На острове Родос пройдет форум «Диалог цивилизаций» Москва, 3 сентября 2003 г. Около 200 представителей интеллектуальной, духовной, деловой и политической элиты России и Украины отбыли 3 сентября в Грецию для участия в Мировом общественном форуме «Диалог цивилизаций», который состоится 3-6 сентября на острове Родос. Этому событию была посвящена пресс-конференция, состоявшаяся 2 сентября в РИА «Новости», на которой выступили сопредседатель Международного оргкомитета по проведению форума, председатель Попечительского совета Центра национальной славы России, первый заместитель министра путей сообщения РФ Владимир Якунин, руководитель рабочей группы оргкомитета, президент Центра национальной славы России Александр Мельник и профессор Российского государственного медицинского университета летчик-космонавт Олег Атьков. Предполагалось участие в пресс-конференции митрополита Ташкентского и Среднеазиатского Владимира, но он не прибыл по причине нездоровья. Как отметил Владимир Якунин, предстоящий форум проводится в рамках программы «Диалог цивилизаций», разработанной по инициативе двух общественных организаций — Центра национальной славы России и Фонда святого всехвального апостола Андрея Первозванного. В форуме примут участие около 400 общественных, религиозных, политических деятелей и представителей делового мира из 34 стран, в том числе около 200 представителей России. В составе российской делегации — 19 «руководящих деятелей» православных, мусульманских и иудейских религиозных объединений. Основные цели форума — обсуждение сложившейся ситуации и поиск ответов на общие для всего человечества вызовы современного мира. Программой форума предусмотрены доклады: «Диалог цивилизаций и национальные интересы России» (полномочный представитель президента РФ в Центральном федеральном округе Георгий Полтавченко); «Роль и место православия в процессах глобального развития и диалога цивилизаций» (архиепископ Львовский и Галицкий Августин); «Диалог цивилизаций как альтернатива глобальной диктатуре» (митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир); «Значение традиционных религий в предотвращении межэтнических конфликтов» (архимандрит Марк (Головков)); «Возможность диалога цивилизаций в свете Божественного Провидения» (публицист Гейдар Джемаль); «Роль иудаизма в диалоге цивилизаций» (председатель Конгресса еврейских религиозных общин и организаций в России раввин Зиновий Коган) и другие. В качестве итогового документа планируется принять Декларацию Мирового общественного форума. Отвечая на вопросы журналистов, Владимир Якунин, в частности, отметил, что вскоре в Казахстане состоится по инициативе президента республики Нурсултана Назарбаева Межконфессиональный съезд мировых религий, на котором будут обсуждаться аналогичные проблемы диалога цивилизаций, сообщает «Благовест-инфо». 4 сентября 2003 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/7523.html

Традиционно в конце канона архиерей сам поет все катавасии, тогда как у нас в России они исполняются певчими сразу вслед за ирмосами. Облачение архиерея происходит чаще всего в конце утрени и совершается либо в алтаре, либо в центре храма, либо около кафедры (так происходит в монастырях Святой Горы Афон). Существует строгий порядок употребления архиереем омофоров: большой омофор используется в самом начале Литургии, до чтения Апостола, в малый омофор архиерей облачается на «Херувимской» и не снимает его до конца службы. На Востоке имеет место некоторое сокращение службы по сравнению с нашим русским обиходом. Нередко на утрене, если вслед за ней совершается Литургия, сразу после великого славословия поется тропарь праздника и следует возглас: «Благословенно Царство». Если есть входной стих, то он поется или архиереем, или всем духовенством, а не только возглашается, как принято у нас в России. Малый вход совершается вокруг архиерейской кафедры. Возглас «Господи, спаси благочестивыя» произносится однократно сначала диаконом, затем архиереем, а потом хором. Завершающую фразу возгласа: «И услыши ны» – произносит диакон, а за ним повторяет хор. Иногда, впрочем, «и услыши ны» поет сам служащий архиерей или иерей. Во время пения «Трисвятого» архиерей осеняет народ дикирием и трикирием на три стороны, произнося каждый раз: «Господи, Господи, призри с Небесе, и виждь...». Сослужащее духовенство между возгласами архиерея поет «Трисвятое» особым протяжным напевом. Во время чтения Евангелия архиерей без омофора стоит с жезлом в руках на солее у Царских врат, лицом к народу. По окончании чтения также с жезлом в руках прикладывается к Евангелию и осеняет верующих трикирием. На православном Востоке нередко существенно сокращаются ектении. Часто опускается ектения об оглашенных, но духовенство вычитывает молитвы об оглашенных и верных. Ектения об оглашенных не произносится в Греции и на Кипре, поскольку предполагается, что все население этих государств крещено с детства. Заупокойной ектении в грекоязычных Православных Церквах не существует, подобная ектения – чисто русская традиция.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

