Церковь , входящая в состав Автокефальной Церкви, получает от Церкви–Матери право самостоятельно решать ряд административно – канонических вопросов. Эта зависимость на языке церковно – канонического права выражается словами: «Автономная Церковь входит в юрисдикцию Автокефальной Церкви». Так, например, Русская Православная Церковь предоставила А. Японской Православной Церкви, которая была создана благодаря миссионерской деятельности русских священнослужителей, в особенности просветителя Японии св. равноап. Николая. Основанием для провозглашения А. чаще всего является нахождение данной Церкви в пределах иного государства, чем кириархальная Церковь. Самостоятельность Автономных Церквей ограничена, в частности, ее архиереи поставляются архиереями кириархальной Церкви, ею же утверждается ее статус и Устав, от нее же автономная Церковь получает святое миро.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

еп. Марк (Головков) Некоторые отличия в традициях между православным востоком и Русской Православной Церковью Русская Православная Церковь активно поддерживает контакты с Поместными Православными Церквами. В ходе командировок и паломнических поездок ее клирики часто посещают Православный Восток – Святую Землю, Грецию, Египет. Находясь за границей, священнослужителю необходимо соблюдать определенные правила. В первую очередь это касается внешнего вида. Издавна лица, принадлежащие к духовному сословию, носили одежду, соответствующую их сану. В России до 1917 года священнослужители обязаны были появляться в публичных местах в подрясниках и рясах, с наперсными крестами. Но в советской России это стало запрещаться богоборческой властью. Кроме того, приходское духовенство стало носить вне храма гражданскую одежду для того, чтобы не привлекать к себе излишнего внимания окружающих, которые из-за господствующего атеистического настроя могли быть агрессивными. Следует подчеркнуть, что первыми от обязательного ношения одежды своего сана избавлялись представители обновленческого духовенства, стремившиеся к «освобождению» от древних традиций Вселенской Церкви. Прежде всего необходимо помнить, что в Святой Земле, как и на всем Православном Востоке, принято, чтобы священники не только в храме, но и повсюду появлялись в подряснике и рясе. Поступающие иначе роняют авторитет своей Поместной Церкви и утрачивают уважение к себе со стороны членов местной православной общины. В Греции и на Кипре духовные лица также всегда ходят только в платье, присущем своему сану. Если из–за жаркой погоды священнослужитель облачен лишь в подрясник, ряса должна быть у него в руках. Общепринятый головной убор – скуфия черного цвета. Во внебогослужебное время монашествующие священники носят камилавку, во время богослужений или на официальных мероприятиях на нее сверху надевают наметку. Остальное духовенство в этих случаях должно ходить в камилавках. Вместе с тем в некоторых государствах, например, в Турции, представителям всех конфессий законодательно запрещено носить духовное платье вне храма. Несмотря на это многие священнослужители, прибывающие в Турцию из–за границы, и на территории этой страны не снимают духовную одежду.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Когда пение или чтение посвящены святому, то в названии молитвословий имя святого ставится в дательном падеже: тропарь преподобному Сергию; если празднику, то название праздника ставится в родительном падеже: служба Успения Пресвятой Богородицы. Названия всех семи таинств пишутся с прописной буквы: таинство Евхаристии, таинство Священства, таинство Брака, Святая Евхаристия, Святое Крещение и т. д. В слове «Тайны», обозначающем Тело и Кровь Христовы, буква «й» в родительном падеже обычно заменяется на «и»: причаститься Святых Христовых Таин. О служении двух и более епископов: «Литургию совершали митрополит... и архиепископ... и епископ...», «сослужить» архиерею может клирик, Предстоятелю Церкви может сослужить и архиерей. 7 Словущее – от глагола слыть; Воскресение словущее (т.е. так называемое) – праздник, посвященный не собственно Воскресению Христову, но храму Воскресения Господа нашего Иисуса Христа в Иерусалиме, который был «обновлен», то есть возрожден, святой равноапостольной Еленой в 335 году, включив в себя Голгофу и Гроб Господень. 8 Двойные названия монастырей образуются от названий соответствующих престольных праздников и имен основателей обители (Авраамиев Богоявленский. Спасский Андроников) или содержат топонимическое указание (Соловецкий Преображенский, Александров Свирский , Димитриев Прилуцкий, Варлаамов Хутынский, Кирилов Белозерский, Кассианов Учемский); прибавления: Девичий или Отрочь подчеркивает, кто именно подвизается в данной обители. То же можно сказать и о двойных названиях храмов, включающих в себя названия престольных праздников и имена святых, в честь которых освящены престолы храмов; с ростом числа храмов подобные именования получили широкое распространение, т. к. позволяют отличать друг от друга те из них, которые посвящены соименным святым. С XIX века названия храмов и обителей, составленные из двух слов, стало разделять дефисом. Читать далее Источник: [Головков] Марк, еп. Егорьевский. Церковный протокол. М.: Изд. совет РПЦ, 2007. 183 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

