53 Во Владим. Сбор. Н. Тихонравова, стр. 95, читаем, что в память о подвигах Никиты богомольца доныне, надев вериги преподобного и взяв камень от ступеней часовни, где находится столп Никиты, обходят вокруг нее три раза, держа камень на голове. Прежде вместо камня брали каменную шапку Никиты, в 1735 г. взятую в канцелярию московского синод. приказа. 54 В древнейшем сп. жития (синод, сб. 637) и многих позднейших нет и этого известия; в других оно вставлено в виде заметки, перенесенной с полей, разрывая грамматический строй текста. Указание на год смерти Никиты мы встретили только в синод, сп. XVII в. 627; здесь статья о убиении столпника озаглавлена: «о преставлении святого в лето 6701, мес. мая в 23 (л. 43)». О жизни и общественном положении Никиты до пострижения житие знает так мало, что по нему нельзя составить ясного понятия об этом: «Бяше некто человек Никита именем, рожение и воспитание им в граде Переяславле; пришел же в свершен возраст, якоже есть обычай неким в юности не злая прилежати, такоже и сему Никите, прилежа градским судиям, и мног мятеж и пакости творяше человеком неправеднаго ради мздоимания, и тем питаше себе и подружие свое». Так начинается житие в синод, сб. 637; другие списки, переделывая это начало, прибавляют, что Никита «бе мытарем друг». 57 Милют. ч. мин. май, л. 1293–1297. Повесть с описанием этих чудес написана вскоре после 1564 г., т. е. после перестройки и преобразования Никитского монастыря, предпринятого И. Грозным по личному его усердию и месту подвигов столпника. 60 Нач. похв. слова: «Се настоит, братие, светоносное празднество предивного отца нашего и чудотворца Никиты столпника». В конце слова читаем: «пресветлое твое успение чтущим милости и оставления грехов просим». 61 Списки жития XVI в. в рукоп. Унд. 272, л. 1 и Макар, ч. мин. по усп. сп, авг., стр. 2127–2147. Напеч. в Прав. Собес. 1853, 9 и 10, по списку половины XVI в. неисправному и не вполне. Отрывки в Ист. Р. Ц. преосв. Макария, III, прим. 106; изложение и Разбор жития там же, стр. 47 и 171–175, и в Ист. Оч. Ф. И. Буслаева , II, 116–122.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Церковь в писании сравнивается то с телом человеческим, то с зданием, а епископ – то с головой, то с основанием или фундаментом здания; и как здание не может стоять без фундамента и тело быть живым без головы, так и церковь не может быть живой и твёрдо стоящей без епископа. Подтверждение сказанного, т. е. что епископ есть основание или фундамент церкви, мы находим в писании. «Наздани бывше на основании апостол и пророк, говорит ап. Павел, сущу, краеугольну самому Иисусу Христу». ( Еф. 2:20 ). Толкуя эти слова, св. Злат, говорит: «Смотри, как (апостол) смешивает всех вместе: язычников, иудеев, апостолов, пророков, Христа; и чтобы показать тесную связь между всеми ими, представляет их всех то телом, то зданием. Наздани, говорит, на основании апостол и пророк, т. е. апостолы и пророки служат основанием здания», (т. XX, Еф. б. 6. стр. 49.) «Желая показать, говорит Феофилакт, тесное единение язычников с пророками и апостолами, говорит: наздани бывше; как бы говоря: основанием служат пророки и апостолы, а вы дополнили остальную постройку, так что все составили один Божий храм», (Еф. гл. II. ст. 20, 108). «Как вынимающий