В Москве открылась международная паломническая конференция «Пути богомольцев» Москва, 26 ноября 2009 г. Пятая общецерковная международная паломническая конференция «Пути богомольцев» открылась 25 ноября в Паломническом центре Московского Патриархата, сообщает Благовест-инфо . Форум с каждым годом становится все более представительным с точки зрения своего международного статуса: в этом году в конференции принимают участие представители нескольких Поместных Православных Церквей - Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Румынской, Болгарской, Кипрской, Элладской, Польской. Среди прибывших на конференцию – представители паломнических служб из 38 епархий Русской Православной Церкви. Патриарх Кирилл благословил работу конференции и прислал свое приветствие, которое зачитал епископ Егорьевский Марк (Головков). «Сегодня мы с радостью свидетельствуем: православное паломничество возрождается!» - обращается к участникам форума Патриарх. По его словам, на таких международных встречах важно не только «обсудить проблемы современного состояния паломнического движения, предложить новые маршруты паломничества к святыням России и вселенского православия, но и объединить усилия Русской Православной Церкви и Церквей-сестер в этом благом, общецерковном деле». С развернутым приветствием к собравшимся обратился митрополит Петрский и Херонисский Нектарий. Говоря об очевидной тенденции развития паломничества в наше время, он отметил в связи с этим двоякую заботу Церкви: с одной стороны, она несет попечение о «духовной пользе» паломников, но с другой – должна позаботиться и о сохранении церковных памятников и защите традиционного православного уклада жизни в монастырях и приходах, встречающих паломников. Митрополит заострил внимание на миссионерском значении паломничеств, а также подчеркнул, что государство в тех странах, которые привлекают многочисленных паломников, должно взять на себя часть забот о путешествующих к святыням, учитывая немалый доход, который они приносят. «Священники и монахи не должны становиться охранниками церквей, а превращение церквей в музеи немыслимо», - сказал выступавший, сославшись на «горький опыт» России. Важное место в докладе митрополита Нектария занимала проблема терминов: так, он аргументировал «неуместность» именования паломничество «религиозным туризмом».

http://pravoslavie.ru/32911.html

1 . Опоздание без уважительной причины на прием является нарушением этикета, однако опоздание на прием с рассадкой более серьезный промах, чем опоздание на фуршет. В любом случае оно может быть расценено остальными присутствующими как знак неуважения. Первыми на прием должны приходить лица, имеющие низшие иерархические степени; они же обязаны последними покидать зал, где происходила трапеза. Чрезмерно задерживаться на приеме также неприлично. 2 . Садиться за стол в отсутствие главного гостя недопустимо. Если рядом находится дама, то сначала нужно помочь ей занять место и только после этого садиться самому. Правила вежливости требуют оказывать внимание соседу, а тем более соседке по столу, однако знакомиться за столом не принято. Также не принято раньше времени вставать и выходить из–за стола на званом обеде. 3 . Полотняная салфетка, подаваемая за столом, в развернутом виде кладется на колени, а по окончании трапезы небрежно оставляется на столе. В некоторых странах считают, что если гость аккуратно сложил или свернул салфетку, то этим он выразил пожелание быть еще раз приглашенным к этому столу, что является нарушением правил вежливости, принятых на официальных приемах. Салфетку нельзя заправлять за ворот рясы, ею не следует вытирать лицо и руки, а можно лишь промокнуть губы. 4 . Столовый прибор каждого гостя обычно состоит из двух тарелок: верхняя меняется перед каждым блюдом, нижняя остается до конца трапезы. С левой стороны ставится еще одна небольшая тарелочка для хлеба. Ножи и ложка лежат с правой стороны, а вилки – с левой стороны. При подаче каждого блюда вилка и нож берутся с внешней стороны по отношению к тарелке с поданным кушаньем. Для закуски используются самые крайние нож и вилка, которые по размерам меньше других. Нож и вилка для рыбного блюда также отличаются внешним видом: нож имеет тупое лезвие, а вилка шире обычной, предназначенной для мяса. Десертные нож, вилка и ложка, имеющие небольшие размеры, как правило, кладутся отдельно за тарелкой, перпендикулярно остальным приборам.