еп. Марк (Головков) Административно – территориальное устройство Русской Православной Церкви Для того чтобы понять, на чем основаны принципы православного церковного этикета, необходимо иметь представление об организационной структуре Русской Православной Церкви. А. Административная структура Русской Православной Церкви Жизнь Русской Православной Церкви определяется ее Уставом. Действующий на сегодняшний день Устав включает такое понятие, как каноническое подразделение (п. 1.2). Каноническими подразделениями Русской Православной Церкви являются следующие образования: – Самоуправляемые Церкви; – Экзархаты; – епархии; – Синодальные учреждения; – благочиния, приходы; – монастыри; – братства и сестричества; – Духовные учебные заведения; – миссии, представительства и подворья. Русская Православная Церковь (другое официальное наименование – Московский Патриархат) имеет иерархическую структуру управления. Высшими органами церковной власти и управления являются Поместный Собор, Архиерейский Собор и Священный Синод во главе с Патриархом Московским и всея Руси. Высшая власть в области вероучения и канонического устроения Церкви принадлежит Поместному Собору, состоящему из епархиальных и викарных архиереев, представителей клира, монашествующих, а также мирян. Решения на Соборе принимаются большинством голосов. Его прерогативой является избрание Предстоятеля Церкви. Помимо решения внутрицерковных вопросов, Поместный Собор определяет и корректирует принципы отношений между Церковью и государством. В исключительных случаях такой Собор может быть созван Патриархом Московским и всея Руси (или Местоблюстителем) и Священным Синодом, однако обычно сроки его созыва определяются Архиерейским Собором. Архиерейский Собор является высшим органом иерархического управления Русской Православной Церкви и состоит из епархиальных архиереев, т. е. епископов, осуществляющих управление отдельными епархиями. Членами Архиерейского Собора являются также викарные архиереи, возглавляющие Синодальные учреждения и Духовные академии или имеющие каноническую юрисдикцию над подведомственными им приходами. В компетенцию Архиерейского Собора входит решение принципиальных богословских, канонических, богослужебных, пастырских и имущественных вопросов, канонизация святых, поддержание отношений с Поместными Православными Церквами, контроль над деятельностью Синодальных учреждений, утверждение новых общецерковных наград, наблюдение за претворением в жизнь решений Поместного Собора. Собор созывается Святейшим Патриархом и Священным Синодом не реже одного раза в четыре года и в преддверии Поместного Собора, а также в чрезвычайных случаях.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Прил.: Краткие биогр. сведения о членах Российской духовной миссии в Урмии. С. 109–112. Урмия – столица пограничной с Россией персидской провинции Азербайджан; население – ассирийцы-несториане. 767. Филиппов М. В. О научной и литературной деятельности архим. Антонина (Капустина) //БТ. 1986. Сб. 27. С. 212–219. Императорское Православное Палестинское общество 768. Савушкин В. А. К истории Императорского Православного Палестинского общества (1882–1997)//БТ. 1999. Сб. 35. С. 52–58. 769. Юзбашян К. Н. Палестинское общество: Страницы истории//ИВ. 2000. Вып. 2(6). С. 102–140. Вып. 3–4 (7–8). С. 132–154. Русская духовная миссия в Иерусалиме 770. Алексий II (Ридигер), патр. Московский и всея Руси. Слово на открытии научно-богословской конференции в Иерусалиме (1847–1997) [, посвящ. 150-летию Русской духовной миссии]//БТ. 1999. Сб. 35. С. 19–22. 771. К 150-летию Русской духовной миссии в Иерусалиме//БТ. 1999. Сб. 35. С. 7–8. 772. Коровин Д. В. «Московские ведомости» о русских в Святой Земле//БТ. 1999. Сб. 35. С. 209–215. 773. Лисовой Н. Н. Русская духовная миссия в Иерусалиме: история и духовное наследие//БТ. 1999. Сб. 35. С. 36–51. 774. Марк (Головков), еп. Егорьевский. Русская духовная миссия в Иерусалиме/Игум. Марк (Головков)//БТ. 1999. Сб. 35. С. 23–35. 775. Никодим (Ротов), митр. Ленинградский и Новгородский. История Русской духовной миссии в Иерусалиме//БТ. 1979. Сб. 20. С. 15–82. Дальний Восток 776. [Аннот. на кн.:] История Российской духовной миссии в Корее: Сб. ст./Сост.: свящ. Д. Поздняев. М., 1999//АиО. 2000. 1(23). С. 384. 777. Поздняев Д., свящ. История православной общины во внешней Монголии//ЕжБК ПСТБИ, 1998. С. 282–284. 778. Поздняев Д., свящ. Материалы по истории миссии Русской Православной Церкви: 1. История Православной общины во внешней Монголии; 2. Митрополит Токийский Сергий ([Тихомиров,] 1871–1945) и Православная Церковь в Японии в годы Второй мировой войны; 3. К истории Российской духовной миссии в Корее (1917–1949); 4. Духовные школы Маньчжоу-го//ЦиВр. 1999. 1(8). С. 154–158; 159–163; 164–172; 173–180. Российская миссия в Пекине