большой камень из основания, говорит св. Злат. старается, конечно, поставить вместо него другой, равный ему, если не хочет поколебать и испортить всё здание; так точно и тогда, когда Пётр (апост.) имел уйти отсюда (из Антиохии) благодать Духа поставила вместо него другого равного Петру учителя, чтобы уже построенное здание не было испорчено незначительностью преемника», (т. II, стр. 638. похв. сл. Иг. бог.). « Церковь поставляется на епископах, говорит св. Киприан, и всяким действием церкви управляют те же начальствующие», (лис. 17, стр. 139 – Озер., 66). Так. об., если епископ сравнивается с головой тела человеческого и с фундаментом здания, то это делается для того, чтобы этим сравнением уяснить и показать необходимость епископского чина; потому что как тело без головы не может жить и здание без фундамента стоять, так и церковь без епископа не может существовать.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

Кормчею книгою назван свод церковных правил, потому что эти правила служат как бы кормилом, которым управляется Церковь, издревле уподобляемая кораблю (подробнее см. там же у Розенкампфа. С. 67–70 Достойны замечания слова, находящиеся в церковном уставе новгородского князя Всеволода—Гавриила (1117–1136): «Аз всмотрех в Фотия, патриарха Цареградскаго, граматы, что принесл на Русь князь великий Владимир, нареченный во св. крещении Василий, сын Святославль... аже стоит в грамоте: торговая вся весы, мерила и... епископу блюсти без пакости...» (см. нашей «Истории» т. 2. Приложен. 14). Под грамотами Фотия здесь, конечно, разумеется Фотиев Номоканон. Восток. Опис. рук. Румянц. муз. 230. С. 283–289 Розенкампф. Обозр. Кормч. кн. С. 114–130 Зиновий — в 52-м Слове своем на ересь Феодосия Косого П. собр. р. лет. 1. 65 Розенкампф. Обозр. Кормчей кн. С. 51 См. в печатн. Кормчей. Ч. 2. Гл. 42 От свитка (codex) новых заповедей благочестивого Иустиниана царя — и гл. 44: От различных граней Иустиниана царя новых заповедей (Novellae) главы избранны. М. Иларион. Похв. кн. Владимиру в Прибавл. к Твор. св. отц. 2. 277 О церковном уставе Владимировом, в том или другом отношении, говорили уже многие из наших писателей и ученых, например: Карамзин (Ист. гос. Росс. 1. 238 и прим. 506. Изд. 2-е Митр. Евгений (Опис. К.-Соф. соб., в прибавл. 2. С. 5–10 Погодин (Исслед. о русс. ист. 1. 263–272 Калачев (Исслед. о Русск. Правде. 1. 151–153 о Кормч. кн. в Чт. Моск. истор. общ. 1847. 3. Отд. 1. С. 63–121; 4. Отд. 1. С. 14, 15 и с особенною обстоятельностию Неволин (О простр. церк. суда в России до Петра В., напеч. в ЖМНП. 1847. 8, а в отдельных оттиск. С. 28–69 и Мысовский (Прав. собесед. 1862. 2. 139, 260 См. также Хр. чт. 1851. 2. 422–445 1 напечатан в Летоп. Переясл. Суздал., изд. кн. Оболенским. С. 34 Летопись эта, по свидетельству издателя, взята из сборника, писанного во 2-й половине XV в. с рукописи, переписанной в 1261 г. (Предисл. С. LIX). Соображения о времени составления летописи см. в том же Предисл. С. II–VI. Список 2 напечатан в Прав. собеседн. 1861. 2. 426 Список 3 издан И. Лепехиным в Дневн. записках его путешествия. Ч. 3. С. 351–352. СПб., 1780 и потом в Полн. собр. ученых путеш. по России. Т. 5. С. 336–337. СПб., 1822 По малодоступности этого последнего списка мы перепечатаем его сполна в прилож. 8.