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Там были актуализированы древние нормы, были прописаны все нормы по охране священного вообще и священного изображения в частности. Дореволюционные нормы, которые подходили, тоже были актуализированы. В Межсоборном присутствии есть комиссия по вопросам литургики и церковного искусства. Эту комиссию возглавляет преосвященный Марк (Головков), нынешний митрополит Рязанский. Официально им это не удалось рассмотреть, там сложная процедура. Формального рассмотрения не было, но неофициальное рассмотрение состоялось. Сказали, что проект слишком большой, нужны небольшие документы для Архиерейского Собора, так ничего и не было принято в итоге. В этой комиссии этот вопрос перешел на следующий год, то есть на нынешний, а документа до сих пор нет. Вопрос, видимо, сложный. Проблема ещё в том, что в самой этой комиссии практически нет специалистов по церковному искусству. По недоразумению так получилось, что комиссию объединили две темы – церковное искусство и литургика, но там фактически одни литургисты. Они высококлассные специалисты, но там нет ни иконописцев, ни иконоведов. Есть идея создать специальную комиссию по церковному искусству. Такое предложение нами было сделано протоиерею Леониду Калинину, который возглавляет нынешний Экспертный совет. За это время образовалась такая организация, Совет общецерковный, но его документы имеют только рекомендательный характер. Он не уполномочен подготавливать документы как таковые, хотя у него есть проекты, которые были приняты Священным Синодом. Отец Леонид поблагодарил за эту инициативу, какие-то документы принял. После этого документа энтузиазм мой пропал, и силы иссякли. В этом смысле я уже не знал, что дальше делать. И тут приходит письмо, отец Алексей пишет, что знает мои работы и хочет обсудить эту тему. Мы обменялись телефонами, созвонились, отец Алексей предложил другим путем. Пока священноначалие думает, то хорошо было бы составить краткий, емкий, понятный для мирян документ, в котором бы давались рекомендации по благоговейному отношению к священным изображениям.

http://radonezh.ru/2021/03/26/o-problema...

…Когда в безлюдном переулке на человека нападают бандиты, он кричит. Криком разбойников не отпугнешь, но они боятся гласности, боятся разоблачения. Боятся гласности и хозяева застенков. У тех и других есть что-то общее с гангренозной палочкой. Как и анаэробная инфекция, они не любят свежего воздуха общественного интереса, ветер общественного негодования для них губителен. Не эпизод ли с Горбуновым подсказал Войно-Ясенецкому прием, с помощью которого решил он если не одолеть, то хотя бы напугать своих мучителей. Надо поднять в городе шум, привлечь внимание врачей, бывших пациентов. Идея верна. Но как и все интеллигентские проекты этого рода, замысел Войно, чрезвычайно логический, оказался вместе с тем и чрезвычайно наивным. Это произошло где-то на тринадцатом витке пыточной машины. Подследственный объявил, что прекращает голодовку и подпишет любые показания, за исключением разве что покушения на товарища Сталина. Но сначала он просит поесть: хорошо бы – кусок жареного мяса. Тарелка с мясом и прибор появились незамедлительно. «Я предполагал, – пишет Войно, – перерезать себе височную артерию, приставив к виску нож и сильно ударив по его головке. Для остановки кровотечения нужно было бы перевязать височную артерию, что невозможно в ГПУ, им меня пришлось бы отвезти в больницу или в хирургическую клинику. Это вызвало бы большой скандал в Ташкенте. Очередной чекист сидел на другом конце стола. Когда принесли обед, я незаметно ощупал тупое лезвие столового ножа и убедился, что височной артерии перерезать им не удастся. Тогда я вскочил и, быстро отбежав на середину комнаты, начал пилить себе горло ножом. Но и кожу разрезать не смог. Чекист, как кошка, бросился на меня, вырвал нож и ударил кулаком в грудь. Меня отвели в другую комнату, где предложили поспать на голом столе с пачкой газет под головой вместо подушки. Несмотря на пережитое тяжелое потрясение, я все-таки заснул, не помню, долго ли спал. Меня уже ожидал начальник секретного отдела (очевидно, следственного. – М. П.), чтобы я подписал сочиненную им ложь о моем шпионаже. Я только посмеялся над этим его требованием… Я был совершенно обессилен голодовкой и конвейером, и, когда нас выпустили в уборную, я упал в обморок на грязный, мокрый пол. В камеру меня принесли на руках». Первый конвейер происходил в здании внутренней тюрьмы НКВД. Не добившись от «попа» проку, чекисты перевели его до поры до времени в областную тюрьму. Тут-то и повстречал Лука своего бывшего студента Аковбяна и бывшего афганского губернатора Раима Мухаммада. Войно признается, что многое пережитое в тюрьме он забыл, но память врача сохранила зато эпизод сугубо профессиональный.