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

еп. Марк (Головков) Церковные визиты Русскую Православную Церковь часто посещают иностранные гости – Предстоятели и иерархи Поместных Православных Церквей, а также представители инославных конфессий. В настоящее время в церковном протоколе не существует такой же четкой градации визитов, какая принята в светских дипломатических протокольных нормах (государственные, официальные, рабочие и т. п.). Но, конечно, все межцерковные визиты проходят по строго согласованному плану. Если прибывающее лицо является Предстоятелем Поместной Православной Церкви, то в его встрече в аэропорту обычно принимает участие Святейший Патриарх Московский и всея Руси, члены Священного Синода Русской Православной Церкви, в том числе митрополит Крутицкий и Коломенский и Председатель Отдела внешних церковных связей, викарные епископы Святейшего Патриарха, благочинные округов Москвы. Прибывший иерарх приветствует принимающую сторону в лице Святейшего Патриарха и архиереев и преподает благословение остальному присутствующему духовенству В VIP–зaлe аэропорта в специальной комнате для гостя обычно устраивается краткая трапеза, во время которой он и Святейший Патриарх обмениваются тостами. По традиции Патриарх произносит тост с пожеланием прибывшему лицу здоровья и благополучного пребывания в России. После этого гость в одной машине с Предстоятелем Русской Церкви направляется в Патриаршую гостиницу «Даниловская», находящуюся рядом с Даниловым монастырем, где происходит размещение официальных гостей Церкви. Программа визита, кроме официальных и рабочих встреч, обычно включает в себя осмотр главных храмов Москвы: кафедрального Храма Христа Спасителя, Успенского собора Московского Кремля, а также паломничество в Троице – Сергиеву Лавру и встречу с воспитанниками Московских Духовных школ. Если продолжительность визита более трех дней, гость имеет возможность поклониться святыням Северной столицы. Как правило, в ходе визита прибывший Предстоятель Поместной Церкви и Святейший Патриарх Московский и всея Руси совместно совершают Божественную литургию – чаще всего в Храме Христа Спасителя или в Успенском соборе Кремля. После Литургии традиционно следует обмен речами между двумя Первоиерархами, а затем официальный обед в честь гостя. Проводы Предстоятеля Поместной Церкви обычно происходят таким же образом, как и встреча.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

еп. Марк (Головков) Иерархия Русской Православной Церкви Русская Православная Церковь как часть Вселенской Церкви, имеет ту же трехстепенную иерархию, которая возникла на заре христианства. Священнослужители разделяются на диаконов, пресвитеров и епископов. Лица, находящиеся на двух первых священных степенях, могут принадлежать как к монашествующему (черному), так и к белому (женатому) духовенству. С XIX века в нашей Церкви существует заимствованный с католического Запада институт целибата, 1 однако на практике он встречается крайне редко. В этом случае духовное лицо остается безбрачным, но не приносит монашеских обетов и не принимает пострига. Священнослужители могут вступать в брак только до принятия сана. Для духовенства Православной Церкви обязательно единобрачие, разводы и повторные браки не допускаются (в том числе для вдовцов). В схематическом виде священническая иерархия может быть представлена в следующем виде (см. табл.). Белое духовенство Черное духовенство I. ЕПИСКОП (АРХИЕРЕЙ) Патриарх Митрополит Архиепископ Епископ II. СВЯЩЕННИК Протопресвитер Протоиерей (старший священник) Игумен Иерей (священник, пресвитер) Иеромонах III. ДИАКОН Архидиакон (старший диакон, служащий с Патриархом) Архидиакон (старший диакон в монастыре) Протодиакон (старший диакон. Как правило, в соборе) Диакон Иеродиакон Монах ( греч. μνος – уединенный) – лицо, посвятившее себя служению Богу и давшее обеты (обещания) послушания, нестяжательства и безбрачия. Монашество имеет три степени. Искус (его продолжительность, как правило, составляет три года), или степень послушника, служит вступлением в монашескую жизнь, чтобы желающие ее испытали прежде свои силы и лишь после того произносили невозвратные обеты. Послушник (иначе – новоначальный) носит не полное одеяние инока, а лишь рясу и камилавку, и потому эта степень называется также рясофором, т. е. ношением рясы, дабы в ожидании принятия монашеских обетов послушник утверждался на избранном пути. Ряса – это одежда покаяния ( греч. ρσον – поношенная, ветхая одежда, вретище).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010