http://sedmitza.ru/lib/text/435798/

Духа, учителем вселенной» 32 ). Василия Великого Григорий Богослов именовал «кораблем учености» (IV, 79. Надгробн. сл. Василию). Сальвиана, пресвитера Массилийского, Геннадий именкет «учителем епископов» (Gennadii. De script., cap. 67) и т. д. Прославившимся писателям расточали заживо или по смерти редкие похвалы. Так Иероним говорил об Оригене , что «труды одного его превосходят (литературные) труды и греческих и латинских писателей в совокупности» (I, 174. К Павле). Тот же Иероним говорит об Оригене «превосходя всех (писателей) в других трудах, в (толковании) Песни Песней, Ориген превзошел самого себя» (II, 347. Предисловие Руфина к переводу книг Оригена «О началах»). Григорий Богослов об Афанасии Великом замечает: «в сердце каждого осталась о нем слава, превышающая все видимое», «к кому писал он послания, умы всех таковых обращал к себе». (II, 205. Похв. Слово Афанасию). Исидор Нелусиот так восхваляет Златоуста: «Иоанн усвоил себе аттическую речь и говорил с такой ясностью, какая, не знаю, была ли у кого другого» (I. 305. Письмо к грамматику Офелию). Руфин, ценя литературные дарования Иеронима, публично выражает ему хвалы, называет его речь «красноречивой и блестящей», превозглашает его «искусным оратором», удивляется «силе его красноречия» (Иероним. II, 347–8. Предисловие Руфина к переводу книг Ориг. “О началах»). Некоторые христианские писатели удостаивались похвалы из уст царственных. Так Константин Великий , прочитав слово Евсевия «О Пасхе», выражает удивление пред его ученым трудолюбием и удовольствие, какое доставило ему сочинение Евсевия, просить его «как можно чаще радовать его, Константина, подобными сочинения» (Eusebii. Vita Const. IV. 35). Как в классические времена был обычай посвящать, главным образом из любопытства, прославившихся писателей, и приходить для этого из очень отдаленных стран (напр. Рассказывают, что один господин приходил из Кадикса в Рим только для того, чтобы увидеть Т. Ливия, и что добившись этого, он немедленно воротился на родину) 33 , так подобное же случалось и в эпоху древней церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

То же сделали впоследствии и поповцы, принявшие «Окружное послание». 1) По мнению раскольников, четвероконечный крест не есть истинный Христов крест, а крыж латинский, и потому не заслуживает чести и поклонения. Но такое мнение их совершенно несогласно с учением отцов церкви, которые ясно свидетельствуют, что четвероконечный крест есть истинный крест Христов. Так преп. Ефрем Сирин называет животворящим тот крест, который мы полагаем на себе, значит, четвероконечный. Он пишет: «вся уды животворящим крестом утверди». Он же далее называет этот крест истинным крестом Христовым, говоря: «сей бысть водружен на месте лобнем», и ниже: «сим оружием драгим Христос Бог наш разверзе всенесытую адову утробу» (Сл. 102 о похв. кресту). Св. Афанасий Вел. свидетельствует, что кресту, от двою древу сложенному, следует поклоняться. «Образ крестный от двою древу совокупляюще. Внегда кто нас укорит от неверных, яко древу кланяющеся, можем, обе древе разлучивше и образ крестный разрушивше, сия непщевати праздна древа и неверному заградити уста, яко не древо, но образ крестный почитаем» (Вып. Озер. т. II, стр. 250 в Скриж. 1656 г. л. 51). В Ч.-Минее под 7 мая находится следующий рассказ. В 351 г, в царствование императора Констанция, в святую пятидесятницу, 7 мая, произошло необычайное событие: около третьего часа дня над горою Голгофой явилось на небе знамение креста Господня, блистанием своим превосходившее самое сияние солнца. Это знамение простиралось от Лобного места до горы Елеонской (ок. 2 вер.), «и согласоваше крестная широта долготе своей». Очевидно, крест, явившийся на небе, имел вид четвероконечный с равными сторонами; между тем, он был показан людям Самим Богом. (Другие свидетельства см. в Вып. Озер, ч. II, стр. 251–271 и в брош. Арсеньева: «О равночестном почитании св. креста четвероконеч. и осьмиконечного». Изд. Брат. св. Петра митр.). 2) По мнению раскольников, четвероконечный крест есть новшество, введенное патр. Никоном, но не то говорят вещественные памятники древности. В них, наряду с восьмиконечными и шестиконечными крестами, не мало встречается и четвероконечных крестов.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