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Аминь ( евр. истинно, верно, да будет; греч. Αμν) – слово, означающее: несомненно, воистину, бесспорно, или просто – да. Сказать А. – значит заявить, что то, что сказано, признано верным, дабы скрепить данное утверждение или выразить участие в произнесенной молитве. Анаволий ( греч. ναβλαιον – одеяние, риза) – белое одеяние, крестильная рубашка, надеваемая на новокрещеного в знамение его духовной чистоты и радости, как вышедшего из «бани пакибытия». В древности, принявшие Крещение не снимали А. до восьмого дня после совершения над ними таинства. Аналав ( греч. νλαβος, от αναλαμβνω – воспринимать) – принадлежность облачения схимонаха, четырехугольный плат со шнурами, пришитыми по углам, объемлет плечи монаха, украшен крестами. А. – то же, что параман монаха малой схимы. Аналой ( греч. ναλγιον, откуда слав, аналогий, налой) – подставка для возложения богослужебных книг или икон. В православных храмах наиболее распространены следующие виды А.: 1. Легкий раскладной 4–ножный А. с прикрепленной сверху материей, используемый для возложения книг, читаемых во время службы. На такой А. обычно возлагается специальный покров под цвет богослужебных облачений. 2. Массивный деревянный А. в виде тумбы с наклонным верхом, используемый для возложения так называемых аналойных икон (праздничной или храмовой). В греческой традиции такие А. обычно помещаются недалеко от иконостаса, в стороне от центральной оси храма, и нередко имеют надстроенные сверху резные кивории. В современной русской традиции такие А. обычно стоят посреди храма. Более легкие переносные А. такого типа, обтянутые тканью, нередко используются для чтения Евангелия во время Божественной литургии и для возложения креста и Евангелия при совершении исповеди. 3. Массивный А. в виде деревянного многостороннего столпа, который стоит на клиросе и на который ставят певческие книги. 4. А. на тонкой высокой ножке, который устанавливается в алтаре по левую руку от св. престола и обычно служит для возложения на него Служебника служащим священником (при архиерейской службе такой А. не используется, поскольку книги для архиерея традиционно держит один из иподиаконов).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

С рождением Иисуса Христа от Девы Марии человеческое естество в Его Лице соединилось с естеством Божественным, Господь обновил человеческую природу, восстановив изначально благодатное состояние, присущее ей до грехопадения, уничтожил первородный грех – непреодолимое препятствие ко входу падших людей в рай. Поэтому празднование Р. X., предваряемое сорокадневным Рождественским постом (самый строгий его день – Рождественский сочельник накануне праздника), исполнено духовного восторга и ликования. Рукоположение – см. хиротония. Ряса (греч. ρσον – истертая, лишенная ворса, поношенная, рваная одежда) – верхнее одеяние духовенства и монашества, длинная до пят одежда, просторная, с широкими рукавами, черного цвета. Все богослужения, кроме Литургии, совершаются священником в подряснике и Р, поверх которых надеваются особые богослужебные одеяния (ризы). При служении Литургии, а также в особых случаях, когда по Уставу священник должен быть в полном богослужебном облачении, Р. снимается и поверх подрясника надевается подризник и другие ризы. Епископ совершает все богослужения в подряснике, на который надеваются особые святительские ризы (исключение составляют некоторые молебны, литии и келейные священнослужения епископа, когда он может служить в рясе или рясе и мантии, поверх которых надета епитрахиль). Символическое значение Р. (как и подрясника) вытекает из того, что она является образом того одеяния, которое носил Иисус Христос во время земной жизни, – она свидетельствует, что духовенство и монашество подражают Спасителю, стремясь отрешиться от мирской суеты; черный цвет Р. означает отсутствие движений страсти, как бы духовную смерть для греха. Рясофор, рясофорный монах ( греч. ρασοφρος – носящий рясу) – монах низшей степени пострига, готовящийся к принятию малой схимы; рясофорному монаху разрешается носить рясу и камилавку. С Саккос ( греч. σκκος – мешок) – верхнее богослужебное облачение архиерея, просторная одежда с широкими рукавами, сшитая из богатой ткани (парча) и украшенная изображениями крестов; символически изображает багряницу Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Испрашивание