д. (Служеб. Иосиф. 1646 г. л. 520, 534, 555 и др.); во 2-х, из того, что этим крестом мы ограждаем себя для отгнания силы вражией; в 3-х, из того, что этому кресту покланялись св. апостолы и повелевают покланяться св. отцы. Что говорит Ефрем Сирин о том кресте, которым мы ограждаем себя? Он называет его животворящим и говорит: «сей бысть водружен на месте лобнем и ниже: «сим оружием драгим Христос Бог наш разверзе всенесытую адову утробу» (Ефр. Сир. 102 сл., о похв. кресту, л. 262 об.). Откуда видно, что четвероконечный крест почитали св. апостолы? Это видно из следующего случая в жизни св. ап. Андрея Первозванного. Когда его подвели ко кресту для распятия (крест этот был четвероконечный, на подобие буквы х), то он «не поругася», а сказал: благословен буди кресте, иже плотию Христовою освящен» (Кир. кн. л. 174 об. 175 и в Ч. Мин. под 30 нояб.). Откуда видно, что св. отцы повелевали покланяться четвероконечному кресту? Из следующих слов св. Афанасия Великого (в ответах на вопросы Антиоха князя): «Образ крестный от двою древу совокупляюще, внегда кто нас укорит от неверных, яко древу кланяющеся, можем, об древе разлучивше и образ крестный разрушивше, сия неищевати праздна древа и неверному заградити уста, яко не древо, но образ крестный почитаем» (Матф. Правил. сост. 5, гл. 6; в Скриж. 1656 г. л. 57). Почитался ли четвероконечный крест на Руси до патр. Никона? Почитался. Это видно из того, что на многих старинных храмах, напр., на Успенском и Димитриевском соборах во Владимире, на Новгородском Софийском соборе, на Московском Архангельском соборе и мн. др. крест четвероконечный (см. др. свидет. в Вып. Озер. ч. 2, стр. 301308). Почему же митр. Филипп запретил нести этот крест пред папским легатом, когда тот входил в Москву? Потому, что не желал допустить ту честь, которую легат хотел доставить себе и своей церкви несением пред собою креста (см. Никон. летоп. VI, 4950). 6) О печати на просфорах Почему православная Церковь изменила печать на просфорах, т. е. печатает на них вместо восьмиконечного креста четвероконечный? Потому, а) что во вселенской Церкви принято печатать просфоры печатью с четвероконечным крестом; б) что на прежней печати вокруг восьмиконечного креста была надпись: «се агнец Божий, вземляй грехи мира»; но не всякая просфора есть агнец Божий, а только одна; в) что под восьмиконечным крестом на прежних печатях изображалась глава адамова, но «это изображение могло быть прилично только для просфоры, приносимой за умерших, а для просфоры, из которой вынимается агнец, очень не прилично» и г) что, по смыслу наставления священнику о действии над агнцем, на проскомидии следует закалать агнец крестообразно и на литургии, после пресуществления даров, разделять и располагать его в виде четвероконечного креста, при том так, чтобы слово ic.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

О пришествии на Русь безбожного царя Батыя и о убиении Великого Князя Георгия Всеволодича Владимирского и о поставлении на Великое Княжение в великий Новград св. Александра Невского чудотворца, л. 1059. О взятии Москвы, л. 1062. О взятии Владимира, л. 1062 об. Плач и страдание В. Князя Георгия Всеволодича и прочих с ним, л. 1070. О обретении телеси В. Князя Георгия, последи же и главу его обретоша, л. 1073. О пренесении мощей В. Князя Георгия из Ростова во Владимир, л. 1074 об. О поучении Святого Князем и боляром и всяким судиям, л. 1080 об. О пришествии некоего от западных стран ко святому