молитв перед заключительным комплиментом или в нем самом является хорошей практикой в переписке между церковными людьми. Следует отметить, что выражения «С любовью о Господе» или «С братской во Христе любовью», как правило, используются в письмах к равным по сану; письма к светским и малознакомым лицам, заканчивают комплиментом «С уважением», а письма мирян или священнослужителей к архиерею – комплиментом «Испрашивая Вашего святительского благословения». Небесполезно знать о формах обращения, принятых в инославном мире. 1 . К Папе обращаются: «Ваше Святейшество» или «Святейший Отец», заключительный комплимент: «Прошу принять, Святейший Отец, уверения в моем высоком уважении и в моей постоянной дружбе» или просто: «С уважением Ваш ...» (из лиц, не имеющих духовного сана, в непосредственную переписку с Папой Римским вступают только монархи и главы государств). 2 . Официальный титул кардинала – «Его Преосвященство, Высокопреподобный (имя) Кардинал (фамилия), Архиепископ... (название епархии)» или «Его Преосвященство, Кардинал (Архиепископ)»; к кардиналам обращаются: «Ваше Преосвященство» или «Высокопреподобный Сэр», «Милорд Кардинал» или «Господин Кардинал» (обращения «Сэр» и «Милорд» возможны только в английской речи или по отношению к англичанину); комплимент: «С уважением Ваш ...», «Имею честь быть Вашего Преосвященства покорный слуга» или «Прошу принять, господин Кардинал, уверения в моем самом высоком уважении». 3 . Официальный титул архиепископа – «Его Светлость, Лорд Архиепископ... (название епархии)» (для Кентерберийского и Йоркского), «Его Превосходительство Высокопреосвященный/Монсеньор (только во Франции) Архиепископ...»; обращение: «Ваша Светлость», «Высокопреосвященный Сэр/Монсеньор», «Милорд Архиепископ» или «Ваше Превосходительство»; комплимент: «С уважением Ваш ...», «Остаюсь, Милорд Архиепископ, Вашей Светлости покорный слуга», «Остаюсь, Сэр, Ваш покорный слуга», «Примите, Господин Архиепископ, уверения в моем самом высоком уважении». 4 . Официальный титул епископа – «Его Преосвященство Лорд Епископ... (название епархии)», «Его Превосходительство Высокопреосвященный/Монсеньор Епископ...»; обращение: «Ваша Милость», «Преосвященный Сэр/Монсеньор» или «Ваше Превосходительство»; комплимент: «С уважением Ваш ...», «Остаюсь, Милорд, Вашей Милости покорный слуга», «Остаюсь, Сэр, Ваш покорный слуга», «Примите, Господин Епископ, уверения в моем самом высоком уважении».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Указанные правила обращения к духовным лицам следует соблюдать и в переписке с ними (личной или официальной). Официальные письма пишутся на специальном бланке, неофициальные – на обычной бумаге или на бланке с напечатанными в левом верхнем углу именем и должностью отправителя (обратная сторона листа обычно не используется). Патриарху не принято посылать письмо на бланке. Примеры бланков, используемых при служебной переписке, будут приведены в следующем разделе. Всякое письмо состоит из следующих частей: указания адресата, обращения (адрес–титул), рабочего текста, заключительного комплимента, подписи и даты. В официальном письме указание адресата включает в себя полный титул лица и его должность, которые указываются в дательном падеже, например, «Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему (имя), Архиепископу (название кафедры), Председателю (название Синодального отдела, комиссии и др.)». К священнослужителям, находящимся на более низких иерархических степенях, обращаются более кратко: Его Высокопреподобию (Преподобию) протоиерею (или иерею) (имя, фамилия, должность); при этом фамилия монашествующего лица, если она указывается, всегда приводится в круглых скобках. Адрес–титул – это почетный титул адресата, которым следует начинать письмо и который следует использовать в дальнейшем его тексте, например, «Ваше Святейшество» (в письме к Патриарху), «Ваше Величество» (в письме к монарху), «Ваше Превосходительство» и т. д. Комплимент – это выражение вежливости, которым заканчивается письмо. Личная подпись автора (не факсимиле, которое используется лишь при отправке письма по факсу) обычно сопровождается ее печатной расшифровкой. Дата отправки письма должна включать день, месяц и год; в официальных письмах указывается также его исходящий номер. Авторы-архиереи перед своей подписью изображают крест. Например, «†Алексий, архиепископ Орехово – Зуевский». Такой вариант архиерейской подписи является по преимуществу русской традицией. Правила обращения к духовенству, принятые в Русской Православной Церкви, кратко иллюстрируются в следующей таблице.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010