Андрияна именем, и о пришествии на святого ратию нечестивого краля Римского, л. 1082 об. О видении свв. страстотерпец Бориса и Глеба, како приндоша на помощь к сроднику своему В. Князю Александру, л. 1091. О помощи Божией и о победе ратных, л. 1093 об. Чудо о ангельском пособии, л. 1097 об. Благодарение, л. 1098. О оставлении Великого Княжения Новгородского и о отшествии его во град Переславль и о пришествии паки святого на Великое Княжение в Великий Новград и о победе безбожных немцы, л. 1099. Третья победа на немцы, л. 1104. Четвертая победа на немцы, л. 1106. Пятая победа на Литву, л. 111. О хожении Ярослава Всеволодича в орду к царю Батыю л. 1113. Второе иде Ярославль в Орду, л. 1114. Михаил Черниговский, л. 1114 об. Самодержец Ярославль, л. 1115. Подвиг Ярославль, л. 1116. Преставление св. Ярослава, л. 1117. Благословение чадом 6-ти сыном, 1117 об. Слово похв. В. Князю Александру Невскому чудотворцу, л. 1119 об. О убиении богомерзкого пса Батыя царя, л. 1122 об., Пленение Неврюево, л. 1125. О пришествии послов ко святому Князю Александру Невскому от Римского папы и о истязании о вере, л. 1127 об. О численице (татар), л. 1133 об. Хожение на немцы – победа, л. 1136. О утолении мятежа и о потреблении безсермен и законопреступного Зосимы, л. 1137. Хожение Александрово (Невского) во Орду, повелением его взять бысть град Юрьев, л. 1138 об. О пострижении св. Александра Невского, л. 1140.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

В той же день и Сентября в 19-й память св. благоверного Князя Феодора Смоленского и Ярославского чудотворца и чад его Давида и Константина. Слово вкратце, л. 180–184 об. Нач. «Сей святый блаженный Князь Феодор, сын бяше Ростиславл, рекомый Черный». В 6-й день. Мучение св. и добропобедных 42-х мученик в Сирии мученных: Феодора, Константина, Каллиста, Феофила, Васоя и с ними. Сложено св. Софронием Архиепископом Кипрским, л. 186–195. Нач. «Во оно время Феофил наш царь воя избрав, на скверную Агарянскую страну излезе». Слово похв. св. 42-м мученикам, л. 195–197 об. Нач. «Аз же ваше молю множество о мучеником хвалы честний оружницы». Преподобного Исихия чудотворца, л. 198–201 об. Нач. «Предивный сей и Божий великий мученик Исихие, от самых пелен себе благочестивно учинив». В 7-й день. Житие и страсть свв. отец Епископ бывших Василия и Капитона мучившемася в Херсоне, л. 202–212 об. Нач. «Во времена гонения нечестивого царя Диоклетиана, действующу живородному христианския веры слову». В 8-й день. Мучение св. Феодорита пресвитера, мучену бывшу во Антиохии при Иулиане царе, л. 214–228 об. Нач. «Доблю и боголюбному изволению блаженного мученика Феодорита, не точно есть дивитися мужеству, крепости п терпению». В 9-й день. Мучение свв. мученик четыредесяти, иже в Севастии мученых, л. 230–241 об. Нач. «Во времена Ликиния царя, бе гонение велие на христианы и вси иже благочестивне живущии о Христе». В 10-й день. Мучение св. Кондрата и дружины его (Киприана, Дионисия, Анекта, Павла, Кристента и проч. с оной), л. 243–265. Нач. «От многих и различиных град восхищена бывше христиане во временах Декия и Улиана». Память Преп. Анастасии, л. 266–271. Нач. «Во дни Иустиниана великого царя, бяше некая жена в Византии, Анастасия именем». В той же день слово о мужи спирающемся с бесы три часы прежде смерти его, л. 272–275 об. Нач. «Поведа нам некий от отец глаголя, яко пресвитер некий прииде в монастырь и моляше игумена облещи и в святый иноческий образ». В 11-й день. Житие св. Григория Папы Римского, л. 276–280 об. Нач. «Блаженный Григорий быв Первосвятителем Римской святой Божия церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

О чудесах Преп. Александра Свирского и о преставлении его, л. 1373. Обретение мощей Преп. Александра Свирского , л. 1434 об. Нач. «В лето 7149-е, Апреля в 15-й день, в четверток цветныя недели.» В 31-й день. Слово похв. Пресвятой Богородице, на положение честного Ея пояса, л. 1435–1446 об. Нач. «Обычай убо человеческому естеству.» Сентября в 3-й день житие св. праведного и блаженного Иоанна милостивого и Христа ради уродивого Ростовского, л. 1447–1452. Нач. «В лета 7079, во дни благочестивого Государя Царя и Великого Князя Ивана Васильевича всея России.» О чудесах Преп. и Христа ради юродивого Иоанна Ростовского, л. 1449. Песни поемыя Печерской Божией Матери, л. 1453. Сказание о монастыри Пресв. Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марш честного и славного Ея Успения Печерской, в долу меж горах, л. 1455–1464 об. Нач. «От града Пскова к западу, отстоящ 40 поприщ.» Повесть о Печерском монастырь, иже в Псковской земле и о Марце Печеном, первом старце, – в ней же явлено вкратце и о чудесех от иконы Пречистый Богородицы честного и славного Ея Успения, и о избавлении града Пскова и обители Печерския от пленения в нашествие безбожного короля Литовского Стефана, л. 1465–1542. Нач. «По воскресении Господа нашего Иисуса Христа, по вознесении Его на небеса и по сшествии от Бога Отца Св. Духа на святые Апостолы.» О приходе короля ко Пскову, л. 1483. О прихождении Литовских людей к Печерскому монастырю и о победе на них, л. 1491 об. О преложении мощей начальных старцев Печерских, л. 1509. О хождении позавсту осадных людей в Печерском монастыре во Псков, ко святей и живоначальней Троице в неделю 7-ю по Пасхе, л. 1510. Нач. «По приказу священно – епископа Геннадия Псковского и Изборского, в лето 7109-е, июня в 4-й день пишет Пречистыя Богородицы Печерского монастыря игумен 1оакимъ.» Второе уложение во время глада, л. 1521. О чудесех Пречистыя Богородицы от иконы честного Ея Успения, иже во Псковской области, Печерском® монастыре, и от иконы Умиления, зовомо Владимирския (44 чуда), л. 1526.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Истор. II. 3), Симеона Столпника в Калат-Семане (I. 14) Софии в Константинополе (IV. 31) – все это такие храмы, которые имели значительные особенности в своем устройстве. Кроме Евагрия можно указать на Евсевия, который упоминает наприм., об восьмиугольной форме Антиохийского храма. (Ж. Кон. III, 5.). 193 Mothes. Die Basilikenform bei des Christen. p. 30–31 Unger. Christlich-griechische oder byzant. Kunst, p. 376. 197 Weingärtner. Ursprung und Entwicklung d. chr. Kirchengeb. p. 65 sq. Rahn. Uber den Ursprung d. christlich. Central und Kuppelbaues, p. 20–33. 200 Для объяснения круглой формы крещален Вейнгэртнер, Ран и другие сближают их с надгробными памятниками и указывают на учение христиан о крещении, как погребении ветхого человека. 205 Ibid. pl. XIII. f. 13.15. Quast. Die altchrist. Bauwerke von Rawenna, p. 4 и 5, taf. 1. Журн. мин. нар. Просв. 1876. июль. Равенна и ее древности стр. 3–6. 209 Texier. L’architecture byzantinne, р. 143–158. Сборник общ. древне-русск. искусства. 1866. Отд. II. стр. 24–26. 214 Что касается освещения, то в древности был употребителен также и классический способ, посредством отверстия вверху купола. Rahn. Uber d. Urspr. Central und Kuppelbaus, p. 53. 226 Евсевий (Жизнь Констант. кн. III 41 и 43) о форме этого храма говорит довольно спутанно. Бордосский пилигрим называет здание на горе Елеонской базиликою. По всей вероятности здесь было два здания и одно из них, которое Евсевий называет «памятником», имело круглую форму. Указания на такую форму есть у Кирилла иерусалимского и Иеронима. 227 Евсевий. Жизнь Конст. кн. III. 5. Похв. 9. Говорит об этом храме также Евагрий (Церк. ист. VI. 8) – в частности о ее куполе, который был поврежден землетрясением в 526 г. 233 Антонин называет этот храм базиликою Иоанна Предтечи: – ibi basilica est sancti Joanni Baptistae, et ipse puteus est ante cancellos altaris Itin. Ant. Plac. Migne Patr. Cur. t. LXXII c. 901. 235 Vogue. Les eglises de la terre sainte, p. 357. Олесницкий. Святая Земля. Труды киев. акад.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010